45+ советов подросткам на будущее, о которых не знали ваши родители

Рассеянность дома

Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.

Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.

Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:

Время Действие

07:00 — 07:05 Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20 Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35 Завтрак
07:35 — 08:00 Сборы в школу
08:00 — 08:30 Дорога в школу
08:30 — 13:05 Уроки
13:05 — 13:30 Дорога домой
13:30 — 13:40 Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00 Обед
14:00 — 16:00 Свободное время, секции
16:00 — 18:00 Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30 Ужин
18:30 — 20:00 Свободное время
20:00 — 21:00 Подготовка ко сну
21:00 — 07:00 Ночной сон

Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.

Общие Проблемы При Воспитании Подростка

Воспитание подростка — непростая задача. Будут споры, драки, хлопанье дверьми и многое другое, поскольку это неотъемлемая часть подросткового возраста, и вам нужно найти способ справиться с этими проблемами.

Упрямство

Вы можете посоветовать своему подростку привести в порядок свою комнату. Однако они редко подчиняются и проявляют упорство. В это время вам нужно поставить ногу и заставить их это сделать. Они могут чувствовать себя плохо в течение первых нескольких попыток, но постепенно они могут понять, почему и начать делать это сами.

Проверка пределов

Подростки склонны испытывать удачу и проверять пределы возможностей. Это может быть ваша мягкость по отношению к ним или выполнение их задач по их усмотрению. Они могут поссориться с вами, если вы откажетесь от ночевки. Не позволяйте вещам выходить из ваших рук; если вы чувствуете, что они испытывают ограничения, твердо скажите им, каковы ваши ожидания, и дайте им понять, что они должны придерживаться плана.

Сравнения

Подростки склонны сравнивать свою жизнь с жизнью своих друзей. Они могут видеть только то, что видно невооруженным глазом, и полагать, что их друзья живут без ограничений. Всякий раз, когда ваш ребенок пытается сравнить себя с другими, скажите им, что в каждой семье есть свои правила дома, которые необходимо соблюдать. Также расскажите им, как они не видят общей картины.

Вспыльчивость

Это может быть изменение гормонов или их природа. Подростки, как правило, вспыльчивы и срываются при малейшем несогласии. Не позволяйте этому случаться часто. Прекратите с ними разговаривать и выйдите из комнаты. Если они последуют за вами, скажите им, что вы готовы говорить, только когда они успокоятся и начнут говорить с уважением.

Борьба за власть

Как только дети достигают подросткового возраста, они чувствуют себя взрослыми. Однако, как родители, вы знаете, насколько они могут быть наивными. Будет борьба за власть. В такие моменты не вступайте с ними в спор и не говорите им, насколько они неправы. Установите определенные ограничения и научите их уважать пространство и свободу людей, как они хотели бы, чтобы кто-то уважал их.

Подростковый возраст — непонятное время, когда ваши дети могут не знать, как двигаться вперед, но слишком горды, чтобы признать это. Ваш долг как родителей — дать им свободу выражать свое мнение, не опасаясь осуждения. Не будьте авторитарны и не слишком строги , так как это может иметь неприятные последствия и привести к тому, что ваш подросток станет бунтовщиком и выберет неправильный жизненный путь. Воспользуйтесь упомянутыми выше советами, и они помогут им безопасно и позитивно ориентироваться в подростковом возрасте.

Частые ошибки родителей, когда подросток не хочет учиться

К сожалению, многие родители воспринимают в штыки несерьезное отношение подростка к учебе. Ниже мы расскажем о самых частых ошибках, которые допускают родители в этом вопросе.

Разговоры на повышенных тонах. Подростки, в большинстве случаев, считают себя уже взрослыми

Вы можете себе представить, что будете кричать на взрослого собеседника, если он скажет, что образование не важно? Главное в беседе с подростком — сохранять спокойствие и вести аргументированный диалог

Чрезмерный контроль. Если вы начнете силой заставлять ребенка делать уроки, проверять домашние задания, следить за каждым его действием, то это не только вызовет еще более негативное отношение к учебе, но и испортит ваши отношения.

Домашний арест. Пока не начнешь учиться — никаких прогулок с друзьями! Такие крайности отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка и ухудшают отношения с родителями.

Запрет заниматься внеучебной деятельностью. Например, когда родители запрещают детям посещать тренировки или другие занятия, пока они не исправят оценки. Тогда в голове у подростка точно возникнет негативная установка, что из-за учебы его лишают любимого дела.

Профилактика

  • Создайте малышу свободное пространство, необходимое для того, чтобы полностью сосредоточиться на одном деле.
  • Не нужно таскать ребенка из одного кружка в другой, даже если предложения кажутся вам очень интересными.
  • Не следует недооценивать время, необходимое ребенку для переработки своих впечатлений. Поведение детей при этом бывает очень разным: некоторые проговаривают ситуации, другие обдумывают их про себя, так что кажется, будто они целый день только тем и занимаются, что мечтают.
  • У детей свое отношение ко времени. Если вы будете учитывать это при планировании своего дня, вы поможете ребенку избежать стрессовых ситуаций.
  • Не прерывайте то занятие, в которое погрузился ребенок. Предупредите его о необходимости смены занятия заранее, чтобы он мог свыкнуться с этой мыслью.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Как научить ребёнка выражать и отстаивать мнение

Ассертивность — не врождённые, а приобретённые качества. Вот несколько советов от психолога как научиться этому комплексу мягких навыков. 

1. Воспитывайте в самостоятельности

Важная составляющая становления ребёнка как смелой и уверенной в себе личности — самостоятельные решения. Не лишайте его этой возможности. 

Это выражается даже в мелочах. С детства переводите ребёнка в режим «самостоятельности»: самому завязать шнурки, самому решить, какого цвета футболку надеть, самому налить себе суп из кастрюли. По мере взросления ребёнка предоставляйте ему чуть больше свободы и автономности действий, чем раньше. Постепенно продолжайте снижать уровень контроля.

2. Разрешайте быть не согласным

Примите тот факт, что у ребёнка может быть собственное мнение. Если в семье ребёнку разрешают проявлять свои взгляды и озвучивать мнения, впоследствии он скажет «нет» угождению другим взрослым и сверстникам.

Если ребёнок стеснителен, поощряйте его высказываться и демонстрируйте, что его мнение так же важно, как и мнение остальных членов семьи. Часто родители думают, что только их решения могут быть правильными и эффективными

Но безапелляционное отметание мыслей ребёнка не сделает его ассертивным. Неповиновение следует уважать и обсуждать, а не молча пресекать.

3. Валидируйте страх

Страх — это абсолютно нормальное чувство. Если ребёнок боится возразить учителю или выступить с презентацией перед всем классом — это тоже нормально. Как отмечают психологи, страх — это чувство, которое возникает у каждого человека, ощутившего угрозу безопасности. Не ругайте ребёнка за проявление естественной реакции.

4. Объясните, что взрослые бывают не правы

В социуме есть такая установка: «старших нужно уважать». Психологи сходятся во мнении, что это правило устарело и не подходит современному поколению.

Сегодня дети и подростки уважают не за возраст, а за реальные достижения. Каждому учителю нужно сначала заслужить уважение класса поступками, манерой подачи материала и поведением, а не требовать его по умолчанию.

Учите ребёнка, что взрослые тоже могут ошибаться и быть не правы. Так ребёнок не будет бояться вступать с учителями в дискуссию или не соглашаться с теми, кто старше. 

5. Укрепляйте самооценку

Дети с высокой самооценкой знают, как отстаивать свои права. Убедитесь, что ребёнок не сомневается в памяти: если ему кажется, что он что-то помнит — не нужно ставить это под сомнение словами «не уверен… точно не помню, но…». Регулярно поощряйте сына или дочь и не сравнивайте с другими детьми. 

Мы становимся увереннее и начинаем ценить себя, когда получаем поддержку и оказываем её тем, кто в ней нуждается. Проследите за собой: бывают ли ситуации, когда вы необоснованно критикуете ребёнка и обесцениваете его старания? 

6. Воспринимайте ребёнка как смелого и уверенного

Даже если вам кажется, что он ещё не такой. Окружающие люди часто «зеркалят» нам наши представления о них: если мы считаем, что человек недостаточно смелый, он предстаёт перед нами как трус.

Чаще делайте ребёнку комплименты, которые укрепят ассертивность: искренне говорите, какой он храбрый и уверенный. Если ребёнок чувствует, что его мнение ценится, что он имеет право на «нет», что он может возразить, что он может высказаться — он быстрее и успешнее развивается как личность.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Почему важно учить и учиться концентрации внимания

Есть люди с диагнозом умственной отсталости, которые становятся гениями в определенной сфере. Вспоминается Форрест Гамп – главный герой  фильма Роберта Земекиса (кстати, у этого героя есть реальный прототип). Страдая лёгкой степенью умственной отсталости, он, тем не менее, смог добиться выдающихся успехов в разных сферах жизни

Помните, как у него это получалось? Просто он всё своё внимание без остатка отдавал тому, чем занимался в данный момент, ни о чём больше не думая и ни на что больше не отвлекаясь. И этого было достаточно!

Успех во всех наших делах зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо мы можем концентрировать своё внимание на решаемой задаче или проблеме: как долго и настолько чётко мы можем удерживать её в фокусе нашего сознания, ни на что больше не отвлекаясь

Правильное питание

Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.

Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Стресс и жизнестойкость

По мере взросления все дети так или иначе сталкиваются со стрессом. И родители, как бы они ни старались, не могут защитить детей от трудностей. Может случиться что угодно: болезнь, переезд в новый район, травля в школе или в интернете, потеря друзей или ссоры родителей. Все эти проблемы, возможно, покажутся взрослым незначительными, но для ребенка они огромны.

Природная жизнестойкость помогает детям ориентироваться в этих ситуациях. Когда у детей есть навык противостоять проблемам и прорабатывать их, они понимают, что смогут пройти через трудности. И чем чаще они справляются самостоятельно, тем сильнее верят в свои силы.

Почему подросткам трудно проявлять любовь и уважение к родителям?

Изменения личности ребенка.

В каждом возрасте свои требования и нормы поведения и ребенок- подросток не может быть таким же как в детстве, но еще и не может понять как нужно себя вести. Да, на ребенка- подростка обрушивается сразу множество изменений, к которым он даже был возможно не готов и не знал об их существовании. Возможно, в какой- то мере это упущение родителей. Ведь именно родители должны подготовить своего ребенка к изменениям в характере, поведении, смене настроения и дать ему руководство как себя вести.
Как отмечалось в одной статье то именно родители должны дать своему ребенку половое воспитание и привить нормы нравственности. Именно они должны показать ребенку что его ждет в этом подростковом периоде. Если этого не было, то проблем будет больше. Ведь объяснять подростку что с ним происходит когда он уже в процессе изменений и ему самому непросто. Конечно, родители тоже очень много делают для воспитания своего чада, но все нужно по возможности делать вовремя.
Ребенок начинает формировать свое мнение по разным вопросам, начинает его озвучивать и отстаивать. Если раньше он не ставил авторитет родителей под сомнение и доверял им на 100%, то сейчас он все подвергает анализу и критике. Ребенок начинает стремиться к самостоятельности и нарушает ранее установленные для него границы, чтобы установить свои. Он считает, что родители слишком строги и выбирает свою линию поведения. Конечно, то что вы вложили в маленького ребенка в нем и останется, но подросток начинает анализировать происходящее самостоятельно и это нормально. Поэтому если вам кажется что ваш ребенок не проявляет к вам любовь и уважение, то может быть то совсем не так.

Родители не проявляют гибкости.

Некоторые родители относятся сами неправильно к уже выросшему ребенку. Их сильный родительский инстинкт не дает им хоть немного ослабить режим контроля и это конечно создает проблемы. Родители по привычке обращаются с подростком как с маленьким ребенком, даже не замечая этого. Они думают. Что их ребенок еще слишком неопытен и что мир таит в себе слишком много опасностей и продолжают оберегать свое чадо ото всего.

СМИ и окружающие.

К сожалению, во многих популярных телесериалах не видно проявления уважения к родителям. Такие сериалы полны сарказма и протестов к родительскому авторитету: родителям дают прозвища, нарушают их требования и грубо разговаривают. Например, часто подростки ведут себя неуважительно в школе по отношению к учителям и строят против них какие- то западни. Это все преподносится интересно и увлекательно, а самое главное- безобидно, поэтому подросток просто хочет получить такие же эмоции как и на экране телевизора. Также видно, что родители могут сами поощрять своих детей продолжать в том же духе, например, если не наказываю их за проступки и делая вид что ничего не произошло.
В школе и на улице тоже нормы морали стали не модными и те кто стараются поступать правильно выглядят как белые вороны. У подростков же очень сильна тяга быть признанным и принятым в определенный круг общения и они всеми силами будут подстраиваться под своих сверстников

К сожалению, здесь родители тоже могут упустить из виду важность благотворного общения. Некоторые родители не интересуются друзьями свои детей и не объясняют опасность плохого общения и детская психика, которая очень поддатлива, просто оказывается под нехорошим влиянием без особого труда.
Итак, как видно есть серьезные негативные факторы, которые могут разрушить любовь и уважение к родителям

К сожалению, не модно проявлять любовь и уважение к родителям. Поэтому встает вопрос а как же сохранить эти семейные ценности? Что могут предпринять и сами родители и дети?

Общение среди подростков: нюансы и проблемы

Социальное общение подростка включает в себя общение со сверстниками. Именно общение в своей среде и своей возрастной группе в наибольшей степени способствует социализации, формированию навыков коммуникаций, совместной деятельности, поиска компромисса. Социализация и навыки общения во многом предопределяют успех во взрослой жизни, причем даже в большей степени, чем набор знаний и школьные оценки.

Все вышеперечисленное отвечает на вопрос «Почему общение со сверстниками так важно для подростков?»

Теперь давайте посмотрим, каковы же основные нюансы и особенности общения среди подростков, и какие проблемы в этом видят родители .

Нюансы и проблемы общения в подростковой среде:

  • Время самоопределения – подростки «прощупывают» границы дозволенного, определяют собственную модель поведения с разными людьми, пробуют разные социальные роли.
  • Приоритет общения со сверстниками – мнение ровесников становится референтным в отличие от более раннего детства, когда главными во всем были родители.
  • Присоединение к группе – тинейджер стремится «примкнуть» к компании по интересам или просто по месту жительства.
  • Интерес к противоположному полу – в особо серьезных случаях все остальные интересы отходят на второй план.
  • Не всегда удачное общение – буллинг и травля в сложных случаях, игнорирование со стороны сверстников, мнимое или действительное.

На последнем пункте стоит остановиться чуть подробнее

Важно провести четкую границу между нарушением закона и, скажем так, некоторым недопониманием в коллективе. Если речь идет о побоях, отъеме денег и вещей, тут следует без промедления обращаться в правоохранительные органы, написать заявление, снять побои и произвести прочие процессуальные действия

Преступление нельзя оставлять безнаказанным, и учителя тут не помощники, потому что они всегда будут блюсти «честь мундира» и стремиться «замылить» ситуацию, в том числе из страха перед великовозрастными здоровяками-старшеклассниками, которые, в случае чего, могут ограбить и учительницу, а не только детей из младших классов.

Если речь идет о каких-то обидах на друзей или одноклассников, тут следует научить подростка проводить внятную границу между «его обидели» и «он обиделся». Условно говоря, если человеку сказали «Ты толстый», то обидели его. А если в его присутствии рассказали анекдот про толстую мышку, идущую к холодильнику и игнорирующую маленький кусочек сыра в мышеловке, следует объяснить ребенку, что не стоит такой юмор принимать на свой счет и обижаться. В конце концов, окружающие не виноваты в его проблемах с обменом веществ и не обязаны теперь фильтровать каждое слово, дабы оно всуе не показалось обидным.

В целом, проблема травли в подростковых коллективах – это отдельная тема для разговора. Всем, для кого это почему-либо актуально, советуем почитать статью «Психология подросткового возраста: проблема буллинга» .

Относительно проблем помельче, таких как слишком большое (с точки зрения родителей) количество времени, проводимого в компании сверстников, слишком ранний интерес к противоположному полу или страх, что ребенок свяжется с компанией наркоманов, стоит заметить, что не просто так педагоги и психологи советуют осознанно воспитывать ребенка с первых дней его жизни.

У получившего правильное домашнее воспитание тинейджера уже к 12-13 годам формируются свои собственные осмысленные принципы, что такое хорошо, а что плохо, что допустимо, а что нет. Но для этого с самого раннего детства у ребенка должна быть определенная адекватная возрасту свобода действий, своя зона ответственности за выполнение данных ему поручений, возможность выбора друзей, занятий по интересам и т.д.

В противном случае сомнительные компании и наркотики станут просто формой протеста против мелочных ограничений и бесконечных указаний, какую одежду по сезону надеть, каким спортом заниматься, в какой последовательности делать уроки по различным предметам и прочего, что подросший человек в состоянии решить сам.

Девиантное или отклоняющееся поведение подростков – это тоже отдельная и весьма обширная тема. Желающим знать больше и наладить общение с таким подростком можем порекомендовать материал «Причины и профилактика девиантного поведения подростков» . А мы затронем еще один важный аспект общения в подростковой среде.

Типичное Поведение Подростков

Для маленького ребенка вы являетесь его образцом для подражания, и он делится с вами каждой мелочью. Однако в подростковом возрасте они начнут доверять друзьям больше, чем кому-либо, и станут более эгоистичными.

Хотя в некоторых аспектах они действуют ответственно, они могут быть упрямыми и иногда устраивать истерики. Кроме того, между вами и ними может возникнуть конфликт мнений.

Если ваш подросток предпочитает проводить больше времени со своими друзьями и скрывать от вас некоторые аспекты своей жизни, не унывайте, это совершенно нормально. Это может причинить вам боль, но позвольте им понять это постепенно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: