Метафора

Содержание

Метафора — это фигура речи, которая используется для сравнения двух вещей, которые не похожи друг на друга, но имеют что-то общее. В отличие от сравнения, где две вещи сравниваются напрямую, используя подобно или же в качестве, сравнение метафор более косвенное, обычно делается путем констатации чего-то является что-то другое. Метафора очень выразительна; его не следует понимать буквально. Возможно, вам придется немного поработать, чтобы найти смысл в метафоре.

Например, река и слезы не очень похожи. Один из них представляет собой водоем в природе, а другой может создаваться нашими глазами. Однако у них есть одна общая черта: оба представляют собой текучую воду. Метафора использует это сходство, чтобы помочь писателю сформулировать мысль:

Слезы текли по ее щекам рекой.

Поскольку река намного больше, чем несколько слез, эта метафора — творческий способ сказать, что человек много плачет. Слез столько, что они напоминают писателю реку.

Метафоры помогают писателям и поэтам сделать точку зрения более интересной. Они также помогают читателю увидеть что-то с новой точки зрения. Например, описав слезы как реку, писатель нашел творческий способ описать, насколько велика была грусть девушки, и помог читателю увидеть сходство между слезами и рекой, которое они, возможно, не замечали раньше. Это делает чтение более увлекательным и интересным.

Примеры оригинальных метафор

Наконец, вот краткий список примеров оригинальных метафор, чтобы дать вам представление о том, как вы могли бы придумать свои собственные метафоры.

Она так сильно рыдала, что ее слезы вскоре превратились в фонтан.

Лес был пышным изумрудным океаном, ждущим, чтобы его исследовали.

Его глаза сияли яркими бриллиантами, выводя меня из тьмы.

Собеседование было последней битвой, и она была готова к победе.

Он не мог представить себе мир без нее: она была его страстью, его надеждой.

Я начал тонуть в море воспоминаний.

Надежда — это последний затяжной огонек свечи.

Когда она бежит, она превращается в гепарда, преследующего свою добычу.

Подразумеваемые метафоры

В то время как простые метафоры проводят прямое сравнение двух вещей, говоря, что одна вещь является с другой стороны, не все метафоры так легко понять. Подразумеваемые метафоры не указывают напрямую на один из сравниваемых объектов. Вместо этого они описывают один предмет теми словами, которые вы обычно используете для описания другого. Например:

Девушка преследовал ее брат, прежде чем наконец наброситься на свою добычу.

В данном случае девушку описывают как нечто иное, но что это? Слово преследовал и фраза наброситься на свою добычу дать подсказку. Эти слова часто используются для описания хищных животных, таких как тигр или лев. Описывая девушку таким образом, автор косвенно сравнивает девушку с большой кошкой, но на самом деле не выходит и не говорит этого.

Подразумеваемые метафоры бывает трудно понять, когда вы впервые узнаете о них, поскольку они должны доверять своему воображению, чтобы понять, о чем идет речь. Этому навыку можно научиться со временем, но для большинства детей лучше всего начинать с прямых метафор для практики.

Разновидности

Нередко возникают трудности с тем, как определить данный литературный прием и отличить его от других. Определить метафору можно по наличию:

  • подобия по пространственному расположению;
  • подобия по форме (шляпка женщины – шляпка у гвоздя);
  • схожести внешней (швейная игла, игла ели, игла ежа);
  • переноса какого-либо признака человека на предмет (немой человек – немое кино);
  • подобия цвета (золотое колье – золотая осень);
  • схожести деятельности (горит свеча – горит лампа);
  • подобия положения (подошва сапога – подошва скалы);
  • схожести человека и животного (баран, свинья, осел).

Все вышеперечисленное является подтверждением того, что это скрытое сравнение. Предложенная классификация указывает, какие бывают виды метафор в зависимости от схожести понятий.

Важно! Художественный прием имеет свою специфику в разных языках, поэтому по значению может отличаться. Так, «осел» у русских людей ассоциируется с упрямством, а, например, у испанцев — с трудолюбием.. Выразительное средство классифицируют по различным параметрам

Предлагаем классический вариант, который существует еще с античности

Выразительное средство классифицируют по различным параметрам. Предлагаем классический вариант, который существует еще с античности.

Метафора может быть:

  1. Резкая – на основе сравнения разных, почти несовместимых понятий: начинка высказывания.
  2. Стертая – та, которая не расценивается как фигуральный оборот: ножка стола.
  3. Иметь вид формулы – подобно стертой, но имеет более размытые грани фигуральности, нефигуральное выражение в этом случае невозможно: червь сомнения.
  4. Реализованная – при использовании выражения не учитывается его фигуральный смысл. Часто реализуется комическими высказываниями: «Я вышел из себя и вошел в автобус».
  5. Развернутая метафора – оборот речи, который строится на основе ассоциации, реализуется на протяжении высказывания, распространен в литературе: «Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими…». В поэзии тоже занимает особое место: «Вот охватывает ветер стаи волн объятъем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы…» (М. Горький).

В зависимости от степени распространенности бывают:

  • общеупотребительные сухие,
  • общеупотребительные образные,
  • поэтические,
  • газетные образные,
  • авторские образные.

Метафора в литературе

Что такое аллегория?

Аллегория представляет собой общую точку зрения на общество или человеческую природу в истории. Различные персонажи которой могут представлять реальные фигуры или олицетворения абстрактных идей.

Иногда ситуации в рассказе могут повторять истории из истории или современной жизни. Без явного указания на эту связь. Слово “аллегория” берет свое происхождение от латинского “аллегория”, что означает говорить, подразумевая что-то другое.

Общие типы аллегорий включают библейскую аллегорию, классическую аллегорию, политическую аллегорию и современную аллегорию. Связанные фигуры речи включают притчи, басни и сказки.

Примеры употребления метафоры в литературной речи

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения активно применяются в художественных произведениях. Причем для многих авторов именно метафоры становится эстетической самоцелью, порой полностью вытесняя первоначальное значение слова.

В качестве примера литературные исследователи приводят в пример известного английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Для него нередко важен не житейский исходный смысл конкретного высказывания, а приобретаемое им метафорическое значение, новый неожиданный смысл.

Для тех читателей и исследователей, кто был воспитан на аристотелевском понимании принципов литературы, это было непривычно и даже непонятно. Так, на этом основании не признавал поэзию Шекспира Лев Толстой. Его точки зрения в России XIX века придерживались многие читатели английского драматурга.

При этом с развитием литературы метафора начинает не только отражать, но и сама творить окружающую нас жизнь. Яркий пример из классической русской литературы — повесть Николая Васильевича Гоголя «Нос». Нос коллежского асессора Ковалева, отправившийся в собственное путешествие по Петербургу, это не только гипербола, олицетворение и сравнение, но и метафора, которая придает этому образу новый неожиданный смысл.

Показателен пример поэтов-футуристов, творивших в России в начале XX века. Их главной целью было максимально отдалить метафору от ее первоначального смысла. Такими приемами часто пользовался Владимир Маяковский. Пример, заглавие его поэмы «Облако в штанах».

При этом после Октябрьской революции употреблять метафору стали намного реже. Советские поэты и писатели стремились к ясности и прямолинейности, поэтому необходимость в употреблении слова и выражения в переносном смысле отпала.

Хотя совсем без метафоры представить себе художественное произведение, даже советских авторов, невозможно. Слова-метафоры встречаются практически у всех. У Аркадия Гайдара в «Судьбе барабанщика» можно встретить такую фразу — «Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто».

В советской поэзии 70-х годов Константин Кедров вводит в оборот понятие «метаметафора» или как ее еще называют «метафора в квадрате». У метафоры появляется новая отличительная черта — она постоянно участвует в развитии литературного языка. А также речи и самой культуры в целом.

Для этого метафоры постоянно употребляют, рассказывая о новейших источниках знаний и информации, используют ее для описания современных достижений человечества в науке и технике.

Какие бывают метафоры?

В современном языкознании различают два вида метафор: диафору и эпифору.

Диафора (резкая метафора) — это метафора, в которой объединяются очень контрастные понятия. В таких метафорах ясно заметна фигуральность, они являются более образными. Само слово на древнегреческом обозначает «спор».

Метафора «Цветок Луны»

Примеры диафоры: “цветок луны”, “медоточивые уста”, “лить бальзам на душу”. Видно, что понятия для сравнения взяты из разных сфер, поэтому такие высказывания нельзя воспринимать буквально, но в контексте произведения их смысл станет ясным, добавив тексту выразительности и красоты.

Эпифора (стёртая метафора) — это привычное выражение, часто клишированное, которое мы уже не всегда воспринимаем как метафорическое. Например: “лес рук”, “как по маслу”, “прирасти к месту”.

Метафора «Лес рук»

К эпифоре близка метафора-формула — ещё более стереотипная конструкция, которую уже вряд ли возможно сделать нефигуральной. Примеры: “ручка двери”, “носок ботинка”, “еловая лапа”. Метафоры также различаются по составу на развёрнутые и простые:

Простые метафоры состоят из одного слова, использованного в переносном значении, или фразеологизма: “сводить концы с концами”, “твои глаза — океан”.

Метафора «Твои глаза — океан»

Развёрнутые метафоры — это целые фразы или даже абзацы, в которых одна метафора влечёт за собой целую цепочку других, связанных друг с другом по смыслу. Эти примеры можно найти в любом произведении классиков. Например, всем известные с детства строчки стихотворения: «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком…»

Примеры олицетворения в разных источниках

Олицетворение может встречаться в пословицах, баснях, художественных текстах, текстах песен и даже заданиях по русскому языку. Разберём на конкретных примерах, что такое олицетворение и как грамотно использовать его в тексте.

Примеры олицетворений в пословицах и поговорках

Пословицы и поговорки – настоящий кладезь олицетворений. Наши предки очень часто использовали одушевления для передачи своего жизненного опыта будущим поколениям.

Примеры олицетворений в баснях

В баснях Крылова олицетворения встречаются почти во всех строфах. Вот, например:

«Стрекоза и Муравей»:

«Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела: Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листкомБыл готов и стол и дом.»

Примеры олицетворения в литературе

Олицетворение в литературе встречается чаще всего. Без него стихотворения и проза были бы слишком скучными, лишились бы ярких образов.

Яркие примеры олицетворений в литературе чаще всего встречаются в стихотворениях о природе.

«Устало все кругом: устал и цвет небес,И ветер, и река, и месяц, что родился,И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,И жёлтый тот листок, что наконец свалился.

Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты,О жизни говоря незримой, но знакомой…О ночь осенняя, как всемогуща тыОтказом от борьбы и смертною истомой!»

А. Фет «Устало всё кругом»

В стихотворениях Ф. Тютчева смешиваются метафоры, аллегории и олицетворения:

«Пусть сосны и елиВсю зиму торчат,В снега и метелиЗакутавшись, спят.»

Ф. Тютчев «Листья»

У И. Бродского встречаются олицетворения, приписываемые телу:

«Правильно! Тело в страстях раскаялось.Зря оно пело, рыдало, скалилось.В полости рта не уступит кариесГреции древней, по меньшей мере»

И. Бродский «1972»

Примеры олицетворений встречаются в стихах Владимира Маяковского:

«В сто сорок солнц закат пылал,в июль катилось лето,была жара,жара плыла —на даче было это.Пригорок Пушкино горбилАкуловой горою,а низ горы —деревней был,кривился крыш корою»

В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Чтобы закрепить пройдённый материал, найдите олицетворения в стихотворении: 

«Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!Что ищет он в стране далёкой?Что кинул он в краю родном?..Играют волны — ветер свищет,И мачта гнётся и скрипит…Увы! он счастия не ищетИ не от счастия бежит!Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой…А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!»

Показать ответ

М.Ю. Лермонтов «Парус»

Характеристика

Несмотря на разницу формулировок в разных словарях, все толкования едины в том, что метафора – это оборот речи в переносном смысле на основе схожести. Слово имеет греческие корни и обозначает «перенос», «переносное значение». Это могут быть отдельные словоформы либо словосочетания, а иногда и предложения, которые используются в непрямом значении. Перенос чаще всего основан на схожести свойств, признаков, внешних проявлений, действий.

Механизм формирования метафоры состоит из трех этапов:

  • сравнение,
  • сопоставление,
  • выделение общего.

Необходимо выделить схожие черты двух понятий. Так, понятие «зеркало реки» возникло как результат сравнения речной воды с зеркалом, в котором отражаются разные предметы. Происходит сопоставление общих черт, по которым вода похожа на зеркало. В связи с этим появилось понятие — скрытое сравнение.

Важно! Сравнения и метафоры не являются тождественными понятиями. Во втором случае выражаются традиционные, устоявшиеся схожие признаки.. Метафора в литературе

Метафора в литературе

Теории

Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых разных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и так далее.

Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на

  1. Номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии.
  2. Образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка.
  3. Когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию.
  4. Генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.

Мне снилась осень в полусвете стёкол,Друзья и ты в их шутовской гурьбе,И, как с небес добывший крови сокол,Спускалось сердце на руку к тебе.Но время шло, и старилось, и глохло,И, поволокой рамы серебря,Заря из сада обдавала стёклаКровавыми слезами сентября.

Борис Пастернак, 1928

Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.

В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.

Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.

Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).

Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе. Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».

Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений».

Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, был Ш. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.

Функции метафоры.

Создатели красочных иносказаний – поэты, писатели, журналисты. Однако образные речевые обороты привлекают исследователей из разных научных направлений: риторики, философии, логики, лингвистики, когнитивной психологии, кинематографии. Люди, владеющие искусством образной речи, считаются прекрасными собеседниками или рассказчиками. Они умеют говорить на чистом языке без повторений, банальщины или «словесного мусора» и буквально гипнотизируют слушателей своими словами.

Кроме определения метафоры лингвисты также описывают ее функции. В 1992 году доктор филологических наук, профессор Харченко В. К. опубликовала научное исследование, согласно которого есть 15 функций метафорических оборотов. Остановимся на пяти основных:

  1. Информативная – цель передать информацию подробно и фигурально.
  2. Стилеобразующая – принимает участие в построении узнаваемого литературного стиля.
  3. Текстообразующая – используется для усиления образа, особенно отслеживаются в лирических стихотворениях.
  4. Жанрообразующая – участвует в создании того или иного жанра.
  5. Эмоционально-оценочная – создает фон произведения, помогает автору передать свое отношение к ситуации, герою или его поступкам.

Самые цитируемые мастера метафорических оборотов – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В. Маяковский. Но не только классики славятся образной речью. Современные авторы активно применяют эти приемы в своих творениях. Автор книг о «Гарри Поттере» Джоан Роулинг поведала, что болезнь профессора-оборотня Люпина в переносном значении указывала на ВИЧ. А деление на маглов (простых людей), грязнокровок и чистокровных волшебников метафорически описывает ксенофобию.

Как отличить метафору от других стилистических средств языка?

Чтобы понять суть термина полностью, попытаюсь сравнить его с другими видами стилистического украшения речи.

Метафора и эпитет

Эпитет – это прием, «разукрашивающий» слова для передачи более полного описания предмета или события, а также для создания атмосферы происходящего. Отличить метафору от эпитета просто, первая должна подменять истинное значение слова, второй дополняет это значение. При этом эпитеты могут входить в состав метафоры, а метафора не может входить в состав эпитета.

Метафора и сравнение

Сравнение этих фигур может быть сложнее, так как обе используются в качестве подмены предмета другим для более яркого описания, однако отличить их легко при анализе. Сравнение дополняет одно прямое значение слова другим прямым значением слова с целью раскрытия сути значения явления или предмета. При использовании этой фигуры, в отличие от метафоры, речь будет содержать и прямое значение и дополняться сравнительным оборотом. Цель метафоры же полностью заменить прямое значение выражения или слова.

Метафора и олицетворения

Сказать, что олицетворение является частным случаем метафоры можно, но это не совсем так, ведь олицетворение не подменяет понятие, с целью углубиться в суть вопроса, а только наделяет живыми чертами неживые предметы и явления. Когда в речи происходит описание неживого предмета глаголами или существительными, свойственными только живому существу – это и называется олицетворение.

Метафора и гипербола

Гипербола – это количественная стилистическая единица речи. Она используется для истинного или ироничного увеличения предмета или явления для раскрытия эмоционального отношения автора к нему. В сравнении с метафорой, гиперболу также легко отличить за присутствие прямого значения объекта в предложении, где она используется.

Чем отличается метафора от эпитета

Оба понятия относятся к тропам. Этим термином называют образные языковые средства для придания яркости и выразительности. Они применяются в литературных произведениях и в разговорной речи. При этом слова употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Иногда эпитеты используют как часть развернутой метафоры.

При этом для данных приемов характерны определенные отличия. Так, эпитет представляет собой образное определение. Его применяют для яркого выделения или эмоциональной характеристики явления и предмета. Чаще всего для этой цели используют прилагательные. Однако иногда могут применяться наречия, существительные или причастия.

Основой метафоры считается сравнение признаков, ассоциации и аналогии. Эта конструкция считается синтаксически целой. При этом в ее структуру могут входить различные части речи, которые взаимосвязаны по смыслу друг с другом.

Типы метафоры

Номинативная метафора

Это средство создания новых терминов, предназначена для образования имён предметов, ещё не имеющих собственного наименования.

Например:

  • спутник Земли;
  • застёжка-молния;
  • ножка стола;
  • носик чайника;
  • нос корабля (сходство предметов по форме и расположению;
  • ручка чашки;
  • глазок двери;
  • подошва горы;
  • спинка стула;
  • роза ветров;
  • глазное яблоко;
  • белок глаза
  • лисички (сорт грибов)
  • зонтик (тип соцветия) и др.

“Метафорная свежесть” таких наименований существует лишь в момент номинации. Постепенно внутренняя форма метафоры “угасает”, связь с соответствующим объектом утрачивается.

Когнитивная метафора

Метафоризация значения признаковых (предикатных) слов порождает этот вид метафоры, который имеет познавательную ценность, так как с её помощью человек может постичь абстрактное понятие, исходя из конкретного. Например: встать стеной, тупая боль, острый ум, колючий ответ и т. п.

Согласно концепции Н. Д. Арутюновой из средства создания образа когнитивная метафора превращается в способ формирования недостающих языку значений.

Образная метафора

Метафоризация может сопровождаться синтаксическим сдвигом: существительное переходит из именной позиции в предикатную.

Например: Собакевич был настоящий медведь; он такой заяц, всего боится и т. п. Метафора этого типа имеет целью индивидуализацию или оценку объекта. Образная метафора способствует расширению синонимических средств языка, ведёт к появлению новых синонимических связей (пугливый и заяц).

Концептуальная метафора

Этот тип уже понимается как способ думать об одной области опыта через призму другой, например, выражение “любовные отношения зашли в тупик” можно интерпретировать как реализацию концептуальной метафоры “любовь – это путешествие”.

Образы, в которых осмысливается мир, как правило, стабильны и универсальны внутри одной культуры. Несмотря на то, что образ от многократного использования метафоры стирается, связанный с ним положительный или отрицательный оттенок сохраняется.

Концептуальная метафора призвана выполнять в языке функцию формирования новых понятий-концептов на основе уже сформированных. Примеры: предвыборная машина, президентская гонка, поле деятельности.

Метафоры в произведениях русских классиков

Особое отношение к метафоре отмечается у русских классиков. Например, Ф.М. Достоевский употреблял иносказания одному ему свойственным образом, стараясь не переусердствовать. В произведениях Достоевского метафоры встречаются редко, И. Анненский и вовсе считал, что Федор Михайлович все украшательство в тексте презирал, за исключением случаев употребления лиричных слов.

Достоевский прибегает к метафорам, желая с их помощью показать персонажа с не самой лучшей стороны, рассказать читателю о том, что реальное положение дел героя несколько не соответствует тому, что он о себе мнит. Пример: «Фома Опискин был сыт одним благородством своей души!..» («Село Степанчиков и его обитатели»).

Совсем по-другому относились к метафорам Ф. Тютчев, А. Пушкин, М. Лермонтов и С. Есенин. В поэмах и прозе названных авторов метафоры нередкие гости.

Метафоры — слова, употребление которых делает русский язык образным, певучим, лиричным. Есть подобные выражения и в иностранных языках, но именно русские метафоры наиболее интересны, многие из них авторские и даже народные.

Метафоры природы

  • Снег — белое одеяло.
  • Он сияющая звезда.
  • Ее длинные волосы были струящейся золотой рекой.
  • Глаза Тома были ледяными, когда он смотрел на нее.
  • Дети были цветами, выращенными в бетонных садах.
  • Поцелуи — цветы любви.
  • Падающие снежинки — танцоры.
  • Спокойное озеро было зеркалом.
  • Ты мое солнце.
  • Луна — это белый шар.
  • Слезы текли по ее щекам рекой.
  • Впереди дорога была лентой, тянущейся через пустыню.
  • Пожертвования на благотворительность обрушились на цунами.
  • Парк был озером после дождя.
  • Солнце — золотой шар.
  • Облака — это ватные шарики.
  • Молния была фейерверком в небе.
  • Эта лужайка — зеленый ковер.
  • Звезды сверкают бриллиантами.
  • Бена вспыхнула, словно вулкан, готовый взорваться.
  • Эти лучшие друзья — две горошины в стручке.

Виды метафор

В специализированной литературе выделяют простые и развернутые метафоры. Простые подразделяются на:

  1. Резкие. Метафора возникает, когда пытаются свести воедино абсолютно никак не относящиеся друг к другу понятия и термины. Примеры: «взрыв эмоций», «цветок лица», «крылья мечты». Особенностью считается также и количественный состав метафоры, чаще всего она состоит всего из 2 слов.
  2. Стертые. Самая распространенная и употребляемая разновидность. Стертыми метафорами оперируют даже те, кто и понятия не имеет о том, что это такое за литературный прием. Примеры: «лес рук», «чтобы жизнь медом не казалась», «золотые руки», «старые обиды».
  3. Формулы. Такие метафоры, как «носки ботинок», «ножка стула», «чаша жизни» почти не поддаются расшифровке и перефразированию. Возможно, в момент их образования, метафорические формулы и были понятны каждому. Но сейчас их суть проясняется только в общем контексте, в окружении других слов, придающих метафоре смысл.
  4. Преувеличенные. Говорящий намеренно преувеличивает масштаб происходящего. Примеры: «тысяча извинений», «сто раз говорено», «семь раз отмерено», «покатился со смеху», «миллион свидетелей».

Развернутые метафоры представляют собой отдельные куски текста. Часто используются поэтами для рифмы и выражения особых свойственных только конкретному человеку мыслей. К развернутым иносказаниям прибегали Есенин, Тютчев, Фет.

Например, у Есенина встречаем: «отговорила роща золотая («золотая» – метафора) березовым, веселым языком». Ясно, что березы говорить не умеют, и никакого языка, в том числе, и веселого, у них нет. Березовый лист явно сделан не из золота. Но и именно слово «золотой» делает эту строку такой яркой и звучной.

Метафоры также могут быть:

  1. Словообразовательными. Белоручка – ничего не умеющий и ничего не желающий делать человек. Бесчеловечный – не умеющий проявлять человеческие эмоции, например, сочувствие и сострадание, поступающий не по совести. Бесхребетный – легко управляемый, ведомый, выполняющий все прихоти кого-то, не умеющий говорить «нет». Буквальный – такой, какой есть в действительности («использовать слова в буквальном смысле»). Маячить – находиться у кого-то постоянно перед глазами, на виду, там, где человека легко заметить. Нахлебник – человек, получающий в семье какие-либо блага бесплатно в силу возраста или социального положения. Сердцеед (сердцеедка) – человек, специально влюбляющий в себя множество других людей.
  2. Авторскими. Авторские метафоры в большинстве случаев также относят и к развернутым. Но особенностью исключительно авторских метафор является ограниченная их локализация – слова в переносном смысле используются в рамках конкретного произведения и почти никогда не выходят за эти рамки, не используются в повседневной жизни вне текста, созданного писателем. Пример можно взять у В. Набокова – «замшевая походка». Читателю, не знакомому с произведением, в котором было использовано это иносказание, не понятно, о какой походке идет речь – возможно, человек идет прямо, или он качается, или у него есть увечье, заставляющее подгибать ногу при ходьбе. Кроме того, использованное Набоковым выражение в быту не прижилось и если его услышит кто-либо далекий от литературного мира, то просто ничего не поймет.

Чаще всего авторские метафоры встречаются в произведениях классической мировой литературы. Но некоторые из них являются производными народного творчества, например: грозный царь, добрый молодец, дума черная.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: