Как поговорить с подростком о дружбе

Особенности в юношеском возрасте

Сложный и противоречивый период формирования самоанализа у подростка определяет то, насколько он будет успешным во взрослой жизни. Хорошая самооценка поможет нормально взаимодействовать с противоположным полом, идти к поставленным целям, добиваться успехов. Одной из особенностей этого периода является то, что у несовершеннолетних начинает падать авторитет родителей. Если сверстники видят подростка красивым, умным, веселым, то он ценит себя. Если однолетки реагируют на него негативно, то самооценка опускается вниз

Только не нужно отступать в сторону, важно помогать ребенку. В этот период детям хочется все испытать через собственный опыт

Поэтому советы должны быть очень корректными.

Рекомендации родителям

Чтобы преодолеть негативные переживания, прежде всего важно понять, почему в настоящее время взрослым так трудно отпустить подростка, позволить ему научиться самостоятельности. Во многом это связано с современными представлениями об “идеальном родителе”, который:

  • знает о своем ребенке все, ведь тот настолько доверяет ему, что личных тайн у него просто не существует;
  • всегда готов пожертвовать своими интересами, если ребенку это потребуется;
  • проводит рядом с ребенком как можно больше времени и является его лучшим другом.

Подобное восприятие родительства может привести к тому, что ребенок, воспитывавшийся в тепличной среде, окажется совершенно неприспособленным ко внешнему миру

К тому же, что не менее важно, сепарация — двусторонний процесс: не только подросток учится жить отдельно от взрослых, но и родитель заново привыкает полноценно жить самостоятельно, независимо от ребенка. 

Чтобы сепарация прошла успешно и принесла пользу обеим сторонам, необходимо принять во внимание следующие моменты

Важно не ругаться, а договариваться. Подросток еще не научился владеть эмоциями, поэтому участие мудрого спокойного взрослого просто необходимо, чтобы уладить конфликт

Когда с ребенком договариваются, он чувствует, что взрослые считаются с его мнением и чувствами, что на этапе формирования личных границ для него чрезвычайно важно.
Большую роль играют семейные традиции: воскресные прогулки или походы в кино, семейные ужины, просто совместные хобби. Это создает атмосферу спокойствия, стабильности и комфорта как для взрослых, так и для подростков.
Родители в любом случае не бросают своих повзрослевших детей. На этапе отделения и особенно важно поддержать подростков: ведь они впервые сталкиваются с внешним миром и им еще только предстоит научиться взаимодействовать с ним.

Что происходит с телом?

У девочек переходный возраст начинается в промежутке с восьми до тринадцати лет, у мальчиков — с девяти до четырнадцати. Физиологические изменения занимают от двух до пяти лет, но психологическая взрослость может наступить гораздо позже.

Раньше считалось, что «трудное» поведение подростков объясняется тем, что их мозг еще не до конца развит. Однако последние исследования показывают, что у подростков вовсе не «полусырой» мозг. По мнению нейробиологов, эволюция специально сделала его другим, чем у ребенка или взрослого.

Мозг подростка отличается особой способностью меняться под воздействием среды, и это  — «обоюдоострый меч». С одной стороны, пластичность позволяет подростку в пубертате совершить огромный прогресс в мышлении и социализации, а с другой — делает особенно уязвимым к рискованному поведению и ментальным расстройствам. 

Это связано с тем, что две очень важные области в мозге подростка расходятся в развитии. Лимбическая система, которая отвечает за эмоции, активизируется со стартом пубертата и полностью «включается» в последующие несколько лет. А префронтальная кора, центр здравомыслия и стоп-сигналов для импульсивных порывов, полностью развивается только к двадцати годам или даже позже. То есть дисбаланс сохраняется около десяти лет, пока взрослая «система противовесов» у человека еще не до конца сформировалась. 

Именно поэтому у подростков есть сложности с самоконтролем, оценкой рисков и выгоды. Префронтальная кора также участвует в способности разбираться в запутанных человеческих отношениях, отличать врагов от друзей, вливаться в различные социальные группы и выбирать партнера. Со всем этим тинейджеру тоже тяжело справляться. 

На что похожа подростковая дружба?

Хотя они, возможно, научились «хорошо играть с другими» в детстве, независимое развитие дружбы — это другое дело. Когда они были моложе, вы, возможно, устраивали игровые встречи для своих детей. Однако по мере того, как ваши дети становятся старше, вам нужно дать им некоторую свободу выбора, с кем они хотят проводить время.

Когда дети переходят в среднюю и старшую школу, они начинают самостоятельно формировать и поддерживать отношения и строить планы со своими друзьями, говорит Кэтрин Рейнольдс, доктор философии , профессор и лицензированный психолог Детской больницы Колорадо. Подростки также учатся налаживать более тесные дружеские отношения, исследуя свою идентичность через свои социальные отношения.

« Эмоциональные изменения в этом возрасте включают в себя большую способность говорить и понимать свои эмоции в устной форме, что согласуется с усилением нюансов социальных отношений и романтических отношений у подростков», — говорит доктор Рейнольдс.

Подростки должны научиться ориентироваться в иногда сложной местности, в которую могут попасть эти отношения. Иногда дети могут превратиться из лучших в «неудачников» и обратно за считанные минуты. Количество и близость дружеских отношений у детей также сильно различаются. У некоторых есть только один или два хороших друга, в то время как другие могут бегать с большой стаей. 3

Вывести из дома тему школы

Вообще. Вынести ее вместе с мусором. Говорить о школе только, если ребенок сам инициирует этот разговор

(Сюда же относятся разговоры про оценки, ЕГЭ, от результатов которого якобы зависит будущее всей семьи, угрозы про армию, работу дворником, беседы о важности хождения в театры и музеи и пр.) Если вы не будете выносить ему мозг своими нотациями, есть шанс услышать, что он говорит. Еще раз: если вы закроете рот, возможно, ребенок сам захочет что-то вам рассказать и поделиться сокровенным

Не стоит также вынимать левой рукой планшет, а правой вкладывать книгу в руки подростка. Бесполезно.

Как войти в депрессию в подростковом возрасте девочке и мальчику: половые различия

Обычно разница в том, что женская половина скорее замыкается в себе, становится более плаксивой, а вот парни больше бунтуют, часто начинают употреблять алкоголь, пробовать наркотики, курить.

Мальчишки, впадая в крайности и связываясь с самой отпетой компанией, таким образом пытаются уйти и отдалиться от несправедливости мира. В алкогольном опьянении подросток чувствует себя счастливым, ведь в компании нет учителей, заботливых родителей и других взрослых.

Девочка может стать одиночкой, потерять самооценку. Все ее собственные черты (и внешность, и умственные качества) подвергаются самокритике. Она не чувствует себя привлекательной, иногда начинает самоутверждаться за счет парней. Девушки взрослеют, становятся привлекательнее, вступают в сексуальные связи. Разрыв с возлюбленным действует на них очень болезненно.

И алкоголь, и беспорядочные отношения могут привести к очень плачевному исходу. По сути, это выражение одного и того же протеста, просто разными способами. Необходимо вовремя позаботиться об оказании помощи юному пациенту, чтобы не дождаться суицида.

Как ведет себя партнер в роли «Ребенок»?

И наоборот, партнер в роли «ребенка» может плакать, бурно демонстрировать эмоции или использовать пассивно-агрессивные стратегии поведения, чтобы добиться своих целей. Такие люди часто считают себя жертвами. Они могут чувствовать себя беспомощными или зависимыми от своего партнера. Роль «ребенка» заставляет человека вести себя некомпетентно или безответственно, провоцируя партнера вмешиваться и брать всю ответственность на себя.

Когда им указывают на неподобающее поведение, партнеры в роли «ребенка» легко обижаются и надуваются в ответ, что усиливает родительскую реакцию партнера.

Лучшее, что можно сделать в данном случае, это осознать собственную модель поведения и понять, каким образом мы запускаем негативный цикл, играя свою часть сценария.

Чтобы сделать это, необходимо обратить внимание на конкретное поведение, связанное с динамикой «родитель – ребенок»

Крепкая дружба

Уважайте то, что отличает вас друг от друга

Нет сомнений, что самые лучшие взаимоотношения строятся на взаимном интересе. Однако быть хорошим другом – это значит уважать ту границу, где ваши взаимные интересы заканчиваются. Чтобы сохранить дружеские отношения, надо научиться вовремя распознавать эту границу

На самом деле, самые крепкие отношения завязываются между теми людьми, которые немного отличаются друг друга в плане некоторых интересов. Стоит уважать эти отличия (даже кардинальные), так как они помогают друзьям развиваться и дополнять друг друга.

Не принимайте дружбу, как должное

Совершенно неважно, как долго вы дружите. Также не имеет никакого значения, насколько крепкой вы считаете свою дружбу

Никогда не стоит принимать такие отношения, как что-то само собой разумеющееся, доставшееся вам абсолютно даром.

История знает огромное количество случаев, когда самые крепкие дружеские отношения разваливались по самым незначительным причинам

. Не позволяйте себе недооценивать дружбу, так она – это настоящая ценность и ваше богатство, которое следует беречь.

Не судите

Когда люди начинают осуждать друг друга, тогда заканчивается настоящая дружба. Конечно, как и говорилось ранее, настоящие друзья вольны (более того – даже должны) говорить правду друг другу, иначе и быть не может.

Однако не стоит путать искренность с желанием осудить своего друга

за какой-то поступок или высказанное слово. Избегайте также сравнений – и особенно упаси вас бог высказаться в таком ключе, что кто-то дружит лучше! Будьте мудрее.

Стремление к независимости

Дети в подростковом возрасте нуждаются в большей свободе, чтобы стать самостоятельнее, увереннее в себе. Но подростки — еще не взрослые люди. Они не готовы в полной мере к принятию ответственности за последствия своих действий. Вот несколько советов по очерчиванию сферы независимости подростка:

Обойтись без крайностей. Полная свобода, как и чрезмерное ограничение ее, — крайности. Тут поможет установление обязанностей в семье, которое приучит ребенка к принятию самостоятельных решений, к выработке оценки их последствий и собственной точки зрения на все вопросы, касающиеся его жизни.
Установить правила поведения. Звучит парадоксально, но границы (правила), установленные взрослыми, дают детям ощущение безопасности. А отсутствие таких ограничений — чувство одиночества и нелюбви.
Признать за подростком право на свою территорию, где бы он мог самовыражаться.
В возникающих с подростком конфликтных ситуациях и разногласиях нужно искать неординарные решения. Например, если ребенок не следит за порядком в своей комнате, то, собрав все его разбросанные вещи, стоит сложить их на видном месте в его комнате и заявить, что чистые носки будут у него только в том случае, когда грязные будут складываться в соответствующее место.
Давать ребенку возможность доказать свое право на определенную степень свободы. Поэтапное расширение свободы приучит ребенка к самостоятельности. Например, сначала можно давать возможность подростку выбирать необходимые ему вещи вместе с родителями. А затем — выдавать деньги на самостоятельную покупку.
Запреты тех или иных вещей (курение, алкоголь, наркотики и т.п.) следует обосновывать вредом, приносимым бесконтрольностью их употребления и последствиями.
В родительском контроле разделяйте факторы, влияющие на будущее ребенка, и не затрагивающие его. Например, фасон рубашки или брюк не влияет на будущее ребенка, а пропуски школы могут сыграть роковую роль для него.
Оставьте за ребенком право на ошибку, тогда он узнает и о всех ее последствиях. Ничего не делая самостоятельно, дети ничему не учатся

Важно помочь ребенку исправить его ошибку.
Если имеются проблемы по успеваемости или плохо усваивается школьный материал, стоит привлечь репетиторов, особенно если выпускной класс или дистанционное обучение на дому.

3 способа улучшить самооценку подростка

momjunction.com

С наступлением половой зрелости и бесконечными гормональными изменениями ваш подросток может поначалу испытывать трудности с принятием различных изменений, происходящих с его телом как внутри, так и снаружи. Поэтому вы должны быть уверены, что ваш ребенок счастлив и уверен в себе в эти очень важные годы.

1. Создайте коллаж с изображением «Я хочу и делаю»

То, что видит и как думает ваш подросток, очень сильно повлияет на ее настроение и уровень самооценки. Счастливые и позитивные образы мгновенно поднимут его самооценку. Вы можете попросить его сделать большой плакат, на котором закрепить изображения людей, знаменитостей, мест, животных, книг или вещей, которые ему нравятся. Он может продолжать добавлять и удалять изображения в соответствии с предпочтениями. Смотря на эти картинки каждый день, он сможет больше узнать о своих амбициях и мечтах. Вы также можете предложить своему ребенку выложить интересные цитаты или рецензии, которые сделают его счастливым.

2. Составьте календарь самооценки

Этот календарь самооценки поможет вашему ребенку жить каждый день с большей позитивностью и уверенностью. Купите или создайте пустой календарь. Попросите вашего подростка записать одно интересное занятие на каждый день. Он может записать такие мероприятия, как «Я хочу плавать» или «Я хочу рисовать сегодня». Чередуйте это с тем, чтобы сообщить своему подростку, как сильно вы его любите, или просто предложить ему игнорировать вредные комментарии и вместо этого жить счастливой и позитивной жизнью. Убедитесь, что вы помогаете создать календарь таким образом, чтобы ваш ребенок снова и снова знал, что ваша любовь и поддержка всегда доступны. Также убедитесь, что вы делитесь с ним своими мыслями и убеждениями

Добавьте комментарии, которые говорят подростку, что важно прожить свою жизнь в полной мере, не беспокоясь о том, что думают другие

3. Составьте список удовольствий

Создание этого листа обеспечит наличие у вашего подростка готового списка, на который можно сослаться, когда он или она чувствует себя подавленным. Попросите вашего подростка подготовить список людей, домашних животных, мест и вещей, которые заставляют его улыбаться. Каждый раз, когда ваш подросток чувствует себя неконтролируемым, несчастным и подавленным, попросите его просмотреть этот список, чтобы повысить самооценку и вернуть его улыбку.

Научитесь читать мысли и эмоции вашего ребенка. Будьте готовы всегда принять его с теплыми объятиями, дружеской беседой, некоторыми практическими советами и занятиями, которыми вы оба наслаждаетесь вместе. Помните, что быть осуждающим, проводить сравнения и критиковать его строго запрещено.

Как родители могут помочь подросткам ориентироваться в дружбе

Вы можете помочь подростку в выборе друзей, хотя окончательное решение должно оставаться за подростком

Мы все по-разному находим общий язык с разными людьми, поэтому важно, чтобы ваш ребенок следовал своим инстинктам и сердцу, определяя дружбу. Подросток, который сейчас научится искать и поддерживать здоровую дружбу, продолжит эту практику во взрослой жизни

1

«Социальные отношения в подростковом возрасте также могут быть очень эмоционально напряженными», — объясняет доктор Рейнольдс

Таким образом, важно предложить руководство о том, как справляться с проблемами, которые могут возникнуть с их друзьями

Ваш подросток может поссориться с другом, расстроиться из-за того, что друг делает, или сменить группу друзей. Вы можете использовать эти ситуации как обучающие моменты, чтобы поговорить о том, что делает вас хорошим другом и как справляться с конфликтами.

Это возможность, которой родители могут воспользоваться, чтобы объяснить тонкости отношений с друзьями, говорит доктор Рейнольдс. Убедитесь, что вы не принимаете чью-либо сторону в бою. Вместо этого слушайте и старайтесь понять, что чувствует ваш ребенок.

Как сохранить отношения с дочерью?

Маша рассказала мне, что она гордится дочкой, умницей и красавицей. И она всегда готова принять её дома, готова простить ей любую ошибку. Но вот этого жениха она в своем доме не потерпит. Потому что ей, матери, видно, что он – слабый и бесхарактерный, только треплет нервы дочери. Мама Маша готова использовать все возможности, чтобы оградить дочку от этого общения. Но в её силах только не пускать его в свой дом.

Я спросила, могло ли быть так, чтобы умную и красивую Сашу обманным путем околдовал глупый и бесхарактерный Жених?

«Конечно, нет», — ответила мама, — «Просто я-то вижу, какой он на самом деле!»

Дальнейший наш диалог строился примерно так:

— Маша, как вы думаете, почему Саша стала отдаляться?

— Потому что жених на неё плохо влияет.

— А она знает про ваше к нему отношение?

— Конечно, знает.

— Тогда, возможно, Саша не хочет вас расстраивать разговорами о женихе? Ведь она у вас умная и заботливая девушка, вы сами сказали.

— Да, может быть. Она на самом деле такая. Хочет сама решать свои проблемы.

— Тогда, по-вашему, как же она должна снова почувствовать близость к вам, если вы на самом деле настроены против этого молодого человека?

— Рано или поздно она поймет, что он – не её человек, и придет обратно.

— И это возможно. Но, во-первых, за это время ваши отношения могут быть совсем разрушены, связь потеряна. Во-вторых, как она будет чувствовать себя при этом возвращении? Вы, зная её характер и её гордость, можете себе представить, как она с видом побитой собаки идет к вам с повинной?

— Нет, конечно. Ну а как же тогда?

— Она наверняка тоже скучает по беседам с вами. И ей наверняка хотелось бы обсудить с вами, лучшей своей подругой, всё происходящее. Но для этого нужно хотя бы ваше нейтральное отношение к жениху. Саша должна чувствовать, что вы готовы поддержать любой её выбор. Ведь это ЕЁ выбор. Даже если она ошиблась, вам ведь нужна ДОЧКА, а не её правильные поступки. Никто не просит вас любить, холить и лелеять Жениха.

— А как же мне вести себя по отношению к нему?

— Старайтесь хотя бы не быть категоричной. Чтобы Саша не боялась упомянуть его имя. Вы не обязаны любить его. Но, прогоняя, вы гоните и Сашу. Вы нужны Саше, особенно когда она боится ошибиться.

Маме Маше нелегко давалось понимание того, что дочь уже взрослая, и мама не в силах запретить ей делать что-то. В случае запрета дочери проще отдалиться, чем долго и нудно объяснять свое право на собственные решения.

Всё-таки, в 21 год — уже можно и нужно строить жизнь самостоятельно. В этом возраст потребность в собственных решениях выше, чем потребность в родителях. И это хорошо, это план природы!

То, что Саша не хочет печь куличи — это не бунт, не привлечение внимания, а стремление самой решать свои проблемы.

Подростковая любовь и подростковый секс: как спасти ребенка

Многое зависит от воспитания и самого ребенка. Если вы научили его принимать решения и действовать в соответствии с его желаниями и позицией, а не мнением окружающих и желания избранника, то скорее всего ничего страшного не произойдет. Когда у ребенка есть твердые моральные устои, он не будет совершать ошибок, о которых придется потом жалеть.

Но в жизни случается все, и избежать неприятных ситуаций не всегда удастся. Пылкая влюбленность вполне может закончится интимными отношениями и беременностью. Но в том случае дети не должны бояться обращаться за помощью к родителям и знать, что они всегда получат поддержку.

Конечно лучше если подростки начнут заниматься сексом, когда наступит возраст сексуального согласия, 16 лет, как указано в Уголовном праве. С физиологической точки зрения в этом возрасте заканчивается половое созревание, и человек уже готов к половой жизни. Но еще лучше, если подросткам будет уже 18, и они достигнут возраста, когда можно будет вступать в брак.

Почему с ребёнком не хотят дружить

Прежде чем беспокоиться о том, что ваш ребёнок не приводит в гости друга или не ходит на выходных гулять с ребятами из школы, постарайтесь оценить ситуацию спокойно и рассудительно

Для начала важно понять, в чём дело: с ребёнком никто не дружит или он сам не идёт на контакт. Бывают случаи, когда ребёнок действительно чувствует себя комфортно без приятельского общения и без близких друзей

Впрочем, истинная интроверсия встречается крайне редко, и лучше поговорить с психологом об этом, чтобы понять, действительно ли ребёнок не испытывает проблем из-за недостатка социализации.

Чаще всего за отсутствием друзей скрываются проблемы, о которых ребёнку неудобно говорить. Непроработанные комплексы и психологические травмы изолируют подростка от сверстников, мешают ему выстраивать отношения с друзьями в тот период, когда социальные контакты предельно важны.

Как научить ребёнка любить своё тело

К таким проблемам относится, например, низкая самооценка, которая часто развивается из-за чрезмерного давления в семье, страха не оправдать родительские ожидания.

Ребёнку также будет сложно заводить друзей, если родители осуждают его круг общения — запрещают общаться с «плохой» компанией, негативно отзываются о тех ребятах, с которыми у подростка складывается общение.

Отсутствие коммуникативных навыков, которые ребёнок не смог приобрести в детстве, естественным образом затрудняют для подростка поиск друзей и сближение с ровесниками. Другой причиной может стать избалованность ребёнка — гиперопека и вседозволенность дома приводят к тому, что ребёнок пытается проецировать такую же модель отношений на общение с посторонними, которые не готовы принимать такие правила игры. Мешать построить дружеские отношения или общаться с одноклассниками может агрессия, подхваченная ребёнком у родителей, если в семейном общении допускаются насилие, нездоровая коммуникация, оскорбления.

Помимо психологических проблем, также важную роль порой играют финансовые вопросы. Материальное положение семьи часто определяет возможности определённого досуга для ребёнка или статусного потребления — в школе, где у большинства семей примерно одинаковый уровень дохода, материальное положение может стать поводом для маргинализации ребёнка, когда он становится изгоем среди одноклассников.

12-летний мальчик застрелил свою мать

В детстве у каждого из нас бывали моменты, когда родители что-то требовали — убраться в комнате, помыть посуду — а мы этого не хотели делать, но все равно приходилось. А этот 12-летний мальчик решил, что лучший способ способ навсегда избавиться от выполнения домашних обязанностей — выстрелить в маму. Пользоваться пистолетом его научил мамин бойфренд — предполагалось, что это знание может пригодиться ребенку в чрезвычайной ситуации, для защиты и т.д. Вместо этого мальчик застрелил мать. Позже выяснилось, что он получал от нее не только постоянные нравоучения и оскорбления, но и регулярные тычки и пинки, и после очередного пинка он и взял пистолет

Судить его будут как несовершеннолетнего и суд примет во внимание тот факт, что ребенок подвергался давлению

Что такое сепарация от родителей

Само слово “сепарация” переводится как “отделение”. Говоря о сепарации ребенка от родителей, мы подразумеваем процесс отделения личности подростка от личности родителя, попытку взрослеющего ребенка осознать себя как самостоятельную личность с собственным мнением и переживаниями.

На самом деле, процесс отделения ребенка от родителей начинается не в подростковом возрасте, а гораздо раньше — в два-три года. Именно в этот период человек впервые начинает воспринимать себя отдельно от взрослых. Однако сепарация происходит постепенно и ребенок остается эмоционально привязан к отцу и матери. Но к двенадцати-тринадцати годам мироощущение подростка меняется, что, конечно, не может отражаться на его поведении. Психологи объясняют данные изменения тем, что человек перестает отождествлять свою личность с родительской, однако в силу отсутствия опыта он еще не знает себя. Подросток находится в постоянном поиске ответов на вопросы: чем я на самом деле увлекаюсь, кто мои настоящие друзья, чего я вообще хочу от жизни и т.д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: