5 способов сохранить хорошие отношения с подростком

Получено 4 совета от психологов

4
Хороший ответ

1

Похожий вопрос

Внук ведет себя вызывающе в школе (2 ответа)

Антон! В таком возрасте у подростков начинается рьяное оберегание собственных границ и сепарация от родителей. Это естественный процесс. Он взрослеет и на своем пути начинает встречаться с кризисными состояниями в разных формах, что дома, что на улице.  Они для него все новые. Повышается  к нему требовательность, возрастает ответственность. Плюс  к этому — ярко проявляющиеся  отношения полов и созревание окончательной роли в обществе (как мужчины). 

С этим со всем на  самом деле очень сложно справлять взрослеющему человеку, когда не поддерживают, доминирует, унижают и подавляют все проявления. Сложно отвечать на вопрос: какой я среди людей? Ему нужно уважение и партнерство, т.к. пока ему окружение транслирует, что он плохой, неумеха, плохо учиться, не слушается, агрессивен…. Только изменив подход можно добиться и изменения поведения самого сына.

Относительно агрессии нужно выяснять причины.

   С детской и подростковой  агрессивностью связаны: 1) негативизм матери — враждебность, отчужденность, безразличие к ребенку; 2) терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии по отношению к сверстникам или членам семьи; 3) применение родителями силовых дисциплинарных методов — физических наказаний, угроз, скандалов; 4) темперамент ребенка — уровень активности и вспыльчивость. 

Нужно принимать и понимать, что и как у него в психике происходит. Приходите на консультацию, мы рассмотрим механизмы вашего личного взаимодействия с сыном и найдем продуктивные способы для общения.

Работаю по скайпу.

Коноплева Наталья Витальевна, г. Москва, очные и скайп-консультации.

2
Хороший ответ

1

Похожий вопрос

Ребенок ведет себя вызывающе (2 ответа)

Антон, здравствуйте!

Если вам не удается установить контакт с сыном- подростком, то стоит обратится за помощью к психологу.  Подростковый возраст самый непростой период, и самый важный в судьбе личности. Все психические процессы, который переживает подросток, играют огромную роль в формировании характера.  Помогите сыну, вы важны для него. Дети чувствуют свою беспомощность и отвержение, когда нет взаимопонимания с родителями. Приходите. На первичной встрече после собеседования, будет возможность оценить ситуацию и найти подход для решения конфликта. 

Карина Матвеева, психоаналитик 

Матвеева Каринэ Вильевна, психолог в Москве

5
Хороший ответ

Похожий вопрос

Ребенок ведет себя вызывающе (1 ответ)

Посоветую обеспечить ребёнку «пространство для обсуждения его проблем». Чтобы он — походил к психологу, точно так же — как к репетитору, в рамках регулярных встреч. Я провожу первичную консультацию вместе с родителями — затем работа идёт с ребёнком, и мы — обсуждаем уже с ним проблемы и ситуации, которые не «выносятся» за рамки нашего с ним общения.

Подросткам в его возрасте нелегко — с одной стороны нужно «бороться за самостоятельность, за отделение от родителей», с другой стороны — им как никогда нужна поддержка и понимание. А с учётом «властной матери» — ему всего этого вероятно не хватает.

Приходите, приводите его — если хотите помочь!

Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевтОчные консультации/психотерапия в Москве — индивидуально и в группе, а также по Skype.

3
Хороший ответ

2

Развитие в противоположность

Еще одна особенность детского возраста — злорадство.

Эта древняя эмоция была присуща еще первобытному человеку. Развиваясь от уравновешенного, безэмоционального животного, наши предки сначала испытывали лютую неприязнь друг к другу. Желания завладеть добром ближнего, урвать лакомый кусок ограничивались законами стаи, так как грозили самоистреблением вида. Не имея возможности открыто нажиться за счет другого, древний человек научился зло-радоваться непроизвольным убыткам соплеменников. Постепенно развиваясь, человечество прошло длинный путь от вытесненной неприязни и злорадства до любви и искренней радости за ближнего.

В своем развитии дети проходят тот же путь в сжатые сроки. Малышам смешно, когда неуклюжий клоун сделал себе «больно», подросткам весело, если сверстник «облажался» на глазах у всех. Это естественный этап взросления. Не естественно, если человек застревает на этом этапе, и взрослый дяденька снимает стресс, хохоча над роликами, где люди попадают в неприглядные ситуации.

Поэтому так важно с детства учить ребенка сопереживать другим, читать добрые сказки, проговаривать правильные смыслы. С подростком можно и нужно открыто говорить о чувствах людей, объяснять, что в неприятной ситуации мог оказаться он сам

Хорошо, если удастся увлечь его заботой о ком-то: регулярно звонить бабушке, помогать пожилой соседке с покупками, делать уроки с младшими. Хорошие дела развивают душу. Человеку становятся дороги те, в кого он вкладывается всем сердцем. Когда любишь людей, не можешь причинить им вред или радоваться их неудачам.

Эмоции

Переходный возраст — это участок пути между детством и взрослостью, опасный, как горный перевал. Стремительно преображается тело, меняется восприятие подростком самого себя и мира вокруг, усложняются биохимические процессы в мозге, развиваются заложенные природой свойства и качества.

Во время пубертатата у руля стоят эмоции. Значительные изменения происходят в первую очередь в лимбической системе и стволовой части головного мозга подростка. Эти структуры отвечают за физиологическую и гормональную регуляцию, бессознательные реакции, чувства и эмоции, влияют на принятие решений.

Поэтому настроение в этом возрасте меняется ежесекундно. Безудержная радость, раздражение, агрессия, полная безучастность, истерики и депрессии — привычные спутники подростков. Безобидные на первый взгляд замечания взрослых легко могут ранить, вывести из себя, спровоцировать бурную реакцию или действия протеста.

В зависимости от индивидуальных психологических особенностей реакции будут различными. Например, подростки со зрительным вектором самые чувствительные, более других нуждаются во внимании и заботе. И даже когда они хотят казаться взрослыми и независимыми, их больно ранит холодность, безразличие и едкие замечания.

Невозможность открыто проживать свои эмоции, отвергнутая или осмеянная любовь, запреты на самовыражение во внешности и одежде они воспринимают особенно болезненно. Либо замыкаются в себе, либо идут на открытую конфронтацию, делают все назло, отвоевывая свою точку зрения истериками и эксцентричными выходками.

Фиолетовые волосы, татуировки и пирсинг, многодневные загулы и угрозы вскрыть себе вены или напиться таблеток в ответ на попытки родителей вразумить или ограничить — это не «глупости», а желание отстоять себя, естественное проявление природных свойств.

Особенности начала переходного периода у девочек

Как мы уже отметили, переходный возраст напрямую связан с
пубертатом. Это время, когда организм подростка претерпевает значительные
изменения, происходит гормональная перестройка.

Подобные перемены не могут проходить незамеченными, потому
что они отличаются глобальным воздействием на весь организм. Время наступления
переходного периода в большинстве случаев приходится на 9-10 лет. Мозг подает
внутренним органам сигнал о начале перехода, что сказывается как на
физиологических особенностях, так и на психике.

В этом материале мы будем больше концентрироваться именно на
психологических признаках переходного возраста, но начинать готовиться к нему
стоит при появлении следующих внешних изменений:

  • Увеличение степени оволосения кожи.
  • Рост костей в тазовой области, увеличение их
    ширины.
  • Начало развития молочных желез.
  • Увеличение роста.
  • Акне на лице, шее и спине.
  • Появление месячных.

Никогда нельзя сказать, когда у девочки начнутся первые психологические изменения. Часто они оказываются связаны именно с началом месячных, но могут начать проявляться и раньше.

Притягательность риска

Следом происходят преобразования и в коре головного мозга, которая отвечает за развитие рационального и аналитического мышления, воображения и речи, регулирует условные рефлексы и социальное поведение. Формируется система регуляции и контроля, позволяющая добиваться поставленных целей, прогнозировать результаты действий, просчитывать последствия.

Но эмоции на пару с «системой вознаграждения» мозга пока перевешивают. Этой системой руководит дофамин. Он вызывает и «запоминает» приятные ощущения, связанные с положительным опытом, и таким образом мотивирует подростка повторять действия, доставляющие удовольствия.

У подростков средний уровень дофамина ниже, чем в любом другом возрасте, поэтому они часто жалуются, что им скучно, их тяготит привычный образ жизни, рутина в семье и в школе.

Но когда дофамин вбрасывается в кровь, его концентрация кратковременно становится выше, чем у детей или взрослых. Одним из спусковых крючков для выработки дофамина является новизна. Поэтому подростков привлекает все неизведанное. Они видят только приятные и заманчивые стороны очередной авантюры. Грядущее удовольствие перевешивает сознание, затмевает опасность, искушает идти на риск: затянуться марихуаной, нарушить правила, превысить скорость, взять чужое.

Эти этапы развития проходят все подростки. Но интенсивность проявления реакций индивидуальна.

Риск, скорость, доминирование в группе сверстников особенно привлекают подростков с кожным вектором. Их желания соответствуют свойствам, заложенным природой.

Энергичные, подвижные, шустрые — они везде успевают, спешат все попробовать, во всем быть первыми. Умеют придерживаться правил, организовывать себя и других, ценить время, ставить и достигать цели. Но в процессе развития часто можно наблюдать как бы обратную сторону врожденных свойств.

Именно подростки с кожным вектором чаще других совершают рискованные «глупости»: преступают границы дозволенного, снимают стресс мелкой покражей, первыми пробуют алкоголь и табак, игнорируют средства контрацепции.

Совсем другие мотивы для неоправданного риска у подростков со звуковым вектором. Их «необдуманные поступки» весьма обдуманны. Звуковики с самого детства заняты поисками смысла всего происходящего. Как устроен мир? где конец Вселенной? для чего я живу? — вопросы, которые не дают им спокойно спать.

К подростковому возрасту жажда познания достигает апогея, а ответов как не было, так и нет. Все кажется пустым, бессмысленным, иллюзорным. В попытках как-то «оживить» себя звуковики могут рождать идеи на грани разумного: лечь под скоростной поезд, пешком пересечь автостраду, сделать селфи на небоскребе. Но самым привлекательным для них представляется — сбежать в параллельную реальность компьютерной игры или изменить само восприятие жизни, «приняв дозу».

Особенности психологии переходного возраста

По мере взросления человека, у него начинает повышаться
степень осознанного отношения к миру вокруг. Подросток становится значительно
более склонным к рефлексии, что неизменно ведет к переменам в психике.

Для переходного возраста большую значимость имеет стремление
как-то выделиться из толпы, самоопределиться, привязать себя к определенной
возрастной группе. Потому подростки часто становятся частью какой-либо
субкультуры или выбирают себе кумира, ролевую модель, на которую стремятся быть
похожими.

Желание поменять не только себя, но и мир вокруг также приводит к формированию политических взглядов. Это тоже может иметь определенные риски для ребенка.

Как родителям вести себя во время переходного периода у девочки

Большое значение имеет выбор правильного стиля поведения
родителей. Практика показывает, что в этот период многие допускают ошибки,
создают внутри семьи агрессивные настроения или просто уделяют подросткам
недостаточно внимания.

Есть несколько рекомендаций, которые помогут вам быть
значительно ближе к своей дочери, упростить ей прохождение переходного периода:

Постоянное ненавязчивое внимание. Многие родители практически устраняются от наблюдения за детьми в этом возрасте, так что они остаются предоставленными сами себе

Повышается риск попадания в плохую компанию, вероятность подпадания под деструктивное влияние. Стоит следить за ребенком, чтобы заметить у него признаки девиантного поведения, депрессии, подавленности, приема запрещенных веществ. При этом навязывать свое внимание не стоит, оно должно быть деликатным.
Относитесь к перепадам настроения с пониманием. Нужно быть готовым к тому, что ребенок станет более раздражительным, агрессивным или подавленным. Конечно же, спускать особенно серьезные проявления этого нельзя, но и не стоит устраивать скандалы, которые могли бы привести к расколу внутри семьи.
Говорите открыто даже на сложные темы. Многие родители стесняются обсуждать с детьми вопросы сексуального воспитания, контрацепции, половой гигиены. При этом в школе это тоже запрещено. Как результат – учителями становятся не слишком подходящие для этого люди. Лучше самому говорить с ребенком на такие темы – это дополнительно укрепляет доверие.
Относитесь к желаниям подростка с вниманием и уважением. Если он начал слушать какую-то музыку, которую вы не понимаете или примкнул к субкультуре – в этом нет ничего страшного. Поощряйте культурное развитие, будьте открытыми и не давите своим авторитетом.
Не забывайте о профессиональной психологической помощи. Школьные психологи обычно не справляются со своей задачей, потому может потребоваться привлечь стороннего специалиста. Главное – не относиться к этому скептически. Хороший психолог действительно помогает ребенку разобраться в себе, устранить множество фобий, которые очень часто преследуют людей на протяжении всей жизни.

Очень важно быть для своего ребенка надежным товарищем,
другом, а не только родителем. Создание доверительной обстановки внутри семьи
играет решающую роль в деле правильного прохождения пубертатного периода

В отрыве от психологии, мы также советуем вам обратить
внимание на физическое развитие ребенка. Иногда может потребоваться
консультация с врачом – терапевтом, гинекологом, эндокринологом

Это нужно в
случае, если вы замечаете заметное отставание в созревании от обычных временных
рамок, которые прописаны для этого периода. Не бойтесь обращаться за
компетентной помощью, потому что это сильно поможет подростку во взрослой жизни.

Влияние окружения

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!

Человек способен выжить только в обществе. Пока ребенок мал, о нем заботятся родители

Они обеспечивают безопасность, удовлетворяют все потребности, кормят, окружают любовью и вниманием. Постепенно малыш начинает воспринимать самого и себя и мир вокруг, учится взаимодействовать с другими людьми

В переходном возрасте фокус резко смещается. То, что раньше ребенку давала семья, он пытается найти в сверстниках

Их внимание, признание, оценка становятся важнее

Пубертат — тренировочный полигон перед выходом в большое плавание. Дети отрабатывают свою природную программу, шлифуют навыки, набирают опыт. Мальчики ранжируются, отстаивают свое место в коллективе равных, встраиваются в общую систему взаимодействия. Девочки присматриваются к мальчикам, испытывают на них свою привлекательность.

Мозг подростков продолжает штормить. Повышается возбудимость участков, которые реагируют на оценку окружающих. Особенно на мнение и реакции сверстников на поведение, статус, внешний вид подростка. Все действия и принятие решений теперь преломляются сквозь призму того, что подумают другие. «Стадность» в этом возрасте обусловлена физиологией. То, что ребенок никогда бы не сделал, будучи один, в группе кажется привлекательным.

Чтобы понравиться друзьям или, наоборот, не выделяться, быть как все, подростки порою совершают всякие глупости: действуют опрометчиво, забывают о здравом смысле, игнорируют потенциальную опасность.

Девочка-скромница вдруг покрывается боевым раскрасом и требует «прикид, как у подруги». Вежливый сын в присутствии одноклассников начинает грубить родителям. Еще вчера открытая ребятня во дворе превращается в злобную группировку, третирующую соседских детей. А на дискотеке, в кругу сверстников, даже самые разумные однажды напиваются до коматозного состояния.

Особенно подвержены влиянию чужого мнения подростки с анальным вектором. Они всегда прислушиваются к советам более авторитетных людей. А так как родители в этом возрасте теряют свое влияние, такие ребята порой слепо следуют за группой сверстников, берут с них пример, часто не самый хороший.

Новое время — новое взаимодействие

Подросток максимально открыт навстречу миру, любопытство зашкаливает, наступающая взрослость манит и искушает. Хочется все попробовать, испытать свои силы, примерить разные роли, проверить реакции окружающих.

Но в то же время он как никогда раним, чувствителен, психологически и эмоционально нестабилен. Шквал гормонов, новые желания, неожиданный опыт, требования дальних и ожидания близких — давят со всех сторон.

Пубертат сродни лабораторному эксперименту взрослой жизни

Но «лаборанту» важно знать, что, если он все же «накосячит» с реактивами, рядом есть кто-то, кто поможет предотвратить опасный взрыв или разгрести последствия

Как бы ни хотелось казаться самостоятельным, подростку необходимо чувствовать тыл, страховку со стороны родителей.

Часто переходный возраст детей становится испытанием и для родителей. Непонимание, хамство и грубость, их «глупые выходки» доводят до отчаяния. Кажется, что подростки просто не слышат, все делают назло, нарываются на скандалы, всеми силами пытаются уличить нас в родительской некомпетентности.

Важно помнить, что наше собственное состояние, обстановка в семье и в мире, проблемы на работе напрямую влияют на детей. Всем сердцем желая «причинить добро», мы действуем, руководствуясь своими желаниями и ожиданиями, исходя из своих особенностей, опираясь на собственный опыт

Всем сердцем желая «причинить добро», мы действуем, руководствуясь своими желаниями и ожиданиями, исходя из своих особенностей, опираясь на собственный опыт.

Современные дети — это люди нового мира, и нам, родителям, ничего не остается, как учиться взаимодействовать с ними по-новому, руководствуясь не размытыми «нормами», а индивидуальным подходом.

Раскрыть тайны бессознательного и понять причины и мотивы подростковых «глупостей» можно на онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Осознание — это процесс, который меняет восприятие. Без этого все советы и методики воспитания кажутся абстрактными и неэффективными. Полноценно помочь и поддержать можно, только понимая природу ребенка и самого себя.

Правильно взаимодействуя, мы помогаем детям пройти нелегкий путь становления личности, разобраться в себе, избежать множества ошибок.

Знание психологических особенностей позволяет за всем антуражем переходного возраста увидеть ребенка, а не «глупость». И тогда многие проблемы решаются сами собой. На сегодняшний день глупо этого не знать!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: