Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:
- не выполняет просьбы, не слушается;
- капризничает, упрямится;
- выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
- не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
- пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
- осознанно поступает наперекор взрослым;
- обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
- подвержен перепадам настроения.
Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.
Лучший подростковый психолог: как выбрать
Подростку подходит не любой психолог
Важно, чтобы у специалиста была соответствующая подготовка и опыт работы именно с подростками. В целом, терапия будет отличаться и от взрослой, и от детской:
Взрослый человек сам принимает решение пойти на терапию и сам формулирует запрос. За детей это решение принимают взрослые. Подросток же способен сам осознать, что ему нужна помощь, но не всегда может это сформулировать и принять ее. Поэтому первый этап, на котором уточняется запрос, на подростковой терапии может сильно растягиваться.
Подросток может не доверять взрослым и бояться их
Психологу важно показать, что он всегда на стороне клиента, все их разговоры конфиденциальны, на терапии никто не будет навязывать мнения и решения.
Клиент подросткового психолога — несовершеннолетний. А значит, в роли заказчика выступает его родитель или опекун
Здесь может возникнуть конфликт интересов: например, родитель хочет сделать своего ребенка более «послушным», а сам подросток в этом явно не заинтересован. Возможно, в этом случае больше подойдет семейная психотерапия, потому что в первую очередь нужно выстроить контакт в семье. Либо подростковый психолог проведет несколько бесед с заказчиком, чтобы объяснить, что он будет на стороне клиента, но постарается привести запросы к общему знаменателю.
В Alter есть специалисты, которые умеют работать с подростками. Записаться к ним можно за 4 шага (мы рекомендуем делать это вместе с ребенком, чтобы он мог сам выбрать себе специалиста):
- Заполните анкету на нашем сайте. Укажите, что проходить психотерапию будет ребенок.
- Получите подборку подходящих психологов.
- Вместе выберите психолога из подборки.
- Запишитесь на первую консультацию с помощью онлайн-календаря и оплатите ее.
Подбор бесплатный и анонимный. При отмене консультации за 24 часа на вашу карту автоматически вернется оплата.
Быть подростком непросто.
Вспомните себя в 13-17 лет. Чем были заняты ваши мысли, как вы общались со своими родителями, так ли просто складывались у вас отношения со сверстниками? Возможно, сейчас вы подумали: «Господи, да я был или была куда более «трудным» подростком!»
Именно с 13-ти лет начинается период сомнений в собственной значимости, а чувство неуверенности в себе достигают наибольшей силы. Ребенок испытывает давление и контроль со стороны взрослых и одновременно чувствует придирчивую оценку сверстников. Все, что происходит в это время, накапливается в психологическом багаже и имеет огромное значение для того, какой станет взрослая жизнь.
Общение с ребенком просто не может быть всегда одинаково гладким и простым. Но у родителей есть прекрасная возможность ощущать также и прелести данного периода. Стать поверенным в душевных делах и надежным советчиком. Разделить минуты тревоги, первую влюбленность, радости достижений и побед. Не лишайте себя этих волшебных моментов, которыми так богата жизнь с детьми.
Любовь
У подростка появился любимый человек. Как добиться того, чтобы он нас познакомил?
Не настаивайте на знакомстве с избранником (избранницей) вашего ребенка. Будет лучше, если он сам захочет представить вам своего любимого человека.
Не ставьте подростка в неловкое положение, рассказывая родным и друзьям о его влюбленности. Не обесценивайте его переживания, не опошляйте чувства фразами вроде «главное, внука мне не принесите», будьте тактичны и не играйте в детектива, разыскивая нюдсы в телефоне ребенка и презервативы в карманах.
Если подросток решил вас познакомить с партнером, не устраивайте ему допрос. Будьте дружелюбны и приветливы. Не запрещайте влюбленным встречаться у вас, но оговорите условия. Например, без ночевок. Когда влюбленные дома, не навязывайте свое присутствие. Стучите перед тем, как войти в комнату, и не предлагайте чай каждые 15 минут.
Как заговорить с подростком о сексе?
Разговор о сексе не должен нарушать личные границы ребенка, его важно начать с полного согласия подростка. Герой сериала «Контакт» Глеб Барнашов проигнорировал это правило и попытался навязать своей дочери Юле беседу об интимных отношениях с ее парнем
Но девушка недостаточно близка с отцом, она не готова с ним обсуждать эту тему. Юля заявила, что сама решит, когда и с кем ей заниматься сексом, и попросила не вмешиваться в ее личную жизнь.
Конструктива не вышло, потому что Глеб Барнашов — токсичный родитель во всех отношениях
Родителям важно анализировать поведение подобных героев, потому что на их примере каждый сможет понять, как точно нельзя общаться с ребенком. Павел Майков настолько убедительно изобразил грубоватого отца-«бумера», что после съемок пилота сценаристы писали реплики специально под него
Правда, их, как и подходы киногероя к воспитанию, лучше не использовать в реальной жизни — Барнашов сильно давит на детей и не уважает их границы. Даже в таком вопросе, как разговор о сексе.
А в нем нужно быть особенно деликатным. Поэтому, если ваш ребенок, так же как и Юля, откажется обсуждать с вами секс напрямую, предложите альтернативу: беседу с квалифицированным специалистом или научно-популярную литературу. Также вы можете найти качественные статьи о сексе и отправить ребенку для самостоятельного изучения. Договоритесь обсудить их, когда он будет готов.
Если ребенок согласен беседовать с вами, в первую очередь назовите причину разговора. Как правило, это ваше беспокойство — объясните, почему вы волнуетесь
В ходе диалога расскажите о средствах контрацепции и сексуальном здоровье, развейте распространенные стереотипы и уделите внимание принципу согласия
Обозначить свою роль для себя и ребенка
Первое, что я сделала, — определила свою роль. Можно быть авторитарным взрослым, другом, напарником, коллегой или «своим братишкой», который разбирается в рэпе, но нужно придерживаться этого амплуа постоянно и не запутывать ребенка сменой ролей.
Например, сегодня родитель ругается и не пускает гулять, выступая в роли взрослого, а завтра говорит: «Делай, что хочешь, это твоя жизнь» и принимает на себя роль ребенка.
Я определила себя как друга, равного в правах и статусе. Это значит, что мы можем советоваться, обсуждать проблемы на равных, принимать совместные решения.
Я стараюсь быть равной для своих детей-подростков и для сестры-подростка. Но в отношениях с детьми я оставила за собой право последнего слова: как глава семьи я могу принять окончательное решение, если дело касается жизни и здоровья.
Вот как это выглядит на практике:
- дочка хочет покрасить волосы в синий, я уважаю ее мнение и оставляю ей право выбора;
- сестра хочет после девятого класса уйти в колледж — это ее право, я могу только посоветовать и помочь с экзаменами;
- дочка хочет пойти гулять одна ночью в незнакомом городе — я имею право запретить, потому что несу ответственность за ее жизнь;
- сестра хочет пойти встречать рассвет с парнем — я не могу запретить, но попрошу быть на связи и расскажу, что делать в экстренной ситуации.
У нас не бывает запретов из разряда «Нет, и это не обсуждается». Я всегда объясняю, почему нельзя делать какие-то вещи, ищу возможность договориться:
Так не говорю | А так можно |
Ты никуда не пойдешь! | Я переживаю за тебя, мне кажется, что ехать с малознакомыми ребятами на дачу небезопасно. Кто из взрослых будет с вами? С кем я могу поговорить? |
Будешь красить волосы, когда вырастешь и заработаешь свои деньги! | Здорово, что тебе нравится меняться, я тоже люблю цветные волосы. Но ты же знаешь, какой строгий в нашей школе директор. Давай покрасим летом? |
Чтобы была дома ровно в девять! | Я очень мнительная и боюсь за твое здоровье. Каждый раз, когда ты опаздываешь на минуту, я представляю в голове ужасные картины, накручиваю себя и потом злюсь. Чтобы такого не было, постарайся предупреждать меня, когда задерживаешься. А если будешь возвращаться поздно, позвони, я выйду тебя встретить. |
Подросткам важно чувствовать себя равными со взрослыми, так они учатся принимать решения и нести за них ответственность
Поощряйте хобби подростка
Может быть, вы в детстве играли в футбол или ходили на кружок вязания. Поэтому вас может беспокоить, что ребенок пропадает на улице с видеокамерой и хочет стать блогером. Но это его интересы, и вы можете либо поддерживать их, либо помочь развить. Опираясь на хобби, можно понять, о какой профессии стоит задуматься ребенку. Если вам кажется, что подросток постоянно сидит, бесполезно уставившись в компьютер, поверьте — там он тоже ищет себя. Вы можете помочь ему, поинтересовавшись, какие сайты он посещает, и предложить, например, курсы по интересному ему направлению. Пусть это будет даже непонятный вам блогинг или интернет-маркетинг.
Что такое успех в представлении подростка?
Понятие об успехе состоит из нескольких взаимосвязанных критериев самооценки. Например, некоторые люди считают, что быть успешным – значит добиться общественного признания. Другие видят успех в умении достигать поставленных целей и получать моральное удовлетворение, не обращая внимания на оценку собственных достижений окружающими. А третьи считают, что успех неразрывно связан с богатством и финансовой независимостью.
Поскольку личностные качества наиболее активно формируются в подростковом возрасте, очень важно понимать, на что ориентируются подростки при составлении формулы успеха. Исследования психологов показывают, что огромную роль в формировании личности подростка играют:
- примеры знаменитых людей современности – 78% опрошенных подростков ориентируются на современных политиков, артистов и актеров;
- 22% считают успешными людьми личности, оставившие значимый след в мировой истории, науке или литературе: Александра Македонского, А.Эйнштейна, А. С. Пушкина и т.д.;
- в предложенном выборе «реальный или выдуманный герой» большинство (94%) опрошенных подростков ориентируются на реальных людей;
- еще один критерий – гендерный признак: здесь 78% юношей и девушек считают примером для подражания мужчин.
Данные опроса также показывают, что из всех сфер общественной деятельности, где можно добиться большого успеха и признания, подростки выделяют:
- политику (16%); примечательно, что выдающимся политиком современности дети называют В. Путина, и говорят, что его личность для них является примером в жизни;
- разные сферы науки, (примечательно, что в основном называют имена ученых прошлого – 4%);
- сфера бизнеса – 20% опрошенных респондентов отмечают успехи Билла Гейтса, Абрамовича, Стива Джобса, Рокфеллера.
- 21,5% детей считают примерами для подражания современных звезд кино, эстрады и телевидения;
- для 22% подростков примером для подражания являются родители;
- 5% детей берут пример со звезд мирового спорта.
Отметим, несмотря на то, что подростки по разному определяют для себя понятие «успех», практически все дети отмечают – успех их кумиров связан с преодолением трудностей. То есть, подростки готовы побороться за свое будущее, понимая, что для достижения заветного желания нужно много и упорно трудиться.
Из составленного опроса также видно, что мировоззрение подростков формируется на основании окружающей действительности. Подростки не лишены умения мыслить критически, объективно оценивая события и людей.
Темы консультации психолога для подростков
Подросток может обратиться к психологу с любым вопросом. Но чаще всего это темы
- Отношений: дружеских, романтических, отношений в семье
- Стресса
- Самоопределения, гендерной идентификации
- Эмоций, чувств, настроения
- Профориентации и выбора жизненного пути
- Восприятия собственной внешности
Даже если какие-то из этих тем кажутся родителям несерьезными — для подростка они очень важны. Проработав их с психологом, он может избежать проблем в этих областях во взрослой жизни.
Пример психологической консультации подростка
Лене 16 лет, она заканчивает школу и готовится поступать в университет. Сначала подготовка к поступлению шла нормально, но в последнее время Лена стала чувствовать, что сил ни на что не хватает. Она начала пропускать занятия на подготовительных курсах, стала замкнутой, отдалилась и от родителей, и от друзей. Родители заметили перемену в ее состоянии и сначала не придали ей значения: все школьники переживают перед экзаменами. Но со временем стало очевидно, что Лене нужна консультация психолога.
Родители предложили сходить сначала всего на одну консультацию, чтобы психолог объяснил Лене ее эмоциональное состояние. На это она согласилась. От длительной психотерапии отказалась, потому что «ни за что не найдет на это времени».
Первая консультация началась со знакомства. Психолог спрашивала у Лены, как она живет, чем занимается, как проходит ее обычный день, какие у нее отношения с семьей и друзьями. Также психолог рассказала немного о себе и пообещала, что не будет пересказывать родителям слова Лены без ее согласия.
Когда Лена описала свою проблему, психолог начала задавать уточняющие вопросы:
— Как ты чувствуешь себя прямо сейчас?
— Какое настроение у тебя обычно бывает? От чего оно портится, а от чего — улучшается?
— Что происходит, если ты не можешь справиться с какой-то задачей? Просишь ли ты помощи? Как ты переживаешь неудачи?
— Тревожит ли тебя что-то в твоем будущем?
— Есть ли у тебя мечта?
Некоторые вопросы, казалось, не относились к теме обсуждения:
— Бывает ли, что у тебя в теле возникают непонятные боли и другие дискомфортные ощущения?
— Как ты спишь? Во сколько ложишься и встаешь? Не просыпаешься ли среди ночи?
— Не пропадает ли у тебя аппетит? Или, может, наоборот — бывают моменты, когда ты ешь и не можешь наесться?
Вопросы о физическом состоянии чаще всего возникают, если психолог подозревает у клиента депрессию или тревожное расстройство.
На первой же консультации не удалось окончательно прояснить, что происходит с Леной, но она согласилась прийти еще раз. После разговора с психологом ей полегчало. Появилось ощущение, что с ее состоянием можно разобраться и справиться.
Как понять, что подростку нужен психолог: чек-лист для родителей
Консультация у психолога никогда не бывает лишней — она поможет разобраться в себе и наметить жизненный путь. Но есть ситуации, в которых психотерапия становится необходимостью
Мы составили чек-лист для родителей: на какое поведение подростка и другие факторы стоит обратить внимание
- Отсутствие сил, вялость, апатия. Подростку не хочется заниматься тем, что раньше нравилось (хобби, спорт, общение с друзьями) без внешних причин.
- Резко упала успеваемость, появились конфликты с учителями.
- Отказ от еды, тенденция врать о приемах пищи и/или прятать еду; резкая потеря или набор веса.
- Резкие перепады настроения: от радости до слез, гнева и обратно. В целом подростку стало (или всегда было) трудно контролировать эмоции.
- Повреждения на теле (порезы, ожоги, синяки).
- Отсутствие друзей, трудность с построением контакта.
- Слова бессмысленности жизни и своей бесполезности: «Всем было бы лучше без меня», «Я все только порчу», «Меня ничего не ждет в будущем».
Ни в коем случае не ругайте подростка, если вы заметили у него проблемное поведение. Это заставит его только сильнее замкнуться и скрывать от вас свои проблемы. Покажите, что вы рядом, поддерживаете его и готовы помогать.
Как уговорить подростка пойти к психологу
Подростки часто отказываются идти к психологу, даже если на этом настаивают родители. У такого отказа может быть несколько причин:
— Подросток не доверяет психологу. Он воспринимает психолога как «еще одного взрослого, который будет критиковать и ничего не поймет». Возможно, у него уже был негативный опыт — например, со школьным психологом.
— Подросток не доверяет родителям. Он подозревает, что с помощью психолога они хотят больше «разузнать» о своем ребенке.
— Мешает стигма на психотерапии. Даже взрослые люди отказываются идти к психологу или боятся, что об этом кто-то узнает: «Подумают. что я псих», «Решат, что я не справляюсь с собственной жизнью». Для подростков мнение ровесников важнее всего — и это совершенно нормально.
Главная задача родителей в этом случае — развенчать мифы и подробно объяснить своему ребенку, что такое психотерапия и что на ней происходит. Обязательно скажите, что это конфиденциально — если человек не дает согласия, психолог не имеет права никому рассказывать о консультациях.
Признавать свою вину
Признавать вину и просить прощения — это самые сложные для меня вещи.
Бывают ситуации, когда родитель нечаянно или специально обижает ребенка при друзьях, оскорбляет, или, не дай бог, бьет. Тут уже не отделаешься одним «Извини», нужны будут долгая беседа, полное признание вины и искреннее сожаление.
- Представим ситуацию. Подросток пришел из школы домой вместе с одноклассниками и говорит: «А нам математичка сегодня поставила всем двойки, потому что мы не сделали домашку». Мама не удержалась и накричала: «Это уже пятая двойка в этом месяце, невозможно так себя вести, сидишь в своем тиктоке и ничего не делаешь!»
- Так не получится исправить ситуацию: «Да ладно, на твоих друзей родители тоже накричат за двойку. Ну что ты хочешь? Давай закажем суши и забудем этот инцидент, ты ведь тоже не прав».
- А так можно помириться:Мне стыдно, что я накричала на тебя при друзьях, так нельзя было делать. Я понимаю, как тебе обидно. Давай обсудим, что произошло, и попробуем вместе найти выход».
- Или другой случай для примера. Ребенок поздно пришел домой, не предупредил, не брал трубку. Папа разозлился, ударил, разбил телефон и запретил выходить из дома.
- Так не получится исправить ситуацию: «Ты сам виноват, сколько раз говорили, что нужно предупреждать и приходить вовремя. Мы переживали. Конечно, от нервов сорвались. Папу можно понять, он уже собирался звонить в полицию».
- А так можно помириться: «То, что сегодня произошло, недопустимо и не должно повториться. Нам нужно разобрать эту ситуацию с психологом».
Взрослые не идеальны, они ошибаются, и это нужно признать. Если вы поспорили, кто был режиссером фильма, и прав оказался ребенок, тут можно сказать: «Ты был прав, прости. Круто, что ты разбираешься в кино лучше меня».
Объясните ценность пожилого возраста
Не занимайте позицию «потому что я так сказала» в отношении уважения к старшим. Дети плохо реагируют, когда их заставляют делать то, чего они не понимают. Просто сказать «уважайте старших» недостаточно. Объяснение ценности старших даст вашему ребенку реальную мотивацию быть добрым и вежливым с ними. Расскажите, что пожилые люди, включая учителей, бабушек и дедушек, соседей и даже незнакомых людей, имеют гораздо больше жизненного опыта. Их многолетняя жизнь дает уникальную перспективу, которая может быть невероятно ценной. Попросите ребенка представить, что кто-то грубо обращается с его бабушкой или отказывается помочь дедушке перейти улицу
Это должно помочь осознать важность
Когда зубная паста приносит вред детям: допустимые возрастные дозы
25 детей бездетного мужчины: необыкновенное воссоединение
Звезда сериала «Султан моего сердца» рассказал о выборе будущей жены
Быть начеку
Но даже у самых хороших и включенных родителей порой не получается держать все под контролем: адаптация может пойти не по плану, и у школьника начнутся сложности
В этом случае важно быть внимательными и следить за тем, как развиваются события
Вот некоторые «тревожные звоночки», которые могут сигнализировать о проблемах:
- у ребенка появилась грусть, апатия; он отказывается вступать в диалог, хотя раньше открыто общался с родителями;
- потеря аппетита;
- проблемы со сном;
- новые плохие привычки, которых раньше не было;
- кардинальные перемены в поведении: всегда был пассивным, а сейчас чрезмерно активный, или наоборот;
- частые болезни.
Если что-то подобное происходит с вашим ребенком, обратите на это пристальное внимание. И обратитесь к психологу, если проблему не получается решить самостоятельно
Школа
Разберитесь в причине сложившейся ситуации: не кричите, не обвиняйте, не трясите дневником перед лицом и не называйте ребенка глупым.
Проще всего вернуть интерес к учебе, если ребенок прогуливает школу из-за того, что отстал от одноклассников. В этом нет ничего страшного — у каждого свои способности. Объясните ребенку, что ему нечего стыдиться, обсудите ситуацию с педагогами и попробуйте позаниматься с подростком дома. Можно подключить репетитора — вероятно, ребенок не усвоил лишь одну какую-то тему, без которой сложно понять новый материал.
Также вы можете самостоятельно решить проблему гиперконтроля. Ослабьте хватку: оценки в школе — это просто оценки. Дайте ребенку расслабиться, он не должен бесконечно оправдывать ваши ожидания. Остальные причины неуспеваемости могут потребовать консультации со специалистом.
Моего ребенка травят в школе. Что делать?
Если вашего ребенка травят в школе, он в этом не виноват. Дети буллят ровесников просто потому, что могут. Повод может быть любой: цвет волос, рост, вес, одежда, хобби. Личность или внешний вид вашего ребенка — лишь предлог для буллинга. Его настоящая причина — желание агрессора стать лидером.
У ребенка, ставшего объектом травли, могут развиться комплексы, фобии и даже ментальные расстройства. Поэтому желательно обратиться за помощью к специалисту.
Чтобы прекратить травлю навсегда, нужно работать со всем коллективом. Если вы видите, что классному руководителю и школьному психологу не хватает квалификации, опыта или желания это сделать, обратитесь к директору школы. Не поможет — в местное управление образования. Также вы можете написать заявление в полицию, если ваш ребенок физически страдает от буллинга, — перед этим нужно зафиксировать побои в травмпункте. Доказать эмоциональное насилие будет практически невозможно.
А что делать, если мой ребенок буллит других?
Обычно агрессоров можно разделить на два противоположных типа. Первый — популярные ученики, так называемые короли и королевы со своей свитой. Второй — асоциальные дети, которые пытаются занять трон.
Также бывает, что ребенок ведет себя чрезмерно агрессивно в ответ на травлю — это его способ защитить себя. Возможно, другого он просто не знает.
Например, в сериале «Контакт» от видеосервиса PREMIER главная героиня-подросток Юля (Ирина Паутова) прямо на уроке отрезала косу однокласснице Свете и задела лезвием ее шею из-за записки с оскорблением. Отстоять свое достоинство можно было бы и другим способом. Но Юля не смогла сдержать накопившуюся агрессию, причина которой — в боли и одиночестве.
Ее родители расстались, мама улетела в Берлин, а отец — бывший опер Глеб Барнашов (Павел Майков) — начал запивать развод алкоголем. Из-за этого его уволили из убойного отдела. И хотя теперь Барнашов работает инспектором по делам несовершеннолетних, он абсолютно не понимает детей и не умеет с ними общаться. В том числе и с собственной дочерью.
Юля оказалась одна против враждебной среды: общественной, виртуальной и даже городской. Ее неприглядные поступки обусловлены лишь желанием защитить себя, и по большому счету ответственность за них несут взрослые, которые бросили ее, не протянув руку помощи
Важно помнить, что агрессивное поведение подростка — чаще всего симптом его неблагополучия
Тема четвертая. Поздравляем именинников
Совместное празднование дня рождения способствует укреплению дружеских отношений в классе, дарит добрые положительные эмоции детям, родителям и педагогам.
Когда ребята поздравляют друг друга, родители смогут лично понаблюдать за общением внутри коллектива, возможно, выявить конфликты или трудности, чтобы вовремя их разрешить.
Устраивайте праздничные собрания с шариками, тортами и поздравлениями два раза в год. Тогда дети, которые родились летом и осенью, получат свою порцию внимания и подарков в конце ноября. А ребят, чьи дни рождения попадают на зимне-весенний период, чествуйте в конце мая.
Для организации торжества логично привлечь родителей, дети которых попадают в грядущую группу именинников. Они могут подготовить веселые конкурсы, занимательные игры, накрыть стол угощений
Здесь важно учесть характер и увлечения детей: кто-то любит активности, а кто-то, наоборот, спокойные логические квесты.
Программу собрания уместно расширить просветительской частью, где классный руководитель расскажет:
-
о грамотном отношении к проблемам в школе;
-
о том, как помочь ребенку повысить самооценку;
-
как поощрять школьника, усилить его интерес к учебе.
Завершить празднование можно мини-дискотекой: включите ребятам их любимую музыку, вместе потанцуйте.
Хвалить и поощрять
Хвалить подростка нужно два раза в день, а лучше все пять. Это возраст, когда человек сомневается в себе, в своих возможностях, способностях и физических данных. Поэтому особенно важна родительская оценка и обратная связь.
По поводу похвалы точки зрения психологов и родителей расходятся. Есть мнение, что можно перехвалить ребенка, вырастить из него самовлюбленного человека или, наоборот, зависимого от чужого мнения. Мне кажется, что похвалы много не бывает. Но тут уж нужно смотреть по ситуации и принимать решение для себя.
Я стараюсь хвалить не за какие-то дела, а подчеркивать черту характера, которая помогла эти дела сделать:
Так не говорю | А так можно |
Наконец-то ты закончила домашку | Ты очень упорная. Я видела, как тебе тяжело делать английский, но ты не бросила, разобралась и сделала задание. Это здорово, ты молодец! |
Ты стала старостой класса, я тоже когда-то была | Ребята в классе тебе доверяют, ты умеешь дружить |
Поздравляю с пятеркой по химии | Я заметила твою усидчивость и то, как ты здорово смогла договориться с учительницей о пересдаче. Спасибо тебе, что так постаралась! |
Хвалить можно за всё: помощь по дому, четверть без двоек, классная песня, у тебя хороший музыкальный вкус. Похвала помогает ребенку понять, что его видят, чувствуют, замечают, что рады его присутствию в жизни родителей.