Глобализация
Характерной чертой развития современного мира является глобализация. Глобализация – это процесс интеграции и унификации стран и народов на основе социально-экономического, политического и культурного взаимодействия. Глобализация носит противоречивый характер, принося человечеству как плюсы, так и минусы. Плюсами глобализации являются широкое распространение прогрессивных технологий по всему миру, постепенное возрастание уровня жизни человечества в целом, развитие взаимопомощи и терпимого отношения между разными странными и культурами, а минусами – стирание национальной идентичности и обострение глобальных проблем.
Глобальные проблемы – это проблемы, касающееся всего человечества. Выделяют несколько групп глобальных проблем:
- Суперглобальные проблемы – это проблемы, связанные с перестройкой международных отношений: угроза ядерной войны, мировой терроризм, конверсия (перераспределение средств из военной сферы в гражданскую).
- Общепланетарные проблемы – проблемы, связанные с экологией и ресурсами: экологические (загрязнение окружающей среды, исчерпание природных ресурсов), демографические, проблема «Север-Юг» (слишком большой разрыв в уровне развития разных стран мира).
- Субглобальные проблемы — проблемы социокультурного и гуманитарного порядка: сохранение эксплуатации и нарушение естественных прав человека, голод и нищета, недоступность образования и здравоохранения.
Глобализация является неизбежным и, вероятно, необратимым следствием прогресса. Человечество не должно пытаться предотвратить глобализацию, но должно наоборот направить все усилия к укреплению международного сотрудничества ради смягчения и устранения негативных последствий глобализации, а также для строительства нового, более гармоничного, экологичного и комфортного для всех миропорядка.
Следующая статья: «Человек как биосоциальное существо»
Что такое общество
Стоило нашим предкам спуститься с пальмы, они столкнулись с возрастающей враждебностью природы. Маленький примат не мог победить мамонта. Естественной шкуры недостаточно, чтобы согреться зимой. Спать на открытом воздухе опасно втройне.
Зарождающееся сознание понимало — выжить можно только сообща. Праотцы создали примитивный язык, чтобы понимать друг друга. Они собирались в общины. Общины делили на касты. На охоту ходили сильные и бесстрашные. Потомство растили мягкие и понимающие. Лачуги строили умные и практичные. Уже тогда человек занимался тем, к чему предрасположен.
Но природа давала лишь грубое сырьё. Из одних камней нельзя построить город. Камнями тяжело убить животное. Пращуры учились обрабатывать материалы, чтобы эффективнее работать и дольше жить.
В широком определении общество — приручившая природу часть природы, использующая волю и сознание для выживания.
В группе мы можем не распыляться на поверхностные знания. У каждого из нас свои склонности. Профессиональный сантехник и за миллионную зарплату не станет с удовольствием выращивать бонсай — мозги у него заточены технически. Союз позволяет нам заниматься любимым делом, а остальное доверить другим.
Теперь мы понимаем узкое определение общества — осознанное собрание личностей для работы ради общей цели.
Составляющие факторы
В системе общества можно выделить несколько основных сфер, активное взаимодействие которых обеспечивает подходящие условия жизни и возможности для развития. Стандартно в каждой системе, представляющей общество, можно выделить четыре фактора:
- Экономический. Сюда относятся материальное производство и отношения, которые возникают между участниками системы в процессе выработки тех или иных вещей. Экономический фактор может подразумевать формирование потребительских отношений.
- Социальный. Благодаря ему можно характеризовать разные слои населения, их моральные ценности и элементы мировоззрения. Этот фактор имеет исследовательский характер, ведь только благодаря изучению особенностей жизни разных вёрст населения можно говорить о создании факторов дальнейшего развития общества.
- Политический. Даёт возможность выбора системы власти и формирования новых норм права.
- Духовный. Выделяет человека среди остальных форм жизни. Это религиозная принадлежность и желание найти ответы на философские вопросы бытия. На разных этапах развития общества церковь и религия занимали ключевые позиции и формировали систему ценностей. Сегодня человек вновь возвращается к балансу между силами природы, нивелируя влияние церкви на восприятие окружающего мира.
Общее понятие
Термин «общество» можно воспринимать как абстрактный, ведь всё зависит от контекста и от того, в каком смысле он употребляется. В узком понимании на историческом этапе развития это были рабовладельчество и популяризация материальных ценностей. В те периоды человек должен был ощущать себя частью социума, в противном случае он был деморализован.
В Древнем Риме самым строгим наказанием считалось изгнание из полиса. Чувство ненужности и отречения было сродни убийству. На примерах французского и английского обществ в более поздние периоды можно увидеть трансформацию ценностей и запуск процесса развития моральности и духовности. Первобытная связь с природой уже неактуальна, вместо этого основой социума становится религия.
В обществознании такое представление о государстве встречается в разных странах на том или ином этапе развития. Дворянское общество развивалось по принципу объединения людей по должности, происхождению и кругу интересов. Если рассматривать термин в узком смысле, то это группа людей, у которых общая цель и похожие жизненные ценности. Благодаря социуму выстраивалась позиция населения, и формировалось желание развиваться в том или ином ключе.
В широком смысле оно могло характеризоваться историческим и перспективным развитием нации, проживающей на конкретной территории. Понятие включает в себя всё население Земли, основной чертой которого является обособление от природы и формирование новых ценностей в процессе развития. Специалисты выделяют здесь два аспекта:
Сильная связь общества с природой
Даже в своих изобретениях люди пытались повторить силу природы, выделить её основные явления или акцентировать внимание на отдельных природных элементах. В каждой отрасли человеческой деятельности можно доказать динамичность природы.
Связь между людьми
Особенностью эволюции человечества считается взаимосвязь между разными группами, благодаря чему и происходит динамичный процесс развития.
Три типа общества
Рассмотрим основные три вида общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
Традиционное общество
Традиционное общество — тип общества с аграрным укладом. Основано на натуральном хозяйстве, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Главный фактор производства — земля, основной производимый продукт — пища.
Характерные черты традиционного общества:
-
Ручной труд и примитивные технологии.
-
Преобладает сельское хозяйство.
-
Сословный строй.
-
Низкий темп развития.
-
Низкая социальная мобильность.
-
Направлено в прошлое, боится нововведений.
-
Преобладают ценности коллективизма.
-
Церковь влияет на общественную жизнь.
-
Направлено на удовлетворение бытовых потребностей.
-
Патриархальная семья.
Индустриальное общество
Индустриальное общество определяется высоким уровнем технического, индустриального развития.
Главный фактор производства — капитал. Основная сфера производства — промышленность, в ней занято более 50% населения.
Характерные черты индустриального общества:
-
Активное развитие промышленности.
-
Серийное машинное производство и механизация.
-
Превращение науки в общественный институт.
-
Рождение массовой культуры.
-
Классовый строй.
-
Предоставление прав и свобод людям.
-
Формирование гражданского общества.
-
Базовая структура — экономика.
-
Основной движущий механизм — стремление к экономическому росту.
-
Стремится удовлетворить социальные потребности (деньги, карьера, качество жизни).
-
Основной способ принятия решения — эмпирическое исследование.
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Постиндустриальное общество
Постиндустриальное или информационное общество — современный тип, который основывается на преобладании информации и компьютерных технологий в производстве.
Главный фактор производства — информация.
Характерные черты постиндустриального общества:
-
Развитие сферы услуг.
-
Основная единица товара — информация (знания).
-
Развитие информационных технологий.
-
Профессиональное деление общества.
-
Широкое использование компьютерных технологий, автоматизация промышленности.
-
Глобализация экономики.
-
Реализация научно-технической революции.
-
Доминирование семьи партнерского типа.
Признаки постиндустриального общества:
-
Так как сельское хозяйство и промышленность в таком обществе производят больше, чем оно может употребить, больше половины населения переходит в сферу услуг.
-
Фактор развития — теоретические знания или информация.
-
Основной фактор принятия решений — моделирование и аналитические методы.
-
Социальная коммуникация протекает на уровне «человек — человек», а не на уровне «человек — природа» или «человек — машина».
-
Ведущая технология — умственная, а не ручной труд (как в традиционном) и не машинная технология (как в индустриальном).
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить
Элементы
Как уже говорилось выше, социум сложен и состоит из различных элементов. Последние можно объединить в подсистемы. В жизни социума их можно выделить не одну, а четыре. Если отличает признак изменчивости, то подсистемы равноценны сферам жизни. Экономическая сторона отражает прежде всего распределение, производство и потребление благ. отвечает за связи между гражданами и государством, организацию партий и их взаимодействие. Духовная связана с религиозными и культурными изменениями, созданием новых предметов искусства. А социальная — в ответе за взаимоотношения классов, наций и сословий, а также граждан разных возрастов и профессий.
Типы обществ
Э. Тоффлер выделяет следующие три типа обществ:
- Традиционное,
- Индустриальное,
- Постиндустриальное.
Традиционное общество – это тип общества, экономической основой которого является аграрное натуральное хозяйство и ручной труд, а в духовной сфере преобладают религиозное мировоззрение, традиции и обычаи. Данный тип общества появляется в результате неолитической революции около 9-10 тысяч лет назад. Неолитическая революция – это переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелие и скотоводство)
Обратите внимание, что в таком обществе преобладает именно натуральное хозяйство, то есть производство продуктов не для продажи, а для собственного потребления. Поэтому товарно-денежные отношения в таком обществе развиты еще слабо
Подавляющее большинство населения проживает в сельской местности, возможности социальной мобильности (то есть переход из одной социальной группы в другую) сильно ограничены. Господствует народная культура (традиционное искусство, произведения которого носят в основном фольклорный характер). Традиционными являлись практически все общества планеты до конца XVIII века, пока в Европе не началась промышленная революция. Так появился второй тип обществ по Э. Тоффлеру – индустриальное общество.
Индустриальное общество – это общество, экономической основой которого является промышленной производство. Экономика такого общества уже не является натуральной, так как производство осуществляется не для собственного потребления, а для продажи, и такая экономика называется товарной. Люди переселяются из деревень в города (этот процесс называется урбанизацией), возможности социальной мобильности значительно возрастают, появляется массовая культура (коммерчески ориентированное искусство, для понимания произведений которого не требуются какие-либо специальные знания и навыки). Примерами индустриального общества могут служить наиболее развитые страны Европы XIX – первой половины XX вв., в том числе СССР.
Постиндустриальное общество – это такое общество, экономической основой которого является сфера услуг, а наука стала фактором производства. Такое общество появляется в результате информационной (цифровой) революции во второй половине XX века, поэтому его также часто называют информационным или цифровым типом общества. Для этого типа общества характерны компьютеризация и автоматизация производства, широкое распространение информационных технологий во всех сферах жизни общества, высокий уровень социальной мобильности. В качестве примера такого общества можно привести США и наиболее развитые страны Европы второй половины XX – начала XXI вв., а также Японию и некоторые другие современные наиболее развитые страны Азии. Современная Россия также является постиндустриальным обществом.
Социальные институты
Представление об обществе не может быть полным без знания основных его институтов.
Под социальными институтами понимают такие формы организации совместной деятельности людей, которые сложились в результате исторического развития и регулируются установленными в обществе нормами. Они объединяют большие группы людей, занятых каким-либо видом деятельности.
Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение потребностей. Например, потребность людей в продолжении рода вызвала к жизни институт семьи и брака, потребность в получении знаний – институт образования и науки.
Примеры социальных институтов:
- государство;
- семья;
- армия;
- школа;
- церковь.
Что мы узнали?
Изучив тему по обществознанию, мы выяснили, что общество как сложная динамическая система находится в постоянном развитии. Потребности человека привели к появлению определенных видов деятельности. Для их упорядочения появились социальные институты, объединяющие многих людей.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Что означает термин «динамичная система»?
Динамичная, или динамическая система — это изначально математический термин. В соответствии с распространенной теорией в рамках данной точной науки, под ним принято понимать совокупность элементов, положение которых в фазовом пространстве меняется с течением времени.
В переводе на язык социологии это может означать, что общество как динамическая система — это совокупность субъектов (людей, сообществ, институтов), статус которых (вид деятельности) в социальном окружении меняется с течением времени. Насколько правомерно это утверждение?
В целом оно вполне отражает социальную действительность. Каждый человек с течением времени приобретает новые статусы — в ходе получения образования, социализации, в силу достижения правосубъектности, личных успехов в бизнесе и т. д.
Сообщества и институты также меняются, адаптируясь к социальной среде, в которой они развиваются. Так, государственная власть может характеризоваться большим или меньшим уровнем политической конкуренции в зависимости от конкретных условий развития страны.
В термине, о котором идет речь, присутствует слово «система». Он, прежде всего, предполагает, что соответствующие элементы, характеризующиеся динамическими особенностями, играют устойчивую роль. Так, человек в социуме имеет гражданские права и обязанности, а государство отвечает за решение задач «на макроуровне» — таких как защита границ, управление экономикой, разработка и исполнение законов и т. д.
Есть и иные важнейшие признаки системности. В частности, это самодостаточность, некий суверенитет. Касательно социума он способен выражаться в наличии всех необходимых для его функционирования институтов: права, государственной власти, религии, семьи, производства.
Система, как правило, характеризуется таким свойством, как самоуправляемость. Если говорить о социуме, это могут быть механизмы, обеспечивающие эффективное регулирование тех или иных социальных процессов. Их выработка осуществляется на уровне отмеченных институтов — собственно, это основная их роль.
Следующий показатель системности — взаимодействие одних ее составляющих элементов с другими. Человек, таким образом, осуществляет коммуникации с обществом, институтами, отдельными людьми. Если этого не происходит, то, значит, социум попросту не сформирован.
Можно сделать вывод, что общество как динамическую систему характеризуют следующие основные свойства:
- наблюдается изменение статуса составляющих его элементов с течением времени;
- присутствует суверенитет, реализуемый благодаря наличию сформировавшихся ключевых социальных институтов;
- реализуется самоуправляемость, благодаря активностям социальных институтов;
- осуществляется постоянное взаимодействие элементов, составляющих общество.
Рассмотрим теперь, каким образом динамизм социума можно проследить на практических примерах.
Общественные отношения
Система работает благодаря общению — социальным отношениям. Социальные отношения — главное связующее звено между людьми и подсистемами.
Люди играют роли. В семье мы играем примерного отца. На работе от нас ждут беспрекословного подчинения. В кругу друзей мы — душа компании. Мы не выбираем роли. Их диктует нам общество.
У каждого человека не одна личность, а сразу несколько. Каждая личность по-своему себя ведёт в разных ситуациях. Вы ведь не можете ругать начальника так же, как ребёнка, верно?
У животных фиксированная социальная роль: если вожак «сказал», что ты будешь спать снизу и есть последним, так будет всю жизнь. И даже в другой стае особь никогда не сможет принять роль вожака.
Человек универсален. Каждый день мы надеваем десятки масок. Благодаря этому мы легко приспосабливаемся к различным ситуациям. Вы главный, в чём разбираетесь. Вы никогда не станете требовать подчинения у грамотного лидера. Великолепный механизм выживания!
Учёные делят социальные отношения:
- между отдельными личностями;
- внутри группы;
- между группами;
- локальные (внутри помещения);
- этнические (в рамках расы или нации);
- в пределах организации;
- институциональные (в границах социального института);
- внутри страны;
- международные.
Мы общаемся не только с кем хотим, но и по необходимости. Например, мы не хотим общаться с коллегой, но он сидит с нами в одном офисе. А работать мы должны. Поэтому отношения бывают:
- неформальные — с друзьями и близкими, которых мы сами выбрали;
- формализованные — с кем мы обязаны контактировать по необходимости.
Вы можете общаться с единомышленниками и с врагами. Социальные отношения бывают:
- кооперативными — отношениями сотрудничества;
- конкурентными — противоборства.
Сферы общественной жизни (подсистемы)
Сферы общественной жизни |
Определение |
Элементы сферы общественной жизни |
Экономическая |
создание материальных благ, производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства. | экономические благаэкономически ресурсыхозяйствующие объекты |
Политическая |
включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных, политических организация. | политические институтыполитические организацииполитическая идеологияполитическая культура |
Социальная |
внутренне устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие. | социальные группысоциальные институтысоциальное взаимодействиесоциальные нормы |
Духовная |
включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства. | духовные потребностидуховное производствосубъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценностидуховные ценности |
ПОЯСНЕНИЕ
На ЕГЭ будет представлено два типа заданий
по данной теме.
1.Необходимо по признакам узнать, о какой сфере идёт речь (запомните данную таблицу).
- Более сложным является второй тип задания, когда необходимо, проанализировав ситуацию, определить, связь и взаимодействие каких сфер общественной жизни здесь представлены.
Пример:
Государственная Дума приняла закон « О конкуренции».
В данном случае речь идёт о взаимосвязи политической сферы Государственная Дума) и экономической (закон касается конкуренции).
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
В соответствии с распространенной среди социологов точкой зрения, общество — это сложная динамичная система. Что означает это определение? Что характеризует общество как динамичную систему?
- исследование термина «динамичная система»;
- изучение практических примеров, отражающих правомерность рассматриваемого определения общества.
Изучим, таким образом, их подробнее.
Черты общества
Общество как сложная система имеет свои особенности, отличающие его от других систем. Рассмотрим выявленные разными науками черты
:
сложный, многоуровневый характер
В общество входят разные подсистемы, элементы. Оно может включать в себя различные общественные группы, причем как малые — семья, так и большие — класс, нация.
Общественные подсистемы — это основные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из них также является своеобразной системой, имеющей множество элементов. Так, можно сказать, что существует иерархия систем, то есть общество делится на элементы, которые, в свою очередь, также включают в себя несколько компонентов.
наличие разнокачественных элементов:
материальных (техника, сооружения) и духовных, идеальных (идеи, ценности)
Например, экономическая сфера — это и транспорт, сооружения, материалы для изготовления товаров, и знания, нормы, правила, действующие в сфере производства.
основной элемент — человек
Человек является универсальным элементом всех общественных систем, так как он входит в каждую из них, и без него их существование невозможно.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
постоянные изменения, преобразования
Конечно, в разное время скорость изменений менялась: сложившийся порядок мог сохраняться долгое время, но были и периоды, когда случались быстрые качественные перемены общественной жизни, например, во время революций. В этом состоит главное отличие общества от природы.
порядок
Все компоненты общества занимают свое положение и определенные связи с другими элементами. То есть, общество — это упорядоченная система, в которой существует множество взаимосвязанных частей. Элементы могут исчезать, вместо них появляются новые, но в целом система продолжает функционировать в определенном порядке.
самодостаточность
Общество в целом способно производить все необходимое для своего существования, поэтому каждый элемент играет свою роль и не может существовать без других.
самоуправляемость
Общество организует управление, создает институты для согласования действий разных элементов общества, то есть создает такую систему, в которой все части могут взаимодействовать. Организация деятельности каждого отдельного человека и групп людей, а также осуществление контроля — особенность общества.
Динамизм общества: практические примеры
Выше мы отметили, что человек способен меняться, осваивая новые знания и навыки или, например, достигая успехов в бизнесе. Так, мы обозначили один из практических примеров динамизма в обществе. В данном случае соответствующим свойством характеризуется человек как элемент социума. Он становится динамическим субъектом. Аналогично мы привели в пример изменения, которые характеризуют активности государственной власти. Субъекты политического управления — также динамичны.
Меняться могут также и общественные институты. В числе самых показательных сфер, для которых свойственен очень интенсивный динамизм, — право. Законы постоянно корректируются, дополняются, отменяются, возвращаются. Казалось бы, столь консервативный институт, как семья, не должен сильно меняться — но это также происходит. Многоженство, существовавшее веками на Востоке, может испытывать значительное влияние западных моногамных традиций и становиться исключением из правил в тех странах, где оно традиционно воспринимается как часть культурного кода.
Суверенитет общества, как мы отметили выше, формируется по мере образования ключевых социальных институтов. Кроме того, как только они появились — динамизм начинает приобретать системность.
Человек получает возможность меняться, действуя независимо от людей, принадлежащих к другим социумам. Государство может корректировать механизмы организации политического управления, не советуясь, условно говоря, с метрополией и иными субъектами, способными оказать потенциальное влияние на принятие властями тех или иных решений. Правовая система страны может начать регулировать те или иные общественные отношения, исходя из их локальной специфики, а не под влиянием зарубежных трендов.
Одно дело — иметь суверенитет. Другое дело — эффективно им воспользоваться. Государственные, правовые, общественные институты должны корректно функционировать — только так суверенитет будет реальным, а не формальным. И только при этом условии социум как динамичная система приобретет полноценно системный характер.
Критерии качества работы соответствующих элементов общества могут быть самыми разными.
Так, что касается института права, то его должны характеризовать: актуальность (законам не следует отставать от текущих социальных процессов), общеобязательность (равенство граждан перед законодательными положениями), прозрачность (людям нужно понимать, как принимаются те или иные нормы, а по возможности — участвовать в процессе законотворчества).
Институт семьи должен функционировать в интересах, по крайней мере, большинства людей, составляющих общество, а в идеале — всех граждан. При этом если предполагается несхожесть тех или иных ориентиров — например, моногамности и многоженства, то иные социальные институты (право, государство) должны способствовать мирному совместному проживанию людей, считающих себя приверженцами соответствующих принципов.
И в этом прослеживается взаимное влияние элементов, формирующих общество. Многие из субъектов не могут играть свою роль в социуме без взаимодействия с другими. Ключевые общественные институты всегда связаны между собой. Государство и право — элементы, постоянно осуществляющие коммуникации.
Человек также выступает как социальный субъект. Хотя бы потому, что он общается с другими людьми. Даже если ему кажется, что он этого не делает, — будут использоваться некие производные от личных коммуникаций. Например, живя на необитаемом острове и читая книгу, человек, быть может, и не подозревая об этом, «общается» с ее автором, принимая его мысли и идеи — буквально либо через художественные образы.
Новости и общество
Что характеризует общество как динамичную систему? Основы вопроса
Социология становится все более популярной наукой, как и раздел обществознания, изучаемый еще в школе. В чем секрет? Конечно же, в том, что общество становится все более современным и развивает науки, касающиеся социальной сферы. Информационные технологии ушли далеко вперед, но это никак не отменяет ценности гуманитарных дисциплин.
Динамика общественного развития
Общество является не просто системой, но динамичной системой, потому что постоянно изменяется, развивается. Процесс развития человеческого общества идет неравномерно, совмещая в себе стадии прогресса, регресса и застоя. Прогресс – это движение от простого к сложному. Регресс – движение от сложного к простому. Застой (стагнация) – это отсутствие каких-либо изменений, какого-либо направленного движения.
Что считать критерием прогресса? Как понять, прогрессирует некое данное общество или нет? В философии выделяют следующие критерии прогресса: 1. Развитие технологий, 2. Развитие нравственности, 3. Развитие разума (возрастание познавательных, научных потребностей общества), 4. Увеличение уровня свободы, который общество может предоставить индивиду, 5. Развитие общественного производства.
Изменения, которые подталкивают общество к прогрессу, регрессу или застою, могут осуществляться несколькими способами – путем реформ, революций или модернизации. Реформа – преобразования в различных сферах жизни общества, осуществляемые на основе закона, «сверху» (государственной властью). Революция – насильственное изменение существующего строя. Однако, если речь идет не о социальной, а о научной революции, то в таком смысле революция будет представлять собой резкий скачок в развитии науки и техники, ведущий, как правило, к общественному прогрессу. В свою очередь, термин модернизация также можно понимать по-разному. С одной стороны, модернизацией называют переход от традиционного общества к индустриальному, сопровождаемый распространением машинного производства, с другой стороны под модернизацией часто имеют в виду любое усовершенствование или чего-либо в различных сферах жизни общества.
Так как разные страны и народы развиваются очень неравномерно, ученые решили их классифицировать по тем или иным признакам. Наиболее распространенной в современном обществознании является классификация Э. Тоффлера, основанная на трех технологических революциях.