Эксперименты с водой для детей, которые удивят даже взрослых

Проект: «Опыт с бумагой и стаканом воды»

Каждый новый опыт, который проводится для детей, интересен и поучителен по-своему. В следующем опыте мы сможем узнать, как проявляется атмосферное давление. Как мы знаем, этот процесс выражается в том, что атмосферный воздух с силой давит на земную поверхность и на все предметы находящиеся на ней. Давление происходит во всех направлениях, вверх, вниз, вправо, влево и т.д.
Мы хотим поэкспериментировать и воссоздать идеальные условия, при которых на воду в стакане будет оказывать влияние только атмосферное давление. Для этого нам потребуется совсем несложное оборудование.

Ход эксперимента:

  1. Пусть ребенок наполнит стакан водой. Не наполняйте стакан полностью, оставьте немного воздуха. Попросите ребенка зарисовать стакан с водой, отметив, где находится вода, а где — воздух.
  2. Дальше вырезаем бумажный квадрат, немного превышающий верхнюю кромку стакана. Пусть ребенок запишет в блокнот свою гипотезу, что произойдет с водой в стакане и бумагой в перевернутом состоянии.
  3. Помогите ребенку накрыть стакан квадратом , плотно прижать рукой и предельно аккуратно перевернуть. Какое-то время придерживайте рукой бумагу — затем медленно отпустите.

Пусть ваш ребенок зарисует перевернутый стакан, и обозначит в нем воду, воздух и бумагу. Что происходит? Спросите вашего ребенка, почему так происходит, как он думает? Пусть запишет в блокноте, верна ли была его гипотеза, и что произошло со стаканом. Попробуйте провести этот опыт с другим видом бумаги и другим стаканом, или нагреть воду, что изменится?

Вывод:

«Крышка» прилипает ко кромке стакана, а вода не может вылиться. Объяснение этому факту достаточно простое: воздух давит на «крышку» снизу вверх с большей силой, чем вода, которая находится в стакане. Все происходит потому, что в перевернутом стакане вода давит на бумагу сверху вниз, увеличивая объем вещества (воздуха, паров воды и самой воды) в стакане. Если температура не меняется, то давление вещества в стакане уменьшается, а внешнее атмосферное давление остается постоянным. Чем больше разница в давлении, тем лучше бумага будет удерживать воду, но через некоторое время вода может испариться , и давление внутри и снаружи стакана выровняется. Тогда бумага больше не сможет удерживать воду. На этот процесс влияют и другие факторы: вид воды и ее температура, плотность и вид бумаги, гладкость горлышка стакана и др.

Изготовление формочек

Вода обладает различными свойствами, поэтому с её помощью можно создать небольшие предметы и даже целые мирки. С богатым воображением малыши могут придумать собственные поделки.

Научить этому поможет следующий эксперимент:

  • Надо взять блюдце и налить в него немного воды.
  • В жидкость добавляют синие или зелёные краски, чтобы получилось «море».
  • Затем надо взять свечку и зажечь её. В первый раз это следует проделывать взрослому. Когда парафин немного расплавится, его подносят к блюдцу, чтобы он попадал в жидкость. С каждой новой каплей в жидкости получаются «островки» разных форм.
  • Эти фигурки можно аккуратно соединить между собой или вынуть из воды и приклеить на бумажку с рисунком на морскую тематику.

Родители могут предложить своим маленьким непоседам создать рыбок. Для этого готовят раствор:

  • Стакан заливают на четверть холодной водой.
  • В неё добавляют сухой желатин в объёме 10 г, который должен немного набухнуть.
  • Жидкость нагревают на водяной бане до +50 градусов. Желатин должен полностью раствориться.
  • Готовый раствор выливают тонким слоем на плёнку и оставляют высыхать на воздухе.
  • Затем из получившегося листа вырезают фигурку в виде рыбы.

Форму помещают на салфетку и немного дышат на неё. Воздух увлажнит студень, который будет увеличиваться в размерах и изгибаться. Вместо рыбок можно сделать морские звёзды, шарики и иные фигурки.

Проект «Мастерим бумажный фонарик»

В этом эксперименте вы сделаете бумажный фонарик своими руками, используя простые материалы.

Ход эксперимента:

  1. Мы будем использовать несколько цветных листочков. Пусть ребенок выберет цвет для будущего фонарика. Ярче всего смотрятся фонарики из бумаги контрастных цветов.
  2. Подготовьте два листа цветной бумаги. Пусть ваш ребенок вырежет безопасными ножницами два прямоугольника разных цветов. Первый размерами 7х13 см, а второй — 9,5х13 см. Прямоугольник поменьше станет внутренним цилиндром, а побольше — его ярким украшением.
  3. Делаем цилиндр: помогите вашему ребенку свернуть прямоугольник трубочкой и склеить края клеем.
  4. Украшаем цилиндр: бумагу складываем пополам по более длинной стороне. С помощью карандаша и линейки рисуем линии будущих разрезов через каждые 0,5 см. Не дорисовываем до края 1 см. Пусть ваш маленький ученик разрежет лист по линиям также не доходя 1 см до края. Посчитайте, сколько полосок у вас получилось.
  5. Соединяем: помогите вашему ребенку приклеить разрезанную бумагу к цилиндру.
  6. Мастерим ручку для фонарика: для этого вырежьте вместе с ребенком тонкую полоску и приклейте ее в верхней части цилиндра.
  7. Ваш фонарик готов!

Вывод:

Фонарик может послужить интересным украшением к любому празднику или ко дню рождения, также он будет хорошим подарком для старшего поколения ( бабушек или дедушек ). Можно сделать несколько фонариков разного цвета и соединить в гирлянду. Помимо этого в процессе работы с поделкой ваш ребенок будет практиковать навыки мелкой моторики рук и устный счет, считая, сколько разрезов он сделал и сколько полосок у него получилось.

Ледяные самоцветы

Вам понадобится:

  • формы для льда или небольшая посуда
  • поднос
  • соль
  • разноцветные краски или пищевые красители
  • пипетки (можно использовать чайную ложку)

Для выполнения такого красивого опыта с детьми, необходимо заранее наморозить льда в красивых формочках разных размеров. Для этого можно использовать посуду с рифлеными краями или силиконовые формы для выпекания.

Когда лед готов, приготовьте несколько мисочек и в каждой из них сделайте цветной солевой раствор, добавив в воду много соли и пищевой краситель. Разложите ваши ледяные глыбы на подносе, и с помощью пипетки наносите краску на их поверхность. Капая таким раствором на лед, соль его расплавит, оставив в нем дырочки, через которые просочится краска.

Домашний торнадо

Встреча с торнадо в природе может закончится печально. Зато, созданный в домашних условиях, он красив и безобиден.

Заполните водой пластиковую бутылку на три четверти. Капните немного средства для мытья посуды. Для большего эффекта добавьте туда же небольшую горсть блесток. Плотно закрутите бутылку. Переверните ее горлышком вниз и стремительно раскрутите вращательными движениями.

Вот вы и получили собственный, ручной торнадо! Все просто: центробежная сила, которую вы создали путем вращения бутылки, заставляет двигаться воду по круговой траектории. Таким образом получается мини-вихрь, который можно воспроизводить несколько раз подряд, пока не надоест.

Чем хороша вода для домашних опытов

Вода — это идеальное вещество для знакомства с физическими свойствами предметов. Преимуществами привычной нам субстанции являются:

  • доступность и дешевизна;
  • способность пребывать в трех состояниях: твердом, парообразном и жидком;
  • способность легко растворять различные вещества;
  • прозрачность воды обеспечивает наглядность опыта: малыш сможет сам объяснить результат исследования;
  • безопасность и нетоксичность веществ, необходимых для экспериментов: ребенок может потрогать руками все, что его заинтересует;
  • не нужно дополнительных инструментов и оборудования, специальных навыков и знаний;
  • можно проводить исследования как дома, так и в детском саду.

Сложность проводимых опытов зависит от возраста ребенка и уровня его знаний. Начинать эксперименты с водой для детей лучше с простейших манипуляций, в старшей группе ДОУ или дома.

Исследуем свойства воды. Вкус

Вода, как известно, обладает рядом уникальных свойств, о которых ребенку будет интересно узнать. Конечно, в обычной жизни малыш часто взаимодействует с водой и поэтому сам уже давно интуитивно понял, что она не имеет ни формы, ни вкуса

Однако такие опыты все-таки нужны для того, чтобы акцентировать внимание ребенка на этих свойствах и показать, что вода – это уникальное вещество

Для опыта заранее подготовьте три стакана питьевой воды. В один стакан добавьте сахар, в другой – сок лимона, в третий ничего не добавляйте. Дайте ребенку попробовать воду из каждого стакана, при этом, не сообщая, что в них находится. Попросите малыша угадать, в каком из этих стаканов находится только лишь вода, и что добавлено в другие стаканчики.

Вывод эксперимента. Вода сама по себе не имеет никакого вкуса. Но при этом легко смешивается с другими веществами и приобретает благодаря ним вкусовую окраску.

Опыт № 2 «Торнадо в банке»

Вы скажете: «Чего интересного в опыте для детей с дождем? Его и так можно наблюдать почти ежедневно». Хорошо, если такой эксперимент не понравился, кажется слишком простым, тогда давайте попробуем создать настоящий торнадо в обычной стеклянной банке. Этот опыт интересен для детей старшей группы детского сада и школьникам младших классов. Малыши такой опыт не поймут, а более старшим деткам он покажется неинтересным.

Итак, что нужно будет сделать, чтобы получить в банке настоящий торнадо?

Первым делом подготовим следующие вещи:

  • высокую стеклянную банку и крышку для нее;
  • самую простую жидкость для мытья посуды или жидкое мыло, главное, чтобы хорошо пенилось;
  • блестки и пищевой краситель любого цвета;
  • ловкие и сильные руки.

Создать торнадо очень просто в домашних условиях, для этого проведите простой и интересный опыт для детей с водой. Налейте в банку обычную воду из-под крана, заполнив емкость на три четверти. Капните несколько капель жидкого мыла или средства для мытья посуды (только не слишком много, может не получиться), добавьте блестки и краситель. Закройте плотно банку крышкой. Поднимите банку со стола, раскрутите ее по спирали, как будто хотите ополоснуть стенки, и поставьте обратно на стол. Далее просто наблюдайте, как в воде образуется торнадо.

Живые дрожжи

Малышу также надо пополнить знания в области биологии. Родители могут рассказать ему о дрожжах, являющихся крохотными живыми организмами. После поглощения питательных веществ полезные микробы выделяют углекислый газ, который при смешении с мукой, водой и сахаром увеличивает объём теста, делая его пышнее.

Дрожжи в сухом виде напоминают маленькие неподвижные шарики. Но их можно «оживить». Для этого надо взять кувшин, наполнить его двумя столовыми ложками воды, двумя чайными ложками дрожжей и чайной ложкой сахара. Ингредиенты тщательно перемешивают. Состав выливают в сосуд и натягивают на горлышко воздушный шарик. Ёмкость ставят в миску с тёплой жидкостью. И тут дрожжи «оживают» и начинают есть сахар. Консистенция наполняется пузырьками из выделяющегося углекислого газа, которые затем лопаются, а шарик в дальнейшем надувается.

Экспериментируют дошколята!

В дошкольном возрасте опытная деятельность усложняется и становится более разнообразной, так как детям можно предлагать сложные биологические опыты. Они представляют собой эксперименты с растениями, условиями их развития, окрашивания в разные колоры.

Важно: уже в среднем дошкольном возрасте ребятишки начинают принимать активное участие в экспериментах. Родителям нужно научить ребенка необходимым во время опытных действий правилам: брать в рот и пробовать незнакомые вещества ни в коем случае нельзя; включаться в исследование можно только с разрешения взрослого

Если ребенок задает в ходе опыта свои вопросы, обязательно надо на них отвечать, чтобы не потерялся интерес к исследовательской деятельности. Еще одной особенностью опытов дошколят, в отличие от малышей, является то, что они становятся достаточно длительными по времени. Они заставляют ребенка ждать не сиюминутного результата, а строить свои умозаключения на длительном наблюдении за явлением или объектом. 

Сахарная башенка

Такой эксперимент поможет дошкольникам узнать скрытые свойства знакомого вещества, сделать собственное умозаключение на основе наблюдений. Взрослый готовит для опыта емкость, кусковой сахар, пищевые красители, питьевую воду. Совместными действиями строится башенка из сахарных кубиков. Дошкольник получает задание развести пищевой краситель и рассмотреть, как вода меняет свой цвет. Спросить, почему так происходит (кристаллики красителя перемешиваются с частичками воды)? Потом подкрашенная вода выливается в емкость, где находится башенка из сахара. Взрослый предлагает ребенку понаблюдать, что произойдет, и самостоятельно объяснить происходящие изменения. Жидкость постепенно, кубик за кубиком, окрашивает сахар, он полностью пропитывается и башенка падает. Взрослый старается подвести дошкольника к самостоятельному умозаключению: сахарные частички смешиваются с частицами воды и растворяются в них. 

Цветной сахар

Подобный эксперимент также будет интересен дошкольнику, так как помогает узнать о незнакомых свойствах объекта. Для опыта нужно подготовить питьевую воду, сахарный песок, пищевой краситель, фольгу и емкости по числу красителей. Сахар растворяют в воде (2 ложечки на 10 ложек воды), в емкость укладывают фольгу, наливают немного сиропа. Затем добавляются красители. Емкости с раствором оставляют на несколько дней в теплом месте. За это время жидкость испаряется, оставляя цветные кристаллики сахара. Для эффекта их можно смешать, чтобы получился разноцветный рафинад. Взрослый спрашивает ребенка: что произошло? (Вода постепенно испарилась, сахар, смешанный с красителем, остался.)

Водяные лилии

Очень красивый опыт, который нравится детям, но требует специальной подготовки. Взрослый с ребенком вырезают из бумаги белые и желтые цветы с удлиненными лепестками, палочкой закручивают их внутрь. Затем опускают цветки в емкость, наполненную водой. Бумага намокает, цветы становятся тяжелыми и распускают лепестки, можно расположить вокруг них зеленые круглые листья и прочитать стихотворение: 

Лежит кувшинка на листке, как на плоту упругом. 
И поплыла бы по реке к приветливым подругам. 
Да вот беда: привязан плот, он никуда не поплывет!

Как вариант, для объяснения такого эффекта можно предложить наблюдение за сосновыми шишками, которые при намокании становятся плотными и закрывают чешуйки. При высыхании шишка опять раскрывается.

Ищем клад

Популярный опыт «письмо с секретом», который можно включить в семейный досуг.  Заранее надо написать с дошкольником секретное письмо о спрятанном кладе молоком, лимонным соком. После высыхания прочитать такое письмо можно при помощи пара или утюга (ребенок наблюдает за действиями взрослого). Также используется йод, которым можно слегка смочить текст (действует дошкольник). Прочитав секретное послание, вся семья весело ищет клад.

Опыт «Птичка в клетке»

Для выполнения этого опыта необходимо подготовить материалы:

  • Ножницы;
  • Картон белого цвета;
  • Иголка с ниткой;
  • Циркуль;
  • Цветные карандаши.

Соблюдение всех этапов этого опыта приведет к незабываемым ощущениям создания мультфильма. Для его конструирования нужно:

  1. При помощи циркуля начертить на картоне правильный круг и вырезать его.
  2. По боковым сторонам окружности проткнуть иголкой по паре дырок и вытащить через них нитки. Длина нитей с обеих сторон должна составлять около полуметра.
  3. На наружной части картона нужно изобразить пустую клетку. А на другой небольшую птичку, которая смогла бы уместиться в эту клетку.
  4. Затем взяв нити с двух сторон, необходимо их закрутить вращающими движениями.
  5. При растяжении закрученных концов, они будут раскручиваться. И в этот момент ребенку удастся увидеть птичку, которая находится в клетке.

Опыт «Могучая сила дыхания»

Любой ребенок считает себя сильным и смелым. И для того, чтобы его уверенность в этом закрепилась, необходимо провести подобный опыт. Для его выполнения потребуются:

  • Плечики для одежды;
  • Толстая нить;
  • Книга;
  • Веревка для белья.

Реализация всех этапов прохождения опыта приведет к отличным результатам мастерства. Осуществление данных мероприятий заключается в:

  1. На выбранном заранее месте, необходимо натянуть веревку для белья.
  2. При помощи ниток, к плечикам привязывается книга. Она не должна плотно соприкасаться с вешалкой, то есть между ними обязательно остается свободное пространство.
  3. Крючок плечиков необходимо повесить на веревку для белья. Конструкция для опыта готова.
  4. Находясь на небольшом расстоянии от устройства, нужно со всей имеющейся силы подуть на нее. Результатом этих действий станет лишь небольшое покачивание книжного механизма.
  5. А если с этого же расстояния поменять тактику дыхания, то результат не заставит себя ждать. При небольшом усилении выдыхания воздуха, конструкция начнет отклонения. И вслед можно также потихоньку дуть на устройство. То есть эффект могучести состоит в легкости и системности дуновения.

НОД для детей средней группы. Как можно обнаружить воздух?

Рекомендуем посмотреть:

План-конспект НОД для детей средней группы. Моя Родина Конспект занятия по экспериментированию в средней группе. Посадка лука Конспект НОД по экспериментированию с водой в детском саду. Средняя группа Конспект совместной экспериментальной деятельности с детьми средней группы детского сада

Конспект занятия в детском саду в средней группе. Профессия спасатель

Конспект занятия в детском саду «Свойства дерева». Средняя группа

Конспекты занятий в средней группе детского сада

Занятие в средней группе детского сада. Профессии людей сельской местности

Занятие в средней группе по социально-коммуникативному развитию

Исследуем твердые состояния воды. Носим «воду в решете»

В этом опыте мы обратим внимание ребенка на то, что в разных состояниях вода ведет себя по-разному. Спросите юного исследователя, можно ли унести воду в решете

И хотя ребенок, скорее всего, ответит правильно, вместе наглядно проверьте это – возьмите сито или дуршлаг и вылейте в него воду.

А потом попробуйте проделать то же самое со снегом и льдом. Ребенок своими глазами увидит, что они останутся в сите, а заодно и поймет, что воду в решете пронести можно! Только, если она в одном из своих твердых состояний.

Попросите ребенка сформулировать своими словами, почему снег и лед остаются в сите. Малыш будет учиться излагать свои мысли и лучше поймет сам эксперимент. А вам будет очень интересно послушать его мнение

Вывод. В своих твердых состояниях вода сохраняет форму и не растекается.

Как обустроить лабораторию для детей в детском саду

Разберем, как можно обустроить лабораторию в детском саду. Главным критерием при создании такого уголка будет являться конечно же безопасность. Все предметы, используемые в опыте должны хорошо прятаться, чтобы каждый эксперимент проходил под надзором воспитателя и самостоятельно дети ничего не могли бы «нахимичить».

Каждый ребенок должен быть обеспечен своим собственным рабочим местом. Каждый раз, когда дети будут экспериментировать, обеспечьте их средствами защиты. Хорошим подспорьем для юных исследователей будет наличие живого уголка в группе или детском саду в целом, где они смогут наблюдать местной живностью и изучать поведение птиц и животных.

Из оборудования нужно приобрести лупы, микроскопы, компасы, термометры, песочные часы, магниты. Все приспособления их этого перечня считаются предметами-помощниками, без которых сложно провести даже самый простой опыт. Сюда же входят различные емкости в виде колб, сосудов, стаканчиков и т.д. Пригодятся салфетки, совочки, ложечки и прочая атрибутика.

Звуковое сопровождение в виде магнитофона или его альтернативы позволит детям слушать звуки живой природы, учиться различать птиц по пению и многое другое. Также неплохо иметь в детсадовской лаборатории различные минералы, образцы почвы, песка и глины, части ракушек без заостренных краев, картон различных цветов с бумагой и куски пластилина.

Все вышеперечисленное даст необходимый минимум для проведения экспериментов с детьми и их дальнейшего развития.

Интересные фокусы для подростков

Дети в средней школе уже многое успели изучить в уроках природоведения, поэтому обычными фокусами их не удивить. Однако открыть несколько волшебных свойств воды все же получится. Некоторые из опытов с водой, которые предлагает IQ клуб, помогут лучше усвоить ее физические и химические особенности

Круговорот воды

В школе ребенку еще с первого класса рассказывают о круговороте воды в природе, но данный эксперимент позволить показать его наглядно. Для опыта с водой понадобятся: тарелка или противень из металла, банка на 3 литра, 5 кубиков льда и чуть больше стакана кипятка. Алгоритм выполнения:

  • Бутылку ставят на твердую поверхность и на дно, примерно на 3-4 см, наливают кипяток;
  • Лед кладут на тарелку, а ее устанавливают сверху бутылки, чтобы кубики находились прямо над горлышком;
  • Пар, который образуется от кипятка, будет подниматься вверх, но там встретит препятствие в виде холодной тарелки и снова конденсируется;
  • Результатом эксперимента станет облако, сформировавшееся внутри банки.

Добыча воды

Детям всегда нравятся различные приключения, поэтому в опыты с водой можно добавить немного игрового момента. Представим, что мы очутились на необитаемом острове и нужно добыть питьевую воду. Окружает остров, естественно, океан с соленой водой. Однако есть возможность добыть себе пресную жидкость. Как проводится:

  • воду для эксперимента разводят с солью в тазике, чтобы имитировать морскую;
  • на дно таза устанавливается пластиковый стаканчик;
  • Внутрь кладут камушки гальки, чтобы он не всплывал (при этом края стакана должны быть выше уровня воды;
  • Сверху таз закрывают пищевой пленкой так, чтобы не было промежутков;
  • В центр на уровне стаканчика также кладут камешек гальки;
  • Конструкцию оставляют на солнце.

Суть данного опыты с соленой водой заключается в том, что на солнце она начинает активно испаряться. Но пространства, куда это можно сделать, нет. Поэтому жидкость снова конденсируется на поверхности пленки и по ее стенкам сбегает в стаканчик.

На химии подростки смогут провести еще множество опытов с разными состояниями воды. Они убедятся, что многие вещества имеют большую плотность, чем она (не даром плотность воды берется за единицу). IQ клуб рекомендует проводить в домашних условиях те эксперименты, о которых забывают в процессе обучения, чтобы ребенок всесторонне развивался и интересовался окружающим миром.

Когда можно обучать детей экспериментальной деятельности?

  • Простые опыты для детей можно проводить, начиная с раннего возраста (2-3 года). Надо только учитывать, что изначально это должны быть несложные исследования. Несмотря на простоту, эксперименты в домашних условиях раскроют малышам свойства окружающих предметов (форму, цвет, величину, материал, назначение), покажут разницу между предметами одной и той же группы. Изначально опыты проводит взрослый, а дети только наблюдают или привлекаются к 1-2 несложным действиям.
  • Младшие дошкольники (3-4 года) начинают принимать активное участие в исследовательских действиях, хотя пока только совместно со взрослым. В этом возрасте главное в домашних опытах ‒ показать деткам скрытые свойства окружающих предметов.
  • У средних дошколят опытная деятельность значительно усложняется, появляется цель ‒ самим получить сведения об исследуемом предмете.
  • Старших дошкольников взрослый стимулирует на самостоятельное проведение исследований. Хотя это возможно тогда, когда ребенок уже проводил опыты вместе с родителем. К концу дошкольного возраста дети должны овладеть не только исследовательской деятельностью, но и выбором наилучшего способа ее проведения.

Чудеса в решете

Даже малышу ясно, что ситом воду не удержать. Хотите доказать обратное? Пожалуйста:

Возьмите обычное металлическое сито. Смажьте решето любым жидким маслом. Встряхните, чтобы ячейки открылись

Осторожно, “по стеночке” наливайте воду, для подстраховки держа сито над раковиной или тазиком

Если все проделано правильно, решето начнет наполняться. Но что произошло? Неужели силу тяжести отменили? Ничего подобного: масло создает защитную пленку, которая и удерживает воду. Стоит ее слегка повредить (предложите ребенку прикоснуться пальцем ко дну сита), как вода начнет свободно вытекать в образовавшуюся брешь.

Исследуем различные состояния воды. Топим снег и лед

Цель этого эксперимента – убедиться в том, что снег и лед – это та же вода, только в другом состоянии. Казалось бы, все это просто и понятно, но, вполне возможно, что для ребенка не так очевидно.

Заранее подготовьте три стакана – с водой, снегом и льдом. Если на улице лето, то придется ограничиться только льдом из морозилки.

Сперва поинтересуйтесь у ребенка, как он думает, что будет в стаканчиках, если оставить их в комнате на целый день. Ну а потом вместе проверьте его доводы, поставив стаканы в микроволновку.

Вывод эксперимента. Вода может находиться не только в жидком состоянии. Снег и лед – это твердые состояния воды.

Ход всех опытов и их результаты мы записываем в свой «научный блокнот». На мой взгляд, это способствует лучшему усвоению информации. Тасе тоже нравится – она с удовольствием схематично зарисовывает, что именно мы делали.

Мыльные пузыри на морозе

Зимой детки любят играть в снежки и лепить снеговиков. Если это дело приедается, тогда ребёнка можно развеселить увлекательным экспериментом с мыльными пузырями. Погоду необходимо выбрать безветренную.

Раствор можно приготовить самостоятельно. Нужно взять немного снега, который должен растаять в небольшом сосуде. Затем в жидкость доливают мыло (или шампунь) и чистый глицерин. Вместо трубочки используют основу ненужной ручки или воронку для переливания жидкостей.

С мыльными пузырями можно совершить разные действия:

  • На сильном морозе выдувают пузырь. С разных сторон шара появляются мелкие кристаллы, быстро разрастающиеся и сливающиеся воедино. Когда пузырь полностью замёрзнет, на месте трубочки образуется вмятина. Процесс кристаллизации происходит снизу вверх, так как в зоне трубочки сосредоточено меньше холода. Из-за атмосферного давления верхняя часть шара прогибается.
  • Трубочку опускают в мыльный состав и затем вынимают. На нижнем кончике должен остаться столбик раствора длиной 3−4 мм. Конец трубочки прикладывают к руке и он начинает уменьшаться. Потом выдувают пузырь до проявления радужного окраса. Шар с тонкой оболочкой сначала полностью замерзает, а затем сразу лопается. Вода начинает кристаллизироваться в отдельных точках плёнки. Молекулы сближаются друг с другом и располагаются в определённом порядке.
  • В две небольшие ёмкости наливают одинаковое количество мыльного раствора. В одну надо добавить 3−4 капли глицерина. Затем из обоих составов выдувают поочерёдно пузыри одинакового размера и располагают их на стекле. Шарик с глицерином замерзает медленнее, чем другой. Реакция говорит о слабых связях между молекулами воды, поэтому кристаллическая решётка этого пузыря быстро разрушается.

С такими опытами дети дошкольного возраста уже будут иметь некоторые познания в физике. А в зимний сезон им точно не будет скучно, когда будет отличная возможность создавать удивительно красивые шарики, похожие на кристаллы.

Невидимые чернила

Поиграйте со своим ребенком в секретного агента и создайте свои невидимые чернила.

Вам понадобятся:

  • Половина лимона
  • Вода
  • Ложка
  • Миска
  • Ватный тампон
  • Белая бумага
  • Лампа.

Инструкция:

1. Выжмите немного лимонного сока в миску и добавьте столько же воды.

2. Опустите ватный тампон в смесь и напишите что-нибудь на белой бумаге.

3. Подождите, пока сок высохнет, и полностью станет невидимым.

4. Когда вы будете готовы, чтобы прочитать секретное сообщение или показать его кому-то еще, нагрейте бумагу, держа ее близко к лампочке или к огню.

Объяснение

Лимонный сок является органическим веществом, которое окисляется и становится коричневым при нагревании. Разбавленный лимонный сок в воде делает его трудно заметным на бумаге, и никто не будет знать, что там есть лимонный сок, пока он не нагреется.

Другие вещества, которые работают по такому же принципу:

  • Апельсиновый сок
  • Мед
  • Молоко
  • Луковый сок
  • Уксус
  • Вино.

Опыт № 1 «Дождь в пакете»

Это настоящее чудо! Стоит провести такой интересный опыт для детей, чтобы они могли наблюдать настоящий дождь в маленьком пакете. Пригодится для сотворения чуда совсем немного, это:

  • пакет полиэтиленовый на замочке-молнии;
  • синий пищевой краситель;
  • немного фантазии и времени.

Первым делом предлагаем разрисовать пакетик фломастерами, чтобы было интереснее. Ведь будет дождь более правдоподобно выглядеть, если льется из тучки, например, в море или поливает лес. Нарисуйте облака, синее море, где плывет кораблик, или зеленый лес на берегу озера.

Налейте в миску немного воды, подкрасьте ее при помощи пищевого красителя, вылейте в разрисованный пакет так, чтобы он был наполнен не более 1/4 части. Закройте пакет на молнию, а потом плотно залепите все края скотчем, чтобы вода не испарялась. Далее потребуется прикрепить пакет к окну, которое находится на солнечной стороне. Результата нужно будет подождать, но оно того действительно стоит. В скором времени и дети, и вы сможете наблюдать, как идет пусть и небольшой, но настоящий дождь в пакете!

Оформление центра экспериментирования

Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).

Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка в группе. Экспериментируя с этими веществами, дети не только получают знания, но и совершенствуют мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптому переутомления, снимают напряжение мышц)

Материальное оснащение центра экспериментирования:

  • природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна;
  • приборы: магниты (в т. ч. магнитная стружка), увеличительные линзы, линейки, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы;
  • сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;
  • медицинские материалы: латексные перчатки, пинцет, одноразовые шприцы без иглы, ватные диски, марля и бант;
  • вещества: соль, сахар, марганцовка, пищевые красители, мука;
  • фартуки, защитные очки, шапочки или косынки, перчатки, нарукавники;
  • листки наблюдений и журналы для фиксирования результатов экспериментирования.

Организация ПИД в средней группе

Познавательно исследовательская деятельность (ПИД) положительно влияет на развитие детей дошкольного возраста. Этот метод познания помогает наглядно продемонстрировать свойства объектов, выявить закономерности, провести аналогии.

Дети в ДОУ развиваются

Организация исследований в группе

Формы организации исследовательской деятельности дошкольников подразделяют на три большие группы– на занятиях, вне занятий и домашнее задание:

  • На занятиях. Провести исследование, защитить проект (презентацию), осуществить экспертизу.
  • Вне занятий. Экскурсии, походы в музеи, зоопарк, ботанический сад, поездки, посещения различных мероприятий (концерты, выступления).
  • Домашнее задание. Проведение исследования в домашних условиях (прорастить лук, семена, заморозить воду в морозильной камере и другое).

Проект «Удивительные оригами своими руками»

Оригами «Собачка».

Поделки оригами из бумаги – древнее японское искусство, широко распространённое среди любителей творчества. Этот эксперимент относится к опытам с бумагой в начальной школе.
Предлагаем сделать оригами «Собачка». Оно делается достаточно просто и понравится вашему ребенку. Надеемся, что оно подтолкнет вашего ребенка на конструирование более сложных оригами, например оригами «Мышка».

Что нам понадобится:

  • компьютер с доступом в интернет;
  • цветной принтер;
  • цифровая камера;
  • обычные офисные принадлежности (бумага, ручки, картон, клей и т.д.).

Ход эксперимента:

  1. Распечатайте предоставленную нами схему выполнения оригами на цветном принтере.
  2. Как показано на схеме, сначала вырежьте квадрат 15х15 см. Затем согните его пополам. Делайте фотографии на каждом этапе, чтобы потом сделать плакат для домашней выставки!
  3. Теперь делаем ушки для собаки: загибаем уголки по краям треугольника и опускаем вниз.
  4. Делаем челюсть и нос собаки: делаем загиб снизу вверх.
  5. Вы можете нарисовать глазки и носик черным цветом. Ваша собачка готова!

Вывод:

Сложно ли было вашему ребенку сделать поделку? Интересно ли ему сделать более сложную фигурку?
В древности особенно в Японии и Китае, искусство оригами очень ценилось, ведь каждая фигурка несла определенный смысл- послание, являлась символом. Например, сложенные из бумаги бабочки на свадьбе обозначали жениха и невесту, а сложенные из бумажных лент подарки, которой обменивались самураи олицетворяли пожелание удачи.
Если вы заинтересовались оригами, то вы можете изучить историю развития этого искусства. Как вы думаете, как сейчас используется оригами помимо искусства? Как используются оригами в различных технологиях?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: