Стиль д с лихачева чрезвычайно узнаваем причем эта узнаваемость касается и лексического
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Стиль Д.С. Лихачёва чрезвычайно узнаваем. Причём эта узнаваемость касается и лексического, и синтаксического уровней организации текста. В синтаксисе представленного фрагмента текста стоит отметить такие средства, как (А)______ (предложение 34) и (Б)________ (предложения 8–10). А в лексике – (В)________(«смелость», «мужество» в предложении 24, «ошибаться», «оступаться» в предложении 18). На протяжении всего текста автор многократно использует и такой приём, как (Г)______ («украшает» в предложении 33, «достоинство» в предло- жении 35)».
2) назывное предложение
4) лексический повтор
6) риторическое обращение
9) вопросно-ответная форма изложения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.
(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. (11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу
(12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. (13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва — это героический поступок. (17)Но на него нужно идти.
(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность — это самое страшное.
(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.
(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал.
(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.
(34)Тревоги совести. (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.
* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.
Источник задания: Решение 5950. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.
Задание
15.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)
В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2)
Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их
жечь.
3)
По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом
хрупкого инея.
4)
Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
5)
Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или
светлое утро.
Решение.
В
этом задании нужно поставить запятые в сложном предложении или при однородных
челах предложения.
1.
Определим количество грамматических основ в данных предложениях: простое
предложение или сложное.
1)
В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти. Простое.
2)
Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их
жечь. Простое.
3)
По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась
налётом хрупкого инея. Сложное.
4)
Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
Простое.
5)
Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или
светлое утро. Простое.
2.
Определим постановку запятых в сложных предложениях. Правило: запятая на
границе частей сложного предложения ставится в случае, если простые предложения
не имеют общий второстепенный член.
3)
По ночам земля быстро выхолаживалась(,) и к рассвету степь покрывалась
налётом хрупкого инея. Сложное, общего второстепенного члена нет, запятая
нужна. ОДНА запятая.
3.
Определим постановку запятых в простых предложениях. Правило: одна запятая
ставится перед вторым однородным членом при отсутствии союзов, перед одиночным
противительным союзом или перед второй часть сложного союза (как … так и т.д.).
1)
В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти. Однородные
определения соединены союзом «и» (плоские и круглые), запятая не нужна.
2)
Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их
жечь. Однородные сказуемые соединены союзом «и» (вынул и начал), однородные
дополнения соединены союзом «и» (списки романа и тетради). Между собой пары
неоднородны. Запятая не нужна.
4)
Сердце то вдруг задрожит и забьётся (,) то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
Однородные сказуемые соединены попарно с помощью союзов «то». (то задрожит и
забьется, то тонет). ОДНА запятая.