Введение
Общим для многих интерпретаций общества является системный подход, характерный для современной науки. Общество рассматривается как целостная динамическая система. Система — это упорядоченный набор взаимосвязанных элементов, которые имеют структуру и организацию и образуют единое целое. Общество с точки зрения философии и социологии представляет собой сложную систему, так как ей присущ ряд особенностей.
Самым простым признаком общества как системы является его качественная обособленность, то есть способность быть автономным явлением, отличным от других природных явлений. Вторым необходимым признаком системности общества является неоднородность структуры, что означает, что эта система не только выделяется среди других объектов, но и сама состоит из автономных частей.
Третий признак общества как системы состоит в том, что все его части взаимосвязаны, что проявляется в некоторых интегральных свойствах системы. Таким образом, общество как система выделяется по отношению к другим явлениям, состоит из взаимосвязанных частей и обладает целостными свойствами, отсутствующими в его отдельных частях.
Черты общества
Общество как сложная система имеет свои особенности, отличающие его от других систем. Рассмотрим выявленные разными науками черты:
сложный, многоуровневый характер
В общество входят разные подсистемы, элементы. Оно может включать в себя различные общественные группы, причем как малые – семья, так и большие – класс, нация.
Общественные подсистемы – это основные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из них также является своеобразной системой, имеющей множество элементов. Так, можно сказать, что существует иерархия систем, то есть общество делится на элементы, которые, в свою очередь, также включают в себя несколько компонентов.
наличие разнокачественных элементов: материальных (техника, сооружения) и духовных, идеальных (идеи, ценности)
Например, экономическая сфера – это и транспорт, сооружения, материалы для изготовления товаров, и знания, нормы, правила, действующие в сфере производства.
основной элемент – человек
Человек является универсальным элементом всех общественных систем, так как он входит в каждую из них, и без него их существование невозможно.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
постоянные изменения, преобразования
Конечно, в разное время скорость изменений менялась: сложившийся порядок мог сохраняться долгое время, но были и периоды, когда случались быстрые качественные перемены общественной жизни, например, во время революций. В этом состоит главное отличие общества от природы.
порядок
Все компоненты общества занимают свое положение и определенные связи с другими элементами. То есть, общество – это упорядоченная система, в которой существует множество взаимосвязанных частей. Элементы могут исчезать, вместо них появляются новые, но в целом система продолжает функционировать в определенном порядке.
самодостаточность
Общество в целом способно производить все необходимое для своего существования, поэтому каждый элемент играет свою роль и не может существовать без других.
самоуправляемость
Общество организует управление, создает институты для согласования действий разных элементов общества, то есть создает такую систему, в которой все части могут взаимодействовать. Организация деятельности каждого отдельного человека и групп людей, а также осуществление контроля – особенность общества.
Список литературы
- Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Социальные науки. Ростов н / д: Феникс, 2009.
- Касьянов В. В. Общественные науки. Ростов н / д: Феникс, 2009.
- Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н / д, 2007.
- Кравченко А.И. Общественные науки. М.: Русское слово, 2005.
- Курбатов В.И. Общественные науки. Ростов н / д: Феникс, 2004.
- Реферат на тему: Манипулятивные технологии в коммуникативном процессе
- Реферат на тему: Значение социально-технологической подготовки для специалиста социальной работы
- Реферат на тему: Социологи и социология в современном обществе
- Реферат на тему: Массовое поведение и проблемы толпы
- Реферат на тему: Место религиозного фактора в современной культуре
- Реферат на тему: Социальные движения в России: виды, факторы формирования, функции
- Реферат на тему: Пьянство, алкоголизм как социальная проблема современной России
- Реферат на тему: Направление культурного релятивизма и его значение в культурной антропологии
- Реферат на тему: Материальное положение персонала организации
- Реферат на тему: Тенденции развития образования как одного из основных социальных институтов
- Реферат на тему: Средний класс в современной России
- Реферат на тему: Социальный статус личности
Жизнь человека в информационном обществе
Развитие информационного общества началось в 1960-1970 гг., процесс этот не прекращается и до сегодняшнего дня. Постиндустриальная эпоха кардинально изменила условия жизни людей, в первую очередь это проявляется в следующем:
Кроме того, ученые отмечают, что в постиндустриальный век постепенно исчезает этнографическое разнообразие, стираются границы между национальными культурами, забываются народные традиции, обычаи, ритуалы. Общество массового потребления навязывает универсальный образ жизни, в котором главную ценность представляют материальные блага.
Таким образом, развитие информационных технологий с одной стороны способствует общественному прогрессу, но с другой стороны отчуждает человека от природы и общества, порождает множество социальных проблем.
Признаки общества как системы
Общество как сложно устроенная структура обладает характерными чертами.
-
В нем можно выделить четыре взаимосвязанных сферы, подробное рассмотрение которых представлено в следующем разделе статьи.
-
Оно постоянно развивается, не стоит на месте.
-
На смену устаревшим элементам приходят другие, более совершенные.
-
Каждое общество развивается по законам, обусловленным его историей.
-
Оно способно преобразовывать окружающий мир для удовлетворения потребностей людей.
-
Пути его совершенствования порой не поддаются прогнозированию и контролю.
-
К признакам общества относится наличие связей между его членами, социальными группами, сферами.
-
Оно способно самостоятельно изготавливать все, что нужно для развития и нормального функционирования.
-
Социум воспроизводит сам себя: постоянно рождаются новые члены, которые не только перенимают опыт предыдущих поколений, но и привносят нечто отличающееся от традиционных представлений.
Функции и институты общества
Общество как способ существования человека должно функционировать, то есть выполнять определенный набор функций:
- производство материальных товаров и услуг;
- воспроизводство и социализация человека;
- духовное производство и регулирование человеческой деятельности;
- распределение продуктов труда (деятельности);
- регулирование и управление деятельностью и поведением.
Для реализации этих функций формируются соответствующие структуры — организации (учреждения) и связи.
Потребности и формы их выражения (стремления, ценности, интересы) играют важную роль в жизни как отдельного человека, так и групп людей, регионов и всего общества. Эта роль состоит прежде всего в том, что и само общество, как способ существования человека, и производство выполняют основную функцию — удовлетворение потребностей людей. Потребности, как личные, так и социальные, являются одной из основных движущих сил развития производства. Но чтобы потреблять продукт, его нужно производить. Человек также является результатом определенного процесса воспроизводства.
В репродукции человека следует различать два аспекта:
- биологическое производство человека, а также ежедневное обновление его сил и способностей;
- общественное производство, то есть включение личности как социального субъекта в функционирование социального механизма.
В общественном производстве выделяется духовное производство. В процессе духовного производства осуществляется создание духовных ценностей, социальная роль которых заключается в духовном регулировании поведения и деятельности людей. Духовные ценности выражаются в различных материальных формах, которые вместе со спецификой содержания выступают как искусство, религия, философия, мораль, составляющие содержание духовной культуры.
Распределение продуктов труда (деятельности) как элемент функциональной структуры общества осуществляется в процессе обмена производимых товаров, человеческих ресурсов и духовных ценностей на рынке. Следовательно, рынок — это широкая социальная система, охватывающая все сферы общественной жизни.
В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственные, правовые, культурные, религиозные, идеологические.
Ключевыми институтами с точки зрения организации общества являются наследство, власть, собственность и семья.
Институциональная структура общества — сложное и разветвленное образование. Итак, внутри фундаментальных институтов есть очень четкие подразделения на более мелкие, неосновные институты. Например, экономические институты, помимо основного института собственности, включают в себя множество особых устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационные и управленческие институты.
В системе политических институтов современного общества наряду с ведущими институтами власти выделяются демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
В системе правовых институтов выделяются такие компоненты, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и т. д.
В состав религиозных институтов (например, христианства) входят институты безбрачия (безбрачие священников в католицизме), епископата, крещения, исповеди, монашества и т. д.
В рамках социального института родства, наряду с базовыми институтами семьи и брака, развиваются институты материнства и отцовства, родства, наследования, наименования и т. д.
Социальные институты определяют общество в целом, каждый институт выполняет социально значимую функцию.
Третья промышленно-техническая революция
В 1960-1970 гг. индустриальный капиталистический мир столкнулся с энергетическим и экономическим кризисами. Закончилась эра дешевого сырья и топлива, человечество вынуждено было переходить к новым энергосберегающим типам производства. В этих условиях были совершены уникальные научные открытия, изобретены новые машины, оборудование, приборы, средства связи.
Благодаря развитию новых технологий были созданы микропроцессоры, а затем и персональные компьютеры. С распространением компьютеров в 1980-1990 гг. человечество сформировало единую глобальную информационную сеть, которая качественно изменила экономику, политику, культуру социума. Компьютеризация охватила промышленное производство, военную отрасль, административные учреждения. Компьютеры взяли на себя множество трудоемких производственных процессов, поэтому большинство своих обязанностей работник стал выполнять за компьютером. «Искусственный интеллект» стал лучшим помощником человека на работе и дома, стал основой для становления информационного общества.
Другим важным достижением Третьей промышленно-технологической революции стала спутниковая связь. Этот вид связи был создан для передачи различных сигналов на протяженные расстояния, основан на использовании в качестве ретрансляторов искусственных спутников Земли. Спутниковая связь предоставила человечеству новые возможности: спутниковое теле и радиовещание, сотовую сеть, интернет. Сегодня она стала основным средством международной и национальной связи на большие расстояния.
Достижения Третьей промышленно-технологической революции создали необходимые условия для глобализации экономики. Сформировалось единое международное экономическое пространство, в котором свободно перемещаются трудовые ресурсы, капиталы, товары, услуги, информация. С международным разделением труда производственный процесс вышел за рамки одного государства. При этом производство деталей определенного изделия осуществляется в одной стране, сборка в другой, разработка фирменной упаковки в третьей.
Эволюция и революция как формы социальных изменений
Понятие социальные изменения относится к различным изменениям, которые происходят с течением времени в социальных сообществах, группах, учреждениях, организациях и обществах, в их отношениях друг с другом, а также с отдельными людьми. Такие изменения могут осуществляться на уровне межличностных отношений (например, изменение структуры и функций семьи), на уровне организаций и институтов (например, постоянные изменения содержания и организации образования), при уровень малых и больших социальных групп (например, возрождение в 90-е годы). е годы ХХ века в России социальной группы предпринимателей), на глобальном уровне (миграционные процессы, экономическое и технологическое развитие одних стран и стагнация и кризисное состояние других, экологическая и военная угроза существованию человечества и т. д.).
По своему характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно разделить на две большие группы — эволюционные и революционные социальные изменения — эволюционные и революционные. Первую группу составляют частичные и постепенные изменения, которые осуществляются как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах. Эти изменения могут приобретать восходящую или нисходящую тенденцию.
Эволюционные изменения можно организовать сознательно. В таких случаях они принимают форму социальных реформ (например, реформы 60-х и 70-х годов XIX века в России, аграрная реформа П. А. Столыпина, НЭП в Советской России). Но эволюционные социальные изменения также могут быть спонтанным процессом. Например, давно идет процесс повышения среднего уровня образования населения многих стран мира и общего снижения количества неграмотных, хотя в ряде стран это число остается очень большим.
Революционные изменения существенно отличаются от эволюционных. Во-первых, это очень радикальные изменения, предполагающие радикальное разрушение социального объекта, во-вторых, они не частные, а общие или даже универсальные, в-третьих, как правило, основаны на насилии. Революция — предмет ожесточенных споров и споров среди представителей различных социальных наук. Революционные изменения часто организуются намеренно. Впервые идеологи Просвещения заговорили о возможностях революционного преобразования общества. Идею о законности революций защищал марксизм. Карл Маркс называл революции локомотивами истории. Весь 19 век. произошла в Европе под влиянием Великой французской революции в конце 18 века, революционные идеи захватили миллионы умов. XX век подарил миру новую волну революций. Революционные потрясения прокатились по России, они захватили и страны, далекие от Европы. Таким образом, за последние несколько столетий социальные изменения во многих частях мира произошли в результате революций, иногда очень длительных и кровавых. Возник вопрос, не является ли революция слишком высокой платой за прогресс. Революционная идея часто ассоциировалась с идеализацией и романтизацией революционного насилия. Однако насилие не может привести к добру, оно только порождает насилие. В то же время революционные изменения часто действительно способствовали решению насущных социальных проблем, активизировали значительные массы населения, за счет чего преобразования в обществе ускорялись.
Некоторые исследователи считают, что насилие не является непременным атрибутом революции. Революционные социальные изменения возможны и в будущем, но они могут быть ненасильственными, они не коснутся одновременно всех сфер жизни общества, а только отдельных социальных институтов или сфер общественной жизни. Современное общество чрезвычайно сложно, его различные части связаны между собой таким огромным количеством связей, что одновременное изменение всего социального организма, а тем более с применением насилия, может иметь для него разрушительные последствия.
Системность общественного устройства
Почему общество является системой? Система – это нечто целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. Общество также не является лишь простой суммой индивидов. Одна из основных характеристик общества – это тесная взаимосвязь её элементов. Из каких же элементов состоит общественная система? Прежде всего, это 4 сферы жизни общества:
- Экономическая,
- Социальная,
- Политическая,
- Духовная.
В свою очередь, в каждой сфере функционируют свои особые социальные институты. Социальные институты – это устойчивые исторически сложившиеся формы взаимодействия людей, направленные на удовлетворение общественных потребностей. Вот несколько примеров основных социальных институтов для каждой из 4 сфер жизни общества:
- Экономическая сфера: производство, собственность, деньги;
- Социальная сфера: семья, школа;
- Политическая сфера: армия, государство;
- Духовная сфера: наука, религия.
На следующем уровне общественной системы, а именно внутри каждого социального института, действуют конкретные люди, выполняющие свои особые социальные роли. Социальная роль – это ожидаемая обществом от человека модель поведения, обусловленная социальным статусом человека. Социальный статус – это положение человека в обществе, характеризующееся определенными правами и обязанностями. Примеры основных социальных ролей: производитель и потребитель, учитель и ученик, генерал и солдат, священник и прихожане. Каждый человек, как несложно догадаться, всегда исполняет несколько социальных ролей, составляющих ролевой репертуар личности.
Таким образом, общество является системой, потому что состоит из взаимосвязанных элементов – сфер, институтов, конкретных индивидов с их социальными ролям и статусами. Но в чем же заключается динамизм общественной системы?
Авторский вариант плана
В первом пункте необходимо отразить словосочетание «сложная система», но дублировать название плана нельзя, поэтому я предлагаю его видоизменить.
Так как мы составляем план по алгоритму «», то можно писать любую характеристику общества.
Я решила сохранить пункт 2 из плана второго варианта (см. таблицу выше). Но составила подпункты на основе учебника «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова. Он внесён в перечень рекомендованных Минпросом и к нему уважительно относится экспертное сообщество.
Никто из моих читателей для своего плана не использовал функции общества, поэтому я решила составить такой пункт:
Не надо усердствовать в запоминании всех функций. Для ЕГЭ достаточно всего трёх. Выберите из перечня те, что запомните легко.
Следующий пункт я составила на основе пункта 3 планов читателей. Из варианта 2 я взяла название пункта, а из варианта 1 названия подпунктов:
Добавила правовую сферу, но так как в учебниках её нет, то не настаиваю на том, чтобы Вы использовали этот подпункт в своих планах.Последний пункт должен отражать вывод или обобщение темы. Моя формулировка пункта 5 – это отсылка к определению общества.
Удачи в подготовке к ЕГЭ!
Исторические типы общества
Для аграрного общества характерно преобладание естественного сельскохозяйственного производства, носившего ограниченный, закрытый, местный характер. Сложившейся в этот период стабильной структуре потребностей способствовал и традиционный характер производственных отношений. Технические новинки распространяются крайне медленно. Личная зависимость охватывает не только производственные отношения, но также распространяется на отношения распределения, обмена и потребления. Принадлежность к коллективу (общине, касте, сословию) определяла место человека в обществе, характеризовала его образ жизни, особенности его жизни (масштабы личного благосостояния, источники дохода и т. д.). Вся сложившаяся в этот период совокупность отношений закреплена традициями, моральными нормами, отраженными в социальной психологии и освящена религией.
Индустриальное общество возникло с преодолением жесткой зависимости человека от природы в результате промышленной революции, связанной с изобретением паровой машины. Объективными факторами перехода от естественных производительных сил к общественным явилось развитие системы орудий труда, машинной техники и техники. Углубляется разделение труда, развивается его специализация (предметная и функциональная), кооперация и сочетание, широкое распространение получают научные знания. Таким образом, создаются предпосылки для ослабления зависимости не только от внешней природы, но и от ограниченных биологических возможностей самого человека. Промышленники играют решающую роль в социальной жизни индустриального общества, а промышленные корпорации становятся центрами социальной организации.
Формирование постиндустриального общества связано с превращением науки в производительную силу общества. Общие производительные силы становятся основным элементом производительных сил общества! Изобретение компьютера качественно изменило жизнь человека, когда информация становится важнейшим фактором производства. Поэтому для постиндустриального общества, в отличие от индустриального, характерно повсеместное внедрение новых информационных технологий в различных сферах жизни.
Концепция цивилизационного подхода к развитию общества очень сложна и неоднозначна из-за нечеткости самого понятия цивилизации. Содержание этой концепции менялось на протяжении всей ее истории. Сторонники теорий локальных цивилизаций, в первую очередь немецкий философ О. Шпенглер, английский историк А. Тойнби, изучали крупные исторически сложившиеся сообщества как цивилизации, занимающие определенную территорию и имеющие свои особенности социально-экономического и культурного развития, которые они считается уникальным. Это привело к выводу, что не существует единой мировой цивилизации, но есть отдельные локальные цивилизации, функционирующие по своим внутренним правилам. Согласно теории А. Тойнби, в настоящее время в мире существует пять цивилизаций: западно-христианская, восточно-христианская, исламская, индуистская и дальневосточная буддийско-конфуцианская. Цивилизация возникает в результате специфического сочетания двух условий: наличия в данном обществе творческой элиты и среды, не слишком благоприятной для развития, но и не слишком враждебной. Он развивается в процессе взаимодействия вызова и ответа. Если окружающая среда умеренно неблагоприятна, она постоянно бросает вызов обществу, а общество через свое творческое меньшинство, элиту, успешно отвечает на вызов и решает свои проблемы. Прогресс цивилизации заключается не в развитии технологий, установлении власти над природой, а в ее самоопределении и самовыражении. Причины крушения цивилизаций кроются в упадке творческих сил элиты, ослаблении ее подражания со стороны большинства людей, и в результате общество теряет свое социальное единство.
У разных подходов к развитию общества есть свои преимущества и недостатки. Например, линейно-стадийные подходы недооценивают роль культуры, духовной сферы в жизни общества, а локально-цивилизационный подход не учитывает постоянно усиливающиеся связи между различными цивилизациями. Но прежде всего необходимо помнить, что история науки об обществе предостерегает от чрезмерного увлечения какой-либо идеей или теорией, но требует внимательного и уважительного отношения ко всему ценному, что было создано мыслителями разных исторических эпох и разных народов в России. чтобы продвигаться дальше. Для углубления нашего понимания процессов развития общества необходимо дальнейшее серьезное сравнительное исследование всех возможных аспектов существования разных цивилизаций.