Ужин
Ужин должен быть легким и составлять не более 20% дневного рациона. Молоко, овощи, фрукты и другая легкоусвояемая пища должны составлять основную часть вечерних блюд.
Свободное после ужина время школьник может использовать по своему усмотрению: помогать родителям, играть, слушать радио и тому подобное. Проследите, чтобы дети не играли в подвижные игры, не слушали рассказы о страшных событиях.
Перед сном ребенок должен сложить в ранец все, что необходимо до занятий, проветрить комнату, помыться, почистить зубы, если есть возможность – принять душ (но обязательно помыть ноги), постелить постель, пожелать всем доброй ночи.
Сон.
Младших школьников рекомендуют укладывать спать не позднее 21.00. К сожалению немало детей нарушает этот режим. Сокращение же продолжительности сна, как известно, способствует истощению нервной системы, ослаблению здоровья. Малыш становится возбужденным, невнимательным. Чтобы обеспечить достаточно глубокий сон, необходимо приучать ребенка ложиться спать и вставать всегда в одно и то же время; практиковать перед сном 20-30 минут прогулки на свежем воздухе; спать, в меру возможности, при открытой квартирке и, конечно, на отдельной кровати.
Распорядок дня школьника, занимающегося во 2-ю смену
Для родителей подбор «схемы дня» даже для современного ребенка, учащегося в первую смену — не большая проблема, ведь на помощь приходят воспоминания из прошлого, опыт молодых лет. Однако, что касается чада со второсменным распорядком учебы? Неужели все шансы на проведение дня с пользой потеряна? О создании максимального целесообразного расписания дня для ученика, посещающего школу во вторую смену далее.
На первый взгляд, 2-ая смена, кажется, весомой причиной поспать лишний часок. Нет, утро должно начинаться по обычаю — в 7 часов. Это поможет провести ранние часы с пользой и без ущерба для вечернего времени. Обычные дела вроде зарядки, личной гигиены и завтрака тоже включаются.
В без двадцати восемь ребенок чаще всего сводит выполнение утренней рутины к концу. Следующие полчаса можно уделить уборке комнаты или другим хобби. 9:00 — отличное время для выполнения второй части домашнего задания (первая выполняется вечером). В такой час желательно выполнять письменные работы по языкам, математике и творческие по рисованию, доучивать стихотворения наизусть.
Так как на домашнее задание уходит 1-1,5 часа, уже в 10:30-11:00 можно приступать к сборам в школу. Конечно же, стоит регулировать порядок действий в соответствии со временем начала занятий.
Для учащегося во вторую смену дитяти необходимо приготовить обед и упаковать его в ланчбокс или же отправлять его на приемы пищи в школьную столовую.
Когда дети освобождаются от занятий в школе (это происходит в 5-6 часов вечера), стоит учесть время для преодоления маршрута «школа-дом». Теперь, в половину седьмого ребенок может приступить к вечернему приему пищи.
Дать время отдохнуть — залог продуктивности. С 19 до 20 часов чадо должно гулять, заниматься физическими упражнениями или хобби
Следующий час можно уделить чтению книг по программе, выполнению небольшой части домашней работы (здесь важно не переусердствовать)
В 21:00 ребенок может искупаться, почистить зубы, выполнить оставшиеся дела и до 22:00 отправляться спать.
Как составить идеальный распорядок дня?
Всегда помните следующее: если школьник учится в первую смену, утром он должен иметь достаточный запас времени, чтобы не торопясь собрать вещи и пойти в учебное заведение. Вставать с постели в таком случае рекомендуется за час-полтора до начала уроков. Говоря об учащихся второй смены, стоит отметить, что им желательно просыпаться за 3–4 часа до начала занятий, поскольку большинство этого времени будет занимать выполнение домашнего задания. Безусловно, вышеуказанные часы необходимо корректировать в зависимости от того, насколько близко вы находитесь к школе.
Для того чтобы быстро и эффективно избавиться от сонного состояния и настроиться на работу, нужно провести утреннюю гимнастику, на выполнение которой не должно уходить более 10–15 минут. Рекомендуем выполнять упражнения вместе с ребёнком, ведь это будет куда энергичнее и веселее. Подберите весёлую и заводную музыку и начинайте заниматься. После позаботьтесь о том, чтобы комната была проветрена.
Довольно-таки часто рано утром дети отказываются завтракать, особенно если не привыкли этого делать. Конечно, лучше, чтобы ребёнок перекусил хоть что-то, но при этом не будьте уж слишком настойчивыми. Будет идеально, если вы приготовите любимую пищу, от которой он просто-напросто не сможет отказаться.
Если школа находится в 20–25 минутах от дома, не спешите садиться в тесную маршрутку. Советуем совершить небольшую утреннюю прогулку, во время которой вы сможете помочь ребёнку собраться с мыслями перед занятиями. Если имеется возможность, выберите маршрут, который находится далеко от проезжей части.
Будет идеально, если ребёнок вместо поездки в маршрутке дойдёт до школы пешком
Организация после учебной половины рабочего дня является важнейшей в правильном распорядке. Ни для кого не секрет, что после занятий единственным желанием ребёнка является полноценный отдых. Более того, как показывает статистика, около 40 процентов учеников заканчивают учебный год с признаками усталости. Вывод очевиден: учёбу необходимо чередовать с хорошим отдыхом!
Однако не стоит волноваться и вести ребёнка, который устаёт после уроков, к доктору. В утомлении нет ничего странного и ужасного, поскольку это всего лишь результат работы (как умственной, так и физической). Восстановить свои силы ученик первой смены сможет путём дневного сна, однако не забывайте следить за тем, чтобы школьник не спал до вечера, иначе весь режим быстро собьётся. Что касается учащихся во вторую смену, то им просто можно отправиться спать чуть раньше, нежели обычно.
Также позаботьтесь и о том, чтобы ваш ребёнок принимал пищу каждые 4–5 часов, а его продолжительность сна колебалась в районе 8–10 часов. Даже небольшое недосыпание может привести к усталости и переутомлению, поэтому отнеситесь к данному вопросу предельно серьёзно.
Определение
Режим дня школьника — это прописанные периоды занятий и отдыха с выделением времени на внеклассные занятия и откровенные развлечения. Для взрослого — тот же самый план, в котором время школьных уроков занимает трудовая деятельность. Но нельзя считать, что распорядок призван только оптимизировать нагрузки и обеспечить возможность все успевать. Режим — это привычка, которой постепенно начинает подчиняться и физиология, и умственная активность.
Привыкая вставать в одно и то же время, включаться в работу и засыпать, человек приучает организм и его отдельные системы к вспышкам активности именно в эти часы. Постепенно вырабатывается четкая зависимость — внутренние часы:
- способность просыпаться в одно и то же время сразу бодрым без будильника;
- собранность и способность усваивать или анализировать предложенный материал с первой минуты рабочего дня;
- ускоренная усвояемость пищи (полное использование съеденного без жировых отложений и чувства голода) в часы завтрака и обеда;
- легкий отход ко сну — своевременное торможение нервной системы даже в перевозбужденном состоянии.
Активное приучение к распорядку в соответствии с СанПиНом применяется в большинстве дошкольных учреждений, — и благодаря этому уже через полгода посещения садика дети хорошо едят, быстро засыпают в тихий час и вечером, а также проявляют хорошую двигательную и умственную активность. Они лучше подготовлены к переходу в школу. При домашнем воспитании ответственность за приучение к такому графику полностью лежит на родителях.
Режим для школьника, студента, работающего гражданина вынужденно подчиняется повседневному графику. В первую очередь при составлении шаблона учитывается расписание занятий и режим работы, затем время дополнительных дел, время которых перенести нельзя — спортивные тренировки, занятия в художественной или музыкальной школе. Но во всем остальном остается возможность для вариативности в соответствии с личными пожеланиями и биологическими часами.
В режим дня для школьника обязательно входит выполнение домашних заданий, но жаворонку можно выделить на них время утром или сразу после прихода из школы, когда активность еще максимальная, а сове — вечером, сохранив драгоценные минуты утреннего сна. В любом случае к моменту началу уроков ребенок должен полностью проснуться, чувствовать себя свежим и бодрым. График можно нарисовать и разместить на видном месте, чтобы малыш мог ориентироваться по часам и таблице.
Зачем первокласснику расписание дня?
Приходя в школу, ваше чадо погружается в новый для него мир. Ему потребуется много сил и стараний для того, чтобы освоить новые знания, отсюда как следствие – быстрая утомляемость. Во избежание этого, чтобы детки могли спокойно учиться и не болеть, нужно тщательно распланировать жизнь первоклашки
Благодаря грамотному распорядку детки научатся себя дисциплинировать и, что очень важно, без потерь в работоспособности
Как составить распорядок дня для первоклашки?
Для правильной организации дня вашего чада потребуется придерживаться некоторых рекомендаций и принципов: — первоклассник должен ложиться спать не позднее 21:00, поскольку ему необходим 10-чаосовой сон, не меньше; — если малыш днем спит, внесите этот дневной сон в расписание, например можно им заменить какие-то игры. Но ни в коем случае не ограничивайте свое чадо в этом, потому, как это необходимо детскому организму (все индивидуально); — ребенку необходимо не менее трех часов (в общей сложности) в день находиться на свежем воздухе; — физические или умственные нагрузки ребенка необходимо чередовать с играми или отдыхом. Это значит, что сразу же после того, как детки пришли из школы, не садите их делать уроки и уж тем более не оставляйте первоклашек на кружки и какие либо дополнительные занятия, деткам нужен отдых; — в обязательном порядке в рационе первоклассника должны иметь место свежие овощи и фрукты. А вот острой пищи, соленой или даже жареной много быть не должно в детском меню; — режим приема пищи у первоклашки должен состоять из пяти приемов, включая школьный завтрак; — готовьте горячие и питательные завтраки, например: омлет, оладьи, каши молочные, которые помогут разбудить организм и придадут сил. Выработайте у деток привычку хорошенько завтракать. И никогда не торопите кроху за едой, прием пищи должен проходить спокойно.
Примерный режим дня первоклашки
— с 6:30 до 7:00 – подъем и пробуждение; — с 7:00 до 7:30 – утренняя гимнастика, одевание, водные процедуры; — с 7:30 до 7:45 – первый завтрак; — с 7:45 до 8:15 – дорога в школу; — с 8:30 до 12:00 – учеба, получение знаний в школе; — с 10:00 до 10:30 – второй завтрак (школьный); — с 12:00 до 13:00 – дорога домой из школы; — с 13:00 до 13:30 – переодевание, а так же водные процедуры; — с 13:30 до 14:00 – обеденный прием пищи; — с 14:00 до 15:30 – отдых (сюда можно включить прогулку по улице, игры, сон, просмотр мультипликационных фильмов, спорт и т.д.); — с 15:30 до 16:30 – выполнение домашнего задания, повторение пройденного в школе материала (следует помнить, что через каждые 15 минут занятий нужно делать перерывы); — с 16:30 до 16:45 – полдник; — с 16:45 до 18:00 – прогулка, дополнительные занятия, кружки; — с 18:00 до 19:00 – свободное время или помощь родителям по хозяйству, либо какие-то совместные игры дома или на улице; — с 19:00 до 19:30 – вечерний прием пищи (ужин); — с 19:30 до 20:00 – прогулка пешком по свежему воздуху (без активных игр); — с 20:00 до 21:00 – подготовка к предстоящему сну: гигиена, переодевание, уборка; — с 21:00 до 07:00 – сон.
Если ученик первого класса остается после занятий в группе продленного дня, то режим его с 12 до 17 часов, конечно, поменяется. Но воспитатели в продленке обычно планируют его похожим образом, как и родители. Единственная разница может быть в том, что в школе не всегда можно организовать полдник или сон после обеда. В таком случае родителям достаточно просто дать деткам в школу с собой сухофрукты, печенье или, скажем, яблоко.
Самое сложное – это первые два месяца, пока ваше чадо привыкнет к режиму, а далее он будет уже более организованным и дисциплинированным и сам уже будет знать когда и что ему делать.
Выполнение уроков
Переходя на новый режим дня, ребенку первое время тяжело перестроиться и привыкнуть к четкому выполнению домашних заданий каждый день. Отличной идеей станет расписание, нарисованное своими руками или специальная готовая таблица, заполненная от руки. Повесить ее нужно на видное место, чтобы ваш ребенок легко сам смог по ней сориентироваться. Так же немало важную роль играет домашнее рабочее место юного ученика. Ведь стола и стул должны быть удобными для школьника и соответствовать его росту. Только в таком случае, ему будет комфортно выполнять уроки, и он не будет уставать.
Подготовка домашних заданий, как правило, занимает у школьников начальных классов от 1 до 3 часов в день. За этот промежуток времени они должны успеть выполнить математические задачи, письменные задания по русскому языку и выучить устные предметы. Но только прежде чем приступать к ним, детям нужно как следует отдохнуть от занятий в школе. На это отводиться как минимум 2,5 часа.
Для наглядности обычного распорядка дня школьника младших классов, представим таблицу:
Для учеников 1 смены
Подъем | 7.00 |
Умываемся и делаем зарядку | 7-7.30 |
Завтрак | 7.30-7.50 |
Дорога в школу | 7.50-8.20 |
Уроки в школе | 8.30-12.30 |
Дорога домой | 12.30-13.00 |
Обед | 13-13.30 |
Дневной сон или отдых | 13.30-15.00 |
Прогулка на свежем воздухе | 15.00-16.00 |
Полдник | 16.00-16.15 |
Выполнение домашних заданий | 16.15-18.30 |
Ужин | 18.30-19.00 |
Свободное время (игры, чтение, секции) | 19.00- 20.30 |
Подготовка к завтрашнему учебному дню и ко сну | 20.30-21.00 |
Сон | с 21.00 |
Для учеников 2 смены
Подъем | 7.00 |
Зарядка, гигиенические процедуры | 7.00-7.20 |
Завтрак | 7.20-7.35 |
Выполнение домашних заданий | 8.00-10.00 |
Свободное время (игры или прогулка) | 10.00-11.00 |
Второй завтрак | 11.00-11.30 |
Подготовка к школе | 11.30-12.00 |
Обед | 12.00-12.30 |
Дорога в школу | 12.30 -13.00 |
Занятия в школе | 13.00-18.00 |
Дорога домой | 18.00-18.30 |
Ужин | 18.30-19.00 |
Занятия по интересам (секция, чтение или подготовка домашних заданий на завтра) | 19.30-20.00 |
Прогулка или спокойные игры | 20.00-21.00 |
Подготовка ко сну | 21.00-21.15 |
Сон | с 21.15 |
Вторая смена: привыкаем к новому распорядку
Для некоторых родителей и их детей обучение в школе во вторую смену становится настоящим испытанием. Так как по всем правилам правильного распорядка дня, домашние задания в таком случае должны выполняться с утра. Но как показывает практика, именно в это время юным ученикам хочется подольше поспать, особенно если родители уже ушли на работу и никто не контролирует выполнение уроков.
В таком случае тоже нужно придерживаться режима смены труда и отдыха, чтобы придя со школы, ребенок успевал отвлечься от занятий. Но все-таки в вечернее время тоже придется немного поработать над домашним заданием и выполнить хотя бы ее часть. А какую именно решают родители. Потому что работающим мамам и папам удобнее всего решить с вечера более сложные примеры, а на утро оставить самые легкие, с которыми ребенок справится самостоятельно. А для тех кто, например, работает по свободному графику и находится дома в первой половине дня, проще учить все уроки с детьми именно в это время.
Научив школьника управлять своим временем, и грамотно относиться к своему распорядку дня, вы прививаете своему ребенку чувство ответственности и пунктуальности, что очень пригодиться ему в будущем.
Что такое распорядок дня и зачем он нужен
Распорядок дня представляет собой четкое чередование различных видов деятельности, активного и пассивного отдыха, сна, с соблюдением временных интервалов времени на эти элементы. Ребенку сложно адаптироваться к новым условиям жизни, например, когда к посещению школы добавляет посещение секций, кружков или занятий в развивающих центрах.
Конечно, в этом случае большую часть ответственности за выполнение режима дня лежит на родителях, и они контролируют соблюдение графиков посещений тех или иных мероприятий, прикидывают временные интервалы, но постепенно ребенок должен учиться состоятельно выполнять распорядок дня.
Если правильно организовать день ребенка, это поможет ему легче переносить физические и умственные нагрузки, у ребенка всегда будет время на занятия, игры, отдых и посещение кружков или секций.
Нередко дети, у которых отсутствует распорядок дня, даже не успевают подготовить домашнее задание для школы, не говоря уже о посещении развивающих мероприятий, и даже на прогулки у них нет времени. В то время как организованный в этом плане школьник успешно учится, активно отдыхает и успевает заниматься внеклассными делами.
Составляя распорядок дня для школьника, важно помнить, что на отдых обязательно должно быть отведено время. Кроме того, если ребенок занимается во внешкольных кружках, его дневной распорядок будет отличаться в зависимости от дня недели
Поэтому, для школьников начальных классов необходимо составлять режим на всю неделю.
Со временем, привыкнув жить по прописанному плану, он сможет составлять свой распорядок самостоятельно и рационально распределять свое время. Но обучить этому своего малыша с раннего возраста – задача родителей.
Важный момент: в первое время взрослые должны строго контролировать соблюдение каждого пункта распорядка дня ребенком, пока он не войдет в его привычку.
«Тренировочный режим» – залог успешной адаптации к школе
Адаптация к школе
Ребёнок, попадающий из одной социальной среды в другую, проходит естественную адаптацию к новым условиям. Учебную активность можно по праву считать первой серьёзной деятельностью, требующую осознанности и значительных усилий воли. Адаптацию к школьной жизни, а также к изменившимся условиям домашнего режима, будет проходить каждый первоклассник.
Длится этот период в среднем от двух недель до двух месяцев. «Неподготовленные», домашние или болезненные дети будут переживать это время особенно остро, их организмы будут логичным образом сопротивляться режимным и учебным сложностям:
- частыми болезнями, ведь иммунная система станет ослабленной ввиду постоянных стрессов и отсутствия сбалансированного регулярного питания;
- потерей веса, замедлением роста и общего развития;
- обострением проблем сердечно-сосудистой системы, развивающихся на фоне переутомления;
- ухудшением самочувствия, усталостью, головными болями, снижением аппетита, нарушением сна;
- уязвимостью нервной системы, в том числе рассеянностью, раздражительностью, отсутствием мотивации;
- хронической усталостью, переходящей в запущенном случае, в астено-невротический синдром (предельное истощение нервной системы).
Смягчить и нивелировать малоприятные побочные эффекты слияния со школьной жизнью, помогут родители, если заблаговременно переведут будущего ученика в режим, близкий к школьному. Весна – время, стимулирующее к пробуждению, развитию и активности. Впереди шесть месяцев подготовки к новому школьному режиму, принять который будет легче после пробного «рабочего» графика.
Домашних детей и тех, что находятся на вольном посещении детского сада, стоит переводить с весны на подготовительный график.
Особенности режима питания
Питание — один из основных факторов, который определяет полноценное развитие ребенка любого возраста. Рацион должен быть организован таким образом, чтобы малыш получал все необходимые нутриенты, витамины и минералы. Тогда все системы его организма будут готовы к росту и различным нагрузкам, которые ждут в школе.
Когда человек принимает пищу примерно в одни и те же часы, у него скоро устанавливается своеобразный рефлекс. К «привычному» времени усиливается отделение пищеварительных соков, а значит аппетит будет гораздо сильнее.
При составлении рациона ребенка можно отталкиваться от основных принципов сбалансированного питания. При этом режим питания будет напрямую зависеть от расписания школьных уроков и наличия спортивных тренировок.
Базовые правила здорового питания для детей дошкольного и школьного возраста:
Одно из важных условий — с 7 лет режим питания ребенка должен предусматривать не менее 4 приемов пищи. В идеале это: первый завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. В рационе обязательно должны присутствовать мясо, рыба, фрукты, овощи, молочные продукты. Это обеспечит поступление в организм белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов. Из меню следует сразу исключить продукты, которые вызывают у ребенка аллергические реакции. Перекусы между основными приемами пищи должны быть легкими: фрукт, горсть орехов и т. п
Важно минимизировать употребление рафинированных сладостей, жареных, слишком соленых и острых блюд, газированных напитков. Порции должны быть небольшими. Калорийность блюд должна «покрывать» энергозатраты ребенка в течение дня
Важно формировать у ребенка полезные пищевые привычки, не создавая при этом «культа еды». Не рекомендуется использовать еду в качестве поощрения или, наоборот, наказания
Калорийность блюд должна «покрывать» энергозатраты ребенка в течение дня
Важно формировать у ребенка полезные пищевые привычки, не создавая при этом «культа еды». Не рекомендуется использовать еду в качестве поощрения или, наоборот, наказания
Любые отклонения в процессе питания ребенка могут повлечь за собой нежелательные физические и психологические последствия. К негативным физиологическим последствиям относят дефицит питательных веществ (важных нутриентов, макро- и микроэлементов), что приводит к различным заболеваниям: недостаточная масса тела, анемия, расстройства пищеварения. Серьезной проблемой при «неконтролируемом» питании может стать ожирение. В психологическом аспекте нарушения пищевого поведения (избирательный аппетит, нежелание пробовать новые продукты, полный отказ от какой-либо категории продуктов) могут приводить к снижению когнитивных функций из-за дефицита веществ, необходимых для нормального развития нервной системы.
Своевременное выявление первых искажений пищевого поведения позволит оказать комплексное медикопсихологическое воздействие на здоровье ребенка. Объективные выводы о недостаточности питания могут быть сделаны врачом-педиатром.
В
-
нервная анорексия;
-
атипичная нервная анорексия;
-
нервная булимия;
-
атипичная нервная булимия;
-
переедание, связанное с другими психологическими расстройствами;
-
рвота, связанная с другими психологическими расстройствами.
При этом некоторые расстройства пищевого поведения у детей, которые обычно очень беспокоят родителей, в 10-й версии МКБ перемещены в другие разделы. Например, трудности вскармливания и введения пищи, различные расстройства аппетита. А ожирение вынесено в отдельный раздел.
Примерный режим дня первоклассника
07:00 Пробуждение, умывание, зарядка
- Нельзя будить ребенка в последний момент перед выходом в школу, объясняя это заботой о нем. Такой подход – стресс для малыша. Лучше разбудить ребенка немного раньше, чтобы у него была возможность полежать в постели, потянуться, а затем без спешки позавтракать и привести себя в порядок.
- Утренняя гимнастика ускоряет процесс пробуждения, улучшает общее физическое состояние ребенка, помогает справиться со стрессом и является отличной профилактикой заболеваний опорно-двигательной системы.
07:20–07:40 Завтрак
- Завтракать ребенку нужно обязательно, ведь именно утром закладывается работа всего организма, разгоняется метаболизм. Если школьник утром не поест, то у него не хватит энергии на учебный день, он будет плохо усваивать информацию на уроках.
- Идеальный завтрак для ребенка 6-7 лет должен быть горячим — каша с кусочками фруктов, хлопья с молоком, омлет с овощами,напиток (некрепкий чай, травяные настои и др.).
08:30–12:00 Занятия в школе (10:00 – завтрак в школе)
, уроки первоклассников длятся 35 минут, в середине учебного дня предусмотрена большая динамическая перемена. Первое время в расписании всего три урока, чтобы детям было легче привыкнуть к новому виду деятельности.
Для детей младшего школьного возраста второй завтрак обязателен. Ребенку можно дать с собой в школу питьевой йогурт в бутылке, мытые фрукты в пластиковом контейнере, сэндвичи. Можно купить специальный термос для готовых блюд или напитков.
13:00 Обед
- Если ребенок привыкает садиться за стол в одно и то же время, то к назначенному часу у него появляется аппетит, организм начинает вырабатывать вещества, улучшающие пищеварение, еда усваивается лучше и быстрее.
- Постарайтесь каждый день организовать ребенку полноценный обед — суп, гарнир с мясом, рыбой или птицей, напиток.
14:00–15:30 Сон, а если ребенок отказывается от него, то спокойная прогулка или тихие игры
Переутомление может привести к нервному срыву и сбоям в работе иммунной системы ребенка
Поэтому важно чередовать умственные и физические нагрузки, работу и отдых.
Для учеников младших классов лучший отдых — часовой дневной сон в хорошо проветренной комнате (температура воздуха должна быть не больше +22°С, относительная влажность 50—70%).
16:00 Полдник
- На полдник ребенку можно предложить кисломолочные продукты, печенье, фрукты, кефир, творог.
- Энергетическая ценность пищи младших школьников, удовлетворяющая суточный расход энергии, должна составлять примерно 2300 ккал. Но если ребенок занимается спортом, то ему необходимо на 300-400 ккал больше.
16:30–17:30 Выполнение домашних заданий, посещение кружков и секций
- При выполнении домашних заданий нужно начинать с более простых, затем переходить к более сложным. Сначала лучше сделать письменные, а потом — устные.
- Во время выполнения домашнего задания каждые 20 минут нужно давать возможность первокласснику отдохнуть и переключиться, например, можно сделать с ним в течение 5-10 минут пальчиковую гимнастику или несколько физических упражнений под музыку.
17:30–19:00Прогулка, активные игры
- Ежедневно ребенок 6-7 лет должен проводить на свежем воздухе не менее трех часов.
- Недостаток физической активности отрицательно влияет на физическое и психологическое состояние школьника. Бегая, прыгая, играя и просто гуляя на свежем воздухе, ребенок развивают выносливость, силу, ловкость, а также снимает внутреннее напряжение.
19:00 Ужин
- Оптимальное время для ужина — за час-полтора до сна. Постарайтесь ужинать всей семьей. Это отличная возможность пообщаться и обсудить прошедший день.
- Лучшего всего на ужин ребенку предложить овощи и крупы, молоко или кефир. Желательно исключить возбуждающие напитки — какао, крепкий чай.
19:30–21:00 Свободное время, подготовка ко сну
- Незадолго до вечернего сна желательно не смотреть телевизор, не пользоваться гаджетами, отказаться от шумных игр.
- Настроиться на сон ребенку помогут «ритуалы»: книга, спокойная прогулка, монотонные игры или рукоделие.
21:00–07:00 Сон
- Полноценный ночной сон повышает активность иммунной системы ребенка, улучшает память и работоспособность.
- Если ежедневно соблюдать режим, то ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают. Если ребенок каждый вечер вовремя ложится спать, то утром ему гарантировано приятное и комфортное пробуждение.
Примерный режим дня первоклассника
Не удивляйтесь, что в предложенном режиме нет четких цифр. Дело в том, что в разных школах учебные занятия могут начинаться в разное время. Мы приведем лишь основные пункты, а время их выполнения вы проставите самостоятельно.
- Подъем (желательно по будильнику, пусть ребенок сам научится его включать и выключать)
- Водные процедуры (умывание, обтирание или душ для закалки)
- Завтрак (от вкусного и сытного завтрака первоклассник точно не откажется)
- Дорога в школу
- Уроки (у первоклассников уроки в 1 и 2 четверти по 35 минут)
- Продленка (большинство родителей записывают детей на продленку)
- Дорога домой
- Обед (или ужин у тех,кто на продленке)
- Отдых (сон или свободное время на игры)
- Выполнение домашних заданий (обычно в первом классе не задают домашних заданий)
- Прогулки и игры на свежем воздухе
- Ужин
- Спокойные занятия перед сном, подготовка школьной формы, портфеля и сменки
- Водные процедуры
- Сон
Важные моменты в режиме дня первоклассника
Чтобы ребенок легко и с удовольствием просыпался и собирался в школу, нужно помнить, что полноценный сон ребенка (включая дневной) должен быть не менее 11-12 часов. Приучайте первоклашку вставать и ложиться спасть в одно время. Не стоит потакать ребенку, когда тот просит досмотреть интересный мультфильм или у вас дома гости. Если ребенок ляжет спать поздно, то утренние капризы вам обеспечены.
Второй важный момент — ежедневная зарядка и водные процедуры. Не оставляйте этот пункт без внимания. Упражнения и разминки в школе на уроках не заменят вашему первокласснику утренней гимнастики, которая подарит заряд бодрости на целый день.
Уроки у первоклассников в 1 и 2 четверти по 35 минут, поэтому расписание уроков и режим после новогодних праздников придется подредактировать.
На продленку ходят почти 80 % первоклассников. С одной стороны — это хорошо, потому что соблюдается режим, а с другой стороны ребенок с 8 утра и почти до 6 вечера находится в школе. Такое длительное пребывание в школьной атмосфере может вызвать переутомление (особенно у детей, не посещавших детский сад).
Выполнение домашнего задания. В первом классе домашние задания обычно не задают, но учитель может посоветовать детям что-то раскрасить в печатных тетрадях, повторить стишок, прописать трудную букву. Относитесь к таким домашним заданиям с пониманием. Такие домашние работы — это больше приучение ребенка к домашним заданиям в старших классах.
Родителям не стоит заставлять первоклассника делать «домашку» сразу по возвращении домой. Пусть маленький ученик немножко отдохнет от школы, поиграет, полистает свою любимую книжку или журнал. Это позволит снять нервное напряжение от школьной жизни.
Игры перед сном не должны быть слишком активными, но погружение ребенка в телевизор или планшет — тоже не выход. Используйте это время на общение с ребенком. Пусть лучше он расскажет вам как провел время в школе, поделится своими успехами или трудностями.
Приучайте первоклассника собирать вещи: портфель, форму, сменку с вечера. Это сбережет вам нервы и время утром.
И, пожалуй, последний совет — обязательно распечатайте режим дня школьника на красивом бланке и повесьте его в комнате ребенка.
Надеюсь, вам помогут эти советы и рекомендации и вы составите хороший режим дня первокласснику.
Заключение
Мы с вами рассмотрели основные принципы составления распорядка дня школьника при помощи красочных шаблонов для заполнения
Разобрали, каким действиям необходимо уделить пристальное внимание, выполняя их в одно и то же время, а какие можно подкорректировать с учетом количества занятий и особенностей характера ребенка. Посмотрели, какие нюансы в распорядке дня действуют для учеников, занимающихся во вторую смену
В начальных классах примерная учеба и оценки появляются не только из-за стараний детей, но и от полноценного отдыха, дневного и ночного. Под режимом дня подразумевается оптимальное распределение времени на определенные работы и отдыха, в течение дня.
Режим дня школьника начальных классов имеет элементы:
- занятия в школе и дома;
- регулярный отдых на свежем воздухе;
- полноценное питание;
- крепкий, здоровый сон;
- самостоятельные увлечения и занятия на свой выбор.
У ребенка младших классов сон должен составлять не менее 11 часов. Если ребенок, посещая школу, часто переносит заболевания, ему рекомендуется сон днем, после учебных занятий. Он во время сна наберется силами и энергией, что поможет для выполнения домашнего задания.
Необходимо расспросить о прошедшем дне, обсудить имеющиеся проблемы, похвалить за его успехи. Родителям необходимо обеспечить утренний сбор ребенка в школу без спешки и суеты.
Он заключается:
- Глажка одежды и сбор портфеля должен осуществляться вечером.
- Все вещи, одежда, обувь должны лежать на постоянном месте, чтобы перед занятиями не пришлось их искать.
- Обязательно проделывать утреннюю зарядку вместе с детьми, что даст им бодрости, сил, энергии на целый день.
- Завтраком кормить лучше всего после зарядки, за 5 минут перед походом в школу.
Нужно заранее распланировать и рассчитать, сколько понадобится времени на сборы в школу. В начальных классах родители всегда обязаны провожать ребенка в школу. Нужно распределить время, чтобы идти спокойным шагом и при этом не опоздать на занятия.
Необходимо учитывать полезные рекомендации по дороге в школу:
- По выбранному маршруту объяснить ребенку значения дорожных знаков, встретившихся на пути.
- Смотреть за другими участниками движения, рассказывать малышу об ошибках, которые они допускают при движении.
- Рассказать ребенку, как правильно переходить улицу, пользоваться светофором.