Режим дня в детском саду — требования к распорядку по санпин

Зачем нужен режим?

Режим дня имеет огромное значение для состояния здоровья ребенка и воспитания. Распорядок позволяет максимально продуктивно организовать жизнь ребенка и родителей, в результате чего все члены семьи способны справиться с большим количеством дел с минимальными потерями ресурсов на суету, панику и переживания, связанные с возможными опозданиями. Если приемы пищи, сон, прогулки и другая необходимая деятельность ежедневно проходят в одно и то же время, ребенок привыкает, начинает понимать, что такое дисциплина, и легче перестраивается с одного вида деятельности на другой.

Грамотно составленный режим, учитывающий рекомендации педагогов и педиатров, способствует гармоничному развитию личности ребенка. Организм привыкает жить «по часам», он «знает», когда необходимо принимать пищу или ложиться спать, и подготавливается к процессу. Нарушения режима могут привести не только к капризам, но и к развитию болезней. Чаще всего дети, привыкшие соблюдать распорядок дня, чувствуют себя бодро по утрам и в течение всего дня, пребывают в хорошем настроении и уравновешенном состоянии.

Проблемы могут возникать, когда ребенку приходится перестраиваться с одного режима на другой, а это неизбежно в процессе взросления и смены вида деятельности. По началу дети капризничают, плачут, не желая признавать новый распорядок, но в итоге успокаиваются, привыкают, и все становится на свои места.

Дети, посещающие детский сад, привыкают к режиму, который работает в дошкольном учреждении

Важно, чтобы и дома родители придерживались режима, тогда ребенку будет намного легче следовать распорядку дня в садике. Однако многие родители придают распорядку гораздо меньшее значение, чем нужно

Часто они позволяют детям отклоняться от установленного графика. Этого делать нельзя, поскольку постоянное попустительство мешает выработке привычки.

Соблюдение режима делает ребенка самостоятельным. Он четко знает, что ему необходимо делать, делает это без напоминания и без помощи (в определенном возрасте). Четкое выделение времени на выполнение каждой определенной задачи позволяет равномерно распределить нагрузку на организм ребенка, что исключает переутомление, капризы и истерики.

Характер закладывается именно в первые годы жизни, к пяти годам он является уже полностью сформированным, дальше возможна только незначительная корректировка. С помощью внедрения режима дня можно воспитать в ребенке дисциплинированность, самостоятельность, пунктуальность. Все эти качества благоприятно сказываются на качестве игрового и учебного процесса.

В итоге соблюдение режима дня имеет следующие преимущества:

  • Ребенок растёт здоровым, поскольку своевременно принимает пищу, хорошо спит, много времени уделяет активным играм. Врачи считают, что соблюдение режима укрепляет иммунитет, поскольку организм подстраивается под него, в результате ребенок лучше спит и ест с аппетитом. В свою очередь, крепкий иммунитет защищает от болезней.
  • Ребенок становится спокойным и уверенным, поскольку распорядок позволяет избежать нервозности, суеты, хаоса и беспорядка. Жизнь приобретает упорядоченность.
  • Дети, которые дома соблюдали режим, гораздо легче проходят адаптационный период в детском саду и школе. Детям, которые дома не следовали распорядку дня, бывает тяжело привыкнуть к новым требованиям.
  • Малыш рано становится самостоятельным, у родителей нет нужды постоянно контролировать его действия.
  • Много времени уделяется развивающим занятиям и тем мероприятиям, которые не происходят ежедневно, тогда как постоянные регулярные задачи выполняются автоматически, на них тратится минимум времени.

Пример распорядка дня в обычном ДОУ

Режим дня подлежит обязательному рассмотрению на педагогическом совете и утверждается заведующей на каждый учебный год в первых числах сентября.

Примерный режим дня в детском саду:

7.30 – 8.00 Открытие, прибытие детей, свободное время.

8.00 – 8.15 Зарядка.

8.15 – 8.45 Подготовка к завтраку, завтрак.

8.45 – 9.00 Свободное время.

9.00 – 9.40 Занятия согласно программе ДОУ.

9.40 – 10.00 Свободное время, сборы на прогулку.

10.00 – 12.00 Игры на улице.

12.00 – 12.45 Гигиенические процедуры, подготовка к приёму пищи, обед.

12.45 – 13.00 Подготовка ко сну.

13.00 – 15.00 Дневной сон.

15.00 – 15.20 Подъём, зарядка, гигиенические процедуры.

15.20 – 16.00 Свободное время, подготовка к приёму пищи.

16.00 – 16.30 Полдник.

16.30 – 17.00 Занятия, кружки согласно программе ДОУ.

17.00 – 18.00 Игры на улице.

18.00 Приход родителей за детьми, уход домой.

Это примерный распорядок, он может отличаться в разных учреждениях, в него вносятся коррективы в зависимости от времени года (тёплый или холодный период), но основные элементы – занятия, приём пищи, сон, прогулки, свободное время — обязательно должны присутствовать, независимо от населённого пункта или формы собственности детского сада.

Организация режима дня в детском саду соответствует возрасту ребёнка и на основе упорядоченности и неизменности приучает его к порядку, аккуратности, самостоятельности и организованности.

А эти качества, безусловно, пригодятся вашему ребёнку во взрослой жизни, поэтому очень важно применять режим и вне стен учреждения

Значение режима дня в жизни дошкольника


«Значение режима дня в жизни дошкольника»

«Значение режима в жизни дошкольника»

Необходимое условие здоровья, физическогои психологического благополучия ребенка — соблюдение режима дня. Правильный ритм, заданный распорядком жизни в детском саду, не должен нарушаться в выходные дни, когда дети проводят сутки напролетв обществе родителей.

«Режим дня»

Режим дня — это чередование различных видов деятельности: отдыха, сна, питания, пребывания на свежем воздухе. И если в дошкольном учреждении режима придерживаются неукоснительно, то в субботу и воскресенье правила упорядоченной жизни нередко нарушаются. В результате в понедельник утром большинство детей выглядят утомленными или, наоборот, чересчур возбуждены.

От нарушения режима страдает не только ребенок, но и родители. Вместе со своим малышом вы тратите слишком много энергии, быстрее устаете и ничего не успеваете сделать. Вывод прост: соблюдение режима облегчает жизнь и вам, и вашему ребенку.

Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье. Твердый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, — одно из существенных условий нормального физического развития ребенка.

Основное требование к режиму — это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать.

Только во время сна ребенок получает полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: дети 3—4 лет спят 14 часов в сутки, 5—6 лет — 13 часов, 7—8 лет — 12 часов. Из этого времени необходимо, особенно для младших детей, выделить часа полтора для дневного сна. Дети должны ложиться не позднее 8—9 часов вечера.

Питание. Дети получают питание 4—5 раз в день. Первая еда дается через полчаса, во всяком случае не позднее чем через час после пробуждения ребенка, а последняя — часа за полтора до сна. Между приемами пищи должны быть установлены промежутки в 3—4 часа, их надо строго соблюдать. Наиболее сытная еда дается в обед, менее сытная — на ужин.

Прогулки. Как бы точно ни соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее. На опыте работы детских садов установлено, что дети дошкольного возраста, приученные к ежедневным прогулкам.

Причиной отмены прогулки для здорового ребенка могут быть исключительные обстоятельства: проливной дождь, большой мороз с сильным ветром.

«С горки на горку»

Режим дня дошкольника — не искусственная выдумка врачей и педагогов. Он основан на точных наблюдениях над физиологией дошкольника и изменением его активности в течение дня и недели. Известно, что максимальная работоспособность проявляется у ребенка от 8.00 до 12.00

иот 16.00 до 18.00, а минимальная —в 14.00–16.00. Поэтому занятия, требующие умственного напряжения, лучше всего планировать в первой половине дня.

К концу недели работоспособность ребенка падает, нарастает утомление. Особенно это касается тех детей, кто посещает дошкольное учреждение. Ничего удивительного в этом нет — ведь в детском коллективе малышу приходится «обуздывать» свои желания и эмоции, контролировать двигательную активность. Всё это требует огромной затраты нервной энергии. Не секрет, что дети могут уставать от интенсивного общения со сверстниками. Поэтому отнеситесь с пониманием и уважением к тому обстоятельству, что дома в субботу и воскресенье вашему ребенку требуется разрядка.

«Учитесь у ребенка»

В идеале дошкольнику рекомендуется следующий режим дня:

максимальная продолжительность непрерывного бодрствования — 5,5–6 часов;

сон — 12,5–12 часов

(из них2–2,5 часа приходится на дневной сон);

четыре приема пищи с интервалом в 3,5–4 часа.

Очень важно, чтобы режим дома совпадал с режимом дошкольного учреждения. Поинтересуйтесь, как складывается распорядок дня вашего ребенка в детском саду

Вы можете удивиться — он сам подскажет вам, что вы делаете дома не так, и поможет скорректировать режим.

Обязанности воспитателя

Помимо организации дня, приемов пищи и сна, воспитатель обязан обеспечит детям благоприятные условия для воспитания и обучения. На протяжении дня ребята должны участвовать в активных играх, развлекательных мероприятиях и обучающих занятиях.

В праздничные дни проводится особая программа, к которой дети готовятся заранее. В подготовке выступлений берут участие музыкальные руководители и инструкторы по физкультуре.

В ежедневные обязанности педагога входит поиск общего языка с каждым конкретным ребенком. В основе воспитания лежит понимание темпераментов и характеров малышей, на основе которых воспитатель находит индивидуальный подход к детям.

А также отдельное внимание уделяется уважительному отношению к ребенку. Это не значит, что педагог должен ходить на цыпочках вокруг воспитанников

Целью его работы должно стать формирование уважительного отношения ко всем членам группы: дети учатся уважать взрослых, а старшие прислушиваются к малышам.

Естественно, у каждого отдельного педагога имеется индивидуальный опыт общения с детьми, а также своя методика воспитания. Такие качества, как чуткость, внимательность и терпение — это признак не простого выполнения профессиональных обязанностей, а преимущество людей, работающих по призванию.

Режим дня в детском саду

Внутренний распорядок дня фиксируется в уставе ДОУ, то есть регламентирован уже с момента образования детского сада как юридического лица.

Кто устанавливает

Определение и разработка требований санитарно-эпидемиологических служб осуществляется СанПиН, и этот ФГОС распространяется на государственные и на частные детские сады. Исключение — домашние детские сады, которые может организовать любой родитель в жилом комплексе или многоэтажном доме. Хотя ДОУ и близко не режимный объект, за соблюдением этих норм государство следит весьма строго.

Распорядок должен быть везде

Обратите внимание. Большинство требований являются обязательными, но не все — отдельные положения могут варьироваться в зависимости от местности

Нормативы СанПиН для ДОУ

Нормативы зафиксированы в специальном документе, где также обозначены некоторые общие положения:

  • Четырехразовое питание.
  • Прогулка дважды в день. Общее время – от 3 до 4 часов.
  • Дневной сон – от 2 до 2,5 часов. Всё это время воспитатель обязан присутствовать в спальне. Эмоциональные и подвижные игры перед сном проводить не рекомендуется.
  • Самостоятельная деятельность детей с 3 до 7 лет занимает как минимум 3-4 часа в день. Это и самостоятельные игры, и подготовка к образовательной деятельности, и личная гигиена.
  • Все помещения без исключений ежедневно проветриваются каждые 1,5 часа не менее 10 минут в отсутствие детей. Максимальное отклонение температуры – 2-4 °С.
  • Постельное бельё меняется еженедельно или чаще.

В ДОУ распорядок устанавливает СанПиН

Дополнительная информация. До 2019 года проветривание помещения, даже если в нём находился всего один воспитанник, было категорически запрещено, но после новых правок норм СанПиН было санкционировано проветривание в жаркую безветренную погоду.

Ясельная группа

Во всех без исключения детских садах пребывание ребёнка и его деятельность в стенах ДОУ строго регламентировано. Различия в режиме дня для разных групп логично, поскольку двухлетний ребёнок и тот, у которого заканчивается дошкольный период, имеют разные потребности. В целом рекомендуемый режим ребёнка в 3 года в круглосуточных детских садах выглядит приблизительно следующим образом:

Проветривание обязательно

  • 7:00-7:30 – подъём;
  • 8:00 – завтрак;
  • 8:30-11:30 – прогулка, игры;
  • 12:00-12:30 – обед;
  • 12:30-15:30 – дневной сон;
  • 16:00 – полдник;
  • 16:30-19:30 – прогулка, игры;
  • 19:00-19:30 – ужин;
  • 20:30-7:00 – ночной сон.

Важно. В этом возрасте промежутки между сном и бодрствованием должны составлять приблизительно 4-5 часов, так как ещё не укрепившаяся нервная система ребенка нуждается в отдыхе

Младшая группа

Необходимо указать, что младшая группа неоднородна, она делится на 1-ю младшую и 2-ю группы, режим которых несколько отличается. Но это уже не ясли, на подготовку к прогулке для воспитания навыков самообслуживания выделяется 20 минут.

Вторая младшая отличается от первой тем, что малыши на 20 минут меньше спят, их прогулки длятся дольше на 15 минут (вторая прогулка) или на час (первая прогулка), а времени на обед чуть меньше.

Средняя группа

Режим в садике для средней группы практически идентичен расписанию 2 младшей группы. Единственное изменение – появление кружков.

Старшая группа

В старшей группе отличий становится значительно больше:

  • первая прогулка на 10 минут дольше;
  • второй завтрак на 5 минут быстрее;
  • «тихий час» короче ещё на 30 минут;
  • на кружки и НОД отводится на 5 минут больше времени;
  • время первой прогулки увеличивается на 10 минут;
  • вторая прогулка короче на 15 минут;
  • на 15 минут растёт время подготовки к ужину и собственно ужина.

Подготовительная группа

У подготовительной группы обед и подготовка к нему занимают полчаса, и больше их расписание ничем не отличается от старшей группы, им необходимо обучаться точно так же.

Требования к распорядку дня в ДОУ по СанПиН

Стандартный распорядок дня в детском саду рассчитан на 12 часов, которые ребенок проводит в стенах дошкольного заведения. Внесение каких-либо корректив осуществляется с учетом климатических условий, географического положения, других факторов. Режим составляют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.12660–10. Основные положения:

В детском саду предусмотрено четырехразовое питание с временным интервалом 4 часа между трапезами.
Предусмотрено 2 прогулки на свежем воздухе – в первой половине дня и после дневного сна. В общей сложности гулять с детьми требуется 3–4 часа. Время пребывания на улице сокращается при температуре ниже –15 °С и скорости ветра от 7 м/с.
Согласно расписанию дня, время дневного сна составляет 2–2,5 часа, при этом воспитатель должен присутствовать в спальне и следить за спящими детьми.
Требуется проветривать помещение менее 10 мин. через каждые 90 мин. При отсутствии детей организовать проветривание за 30 мин. до их прихода с улицы или занятий

Температура воздуха не должна опускаться более 2–4 °С, важно избегать сквозняков.
Постельное белье в детском саду требуется менять минимум 1 раз за неделю (согласно графику).
В холодный сезон воспитатель должен встречать детей утром в группе, при теплой погоде – на улице (на групповой площадке).

Режим питания

Время Прием пищи Приблизительное меню
8:30 Завтрак Горячее блюдо (молочная каша, творожная запеканка, яичный омлет), чай или какао, бутерброд с маслом, сыром.
10:00 Второй завтрак Напиток с фруктами или без.
12:00 Обед Первое блюдо (борщ, суп), второе (гарнир с мясом или рыбой), салат или овощи, холодный напиток.
15:00 Полдник Выпечка (сдоба), напиток.
18:00 Ужин Мясное или рыбное блюдо, творог, напиток.

Занятия в детском саду

В детском саду развивают речевые навыки, расширяют кругозор детей, знакомят с азами математики и письма, прививают любовь к творчеству и культуре, дают новые знания. При отсутствии медицинских противопоказаний занятия ведутся по таким направлениям:

  • физкультура;
  • музыка, пение;
  • изобразительное искусство;
  • математика;
  • развитие речи, логики, мелкой моторики;
  • подготовка к школе.

В детском саду проводятся самостоятельные игры, когда дети общаются со сверстниками, заводят друзей, отдыхают. За день в детском саду проводится не более 3 занятий, перерыв между которыми составляет не менее 10 минут. Длительность урока:

  • младшая группа (дети 3–4 года) – 10 мин.;
  • средняя группа (4–5 лет) – 15 мин.;
  • старшая группа (5–6 лет) – 20 мин.;
  • подготовительная группа (6–7 лет) – 30 мин.

Что значит – бодрствование?

Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:

  • прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
  • изучение окружающего мира;
  • физическая активность;
  • занятия по развитию речи;
  • трудовая деятельность;
  • занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
  • творческая деятельность;
  • музыкальные занятия;
  • обучение навыкам письма.

Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.

У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.

При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.

При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).

Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).

Пример режима дня ребенка 1 года

Специалисты рекомендуют уже начиная с года мягко и постепенно приводить режим дня малыша к тому, который принят в детских дошкольных учреждениях.

Исходя из потребности в двухразовом дневном сне, можно рекомендовать следующий режим дня для малыша в возрасте 1 года:

  • 8:00 — подъем и утренние процедуры;
  • 8:15 — завтрак;
  • 8:30 — игры и развивающие занятия;
  • 10:00 — второй завтрак;
  • 10:30 — прогулка;
  • 12:00 — первый дневной сон;
  • 13:30 — игры;
  • 14:00 — обед;
  • 14:30 — игры;
  • 15:30 — второй дневной сон;
  • 17:00 — полдник;
  • 17:30 — прогулка;
  • 19:00 — ужин;
  • 19:30 — игры;
  • 20:00 — вечерние процедуры, подготовка ко сну;
  • 21:00 — сон.

Примерно таким может быть режим дня у детей, готовых к переходу или уже перешедших на одноразовый дневной сон: 

  • 8:00 — подъем и гигиенические процедуры;
  • 8:15 — завтрак;
  • 8:30 — игры, занятия;
  • 10:00 — второй завтрак;
  • 10:30 — прогулка;
  • 12:30 — обед;
  • 13:00 — дневной сон;
  • 15:30 — полдник;
  • 16:00 — игры;
  • 16:30 — прогулка;
  • 18:30 — ужин;
  • 19:00 — игры;
  • 19:30 — вечерние процедуры, подготовка ко сну;
  • 20:00 — ночной сон.

Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ

Дневной распорядок в детском саду состоит из:

  • режима питания, а именно – времени и количества приемов пищи;
  • дневного сна;
  • прогулок;
  • времени приема детей;
  • игр и занятий.

Воспитатели принимают детей в сад с момента начала его работы и до 8 часов утра. Период, пока длится прием, является временем самостоятельных игр в помещении группы или на площадке в теплое время года. Перед завтраком время с 8.00 и до 8.20/8.30 отводится для утренней гимнастики с воспитателем или физработником и для подготовки к завтраку.

Занятия в первой половине дня

Начиная с 9.00, для детей проводятся занятия, направленные на то, чтобы они познавали окружающий мир, развивали свои речевые навыки и знакомились с основами математики. За проведение занятий отвечают воспитатели. Они заблаговременно должны прописывать план деятельности, чтобы уложиться в отведенное для этого время. Помимо воспитателя с малышами также могут заниматься музработник и физкультурник.

Кроме обычных занятий в группе ребята могут посещать 2 раза в неделю бассейн, если таковой имеется. В старших и подготовительных группах также организовывают дополнительные занятия с логопедическим уклоном, на которых дети тренируют свою речь. Проводить их обязан только учитель-логопед.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка к садику без слез и истерик?

Длительность и количество занятий зависит от возрастных показателей. Для дошкольников младшего возраста проводится 2 занятия в день, одно перед сном, другое после. В средней группе педагог занимается с малышами два раза в день в совокупности 10 часов. У старших дошкольников количество занятий увеличивается до трех, также растет и их продолжительность.

Между занятиями должны быть предусмотрены обязательные перерывы, когда ребята отдыхают и двигаются. Только так можно сохранить активность и познавательную способность ребенка на протяжении дня.

Прогулки и дневной сон

После того, как занятия окончены и дети получили второй завтрак, приходит время прогулки. В яслях прогулка начинается раньше, чем в других группах, а следовательно, и заканчивается тоже раньше, обедают дети в них соответственно самыми первыми. Так как в ясельную группу детки ходят в 2-3 года, учитывая особенности маленького организма, время бодрствования сокращается, а дневной сон наоборот становится дольше.

ИНТЕРЕСНО: с какого возраста можно отдавать ребенка в ясли?

С возрастом период активности у ребенка растет, тем самым организм крохи постепенно готовится к школе и режиму в ней. В средней группе прогулки обычно длятся до 11.30-11.50, а в подготовительной – вплоть до 12.15-12.30. После возвращения с улицы ребят ждет обед и дневной сон. Помещение, где спят дети, должно быть заранее проветрено, а кроватки подготовлены ко сну. Самые маленькие отправляются спать в 12.30, самые же старшие в 13.00-13.15.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сколько в норме спит ребёнок в 8 месяцев?

Вторая половина дня

Время подъема в детском саду во всех группах одно и то же. Деток будят в 15.00, после чего следует их умывание, переодевание и полдник. В младших группах после этого проводится второе общеобразовательное занятие, в средних и старших для ребят наступает время самостоятельных игр, чтения, мультиков или посещения кружков, которые имеются в заведении.

Время вечернего питания может варьироваться в зависимости от установленного режима. Поужинав, малыши обычно отправляются снова гулять на улицу, куда за ними понемногу начинают приходить родители. В зимний период вторая прогулка длится недолго, поэтому ребят забирают домой в помещении группы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: