Структура портфолио ученика начальной школы
Когда ребёнок поступает в первый класс, для него изготавливается портфолио, которое затем дополняется на протяжении всей его учёбы в начальной школе. Поэтому логически оно делится на две части. Первая часть, назовём её статической, содержит общую информацию, которая остаётся неизменной:
- фамилию и имя ученика;
- номер или название школы;
- краткие сведения о семье, о школе и месте проживания
Также в этой части рекомендуется рассказать
- что означают имя и фамилия ребёнка;
- его день рождения;
- какие он имеет увлечения;
- какие посещает секции и кружки.
Кроме этого хорошо сделать краткий рассказ о друзьях первоклассника и приложить их фотографии. Если у ребёнка есть мечта или стремление приобрести какую-то определённую профессию в будущем, можно написать об этом также.
Вторая часть, назовём её условно динамической, касается в основном учёбы, творчества и общественной деятельности школьника, и заполняется постепенно в течение учёбы в начальных классах. В этой части Вы разместите
- первую пропись ребёнка;
- удачно выполненную аппликацию или рисунок;
- успешно написанную проверочную работу.
Также сюда целесообразно помещать фотографии и описание внеклассных мероприятий, грамоты и дипломы, полученные за участие в различных конкурсах — как в школе, так и за её пределами.
Как выполнить эти две логических части – выбирать Вам и Вашему школьнику. Можно сделать законченной первую часть, а вторую со временем дополнять. Или же можно добавлять информацию постепенно во все разделы портфолио. В таком случае вы делаете титульный лист для каждого раздела, после него вкладываете один или несколько заполненных листов с начальной информацией, а затем оставляете несколько пустых файлов для будущих дополнений.
В конце можно выделить раздел «Отзывы и пожелания», в который помещать соответствующие записи от педагогов и одноклассников ребёнка.
Ниже я приведу Вам перечень возможных названий разделов и подразделов портфолио ученика начальной школы. Просмотрите их вместе с ребёнком и предложите ему выбрать, какие из них он хотел бы видеть в своей презентации. Это поможет Вам лучше понять своего ребёнка, увидеть, о каких сферах своей жизни ему наиболее интересно говорить, каким он видит себя, а каким хотел бы видеть. Наш сын, например, заполняя портфолио, впервые узнал происхождение своего имени и фамилии, что, конечно же, было интересным открытием, после которого ему захотелось узнать и о значении имён родных и друзей.
Не рекомендую выбирать все разделы и подразделы, иначе портфолио будет слишком громоздким. Обычно учитель-классовод даёт рекомендации относительно структуры портфолио, принятой в данной школе.
Возможные разделы и подразделы портфолио первоклассника
- Титульный лист
- Раздел «Обо мне»
— Моё фото
— Моё имя (значение, можно рассказать, кто назвал этим именем и почему; также можно рассказать, кто и как называет ребёнка и как он хочет, чтобы его называли одноклассники и учитель)
— Моя фамилия
— Мой день рождения
— Мой адрес
— Моя семья (фото, состав семьи, генеалогическое дерево, традиции)
-Мои качества характера (можно обвести руку первоклассника и написать на каждом пальчике по качеству, которое ему в себе нравится)
— Моя мечта
— Кем я буду, когда вырасту
-Мой режим дня
- Раздел «Мой мир»
— Мой город (численность населения, основные факты, достопримечательности)
— Моя школа (фото, герб, краткие сведения, маршрут к школе)
— Мой класс (общее фото, список детей)
— Мои учителя
— Мои друзья (имена, фото, во что ребёнок любит играть с ними)
— Мои любимые книги
— Мои любимые мультфильмы (можно указать, какие любимые персонажи и почему)
-Мои домашние животные
— Мои увлечения
— Моя общественная деятельность (внеклассные мероприятия социальной направленности)
- Раздел «Моя учёба»
Сюда можно вложить всё, что будет хорошей памятью о первых шагах в школьной науке – заполненные прописи и тетради, успешно написанные проверочные работы, рисунки и т.д. Со второго класса можно распечатывать на каждый предмет шаблон наподобие табеля, в который впитывать текущие отметки школьника.
- Раздел «Моё творчество»
Здесь могут располагаться образцы или фотографии творческих работ ребёнка с описаниями.
- Раздел «Мои достижения»
В этом разделе вы с ребёнком будете размещать грамоты, награды, дипломы и другие «трофеи», добытые им на различных конкурсах и соревнованиях. Также не забудьте поместить сюда вырезки из газет или принт интернет-страницы, если мероприятие, в котором принимал участие школьник, освещалось в средствах массовой информации.
7. Отзывы и пожелания
Сюда стоит вставить несколько пустых файлов, в которые потом помещать открытки и пожелания от друзей, одноклассников и учителей.
§ Пример составленного портфолио
Чтобы у родителей не возникало сомнений по каким-либо вопросам составления портфолио для ученика начальных классов, приведем пример такого документа. Его можно будет использовать в качестве образца.
Личная информация (или титульный лист)
Итак, вот примерный вид составленного портфолио:
Иванов Андрей
Дата рождения 25 октября 2007 года (8 лет) (фото ребенка размером 10х15) г. Москва. ул. Лобачевского, д. 76 кв. 25
Автобиография
Я, Иванов Андрей Викторович, родился 25 октября 2007 года в городе Москва.
Проживаю по адресу ул. Лобачевского, д. 76 кв. 25. Учусь в общеобразовательной школе №1973 в 3 классе. У меня полная семья.
Папа – Иванов Виктор Яковлевич, родился в 1981году, работает инженером-технологом на механическом заводе.
Мама – Иванова Галина Ивановна, родилась в 1985 году, работает учителем музыки в музыкальной школе.
С нами живет бабушка. У меня есть домашний питомец, его зовут Джек, это песик. Я с ним играю и гуляю.
В школе любимый мой предмет – физкультура. Еще нравится математика и информатика. Чтение и письмо я тоже люблю, но не очень.
После школы я посещаю секцию по греко-римской борьбе, и хор. Бабушка говорит, у меня талант. Люблю читать фантастическую литературу и играть на компьютере в Minecraft.
Раздел «Обо мне»
Иванов Андрей. Полное имя «Андрей». В переводе с древнегреческого языка означает «мужественный». Андрей – весельчак, балагур и заводила. Он отличается большим терпением, трезвостью суждений и спокойствием.
Назвать его простым и открытым нельзя, скорее он – расчетливый сторонний наблюдатель. Если же чем-то обидеть Андрея, то обладатель этого имени долго помнит обиду и становится враждебным к обидчику.
Андрей не любит, когда его называют уменьшительно-ласкательным именем «Андрюша». Он активный, подвижный мальчик, немного замкнут, хороший и преданный друг. Споры предпочитает решать словами. Ответственный, деловитый. Любит своего домашнего питомца, заботится о нем.
Семья у Андрея полная. Отец – Иванов Виктор Яковлевич. Мать – Иванова Галина Ивановна. Есть бабушка – Сидорова Елена Степановна.
Раздел «Мой мир»
Любимые увлечения Андрея – спорт и животные. В 4 года полюбил мультфильм «Тачки». Коллекционировал раскраски, игрушки и книжки с главными персонажами мультфильма. После увлекся «Лунтиком» и «Барбоскиными». Сейчас ему нравится играть в компьютерные игры, любит читать. Любимая книга – про Гарри Поттера.
Семьей часто посещаем Московский зоопарк и веревочный парк «Высотный город».
Раздел «Учеба»
Вкладываются тетради-прописи дошкольной подготовки, копии или оригиналы табеля успеваемости за 1, 2 классы, копия табеля успеваемости за 3 класс (текущий).
Вкладываются копии дипломов за участие в школьных мероприятиях (в данном случае тех, которые отмечены в разделе «Достижения»).
Андрей 2 год посещает спортивную секцию по футболу и занимается хоровым пением.
Раздел «Достижения»
Принимал участие в школьной викторине по информатике.
Принимал участи в школьном семинаре по зарубежной литературе для начальных классов.
Раздел «Общественная деятельность»
В открытом турнире Московской области среди юниоров по греко-римской борьбе занял 5 место в 2015 году. (копия грамоты)
Принимал участие в Первенстве Москвы среди юниоров по греко-римской борьбе в 2014 году. (копия диплома за участие)
Портфолио – продукт творческий
Решив приступить к оформлению портфолио школьника 1 класса, необходимо для начала продумать его составные части, решить, какие разделы или главы в него войдут, как они будут называться. Очень часто учителя начальных классов предпочитают однородную структуру для всех учеников, а потому, сообщая вам о том, что нужно оформить портфолио, заодно предложат и его примерный план. В этом случае родителям не придётся ломать голову над составляющими самостоятельно. По большому счёту, портфолио школьника – творческий документ, и ни в одном нормативном акте нет чётких, прописанных государством требований к нему.
Каждый родитель понимает, что первый класс – это важный период в жизни ребенка: знакомство с учителями и одноклассниками, постепенное взросление и повышение самостоятельности. Переходя из условий детского сада в школу, где всё ново и непривычно, ребёнок испытывает небольшой стресс, быстрее освоиться на новом месте помогает портфолио школьника. Образец его составления может варьироваться в зависимости от класса и школы, но в нём обязательно должна находиться информация о ребенке и его родителях (законных представителях), о его увлечениях и хобби. Все эти данные помогут детям быстро найти себе новых друзей и общие интересы с одноклассниками, а учителю — легче организовать учебный процесс и беседы с детьми.
Структура портфолио школьника
1. Титульный лист.
Содержит личные данные — фамилию, имя, дату рождения. Так же обязательно надо добавить название школы, класс. Фотография не обязательна, но желательна.
2. Моё окружения и я.
Это может быть не одна страница, а целый раздел. Здесь можно написать краткую биографию, рассказать о родителях. Ребенок может рассказать о своих целях, желаниях. Можно сделать страничку с режимом дня и расписанием всех занятий.
3. Моя учеба.
В этом разделе размещаются грамоты, дипломы, полученные во время учебы. Можно не только школьные, но и за участие в разных онлайн-олимпиадах, конкурсах.
Сюда же можно добавить листик с удачным сочинением, тетрадку с одними пятерками, на отлично выполненную контрольную…
4. Мои спортивные достижения.
В этом разделе размещаются грамоты, дипломы, медали за спортивные достижения. Однако, нужно не ограничиваться только «официальными рекордами».
Заведите специальную страничку с личными рекордами. К примеру, 1 сентября ваш мальчик смог подтянуться только 1 раз и отжаться от пола 2 раза. Через месяц повторите попытку и внесите новые данные. Это будет хорошим стимулом к занятиям физкультурой.
5. Мои творческие успехи.
В этом разделе можно разместить стихи и расссказы, написанные ребенком. Если ваш школьник посещает художественную школу, можно добавить удачные картинки или фотокопии картин большого размера.
В виде фотографий можно разместить и творческие отчеты по рукоделию.
6. Мои впечатления.
Этот раздел не является обязательным. В нем можно разместить листы-отчеты по поездкам, рассказы о посещении театров и музеев, подборку фотографий со школьных утренников и тому подобное.
7. Дополнительные разделы.
Не ограничивайте творчество вашего ребенка, если он захочет вставить страницы с описанием своего города или деревни, рассказ об одноклассниках и учителях. Разделов в портфолио может быть столько, сколько захочет сам школьник.
Эта страничка должна быть обязательно. Либо в начале после титульной страницы, либо в конце. В ней должны быть перечислены все разделы портфолио ученика.
Что рассказать о себе
Первый раздел портфолио школьника начальных классов, как правило, включает личные данные. Это и титульный лист, где указываются имя, фамилия, а также размещается фотография ребёнка, которую он должен выбрать сам. Также этот раздел может включать автобиографию, рассказ о себе, список долгосрочных и краткосрочных планов учебы. Ребёнка необходимо привлечь к заполнению, поощряя его инициативу. Пусть он напишет о качествах характера, которые есть у него, о своих любимых занятиях и увлечениях, расскажет о городе, в котором живёт, о родных и близких, о тех, с кем дружит, о своем имени или фамилии, о школе и о классе. Можно написать и мечту о том, кем хочет стать ученик, когда вырастет. Школьник может даже разместить режим дня, которому он следует. Он должен описывать всё то, что ему интересно, и то, что он считает важным.
Ребёнок, заполняя папку, может сделать небольшие открытия — например, впервые прочитать о происхождении имени и фамилии.
Портфолио ученика 1 класса – образцы заполнения
Вы может взять в качестве примера по заполнению страниц портфолио ученика 1 класса образец, приведенный ниже. Эта информация поможет максимально полно раскрыть личность вашего ребенка, его способности и таланты, укажет направления дальнейшего совершенствования, мотивирует на новые достижения.
Мой портрет (фото ребенка)
Обо мне:
Меня зовут___________________
Я родился ____________________ (число/месяц/год)
Я живу в ______________________
Мой адрес ____________________
Вопрос |
Напиши |
Нарисуй |
Я люблю заниматься… |
||
У меня есть любимая игрушка – это… |
||
Мой любимый цвет… |
||
Мое любимое блюдо… |
||
Моя любимая книга… |
||
Больше всего мне нравиться… |
||
Я хочу научиться… |
Моя семья
Портрет моей семьи (фото или рисунок ребенка)
Родословное дерево
Наши семейные традиции
Мой класс (фото и небольшая характеристика класса)
Мои друзья (фото и небольшая характеристика друзей)
Мой первый учитель
Мой распорядок дня
Время |
Дела |
Рисунок |
|
Утро |
|||
День |
|||
Вечер |
Мои лучшие работы по математике (русскому языку, окружающему миру и т.д.)
Я читаю
Список прочитанных книг с короткими заметками о них
График динамики наращивания скорости чтения
Мои лучшие проектные работы
Работая над этим проектом я узнал…
Работая над этим проектом я научился…
Мое творчество
Я рисую
Я сочиняю
Я делаю своими руками
Мои увлечения
Я спортсмен (певец, танцор, музыкант, художник)
Грамоты, фотографии команды и призов, выступлений на отчетных мероприятиях
За последний год я узнал много нового и интересного
За последний год я научился
Мои обязанности в классе
Общественно-полезные дела класса (фото и небольшие заметки)
Наши школьные праздники, походы, поездки, экскурсии (фото и небольшие заметки)
Наши совместные победы в конкурсах и соревнования (фото событий и призов, небольшие заметки)
- отзывы о проделанной работе
- рекомендации в письменном виде
- цели на начало учебного года
- итоги учебного года
Разделы портфолио
Разделы для портфолио могут быть разными, но в общем их можно описать так:
- Личные данные ученика
- Список достижений
- Участие в школьной жизни
- Пожелания и отзывы
Личные данные ученика
Этот раздел начинается с полного имени ребенка, его фотографии, адреса проживания. Далее, можно указать данные о семье, некий рассказ, который напишет ребенок. Также он может нарисовать рисунок, рассказать о любимом животном, о своих увлечениях и друзьях
Дополнительно можно нарисовать рисунок с оптимальным маршрутом домой, важно чтобы ребенок нарисовал его сам, с возможными корректировками родителей. При этом нужно объяснить ему элементарные правила, которые обезопасят его по дороге в школу, или дома:
- Не заговаривать с малознакомыми людьми на улице, и тем более не садиться к ним в машину ни под каким предлогом
- не брать у незнакомцев никаких вещей,тем более ничего съедобного
- Не открывать дверь кому-либо, когда один дома, а если уж и открывать (братьям,сестрам, тетям, дядям, — обязательно посмотреть в глазок)
Будет хорошо, если ребенок нарисует рисунок к каждому из этих правил.
Достижения
С началом обучения у первоклассника заметно прибавляется хлопот и забот: он должен научиться быстро читать, иногда и самостоятельно, вне класса, приобрести навыки простых вычислений, освоить таблицу умножения.
Родителям стоит помогать ученику в заполнении, по сюжету прочитанных книг можно нарисовать рисунки, о преодоленных трудностях также можно написать,и проиллюстрировать текст. В этом разделе отражена вся динамика успехов ребенка,и не только в учебе. Здесь также могут содержаться сведения о достижениях в спорте, или творчестве, разнообразные награды в виде грамот, фотографии с соревнований, или конкурсов могут занять свое место в этом разделе.
Раздел достижений может быть разбит на главы, к примеру, в главе «Математика» и «Русский язык» — могут содержаться работы по этому предмету также грамоты за участие в разнообразных профильных олимпиадах.
В главе «Литература» — данные о прогрессе скорочтения, краткие мысли по прочитанным произведениям.В отдельную главу стоит поместить лучшие труды ребенка, которые признаны учителем в процессе беседы с учеником. Глава «Творчество» будет наполнена разнообразными стихами, рисунками, и поделками ребенка. В главе «Мои интересы» ребенок сможет рассказать о своих интересах увлечениях и умениях как в форме рассказа, так и в форме рисунков и фотографий. «Спортивные достижения» — в них могут быть собраны все грамоты, фотографии выступлений и награждений, фотографии спортивного коллектива ребенка.
Цель составления портфолио для первоклассника
Учеба важна сама по себе, но готовность первоклассников к новой деятельности разная. Иногда ребенок, отставая в чем-то от своих сверстников, может потерять интерес к обучению еще на начальном этапе. Для того, чтобы этого не произошло, педагоги используют множество приемов. Это и адаптационные программы для первоклассников, уроки с игровыми элементами для плавного перехода от игровой деятельности к учебной, и оценка работы первоклашки в различной форме на занятиях.
Для родителей в этот период важно принимать активное участие в жизни своего ребенка и прислушиваться к требованиям и советам учителя. Одним из таких требований и является создание портфолио первоклассника
Какой смысл в сборе этих материалов?
Одним из таких требований и является создание портфолио первоклассника. Какой смысл в сборе этих материалов?
Изначально создание портфолио ученика задумывалось как основа для успешного выбора профильного обучения в старших классах. Но в заполнении и украшении этих страничек у малышей существуют и другие аспекты, которые имеют, скорее, психологический характер.
Строгих рамок для создания портфолио ученика 1 класса нет
Важно лишь не превратить эту работу в учет достижений, поэтому нужно научить ребенка анализировать свою учебную деятельность, а не создавать «памятник» самому себе
Портфолио ученика начальных классов: цель и суть
Приходя в начальную школу, большая часть учеников не отдает себе полный отчет, что от него хотят учителя, как нужно систематизировать свои действия и знания, чтобы учеба приносила радость. Задача учителей — направить школьников в нужное учебное русло, открыть их потенциал и способствовать появлению желания познавать новое. В этом им как раз и поможет портфолио.
Цели этого документа таковы:
- развить индивидуальные наклонности и творческий потенциал ученика;
- привить ему лидерские качества и поднять самооценку;
- подтолкнуть к познавательной деятельность;
- развить самостоятельность и ответственность в принятии решений и быть в ответе за них;
- научить творчески развиваться;
- сформировать правильные моральные качества, вырастить ответственного, доброго и умного гражданина;
- научить формировать свои желания и цели самостоятельно, выбирать главное, систематизировать информацию;
- помочь найти свои идеалы и приоритеты, показать, что нет предела самоусовершенствованию.
Задачи портфолио также немаловажны. Основная задача — показать школьнику, что главное не грамоты и похвала, а то, что он узнает новое, растет над собой и постоянно развивается.
Также в перечне задач можно найти:
- способствовать творческим занятием каждый день;
- научить выбирать важную информацию на фоне всей остальной;
- дать возможность самому выбрать формат портфолио, его внешний вид и разделы.
Важно, чтобы папку ученик начальной школы сделал сам. Так будет формироваться его личное мнение, позиция
Портфолио ученика заполнение: разделы, страницы портфолио
Школьникам, которые только познакомились со школой, и их родителям будет полезно узнать, как заполнить портфолио ученика 1 класса. Образец, представленный ниже, подробно опишет эту процедуру, вдохновит на свое индивидуальное написание.
Начинается любое портфолио с титульного листа. На нем указываются данные ученика, какую школу и класс он посещает.
Например:» Марченко Сергей Вадимович, ученик 1 — «А» класса СОШ № 25 г. Караганды».
Титульный лист обязательно должен иметь привлекательный вид, потому его можно украсить аппликацией, рисунками, наклейками. Также на титульном листе обычно располагается фотография первоклассника. Ученики в этом возрасте имеют еще детское мировоззрение, потому можно использовать также картинки мультипликационных героев.
Затем идет раздел знакомства со школьником. Тут нужно рассказать о себе, своих планах, мечтах, пристрастиях. Это такая мини — презентация, длинною в несколько предложений. Чтобы проявить оригинальность и творческие наклонности, раздел также можно украсить рисунками и картинками. Например, если первоклассник любит баскетбол, то можно вырезать баскетбольные мячи и наклеить рядом с текстом.
Образец заполнения этого раздела:
«Меня зовут Сергей. Сейчас я ставлю себе цель хорошо учиться в школе и получить много полезных знаний. Мои мечты разнообразны: хочу полетать на вертолете, увидеть пустыню Сахара и поплавать с дельфинами. Мою хобби — рисование и спорт. Хочу достичь высот в этих направлениях».
Потом — описание семьи. Тут следует указать данные родителей, где и кем они работают. Также можно рассказать, какие увлечения имеются у семьи, как проводится свободное время. Фотографии родных и совместного времяпрепровождения также приветствуются.
Следующий раздел посвящен друзьям первоклассника. Нужно рассказать о них, о том, какие общие интересы соединили ребят, прикрепить фото. Возможно, друзья являются примером для ученика, вдохновляют его на хорошие поступки.
На этом личная часть портфолио заканчивается и начинается учебная. Следует указать классного руководителя, описать, какие предметы изучает школьник, какие внешкольные кружки посещает.
Тут же можно дать краткое описание классу (какое направление для учебы выбрано, сколько человек в классе и т.д.).
Раздел «Мои достижения» — самый объемный, потому что включает в себя планы, составленные самим учеником, оценочные листы и тесты от учителей, а также грамоты, дипломы и прочие важные отметки.
«Мое творчество» также может состоять из множества примеров творческих работ ученика. Лучше всего располагать их в хронологическом порядке, чтобы был виден прогресс творческих навыков ребенка.
Раздел «Мои впечатления» очень важен для ребенка, который только пошел в школу. Так он может выразить свои эмоции, систематизировать свои мысли.
Также обязательно нужно создать отдельный раздел, который охватит школьные предметы. В нем можно описывать задания, выполненные на уроках, прилагать проекты и контрольные работы.
Все события, которые произошли вне школы, можно поместить в раздел «Моя общественная работа». Фотографии, размещенные тут, помогут сохранить в памяти эти события.
Подытожить материалы, прикрепленные в портфолио, поможет раздел «Отзывы и пожелания». В нем учителя могут давать свои оценки учебе ученика, его стараниям. Также они могут указать на недочеты или пробелы в знаниях.
Что такое портфолио ученика и как оно поможет в учебе?
Портфолио ученика представляет собой совокупность сведений, отображающих индивидуальные достижения школьника, информацию о его социальной и учебной деятельности. Оно является значимой часть практико-ориентированного подхода к образовательному процессу, позволяя фиксировать, накапливать и оценивать результаты, достигнутые школьником в течение разных периодов обучения.
Если говорить о значимости портфолио для первоклассника, то здесь необходимо помнить, что все умения и навыки, полученные им в дошкольном образовательном учреждении, в школе могут угаснуть. Многие дети, впервые переступившие порог школы, робеют и стесняются проявлять себя среди посторонних людей. Поэтому ребенок, который до школы умел хорошо писать и читать или же проявлял способности к пению, рисованию или каким-либо другим деятельностям, может скрывать свои наклонности в школе. Вот тут на помощь и приходит портфолио. Наличие определенного собрания, в котором содержится полная информация о ребенке, его наклонностях, увлечениях, достижениях, позволит учителю узнать ученика лучше и способствовать его развитию.
Для старшеклассников портфолио является неким дополнением к результатам экзаменов. Предполагается, что при поступлении в ВУЗы абитуриенты могут рассчитывать на дополнительные баллы за участие в различных олимпиадах. Поэтому с этой точки зрения портфолио является частью рейтинга выпускников. Кроме того, его наличие может помочь ученику осознать и определить предпочтения в профильном направлении, выбрать именно то, что будет ему по душе.
Активное вовлечение в процесс создания и ведения портфолио должно наблюдаться со стороны родителей. В первую очередь, это связано с тем, что они смогут наблюдать за развитием своего ребенка через систематизированный набор данных. Кроме того, его составление вместе с ребенком будет способствовать сближению с ребенком и, если в работе над портфолио со старшеклассниками требуется меньше родительского внимания, то, в случае с портфолио ученика начальных классов, вся ответственность за его составление полностью возлагается на родителей с минимальным участием ребенка. Именно родители создают первый сборник достижений ребенка, выделяя его наилучшие черты и способности, а также вносят в него распорядок дня или, возможно, посещение кружков и секций.
Основными задачами ведения портфолио являются:
- улучшение качества школьного образования;
- формирование у школьника способности адекватно оценивать свои достижения;
- повышение и поддержание уровня мотивации и активности ученика в процессе учебы;
- развитие умений самостоятельного планирования, постановки целей и самоорганизации;
- фиксация факта участия школьников в различных видах деятельности (учебных, спортивных, научных, творческих и т.д.);
- формирование индивидуального рейтинга успеваемости и достижений.
Вместо заключения
Итак, ваше портфолио наконец-то готово! Вы критично взглянули на все свои работы и отобрали самые лучшие из них, продемонстрировав свое разнообразие и креативность. Что же теперь?
«Портфолио — это основа креатива, поскольку оно показывает, на что вы способны», — говорит графический дизайнер Джейкоб Касс (Jacob Cass) из Just Creative. Это витрина ваших крови, пота, талантов и триумфов. Это ваш бренд, гордитесь этим. А теперь идите и покажите его миру!
В последнее время все больше людей интересует вопрос «как сделать портфолио»
. Портфолио
используют люди различных профессий: актеры, фотографы, веб-дизайнеры, фотомодели, художники, музыканты, копирайтеры, студенты, учителя, воспитатели. В последнее время портфолио составляют даже школьники и родители для детей в детских садах.
§ Структура портфолио для ученика начальных классов
Составленное к первому классу портфолио ребенка потом будет дополняться новой информацией, поэтому очень важно сохранить определенную структуру. Это не только облегчить его дальнейшее заполнение, но и позволит педагогам более точно составить мнение о ребенке
Поскольку четких требований и нормативов по составлению такого документа нет, то структура портфолио может быть примерно следующей:
Общие данные о ребенке
В этот раздел обычно вносят статистические сведения о самом ребенке, его имени и фамилии, месте проживания. Сюда вносятся и данные о дате рождения ребенка, портретное фото размером 9х12 или 10х15 также можно разместить здесь.
Для ребенка, только идущего в первый класс и не умеющего писать, раздел «Автобиография» можно пропустить. Начиная со 2 класса, при составлении портфолио, ребенок уже в состоянии написать краткий рассказ о себе.
Раздел «Обо мне»
Сюда можно включить любую информацию о ребенке, например, значение его имени, указать, как ребенок хочет, чтобы его называли одноклассники (например, имя «Маргарита» кратко звучит как «Рита», но некоторые девочки не любят, когда их называют сокращенным именем). В этот раздел можно внести данные и характере, темпераменте ребенка, описать особенности, достоинства и недостатки малыша. Учителю такая информация может очень пригодиться, когда она будет искать подход к вашему ребенку.
Сведения о семье, ее составе можно также разместить в этом разделе, описать какие-нибудь семейные традиции. При желании можно составить генеалогическое дерево семьи.
«Мой мир»
В этот раздел можно внести информацию об увлечениях, любимых игрушках ребенка, прочитанных книгах, его друзьях. Также здесь будет уместна информация о досуге малыша, о том, как он любить проводить время, какие места и развивающие мероприятия посетил. Чем они ему понравились и запомнились.
«Учеба» или «Успеваемость»
Раздел хорош не только для учащихся 2-4 классов, но и для будущих первоклассников. Помимо показателей динамики успеваемости по учебным предметам, можно отобразить и навыки ребенка в счете, чтении, письме. Часто малыши, отправляясь в первый класс, уже умеют не только сливать слоги, но и самостоятельно читать, имея достаточную технику чтения. Этот момент можно и даже нужно отобразить в портфолио, чтобы учитель знал, каких деток следует нагружать немного больше, чтобы они не потеряли интерес к учебе.
«Творчество».
Многие дети помимо школы посещают различные кружки и секции. Учителю будет полезно узнать, что кто-то из учеников ходит на бальные, спортивные или эстрадные танцы, кто-то посещает спортивные секции по различным видам единоборств, секцию плавания, кто-то занимается вокалом, кто-то играет на музыкальных инструментах. Не всякий старшеклассник может заявить о своих талантах, а уж дети начальной школы и подавно. Эта информация пригодиться тогда, когда класс будет готовиться к какому-нибудь школьному конкурсу по типу «Алло, мы ищем таланты!», развлекательному мероприятию или другому школьному концерту.
Раздел «Достижения»
Он может включать информацию, касающуюся школьных побед, будь то участи в олимпиадах, семинарах, тематических конкурсах и викторинах.
«Общественная деятельность»
Раздел включает информацию о внешкольной деятельности ребенка (награды, грамоты и похвальные листы за участие в спортивных городских соревнованиях, конкурсах по танцам, отличную учебу в музыкальной школе и прочее). Любые увлечения ребенка также можно отобразить в этом разделе (добавить поделки в натуральном виде или в виде фотографий).