Важные составляющие современного урока
Можно выделить 6 элементов выдающегося урока:
- Четкие цели и задачи для каждого класса. Причине не важны — важен результат. На это и должен быть нацелен главный фокус урока. Это означает, что учитель должен еще в начале занятия знать, какой будет концовка.
- Веселая и мотивирующая атмосфера. Хорошие уроки — это то комфортное состояние, которое даже спустя годы будет напоминать о счастливом времени, проведенном в школе. Если ученику нравится урок и он хорошо себя чувствует, то и мотивация будет всегда на высоком уровне.
- Фокус на активность учащегося. Современные уроки — это не монотонные лекции, 80% всего говорения — это речь обучаемых (особенно это касается уроков иностранного языка), а оставшиеся 20% — для учителя. Каждый ученик, по возможности, должен быть услышан, учителю стоит лишь правильно настроить этот процесс.
- Четкая связь между уроком и повседневной жизнью. Нужно периодически демонстрировать то, как и когда можно использовать новые навыки за пределами классной комнаты. Это поможет оставаться мотивированным и воодушевленным.
- Немедленное исправление. Ошибаться не плохо, плохо совершать снова и снова одни и те же ошибки.
- Вдохновляющий учитель. Как можно прогрессировать, если ваш наставник не вдохновляет вас? Учитель должен быть динамичным, позитивным, гибким, он должен быть на одной волне с теми, кого он учит.
Как японская методическая технология оказалась полезна в России
Исследование урока — технология, направленная на повышение качества обучения через совместную работу учителей
Если коротко: команда педагогов ставит перед собой определенную цель и совместно движется к ее достижению, посещая уроки друг друга и акцентируя внимание не на работе коллег, а на действиях и успехах нескольких выбранных учеников.. Технология зародилась в Японии примерно 100 лет назад
После Второй мировой войны, когда страна восходящего солнца приоткрылась для иностранцев, методическая идея просочилась в Европу и США, исследования в этой области расширились. В XXI веке метод пришел и на постсоветское пространство. Везде он имеет свои особенности.
Технология зародилась в Японии примерно 100 лет назад. После Второй мировой войны, когда страна восходящего солнца приоткрылась для иностранцев, методическая идея просочилась в Европу и США, исследования в этой области расширились. В XXI веке метод пришел и на постсоветское пространство. Везде он имеет свои особенности.
Почему исследование урока набирает популярность в России? Традиционные способы организации методической работы в школе часто работают не так, как хотелось бы. Например, руководители методобъединений заняты бюрократической нагрузкой, и у них не остается времени на посещение уроков. Директорам и их заместителям тоже не хватает времени на взаимодействие с учителями. Но преподаватели могут помочь друг другу: в комфортных условиях работы, по технологии, доказавшей свою эффективность.
Инструкция по подготовке
Начинаем свою подготовку к открытому уроку с простых шагов:
- Выберите тему. Она не должна быть сверхсложной! У учителей часто возникаетнепреодолимое желание продемонстрировать свой профессионализм во всей красе. Но все-таки лучше сделать упор на качественный и комфортный материал. С материалом, в котором вы как рыба в воде, вы свободнее проведете свой открытый урок, и тем самым продемонстрируете больший профессионализм. И не забывайте, что тема должна быть комфортной в том числе для учеников, которые будут одними из действующих лиц вашего урока.
- Предварительно поработайте с классом. Можно провести небольшое тестирование с ребятами: знание основ предмета и предыдущих тем, психологическая диагностика класса. Под психологической диагностикой понимается выявление холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. После этого вы сможете заранее спланировать, на какие группы будете делить учеников, подготовить персональные задания. Спланируйте, кто будет отвечать у доски, кого лучше спросить с места, кому дать письменное задание. Также не включайте в урок типы заданий, которые мало знакомы ученикам: уйдет больше времени на избыточные объяснения.
Но не натаскивайте своих учеников специально! Урок должен быть живым, с «горящими» от интереса глазами ребят.
- Перевоплотитесь в проверяющего. Подготовьте самоанализ урока. Насколько эффективен каждый этап урока? Есть взаимосвязь целей урока с примененными вами методами и педагогическими приемами? Приведите аргументы. Тем самым вы сами заранее поймете, что удастся воплотить в открытом уроке, а что потребует доработки.
- Составьте план проведения открытого урока. По классике нашей профессии в нем должны присутствовать все необходимые этапы: отметить в журнале отсутствующих в классе, проверка домашнего задания, актуализация, основная часть урока, рефлексия, выставление оценок, задания на дом.
Что же касается основных этапов, то здесь все зависит от особенностей предмета, который вы преподаете, а также формы и задач открытого урока. Приведем несколько общих рекомендаций.
- Динамика. Вы подхватываете всех, кто находится на вашем уроке волной и несете от начала и до конца по бархатным лучам интересной темы вашего любимого предмета. В классе не должна висеть тишина! Пока одна группа учеников выполняет задание (разобрать схему, привести соответствие, заполнить таблицу), другая — работает у доски. А вы дирижируете этим прекрасным оркестром!
- Цели урока. Подробно, с расставленными акцентами. Ваши цели — это составляющие урока, которые необходимо объединить в единую форму.
- Нестандартная форма урока. Это может быть мини-игра, урок-путешествие, урок-дебаты, урок-диспут, урок-конференция, урок-аукцион, урок-суд, небольшой спектакль, КВН… Их так много уже накопилось в нашей педагогической практике! Несомненно, такие уроки позволяют вместить все необходимые этапы, смотрятся ярче, показывают ваш профессионализм, знание предмета и умение руководить процессом.
Разберём на примере урока-путешествия по кровеносной системе человека. Вы определяете цель, задачи, тип урока. Подбираете оборудование и материалы. Создаете сценарий урока. Вы отправляете учеников на первую станцию с интересными фактами о кровеносной системе, вводите небольшую интригу, на следующей станции ребята расшифровывают запутанный текст, на третьей станции работают со схемой или макетом кровеносной системы, на следующей станции работают с терминами, на пятой — самостоятельно строят логические цепи по кругам кровообращения, где у ребят приходит момент озарения. На последних станциях ученики рассказывают стихи и участвуют в мини-викторине. Поклон — все аплодируют.
На что нужно обращать внимание во время открытого урока?
Тайминг. Укладывается ли преподаватель в выделенное время? Не затягивает ли подачу материала? Возможно, наоборот — даёт его быстрее. Почему это происходит? Из-за непроработанной программы или потому что сам учитель медлит или торопится?
Атмосфера. Какая обстановка на уроке? Хотят ли ученики беседовать с преподавателем, отвечать на его вопросы, или они замыкаются в себе, боятся высказаться? Держит ли учитель школьников в тонусе, или же атмосфера слишком расслаблена и ребята позволяют себе отвлекаться и разговаривать? Приятно ли находиться на таком уроке?
Методика преподавания. Как ведёт себя преподаватель: постоянно сидит или двигается по классу, наблюдая за работой учеников? Насколько активно использует доску, удобно ли располагает на ней материал? Смотрит ли преподаватель всем ученикам в глаза, отрабатывая визуальный контакт? Ведь по глазам можно понять очень многое: усвоил ли ребёнок задание, понятна ли ему тема, возможно, наоборот, для него всё слишком легко и нужно дать дополнительную нагрузку. Не стоит забывать и о том, как учитель работает с голосом и речью: не слишком ли громко или тихо говорит, присутствуют ли в речи слова-паразиты, от которых можно избавиться? Очень часто мы не замечаем за собой самые простые вещи, которые со стороны бросаются в глаза!
Знание материала и подготовка к уроку. Способен ли учитель ответить на каждый вопрос из класса? Рассказывает лишь то, что прописано в учебнике, или даёт материал шире и интереснее?
Рациональность. Насколько преподаватель логично и продуманно даёт материал? Насколько этот конкретный урок встроен во всю программу обучения (стоит об этом подробнее пообщаться на разборе), какое место занимает данный урок, что из него должны извлечь ученики?
Отдельно хотелось бы отметить следующие нюансы: гостями на уроке могут быть любые коллеги учителя. Почему бы на урок математики не прийти историку и химику? Возможно, они не смогут заметить, если педагог не так хорошо подготовил материал, но атмосферу, отношения с учениками, тайминг и прочее у них оценить точно получится. От урока к уроку гости могут меняться, одна из целей этой активности — чтобы учителя делились опытом, смотрели друг на друга.
Наблюдая, анализируя и обсуждая, можно за короткое время очень сильно поднять уровень преподавания.
Педагогу стоит представить ученикам гостей (если, конечно, ученики ещё не знакомы с этими преподавателями), объяснить, что это просто такая добрая традиция — ходить в гости, вот и в школе мы теперь так будем поступать, постараться сделать так, чтобы ученики не стали замыкаться в присутствии других людей.
Это может быть интересно
Бесплатные онлайн-курсы для учителей
Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что это ни в коем случае нельзя преподносить как дополнительный элемент контроля. В первую очередь проведение открытых уроков должно быть интересно самим учителям: поделиться опытом, приобрести новые идеи, подвергнуть себя анализу (причём в первую очередь самостоятельно, посмотрев, возможно, впервые на себя со стороны). Даже признанному преподавателю с многолетним стажем не может не быть интересно свежее мнение, да и не исключено, что он подчерпнёт какую-нибудь инновационную «фишку» у молодого учителя, которая значительно оживит его занятия.
В компании MAXIMUM каждый учитель должен провести за год пять открытых уроков. Педагоги любят ходить друг к другу в гости и признаются, что такие занятия помогают «держать себя в форме». Это подтверждают и оценки, которые ученики ставят своим преподавателям во время регулярных опросов. Опросы учеников, кстати, тоже очень полезный элемент мотивации в работе над собой. Но это уже тема для отдельной статьи.
Особенности образовательного процесса в начальной школе
Отличительные черты урока:
- уроки проходят 5–6 дней в неделю в зависимости от класса;
- в первом классе используют «ступенчатую систему»: в сентябре–октябре три урока по 35 минут, обычно начиная со второго, с ноября — четыре по 45 минут;
- на окружающем мире класс часто ходит на экскурсии, смотрит явления природы в реальном времени;
- в первом классе не ставят оценки, не ведут дневники, а все домашние задания носят исключительно рекомендательный характер;
- у первоклассников есть дополнительная каникулярная неделя в середине третьей четверти;
- со второго класса вводится иностранный язык, обычно английский;
- в четвёртом классе в расписании появляются основы религиозных культур и светской этики.
Особенности педагогического процесса:
- учитель ведёт учёт внеурочной деятельности каждого ребёнка;
- в начале, середине и конце учебного года психолог проводит тестирование, выявляет трудности адаптации;
- учитель может вести группу продлённого дня (ГПД).
Направления, виды и формы внеурочной деятельности
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Виды внеурочной деятельности:
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно — ценностное общение
- Досугово — развлекательная деятельность
- Художественное творчество
- Социальное творчество
- Трудовая деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
Формы внеурочной деятельности:
- Кружок
- Студия
- Секция
- Клуб
- Объединение
- Факультатив
- Научное общество
- Конференция
- Слет
- Игра
- Соревнование
- Турнир
- Встреча
- Концерт
- Спектакль
- Практика
- Экскурсия
- Культпоход
- Туристический поход
- Субботник
- Десант
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное:
- Посещение спортивных секций
- Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
- Проведение бесед по охране здоровья.
- Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
- Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
- Участие в спортивных соревнованиях.
- Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.
Общекультурное:
- Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
Общеинтеллектуальное:
- Предметные недели;
- Библиотечные уроки;
- Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
- Проектная деятельность;
- Участие в научно-исследовательских конференциях;
- Разработка проектов к урокам.
Духовно-нравственное:
- Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
- Выставки рисунков.
- Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
- Тематические классные часы.
- Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
- Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.
Социальное:
- Проведение субботников.
- Работа на пришкольном участке.
- Разведение комнатных растений и уход за ними.
- Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.
Формы внеурочной деятельности по видам:
Словесно-логические
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.
- Беседы на различные темы
- Дискуссии
- Собрания
- Конференции
- Лекции
Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.
Образно-художественные формы
- Концерты
- Спектакли
- Праздники
- КТД
Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.
Трудовые формы внеурочной деятельности
- Работа на пришкольном участке
- Работа по оформлению и уборке кабинета
- Уход за комнатными растениями
- Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
- Помощь школьному библиотекарю
- Трудовые десанты
В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
Игровые (досуговые) формы работы
- Совместные праздники
- Подготовка концертов, спектаклей
- Неделя театра, танца, вокала
- Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
- Соревнования
- Конкурсы
- КВНы
- Туристические походы
- Экскурсионные прогулки в парк
- Экскурсионные поездки
Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др
Психологические формы
- Лекции
- Беседы
- Дискуссии
- Психологические упражнения
- Консультации
- Тренинги
В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.
Литература:
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Материалы по мотивации на Педсовете
Как вовлечь ребёнка в учебу
Основы эмоциональной и когнитивной вовлеченности
Как удержать внимание в классе. Идеи из книг по мотивации взрослых
Учусь по собственному желанию! Как повысить мотивацию у школьников?
Как вовлечь детей в учебу: 7 простых приемов от выпускников Центра опережающей педагогики
Как удержать внимание на уроке-лекции
Как сделать лекцию интересной и запоминающейся?
Как заинтересовать ребёнка в учёбе? Опыт выпускницы с красным дипломом
Чудеса мотивации: на урок как в театр. Занятия по химии в антураже вселенной Гарри Поттера
Как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся?
Мотивация к учебе. Где ее раздают?
7 проверенных способов мотивировать ребенка в начальной школе
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников
8 стратегий развития мотивации школьников при изучении математики
Этап целеполагания. Дети должны самостоятельно сформулировать цели, причем не только предметные, но и личностные (Зачем мне это надо?).
Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём этапа рефлексии учебной деятельности.
Обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности нашей работы. Как учитель я только предполагаю, по какому плану может пойти урок.
Этап актуализации
Прием «Интеллектуальная разминка»
Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное
Приём «Бортовой журнал»
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время
изучения темы записывают свои мысли.
Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая информация.
Приём «Диктант на засыпку»
Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии.
Пример. Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на
изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пустился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок,
покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорченный чёрт куцей овцой бросился к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят, что небережёного Бог не бережёт», — чертыхнулся чёрт чертовской пословицей.
Приём «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор – А. Каменский.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.
Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала.
Приём «Морфемный конструктор»
Какое получится слово, если от слова подрос взять приставку, от слова снежинка взять корень, от слова будильник взять
суффикс, от слова день взять окончание. (Подснежник)
Ребёнка демотивируют
Другая особенность обучения в начальной школе — ребёнка чаще всего не воспринимают как личность. Всем с детства знакомы фразы: «Молчи — за умного сойдёшь», «Со старшими не спорят», «Звонок для учителя». Педагоги давят авторитетом, внушая ребёнку пессимистические прогнозы: «Математика — не твоё», «Совсем не стараешься». А письменную работу, в которую малыш вложил труд, время и энергию, старательно выписывая буквы и подчёркивая члены предложения карандашом, могут резко перечеркнуть красным и добавить на полях что-нибудь вроде: «Очень плохо!».
Учитель исправил одно подходящее слово на другое и снизил оценку
Решение
Постоянные придирки или нелестные замечания в адрес ребёнка могут привести к заниженной самооценке и неуверенности в себе. Неосторожные грубые слова, услышанные в свой адрес в детстве, оставляют глубокий след. Убедитесь, что школьник не подавлен от обратной связи — регулярно спрашивайте, как ему педагоги, кто нравится, а кто нет, и почему. Если педагог не только демотивирует, но и превышает полномочия — например, говорит громче, когда ругается — сообщите администрации школы, вынесите вопрос на родительское собрание.
Выбор формы
А вот это и в самом деле трудный вопрос. Что предпочесть: провести обычный урок или нестандартный? Весь урок отрабатывать один общий сценарий или сменить несколько приемов и технологий?
Ответ на этот вопрос может дать только сам учитель, опираясь на многие факторы.
Урок-концерт, урок-игра, митинг, дискуссия, телемост, конференция, суд и т.д., безусловно, более зрелищны, нежели обычные уроки. Они вызовут интерес и у школьников, и у гостей. Но прежде чем решиться на проведение такого мероприятия, надо ответить себе на пару вопросов.
- Кто адресат вашего урока? Одно дело, если вы хотите порадовать интересной разработкой унылых коллег и администрацию. Другое — если вы даете урок в рамках аттестации. Подготовить и провести нестандартный урок намного сложнее, а у проверяющих останутся сомнения в том, владеете ли вы самыми обычными и необходимыми для педагога технологиями.
- А готовы ли вы сами проводить такой урок на публику? Не растеряетесь ли, если увидите неприятие и осуждение на лицах гостей? Не напугаются ли дети? Ведь такой урок — творческий акт и для учителя, и для ученика. Не всем комфортно творить на глазах у зрителей.
Если ответы на эти вопросы вас удовлетворили, смело берите нестандартную форму. Если нет, предпочтите комбинированный урок. На нем вы сможете продемонстрировать с десяток интересных приемов и миниатюрных игр, так что ни у кого не возникнет сомнений в вашей педагогической эрудиции и творческом настрое.
Например, в ходе проверки домашнего задания можно провести игру «Письмо в бутылке» или использовать приемы «Концептуальная таблица», «Общее — уникальное», «Шесть шляп» и т.п. Затем перейти к новой теме, используя прием «Удивляй!» или другую методику проблемного обучения.
Для закрепления материала использовать составление алгоритма, «Интеллектуальный ринг», «Денотатный граф», «Синквейн» и тому подобное.
Неплохо еще и домашнее задание дать нестандартное, а творческое и, если возможно, предполагающее вариативность.
Можно ограничиться одной-двумя необычными технологиями, остальное провести в традиционной манере.
А если вы проводите урок-обобщение изученного или даже зачетный по теме, то можно использовать не только элементы множества технологий, а еще различные игры: фонетические и морфемные шарады, «третий лишний», различные эстафеты, ассоциативные загадки и прочее.
Главное правило здесь одно: какой бы прием вы ни выбрали, он должен быть отработан хотя бы в какой-то степени на предыдущих уроках. Не стоит надеяться, что дети легко и без проблем включатся в незнакомую игру на глазах у изумленной публики. Они и так растеряны, а тут еще непонятное новое задание: «Кошмар! Не справлюсь! Осрамлюсь перед всеми!». И вот учитель с энтузиазмом играет, а «народ безмолвствует» более или менее испуганно.
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы
Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Структура внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
- учебный план образовательного учреждения;
- дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
- классное руководство.
Партнеры
Ваши партнеры — это ученики. Они призваны вам подыграть и помочь вам показать, на что вы (и они, конечно) способны. Но они очень волнуются и, может быть, даже боятся директора или чужих людей на уроке. А на вас ложится груз сделать так, чтобы ребята перестали нервничать и стесняться и начали продуктивно работать.
Главное правило: не репетируйте с классом! Постановочный урок всегда узнается, дети сонно бубнят, а не радостно открывают для себя новое, да вы и сами уже «перегорели». Это не касаясь нравственного вопроса о том, как вы объясните необходимость репетиций ребятам.
Вы же знаете класс! Вы выбрали его, наверное, а если и нет (например, администрация посещает пятые классы или выпускные), то учеников себе в помощь вы выбрать можете и должны.
Прикиньте, кто не побоится ответить при всех у доски, кого надо спросить с места, а кого лучше вообще не трогать, не то он с перепугу такого нагородит!
Обдумайте, какие технологии будут выигрышно смотреться именно в этом классе, опробуйте несколько и выберите лучшие. Не рассчитывайте на одного какого-нибудь ученика. Вдруг он заболеет? У вас должно быть готово что-то на замену.
Лучше руководить хором, а не группой солистов. Любой ребенок может оказаться не в духе, но вы об этом можете и не догадываться, пока он не начнет отвечать невпопад или вообще замкнется. Но из общей массы кто-нибудь да спасет положение.
Многое зависит от учителя
Есть даже выражение «идти на учителя», которое применяется к будущим первоклассникам. Мамы и папы отдают детей в определённую школу и класс, руководствуясь рекомендацией о педагоге. «В 109-ой школе в будущем 1 “А” Зинаида Геннадьевна не кричит и спокойно объясняет!» — этого достаточно, чтобы родители поторопились подать документы малыша.
Особенность начальной школы заключается в том, что от учителя зависит больше, чем от программы. Даже если в учебной программе много несуразных требований или абсурдных заданий, компетентный педагог постарается это минимизировать. И наоборот — некоторые учителя цепляются и придираются ко всему, повышают голос и срывают дурное настроение на учениках. Негативный опыт с учительницей в начальной школе оставляет травматичные воспоминания на всю жизнь, и ребёнок быстро теряет интерес к учёбе и впадает в сильный стресс.
Решение
Еcть два выхода из ситуации. Первый — смириться с правилами игры и «идти на учителя». Но это не всегда возможно — к хорошим преподавателям всегда очередь.
Второй вариант — отдать ребёнка в школу, где педагоги прививают детям любовь к учёбе. Но, как правило, для традиционных школ такое — редкость. Ирина Фомичёва, мама и в прошлом педагог, сформулировала проблему так:
<<Форма демодоступа>>
Выбираем форму урока
Форма урока – благодатная почва для вашей фантазии. В зависимости от типа урока (подача нового материала, контроль знаний учащихся и прочее), подумайте, чего бы хотели ваши ученики. Возможно, они с удовольствием отправятся в путешествие по местам жизни и творчества изучаемого автора или захотят поучаствовать в интеллектуальной игре? Можно предложить детям оценить работу их одноклассников (но решающее слово должно оставаться за учителем) или создать условия для успешной дискуссии, разделив класс на группы, отстаивающие разные взгляды.
Если вы решили опробовать нестандартную форму урока, нужно хорошо поразмыслить над тем, в каких местах вашего плана могут возникнуть проблемы. Подготовьтесь к неожиданностям, разработайте несколько вариантов действий на случай, если урок пойдет не по плану и ученики и комиссия заскучают. При выборе формы урока следует ориентироваться на конкретный класс. Ведь не все дети примут ваши правила игры. А если они не захотят участвовать в ваших экспериментах – провал обеспечен. Желательно до начала запланированного открытого урока опробовать новшества в другом классе. Так вы сможете определить слабые места в своем плане, посмотреть на реакцию учеников.
Помните об основных этапах урока, которые нужно обыграть в соответствии с формой урока. Комиссия обычно внимательно следит за соблюдением этого условия.