Организация учебно-воспитательного процесса в школе

Измеримы ли ценности

Остроты в дискуссию добавил Анатолий Каспржак. Он заявил, что директора описали неизмеримые явления, вокруг которых нельзя выстроить систему. Как понять, что школа помогает или не помогает в самоопределении, и повлиять на это? В какой момент складывается детско-взрослая общность и какие конкретно действия к этому приводят? Каспржак предложил начинать с простых договорённостей:

«Почему не поставить гораздо более простые вопросы: давайте договоримся, что в нашей школе на детей не кричат, и учителя не кричат друг на друга; что в нашей школе ко всем, включая первоклассников, обращаются на „Вы“. И начинает формироваться определённая система ценностей, которая на самом деле ведёт к главному вопросу образования — его гуманизации… Ребёнок в 17 лет оканчивает школу, из них 11 лет он пребывает в школе, и ему всё время говорят, что он пока не живёт. Он пока заготовка, а мы — „папа Карло“».


Кадр: фильм «Приключения Буратино»

Таким образом, по словам Каспржака, абстрактное управление через формирование ценностей можно заменить на управление через согласованное отношение коллектива к образованию, общее понимание его сути и задач школы. Такое управление образованием (в отличие от более привычного управления организацией образования), считает Каспржак, меняет ситуацию в конкретных учебных классах, влияет на то, как в школе учат и учатся.

Директора школ в ответ рассказали, как они измеряют и фиксируют работу учреждения на основе ценностей. По словам Елены Моисеевой, в школе №24 Нижнего Новгорода за 15 лет её работы директором сформировалась общая культура, в которой принято не кричать на детей, а договариваться на основе аргументов. Сейчас эти общие установки формализуются через модель компетенций педагога. Каждая компетенция отражается в поведенческих индикаторах, чек-листах по урокам и внеурочным занятиям.

Директор пермской гимназии №3 Татьяна Новикова подчеркнула, что взаимодействие коллектива школы с учениками выстраивается по тем же принципам, что взаимодействие директора со всеми сотрудниками. Если в коллективе отношения строятся уважительно, то же будет и в классах

На уровне управленческих инструментов Новикова использует единую повестку для школьных собраний с общим шаблоном, но вариативным содержанием — тут педагог может обсудить с родителями или классом то, что важно ему. А все системы управления, сбора данных, отчётности и должностные инструкции обсуждаются с точки зрения того, как их использование помогает ученикам

Михаил Шнейдер из школы №45 им. Л. И. Мильграма напомнил, что измерить можно (и нужно) далеко не всё, показав в камеру книгу «Тирания показателей» Джерри Мюллера. В его школе ценности проявляются в уважении прав человека, в соблюдении на практике, а не на бумаге, всех прописанных в законах и локальных нормативных актах прав:

«Это имеет много издержек. У нас, к сожалению, чем директор злее, тем быстрее решаются некоторые вопросы, например, по вакцинации трудящихся. Мы на одном из последних мест в Москве».

Такую «ценностную ткань» не всегда можно измерить количественно.

В заключение Анатолий Каспржак признался, что атаковал директоров намеренно, в качестве методического приёма для оживления дискуссии. Безусловно, в разных школах должны практиковаться свои способы внедрения ценностей, и сами ценности могут отличаться

Но важно не отказываться от них совсем. Каспржак напомнил участникам дискуссии «формулу хорошего образования» от известного британского педагога и управленца Майкла Барбера:

Результаты образования = (знания + умения + лидерские качества) × этические нормы

Если доверять этой формуле, получается, что несформированные этические основания могут обнулить любой образовательный результат. Но единообразного ответа на вопрос, как над ними работать, в мировой практике нет. Государство в России в последние годы обращает всё больше внимания на воспитательную работу в школах: даже вводится соответствующая должность советника директора. Дискуссия на конференции «ММСО.Директор Школы» ведёт к мысли, что, независимо от таких мер на федеральном уровне, формирование и ежедневное воплощение общих ценностей — задача директора и коллектива, тема для рефлексии и открытых обсуждений.

Как школа определяет свои ценности

С тем, что директор и педагоги должны осознавать ценности школы и разделять их, согласились все участники дискуссии. Директор пермской гимназии №3 Татьяна Новикова считает, что такая необходимость отчасти вызвана глобальными переменами:

«Если мы хотим понять свою миссию в новом историческом цикле, когда фрагментируется мир, то надо не просто отвечать на вызовы времени, а рефлексировать, расти вглубь. И, конечно же, действовать. Ценности помогают нам определить свои мотивы и сделать профессиональный и управленческий выбор».

А вот о том, откуда берутся и как заявляются в школе эти общие ценности, прозвучали разные мнения. Профессор Института образования Высшей школы экономики научный руководитель образовательной программы «Управление образованием» Анатолий Каспржак изложил позицию, которую можно назвать сознательным выбором директора и коллектива:

«На самом деле мы в школе почти никогда не говорим о том, каков наш согласованный взгляд педагогического коллектива на миссию, задачи образования. Если мы говорим, что наша миссия, например, успешность каждого ученика, то ценности — это то, какую цену мы готовы заплатить за то, чтобы это было основной задачей школы. Ценности — это цена, то, чем мы готовы пожертвовать, что мы готовы вложить, чтобы каждый ученик был успешным».

Как отметил модератор дискуссии учитель информатики в «Новой школе» Владимир Погодин, из этого следует, что у разных школ могут быть разные ценности. Все занимаются одним делом — учат детей, готовят их к жизни после школы — но фокусируются на разных миссиях.

С точки зрения директора московской школы №45 им. Л. И. Мильграма Михаила Шнейдера, выбор собственных ценностей школы всё-таки ограничен. Образование, подчеркнул он, — общественный институт, который должен транслировать базовые ценности, ориентируясь, например, на то, как они записаны в первой главе Конституции РФ:

«Иначе школа превращается в некий кооператив по продаже знаний. Если рассматривать образование только как некую услугу, то всё классно: мы собрали топовых учителей, отобрали учеников, победили во всех олимпиадах, у нас заоблачный рейтинг. Будет ли это школой, построенной на ценностях? Большой вопрос».

Для самого Шнейдера ключевые — ценности гражданского общества: свобода, собственность, социальная солидарность и доверие. А миссию практически любой школы в мире, как он считает, можно определить так:

«Обеспечить доступ любого ребёнка к качественному образованию и создать систему педагогической поддержки, чтобы ребёнок мог в конечном итоге самоопределиться… Для нас в 45-й школе это прежде всего школа самоопределения, формирования субъектности».

Позже другие участники дискуссии напомнили, что как раз декларация общих для государства или всего человечества ценностей часто не совпадает с тем, как школа работает на самом деле.

Цели воспитательной системы класса

  1. Развитие гармоничной разносторонней личности учащихся.
  2. Воспитание человека, обладающего высокой культурой и творческим потенциалом.

Для того чтобы цели были достигнуты, классный руководитель должен обращать внимание на реализацию следующих моментов:

  1. Содействие формированию культуры общения между учениками.
  2. Создание условий для оптимального раскрытия творческих способностей каждого ребёнка.
  3. Осуществление правильного нравственного воспитания школьников.
  4. Воспитание сознательного отношения к обучению и потребности в самостоятельной познавательной деятельности.
  5. Воспитание толерантности.
  6. Формирование и раскрытие индивидуальности каждого воспитанника.
  7. Сплочение классного ученического коллектива.
  8. Создание условий для выработки собственного мнения у каждого ученика.
  9. Помощь в профессиональной ориентации.
  10. Формирование у учащихся понятия о приоритете здорового образа жизни.

Важно научить учеников включаться в различные коллективные виды деятельности и совместно решать проблемы

Ценность классного руководителя в том, что именно он помогает учащимся не только учиться, но и включаться в различные коллективные виды деятельности, а также совместно решать проблемы. Каждый педагог должен организовывать воспитательную работу в классе на основании возрастных особенностей учеников, их интересов и предпочтений.

«Пушкинская карта»

Дмитрий Казаков отмечает, что большую проблему для учителей в 2022 году создала «Пушкинская карта». По этой карте молодежь может бесплатно посещать культурные мероприятия. Школьникам ее выдают с 8-го класса:

— Сама по себе «Пушкинская карта» — вещь хорошая. Но выяснилось, что значительная часть детей и родителей смотрит на это равнодушно: карты не регистрируют и никуда не ходят. Тогда надавили на классных руководителей, чтобы 100% детей эти карты получили. Но после регистрации оказалось, что ими все равно мало кто пользуется. В итоге детей стали массово загонять на всякие мероприятия, — объясняет Дмитрий Казаков.

Проблема в том, что в маленьких городах и деревнях выбор иногда сужен до местного дома культуры и библиотеки, а мероприятия — бесплатные. Как следствие, деньги с «Пушкинской карты» потратить некуда.

— Какие у нас в провинции могут быть мероприятия? Артисты из дома культуры, которых все знают в лицо, по голосу и по росту. Ну из Саранска иногда приезжают. И это такая обязаловка, куда каждая школа должна привести своих детей, — рассказывает Николай, учитель из Мордовии.

Но это не освобождает учителей от отчетов: классные руководители должны подавать информацию о том, сколько детей куда сходили и сколько денег потратили.

— Учителя не знают, что делать, — продолжает Дмитрий Казаков. — Водят детей на эти копеечные мероприятия, зачастую некачественные. До нашего профсоюза доходили сообщения, что иногда учителя просто сами покупают билеты за кого-то и никуда не ходят. Так что идея карты правильная, но в результате из-за перегибов дискредитируется по полной программе.

Может, оставить все как есть?

Не каждый родитель готов идти к директору школы и отстаивать права ребенка, чаще всего это связано со стереотипом, что станет еще хуже. Доля истины в этом, конечно же, есть, но очень неприятно мириться с тем, что кто-то неправ и продолжает делать, так как ему хочется, пользуясь своим служебным положением. К тому же, задумайтесь, какой пример вы подаете ребенку: у него войдет в привычку молча сидеть в сторонке и кивать тому, кто смелее и авторитетнее его.

Не знаете, как повлиять на учителя, который занижает оценки? Если вы не из тех, кто будет доказывать собственную правоту и выяснять отношения, тогда у вас есть всего один выход – дать совет ребенку быть лучшим! То есть ему придется зубрить все так, чтобы ни один педагог не смог найти к чему придраться.

Это означает, что все письменные работы должны быть сделаны идеально не только по теме, но и по оформлению и грамотности. Вся школьная программа должна быть освоена на 100%. Только в этом случае ни один преподаватель не сможет найти слабое место. Такой подход стоит невероятных усилий, но заложит хороший фундамент – ребенок сможет сдать любые экзамены и получить наивысший балл даже если все будут против него

Некоторые предпочитают вовсе не замечать, что им занижают оценки, и просто смиряются с этим. По большому счету, красивые «пятерки» и «четверки» нужны только родителям. Поэтому если ваш ребенок совершенно не беспокоится о том, что учителя занижают оценки в выпускном классе, ему не нужны грамоты и медали, но при этом он уверен, что хорошо напишет ЕГЭ, результаты которого откроют все дороги в высшие учебные заведения, то стоит ли тратить нервы?

Если же это принципиальный вопрос, то утереть нос всему педагогическому составу помогут победы в олимпиадах. Докажите преподавателю, что вы лучший, заняв одно из призовых мест по спорному предмету. В этом случае педагога непременно вызовут к начальству и, глядя в глаза, поинтересуются, как у победителя олимпиады могут быть низкие баллы по предмету?

Что делать, если учитель занижает оценки, вы знаете. Решение стоит принимать исходя из собственного характера, а также настроя и желания самого ребенка

Может быть, для него это не так уж и важно?

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс    
Школьник знает и понимает общественную жизнь    
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы    
Школьник ценит общественную жизнь    
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс    
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни    
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Работа со старшеклассниками

Старшекласснику нужно помочь в самоопределении и раскрытии творческого потенциала

Главные направления воспитательной работы со старшеклассниками:

  • предупреждение массового распространения моделей антиобщественного, негативного, девиантного поведения
  • формирование позитивной социальной направленности у молодёжи
  • воспитание лидерства
  • поддержание здорового образа жизни
  • профессиональное самоопределение.

Задачи:

  • обучение основам внутреннего самоуправления и саморегуляции
  • обучение пониманию себя и окружающих
  • помощь в раскрытии своего потенциала
  • формирование ответственного отношения к своим поступкам.

Воспитательная работа со старшеклассникам предусматривает:

  • единство учебно-воспитательного процесса, целью которого является всестороннее развитие личности
  • ориентация тинэйджеров на вечные общечеловеческие ценности
  • воспитание патриотизма.

Учитель намеренно занижает отметки или ребенок недостаточно знает материал

Если вы думаете, что преподаватель намеренно оценивает знания вашего ребенка ниже, сначала стоит попытаться объективно оценить ситуацию. Любой родитель считает своего ребенка самым умным, по этой причине он не может получать неудовлетворительные оценки в школе, соответственно дело в учителе. Стоит понимать, что просто так занижать баллы учителю невыгодно, поскольку это портит его имидж перед коллегами, к тому же по итогам каждой четверти он сдает отчет по успеваемости.

Не знаете, как поступить, если учитель занижает оценки? Если ребенок учится в начальных классах, то родителям непременно нужно познакомиться с классным руководителем, узнать его мнение о поведении и умственных способностях ученика, а также понять, какие предметы даются ему сложно и что сделать для повышения успеваемости. Или, напротив, ребенок мог серьезно увлечься каким-то отдельным предметам, и тогда следует задуматься о дополнительных занятиях для углубления познаний. Кроме того, можно условиться с учителем о возможности посетить некоторые уроки под предлогом знакомства с методикой обучения и сравнительного исследования успеваемости своего чада с остальными детками.

Не знаете, как понять, что учитель занижает оценки? Цель родителя заключается в том, чтобы распознать слабые и сильные стороны ребенка, а также узнать, что о нем думает учитель. Личную точку зрения преподавателя легко можно понять по проверке письменных заданий, где будут отображаться исправленные некорректно ошибки. Гораздо сложнее с устными ответами. Дело в том, что многие учителя предъявляют слишком высокие требования к устным ответам, то есть к презентации домашних работ. У некоторых учеников существует страх перед публичными выступлениями. Дети не могут внятно изложить материал, путаются, а иногда вовсе забывают перед выступлением. В результате ребенок получает низкий балл, но происходит это не из-за незнания урока, а по причине волнения.

Боязнь выступлений – это страх, который может сопутствовать человеку в течение всей жизни, не только в детстве. Поэтому если вы обнаружили у ребенка эту проблему, предупредите о ней преподавателя. Объясните ему, что ученик не может ответить не из-за отсутствия знаний, он просто волнуется, и в таких ситуациях ему необходима помощь, а не занижение оценок.

«Настроение — подавленно-плачевное»

Анна Инютина

— Мы привыкли глотать свое бесправие большими дозами — и какая там капля или каплища переполняет чашу терпения, уже не играет никакой существенной роли в нашей жизни, — подводит итоги года Анна Инютина, учитель русского языка и литературы и член профсоюза «Учитель» из Ижевска. — У меня общее ощущение после известных событий уходящего года из ужаса плавно перерастает в отупение. От бессилия. От внезапно открывшейся тщетности собственных трудов.

Настроение профессионального сообщества Всеволод Луховицкий называет «подавленно-плачевным». Представители профсоюза «Учитель» сходятся во мнении, что все больше учителей начинают отказываться от участия в ненужных курсах, конкурсах и акциях, и хорошая новость в том, что за год в профсоюз не поступило ни одной жалобы об увольнении по этой причине.

— Утешает единственное: все больше учителей начинают задавать вопросы. По крайней мере, они пытаются спрашивать хотя бы в своей школе: «А почему так?» Только на таких и можно надеяться, — подытоживает Всеволод Луховицкий.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование

Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.

Поддержите «Правмир» сейчас.

ПОДДЕРЖАТЬ

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Сейчас ваша помощь особенно нужна.

ПОМОЧЬ

«Разговоры о важном» и поднятие флага

С сентября во всех школах по понедельникам дети поднимают флаг и поют гимн, первым уроком в расписании стоят «разговоры о важном». Дмитрий Казаков рассказывает, что по этому поводу в учительском сообществе было много страхов:. — Мы ожидали, что на этих уроках будут сложные моменты, которые учителям неэтично озвучивать

Но ничего такого не случилось. На мой взгляд, «разговоры о важном» оказались формальностью. Обошлось без перегибов и жесткого контроля. На образовательный процесс это никак не повлияло

— Мы ожидали, что на этих уроках будут сложные моменты, которые учителям неэтично озвучивать. Но ничего такого не случилось

На мой взгляд, «разговоры о важном» оказались формальностью. Обошлось без перегибов и жесткого контроля

На образовательный процесс это никак не повлияло.

Учителя начальной школы, беседовавшие с корреспондентом «Правмира», оценивают «разговоры о важном» по-разному. Некоторым нравится, что для этих занятий спускают «доступные материалы» и ничего не нужно изобретать

Фото: lenobl.ru

Татьяна (имя изменено), сельский учитель из Нижегородской области, называет эти разработки «не всегда продуманными». Сейчас у нее первый класс, на «разговорах» дети выучили первый куплет гимна, чтобы петь его по понедельникам во время поднятия флага:

— Мои первоклашки смотрят, что пою я, и поют вместе со мной. Но вот старшеклассники… Те, кто стоит в первых рядах, еще поют, а те, кто сзади, заняты своими телефонами. Они делают то, что их заставляют, и не понимают, а зачем им это надо, — говорит Татьяна.

Николай, учитель истории и общества из Мордовии, рассказывает, что на «разговоры о важном» его школа приглашает «интересных» людей — от военных в отставке до священников и местных депутатов:

— Священник приходил уже раза три на эти «разговоры». Мое ощущение, что их смысл — сделать побольше фотографий и заполнить официальную группу школы. И постоянно отчеты-отчеты-отчеты. 

Нагрузка на учителей увеличивается, а позитивного эффекта пока нет.

Содержательно «разговоры о важном», считает Николай, повторяют обычные классные часы:

— Как будто раньше классные руководители не вели эти разговоры о важном. Мы каждое полугодие сдаем планы воспитательной работы, пишем сценарии, нас проверяет заместитель директора по воспитательной работе

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: