Учителя против родителей: из-за чего возникают конфликты и как их предотвратить

Зачем поддерживать взаимоотношения «педагог-родитель»

Ответ, может, и очевиден, но давайте дополним картину.

Что дают преподавателю встречи с родителем:

  • Возможность держать руку на пульсе. Педагог оперативно узнает о проблемах ученика в школе, об особенностях его характера, об интересах. Отдельно стоит прояснить цели, которые видит для себя ребенок и которые хочет достичь родитель. В идеале они должны совпадать. Например, ребенок хочет, чтобы его хвалили в школе на уроках английского, а родитель хочет, чтобы ему не нужно было после рабочего дня проверять уроки.
  • Выстраивание долгосрочных партнерских отношений с родителем. Вы с ним одно дело делаете и вместе можете добиться максимального эффекта в обучении ребенка. Родитель понимает, как вы движетесь к его цели, и в конце концов, за что он платит деньги.
  • Регулярный контакт с родителем экономически оправдан. Это повышает лояльность родителя к вам как к педагогу и к онлайн-школе в целом. Результат: ученик с вами надолго, родители вас рекомендуют, вам доверяют. 

Что дают встречи родителю:

Больше доверия школе и педагогу. Если педагог преподает в онлайн-школе, то через его профессионализм и человеческое лицо родители больше доверяют школе и конкретному преподавателю. Если речь идет о репетиторе, то родители успокаиваются, что их чадо в надежных руках, что результат наступит, нужно только постараться всем сторонам. 

Понимание, как ребенок движется к цели обучения. Родители могут увидеть изнутри, как строится обучение ребенка, что у него получается лучше всего, а над чем стоит поработать. 

Полезные рекомендации, как улучшить обучение

Советы профессионала, как достичь максимума в обучении, как можно помочь, на что обратить внимание – на вес золота. Может, стоит посмотреть видео на английском или потренироваться разбирать английские песни – сделайте родителя вашим союзником.

Этапы работы с конфликтом

Конфликт сотрудников руководитель должен решать с нейтральной позиции. Его основная функция – роль арбитра, управление эмоциями всех участников процесса, в том числе и своими. Методы решения могут быть педагогические (убеждение, разъяснение, просьба, разговор) и административные (увольнение, выговор, наказание).

HR-специалисты из Великобритании проводили  в ходе которого следующие проценты респондентов заявили, что неправильное урегулирование конфликтов привело к таким последствиям:

  • 27%: личные нападки и оскорбления;
  • 25%: отсутствие на работе и больничные;
  • 18%: конфликт между отделами;
  • 18%: издевательства;
  • 18%: увольнение сотрудников;
  • 16%: увольняют коллег;
  • 13%: члены команды перемещаются между отделами;
  • 9%: провал проектов.

Чтобы понять, как разрешить конфликт, выясните причины его возникновения. Лучше всего это сделать в процессе беседы с участниками конфликта.

Этап 1 – Прояснение ситуации

Беседу лучше начать со вступления, в котором можно выразить надежду на разрешение конфликта для общей пользы. Нужно выслушать всех сотрудников, имеющих отношение к конфликтной ситуации. Только так можно рассмотреть проблему со всех сторон. Скорее всего, это будут взаимные претензии и эмоциональные высказывания. Это необходимо, чтобы оппоненты могли выпустить пар. Начальник не должен занимать чью-то сторону и демонстрировать поддержку определенной точки зрения. Его задача – оставаться максимально объективным, выяснить цели, мотивы поступков сотрудников, изучить отношения участников до конфликта.

Этап 2 – Моделирование «идеального» будущего

На этом этапе переговоров узнайте, какое видение результата у каждой из сторон конфликта. Есть вероятность, что это будет что-то невыполнимое, но только так можно понять, чего хочет каждый участник

Важно продолжать общение, даже если есть ощущение, что переговоры зашли в тупик. Главное, не отклоняться от сути проблемы и поощрять движение к примирению

Этап 3 – Переход к конструктиву

Для снижения эмоционального напряжения важно демонстрировать желание выслушать партнера, проявить искренний интерес к позиции оппонента, сфокусироваться на общих интересах и целях. Свою позицию нужно доказывать фактами, говорить спокойно, без лишних эмоций

Используя информацию, полученную ранее, следует кратко обрисовать суть конфликта, определить намерения участников спора в отношении способов примирения и перейти к следующему этапу. Важно не давить авторитетом, используя угрозы и ультиматумы.

Этап 4 – Поиск решения

На этом этапе подберите выход, который устроит всех участников. Часто, посмотрев на ситуацию со стороны, можно увидеть простое решение, которое не приходило в голову из-за бушующих эмоций. Если руководитель понимает, что сотрудники способны договориться самостоятельно, он может предоставить им эту возможность

В противном случае, стоит обратить внимание участников на то, что без взаимных уступок конфликт не разрешится, поэтому необходимо выбрать такой вариант, который устроит всех

Этап 5 – Фиксация примирения

Найденное решение нужно проговорить, чтобы обратить на него дополнительное внимание. Подчиненные должны понять, что их мнения были услышаны, а интересы соблюдены

Конфликт сотрудников – это болевая точка, которая может сигнализировать, что в организации что-то не так. Наладив отношения между работниками, руководитель должен проанализировать общую картину, чтобы уменьшить конфликты между сотрудниками.

Михаил Михайлов, основатель консалт-бюро MIKHAILOV CONSULTING:

Профилактические меры

Конфликт проще предупредить, чем расхлебывать его последствия, которые так или иначе отразятся на всех участниках учебного процесса. Избежать обострения отношений в школьно-родительском коллективе учителю помогут несложные правила:

  • быть вежливым и терпимым по отношению к родителям;

  • уважительно относиться к ученикам, независимо от уровня их успеваемости;

  • держать родителей в курсе того, что происходит, своевременно предупреждать об изменениях;

  • спокойно относиться к тому, что у родителей и учеников может быть иная точка зрения по какому-то вопросу;

  • привлекать родителей к участию в жизни класса, но делать это вдумчиво, с учетом индивидуальных особенностей и ребят, и их родителей, психологической совместимости родителей-активистов;

  • разговаривать с родителями на равных, давать им высказаться, искренне вникать в суть проблемы;

  • не применять шантаж: «если вы сделаете, как я хочу, поставлю «пять»;

  • держать свои эмоции при себе, избегать категоричных высказываний и оценок – тактичность превыше всего;

  • не устраивать «публичной порки» ни для ребенка, ни для его родителей;

  • оценивать знания и умения ученика объективно, а не руководствоваться собственными симпатиями или антипатиями;

  • не переходить на личности и не обвинять родителей в том, что они плохо воспитывают своего ребенка; 

  • создать и поддерживать в классе теплую дружескую атмосферу, в которой будет комфортно всем – и детям, и взрослым.

Заключительные мысли

Если подвести итог, то старайтесь больше общаться с родителями, но делайте это спокойно и с любовью. Держите их в курсе того, что происходит в вашей жизни. Интересуйтесь их здоровьем и предлагайте свою помощь. Они будут чувствовать себя вовлеченными в вашу жизнь, и оценят такое отношения к ним. Уважайте их и говорите вежливо (даже если не разделяете их точку зрения). Поддерживайте связь с ними, даже если слишком заняты. Вполне возможно в течение дня найти несколько минут, чтобы позвонить родителям и показать, что они являются реальной частью вашей жизни.

Плохие отношения с родителями не случаются в одночасье. Так что не могут быть исправлены по щелчку пальцев. Это непростая работа, которая требует времени

Поэтому важно, чтобы вы продолжали работать над своими отношениями с родителями. Начните с небольших шагов, и постоянно работайте над улучшением отношений

И вы удивитесь тому, как ситуация между вами начнет меняться в лучшую сторону.

ПоделитьсяТвитнуть

Юлия

Хотите знать, как достичь жизненной цели? Этот блог поможет вам узнать, как применять психологию в ваших отношениях, здоровье и благополучии. Моя цель — научить моих читателей тому, как максимально повысить свою эффективность в жизни.

Как наладить контакт родителей и учителей. Пути взаимодействия

Особое место в школьной жизни занимает организация общения учителей-предметников и родителей. Возникнет ли конфронтация или же общение будет развиваться конструктивно — это во многом зависит от стратегии классного руководителя. Как показывает практика, роль посредника, третейского судьи или медиатора классный руководитель принимает только тогда, когда конфликт уже разразился или вот-вот грянет. Каковы пути взаимодействия?

Изменить стратегию взаимодействия можно. Для этого необходимо четкое осознание того, что в основе успеха лежит совместный характер деятельности, при котором каждый из участников следует своей роли и выполняет свои функции. Родителей необходимо рассматривать как полноправных участников педагогического процесса, а не как палочку-выручалочку, о которой вспоминают тогда, когда педагоги не справляются с ситуацией. На плечи классного руководителя ложится забота об организации сотрудничества родителей и учителей-предметников в решении важных задач обучения и воспитания. Каждый классный руководитель должен:

  1. Разработать механизм прямой связи родителей и учителей.
  2. Систематически, а не эпизодически развивать и совершенствовать взаимодействие с учителями-предметниками.
  3. Постоянно включать родителей в жизнь класса.

Рекомендации учителям:

помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом;
используйте многоальтернативный подход к решению проблемы (не отвергайте предложения другого лица, оставляйте за собой право на ошибку, тщательно проанализируйте все варианты);
пересмотрите конфликт (определите то, что действительно важно, что будет, если ситуация не разрешится, ориентируйтесь на решение проблемы, а не на эмоции с ним связанные);
постарайтесь снизить внутреннее напряжение (следите за тем, чтобы был выход эмоций, а не выходка, разрядка необходима, но не на человеке, а в делах, не констатируйте эмоциональное состояние партнера.

Сферы влияния на ребенка

На протяжении всего времени обучения в школе на ребенка основное влияние оказывают 3 стихии, 3 группы людей:

  • родители,
  • друзья,
  • учителя.

Влияние друзей, сверстников, как правило, меньше всего поддается контролю, это влияние не целенаправленное. Дети общаются, дружат, конфликтуют, так или иначе влияют друг на друга и учатся жизни и общению. Ну а целенаправленно влияют на ребенка, конечно, семья и школа, родители и педагоги.

Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, хорошо бы, чтобы действия родителей и учителей были направлены на достижение одних и тех же целей

Более того, важно, чтобы и методы воздействия были если не схожими, то, по крайней мере, не противоречили друг другу

Что же нужно для того, чтобы действия родителей и педагогов были согласованными?

Как проводить созвоны с родителями?

Общие правила для созвонов всё те же: вежливость, официальность, уважение личных границ. Звоним только в установленное время и по делу. Речь не должна быть путаной. От звонка ничего не должно отвлекать.  

Какие вопросы стоит решать по телефону?

  1. Финансовые. В школе по-прежнему собираются средства на учебные пособия, подарки детям к праздникам, содержание/ ремонт кабинета. Но по закону это будет расценено как факт вымогательства. Поэтому, чтобы никто возмущенный не смог сделать скриншот переписки, все финансовые вопросы решаем по звонку или лично.
  2. Личностные и конфликтные. Обо всём негативном сообщаем сразу, проблему надо решать оперативно.
  3. Все положительные важные события (победы на олимпиадах, конкурсах). Это создаст позитивный настрой при общении с родителями в дальнейшем, а звонки учителя не будут вызывать отторжение.

Как выстроить отношения с родителями

Демонстрировать профессионализм 

По мнению учителя истории и обществознания «Павловской гимназии» Григория Камчатнова, одна из центральных задач учителя — дать понять родителям, что вы прекрасно разбираетесь в своем деле: 

Быть тактичным и проявлять уважение

Учитель начальный классов из «Оренбургской православной гимназии» Вера Иванова считает, что без взаимоуважения выстроить хорошие отношения с родителями невозможно. Не стоит обсуждать неудачи, неуспеваемость или плохое поведение одного ребенка при всех родителях — лучше это сделать при личной беседе. 

О важности взаимоуважения говорит и директор «Новой школы Натальи Колгановой» Наталья Колганова. Давая каждому родителю высказать свою позицию, педагог выстраивает с ними хорошие отношения. . Учитель русского языка и литературы «Общеобразовательного центра «Школа» Евгения Копнинова считает, что в отношениях родителей и педагога нет главных: все равны, мнение каждого важно:

Учитель русского языка и литературы «Общеобразовательного центра «Школа» Евгения Копнинова считает, что в отношениях родителей и педагога нет главных: все равны, мнение каждого важно:

Григорий Камчатнов советует показывать семьям, что вы внимательно относитесь к ребенку, к его вопросам, проблемам, успехам и неудачам. Нельзя сравнивать его с другими детьми, а также давать абстрактные формулировки по поводу успеваемости. 

С ним согласна и учитель биологии школы «Поколение» Инна Миронова:

Быть открытым

Психолог и классный руководитель лицея №1 «Спутник» Евгения Бродина уверена, что отношения «учитель-родители» проходят определенные этапы: от влюбленности до конфликтов, их решения и сплоченности. В этих взаимоотношениях педагог рекомендует придерживаться принципов искренности и открытости: 

Учитель начальных классов из «Школы Леонова» Анна Здорова и учитель начальный классов из «Оренбургской православной гимназии» Вера Иванова тоже выступают за открытое и доверительное общение с родителями. 

Формы и методы работы с учителями и родителями по профилактике конфликтных ситуаций

В практической работе с учителями и родителями обучающихся в настоящее время многими образовательными учреждениями применяется целый арсенал форм и методов работы по профилактике конфликтных ситуаций в школьной среде.

Формы работы с учителями: педагогический совет, педсовет-практикум, научно-практическая конференция, совещание при директоре, учебно-методические и обучающие семинары и т. д.

Формы работы с родителями: общешкольные и классные родительские собрания, общешкольные конференции, психолого-педагогический лекторий, родительские чтения, круглый стол, родительский ринг, дискуссии, устные журналы, родительские вечера, родительские КВНы, тренинги родительской эффективности, интеллектуальные игры.

Стратегии решения конфликта между сотрудниками

Стратегия — это линия поведения, которую выбирают участники конфликта. Она оказывает решающее значение на итог спора. Руководитель, работая с конфликтной ситуацией, должен направить подчиненных к выбору наиболее продуктивной стратегии. Некоторые из них предполагают не открытое противостояние, а уход от решения проблемы

Эти очаги напряжения впоследствии могут привести к кризису, поэтому на такие «скрытые» конфликты тоже важно обращать внимание. Пять основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:

1. Конкуренция – оппоненты ориентированы только на свои цели, готовы к открытой борьбе, навязыванию своей точки зрения другой стороне. Уступка в конфликте воспринимается как проигрыш.Когда такая позиция оправдана? В случаях, если ситуация опасная и нет времени на переговоры. Выбранное решение должно быть конструктивно, выгодно для всей организации, а не для конкретного человека. В остальных случаях эта стратегия носит разрушительный характер, ведет к ухудшению отношений.

2. Уступка – отказ от борьбы, добровольный или под влиянием обстоятельств. Выбирая эту стратегию, участник конфликта стремится сохранить хорошие отношения, уклоняясь от открытого противостояния. Уход от конфликта необходим в случаях осознания неправильности своей позиции, зависимости от оппонента, когда ущерб, полученный в ходе противостояния больше, чем возможная выгода. В этой стратегии конфликт между сотрудниками очевиден, но одна из сторон сознательно от него уходит.

3. Компромисс – каждый оппонент в чем-то уступает, чтобы прийти к общему решению. Используется при равных возможностях, но взаимоисключающих интересах участников конфликта. Для выбора этой стратегии нужно желание идти навстречу друг другу. Несмотря не то, что это конструктивный подход, сотрудники могут быть удовлетворены решением, так как вынуждены в чем-то поступиться.

4. Избегание конфликта – отрицание, стремление закрыть глаза на возникающее напряжение. Эта стратегия используется для того, чтобы выиграть время, определиться с линией поведения перед тем, как конфликт перейдет в открытую фазу. Также конфликт избегают, если его предмет не важен для сотрудника, он надеется, что ситуация решится сама.

5. Сотрудничество – поиск такого решения, которое устроит всех. Для поиска решения нужен полный и открытый анализ, обсуждения разногласий, желание решить конфликт с выгодой для всех коллег. Это наиболее эффективное поведение, но и самое сложное.

Рассмотрим эти стратегии на примере:

Менеджер пообещал клиенту, что дизайн сайта будет готов за неделю. Дизайнер может успеть выполнить эту работу, если откажется от остальных проектов, но подведет других заказчиков. Менеджер настаивает – клиент крупный, возможно долгосрочное сотрудничество, можно «подвинуть» остальных в очереди. Возникает конфликт.

Если в этой ситуации выбрать стратегию конкуренции, менеджер и дизайнер могут потратить немало времени на выяснение, чья позиция правильная, привлечение коллег, обсуждение ситуации с руководителем. Время будет упущено, отношения испорчены.

Дизайнер может поработать в выходные или задержаться подольше, чтобы не обострять ситуацию. В конце концов, зачем портить отношения с менеджером, можно и уступить, пожертвовав своим свободным временем. Этот способ решения конфликта между сотрудниками не может считаться выигрышным, так как дизайнер вынужден перерабатывать из-за чужой ошибки.

Менеджер может проигнорировать слова дизайнера и надеяться, что все само как-нибудь решится – клиент забудет об установленном сроке или работа потребует меньше времени. Он избежит конфликта, но последствием может стать потеря заказчика.

В случае выбора компромиссного решения стороны идут на взаимные уступки: менеджер просит заказчика немного подождать, а дизайнер пару раз задерживается на работе или передвигает некритичные задачи в пользу требуемого проекта. В итоге – все соглашения выполнены, но остается некоторая напряженность.

Выбирая стратегию сотрудничества, менеджер и дизайнер могут проанализировать загруженность дизайнера, возможность подвинуть какие-то заказы или делегировать их другим исполнителям, а также рассматривают увеличение срока выполнения для крупного заказа. Это анализ позволит выбрать оптимальное решение, устраивающее все стороны. Чтобы предупредить конфликт сотрудников в дальнейшем, руководитель может оптимизировать процесс работы, например, обязать менеджера уточнять сроки выполнения заказа у дизайнера до того, как озвучить их заказчику.

Александр Аларийский, основатель toxoff.net:

Ответы на претензии родителей

В случае конфликта с родителями педагогу следует сохранять самообладание, не усугублять противостояние и постараться сделать недовольного родителя своим союзником. Помните, что в конечном счете цель у вас одна, и лучше идти к ней сообща.

Рассмотрим несколько примеров, как правильно реагировать на претензии родителей и построить конструктивный диалог для решения проблемы. Не противопоставляйте себя родителям, а призывайте их к сотрудничеству.

Пример 1

Родитель: «Вы слишком быстро говорите, Даня ничего не понимает. Только по вашему предмету он по два-три часа тратит на домашние задания. Вы должны дополнительно с ним заниматься после уроков!»

Неконструктивный ответ: «Все успевают, а он нет? Да ваш Даня просто ленится. Отвлекаться на разговоры он успевает. Может, вам стоит нанять репетитора?».

Ошибка учителя: идти в контрнаступление и перекладывать всю ответственность на родителей.

Конструктивный ответ: «К сожалению, задавать меньше заданий я не могу, если он не поймет этой темы, дальше ему будет еще труднее. Я постараюсь уделять Дане больше внимания на уроках. Пусть он подходит ко мне, если чего-то не понимает».

Покажите, что вы готовы пойти навстречу.

Пример 2

Родитель: «Почему вы редко спрашиваете Ксюшу? Она весь вечер учила стихотворение и очень расстроилась, что ее не спросили».

Неконструктивный ответ: «У меня в классе 30 учеников! Я физически не могу спросить каждого».

Ошибка учителя: показать, что ему безразличны чувства и желания ученика.

Конструктивный ответ: «Представляете, дети такие молодцы, вчера на уроке все были готовы отвечать! Пусть Ксюша не расстраивается, я спрошу ее на следующем уроке

Мне важно послушать каждого»

Покажите, что вы цените усилия учеников и гордитесь своим классом.

3 принципа решения конфликтных ситуаций

Вступая в конфронтацию с учителем, родители отстаивают интересы своего ребенка, правда, не всегда привлекательным образом. 

Как быть в этой ситуации педагогу? Придерживаться следующих принципов:

Оставаться профессионалом в любой ситуации. Сохранять самообладание и быть вежливым. Если учитель во время разговора с родителями ученика чувствует, что вот-вот взорвется в ответ на очередную претензию, стоит сделать паузу и выйти из кабинета. Выпустить пар, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, успокоиться – и только потом продолжить беседу. 

Привлекать к решению проблемы администрацию. Если две стороны конфликта не могут найти общий язык, стоит воспользоваться помощью третьей стороны

При этом важно спокойно отнестись к решению, принятому в пользу родителей, – возможно, оно будет единственно правильным. Главное – выяснить для себя, почему. 

Соблюдать конфиденциальность

Нельзя делать конфликты достоянием школьной общественности – это нарушает интересы и самого учителя, и учащегося, и его родителей. Слухи, сплетни, обсуждения за спиной не допустимы. Это может быть угрозой для нормальных доверительных отношений и с родителями, и с учениками. 

Любой конфликт негативно сказывается на ученике, поэтому разрешать проблемную ситуацию нужно как можно быстрее. Радикальные меры – перевод ученика в другую школу или отставка учителя. Но лучше постараться найти компромисс. Задача родителей и учителей – не конкурировать, а сотрудничать, чтобы не навредить ребенку.

Технология педагогического общения родителей и педагога

Замечание 1

Педагогическое общение, реализуемое между родителями и иными участниками воспитательно-образовательного процесса – это профессиональное общение, организованное педагогом, направленное на установление контакта с родителями, повышение эффективности процесса воспитания и обучения детей, а также решение разнообразных проблемных ситуация, возникающих во время педагогического процесса.

Эффективность педагогического общения с родителями детей во многом зависит от владения педагогом технологией общения, подразумевающей у него наличие и развитость следующих компонентов:

  • психолого-педагогической подготовленности;
  • коммуникативной культуры педагога;
  • личностной психологической готовностью.

Негативными факторами, препятствующим налаживанию контакту с родителями является ряд причин:

  • излишняя требовательность педагога к родителям
  • внушение педагогом отрицательного образа ребенка
  • неуверенность со стороны педагога в своей правоте
  • неумение и нежелание педагога принять точку зрения родителя.

Указанные факторы приводят к возникновению сложных, а порой и конфликтных, ситуаций между родителями и педагогом. Чтобы предотвратить возникновение конфликтных ситуаций с родителями, каждый педагог должен владеть приемами и способами эффективного общения с родителями.

Выделяют два вида педагогического общения педагога с родителями:

  1. Фронтальное (групповое) педагогическое общение – реализуется в рамках специально организованного мероприятия со всеми родителями группы (класса, коллектива и т.д.). Чаще всего данный вид общения направлен на решение информационных, коммуникативных и познавательных задач, касающихся всего детского коллектива.
  2. Дифференцированное педагогическое общение – предусматривает как спонтанное, так и специально организованное общение педагога с отдельным родителем или небольшой группой родителей. В рамках такого общения проводятся консультации, решаются текущие проблемы и т.д.

Замечание 2

Таким образом, технология педагогического общения родителей и педагога подразумевает наличие у него ряда составляющих, в случае отсутствия одной из них общение педагога с родителями становится малоэффективным, либо его совсем невозможно наладить.

Какой стиль общения в мессенджере выбрать

  1. Диктаторский: в мессенджере пишет только учитель, родители читают. Этот стиль позволяет максимально дистанцироваться от личного общения. Но со стороны родителей вряд ли найдет понимание, так как они не смогут дать обратную реакцию и участвовать в обсуждении вопросов.
  2. Демократический: сообщения в чат могут писать все участники. Главное — сразу установить правила общения. Такой стиль возможен с сознательными, готовыми к сотрудничеству родителями.
  3. Элитарный: учитель общается только с родительским комитетом, а они уже передают информацию остальным. Это оптимально. Классный руководитель не повторяет одно и то же, единожды предоставляя информацию комитету. А комитет доносит до педагога пожелания остальных родителей.

Если уладить конфликт не удалось

Большинство конфликтов между учеником и учителем легко уладить конструктивным диалогом. Но если одна из сторон преступает закон, требуется вмешательство руководства школы.

Права учителя и ученика определяются законом «Об образовании в Российской Федерации» и закрепляются в локальных нормативных актах школы и договоре об образовании.

Учитель не имеет права:

  • причинять физический вред ученику,‍
  • портить имущество ученика,‍
  • оскорблять и унижать ученика,‍
  • отказывать ученику в получении знаний,‍
  • необъективно оценивать знания ученика.‍

Юлия Сидорова, юрист

Ученики также обязаны соблюдать нормы закона. Поэтому запрет на физическое и психическое насилие, а также нанесение вреда имуществу, в том числе школьному, распространяется и на них.

Если разговор с учителем не привёл к миру, родители могут обратиться к администрации школы

Но важно понимать, что выговор от директора точно не улучшит отношения учителя с учеником. Поэтому данную меру нужно использовать только в критических ситуациях

Если ничего не помогло, и учитель с учеником отказываются идти на контакт, возможно, придётся сменить школу или форму обучения. На семейном образовании родители могут выбирать преподавателей для ребёнка исходя из его симпатий, и вероятность конфликта между учителем и учеником существенно снижается.

Причины возникновения конфликтов между учителями и родителями

► Чем могут быть недовольны родители:

  • стилем преподавания: слишком жесткий, чересчур либеральный, «не тому учите»;
  • взаимодействием по организации домашней работы: «слишком много задаете, на уроке ничего не объясняете, приходится делать работу вместе с ребенком или вместо него»;
  • заниженными оценками: «двойки только по вашему предмету, вы портите ребенку успеваемость, Насте вы за стихотворение поставили пять, а моему тройку»;
  • завышенными требованиями к подготовке ребенка;
  • общим отношением учителя к ребенку: «вы не любите моего Степу, вот и наговариваете всякого».

В основе конфликтов учителей и родителей — неудовлетворенность последних обучением и воспитанием детей и отношением учителя к ребенку.

И все же гораздо хуже конфликтных родителей равнодушные мамы и папы. Недовольство родителей означает — им не все равно, что происходит с их детьми. А вот достучаться до безразличных часто невозможно.

Энергию, которую щедро производят конфликтные родители, можно направить в мирное русло, если суметь превратить их в союзников.

Причины возникновения конфликта между учителями и родителями

Конфликты учителей с родителями начинаются с конфликта учителя с учеником. Ученик не может быть всегда послушным, а учитель — всегда терпеливым. Это человеческий фактор, и никуда от него не уйти. Специфические причины конфликтных ситуаций в системе «учитель — родитель»

с точки зрения родителей:

  • некомпетентность учителя: учит не тому, учит не так, не может нормально общаться с родителями;
  • неумение педагога найти подход к ребенку: мой ребенок способный, а ее боится;
  • учителя всех детей делят на «любимчиков и остальных»;
  • успеваемость ребенка: занижает оценки, необъективно оценивает, завышенные требования;
  • унижают детей, оскорбляют их;
  • плохо высказываются о родителях при детях;

с точки зрения учителей:

  • несостоятельность родителей в воспитании ребенка: не выполняют элементарных требований, к примеру, чтобы их ребенок ходил в школу в школьной форме, имел необходимую форму для занятий физкультурой; не уделяют ребенку должного внимания;
  • повышенные, нередко безосновательные требования к учителю: почему классный руководитель не может находиться с детьми все перемены, помогать ребенку делать уроки; вы обязаны любить наших детей; вы должны поставить моему ребенку пятерку;
  • слишком высокого мнения о своем ребенке;
  • родители опираются на свои случайные и внешние наблюдения за школой;
  • ни во что глубоко не вникают;
  • поверхностно судят об учителях;
  • совершенно не контролируют ребенка;
  • учителя обязаны учить и воспитывать их детей;
  • часто вмешиваются в учебный процесс;
  • классный руководитель не подходит для нашего ребенка;
  • учитель у нашего ребенка не такой.

Исходя из педагогической практики и некоторых научных исследований, сформированы наиболее актуальные специфические причины конфликтных ситуаций между родителями и учителями:

  • разные уровни общей и педагогической культуры, несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»);
  • непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи;
  • различие в отношении к ребенку как к личности.

Резюмируем

Для любого руководителя конфликт сотрудников – это проверка на прочность, своеобразный экзамен. Начальник должен занять нейтральную позицию и, с помощью переговоров, помочь сотрудникам прийти к взаимовыгодному решению. Существует 5 основных стратегий поведения в конфликтной ситуации: избегание конфликта, уступка, конкуренция, сотрудничество и компромисс. Конструктивными способами выхода из конфликта считаются компромисс и сотрудничество, к ним следует стремиться в разрешении спорных ситуаций. Но это не значит, что другие стратегии нужно отвергать. Учитывая все обстоятельства конфликта, взвешивая все «за» и «против», выбирайте оптимальное решение в конкретной ситуации.

Отдельно от рабочих конфликтов стоит явление травли в коллективе – психологическое давление, направленное на конкретного человека. Руководитель должен быть в курсе проблем коллектива и не допускать подобных явлений.

Конфликты отрицательно влияют на работу – возрастает напряжение, вместо работы сотрудники выясняют кто прав, кто виноват, теряются заказы, падает прибыль. Если коллектив конфликтный, возникает текучка кадров, много ресурсов тратится на то, чтобы обучить новых сотрудников, ввести их в курс дела.

Вместе с тем, часть споров может улучшить работу компании. Если существуют конфликты по поводу разделения обязанностей – это повод доработать бизнес-процессы и составить четкий алгоритм действий сотрудников. Если негатив вызывает несправедливая оплата труда – нужно создать систему критериев оценки, премий и штрафов. Если споры возникают из-за перегруженности работников, можно установить систему учета рабочего времени, чтобы проанализировать ситуацию.

Часто конфликты – результат роста организации, лучше преодолеть их, пока организация небольшая, чтобы при масштабировании бизнеса эти проблемы уже не мешали.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: