Пальчиковая гимнастика и стихи о звуках и буквах
Пальчиковая гимнастика и стихи о звуках и буквах.
Для закрепления понятий Гласный звук я использую авторское универсальное стихотворение.
В это стихотворение на этапе изучения гласных можно добавлять любой гласный звук по мере их изучения. Главное, чтобы сохранялась рифма и был изучен гласный «Ы».
Звуки ГОЛОСА польются,
их читаем, как поём, (плавным движением руки дети показывают, как льются звуки)
Звуки ГЛАСНЫМИ зовутся,
в каждом слове их найдём.
А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)
ГЛАСНЫЕ пропели мы.
Когда в подготовительной группе знакомим детей с буквами в стихотворении можно заменить понятие «ЗВУКИ» на понятие «БУКВЫ» .И тогда наше стихотворение будет звучать так:
Звуки ГОЛОСА польются,
их читаем, как поём, (плавным движением руки дети показывают, как льются звуки)
БУКВЫ ГЛАСНЫМИ зовутся,
в каждом слове их найдём.
А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)
ГЛАСНЫЕ пропели мы.
И уже при изучении «йотированных» в подготовительной группе (кстати, их тоже можно добавлять по мере изучения, только сохраняйте рифму) это стихотворение может звучать так:
Звуки ГОЛОСА польются,
их читаем, как поём, (плавным движением руки дети показывают, как льются звуки)
БУКВЫ ГЛАСНЫМИ зовутся,
в каждом слове их найдём.
А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)
ГЛАСНЫЕ пропели мы.
Е, Ё, Ю, Я-(дети загибают пальцы)
Их запомните, друзья!
10 гласных- 10 пальцев.
Для закрепления понятия СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ использую такое четверостишие:
Во рту всегда преграда есть.
Их даже петь нельзя.
Мы их СОГЛАСНЫМИ зовём
Запомните, друзья!
И конечно же использую классическое, всем известное двустишие о «Звуках» и «Буквах»
ЗВУКИ мы произносим и слышим.
А БУКВЫ мы видим, читаем и пишем.
“
Алфавит — акростих
Алфавит – наш лучший друг,
Знают все на свете.
Букв есть множество вокруг,
Учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать.
(Дайм Смайлз)
***
Как-то летом, на лужайке,
Очень умный Майский Жук
Основал для насекомых
Академию наук.
Академия открыта!
От зари и до зари
Hасекомые лесные
Изучают буквари:
А — Акула,
Б — Берёза,
В — Ворона,
Г — Гроза…
— Шмель и Муха, не жужжите!
Успокойся, Стрекоза!
Повторяйте, не сбивайтесь:
Д — Дорога,
Е — Енот…
— Повернись к доске, Кузнечик!
Сел ты задом наперёд!
Ж — Журавль или Жаба,
З — Забор или Змея… —
Hе смеши Клопа, Комарик,
Пересядь от Муравья!
И — Иголка,
К — Крапива,
Л — Личинка, Липа, Луг…
— Ты кому расставил сети?
Убирайся, злой Паук!
М — Медведь, Мышонок, Море,
H — Hалим, а О — Олень…
— В академию не ходят
Те, кому учиться лень!
П — Петрушка,
Р — Ромашка,
С — Сучок или Сморчок…
— Таракан, не корчи рожи!
Hе подсказывай, Сверчок!
Т — Травинка,
У — Улитка,
Ф — Фиалка,
Х — Хорёк…
— После первой перемены
Мы продолжим наш урок!
Учат азбуку букашки,
Чтобы грамотными стать,
Потому что это мало
— Только ползать и летать!
(К. Льдов)
***
Дом красивый.
Словно в сказке,
В нем живут, надевши маски,
Буквы. Ровно тридцать три,
Кто снаружи, кто внутри.
Буквы спрятались и ждут:
— Неужели нас прочтут.
(В. Берестов)
Алфавит — акростих
Алфавит – наш лучший друг,
Знают все на свете.
Букв есть множество вокруг,
Учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать.
(Дайм Смайлз)
***
Как-то летом, на лужайке,
Очень умный Майский Жук
Основал для насекомых
Академию наук.
Академия открыта!
От зари и до зари
Hасекомые лесные
Изучают буквари:
А — Акула,
Б — Берёза,
В — Ворона,
Г — Гроза…
— Шмель и Муха, не жужжите!
Успокойся, Стрекоза!
Повторяйте, не сбивайтесь:
Д — Дорога,
Е — Енот…
— Повернись к доске, Кузнечик!
Сел ты задом наперёд!
Ж — Журавль или Жаба,
З — Забор или Змея… —
Hе смеши Клопа, Комарик,
Пересядь от Муравья!
И — Иголка,
К — Крапива,
Л — Личинка, Липа, Луг…
— Ты кому расставил сети?
Убирайся, злой Паук!
М — Медведь, Мышонок, Море,
H — Hалим, а О — Олень…
— В академию не ходят
Те, кому учиться лень!
П — Петрушка,
Р — Ромашка,
С — Сучок или Сморчок…
— Таракан, не корчи рожи!
Hе подсказывай, Сверчок!
Т — Травинка,
У — Улитка,
Ф — Фиалка,
Х — Хорёк…
— После первой перемены
Мы продолжим наш урок!
Учат азбуку букашки,
Чтобы грамотными стать,
Потому что это мало
— Только ползать и летать!
(К. Льдов)
***
Дом красивый.
Словно в сказке,
В нем живут, надевши маски,
Буквы. Ровно тридцать три,
Кто снаружи, кто внутри.
Буквы спрятались и ждут:
— Неужели нас прочтут.
(В. Берестов)
Стих про букву А для малышей
***
Длинные стихи на букву А Вот мраморная арка Ведёт в аллею парка. Идет аллея до ворот, А у ворот автобус ждёт … Да вот фруктовый магазин! Здесь припасли для нас Антоновку и апельсин, Арбуз и ананас. Вот абрикос, а вот айва… Какие вкусные слова — И все на букву …
***
Абрикосы для Антошки, Апельсины для Алёшки. Для кого же ананас? Ну, конечно же, для нас! Ай да Аист молодчага! Утомился, чай, бедняга.
***
Аист крылья расправляет, Аист книгу раскрывает. В книге — буквы и слова. Аист видит букву А. И, надев очки на нос, Он читает: — АБ-РИ-КОС.
***
Без буквы А ты не напишешь мАмА, Без буквы А ты не напишешь пАпА. И много слов, которые ты слышишь, Без буквы А ты тоже не напишешь. Ну, вот к примеру, слово бАрАбАн, Или, допустим, зАяц и кАбАн. Вот почему нам буква А — нужнА, Вот почему нам буква А — важнА. Не зря ведь, что вы там не говорите, ОНА — на первом месте в Алфавите!
Стих про букву А для 1 класса
***
А мы строим дом: Две опоры под углом, Подоконник — для окна, Буква А теперь видна. Астра, Азбука, Айва, Начинаются на А И кончаются на А Астра, Азбука, Айва.
***
Арбуз ароматный Раскрасил Антоша Аня Артистку, Автобус Алёша.
***
АнАнАс, АвокАдо, АйвА, Апельсин, Абрикос и Арбуз… Почему-то словА с буквой «А» ЧрезвычАйно приятны нА вкус. Просто слюнки текут – тАк хочу!.. КстАти, вспомнил ещё Алычу.
***
А — начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать её легко: Ноги ставит широко.
***
А — автобус. Чётко, Кратко. Здесь — и выход, И посадка.
***
Буква «А» жила в Арбузе, В полосатом толстом пузе. Раз пришел к ней Абрикос, Сладкий Ананас принес. Мимо Аист пролетал, Букву «А» он увидал, И решил себе забрать. Абрикос давай кричать: — А-а-а, украли, помогите, Букву «А» в букварь верните!
Гласные звуки
Произношение русских гласных звуков отличается тем, что поток воздуха, при выдохе и произношении того или иного звука, не встречает препятствий во рту.
Проговорите: «Ииии». Звук свободно проходит, звучит только наш голос. В русском языке существует шесть гласных звуков: а, о, у, и, ы, э.
Эти звуки называют десять гласных букв.
Задание
Назовите гласные звуки в этих словах, укажите, сколько гласных звуков в слове.
- Марка.
- Жизнь.
- Гол.
- Остров.
- Эхо.
- Урок.
- Пол.
- Волк.
Ответ:
- Марка, 2 звука а.
- Жизнь, 1- и
- Гол, 1-о.
- Остров, 2 звука о.
- Эхо, 2 звука – э, о.
- Урок, 2 звука — у, о
- Пол, 1 –о.
- Волк, 1 –о.
Итак, гласных звуков – шесть, они произносятся на одном выдохе и без препятствий во рту.
Алфавит для детей: песня – запомнится
Есть стихотворения про алфавит, которые можно пропевать, а есть именно песенки, наложенные на музыку. *Песни запоминаются лучше.# Можно сопровождать их танцевальными или просто ритмичными движениями.
Разучивать песенки можно с музыкой и без. Музыка не обязательно должна быть написана конкретно под данную песню. *Стихотворения про алфавит можно напевать под любую популярную детскую мелодию.# Если выбрать музыку из любимого мультфильма, ребёнок с удовольствием подключится к разучиванию.
Музыку без текста можно скачать из интернета или включать её в онлайне.
На известных видеохостингах есть много песенок про русский алфавит. Можно взять материал оттуда.
*Требования к песенкам про алфавит для дошкольников:
— должны быть перечислены все буквы в правильном алфавитном порядке;
— текст – логичный, без неестественных конструкций;
— песня – ёмкая и короткая;
— простые рифмы.#
Буквы и природа
М. Яснов
Все буквы на страницах книг
Живут, как им велит язык.
Но в мире шумном, заоконном,
Живут по собственным законам.
Пройдись на луг, спустись по горке –
Для жителей дупла и норки
Звук «Б» – порой любимый звук:
Бобр, белка, бурундук, барсук.
У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела –
Всем, как ни странно, «Ч» мила!
А вот у многих нам знакомых
Не столь приятных насекомых
Ты «мягкий знак» в конце найдёшь:
Слепень и трутень, шершень, вошь!
Домашний скот узнать легко –
В начале слов поставим «КО»:
Корова, конь, коза, кобыла
И кот (не скот, но тоже мило).
У букв – особенные лица,
И если хочешь подразниться,
Поставь в конце ударный «Я»:
Червяк! Хомяк! Змея! Свинья!
А тех, кого боимся мы,
Нередко пишем через «Ы»:
Рысь, выдра, крыса, мышь и бык…
Какой хитрющий наш язык!
Стихи про буквы для детей дошкольного возраста
Стихи про буквы для детей дошкольного возраста
Стихи про буквы для детей дошкольного возраста:
Арбуз на солнышке лежит,
Сверкая спелым пузом.
Ах, тяжело на свете жить
Таким большим арбузам!
Баран глядит на новые ворота.
Барану нынче грустно отчего-то.
Хотел он погулять, покинув дом,
Да только не открыть ворота лбом…
Вот молодая, беззаботная,
Гуляет выхухоль болотная.
Она собою восхищается,
Ведь все на «вы» к ней обращаются.
Голубятня голубей
Вся красивая такая –
Голубая-голубая –
Не бывает голубей!
Дом с трубой, а над трубою – дым.
Дым бывает добрым или злым.
Добрый дым – над тульским самоваром,
Злой и страшный – над лесным пожаром.
Ель колючая, как еж,
Всем грозит иголками.
Потому и не найдешь
Ты, ежа под елками.
Жук крадется по травинке,
Как по узенькой тропинке.
Очень долгий этот путь,
И опасный – просто жуть!
Зайцу весело на воле,
Заячья душа поет!
Жизнь прекрасна в чистом поле,
Жаль – морковка не растет…
Игла искусна и остра,
Вслед за собою нить ведет.
Но коль уколет вас она –
Искать придется бинт и йод…
Кот лежит, забот не знает:
Пожует – и отдыхает.
С точки зрения кота,
Жизнь людская – суета.
Луна сияет в час ночной,
Как будто улыбается.
А что творится под луной –
Светило не касается.
Молоток на верстаке
Целый час лежит в тоске…
Как же тут не заскучать,
Молоток привык стучать!
Носорог, как и все носороги,
Через джунгли идет без дороги.
Ты за рог его острый не трогай!
Пусть уходит своею дорогой.
Орел имеет гордый нрав,
Считает, что всегда он прав.
Он свысока на всех глядит,
И в вышине один парит.
Паровоз пыхтит, ползет –
Пять вагонов он везет.
Хотел бы взять и пятьдесят,
Да силы нету. Староват!
Река течет издалека,
Она прозрачна, глубока…
И не поверишь, что река
Родилась из ручейка!
Стол стоит на главном месте.
За столом сегодня вместе
Наша дружная семья:
Мама, папа, кот…, и я!
Тапки старые вздыхают,
Под диваном отдыхают.
Тапкам быть непросто очень
На ногах с утра до ночи.
Утюг хозяйке верно служит,
Одежду гладко ей утюжит.
Утюг не может жить иначе,
Поскольку очень он горячий!
Филин песен не поет,
Неслышен филина полет.
Боится мышка на лугу
Услышать крик его: «Угу!»
Хамелеон всегда меняет цвет.
Хитрей его на белом свете нет.
Какого он на самом деле цвета –
Наверное, и сам забыл про это.
Цирк приехал к нам вчера.
Очень рада детвора.
На заборах объявление:
«Скоро будет представление!»
Чашка чайная стоит,
Черный чай в нее налит.
А та, которая пуста,
Тоже будет налита.
Шарик надувной, воздушный,
Ветру легкому послушный,
Рад бы в небо улететь…
Но – приходится терпеть.
Щенок крутился, как волчок:
Разбил горшок, порвал чулок…
Наделал в доме дел щенок!
Устал… И спит без задних ног.
Русских слов на букву «Ы»
Вспомнить не сумели мы…
Эхо без людей молчит,
А окликнешь – закричит
Или отзовется смехом,
Наш голос к нам вернется эхом.
Юнга – юный мореход,
На корабле лишь первый год.
Но день когда-нибудь настанет,
Когда он капитаном станет!
Яблоко, ягода, ярмарка, яма…
Множество слов с буквой «Я», скажем прямо.
Сможет при случае их сосчитать
Каждый из вас, кто умеет читать.
Сказка о звуках и буквах (для детей и родителей)
Елена Шарипова
Сказка о звуках и буквах (для детей и родителей)
Сказка о звуках и буквах.
(для детей и родителей)
Автор сказки воспитатель первой категории Шарипова Елена Анатольевна
В некотором царстве, в некотором государстве был город Звукоград. В этом городе жили 33 волшебные буквы. У каждой буквы было своё имя, на которое она отзывались — звук, и только у двух букв не было имён – звуков. Но без них этот город существовать не смог. Это буквы Ъ и Ь знаки. Они были очень важны для Звукограда. Без твёрдого и мягкого знака многие слова имели бы совсем другой смысл. Или были не понятны для нас. Ъ знак разделяет звуки, не даёт им сливаться.
В этом городе было два королевства. В одном королевстве жили буквы, которые произносились легко плавно, их имена можно легко пропеть и жили они в красном королевстве, которое называлось «Гласные»
. Королева гласныхбукв и звуков очень любила красный цвет и поэтому в этом королевстве одежда у всех жителей была красного цвета. Королевство это было не большое. В нём жило всего 10 жителей – А –Я, У-Ю, О –Ё, Ы –И, Э-Е. Во втором королевстве жили буквы, которые пропеть нельзя, скорее при их произношении произносятся шумы. В отличии от гласных им приходится пробирается через препятствия губы, зубы, а иногда и нос. «Согласными» их назвали потому, что они всегда произносятся рядом с гласными.
Однажды звуки все встретились на полянке. Они весело играли, а вечером когда их стали звать домой голоса стали сливаться. и многие звуки слышали себя в паре с другим звуком. Так появились в Звукограде слоги, а потом начали появляться слова. В этом королевстве у короля было две дочери Роза и Риза. Роза всегда ходила в синих нарядах, а Риза в зелёных. Король очень любил своих дочерей и разделил своё королевство на две части. Одну часть королевства он отдал Розе, а вторую часть Ризе. Дочери Роза и Риза очень часто ссорились из-за того, что у букв многие имена были похожи. Долго думал король, как же помирить сестёр, сделать так, чтоб сёстры перестали ссориться. Весть о ссоре двух сестёр разнеслась по всему королевству. Услышала об этом и волшебная Фея. Она предложила Ризе называть свои буквы так же мягко, как и звучит её имя и обозначать свои буквы своим любимым зелёным цветом. А Розе называть так же твёрдо как звучит первый звук имени Роза и обозначать свои буквы синим цветом. С тех пор сёстры больше никогда не ссорятся и построили для своих букв новый двухэтажный дом, в котором дружно жили Розины и Ризины буквы.
Так появился новый город, в котором, живут 33 буквы. Однажды Фея решила навестить этот город. Она заглянула к звукам первого этажа. Они любили носить шляпы и не услышали, как она к ним стучала. Фея обиделась на них и назвала их глухими. С тех пор появились глухие звуки П Ф К Т Ш С. На втором этаже жили весёлые буквы они услышали как пришла к ним Фея, поиграли с ней. Они очень понравились Феи и она подарила им каждому по звоночку и назвала их звонкими. С тех пор их называют звонкими Б В Г Д Ж З, Они произносятся звонко.
Буквы Ж, Ш, Ц спрятались от Феи на облачке. Фея долго звала их. С тех пор их произносят твёрдо, и обозначают — синим цветом. Буквы Ч,Щ,Й гуляли на зелёной траве и Фея называла их мягко и предложила обозначать зелёным цветом. А ещё их буквы подружились с гласными. Гласные А, У, Ы,О, Э подружились с Розиными звуками. А гласные Я, Ю, И, Ё, Е с Ризиными звуками. Буквы, которые успели заселиться в двухэтажный домик, назвали парными. Звонкие живут на втором этаже, а глухие звуки живут на первом этаже. Звуки Й, Л, М, Н, Р для которых не хватило места в новом домике заселились в волшебные кубики. Буквы Щ,Ч,Ц,Х подружились с лесными змеями с тех пор они всегда шипят и их прозвали шипящими звуками. В нашем Звукограде есть особенные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я которые могут обозначать два звука, если они стоят в начале слова, после гласной или после Ь или Ъ знака.
Волшебной Фее понравился новый город, ведь играя со звуками, это города у неё появились различные слова, предложения и целые рассказы. Фея назвала этот город «Алфавит»
. С тех пор и существует Алфавит, в котором живут 33буквы. 10 гласных звуков, 21 согласные звуки и две буквы, не имеющие звуков.
Как легко выучить буквы
Осваивать алфавит в 3-6 лет нужно играя, а не проводя скучных школьных уроков. Для эффективных результатов разработаны различные интересные упражнения. Это повседневные детские занятия, которые проходят с использованием азбуки.
Игры для детей в помощь для легкого изучения
Приучать к подобным играм можно с 3 лет и раньше, но не стоит требовать быстрого решения задачи. В раннем возрасте детям во всем требуется помощь взрослых.
-
«Веселый паровозик».
Инвентарь:- небольшие игрушки, названия которых начинаются с разных звуков;
- «вагончики» — коробочки, контейнеры, на которых написаны буквы.
Ребенок берет игрушку и кладет ее в соответствующий контейнер. Необходимо распределить все игрушки по вагончикам.
-
«Мемори».
Инвентарь: парные карточки с изучаемыми буквами. Популярная игра, адаптированная под тему. Карточки раскладываются изображениями вниз. Переворачивая их по одной, ребенок ищет и убирает пары. Количество карточек влияет на сложность игры и выбирается в зависимости от возраста и ориентации в алфавите. -
«Лото».
Инвентарь:- буквы (карточки, магниты, вырезанные картинки);
- игровые карты.
Каждую букву предварительно нужно завернуть в бумагу или фольгу, чтобы ее не было видно. Играть, как в обыкновенное лото. Используется поле, на котором написаны буквы или изображены предметы (животные, растения и т. д.).
Ассоциации с буквами
Популярная методика на эту тему — «Изучаю и запоминаю буквы» Н. В. Пятибратовой. Автор предлагает осваивать звуки по предметам или животным, которые их издают или ассоциируются с ними.
Например, «у» подходит самолету. Взрослый показывает картинку, затем разводит руки и изображает гул «у-у-у-у». «М» изучается через слово «мама», используется карточка с приятным женским лицом.
Написание букв
Существует множество способов рисования и написания алфавита:
- карандашом или ручкой в прописях;
- мелом на асфальте;
- пальцем на рассыпанной крупе, например манке;
- палочкой на песке;
- выложив мелкими предметами (пуговицами, орешками, конфетами и пр.);
- детская мозаика — «грибочки», которые вставляются в отверстия на поле.
Все они способствуют запоминанию азбуки, разработке руки и развитию мелкой моторики.
Лепка букв из пластилина
Используется пластилин или соленое тесто. Лепить можно как сами буквы, так и предметы, названия которых на них начинаются. Самые простые фигурки — фрукты и овощи: арбуз, банан, морковь. Слепив поделку, можно ее раскрасить или дополнить декоративными элементами (бусины, бабочки из пластилина).
Слепив буквы можно с ними познакомиться.
Раскрашивание и обведение контуров
Прописи — полезная тренировка для изучающих азбуку. Ребенок не только запоминает букву, но и учится держать ручку и упражняется в навыке письма.
Раскрашивать распечатанные символы можно не только красками или карандашами. Это полезное занятие, но оно быстро надоедает детям.
Существуют более интересные способы разрисовать и декорировать картинку.
- Проявляющиеся чернила. Раскрасив бумагу бесцветным молоком и нагрев лист, дети с удивлением наблюдают, как появляется цвет.
- Пластилин. Популярный метод — размазывание тонким слоем пластилина пальцем.
- Крупы. Сначала на букву приклеиваются зерна, например, риса, а затем раскрашиваются.
- Декоративные элементы. Украсить изображение можно пуговицами, бисером, натертыми восковыми мелками, скомканными кусочками разноцветной бумаги.
- Вырезанные картинки. Для «а» подойдут маленькие изображения арбузов, аистов, абрикосов. Их приклеивают по всей площади буквы.
Интересный способ привлечь внимание девочки — испечь печенье в форме букв и украсить его айсингом или кремом. Буквы из крупы помогают выучить алфавит и развить мелкую моторику.
Буквы из крупы помогают выучить алфавит и развить мелкую моторику.
Букваринск
Был на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный,
Незлобивый,
Дружный
И трудолюбивый.
А- аптекарь,
Б — бочар,
В — валяльщик,
Г — гончар,
Д — дробильщик здоровенный,
Е — ефрейтор, он военный,
Ж — жестянщик-простачок,
З — закройщик-старичок,
И — историк бородатый,
К — красильщик франтоватый,
Л — лудильщик,
М — маляр,
Н — носильщик,
О — овчар,
П — писатель,
Р — радист,
С — сапожник,
Т — турист,
У — бесстрашный укротитель,
Ф — чудак фотолюбитель,
Х — художник-баталист,
Ц — известный цимбалист,
Ч — чудесный часовщик,
Ш — шофер, большой шутник,
Щ — щенок его Букетик,
Э — электрик-энергетик,
Ю — юрист, а дальше:
Я — это я, мои друзья!
(Токмакова Ирина)
А если стихи вам не нравятся, то посмотрите веселые мультфильмы про алфавит:
Азбука
Аист жил у нас на крыше,
А в подполье жили мыши.
Бегемот разинул рот —
Булку просит бегемот.
Воробей влетел в окно,
В кладовой клюет пшено.
Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка тоже.
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Звезды видели мы днем
За рекою над Кремлем.
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
Мед в лесу медведь нашел:
Мало меда, много пчел.
Носорог бодает рогом —
Не шутите с носорогом.
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он — осел.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Роет землю серый крот —
Разоряет огород.
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Таракан живет за печкой,
То-то теплое местечко.
Ученик учил уроки —
У него в чернилах щеки.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Ходит по лесу хорек —
Хищный маленький зверек.
Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.
Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.
Школьник, школьник, ты — силач:
Шар земной несешь, как мяч.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Эта кнопка и шнурок —
Электрический звонок.
Юнга, будущий матрос,
Южных рыбок нам привез.
Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.
(Маршак)
Стихотворения, длинные стихи о букве А
«А» имеет важный вид – Начинает алфавит, Идет гордо и легко, Ноги ставит широко.
И, конечно, буква «А», Любит вкусные слова. Абрикос, арбуз, айва, Вот ведь правда какова.
А еще и ананас, Что на юге рос для нас, Авокадо, алыча, И не надо всем врача.
Апельсин нам не забыть, Тоже первым должен быть.
Незнакомцы еще есть, Но растут они не здесь. Неизвестный этот фрукт, Все анноною зовут,
И агава, например, Проведи её замер, И окажется она, Выше нашего окна.
Я запомню всё про «А», Мне понравилась она.
Автор стихотворения: Ирис Ревю
Буква «А» жила в Арбузе,
В полосатом толстом пузе.
Раз пришел к ней Абрикос,
Сладкий Ананас принес.
Мимо Аист пролетал,
Букву «А» он увидал,
И решил себе забрать.
Абрикос давай кричать:
— А-а-а, украли, помогите,
Букву «А» в букварь верните!
Букву А за первой партой Посадили перед картой, А на карте вся земля – Реки, горы и поля. И спросили, кем она Стать мечтает, буква А? — Я хочу быть агрономом, Я смогу и астрономом, Архитектором, артистом И еще аквалангистом! А какие вы слова Знаете на букву А?
Открываем алфавит. Первой буква А стоит, Словно лестница-стремянка. — Рот откройте, обезьянка, А-а скажите, — говорит Добрый Доктор Айболит.
Врач умеет очень просто Наше горло проверять — Он всегда при этом просит Эту букву называть
Почему лучше учить алфавит в стихах?
Помните ли вы своё первое знакомство с буквами? Многие из тех, кому за.., стали изучать алфавит уже непосредственно «в полевых условиях», придя 1 сентября в первый класс. Но современные школьники, наверное, из-за резко выросшего объёма информации, должны, в большинстве случаев, приходить в школу уже с этим одним из основных знаний. Варианты, конечно, возможны, но если вы хотите быть первыми и учиться в лучших образовательных учреждениях, лучше не рисковать и познакомить вашего малыша с загадочными «закорючками», на которых зиждется всё мировое знание, ещё до вступления в сложную школьную жизнь. Тут-то и встаёт перед родителями дилемма: какой способ выбрать?
Как легче и лучше познакомить малыша с алфавитом?
На наш взгляд, надо действовать в комплексе, влияя сразу сразу на все перцептивные модальности ребёнка. По-русски это означает, что у каждого человека есть свой путь получения информации. Кто-то лучше воспринимает всё на слух, кому-то надо увидеть, чтобы понять и запомнить, а большинство предпочитает всё потрогать, причём в буквальном смысле, руками. Хорошо, если с раннего детства вы станете развивать все каналы восприятия информации ребёнка, тогда ему и учиться будет легче, да и качество восприятия жизни у него повысится.
Так же и в обучении алфавиту. Тут пригодятся кубики, разрезная и магнитная азбуки, объёмные мягкие или пластмассовые буквы, раскраски — все способы хороши.
Но самым, наверное, любимым средством изучения букв у многих детей и родителей был и остаётся алфавит в стихах. Почему? Тому есть много причин.
При изучении букв (да и не только их) важна эмоциональная составляющая. Возьмите весёлые, интересные стихи про буквы, с героями, с сюжетом, построенном на словах с изучаемой буквы. Запомнит не только ребёнок, но и вы сами.
Запоминание тем лучше, чем больше ассоциаций используется.
Как правило, стихотворный алфавит построен именно на этом основании — каждая буква в стихе ассоциируется с чем-то либо по её форме (буква «В» как два кружочка), либо с персонажем, с неё начинающимся (буква «Б» — бурундучок).
В стихотворном алфавите хорошо запоминаются особенности произношения слов, мелодика фраз, интонация, эмоциональная окраска слов — это всё работает на улучшение процесса изучения букв.
При запоминании стихотворного алфавита работает речевая память. Стихотворение состоит из коротких фраз, они легко умещаются в речевой кратковременной памяти. фразу длиной в четыре секунды и меньше (это обычно две строчки стихотворения) легко можно повторить.
Алфавит в стихах — это рифма и ритм, что облегчает процесс запоминания.
Запомнив стих про персонажей, связанных с определённой буквой, ребёнок затем будет и сам подбирать слова, которые начинаются с неё же.
Запоминание стихотворения будет более эффективным, если в процессе мысленного повторения ребёнок сможет представлять в воображении то, что описывается словами. Так буква будет восприниматься не только на слух, но и образами, а это только поможет её лучше запомнить
После прочтения можно поделиться своим впечатлением об алфавите в стихах с мамой, бабушкой, друзьями и игрушками, что тоже поможет ещё лучше запомнить алфавит в стихах!
Обзоры песенок на алфавит
1. «Алфавит» (композитор Раймонд Паулз, текст: Илья Резник)
Песня написана известными авторами. Можно разучивать её парой или с группой детей:
*Первый вокалист: А
Второй вокалист: Алфавит поём мы вместе!
Первый вокалист: Б
Второй вокалист: Будем петь его как песню!#
Потом роли меняются.
Песня очень динамичная, рекомендуется сочетать её с различными движениями. Она хорошо подходит для разучивания в детском саду для утренника.
2. Песня про алфавит «Чтобы смог ты сам читать»
Песня достаточно длинная, но с интересным и логичным сюжетом. Содержит много повторяющихся строчек, поэтому запомнить её будет легко.
*Чтобы смог ты сам читать
Надо буквы изучать.
Надо буквы, надо буквы,
Надо буквы изучать!#
Песню лучше всего исполнять под музыку. Минусовка под неё имеется в свободном доступе.
3. Весёлая песенка «Я сейчас от всех закрыт – я изучаю алфавит»
*Я сейчас от всех закрыт:
Я изучаю алфавит.
И чтоб шли мои дела,
Мне песня в голову пришла.
Эту песню напевая,
Алфавит запоминаю.
Если тоже хочешь знать,
Нужно вместе повторять:
А-Б-В-Г-Д-Е-Ё
Вместе весело поём.
Ж-З-И-К-Л-М-Н
Повторяю как во сне.
О-П-Р-С-Т-У-Ф
Про себя рычу, как лев.
Ц-Ч-Ш-Щ-Э-Ю-Я
Алфавит запомню я.
Как же так, ну как же так?
Ты забыл про твёрдый знак.
И ещё про мягкий знак.
Это, в общем, не пустяк!
Не вмещались в ритм никак
Твёрдый знак и мягкий знак.
Но мы знаем, что вообще
Место их после буквы Щ.
А-Б-В-Г-Д-Е-Ё
Вместе весело поём.
Ж-З-И-К-Л-М-Н
Повторяю как во сне.
О-П-Р-С-Т-У-Ф
Про себя рычу, как лев.
Ц-Ч-Ш-Щ-Э-Ю-Я
Веселись, компания!#
4. Песня про буквы с Грузовичком Лёвой
Песенка из мультфильма «Грузовичок Лёва»
Это мультик, который очень любят все малыши.
В песне нет лишнего текста, буквы мелодично пропеваются по порядку. После песенки главный герой показывает и повторяет их.
5. Песенка из популярного мультфильма для детей «Синий трактор»
*Припев:
Вслед за нами повторяй
И слова запоминай!
Кто за нами повторит,
Тот узнает алфавит!
А-а-а-а – автобус,
Б-б-б-б-б – бегемот,
В-в-в-в-в-в – ворона
Г-г-г-г-г – горшок,
Д-д-д-д-д – дети,
Е-е-е-е-е – енот,
Ё-ё-ё-ё-ё-ё – ёжик,
Ж-ж-ж-ж-ж – жираф!
Припев.
З-з-з-з-з – звонок,
И-и-и-и-и-и – игла,
Й-й-й-й-й – йогурт,
К-к-к-к-к – компот,
Л-л-л-л-л-л – лошадь,
М-м-м-м-м – малыш,
Н-н-н-н-н – носорог,
О-о-о-о-о – огурец.
Припев.
П-п-п-п-п – поезд,
Р-р-р-р-р – рыба,
С-с-с-с-с-с – самолет,
Т-т-т-т-т-т – таракан,
У-у-у-у-у-у – улитка,
Ф-ф-ф-ф-ф – флейта,
Х-х-х-х-х-х – холодильник,
Ц-ц-ц-ц-ц-ц – цыпленок.
Припев.
Ч-ч-ч-ч-ч-ч – чашка,
Ш-ш-ш-ш-ш – штаны,
Щ-щ-щ-щ-щ – щука,
Ы-ы-ы-ы-ы-ы – мЫЫЫ,
Твёрдый знак и мягкий знак,
Э-э-э-э-э-э – электричество,
Ю-ю-ю-ю-ю – юла,
Я-я-я-я-я-я – яблоко.
Припев.#
Без музыки песенка не имеет особого смысла. Узнаваемый ритмичный мотив из мультфильма дети хорошо воспринимают и запоминают. В мультфильме подобран соответствующий видеоряд.
Азбука в стихах: буквы А — И
Стихи про букву А
В солнечной Америке ананас растет.
К солнечному берегу лодочка плывет.Ара с белым аистом в лодочке сидят,Ананас попробовать моряки хотят.
Стихи про букву Б
Целый день бобы сажали белка с барсуком:
их из лейки поливали даже молоком.
Выросли бобы большие — прямо до небес!
И для бабочек-малышек — это целый лес.
Стихи про букву В
Волк стать художником решил:
Он краски, кисточки купил
и вышел утром на лужок,
нарисовал там василек,
потом веселую ворону
и воробья в венке зеленом.
Стихи про букву Г
Гогочут гусята:
— Хотим мы горошка!
Им гусь отвечает:
— Сейчас, мои крошки,
Я дам вам горошек и спелые груши,
должны малыши хорошенько покушать!
Стихи про букву Д
Дятел на дубу сидит и весь день его долбит.
И древесные жучки в страхе разлетаются.
Если дятел их найдет, то жучкам не повезет.
Вот поэтому они бегством и спасаются.
Стихи про букву Е
К еноту в гости в лес еловый приехала ехидна.
Чай сели пить из чашек новых:
— Ах, как же аппетитно
лесная пахнет ежевика!
И как вкусны конфеты!
Быть может, мне в лесу остаться?
В Австралию не ехать?
Стихи про букву Ё
Часто ходит ёжик к речке.
Только ёжик не рыбак.
Если удочку закинет,
знают рыбки — это знак:
друг зовет поговорить.
Как чудесно в мире жить!
Стихи про букву Ж
Жирафёнка учит мать:
— Вежливым ты должен стать!
Всем и каждому при встрече
нужно «здравствуйте» сказать.
Старой жабе, и жуку,
и листочку, и цветку.
Стихи про букву З
Мы идем за земляникой,
распеваем песни лихо!Зубр важно выступает —зайцев на спине катает!
Рядом зяблики летят,
громко, весело свистят:
— Ягод наберем в лукошко —Зою угостим с Алешкой!
Стихи про букву И
Птички иволги на иве
гнездышко весною свили,
летом вывели птенцов —
желторотых сорванцов.
В гнездышке птенцы сидят,
червячков поесть хотят.
Стих про букву А для детей
***
Вот буква вроде шалаша. Не правда ль, буква хороша! И хоть она проста на вид, А начинает АЛФАВИТ.
***
Аист ест большой арбуз — С виду алый, А на вкус? Он и сам не разберёт: То ли сахар, то ли мёд.
***
«А» имеет важный вид – Начинает алфавит, Идет гордо и легко, Ноги ставит широко. И, конечно, буква «А», Любит вкусные слова. Абрикос, арбуз, айва, Вот ведь правда какова. А еще и ананас, Что на юге рос для нас, Авокадо, алыча, И не надо всем врача. Апельсин нам не забыть, Тоже первым должен быть. Незнакомцы еще есть, Но растут они не здесь. Неизвестный этот фрукт, Все анноною зовут, И агава, например, Проведи её замер, И окажется она, Выше нашего окна. Я запомню всё про «А», Мне понравилась она.
***
«Аленка» — это шоколадка, А шоколад, конечно, сладкий. Все дети любят шоколад И каждый взрослый ему рад.
***
Аист нам доставил груз: Аппетитнейший арбуз, Ананасы, мандарины, Абрикосы, Апельсины!
Стихи про буквы алфавита: Й — Т
Стихи про букву К
Бьёт копытом белый конь, грива развевается.
Мы поскачем в поле с ним, где заря рождается.Конь мой быстрый, мчи меня
к горизонту светлому,
к утру радостного дня,
к счастью беззаветному.
Стихи про букву Л
Всем известно, что лиса —
первая в лесу краса:
шубка рыжая, сапожки
черны бархатны на ножках.
И пушистый хвост трубой —
позавидует любой!
Стихи про букву М
Морж водолазов учит:
— Чтоб плавать в море лучше,
вы ласты надевайте
и смело вглубь ныряйте!
С меня пример берите,
активнее гребите.
Стихи про букву Н
Дивный наряд у красавицы норки,норка от меха в полнейшем восторге!
— Как восхитительна шубка моя!
И восхитительна в шубке той я!
Стихи про букву О
По горной тропинке взбирается ослик.
Поклажу везти ему очень непросто!
Похоже, упрямство животному прок:
и кто же придумал, что это порок?
Упрямый осел продолжает свой путь:
вершина близка — не забудь отдохнуть!
Стихи про букву П
Павлин и петух соревнуются в пении,
нужны в этом деле сноровка, умение
и голос, конечно. Но вот в чем беда:
кто выиграл, нам не узнать никогда!
Едва ли кто пением крик назовет,
горланит петух, а павлин лишь орет.
Стихи про букву Р
Усатый рак — боец отважный:
ни лещ, ни сом ему не страшен.Рак защищается клешнями —
врагов он щиплет, как клещами.
А коль в бою не повезет,
то, пятясь, рак в нору ползет.
Стихи про букву С
В царстве сказочном речном
под корягой дремлет сом.
Целый день на дне лежит,
лишь усами шевелит.
Ну а ночью, в тишине,
плавает сом при луне:
— Эй, ну где вы, рыбаки?
Поиграем в поддавки?
Стихи про букву Т
Тыква выросла большая в огороде нашем.
Из нее мы наварили очень вкусной каши.
С тыквой пироги пекли, ну а из коры
домик сделали для таксы, вроде конуры.
Лесная Академия
Как-то летом, на лужайке, Очень умный майский жук Основал для насекомых Академию наук.
Академия открыта! От зари и до зари Насекомые лесные Изучают буквари:
А
-Акула,Б — Берёза,В — Ворона,Г -Гроза… — Шмель и Муха, не жужжите! Успокойся, Стрекоза!
Повторяйте, не сбивайтесь: Д
— Дорога,Е -Енот… Повернись к доске, Кузнечик! Сел ты задом наперёд!
Ж
— Журавль или Жаба,З — Забор или Змея… — Не смеши клопа, Комарик, Пересядь от Муравья!
И
-Иголка,К — Крапива,Л -Личинка, Липа, Луг… — Ты кому расставил сети? Убирайся , злой Паук!
М
— Медведь, Мышонок, Море.Н -Налим, аО — Олень… — В академию не ходят Те, кому учиться лень!
П
-Петрушка,Р — Ромашка,С — Сучок или Сморчок… -Таракан, не корчи рожи! Не подсказывай, Сверчок!
Т
— Травинка, У — Улитка,Ф — Фиалка,Х — Хорёк… — После первой перемены Мы продолжим наш урок!
Учат азбуку букашки, Чтобы грамотными стать, Потому что это мало — Только ползать и летать! С. Михалков ***