Виды игр
Чтобы дети развивали моторику и речь, могли концентрировать внимание, их обучают с помощью пальчиков изображать потешки, передавать истории, инсценировать сказки. Играя с малышом, нужно придерживаться определенного порядка:
Играя с малышом, нужно придерживаться определенного порядка:
- Сначала взрослый говорит стишок.
- Показывает движения, затем помогает их делать крохе.
- Грудничок сам работает ручками, а родитель повторяет слова.
- Ребенок произносит звуки и выполняет выученные движения.
Для обучения подбирают до 3 упражнений, главное, чтобы они нравились крохе. Игры делятся на виды и отличаются в зависимости от возраста малыша:
- С 2 до 6 месяцев — движения для развития реакции. Они включают похлопывание, повторение за мамой движений.
- С 7 до 12 — массаж и гимнастика для укрепления пальцев и кистей.
- Сказки — изображение персонажей рукой.
Упражнения для пальцев динамические
Семья
Вариант 1.
Исходное положение. Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка,Этот пальчик — папочка,Этот пальчик — мамочка.Этот пальчик — это Я.Вот и вся моя семья.(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
Вариант 2.
Пальцы выпрямлены. Поочерёдно прижимать пальцы к ладошке, начиная с большого.
Домик
Исходное положение. Пальцы сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять -(разгибаем пальцы)Вышли пальчики гулять.(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)Раз, два, три, четыре, пять -(сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца)В домик спрятались опять.(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулик.)
За работу!
Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.
Ну-ка, братцы, за работу!Покажи свою охоту.Большаку — дрова рубить.(Разгибаем большой палец.)Печки все — тебе топить.(Разгибаем указательный и т. д.)Тебе — воду носить.А тебе — обед варить.А тебе — посуду мыть.А потом всем песни петь.Песни петь да плясать,Наших деток забавлять.(Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо-влево.)
Пальчики ложатся спать
Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик — прыг в кровать!Этот пальчик — прикорнул,Этот пальчик уме заснул.Ну а этот долго спал,А потом будить всех стал.Встали пальчики! Ура!(Выпрямить все пальцы.)Нам гулять идти пора!(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
Пальчики здороваются
Исходное положение. Расположить ладонь перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы.Кончиком большого пальца поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем — другой, после — двумя руками одновременно.»Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим пальцам:
— Здравствуй, указательный!- Привет, средний!- Здорово, безымянный!- Как дела, мизинец?
Дружные ребята
Движения пальцев иллюстрируют стихотворные строки.
Дружат в нашей группеДевочки и мальчики.(Пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.)Мы с тобой подружимМаленькие пальчики.(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)Раз, два, три, четыре, пять…(Поочередно соединяем одноимённые пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)Начинай считать опять. (Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)Раз, два, три, четыре, пять, (поочередное касание)Мы закончили считать. (Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)
В гости
В гости к пальчику большому
(пальцы, сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы, обеих рук)
Приходили прямо к дому
(две ладони сомкнуть под углом — «крыша»)
Указательный и средний,Безымянный и последний
(называемые пальцы, каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)
И мизинчик-малышок(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы, выставить вверх)Сам забрался на порог.
(Постучать кулачками друг о друга.)
Вместе пальчики-друзья.
(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)
Друг без друга им нельзя.
(Соединить руки в «замок».)
Пальчик-мальчик
Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок.Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с мизинца. При затруднении можно помогать себе другой рукой.
— Пальчик-мальчик, где ты был?С этим братцем в лес ходил,С этим братцем щи варил,С этим братцем кашу ел,С этим братцем песни пел!
Цепочка
Вариант 1.
Поочерёдно соединяем большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большой с указательным, большой со средним и т. д.). Через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков правой руки.
Колечко с колечком мы соединяем,Длинную цепочку мы получаем.
Вариант 2.
Указательный палец левой руки соединяется с большим пальцем правой руки. Затем указательный палец правой руки соединяется с большим пальцем левой руки. Так же соединяем средний палец левой руки с большим пальцем правой руки, меняем руки; соединяем безымянный палец левой руки с большим пальцем правой руки; меняем руки; мизинец одной руки — с большим пальцем другой руки.
Мы топали
Исходное положение. Ударять по очереди каждым пальчиком по столу, как по клавишам, сопровождая движения пальцев ритмичным, послоговым проговариванием скороговорки.
Мы то-па-ли, мы то-па-ли,До то-по-ля до-то-па-ли,До то-по-ля до-то-па-ли,Чуть но-ги не от-то-па-ли!
Пальчиковые игры
Пальчиковая гимнастика для малышей
Пальчиковая гимнастика для малышей активно развивает как мелкую моторику, так и слуховое восприятие ритмичных слов. Ребенок внимательно …
Пальчиковая гимнастика 2 года
Пальчиковая гимнастика для детей 2 лет
В данном разделе представлена пальчиковая гимнастика для детей 2 лет.
Представляем Вам выбор …
Пальчиковая гимнастика 3 года
Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет
В данном разделе представлена пальчиковая гимнастика для детей 3 лет.
Мы собрали самые популярные …
Пальчиковая гимнастика 4 года
Пальчиковая гимнастика для детей 4 лет
В данном разделе представлена пальчиковая гимнастика для детей 4 лет.
картотека
Пальчиковые …
Пальчиковая гимнастика 5 лет
Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет
В данном разделе представлена картотека пальчиковых игр для детей 5 лет.
Пальчиковые игры …
Пальчиковая гимнастика 6 лет
Пальчиковая гимнастика для детей 6 лет
В данном разделе представлена картотека пальчиковой гимнастики для детей 6 лет.
Пальчиковые …
Пальчиковая гимнастика 7 лет
Пальчиковая гимнастика для детей 7 лет
В данном разделе представлена картотека пальчиковой гимнастики для детей 7 лет.
Пальчиковые …
Пальчиковая гимнастика животные
Пальчиковая гимнастика на тему животные
Пальчиковые игры на тему животные:
пальчиковая гимнастика домашние животныепальчиковая …
Пальчиковая гимнастика цветы
Пальчиковая гимнастика про цветы
Пальчиковая гимнастика про цветы:
пальчиковая гимнастика цветок младшая группапальчиковая гимнастика …
Пальчиковая гимнастика бабочка
Пальчиковая гимнастика на тему бабачка:
Пальчиковая гимнастика бабочка средняя группаПальчиковая гимнастика бабочка старшая группа
Пальчиковая …
Пальчиковая гимнастика рыбка
Пальчиковая гимнастика рыбка плавает
Пальчиковая гимнастика про рыбок одна из любимых тем для детей. Ребенок не только знакомится …
Пальчиковая гимнастика транспорт
Пальчиковая игра транспорт
Светофор
Помогает с давних порВерный друг наш — светофор.(хлопают три раза в ладоши, на каждый слог слова …
Пальчиковая гимнастика мебель
Пальчиковая игра мебель
Пальчиковая мгра про мебель знакомит детей в игровой и развивающей форме с предметами, которые относятся …
Пальчиковая гимнастика профессии
Пальчиковая гимнастика на тему профессии
Пальчиковая гимнастика: Почтальон
В дом приходит почтальон,Нам журналы носит он.Телеграммы …
Пальчиковая гимнастика дом
Пальчиковая гимнастика строим дом
Строим-строим новый дом. Нам уютно будет в нем. (Поочередно соединяем кончики пальцев обеих рук, …
Пальчиковая гимнастика Птицы
Пальчиковая гимнастика перелетные птицы
Перелетные птицыТили-тели, тили-тели -С юга птицы прилетели!(Скрещивают большие пальцы, машут …
Пальчиковая гимнастика посуда
Пальчиковая гимнастика на тему посуда
Пальчиковая гимнастика про посуду для детей:
Пальчиковая гимнастика средняя группаПальчиковая …
Пальчиковая гимнастика Ежик
Ежик
Мы нашли колючий шарик,Нам его не удержать.Шарик крутится в ладошках,Шарик хочет убежать.(дети крутят между ладонями массажные …
Пальчиковая гимнастика Зима
Пальчиковая гимнастика на тему зима
Зимняя пальчиковая гимнастика для детей:
пальчиковая гимнастика в младшей группе зима пальчиковая …
Пальчиковая гимнастика в детском саду
Пальчиковая гимнастика в детском саду является одной из любимых детских игр. Пальчиковая гимнастика для детей в детском саду неотъемлемая …
Составить перечень игровых занятий
Для воспитателей детских садов и преподавателей начальных классов очень важно при подготовке к очередному занятию иметь под рукой список используемых игр. Для этого нужна систематизированная картотека пальчиковой гимнастики, в которой должны быть четко прописаны основные элементы игровых моментов, распределенных по лексическим темам
Перечень занятий включает в себя заголовки игр, поставленные цели, краткое описание, задачи, разработанные согласно Федеральным государственным требованиям (ФГТ) по образовательным областям. А тематическая документация оформлена так, чтобы педагоги дошкольного и младшего школьного образования могли без труда ориентироваться в ней, заполняя свои карточки.
Пальчиковая гимнастика – это не только развлечение для малыша, но еще и большая поддержка для взрослого
Она помогает развить ему у ребенка хорошую координацию движений, активизировать процесс развития речевых навыков, стимулировать память, концентрировать внимание. Чтобы были видны конкретные результаты, нужно выполнять упражнения для ладошек и пальчиков с временным интервалом от 5 до 8 минут
Запомните! Нельзя заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, поэтому наберитесь терпения и как следует подготовьтесь к занятию.
Игры на развитие крупной моторики (жестовые игры)
Тася, ручки покажи (протягиваем ручки вперед)
И ладошкой помаши. (машем рукой)
Пальцы спрячем в кулачок. (пальцы сжимаем в кулачки)
Кулачок упрем в бочок (ставим руки со сжатыми кулачками в бока)
Ножками потопаем, (топаем)
Ручками похлопаем. (хлопаем в ладоши)
Топнем правою ногой, (топаем правой ногой)
Покачаем головой. (качаем головой влево-вправо)
Мы танцуем весело (делаем «фонарики»)
Мы танцуем дружно.
Музыка и песенка –
Вот что Тасе нужно.
***
Вот мы на пол встали,
С Тасей поплясали.
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши)
Хлопали немножко.
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
Ручки поднимали, (поднимаем руки)
На головку клали. (кладем руки на голову)
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
***
Так мы топаем ногами, (топаем ножками)
Топ-топ, топ-топ.
Так мы хлопаем руками, (хлопаем в ладоши)
Хлоп-хлоп.
Так качаем головой. (качаем головой вправо-влево)
Ой-ой, ой-ой!
Так мы ручки поднимаем, (поднимаем руки)
Выше, выше, выше.
Так мы руки опускаем, (опускаем руки)
Ниже, ниже, ниже.
Так мы ручки подаем, (протягиваем ручки малышу)
Так, так, так.
Так мы кружимся кругом. (кружимся на месте)
Так, так, так.
***
Идет бычок, качается, (ходим на четвереньках)
Вздыхает на ходу: (вздыхаем несколько раз)
«Ох, доска кончается
Сейчас я упаду». (ложимся на пол)
Основные принципы проведения пальчиковых игр
Все детки за редким исключением очень любят игры, их проведение основывается на том, что ребенок любит повторять все за взрослым. Малыш с интересом будет наблюдать за всем, что вы делаете, и попытается повторить то, что будет слышать во время таких игр.
Чтобы занятия принесли максимум пользы следует соблюдать одно простое условие – это регулярность в их проведении. Сотрудники дошкольных учреждений должны играть с детками в пальчиковые игры каждый день, для этого достаточно пяти минут.
Во время занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок не отвлекался, не переключался на другую деятельность.
Стишок про сороку: 5 любимых детских потешек для игры с пальчиками
Кому из нас, когда мы были маленькими, родители или бабушки-дедушки не рассказывали потешку про сороку-белобоку? Но не все помнят ее слова. Вот вам пять вариантов текста потешки, какой из вашего детства?
Как играть: водим круговыми движениями указательным пальцем по раскрытой ладошке малыша, спрашиваем сороку, где она была. Затем, немного измененным голосом, отвечаем за нее и по очереди загибаем пальчики ребенка — «этому дала, этому дала»… В конце все пальчики, кроме мизинчика, оказываются зажаты. Мизинец остается стоять, ему «строго» грозим…
— Сорока – сорока, где была? — Далёко! Печку топила, кашу варила, Гостей созывала. Гости прилетели, На крылечко сели. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала! Он по воду не ходил, Дрова не рубил, Печку не топил, Кашу не варил.
В этой версии «сороки-белобоки» голос менять не надо, движения остаются прежними (загибаем пальчики по очереди, кроме самого маленького):
Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он дров не носил, печку не топил!
Стишок про «Сороку» особенно любят годовалые дети, в этом возрасте они начинают сами водить указательным пальчиком по ладошке. К двум годам «сороку-сороку» внучата уже пытаются рассказать своим бабушкам и дедушкам, вызывая их восхищение и умиление.
Сорока-ворона Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Каши не едали! Всю свою кашу Сорока-ворона Деткам отдала. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: — Зачем дров не пилил! Зачем воду не носил!
«Простые» варианты потешки про сороку можно проигрывать с грудничками, начиная с 3-месячного возраста. В этот период они активно интересуются своими ручками, разглядывают их и пробуют «на вкус», а так же начинают раскрывать ладошку. Сначала легкое поглаживание ладони вызывают у малютки хватательный рефлекс, это нормально.
К годовалому возрасту короткие варианты «Сороки-сороки» можно дополнять новыми, более длинными. Если на знакомый стишок малыши реагируют радостным воплем и активным участием, то, услышав незнакомые слова, притихают и прислушиваются. Новые потешки вызывают такой же неподдельный интерес, как и новые сказки.
Сорока-ворона Кашку варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала, Чубчика надрала.(теребим мизинчик) Он мал, круп не драл, Воды не носил, Дров не рубил, Ему кашки нет. Пускай идёт по водичку! Тут пень, (трогаем за ладошку) Тут колода, (берем за запястье) Тут криничка, (дотрагиваемся до внутреннего сгиба локтя) А тут — холодная водичка! (щекочем подмышки)
Еще один стишок про сороку для игр с малышом от года и старше. Показываем ребенку новые движения ладошками, показываем их значение и учим повторять:
Сорока-белобока Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Кашки не едали. Всю кашку деткам отдала: Этому — на ложечке, Этому — на поварешке, Этому — на ухвате, Этому — на лопате! Пальчику-мальчику не досталось. Пальчик-мальчик толчёт, мелет. По воду ходит, квашню творит. Вода на болоте, мука не молота. Квашенка на липе, мутовка на сосне. Взял коробичку, пошел по водичку. Тут ступил — тёпленько, Тут — горяченько, Тут пень, тут колода, Тут студёная вода, А тут ключики кипят-кипят!
Сорока-ворона: мультик для малышей
2–3-летним деткам можно показать короткий мультфильм с песенкой, они уже готовы не только слушать, но и смотреть «сороку-сороку»:
Пальчиковая гимнастика на тему «Семья»
При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!
Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .
Бабушка и внуки.
Было у бабушки десять внучат:
Две Акульки в люльке качаются,
Две Аринки напалатях улыбаются,
Два Ивана на лавке сидят,
Два Степана учиться хотят.
(поочерёдно загибают пальчики)
«Наш малыш» Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их,
начиная с большого пальца.
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Пальчиковая гимнастика.
Тема: СЕМЬЯ
Мама, мама, это ты?
Папа, папа, это ты?
Братец, братец, это ты?
Ах, сестричка, это ты?
Все мы вместе, да, да, да!
Пальцы обеих рук сложены вместе.
Быстро хлопают кончики больших пальцев.
Кончики больших пальцев прижаты, а
кончики остальных одновременно хлопают.
Хлопают кончики больших пальцев.
Хлопают кончики указательных.
Хлопают кончики больших пальцев.
Хлопают кончики средних пальцев.
Хлопают кончики больших пальцев.
Хлопают кончики безымянных.
Хлопают кончики больших пальцев.
Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши.
Пальчиковая гимнастика.
Тема: СЕМЬЯ
Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
Поочередно разгибать пальцы,
начиная с большого, а на слова
«Песни петь да плясать»-
энергично шевелить ими.
Пальчиковая гимнастика.
Тема: СЕМЬЯ
-Мальчик-пальчик Где ты был?
-С этим братцем- В лес ходил.
С этим братцем- Щи варил.
С этим братцем- Кашу ел.
С этим братцем- Песни пел.
Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.
Пальчиковая гимнастика.
Тема: СЕМЬЯ
На горе мы видим дом,
Много зелени кругом,
Вот деревья, вот кусты,
Вот душистые цветы.
Окружает всё забор,
За забором — чистый двор.
Мы ворота открываем,
К дому быстро подбегаем,
В дверь стучимся:«Тук–тук– тук!»
Кто –то к нам идёт на стук.
В гости к другу мы пришли
И подарки принесли.
Кистями рук изобразить домик.
Волнообразные движения кистями рук
Руками «показать» деревья, кусты
Пальцами «показать» бутон.
Пальцами «показать» забор.
Погладить ладонями стол.
«Открываем» кистями ворота.
Пальцами пробежаться по столу.
Постучать кулаком по столу.
Ладонь приложить к правому уху,
Вытянуть руки вперёд, как будто
преподнося что – то.
Пальчиковая гимнастика.
Тема: СЕМЬЯ
Мама, мама, это ты?
Папа, папа, это ты?
Братец, братец, это ты?
Ах, сестричка, это ты?
Все мы вместе, да-да-да!
Очень дружная семья!
Пальцы обеих рук складываются
Быстро хлопаем кончиками больших
Хлопаем кончиками указательных
Хлопаем кончиками больших пальцев.
Хлопаем кончиками средних пальцев.
Движения те же другими пальцами.
Кончики остальных пальцев
одновременно быстро хлопают.
Пальчиковая гимнастика.
Тема: СЕМЬЯ
Раз- два- три-четыре!
Кто живет в моей квартире?
Раз- два- три-четыре-пять!
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я — вот и
Поочередное загибание пальцев.
Бесплатный Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»
Михалькова Анна НиколаевнаНаписать 0 10.12.2019
Номер материала: ДБ-850132
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- 10.12.2019 63
- 10.12.2019 105
- 10.12.2019 187
- 10.12.2019 39
- 10.12.2019 71
- 10.12.2019 274
- 10.12.2019 148
- 10.12.2019 56
Не нашли то что искали?
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Особенности проведения гимнастики с детками 2-3 лет
В возрасте 2-3 лет для ребенка наступает важный и сложный период – становление речи. В это время в головном мозге созревают речевые центры, и малыш начинает осваивать лексические и фонетические особенности родного языка.
На заметку!Пальчиковая гимнастика отлично помогает в развитии речевых навыков, а также снимает умственное и эмоциональное напряжение.
Родителям 2-летних детей перед тем как проводить пальчиковые занятия, необходимо взять на вооружение такие рекомендации:
Упражнения не должны приносить неприятные ощущения или дискомфорт.
Если малыш в данный момент не расположен к занятиям, у него плохое настроение, то не следует его заставлять.
Перед занятием нужно убедиться, что ребенок не голоден, не хочет в туалет, он здоров и активен.
Следует разработать специальный комплекс упражнений для пальчиков, который подходит для конкретного ребенка.
Пусть каждое занятие приносит малышу радость и удовольствие. Оно должно быть интересным и увлекательным, чтобы кроха воспринимал упражнения как игру.
Занятия следует проводить регулярно – раз в 1 или 2 дня. Тогда кроха не успеет забыть слова стишка и нужные действия.
Одно занятие не должно длиться слишком долго. Дети 2-3 лет быстро устают и теряют интерес к однообразному действию.
Каждое упражнение следует повторять несколько раз за 1 занятие
Не нужно рассказывать много стишков сразу, так кроха ничего не запомнит.
Внимание во время игры нужно уделять каждому пальчику.
Лучше выучить стишки, рассказывая их крохе, а не читая из книжки.
Любое упражнение необходимо показать ребенку, чтобы он имел пример выполнения действия.
Развивающие упражнения
Можно придумать еще ряд пальчиковых игр, тренирующих мелкую моторику.
Кошачьи коготочки
Поднимаем ручки, сгибая их в локтях. Поджимаем подушечки четырех пальчиков к верху ладони, пятый (большой) – соединяем с подогнутым указательным. И говорим, покачивая сжатой «в лапку» рукой:
У кошечкиной дочечки,
На мягких лапах острые коготочки.
Ты их трогать не спеши,
Поцарапает, смотри!
После этого резко раскрываем ладонь и рассматриваем «коготки».
Жук-усач
Сжимаем ладошку в кулак. Затем выпускам в стороны мизинчик и указательный палец (любимый жест поклонников рока – «коза»).
Шевелим выпущенными пальчиками и выразительно декламируем потешку:
Я тяжелый жук-жучок,
Длинный ус,
Твердый бочок.
Я над лужами кружу,
Говорю друзьям: «Жу-жу».
Дождик – не мочи меня,
Упаду – не встану я.
Распускаем ладонь и помахиваем пальцами – летаем.
Злой комарик
Рука – в кулаке. Указательный пальчик вытянут вперед – это хоботок насекомого, мизинчик и большой выпускаем вниз – это его лапки (первый раз малышу будет сложно «собрать» фигуру – ему обязательно нужно помочь, удерживая пальчики).
Говорим такие слова:
Злой комарик прилетел,
Укусить меня хотел (крутим «хоботком», двигаем «ножками»).
Комара я не боюсь,
Убегу, умчусь-умчусь.
Превратите эту гимнастику для пальчиков в подвижную игру, в которой злой комарик догоняет маму или папу, а они уворачиваются или пытаются догнать его, чтобы прихлопнуть. Малыш и позанимается, и порезвится. Получит двойное удовольствие.
Ёжик
Дикие животные
Цветы-цветочки
Держим одну ручку в кулачке. Другая – свободная, это рука садовника, которая сажает цветы. Указательным пальчиком просовываем семечко (условное или настоящее) в кулачок. Затем капаем на него водичку. Отрывисто постукиваем пальчиками по спрятанному зернышку.
Картотека – про цветы
Дождик кап-кап, цветочек растет.
Солнышко светит – росточек взойдет.
Распускаем постепенно ладошку – это наши лепестки. Полностью разжимаем ручку, стараясь максимально напрячь ее (пальчики под легким углом к ладони – вниз). Рука чуть приподнята вверх. В этом упражнении задействована практически вся мышечная группа кисти. Очень полезно.
Стишок про солнышко для детей 2-3 лет
А можно просто походить пальчиками – по столу или ладошке.
Когда малыш повзрослел, уже уверенно держит ручку, карандаш в руках, плоские палочки, шнурки – проведите с ним предметную гимнастику, выкладывая разные фигурки.
Подойдет любая пальчиковая тренировка. Главное, чтобы малыш заинтересовался, только тогда будет польза. Она основная составляющая гимнастики.
Пальчиковая гимнастика в стихах для детей дошкольников
Разминка
Ты, утенок, не пищи! Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.
Лучше маму поищи. Можно использовать резиновые игрушки.
Погладим котенка
«Киса, кисочка, кисуля! — Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.
Позвала котенка Юля. —
Не спеши домой, постой!» —
И погладила рукой.
Моя семья
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, на слова «а вот и вся семья» второй рукой охватить весь кулачок.)
Веер
Солнце светит очень ярко, Соединить прямые пальцы рук.
И ребятам стало жарко. Расслабить руки от локтя,
Достаем красивый веер — превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
Пусть прохладою повеет.
Детки
Раз, два, три, четыре, пять! Поднять кисть правой руки вверх, широко раздвинуть пальцы.
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные, Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.
Все такие нужные…
Тише, тише, не шумите, Раскачивать кулачок вниз-вверх по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы.
Наших деток не будите! Упражнение выполнять сначала одной рукой, затем — другой, а в заключение — двумя.
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
Белка
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.)
На работу
Большой палец встал один. Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого.
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!» Широко расставить пальцы в стороны.
На работу им пора.
Пальчики
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять —
В домик спрятались опять.
(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)
Мы считаем
Можно пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
На другой руке — опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередно разгибать пальцы правой руки (затем левой), начиная с большого.)
Пальчики здороваются
Я здороваюсь везде —
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца этой же руки. Проделать то же самое левой рукой.)
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец!
Как живешь?»
(Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев этой же руки.)
Жук
Я веселый
Майский жук.
Знаю все
Сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жу-жу…
(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».)
Оса
Оса села на цветок.
Пьет она душистый сок.
(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое пальцем левой руки.)
Большой братец
Покажи уменье другу,
Покрутись-ка ты по кругу!
(Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.)
Человечек
«Топ-топ-топ!» — топают ножки,
Мальчик ходит по дорожке.
(Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.)
Очки
— Что стряслось
у тети Вали?
— У нее очки пропали!
Нет очков у тети Вали —
Очевидно, их украли!
(Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их.)
Солнце
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)
Деревья
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.)
Бабочка
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На березовой ветке.
(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легкими, но резкими движениями в запястье имитировать полет бабочки.)
Птички
Птички прилетали, Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.
Крыльями махали.
Сели. Посидели.
И дальше полетели.
Качаем лодочку
Долго лодочку качало.
Ветер стих, и лодка встала.
(Ладонь руки поднять вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно
двигать кисть руки влево-вправо.)
Крючочки
Крепко держатся дружочки,
Не разжать нам их крючочки.
(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры с другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.)