28 необычных и креативных виниловых пластинок [перевод]

Немного из истории этикеток пластинок

Пластинка, как носитель звука имеет давнюю историю. Еще в конце 19 века Шарль Кро научно обосновал принципы записи и последующего воспроизведения звука на диск. Уже тогда стало ясно, что центральная часть пластинки не пригодна для хранения информации. По этой причине, в центре, путем гравировки наносились информационные надписи о пластинке.

История бумажной этикетки пластинки начинается в 1901 году. С самого начала, еще на граммофонных пластинках, этикетка практически всегда имела круглую форму. Очень изредка встречался и более творческий подход, например русская дореволюционная фирма «Звукопись» обозначала себя ромбовидной этикеткой, а германская фирма «Воке» — треугольной. По мере развития и все большего распространения винила менялись и указываемые на ней данные, но форма впредь всегда оставалась круглой.

Сегодня мало кто знает, что в довоенное время, на самом рассвете производства винила, пластинки были дефицитом из-за нехватки сырья. Поверх надписей этикетки ставилась пометка «Обменный фонд. Продаже не подлежит«. Такие пластинки не шли в продажу, а обменивались на такой же вес битых пластинок.

Зато в наше время с пластинками чего только не делают, от подставок для горшков до креативных сувениров:

Крупнейшим заводом, выпускающим пластинки на тот период являлся Ногинский завод, даривший свету по 90 млн пластинок в год. Вторым по объемам производства был Апрелевский завод, выпускавший по 19 млн пластинок в год. В военные годы оба завода были заняты под выпуск военной продукции. Но в одном из цехов Апрелевского завода было возобновлено производство пластинок популярных исполнителей, которые активно использовались в прифронтовых районах для поддержания духа. Этикетки таких пластинок помечались надписью “изготовитель: Народный Комиссариат минометного вооружения”, приравнивавшей их к боеприпасам.

Что выбрать?

Настоящий аудиофил с миром винилового звука знаком не понаслышке. В его сознании горизонт «вменяемых» проигрывателей пластинок стартует от ценовой отметки в несколько тысяч долларов. Впрочем, выбор столь дорогостоящей техники скорее напоминает ритуал и некую дань звуку, а вот приобщиться к миру пластинок можно и со значительно меньшей суммой.

Японская компания Audio-Technica на рынке звуковой аппаратуры по праву может носить статус ветерана. Именно проигрыватели виниловых пластинок стали судьбоносным продуктом в жизни бренда. В 1962 году Audio-Technica представила два высококачественных звукоснимателя (именуемых в народе «иглами») AT-1 и AT-3. Ошеломительный успех первенцев был поддержан моделью AT-5, а спустя 7 лет после основания японская компания выходит на мировой рынок.

Влияние Audio-Technica на мир виниловых проигрывателей сложно переоценить. Компания стала первым производителем звукоснимателей из сверхчистой монокристаллической меди PCOCC; за ее плечами легендарные портативные плееры виниловых дисков Mister Disc и Sound Burger, а три года назад японцы анонсировали и специализированный проигрывателей-«вертушку» AT-LP1240, оснащенную DJ-модулем.

Одной из самых популярных «рабочих лошадок», которая способна сослужить хорошую службу человеку, только познакомившемуся с миром пластинок, может стать плеер начального уровня от компании Audio-Technica AT-LP60 USB.

Если ваша эволюция как меломана началась с MP3 и OGG, плавно транспонировавшись в прослушивание форматов FLAC и ALAC, а старый CD-плеер перестал доставлять удовольствие, Audio-Technica AT-LP60 USB способен познакомить вас с тем, как звучит винил. Этот проигрыватель станет идеальным выбором для начинающего слушателя.

В отличие от младшего брата модели AT-LP60 USB, виниловые проигрыватели AT-LP120USBC и AT-LP120-USBHC обладают более внушительным списком возможностей. Обе модели имеют три скоростных режима 33,45 и 78 оборотов в минуту, что открывает перед слушателем ряд пластинок, вышедших с конвейера советского завода «Мелодия».

Профессиональный картридж AT95E позволяет добиться наиболее чистого качества воспроизведения со значительно меньшим уровнем детонации, а преобразование звука с помощью встроенного ЦАП позволяет получить высококачественные записи многократно превосходящие музыку CD-качества. Являясь одним из авторитетнейших представителей рынка звукоснимателей, модель Audio-Technica AT-LP120-USBHC японский производитель оснастил и легендарным звукоснимателем HS10 Headshell.

Если вы только готовитесь к знакомству с миром винила, не спешите доставать из кошелька тысячи долларов. Виниловый звук требует привыкания, а настоящий почитатель качественного звучания должен быть педагогом для себя же самого: учителем, делающим акцент на последовательности развития.

Приготовлено при поддержке Audio-Technica.

iPhones.ru

Покупка винилового проигрывателя в XXI веке может говорить об одном: либо вы ценитель старинных вещей, либо – настоящий аудиофил. Пик популярности винила пришелся на середину прошлого века. Одним из самых востребованных носителей музыки долгое время оставалась пластинка. Красивый альбом-вкладыш с изображением исполнителя, аккуратный прозрачный пакет, оберегающий поверхность пластинки от царапин, портящиеся иглы, вечная проблема –…

Рассказать

Всесоюзная “Мелодия”

Первая долгоиграющая пластинка, наиболее привычная для нас сегодня, хоть и монофоническая, была произведена на Апрелевском заводе в 1951 году. Но стереофония не заставила себя долго ждать и уже к 1958 году на производство были поставлены стереофонические пластинки. Они вышли после принятия общего стандарта RIAA для записи пластинок и соответствовали ему.

Надпись вверху этикетки «Всесоюзная фирма грампластинок МЕЛОДИЯ”, известная сегодня по всему миру, датируется 1964 годом. Это год основания фирмы Мелодия, объединившей фабрики по производству пластинок и студии звукозаписи. Этим объединением Мелодия возглавила государственную монополию по изготовлению, распространению и обороту звукозаписей. Можно считать, что именно в этот момент этикетки приобрели привычный сегодня вид.

По мере распространения винила помимо Апрелевского завода, производство пластинок было организованно и в других городах. Производством пластинок стали заниматься Ташкентский (слева), Ленинградский (справа), Тбилисский и Рижский заводы.

Битва «форматов»

Вся эволюция грампластинок окутана разногласиями в мире стандартов: размеры, принципы записи, материалы изготовления, скорость записи.

Размер. В конце 1890-х существовал единый утвержденный стандарт – 7-дюймовая пластинка с высокой скоростью вращения. В 1903 в обиход входит новый стандарт – «гигант» с диаметров в 12 дюймов. Несколько лет спустя появляются еще один вариант – 10-дюймовые грампластинки. На рынке СНГ общепринятыми размерами считаются пластинки, диаметр которых составляет 175, 250 и 300 мм.

Технология записи. Вплоть до 1920 года единственным методом звукозаписи оставался механический. Частотный диапазон при такой записи составлял скудные 150 – 4000 ГЦ. В 1920-м году начинается эра электроакустической записи, а в качестве звукоснимателя используется микрофон. Именно в этом году эра грампластинок получает новой «звуковое дыхание» с возможностью воспроизведения ЧД от 15 до 10 000 ГЦ.

Граничная вместимость. Скорость вращения. Еще одна характеристика всей эры грамзаписи, переживавшая постоянные изменения – скорость вращения пластинки. Общепринятый «советский стандарт» в 78 оборотов в минуту позволял вместить до 12 минут звучания. Для продолжительной записи разговора использовались «медленные пластинки» со скоростью вращения в 8 и 1/3 оборота за минуту. Еще один стандарт – 45 оборотов в минуту. Финальной точкой в борьбе скоростей стал выход долгоиграющих пластинок 33 1/3 оборота.

Моно-стерео-квадро.Принцип воспроизведения грампластинок основан на «считывании» иглой звукового рисунка, расположенного во множественных пазах (дорожках) пластинки. Вплоть до 1958 года выпускались пластинки класса моно: игла считывала только вертикальные вибрации. Затем появляются стерео пластинки: вертикаль отвечает за левый канал, а шероховатости, размещенные по горизонтали – за правый. Существовали и варианты квадрофонического звучания, но технология так себя и не оправдала.

Номер пластинки

Любая пластинка была изготовлена по ГОСТу, который указан в обязательном порядке. Например ГОСТ 5289-80. Последние две цифры обозначаю год его утверждения.

Под ГОСТом на этикетке указан номер пластинки. Он присваивается пластинке сразу после создания мастер копии на металлическом диске. А уже затем с главной копии создается матрица, при помощи которой штампуется необходимый тираж. Указанный набор цифр это не просто порядковый номер пластинки, это шифр, в котором кратко отражена информация о пластинке и ее записи.

В начале идет буква

Она обозначает тип записи: С — стерео, М — моно. До 1980 года так же были пластинки на которых указывались сразу обе буквы — СМ. Такая аббревиатура означает, что данная пластинка пригодна для воспроизведения как на более старых моно-проигрывателях так и на стереофонических (с небольшими потерями). Буква А — это еще одна буква, которую можно встретить на более поздних пластинках. Появляться она стала начиная с 1982 года в связи с началом использования цифровых фонограмм при ее записи.

Первая цифра номера пластинки характеризует жанр записи:

  • — общественно политические, документальные записи и гимны
  • 1 — симфоническая, оперная и хоровая музыка
  • 2 — русская народная музыка
  • 3 — творчество народов СССР
  • 4 — драматургия, поэзия, проза
  • 5 — записи для детей
  • 6 — эстрадная музыка, джаз, оперетта и песни советских композиторов
  • 7 — уроки, лекции и прочие учебные записи
  • 8 — фольклорная музыка народов зарубежных стран
  • 9 — прочие записи, например измерительные для настройки аппаратуры

Остальные цифры

После этого следуют 4-5 цифр обозначающие каталожный номер записи. При этом вторая сторона имеет следующий по увеличению номер. В самом конце имеется дополнительный код из трех цифр, необходимый для торгующих организаций.

Содержимое этикетки

Нижняя часть этикетки повествует об исполнителе, авторе или оркестре, списке композиций или отдельных частей, или же об музыкальных инструментах. На совсем старых пластинках информация о содержимом пластинки не была столь красноречива, как мы привыкли ее видеть. На пластинках ставился шифр, скрывающий под набором цифр тип записи и исполнения.

Наиболее загадочной для непосвящённого меломана является средняя часть этикетки, на которой можно найти ряд шифров. Расположение шифров может быть различно, но все они непременно присутствуют на этикетке.

Монофонические записи обозначались треугольником, стереофоническая — двумя скрещенными кругами. На многих пластинках для большей наглядности красуется слово СТЕРЕО. Рядом с типом записи располагается значение скорости воспроизведение в об/мин (33 или 45).

Справа (как правило) цифрами 1 и 2 указывается номер стороны пластинки. Бывает, что все композиции не умещаются на одной пластинке, в таком случае конверт реализуется как книжка, а пластинки соответственно обозначаются по порядку следования 1,2,3,4…

Аналоговый звук

Да, тот самый «тёплый» ламповый звук. И чтобы понять, в чём разница между цифровым звуком и аналоговым, нужно углубиться в тему. При воспроизведении цифрового звука сам звук разбивается на отрезки. В этих отрезках фиксируется числовое значение амплитуды звука на момент проигрывания. Когда цифровой звук воспроизводится, цифровой кодек делает что-то вроде снимка аналогового сигнала в темпе (от 44100 до 44800 Гц, в зависимости от выбранной настройки). Этот темп и есть количество отрезков на секунду времени. Устройство, воспроизводящее цифровой звук, соединяет эти отрезки и «достраивает» звук. В итоге мы получаем непрерывное звучание, доработанное программой или устройством. Именно поэтому одна и та же композиция звучит по-разному в MP3, FLAC и других форматах.

В аналоговом варианте всё совсем по-другому. Как рассказали специалисты из GoldDisk, это уже не считываемый и обрабатываемый программой звук, а физическая запись. На виниловую пластинку нарезаются дорожки, которые повторяют звуковую волну оригинала. Воспроизводящее устройство не обрабатывает и не достраивает звук, а лишь воспроизводит оригинальную запись. Таким образом, исключены искажения из-за несовершенства программного обеспечения, и разница в звуке достигается только качеством воспроизводящего оборудования, а не кодеком.

Звук на виниле более «сочный», «насыщенный». Любой, кто слушал пластинку на хорошем оборудовании с качественной головкой звукоснимателя, мощным усилителем и дорогой многополосной аудиосистемой, понимает, как сильно отличается звучание винила от MP3.

Интересный факт, которого не знают даже некоторые поклонники виниловых пластинок: «тёплый» ламповый звук является своеобразным побочным эффектом при записи звука. Дело в том, что канавки на пластинке не должны быть слишком большими, иначе появятся искажения. При записи инженеры проделывают различные манипуляции по изменению звучания низких частот, для того чтобы те корректно воспроизводились на пластинке. Это и даёт тот самый ламповый звук. Ещё одним побочным эффектом является то, что колебания высоты иглы вызывают вибрации, которые так же воспроизводятся звукоснимателем.

Как работает винил? История звука

Вы задумывались, как нечто столь сложное, как музыка, может быть идеально записано на поверхность плоского круглого винилового диска, чтобы мы могли владеть им и слушать, когда захотим?

Начнём с основ.

История записи и воспроизведения звука

Иметь доступ к музыке в любое время в любом месте — то, что многие считают само собой разумеющимся, но представляли ли вы себе, как это было до того, как это стало возможным?

До того, как люди открыли способ записи и воспроизведения звука, единственным способом услышать музыку было заставить (вежливо попросить) кого-то играть её или играть же сыграть самому. Представьте себе, каким огромным концептуальным сдвигом стала бы записанная музыка для людей в то время, если бы они могли слышать музыку по своему желанию, без того, чтобы кто-то исполнял её в их присутствии. Чтобы понять магию винила, сначала нужно узнать происхождение и историю записи и воспроизведения звука.

История записи и воспроизведения звука-это период, охватывающий более века. В 1877 году Томас Эдисон изобрел устройство, которое впервые могло записывать и воспроизводить звук не на диске, а на металлическом цилиндре — фонограф. А термин «граммофон» был придуман Эмилем Берлинером, чья система воспроизводила пластинки с боковым разрезом, которые впервые были проданы в Европе в 1889 году. Золотой век виниловых пластинок, какими мы их знаем, пришелся на момент создания виниловой пластинки с 1948 года по 1988й, когда компакт CD-диски выдавили винил с рынка. До этого момента виниловые пластинки впервые почувствовали вкус конкуренции с кассетой от Philips, когда они впервые были выпущены в 1962 году.

После десятилетий, казалось бы, исчезновения музыки на жестких дисках компьютеров, в январе 2021 года продажи винила превысили три миллиона копий, что стало самым высоким показателем в Великобритании за последние 25 лет. В 2021 году было продано более 3,2 миллиона пластинок, что на 53% больше, чем годом ранее. Какой из этого можно сделать вывод? Винил остается единственным наиболее впечатляющим форматом записи и воспроизведения музыки.

Звуковые волны

Звуки производятся вибрациями и распространяются по воздуху в виде волн, которые являются вибрирующими частицами. Волны передают энергию от источника звука к его окружению. Ваше ухо улавливает звуковые волны, когда вибрирующие частицы воздуха заставляют вибрировать барабанную перепонку. Чем больше вибрация, тем громче звук. Канавки, которые вы видите на виниловой пластинке — и есть звуковые волны, а точнее отпечатки звуковых волн, запечатлённые на лакированном диске, который мы называем виниловой пластинкой. Эти трехмерные канавки, вырезанные на виниловой пластинке, являются записью того, как звуковые волны ведут себя, когда они движутся по воздуху.


Звуковые волны и канавки на виниловой пластинке

Канавки пластинки и игла звукоснимателя

Каждый проигрыватель винила имеет звукосниматель с иглой, также называемой «стилусом», который аккуратно помещается на одну из канавок виниловой пластинки. Стилус представляет собой крошечный кристалл сапфира или алмаза, закрепленный на самом конце легкого металлического стержня, похожего на иглу. По мере того как виниловая пластинка вращается, стилус перемещается по канавкам от края к центру диска.


Различные виды заточки иглы (стилуса). Тема заточки достойна отдельной статьи — скоро в блоге.

Когда кристалл вибрирует в канавке, его микроскопические отскоки передаются по стержню (иглодержателю). Стилус помещается на конце электромагнитного устройства, называемого картриджем, содержащим пьезоэлектрический элемент. Металлический стержень прижимается к кристаллу, и каждый раз, когда он движется, он слегка раскачивает кристалл, генерируя электрический сигнал.


Устройство звукоснимателя с подвижным магнитом (Moving Magnet)

Эти сигналы подаются на усилитель, чтобы издавать звуки, которые вы слышите через динамики или наушники. Не все картриджи для проигрывателей используют пьезоэлектричество для преобразования звуковых колебаний в электрические сигналы. Некоторые имеют крошечные электрические катушки и магнит внутри них. Когда стилус движется, он толкает магнит вверх и вниз мимо катушки, генерируя электрические сигналы, которые подаются на усилитель для воспроизведения звука через динамики.

Дюймы виниловых пластинок: разница в размерах

Виниловые пластинки представлены в нескольких вариантах, причем различать их можно не только по частоте вращения и продолжительности звучания, но и по размерам. Как правило, диаметр пластинок измеряется в дюймах – это связано с тем, что основной толчок к развитию винила дала американская в далеком 1948 году. Некоторые их тех пластинок уже перестали существовать, но часть до сих пор радует меломанов и частных коллекционеров.

Особенности форматов виниловых пластинок

Виниловые пластинки выпускаются в трех основных размерах:

  • 7 дюймов. Высокое качество звучания на минимальных размерах. Такие пластинки имеют частоту в 45 оборотов, однако содержат столько же композиций, что и их предшественницы. Пластинки диаметром 7 дюймов стали стандартом качества, их стали использовать для записи синглов.
  • 10 дюймов. Их по праву можно отнести к пережиткам прошлого, поскольку данный формат был самым первым и сейчас не используется. Патефонные пластинки с частотой оборотов 78 выпускались в диаметре 10 дюймов и воспроизводили звук в течение 2-3 минут.
  • 12 дюймов. Отличаются продолжительностью воспроизведения: итоговое время звучания составляет 40 минут с обеих сторон. Такие пластинки стали настоящим конкурентом для магнитной ленты.

Современные группы нередко выпускают синглы на виниловых пластинках. Обычно для этой цели используется диаметр 7 дюймов, который отличается компактностью и качеством звучания.

С чего все началось

Принцип звукозаписи, который на долгие годы станет эталонным при создании виниловых пластинок, был открыт еще в 1857 году Эдуардом Леоном Скоттом де Мартенвилем. Запатентованное на территории Франции устройство фоноавтограф предлагало записывать звуковую волну на стеклянный валик, покрытый копотью или бумагой. Сам же звук улавливался через большой рупор, на конце которого устанавливалась игла.

Через двадцать лет на пути к совершенствованию системы звукозаписи появится еще одна значимая разработка. Проходя службу на телеграфе, изобретатель и ученый Томас Эдисон при наблюдении за работой перфокарт заметил определенную закономерность. Каждый контакт, который касался отверстий на карте, издавал различные по высоте звуки. Спустя несколько месяцев, в 1877 году, в патентном бюро США появляется описание прибора, который станет настоящим прародителем виниловых проигрывателей.

Принцип работы фонографа Эдисона заключался в проигрывании звука с небольших оловянных или деревянных валиков, покрытых фольгой или листом бумаги, вымоченной в воске. Производство таких валиков требовало немало усилий, а сами звуконосители не были готовы даже к минимальным деформациям и были слишком чувствительны к среде хранения.

Поиски более простого устройства для осуществления звукозаписи и разработка носителя, способного переносить транспортировку и более жесткие условия эксплуатации, натолкнули американского изобретателя Эмиля Берлинера отказаться от использования способа, предложенного Мартенвилем и затем доработанного Эдисоном. В 1897 году Берлинер становится автором патентов сразу двух устройств: рекордера и граммофона.

Впервые в качестве носителя, на который осуществлялась звукозапись, был использован плоский диск из цинка. Такое решение позволило значительно удешевить весь цикл производства пластинок. Посредством рекордера на поверхность цинкового диска наносилась «звуковая картинка», а полученный отпечаток уже использовался в качестве пресс-формы для создания копий.

Перед инженерами того времени стояла непростая задача – найти материал, подходящий для тиражирования звукозаписей. Среди главных требований к составу – невысокая стоимость и износоустойчивость.

Процесс изготовления виниловых пластинок

Качество звучания винила во многом зависит от того, какая основа используется в процессе его производства. Звук, записанный на абсолютно новых пластинках, отличается максимально высоким качеством. При использовании б/у пластинок при воспроизведении звука появляются треск и побочный шум.

Современные пластинки изготавливаются из смеси, в состав которой входит сополимер винил-хлорида и винилацетата. Чтобы придать ей определенные механико-температурные свойства, используются специальные добавки. Чтобы тщательно смешать все порошкообразные компоненты, в смесь добавляют двухстадийные смесители.

Первым этапом производства виниловых пластинок является резание лака, или непосредственно процесс гравировки. Для этого мягкий лак травят специальной вибрирующей иглой, после чего на него наносят слой металла и отправляют на изготовление штамповочных пластин. Далее следует мастеринг – нарезка винила. При этом используется микшерная консоль. Она связана с устройством, которое режет на лаковом диске дорожки и проигрывает исходную запись в обратном направлении.

Готовый лаковый диск покрывается тонким слоем серебра или раствора никеля. При застывании на этом слое отпечатывается лаковый исходник (негатив), который идет на создание матрицы. Из последней создают пресс, который в последствии используется в тиражировании пластинок. Из двух таких прессов изготавливают несколько тысяч экземпляров, после чего процесс возобновляется.

Разогретый винил поступает в цех сразу с этикетками, прикрепленными сверху и снизу. Далее расплавленный винил подвергают прессованию под давлением до 100 атмосфер, результатом которого является виниловая пластинка. После застывания ее кромки обрезаются. После прессования грампластинки долгое время остаются теплыми и подверженными деформации. Для защиты от повреждений их помещают в специальные емкости и накрывают грузом, где они охлаждаются и приобретают плоскую форму.

В процессе производства образцы пластинок обязательно проверяют на звучание и наличие ошибок, которые могут возникнуть при изготовлении пресса или матрицы. После проверки начинается тиражирование записи.

Винил сегодня

С момента появления фонографа Эдисона и вплоть до сегодняшнего дня принцип звукозаписи пластинок практически не изменился. Звуковые колебания с помощью рекордера преобразуются в механические, подаваемые на резец, который и наносит картинку композиции на стальной диск с медным напылением. Полученный шаблон переносится на никелевые копии и лишь затем начинается тиражирование виниловых пластинок методом прессовки.

Принцип работы устройств воспроизведения – проигрывателей с точки зрения механики также остался практически неизменным. Все тот же вращающийся диск, все те же звукоснимающие иглы.

Стоимость современных «винилов» напрямую зависит от нескольких факторов:

  • дизайна;
  • установленного предусилителя;
  • форм-фактора.

Появление в 1980 году компакт-диска серьезно пошатнуло спрос на винил. Более чем на 20 лет пластинки ушли с поля зрения меломанов, а громоздкие проигрыватели уступили место компактным CD-плеерам. Но история уверенно придерживается принципа бумеранга: начиная с 2005 года наблюдается эра возрождения винила. Винил стал предметом экспериментов и востребованным носителем среди ди-джеев. Теплое мягкое звучание практически с полным отсутствием гармонических искажений и невероятной детализацией – это не только звук, которого достоин искушенный меломан или аудиофил. Это звук, который должен услышать каждый и эта возможность не требует внушительных финансовых вложений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: