Презентация на тему «Детям о космосе»

Мусорная угроза

В настоящее время на околоземных орбитах вращаются около 12 тыс. отработавших свой ресурс космических аппаратов и ступеней ракет носителей. Часть из них разрушается при столкновениях с мелкими метеоритами, превращаясь в тучи мелкого металлического хлама, смертельно опасного для пилотируемых космических кораблей, орбитальных станций и, в особенности, для космонавтов, совершающих выходы в открытый космос.

Такие выходы совершаются в специальных защитных скафандрах, снабженных запасом кислорода и оборудованных устройствами для поддержания комфортной температуры тела космонавта. Однако тонкая оболочка скафандра не в состоянии защитить человека при столкновении с мелким космическим мусором. А его количество с каждым годом продолжает увеличиваться. Даже небольшое нарушение герметичности скафандра грозит космонавту удушьем и смертью, если он не сумеет быстро вернуться в корабль.

18—19 марта 1965 г. советский космонавт Алексей Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос, который продолжался 12 мин 9 с. Во время выхода возникли проблемы с его скафандром — от избыточного давления внутри он раздулся настолько, что Леонов просто не мог попасть в шлюз, чтобы вернуться в корабль. Только самообладание и мужество позволили космонавту мгновенно найти способ, как избавиться от излишнего воздуха и вернуть скафандру нормальные размеры.

Алексей Леонов — первый из советских космонавтов, вышедший в открытый космос

Пока известен только один случай повреждения скафандра во время выхода в космос. Во время полета американского корабля «Атлантис» один из астронавтов, налаживая внешнюю антенну, проколол перчатку скафандра. Однако прокол оказался настолько незначительным, что был обнаружен только после возвращения на корабль.

Полет в Космос

В 1900-х годах ученые разработали ракеты, которые могли двигаться достаточно быстро, чтобы избежать притяжения силы, называемой гравитацией. Гравитация — это сила на Земле, которая тянет объекты к центру планеты. Разработка мощных ракет позволила Советскому Союзу запустить первый искусственный спутник Земли 4 октября 1957 года. Он назывался «Спутник-1» и вращался вокруг Земли. 3 ноября 1957 года Советский Союз отправил на орбиту собаку. 12 апреля 1961 года российский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком, обогнувшим Землю в космосе. В 1963 году Валентина Терешкова стала первой женщиной в космосе.

Руководство американскими усилиями взяло на себя Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Первый американский спутник был запущен 31 января 1958 года. 5 мая 1961 года астронавт Алан Б. Шепард-младший стал первым американцем, побывавшим в космосе. Шепард пролетел всего 15 минут и не завершил орбиту вокруг Земли. 20 февраля 1962 года Джон Х. Гленн-младший совершил три орбитальных полета вокруг Земли. 20 июля 1969 года астронавт Нил Армстронг стал первым человеком, который прошел по Луне.

Первый искусственный спутник

Как известно, первым аппаратом на орбите Земли стал так называемый Спутник-1. Он был настолько популярен, что в Советском союзе в его форме делали даже ёлочные игрушки и значки. Освоение космического пространства СССР поставило точку на стараниях американцев 4 октября 1957 года. Потому как именно тогда первый шарообразный спутник вышел на орбиту, передав обратно сигнал об успешном старте. Единственной целью его запуска была проверка теорий. В конце концов, освоение космоса в 50-60 годы перестало казаться призрачной задачей. Также это спровоцировало всплеск огромного количества научной фантастики, наводнившей страницы книг и экраны телевизоров.

Устройство представляло
собой две сваренные полусферы из магниевого сплава и четыре стабилизатора,
параллельно играющие роль передающих антенн. Общая масса устройства не
превышала 88.5 кг.

Как рассказывать

Учитывая особенности детского возраста, очень важно сделать рассказ простым и эффектным. Для этого можно использовать наглядные опыты

Примеры таких опытов мы описываем ниже. Так, ребенку будет гораздо проще познакомиться с непростыми для него тематическими понятиями.

Сегодня родителям предлагается большое количество тематических материалов, которые также можно использовать в своем рассказе.

Дети дошкольного возраста отлично усваивают информацию, поданную в игровой форме, в форме сказки или стихотворения.

И если вам удастся очаровать детское воображение, возможно, ребенок не только заинтересуется астрономией, но и полюбит эту науку.

Впервые рассказывая ребенку о космосе, подумайте о том, что может быть, будучи уже взрослым человеком, посмотрев на звезды, он вспомнит ваши занятия и улыбнется.

Так чудесно в космосе! Так волшебно в космосе!

Стихи про космос для детей 6-7 лет для заучивания наизусть

В космосе так здорово!

В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!

В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!

Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!

В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
О. Ахметова

Улыбка Гагарина

Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали –
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!

С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал – российский, славный парень,
ГАГАРИН – ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!
И. Левченко

Луноход

Ездит где-то на Луне
Позабытый луноход
В металлической броне,
Словно рыцарь Дон Кихот.

Запустили на Луну
Мы его давным-давно,
Чтоб узнать Луны длину
И морей померить дно.

Много сделал он всего
Ради жителей Земли,
Но назад забрать его
Почему-то не смогли.

Так и ездит по Луне
Позабытый луноход
И разыскивает в ней
Потайной подземный ход.

Все найти мечтает люк,
Чтоб, как в трюм на корабле,
Занырнуть в него и вдруг
Оказаться на Земле!
Г. Дядина

В космосе так здорово!

В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!

В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!

Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!

В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
О. Ахметова

Телескопы

С Земли
Смотреть на звёзды
Плохо:
Мешает воздух,
Он дрожит,
То дождь пошёл,
То град загрохал,
То куча тучек набежит.

И астроном у телескопа
За ночью ночь
Погоды ждёт.
Зря день прошёл,
Другой протопал…
Да так и жизнь,
Глядишь, пройдёт!

Но вот в космическую эру
Решенье умное нашли,
Как телескоп за атмосферу
Послать подальше от Земли.

Теперь они летать умеют.
Кругом космическая мгла,
Их солнечные батареи
Сияют, будто два крыла.
Римма Алдонина

Грусть кота

У меня плохие вести.
Я грущу как никогда.
Я узнал: среди созвездий
Нет созвездия Кота!

Есть на небе Волк и Заяц,
Голубь, Ящерица, Кит.
Лебедь звёздная летает:
Даже Муха там сидит!
А вокруг – Собаки, Рыбы,
Две Медведицы и Львы,
Бродит Конь с косматой гривой
Средь космической травы:

Только нет Кота. Я плачу!
Нету звёздного Кота!
Даже нет Усов Кошачьих,
Ни Кошачьего Хвоста!

Я всю ночь смотрел на небо!
Просто выбился из сил!
Чем же я настолько крепко
Астрономам насолил?
Оксана Ахметова

Ночные секреты

Полярная Ночь, что царит по полгода.
Маленькой Ночке советы давала:
«Спускаясь на землю, накинь покрывало
Чернейшего цвета в любую погоду…»

А Ночка сказала: «Его я достала
Вчера из комода у фей, как всегда…
Но страшно и больно – поедено молью
Моё покрывало! Такая беда!»

А Ночь отвечала: «Не плачь, а сначала
Заштопай все дырки, и горюшка нет!»
«Я штопала дырки, но чёрные нитки
Закончились раньше, чем глянул рассвет…»

«Ах, бедная кроха! – сказала со вздохом
Полярная Ночь, Надо верить в успех!
Пусть гномы лесные достанут цветные
Волшебные нитки, и вместо прорех

Блестящими нитками звёздочки вышей,
Цветные созвездья раскинь там и тут!
Ах, было 6 старанье!.. Моё вышиванье
Сиянием северным люди зовут!..»
Виктория Топоногова

Бабушка Луна

Ночью бабушка Луна,
В тишине сидит одна.
Ноги в тапках-облаках,
Спицы в ласковых руках.
Для Земли готовит шаль,
Тёмно-синюю вуаль.
Рядом с бабушкой сундук,
В сундуке живёт паук.
Луч у Солнца он берёт,
Звёзды из него плетёт.
Так он трудится весь день,
Но ему совсем не лень.
Полон звёздами сундук,
Но устали восемь рук.
Значит, время отдохнуть,
Сладко до зари заснуть.
Ну а бабушке пора
Потрудиться до утра:
Терпеливо шаль вязать,
Звёзды к шали пришивать.
Очень важно не забыть
Сказку в каждую вложить,
Чтобы каждая звезда
Рассказать смогла всегда
Эту сказку в тишине,
Тёмной ночью при Луне.
Галина Косова

Современная космонавтика и ее достижения

Огромный прорыв сделала современная космонавтика в своем развитии. Сегодня о космосе говорится как о реальном, а не как о чем-то сказочно далеком. Запуск современного космического корабля, полеты в космическое пространство стали хоть и дорогостоящими, но обычными явлениями в жизни российского государства.

Не вызывает ни у кого удивления космический туризм, когда за определенную плату можно полетать на космическом корабле. На высоком уровне проходят космические исследования. Современные ученые работают над созданием солнечных электростанций, разрабатывают технологи влияния на климат Земли.

С 2016 года начал свою работу космодром «Восточный» в Амурской области. Это позволило России совершать запуски космических кораблей со своей территории и не зависеть от других стран.

В недалеком будущем в планах запуск пилотируемых кораблей на поверхность Луны, беспилотных космических аппаратов для исследований космического пространства, реализация программы «Морской старт».

Приоритетной задачей для России стало дальнейшее развитие отечественной космонавтики, изучение возможностей современной космической отрасли и выведение ее на передовые мировые рубежи.

Юпитер.

По порядку все планеты.

Назовет любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета.

Под названием Плутон.

(А. Хайт).

Юпитер – самая большая планета в Солнечной системе. Диаметр Юпитера в 11 раз больше, чем у нашей планеты. Путь вокруг Солнца Юпитер проходит за 12 лет.

Юпитер был известен с древних времен благодаря большой яркости. Древние греки назвали его именем своего верховного бога, владыки неба Зевса (в римской мифологии – Юпитер).

Долгое время Юпитер считали звездой. В 1610 году знаменитый астроном Средневековья Галилео Галилей, внимательно понаблюдав за Юпитером в телескоп, пришел к выводу, что это не звезда, а планета. Галилей заметил, что Юпитер не совсем круглый, а сплющен с полюсов. Ученый открыл и четыре крупных спутника планеты, которые позднее назвали галилеевыми. В XVII веке английский астроном Кук обнаружил на поверхности планеты пятна, а итальянец Кассини открыл Большое Красное Пятно в южном полушарии планеты. Природу этого загадочного образования объяснить он не смог.

В наше время ученые наблюдают за Юпитером в телескопы с Земли. К самой большой планете посылают космические корабли. Исследования показали, что внутреннее строение Юпитера сильно отличается от Земли. Видимая поверхность диска Юпитера – это на самом деле облака, состоящие из метана и аммиака. В центре планеты находится небольшое твердое ядро. Пятна на поверхности Юпитера – атмосферные циклоны и вихри. Большое Красное Пятно – самый мощный ураган в Солнечной системе. Он бушует уже более трехсот лет. За это время он не раз менял свой цвет, становясь то темнее, то светлее. Размеры Большого Красного Пятна таковы, что внутрь него могла бы свободно уместиться наша Земля.

У космонавтов праздник!

Стихи про космос, космонавтов и Вселенную

У космонавтов праздник!

Денёк особый к нам пришёл —
У космонавтов праздник!
Об этом знает хорошо
Тихоня и проказник!

И все твердят, кому не лень,
Всегда одно и тоже:
Раз я родился в этот день,
Стать космонавтом должен!

Нет, астронавтом не хочу.
Скорее – астрономом.
Я все планеты изучу,
Не выходя из дома.

Но, может, всё-таки врачом?
Проблем в семье не будет,
Всегда подставлю я плечо
Родным и близким людям.

А путешественником стать
Мечтают все мальчишки –
Чтоб страны, земли открывать,
Писать об этом книжки.

У космонавтов юбилей
И мне сегодня десять…
А что душе моей милей,
Ещё есть время взвесить!
Н. Родвилина

Звездный дом

Стартуют в космос корабли
Вслед за мечтою дерзновенной!
Как здорово, что мы смогли
В просторы вырваться Вселенной!

Приятно всё же сознавать
Себя жильцами в Звёздном Доме,
В Миры как в комнаты шагать –
Через порог на космодроме.
В. Астеров

Как заманчиво…

Как заманчиво
Стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать чёрные дыры
И трактат сочинить непременно —
«Изучайте глубины Вселенной!»
Ю. Синицын

Космонавт

Рисуем с ребятами
Школу и сад.
И прямо над нами
Летит космонавт.

Стоим мы и долго
Ему вслед глядим,
Отправиться в космос
Мы очень хотим!

Тогда мы достанем
Другой карандаш,
Отправим-ка в космос
Мы свой экипаж!

Над школой и садом
Отправимся в путь,
Чтоб с неба на Землю
Родную взглянуть.

На пороге Вселенной

Я стою на пороге Вселенной,
Вихри космоса веют в лицо,
Все, что вечно, и все, что мгновенно,
Припорошено звездной пыльцой.
К звездам я прикасаюсь и,
Зеркальностью мира пленен,
Я могу неотступно годами
Ждать привета из бездны времен.
И теплом переполнено сердце:
Средь сугробов могучей тайги
Вижу поезд зеленый пришельцев,
Незнакомые слышу шаги.
Верю: в будущем, с космосом слиты,
Всю Галактику сможем пройти
Кто-то встретит свою Аэлиту,
Кто-то — звездных субстанций дожди.
А пока корабли на орбите
За витком совершают виток,
Я сплетаю фантастики нити
В многоцветный рассказов венок.
Константин Симонов

Вселенная

В мире так много всего помещается!
Мир миллионами звезд освещается!
Есть в нем моря с миллионом ракушек,
Есть в нем леса с миллионом кукушек,
Есть в нем луга с миллионом травинок,
Божьих коровок, лошадок и свинок.
Только лишь мама одна… Но Вселенная
С ней не Вселенная, а ВЕСЕЛЕННАЯ!
Дядина Г

Напрасные мечты

Как заманчиво стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!
Часто слышать,
Как шепчут кругом:
«Вон Собакин пошёл…
Астроном!»

Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать чёрные дыры…
И трактат сочинить непременно —
«ИЗУЧАЙТЕ ГЛУБИНЫ ВСЕЛЕННОЙ».

Мне хотелось бы стать астрономом,
По ночам на работу влекомым.
Но напрасны все эти мечты:
Я ведь с детства боюсь темноты.
Тим Собакин

Предлагаем почитать другие статьи про космос:Загадки про космос для детейЦитаты и афоризмы про космосЦитаты и афоризмы про звёзды

Посмотрите видео и послушайте с детьми стихотворение Вадима Кузема «Космонавт».

https://youtube.com/watch?v=NMw_Cjsj8qI

5 игр по теме

1. Игра “Что возьмем с собой в космос”

Разложите перед ребенком рисунки и предложите выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль.

Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

2. Игра “Космический словарь”

Игра поможет ребенку пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса.

Кто больше назовет слов, связанных с космосом, тот победил.

Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.

3. Игра “Скажи наоборот”

Цель игры – научить ребенка выбирать слова с противоположным значением –антонимы.

Например:

далекий –…тесный –…большой –…подниматься –…яркий –…улетать –…высокий –…известный –…включать –…темный –…

4. Игра “Ориентируемся по звездам”

Вместе с ребенком представьте, что вы моряки, заблудившиеся в Тихом океане. Попросите ребенка вырезать из бумаги маленькие звездочки и помогите приклеить их с обратной стороны столешницы так, чтобы получились созвездия Малой и Большой Медведицы.

Накройте стол покрывалом – это будет ваш корабль, возьмите фонарик и залезайте туда. Сейчас ночь, единственный компас утонул, и все, что вы видите, это звезды над вашими головами (их можно подсветить фонариком).

Покажите ребенку, как можно ориентироваться по звездам, чтобы найти дорогу.

Попробуйте вместе, глядя на звезды, определить, в какую сторону вам плыть, если вы держите путь на восток.

5. Игра “Космические камни”

На каждой кухне есть фольга для запекания. Такой материал может легко превратиться в космические шарики-камни.

Разбросайте их на видных местах, чтобы ребенок затем собрал эти космические камни. Затем их можно метать в цель или просто в миску, тренируя меткость.

Презентация «Космос» презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

Слайд 1

Понятие о космосе, исследование космоса

Слайд 2

Что такое космос? Пространство, в котором расположены все небесные тела, называется космосом. Космос – это планеты и звезды, астероиды и кометы, разные космические тела и Млечный Путь. Все это связано между собой и подчиняется известным законам. Их люди пытаются познать всю свою жизнь. От этого слова происходит название науки космологии, которая изучает законы строения и развития межзвездного пространства.

Слайд 3

Вселенная Вселенная – это весь окружающий Землю мир. Учёные считают, что Вселенная произошла в результате огромной вспышки, названной Большим Взрывом.

Слайд 4

Галактика В лунную ночь ты можешь увидеть белую полосу, проходящую через всё небо. Это Млечный путь, наша Галактика, громадное скопление звёзд, — наш дом в Космосе. Млечный путь – одна из миллионов галактик во Вселенной.

Слайд 5

Галактики — это большие звёздные системы, в которых звёзды связаны друг с другом силами гравитации. Существуют Галактики, включающие триллионы звёзд. Помимо обычных звёзд Галактики включают в себя межзвездный газ, пыль, нейтронные звёзды, чёрные дыры.

Слайд 6

Метеорит Метеорит -это небесное тело размером 5-10 км, которое летит с огромной скоростью и может упасть на планету.

Слайд 7

Комета Кометы похожи на шары из грязного снега. Когда они находятся вблизи Солнца, лёд тает, а пыль и газ образуют хвост. Ядро кометы бывает всего несколько километров в ширину, но её хвост простирается на расстояние в миллионы километров.

Слайд 8

Звёзды Звёзды — самосветящиеся небесные тела, состоящие из раскалённых газов, по своей природе сходные с Солнцем. На небе видно около 3000 звёзд. Всем звёздам разное количество лет. Одни светят ярче, чем другие. Новые звёзды рождаются всё время из облаков пыли и газа, которые называются туманностью.

Слайд 9

Планеты Древние наблюдатели считали, что звёзды неподвижны и прикреплены к небосводу. Исключением были только 5 особых звёзд. Которые быстро двигались среди остальных. Их назвали планетами, что в переводе означает «блуждающая звезда». Но планеты – не звёзды .

Слайд 10

Солнечная система Солнце и обращающиеся вокруг него планеты составляют Солнечную систему. Она включает в себя все планеты и спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лед, которые вращаются вокруг Солнца.

Слайд 12

Сатурн Юпитер Уран Нептун Земля Венера Марс Меркурий Плутон

Слайд 13

Солнце Солнце — это самая близкая к нам звезда во Вселенной. Подобно всем звездам, Солнце является шаром из раскаленных ярко светящихся газов. Солнце в 109 раз больше нашей планеты. На поверхности солнца температура достигает 6.000 градусов С.

Слайд 14

Луна Луна – самая близкая соседка Земли в Космосе. Мы видим Луну в небе, потому что она отражает солнечный свет. Кажется, что форма Луны изменяется. Это происходит потому, что она вращается по орбите вокруг Земли, и различные части ее поверхности, обращенные к нам, оказываются освещены солнечным светом.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Как образовалась Солнечная система?

Самые древние породы Солнечной системы были найдены в упавших на Землю метеоритах. Их возраст был определен с высокой точностью методом радиоизотопного датирования и составил 4 миллиарда 568 миллионов лет. Эта дата считается началом существования нашей системы. (Обычно говорят проще: Солнечная система возникла около 4,5 миллиардов лет тому назад.)

Но откуда она вообще взялась?

Стадия сжатия

Это облако состояло в основном из водорода, гелия и небольшого количества других химических элементов. На сегодняшний день в нашей Галактике открыто множество подобных облаков. На фотографиях они выглядят как темные провалы на фоне горячих светящихся туманностей. В некоторых из таких облаков (астрономы называют их молекулярными) прямо сейчас формируются новые звезды и планеты.

Обычно молекулярные облака достаточно велики для рождения не одной звезды, а сразу нескольких десятков и даже сотен звезд. Вероятно, и наше Солнце родилось в таком крупном облаке. Это значит, что где-то в Галактике есть братья и сестры Солнца — другие звезды и солнечные системы, родившиеся из одного материала примерно в одно и то же время. Однако за миллиарды лет они разлетелись по Галактике так далеко друг от друга, что мы их совершенно не знаем.

Облако начало сжиматься под действием собственной тяжести: внешние части притягивались центральными. Сжимаясь, оно разбивалось на фрагменты. Каждый фрагмент продолжал сжиматься, и со временем стал отдельной звездной системой. Случайное вращение облака при сжатии стало усиливаться по закону сохранения импульса (этим эффектом, кстати, с успехом пользуются фигуристы на льду). Вращение облака и влияние гравитации привело к тому, что фрагмент, ставший Солнечной системой, принял форму диска.

Протопланетная система

Большая часть массы собралась в центре диска. Здесь сформировалось сгущение — протозвезда. Сжимаясь, газ протозвезды разогревался, и она начала светиться. Так образовалось протосолнце и протопланетный диск. Планеты образовались внутри диска путем слипания мелких частичек вещества и аккумуляции газа из диска.

Из-за того, что температура протосолнца была высока, вблизи него из диска могли сконденсироваться только тяжелые вещества — металлы и силикаты. Они слипались в силикатные шарики — хондры, а затем в более крупные планетезимали. Из них впоследствии образовались протопланеты земной группы и астероиды.

По другому формировались планеты, находившиеся дальше от Солнца, в зоне, где вода могла существовать в виде льда. Там было гораздо больше строительного материала для построения планет. Зародыши Юпитера и других планет-гигантов образовались также, как и зародыш Земли, но из-за большого количество доступного льда, их массы были в 10-20 раз больше массы Земли. Такие массивные протопланеты были в состоянии притягивать большое количество газа из окружающего диска. В какой-то момент «всасывание» газа стало лавинообразным. Считается, что большая часть массы Юпитера и Сатурна была набрана всего за 10000 лет! а газы не столь а летучие газы и вода были выметены давлением света за его пределы.

Юрий Гагарин — первый в космосе

12 апреля 1961 года в космос полетел первый в мире человек — Юрий Гагарин. Он взлетел на ракете «Восток» и первым увидел, как красиво выглядит наша планета сверху: кучерявые облака, радуга над поверхностью Земли и черное небо над нею. Полет продолжался 108 минут, столько идет какой-нибудь большой мультик — «Холодное сердце» или «Зверополис».

Гагарин был в ракете совсем один, но полет готовила большая команда, а руководил всем Сергей Королев — советский ученый, он все время разговаривал с Гагариным по радиосвязи. Команда понимала, что космонавт рискует жизнью и в полете что-то может пойти не так. Уже при возвращении на землю Гагарин увидел в иллюминаторе пламя и решил, что все кончено, сказал команде: «Я горю, прощайте, товарищи!» Но все закончилось хорошо: капсула вошла в атмосферу, спустилась к земле, космонавт катапультировался и опустился на парашюте недалеко от Волги. Первыми его увидели бабушка и внучка, которые сажали картошку. «Я свой! Русский, советский! Из космоса прилетел!» — сказал им Гагарин.

Так Юрий Алексеевич Гагарин стал одним из самых знаменитых людей в мире, а Россия и Советский Союз теперь всегда могут гордиться, что первыми запустили человека в космос.

Что посмотреть: фильмы о Юрии Гагарине «Звезда по имени Гагарин», «Гагарин. Первый в космосе», фильм о Сергее Королеве и полете Гагарина «Главный».

фото: classpic.ru

Орбитальная станция.

Вот так выглядит международная космическая станция (МКС) на орбите Земли. Постоянно, сменяясь каждые 2–3 месяца, на ней работают интернациональные экипажи космонавтов.

Двадцатый век, к галактикам взлетая,

Несет нам всем торжественную весть:

Есть космонавт – профессия такая,

Уже такая должность в мире есть.

(Б. Божилов).

Первой долговременной станцией, работающей на орбите, стал наш «Салют». Она была выведена в космос в 1971 году. Станция была разделена на несколько отсеков: рабочий, спальный, приборный. На «Салюте» было все, что нужно космонавтам для долгого полета, даже велотренажер и беговая дорожка.

Первая станция проработала три года. Следом за ней на земную орбиту отправились другие, более современные, станции.

С 1986 по 2001 год на земной орбите летала станция «Мир». Это был целый научный комплекс. На «Мире» был свой металлургический цех, астрономическая обсерватория и даже оранжерея. «Мир» стал первой станцией, на которую прилетали как советские аппараты «Союз», так и американские корабли многоразового использования. За 15-летний срок существования станции на ней побывало более 100 человек различных национальностей. На станции «Мир» был побит рекорд продолжительности полета. Российский космонавт Валерий Поляков провел на борту станции 14 месяцев с января 1994-го по март 1995 года.

В 1998 году на орбиту были запущены первые два модуля (российский «Заря» и американский «Единство») международной космической станции. А в 2000 году на МКС прибыл первый экипаж в составе двух российских и одного американского космонавта. Были развернуты солнечные батареи, которые обеспечили станцию электричеством. Постепенно к станции будут достроены все модули, и ее длина превысит 100 метров.

ЗАГАДКИ.

Если ясной ночью выйдешь,

Над собою ты увидишь ту дорогу.

Днем она не видна.

(Млечный Путь).

Что за ковшик,

Если днем.

Не найти его с огнем?

(Созвездие Большой Медведицы).

Космонавтика сегодня завтра и всегда

С уверенностью можно сказать, что в освоении ближайшего космического пространства реальной задачей для текущих 10-20 лет считается колонизация Марса. К тому же, учёные демонстрируют красивые ролики с трёхмерной анимацией, запускают беспилотные летательные аппараты. Кроме того, они высаживают исследовательские самоходные роботизированные машины, собирающие данные.

Несколько простых истин

Здоровье астронавтов. Мы являемся сложной биологической структурой. Которая, в конце концов, привыкла миллионы лет функционировать в определенных условиях. К тому же, постоянный уровень магнитного поля и гравитации, этого достаточно. Если осанка человека нарушается, то в результате неправильно работают все внутренние органы. Однако, на красной планете искаженное притяжение заставит все системы работать в другом ключе. Другими словами, последствия этого не изучены. Также пагубно будут влиять магнитные поля, разность давлений. Скафандр и поселения в капсулах не являются панацеей. Получается, что Сатурн и Юпитер освоить не получится, ведь там на человека будет действовать чудовищное притяжение.

Успешная посадка возможна, но что делать с обратным стартом? Пока на Земле человечество строит сложнейшие космодромы для запуска. Однако на Марсе сделать это физически невозможно. Получается, что любая миссия будет иметь билет в один конец.

Энергия и материалы, еда и гигиена окажутся большой проблемой. Вероятно, можно топить марсианский лёд. Но нет гарантии, что полученная вода не убьёт первого человека, ступившего на эту планету.

Состав Солнечной системы

В состав Солнечной системы входят следующие космические объекты:

  • планеты и их спутники;
  • блуждающие кометы;
  • пояса астероидов;
  • метеоры;
  • кентавры;
  • туманности;
  • карликовые планеты.

Некоторых вводит в замешательство вопрос «сколько планет в Солнечной системе?». Это связано с тем что в 2006 году Плутон был переведен в разряд карликовых планет. На данный момент в Солнечной системе насчитывается 8 планет, которые вращаются вокруг единственной звезды в нашей системе – Солнца.

Планеты Солнечной системы по порядку:

  1. Меркурий;
  2. Венера;
  3. Земля;
  4. Марс;
  5. ;
  6. Сатурн;
  7. Уран;
  8. Нептун.

Существует гипотеза о 9-ой планете Солнечной системы, которую якобы обнаружили на задворках галактического пространства. Но эта информация теоретическая и не имеет документального подтверждения, поэтому у объекта нет классификации, названия и официального статуса. Самая близкая к Солнцу планета — это Меркурий, самая удаленная – Нептун.

Первые полет в космос

Имя гражданина СССР Юрия Гагарина известно большинству землян. 12 апреля 1961 г. был начат отсчет космической эры человечества — на корабле «Восток» стартовал первый космонавт.

Юрий Алексеевич Гагарин (1934—1968) — летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, полковник, первый человек, совершивший полет в космическое пространство

Полет Юрия Гагарина продолжался 1 час 48 минут. После одного витка вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров Гагарин катапультировался и совершил мягкую посадку на парашюте недалеко от спускаемого аппарата.

Первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза, а день его полета стал национальным праздником — Днем космонавтики.

Схема полета Юрия Гагарина 12 апреля 1961 г.

Фото Гагарина облетело весь мир, международный престиж СССР невероятно возрос. Да и сам по себе первый в истории полет человека в космос имел огромное научное и практическое значение.

Типы планет Солнечной системы

В состав Солнечной системы входит 8 основных планет и 5 карликовых, названных так из-за своего размера. Планеты по их физическим свойствам делятся на земную группу и планеты-гиганты.

Земные планеты Солнечной системы

К этой категории относят космические объекты, состоящие из металлов и минералов. По своим размерам они небольшие и плотные. Астрономы называют их еще внутренними планетами. Главные признаки небесных тел этой группы следующие:

  • над твердой оболочкой планеты сразу начинается атмосфера;
  • малое количество спутников или их отсутствие;
  • отсутствуют кольца, как у Сатурна;
  • ученые полагают, что внутри каждой земной планеты находится металлическое ядро, окруженное мантией;
  • поверхность представляет собой тонкий слой коры.

Эти космические объекты находятся ближе всего к Солнцу. Самая маленькая планета земной группы — Меркурий, самая крупная — Земля.

Планеты Солнечной системы газовые гиганты

Астрономы называют их внешними планетами . Если сравнить их , то они намного больше. Но даже газовые гиганты значительно уступают по габаритам Солнцу. Свое название они получили из-за особого строения — газов, в которых преобладает водород и гелий.

Внешние планеты имеют следующие схожие признаки:

  • на низких высотах атмосфера плавно переходит в жидкое состояние из-за роста давления;
  • отсутствует четкое разграничение между «океаном» и атмосферой;
  • есть твердое ядро;
  • есть спутники, превосходящие по размерам некоторые ;
  • имеют кольца, которые заметнее всего у Сатурна.

Планеты Солнечной системы газовые гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

Из-за того, что отсутствует четкое разграничение между атмосферой и жидким состоянием, высадиться на газовых гигантах невозможно. Эти планеты находятся дальше от Солнца, в отличие от земной группы.

В этой категории есть отдельный подкласс — ледяные гиганты, к которым относятся Уран и Нептун. Если Юпитер и Сатурн состоят из водорода и гелия, то седьмая и восьмая планеты — из льда.

Карликовые планеты Солнечной системы

Этот термин был введен в 2006 году, когда после исследований ученые выяснили, что существуют космические тела, превосходящие по размерам Плутон. Ранее Плутон имел статус планеты, и его габариты астрономы сопоставляли с Марсом. Но в начале 2000-х годов ученые обнаружили рядом с ним небесные тела, практически одинаковых с ним размеров. Например, Эрида по своим габаритам превосходит Плутон.

Возник вопрос о присвоении статуса всем обнаруженным космическим объектам. Для них было решено ввести новый термин. Кроме Плутона в состав группы карликовых планет вошли:

  • Церера;
  • Эрида;
  • Макемаке;
  • Хаумеа.

За орбитой Нептуна находится еще несколько небесных тел, претендующих на статус карликовой планеты. Все они, за исключением Цереры, находятся в поясе Койпера — облаке астероидов. Есть второй пояс из астероидов, основной, расположенный между Марсом и Юпитером — именно в нем находится Церера.

Карликовые планеты отличаются от земной группы и газовых гигантов тем, что не могут самостоятельно расчистить себе путь из-за маленькой массы. Они пересекают своими орбитами места скоплений других небесных тел. У карликовых планет отсутствует гравитационное поле, поэтому на их орбите постоянно находятся мелкие космические объекты.

Благодаря развитию технологий, ученые смогли обнаружить еще несколько кандидатов на получение статуса карликовых планет. Но астрономы на данный момент не располагают необходимыми данными. Карликовые планеты остаются малоизученными и все показатели являются приблизительными. Их объединяет наличие ледяного слоя на поверхности. Лучше всего изучена Церера, потому что другие «карлики» находятся слишком далеко от Земли.

Лунный прыжок и сила тяжести

На Луне мы можем подпрыгнуть гораздо выше и дальше, чем на Земле. Можно измерить свой «земной прыжок»: выйти во двор, прыгнуть, отметить мелом начало и конец прыжка, измерить длину рулеткой. Так вот, если добавить к своему прыжку еще пять таких же — получится «лунный прыжок». Вот как мы бы прыгали на Луне! А все потому, что там меньше сила тяжести. Чем меньше вес планеты или другого небесного тела, тем меньше она притягивает к себе человека и все, что находится на ее поверхности. Правда на Луне придется надеть скафандр, и в нем прыгать будет не так удобно.

«Марсианский прыжок» больше земного в 2,5 раза, а на Юпитере — наоборот, меньше в 2,5 раза. На Юпитере или Сатурне нам было бы сложно даже просто ходить — такая там сила тяжести из-за огромной массы планет. Зато если находиться в открытом космосе, вдалеке от любых планет и астероидов, ты будешь плавать в невесомости. Вот почему космонавты в своих кораблях плавают, будто в воде — их ничего не притягивает.

Что посмотреть и почитать: сериал ВВС «Планеты», книга Принджа Р. «Планетариум».

фото: www.roscosmos.ru

Как начать знакомство?

Есть несколько вариантов проведения первого астрономического занятия.

  • Самый простой – это просмотр с дошкольником фильма с попутными комментариями родителя и ответом на возникающие у малыша вопросы. Фильмы ВВС довольно качественные, позволяют понять огромные размеры Вселенной, при этом познавательные, хотя порой содержат недоказанные гипотезы.
  • Второй вариант – самостоятельная работа. Мама или папа сами расскажут ребенку о галактике, о том, что наша галактика носит название Млечный путь, а Солнце – звезда, которой мы все обязаны своей жизнью, – на деле не так уж и велико.
  • Наконец, еще один способ – проведение игры. С интересным сценарием вы можете познакомиться здесь.

Можно и совместить способы, сначала поиграв с малышом, а потом – рассказав ему теорию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: