Ключевые навыки для высокой скорости чтения
Некоторые навыки можно и нужно тренировать в любом возрасте — они будут полезны как ребенку, так и взрослому:
способность фокусировать внимание и не отвлекаться;
широкое поле обзора, развитое периферическое зрение;
умение структурировать информацию, выделять главное;
большой объем оперативной памяти;
высокая скорость мышления.
Занятия на развитие этих качеств можно проводить как параллельно с обучением скорочтению, так и отдельно. В младшем возрасте они подготовят ребенка к школе, а школьникам и взрослым помогут быстрее обрабатывать текстовый материал и лучше усваивать прочитанное.
Кроме того, практически все эти навыки тесно связаны друг с другом и развивая один из них, можно прокачать другие. Например, когда мы учимся структурировать информацию, параллельно мы его и запоминаем — так память становится лучше, а скорость мышления увеличивается.
Ситуация №1. Ребенок отмалчивается на уроках
«Сын перешел в седьмой класс, и на него начали жаловаться в школе. Он умный, начитанный, во всем разбирается, но, по словам директора, отмалчивается на уроках и никогда не пойдет к доске сам, пока его не вызовут».
– Я бы на месте родителей в первую очередь попробовала разобраться, а есть ли вообще у ребенка право высказывать собственное мнение в семье, – говорит Александра Демина.
Бывает, что к сыну или дочери относятся с любовью, но при этом постоянно говорят ему: «Мы лучше знаем, поэтому делай так, как мы сказали!». У таких детей в старшем возрасте могут возникнуть проблемы с инициативой.
Александра Демина
Родителям в этом случае нужно как можно чаще ставить подростка в ситуации, где он бы проявлял инициативу. В седьмом классе дети уже достаточно взрослые, чтобы самим выбирать себе кружки, стиль одежды, обои в комнату
Можно также предложить ребенку посещать такие занятия, где важно принимать решения самому, а не просто следовать правилам
– Возможно, мальчику также не хватает уверенности в себе, чтобы выступать перед учителем и классом. Я вижу тут страх наказания, страх быть осмеянным, а это, как правило, идет из семьи. Если найдется кто-то вне семьи – тренер, педагог – который станет ребенку опорой, поддержит его даже в неудачах, страх и неуверенность уйдут, – говорит Александра Демина. – Также здесь, можно посоветовать, например, курсы ораторского мастерства. С их помощью подросток научится держаться на публике, четко доносить свои мысли и станет более уверенным в себе.
Нормативы скорости чтения для 1-4 класса (количество слов в минуту)
Интересный факт! По Книге рекордов Гиннесса за 1990 год самым быстрым чтецом в мире был объявлен Говард Берг (Howard Berg), который заявил о результате 25 000 сл/мин. Внешне такое чтение должно выглядеть как обычное перелистывание страниц. Но в достоверности этого рекорда еще в 1990-е годы возникли сомнения, и в итоге Говарду запретили рекламировать его курсы скорочтения.
Более реалистичные данные были получены Рональдом Карвером (Ronald Carver) — профессором Университета Миссури в Канзас-Сити, который исследовал быстрое чтение в 1980-х годах. Для испытаний он пригласил победителей профильных конкурсов, редакторов журналов и газет — словом, людей, которые умеют быстро работать с текстами. Но в итоге оказалось, что при понимании текста хотя бы на 75% никто из участников не смог преодолеть барьер 600 сл/мин. Да, этот результат намного выше среднего, но от рекорда он очень далек. Вероятно, примерно на такой показатель и стоит рассчитывать, осваивая технику скоростного чтения.
Создать условия для азарта
Исследователи и практики уже давно говорят, что «публичные» рейтинги лучших учеников (например, в виде списка на доске в классе) когда-то считались довольно действенной мерой для мотивации, но на деле не так уж хороши. А иногда могут и навредить — например, ребятам с заниженной самооценкой это добавит не стремления к учёбе, а поводов усомниться в себе. Есть чуть более сложный, но интересный способ подстегнуть у ребят учебный азарт.
Придумал его учитель математики Бенджамин Сигел, основываясь на модели «перевёрнутое мастерство». Уроки стали своеобразным квестом: есть несколько тем, которые должен пройти каждый ученик. При этом школьники могут двигаться в своём темпе, помогать друг другу, а учитель выступает наставником и консультантом. На стенах класса развешены специальные листы с названием этих тем. И когда кто-то освоил очередную тему, он прикрепляет рядом стикер со своим именем. Так весь класс может следить за прогрессом друг друга, и каждый сам замечает, если где-то отстаёт. А за решение некоторых задач или особенно хорошую работу ребята получают бонусы, которыми могут воспользоваться в классе (обычно это какое-нибудь лакомство).
Фото: gpointstudio / Freepic
Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться
А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.
Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.
Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.
Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).
Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:
1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.
2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!. Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты
Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно
Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.
3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?
4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.
Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.
Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?
Польза шпаргалок
Шпаргалка для многих выполняет роль психологической поддержки. Она придаёт ученику уверенность в том, что если он что-то забудет, то не провалит контрольную работу или экзамен. Любопытно, что, даже если в итоге ученик не воспользуется шпаргалкой во время экзамена, её наличие где-нибудь поблизости успокаивает.
Написание шпаргалки можно считать своеобразным методом запоминания. Когда ученик пишет подсказки для контрольной, он задействует моторную и зрительную память. Информация будет усвоена мозгом автоматически. Кроме того, ученик развивает логическое мышление во время подбора материала для списывания. Он понимает, какие микротемы более важны, а какие второстепенны.
Использование шпаргалок во время уроков также развивает ловкость, наблюдательность и реакцию: ученику необходимо воспользоваться ответами так, чтобы преподаватель не заметил.
Правило 9
Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:
- включайте в план урока «минуты тишины». В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
- используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.
Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.
Обязательно предусмотрите время для проведения физкультминутки (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.
Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.
Правило 1
Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших «испытать новенькую на прочность нервов», одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.
Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.
Как максимально просто записать и запомнить что угодно?
→ Используйте таблицу «Знал — не знал — интересно»
Для запоминания важно соединить новые знания с уже имеющимися, а также подкрепить их эмоциями. С этим поможет простая таблица из трех колонок
Подходит и для записей во время лекции, и для вдумчивого чтения книг и статей.
Как применять
- Возьмите блокнот или откройте электронное приложение для записей. Расчертите лист на три равные колонки. Первую назовите «Знал», вторую — «Не знал», третью — «Интересно». Или можете просто взять готовый шаблон для Notion.
- В колонку «Знал» тезисно записывайте важную, но уже знакомую информацию. В «Не знал» — новые для себя мысли и ранее неизвестные детали информации из первой колонки: имена, даты, термины. Колонка «Интересно» — для всего, что вызывает яркие эмоции и желание узнать больше.
Почему это работает
Колонка «Знал» помогает не думать о новой информации как о чем-то сложном и обособленном. Частично она вам уже знакома
«Не знал» обращает внимание на то, что было неизвестно, и служит напоминаем: в этом стоит разобраться. А «Интересно» работает с нашими эмоциями
Информация из этой колонки почти гарантированно отложится в памяти.
Упражнения для детей
В этом разделе мы подобрали ТОП-5 упражнений для увеличения скорости чтения у детей. В отличие от просмотра текста по диагонали и других «взрослых» методик они подойдут даже для ребенка, который только-только научился читать. В данном случае наша цель — увеличить не столько скорость, сколько продуктивность чтения и способность сосредотачиваться на задаче.
Популярные упражнения:
1. «Следи за строкой»
Во время чтения ребенок должен вести пальцем или карандашом вдоль каждой строчки, отслеживая свой взгляд. Это помогает устранить возвратные движения глаз, не перескакивать со строки на строку и не возвращаться назад.
2. «Пройди лабиринт»
Дети любят решать головоломки, в которых нужно найти выход из запутанного лабиринта. Предложите ребенку пройти очередной такой лабиринт, отслеживая путь только глазами — без помощи рук. Это упражнение тренирует способность не отвлекаться от задачи, концентрируясь на ней длительное время.
3. Техника «Сбор урожая»
Эта методика скорочтения для детей была предложена Павлом Палагиным. Она помогает усвоить прочитанный материал и перевести его из оперативной памяти в долговременную. Суть техники: ребенок после прочтения каждого смыслового блока должен сделать паузу, отвернутся от текста и представить его в виде образов или схем. После этого он кратко рассказывает о прочитанном в 1-2 предложениях и продолжает дальше.
4. «Непослушная книжка»
В этом упражнении нужно читать тексты, которые находятся с разных сторон от читателя. Ребенку можно объяснить, что книжки тоже иногда шалят и не хотят лежать спокойно. Подобные методики часто используются в обучении скорочтению онлайн, но они также удобны и для домашнего использования.
5. «Отыщи слово»
Это одно из самых простых упражнений на внимательность и умение вычленять из текста нужную информацию. Ребенку нужно предложить игру: отыскать на странице книги определенное слово и посчитать, сколько раз оно упоминается.
Упражнения для скорочтения, которые полезны в любом возрасте
Весомая часть популярных методик для скорочтения подходит взрослым и подросткам с одинаковым успехом, ниже мы предлагаем именно такие материалы.
Назови цвет
Методика помогает развить способность воспринимать слово, как целостный образ, а не как набор определенных букв.
Что делать: называть именно цвет, а не читать написанное.
Чтение наоборот
Возьмите любой текст и попробуйте прочитать его наоборот — справа налево
Отслеживайте, как часто вы отвлекаетесь, насколько удается сконцентрировать внимание. Именно на концентрацию направлено это простое упражнение, которое будет полезно и взрослому, и ребенку, если он уже научился беглому чтению
Можно менять принцип работы. Например, попеременно читать наоборот слова по буквам и целиком. Главное, не отвлекаться на посторонние раздражители и следить за тем, как изменяется скорость и восприятие прочитанного.
Таблицы Шульте
Методику немецкого психиатра Вальтера Шульте используют для развития периферического зрения, внимательности, также она помогает улучшить оперативную память. На ее основе разработано много онлайн-тренажеров по скорочтению, которые автоматически засекают время прохождения таблицы и перемешивают цифры и буквы для нового теста.
Что делать: попросите ребенка смотреть только в центр таблицы, словно охватывая ее всю взглядом, и отыскивать цифры по возрастанию или буквы по алфавиту.
Помимо черно-белых карточек, есть также варианты другого цвета — например, красно-черные таблицы Горбова-Шульте, которые часто используются в школах скорочтения для взрослых и детей. Принцип работы с ними аналогичен: не искать цифры, перебирая их глазами, а стараться увидеть таблицу целостно, замечая нужную ячейку периферическим зрением.
Заметки на полях
Суть этой техники в том, чтобы читать книги, журналы и другие материалы с карандашом, подчеркивая главную мысль каждого текста и оставляя заметки на полях. Этот прием на первый взгляд замедляет темп, но на практике он — в числе самых полезных упражнений для чтения. Привычка оставлять заметки помогает научиться структурировать текст и быстро понимать его смысл по нескольким строчкам.
Этим способом чтения пользовались многие известные деятели. Например, заметки Вольтера на полях прочитанных им книг даже были выпущены отдельным изданием. Конечно, для ребенка такая задача будет слишком сложной, но взрослым такая привычка точно пригодится.
Как усилить эффект любого конспекта?
→ Используйте скетчноутинг
Скетчноутинг — техника конспектирования, которая предписывает использовать минимум текста и максимум графических элементов. Мы буквально пытаемся зарисовать новую информацию, чтобы лучше ее запомнить. Метод можно использовать как отдельно, так и совмещать его с другими. Например, в текстовых конспектах делать ассоциативные рисунки вместо главных тезисов, рисовать название темы, а не подписывать листок.
Как применять
О скетчноутинге есть книга-инструкция Майка Роуди «Визуальные заметки», а российский художник Игорь Яновский создал по ее мотивам серию зарисовок, в которых есть все самое важное. Читайте ее, чтобы увидеть, как могут выглядеть визуальные заметки
А главные правила скетчноутинга — ниже.
Тщательно вырисовывайте заголовки, ключевые тезисы, термины и характеристики. Выделяйте их с помощью цвета и приемов типографики: пишите по-разному, как будто выбираете в графическом редакторе разный шрифт, играйте с размером букв и цветом слов.
- Используйте разделители, рамки, стрелки. Они важны для структуры. Ее, кстати, можно организовывать по-разному. Линейно ️, в столбик ️, в виде солнца ️, например.
- Если вы так себе художник, выбирайте простые фигуры (круг, квадрат, треугольник) и простые изображения вроде, 🦻, . Используйте значки () и сокращения (). Если не получается украсить скетч быстро, не страшно: сделаете это чуть позже. Главное — тренироваться, и зарисовки будут получаться быстрее.
- Не стоит переживать из-за эстетических качеств получившейся схемы, главное — информативность.
Почему это работает
Серия экспериментов показала: люди надежнее запоминают простые слова, сложные термины и даже целые предложения, если рисуют их . Участники помнили 45% нарисованных слов и только 20% написанных. Даже сокращение времени на рисунок с 40 до 4 секунд практически не изменило результат
Еще оказалось неважно, хорошо ли человек рисует: каракули для памяти ничем не хуже талантливых иллюстраций
Авторы исследования пока только предполагают, почему рисование так надежно связывает информацию с памятью. Гипотеза следующая. Скетчноутинг включает различные типы опыта: семантический (мы обдумываем характеристики слова), моторный (сосредотачиваемся на движении руки) и визуальный (наблюдаем как рисунок появляется на странице). Молчаливое же чтение или письмо задействует меньше органов чувств, а значит — дает нам меньше деталей, по которым потом можно восстановить в памяти предмет изучения.
Также по теме. Как читать книги правильно. Небольшая инструкция для тех, кто любит нон-фикшн. Ссылка.
Ситуация №4. Ребенок стесняется выступать на публике
«Дочь пишет стихи, и в младшей школе без проблем участвовала в различных конкурсах талантов. Сейчас она в шестом классе и боится выходить на сцену, боится оценки окружающих. Даже выйти к доске на уроке ей стало сложно. И, кстати, в ее же классе сразу две девочки стали отказываться от участия в олимпиадах, объясняя это тем, что не хотят выделяться».
– Шестой класс – это вхождение в пубертатный возраст, когда меняется абсолютно все, – добавляет Александра Демина. – Если раньше девочке достаточно было слов родителей о том, что она самая красивая и умная, то в подростковом возрасте даже самые симпатичные начинают в этом сомневаться. Чтобы вернуть девочке-подростку уверенность в себе, нужна поддержка семьи. Продолжайте хвалить ее, но уже не просто так, а за конкретные успехи, чтобы дочь почувствовала свою значимость
И очень важно, чтобы папа с железобетонной уверенностью подчеркивал, что его дочь самая красивая, самая умная и классная – это очень важно для того, чтобы у девушки сформировалась правильная, адекватная самооценка
– Во-первых, не заставляйте ребенка стремиться к достижениям, к результату, когда речь идет об увлечениях, – советует Наталья Половайкина. – Пусть он просто занимается тем, что ему нравится, и получает от этого удовольствие. Тогда будет результат, и успехи. Меньше ожиданий, меньше требований, меньше сравнений вашего ребенка с другими. Во-вторых, если ребенок стесняется – не давите на него. Поговорите с учителем, объясните, что ваша дочка не будет выступать, если сама этого не захочет. Она может поучаствовать в школьном мероприятии как-то по-другому – не обязательно стоять на сцене.
Чтобы вернуть девочке-подростку уверенность в себе, хвалите ее за конкретные успехи, чтобы она почувствовала свою значимость. Фото: Freepik
Почему стоит все записывать?
Конспект позволяет разобраться в теме. Чтобы эффективно учиться, мы должны не просто слушать умные мысли других людей, а взаимодействовать с материалом. Например, формулировать вопросы, вступать в дискуссии, участвовать в викторинах или других игровых форматах. Конспект — самый легкий способ превратить пассивное слушание в активное обучение. Когда мы пишем, то пропускаем информацию через себя: заменяем чужие слова собственными формулировками, обобщаем, структурируем. Лучше всего это получается делать от руки. Печатая на ноутбуке, мы почти дословно передаем содержание услышанного — и потом хуже справляемся с заданиями на понимание темы и применение новых знаний на практике. А еще спустя сутки помним меньше, чем если пользоваться ручкой и бумагой.
Конспект мешает отвлекаться. Правило TED Talks гласит: выступление должно быть не более 18 минут. Если спикер рассказывает историю Вселенной — тоже
Куратор конференции Крис Андерсон объясняет ограничение так: внимание аудитории, даже если оно находится в руках у опытного и блистательного оратора, быстро и неизбежно рассеивается. Если же параллельно мы делаем пометки в блокноте, то позволяем нашему вниманию переключаться — но не на посторонние вещи, а на обработку нужной информации
Конспект помогает запомнить. Мы лучше запоминаем информацию, когда связываем ее с уже имеющейся. Так гласит принцип ассоциативности. Если новый материал подтолкнул вас на размышления, вы уже создали цепочку ассоциаций у себя в голове. Осталось зафиксировать ее. Так проще вспомнить один из концов этой цепи, который приведет вас к другому. Еще лучше, если вы связали новую информацию с эмоциями и отразили свои впечатления в конспекте — такие знания надежнее запоминаются, как показали исследования. Для связывания информации с ассоциациями есть даже специальные методы конспектирования, например — скетчноутинг (о них расскажем позже).