Плюсы благоприятного климата
Нахождение в такой семье приносит радость, успокоение, снятие тревоги и необходимый релакс. Люди стремятся быстрее после работы вернуться в круг семьи, зная, что там их поймут, поддержат, выслушают, дадут верные советы, да и просто сумеют поднять настроение или дадут возможность тихо отдохнуть.
- В свою очередь пребывание в семье с благоприятным психологическим климатом способно решить следующие личностные проблемы:
- снизить накал эмоций от конфликтной ситуации на работе, в кругу друзей и т.д.;
- снять стресс и уменьшить панику;
- повысить свою самооценку;
- вернуть гармонию в восприятие жизни;
- реализовать свои способности и т.д.
Конечно, не бывает идеальных семей, как не бывает и совершенно безоблачной идеалистической картины семейной жизни. Но, если все члены семьи будут усердно работать над собой и отношениями, будут стремиться слушать и слышать другого, выражать взаимное уважение и доверие, идти на компромиссы, считаться с желаниями и требованиями партнера, тогда такая семья сможет создать в доме атмосферу, где будет эмоционально и психологически комфортно каждому ее члену. А это и есть главная цель для любящих людей.
Риски проживания в неблагоприятной атмосфере
Если вы не интересуетесь мнением своего партнера, не доверяете остальным членам семьи, а время, проведенное с ними, приносит вам тягость и неудовлетворение, — тогда вам стоит задуматься, как изменить модель отношений в семье.
- При длительном нахождении в таком напряженном негативном микроклимате возрастает вероятность следующих опасных последствий:
- постоянные конфликты провоцируют развитие патологического состояния хронического стресса;
- негативные эмоции способствуют снижению иммунитета и делают организм более открытым к разным вирусам и инфекциям;
- дети, которые воспитываются в таких семьях, часто страдают на психологические заболевания и почти всегда имеют комплексы неполноценности, озлобленны на других, не умеют сопереживать и адекватно реагировать на все вызовы окружающего мира;
- разлад касается не только отношений между мужем и женой, но и приводит к недопониманию между родителями и детьми. Это, в свою очередь, становится причиной напряжения в доме, заставляет детей искать понимание на улице, часто попадая в нехорошие компании.
Такой климат в семье на самом деле очень опасен для всех его членов, убивая взрослые личности и негативно влияя на воспитание подрастающего поколения.
Решить такую проблему можно с помощью профессиональных психологов, но только при одном условии – обоюдном желании партнеров меняться и бороться за гармонию и сохранение семьи.
Простой Тест, помогающий определить внутрисемейный психологический климат
- Дайте на каждый вопрос простой ответ: «Да» или «Нет»:
- Мою семью можно назвать дружной.
- У нас есть свои традиции совместных ужинов и обедов.
- Мне всегда комфортно со своими родными.
- Домашняя атмосфера наиболее располагает к полноценному отдыху.
- У нас не принято долго вспоминать обиды или разногласия.
- Дома я чувствую себя защищенным и физически, и морально.
- Мы всегда рады гостям.
- Я всегда могу рассчитывать на помощь и поддержку в семье.
- Мы все отлично понимаем друг друга.
- Длительное отсутствие дома вызывает у меня искреннюю тоску.
- Все наши друзья очень любят бывать у нас в гостях.
- Отдых мы стараемся проводить по возможности вместе.
- Работа тоже спорится быстрее, когда мы делаем ее коллективно.
- Мы любим вместе играть в настольные игры или петь под караоке.
- У нас всегда весело и тепло.
- Мы спешим извиниться за свои ошибки, чтобы не сделать больно близкому человеку.
- Все праздники у нас проходят весело и радостно.
- В доме всегда ждет порядок и уют.
- К нам любят приезжать и приходить в гости.
- Отдельным членам семьи не совсем уютно дома.
- Общение с близкими можно назвать натянутым.
- Стараюсь скорее дома закрыться в комнате, чтобы никого не видеть.
- Часто приходится принимать обиды от близких людей.
- Дискомфорт дома настолько большой, что порой совершенно не хочется туда возвращаться.
- В доме все стараются перекричать друг друга, общаясь исключительно на повышенных тонах.
- Атмосфера в семье тягостная и напряженная.
- В своем доме я остро ощущаю одиночество и то, что никому не нужен.
- Пребывание с семьей действует на меня негативно.
- В доме часто бушуют грозы с криками и скандалами.
- Все приемы гостей заканчиваются конфликтами в семье.
- Некоторые члены семьи имеют слишком сложный характер.
- У нас есть один неадекват, который рушит всю гармонию.
- Привычки некоторых моих близких приводят меня в раздражение.
- Мы не умеем нормально реагировать на разные обстоятельства.
- Присутствие в доме отдельных членов семьи выбивает меня из колеи.
- Подсчет результатов:
- каждый ответ «Да» на вопросы с 1 по 19 включительно заслуживает по 1 баллу;
- каждый ответ «Нет» на вопросы с 20 по 35 также приносит по 1 баллу.
- Подсчет результатов:
- 23-35 баллов – вы можете гордиться устойчивым благоприятным эмоциональным и психологическим климатом в семье.
- 16-22 балла – нормальный психологический климат с преобладающим позитивным настроем, но и с некоторыми отрицательными факторами.
- 9-15 баллов – нестабильный климат в семье с переменчивым настроением. Такая картина часто наблюдается в семьях, где начинается разочарование в партнере и присутствует напряжение в отношениях. Эти цифры – серьезный сигнал к походу к психологу для спасения семьи.
- 0-8 баллов – стабильно отрицательный климат, при котором не за горами решение о разводе. При этом оба супруга вполне осознают, что совместная жизнь совершенно невыносима, поэтому расставание действительно может стать единственно верным выходом из проблемы.
Любая семья при обоюдном желании всех членов сможет наладить необходимый комфортный климат, начиная больше общаться друг с другом, заботясь о близких, ставя их желания более приоритетными чем свои. Многим парам приходится обращаться к психологам и проходить длительные этапы психологического лечения отношений. Но разве гармония в семье и счастливое будущее детей этого не стоит? Так что, как говорится в известной песне: «Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь» … Будьте сами кузнецами своего семейного счастья и боритесь за здоровую атмосферу в своем доме.
Разграничивайте зоны ответственности
Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.
Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.
Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.
Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.
Какие бывают эмоции
Все мы знаем, что эмоции бывают положительные и отрицательные. Положительные доставляют удовольствие, отрицательные — наоборот. Однако не стоит забывать, что положительные эмоции не всегда полезны и нравственны, а отрицательные не всегда достойны порицания и исключения из жизни человека.
Например, ощущение своего превосходства — безусловно, положительная эмоция. И, нет сомнений, школьники, которым все время говорят, какие они гениальные, приглашая посмеяться над тупостью ребят из параллельных классов, будут настроены очень радостно и с симпатией отнесутся к учителю. Вот только на пользу ли такой эмоциональный настрой как с точки зрения воспитания, так и для усвоения материала? Напротив, ощущение дискомфорта от того, что нужных знаний пока нет, (отрицательная эмоция) — это как раз то состояние, которое провоцирует стремление обучаться.
То есть эмоциональный фон урока — это не нечто статичное и радостно-положительное. Это сложное многоцветное полотно, колер которого изменяется во время урока, и соткать такое полотно — задача не из самых простых.
Роль психологического климата в воспитании ребенка
От атмосферы внутри семьи, отношений между родителями напрямую зависит развитие маленького человека и его становление как личности. Все проблемы и факторы риска будут автоматически проецироваться в его взрослую жизнь и обязательно повторятся более глубокими конфликтами в его собственной семье.В первую очередь, нужно помнить и осознавать, что ничто так не воспитывает, как личный пример. Вы можете часами читать лекции ребенку о вежливости, но при этом не перестанете хамить бабушке или жене, — поверьте, ваш ребенок запомнит именно негативный пример. Поэтому зрелые личности ответственно относятся к вопросу воспитания подрастающего поколения и начинают этот процесс из самосовершенствования. Они готовы заново постигать жизненные истины и заучивать правильные догмы отношений в семье, лишь бы ребенок впитывал их в себя как губка и получал шанс в будущем стать успешным и уверенным в себе членом общества.
Что нужно делать для нормального воспитания ребенка:
хвалить его за успехи и заслуги, повышая его самооценку, уверенность в себе и способствуя его будущим достижениям;
показывать пример доверительных отношений, воспитывая в малыше уважение к окружающим и ответственность за проявленное доверие;
постоянно верить в силы своего ребенка, поддерживать его в планах и начинаниях, давая квалифицированные советы и мягко подсказывая оптимальные варианты;
стараться быть рядом в трудных для ребенка ситуациях, научившись видеть мир и отношения его глазами, даря поддержку и уверенность в том, что на вашу помощь и внимание он может рассчитывать при любых обстоятельствах;
не акцентировать внимание на недостатках ребенка, помогая ему осознать, что все люди разные и нужно уметь их принимать такими, какие они есть;
быть честными и справедливыми даже в мелочах, тогда эти качества будут и в вашем наследнике;
окружать его любовью и доброжелательностью, пусть он видит позитив в мире, начиная с родительской семьи и перенося эту модель в будущем в свою собственную семью.
Воспитывая так ребенка, вы сможете быть уверенными не только в его счастливом детстве и комфорте в кругу семьи. Он с полученными знаниями, привычками и чертами характера сможет выстроить правильные взаимоотношения в любом коллективе, будет ставить правильные цели и точно создаст семью, где будут царить гармония и взаимопонимание.
Если же ребенок не дополучит внимания и любви в семье с детства, то нужно серьезно обеспокоиться о его душевном, эмоциональном и психологическом здоровье. При этом строго нужно избегать такого отношения к нему:
- чрезмерной неконструктивной критики, которая пустит ростки ненависти к близким, а потом и ко всем окружающим людям;
- выговоров и упреков при малейшем поводе, заставляя его постоянно ощущать чувство вины и собственного несовершенства;
- подавать пример громких скандалов и ссор в кругу семьи, которые учат агрессии и неадекватной реакции на жизненные обстоятельства;
- насмехаться над неудачами и корить за проигрыши – это приведет к замкнутости ребенка и заставит усомниться в своих силах и возможностях.
Эмоции учителя
И, наверное, ни для кого не секрет, что на школьников очень сильно влияет то, в каком настроении пребывает учитель (точнее, какое настроение он транслирует). Педагог — всегда немного актер, поэтому он обычно старается, в каком бы настроении ни пришел, продемонстрировать детям бодрость и оптимизм.
Бодрый, деловой, благожелательный тон, заинтересованный взгляд, прямая осанка и энергичные движения — все это стимулирует и учащихся держаться соответственно.
Внимание к ученику, словесное поощрение, невербальная демонстрация симпатии и заинтересованности (внимательный взгляд, поворот головы и легкий наклон к отвечающему, кивок, улыбка) вселяют в школьника ощущение своей важности и тоже способствуют положительному эмоциональному настрою на уроке. В последнее время очень много говорится об эмоциональном интеллекте и его важности для современного человека. Создание делового, радостного и благоприятного фона на уроке — это и показатель владения учителем навыками эмоционального интеллекта, и условия усвоения школьниками не только программного материала, но и основ этой важной составляющей мягких навыков
Создание делового, радостного и благоприятного фона на уроке — это и показатель владения учителем навыками эмоционального интеллекта, и условия усвоения школьниками не только программного материала, но и основ этой важной составляющей мягких навыков
В последнее время очень много говорится об эмоциональном интеллекте и его важности для современного человека. Создание делового, радостного и благоприятного фона на уроке — это и показатель владения учителем навыками эмоционального интеллекта, и условия усвоения школьниками не только программного материала, но и основ этой важной составляющей мягких навыков
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.
Что мешает детям быть самостоятельными?
Ответственность и самостоятельность тесно связаны между собой. Эти черты свидетельствуют о психологическом развитии, взрослении человека. Психологически зрелый человек умеет сам принимать решения и управлять своим поведением, умеет нести ответственность за свои действия, различает разные эмоции и умеет управлять ими, осознаёт свои потребности.
В идеале, к окончанию школы подросток уже несёт ответственность за свои поступки и обладает начальными навыками саморегуляции, но так происходит не со всеми.
Воспитайте полезные навыки у ребенка
Записаться на консультацию
Самостоятельность — такой же навык, как и, например, устный счёт. Если у человека есть возможность развивать правильные установки и учиться нести ответственность за свои решения, например, в ходе прохождения программы изменения поведения 7Spsy, он неизбежно научится это делать. Если нет, то развитию навыка могут мешать негативные установки и привычка вести себя безответственно.
Можно выделить 2 основные причины, которые мешают детям взрослеть:
- Чрезмерная опека. Родители или другие взрослые, которые растят ребёнка, часто делают всё за него и пресекают любые попытки проявить самостоятельность. Им кажется, что проще сделать быстро и хорошо за ребенка, чем дать «малышу» возможность потратить много времени и сделать самостоятельно, но плохо. И в итоге уже подросток не несёт ответственность за свои поступки и не стремится действовать самостоятельно.
- Преждевременное приучение к самостоятельности. Если мы подталкиваем детей к тому, к чему они не готовы, у них возникает чувство тревоги и беспокойства. Дети будут вести себя как взрослые, но означает ли это, что они повзрослели? Нет. Маленький человек может имитировать поступки взрослых, но это будет всего лишь имитация, а не проявление внутренней зрелости. Например, из-за незрелости мозга дети в 5 лет с трудом контролируют свои эмоции. Взрослые могут заставить ребёнка скрывать и подавлять эмоции, но не могут заставить мозг созреть раньше естественного срока. Заставлять его взрослеть быстрее, чем он физиологически может — всё равно, что тянуть росток дерева вверх, чтобы выросло скорее.
Ни первый, ни второй подход к родительству, как бы ни хотелось, не воспитает в ребёнке самостоятельность и ответственность, потому что не даёт реального и своевременного опыта. Что же тогда делать?
Что такое «Разговоры о важном»
«Разговоры о важном» — это получасовые классные часы, которые проводятся первым уроком по понедельникам во всех российских школах и СПО. Цель этих занятий, по словам генерального директора российского общества «Знание» Максима Древаля, — сформировать у школьников «любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм»
Цель этих занятий, по словам генерального директора российского общества «Знание» Максима Древаля, — сформировать у школьников «любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм».
В телеграм-канале Минпросвещения сказано, что в ходе «Разговоров о важном» дети будут обсуждать с учителем вопросы, связанные с историей и культурой России, её ролью в мировых процессах, с фокусом на традиции и особенности регионов страны. Первый «Разговор о важном» провёл в Калининграде 1 сентября 2022 года Владимир Путин
В этом уроке приняли участие только победители олимпиад. А массово в российских школах программа стартовала 5 сентября 2022 года с занятия на тему «День знаний»
Первый «Разговор о важном» провёл в Калининграде 1 сентября 2022 года Владимир Путин. В этом уроке приняли участие только победители олимпиад
А массово в российских школах программа стартовала 5 сентября 2022 года с занятия на тему «День знаний».
Все официальные материалы «Разговоров о важном» размещены на сайте «Единое содержание общего образования»: здесь можно скачать методические рекомендации, сценарии, видео, плакаты, презентации и интерактивные задания к урокам. Материалы появляются постепенно: на данный момент доступны программы двух первых занятий
Сценарии уроков и задания различаются в зависимости от возраста учеников. На главной странице проекта указано, что все материалы для учителей носят характер рекомендаций.
По задумке создателей, «Разговоры о важном» в школе строятся в форме диалога между классным руководителем и учениками. По словам главы Минпросвещения России Сергея Кравцова, «Разговоры о важном» не должны повторять традиционные для урока формы, задача учителя — вовлечь класс в обсуждение и ответить на вопросы, которые волнуют детей
Сценарии уроков включают в себя игры, интерактивные задания, работу с дополнительными материалами. В конце каждого занятия предполагается рефлексия — дети могут высказаться о том, что их заинтересовало, удивило, какие выводы они сделали. Начиная с 3-го класса, ученики могут оставить обратную связь о занятии в анкете, которая доступна по QR-коду.
Подготовиться к проведению «Разговоров о важном» учителя могут с помощью серии интенсивов «Классный марафон» от Академии Минпросвещения — ссылки на предстоящие трансляции появляются на странице «Сервиса для классных руководителей». Посмотреть записи уже прошедших интенсивов можно в группе Академии ВКонтакте — они собраны в отдельный плейлист
Отвечая на вопрос, обязательно ли посещение «Разговоров о важном», Минпросвещения ссылается на статью 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой обучающиеся обязаны «добросовестно осваивать образовательную программу, <…> в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия». В то же время эти внеурочные занятия не предполагают отчётности, а ученики не получают за них оценки
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить
Как избежать страха?
Страх убивает не только стремление к знаниям. Он вообще блокирует способность мыслить. Испуганный школьник не ученик. Его единственная мысль — «как бы чего не вышло»; он не хочет узнать новое — он хочет, чтобы его оставили в покое, не трогали и не замечали.
Почему возникает страх? Мы априори не рассматриваем случаи, когда учитель или родители целенаправленно запугивают ребенка из превратно понятых целей образования. Допустим, никто его не пугал, а он все же боится.
Думается, причины тут две: незнание материала или страх чужой низкой оценки (в широком смысле).
В первом случае поможет актуализация изученного. Возможно, многие подзабыли пройденное и сейчас волнуются: вдруг они не поймут объяснение нового. Поэтому перед объяснением новой темы хорошо бы найти время чуть-чуть повторить. Если это не помогает конкретному ученику, надо решать эту конкретную проблему (с помощью индивидуального плана и т.п.), но учащийся должен знать: учитель в курсе его проблемы, ничего страшного, все решаемо.
Что касается страха низкой оценки («учитель рассердится», «все будут смеяться» и т.п.), то это уже вопрос дисциплины и воспитания. Никогда не следует самому высмеивать ученика или позволять это детям. Недопустимо «переходить на личности» (то есть ругать самого ребенка вместо того, чтобы осудить конкретный поступок). Напротив, надо постараться создать для школьника ситуацию успеха, заставить его поверить в свои силы.
На помощь может прийти игра: в увлечении ребенок часто забывает страх, и тут уж дело учителя суметь заметить его небольшой успех и от души похвалить его.
Помогут и «задания в конвертах» —дифференцированные задания, которые подбираются так, чтобы быть посильными для ученика. При этой форме контроля учитель выдает каждому конверт с вопросами, ориентированными на его уровень владения материалом. Конечно, невозможно поставить одинаковые оценки и тому, кто выполнил трудное задание, и тому, кто едва ответил на простейшие вопросы. Поэтому в «легком» конверте должно быть одно задание посложнее и одно трудное. Первое — это чуть повышенная планка (а вдруг возьмет?), второе — просто доказательство слабому ученику, что он пока не все знает (часто ребенок необъективно оценивает себя и подозревает учителя (нередко с подачи родителей) в занижении оценок).
Подбор материала
Об одном и том же можно рассказать разными словами и на разных примерах. Можно написать на доске десяток слов на правило для списывания, а можно— смешной краткий текст. То есть от подбора материала зависит очень много. Часто педагоги стараются найти в интернете что-то интересное («вкусное»), чем можно будет на уроке удивить ребят. Если же не получилось, можно попытаться самый рутинный материал оформить в захватывающую историю, детектив, фантастический роман, путешествие…
Полезными могут оказаться различные видеоматериалы, которых немало в интернете.
Создают рабочее настроение и приносят множество эмоций и различные творческие и нестандартные задания:
- конкурсы;
- «цепочки»;
- тексты на заданную букву;
- суды;
- РАФТ-технология;
- создание игр и проектов;
- «Шесть шляп»;
- «Угадай, кто я» и т.д.
Короче, задания и объяснения должны быть такими, чтобы не допустить на урок скуку, и тогда все получится.
Как вернуть благоприятный климат в свой союз
В первую очередь, нужно наладить в доме такой уровень общения, чтобы он был в радость каждому. Для этого стоит помнить о таких действенных правилах:
чаще улыбаться, успокаиваясь внутренне самому и даря уверенность окружающим;
быть внимательным к каждому члену семьи, давая ему ощущение важности и незаменимости;
не просто уметь выслушать, но и вникнуть в проблемы собеседника, стараясь взглянуть на них его глазами и делясь объективной оценкой взгляда со стороны;
не быть категорическим и жестоким в своих высказываниях, — даже «нет» можно сказать, не обидев человека, если применить такт, уважение и немного дипломатии;
избегать конфликтных ситуаций и уметь находить компромиссные решения, которые будут учитывать мнение всех членов семьи;
поддерживать и одобрять действия и поступки других, заряжать своих близких здоровым оптимизмом;
дарить комплименты, помня, что и мужчины, и женщины, даже подозревая неприкрытую лесть, быстрее услышат вашу просьбу или бросятся на помощь в трудную минуту.
Только при таком отношении каждого из членов семьи к своим самым близким людям и служит залогом благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы в семье. В таком доме всегда будет присутствовать радость встречи и искреннее проявление чувств. Здесь спешат делиться своими успехами и могут не бояться рассказать об ошибках. В такой семье каждому комфортно и уютно, отсюда и успешное развитие каждого члена как личности – не зависимо взрослый это или ребенок.
Как воспитать радость познания
Радость познания — это основная положительная эмоция, которая является наградой школьнику на уроке. Как сделать так, чтобы ребята ее испытали?
Во-первых, их можно заинтриговать. Таинственное и хитрое лицо учителя («Сегодня у нас очень необычная тема, но —тссс— все узнаете в свое время») или странный предмет на учительском столе, необычный видеоряд на экране в начале урока, загадка — все это заставит любопытных ребят допытываться, о чем пойдет речь, и с нетерпением ждать объяснения.
Во-вторых, энтузиазм, с которым учитель приступает к объяснению, его заинтересованное лицо, горящие глаза. Он словно бы снова, вместе с ребятами, узнает что-то потрясающе интересное.
Прекрасным средством можно считать дискуссию. Это может быть попытка найти решение трудной задачи, а может быть «ярмарка прогнозов»: «Угадайте, что сейчас произойдет?»
При этом учителю необходимо следить за тем, чтобы мог высказаться каждый, кто хочет, но не заставлять говорить того, кто не хочет. Каждого высказавшегося необходимо похвалить хотя бы кратко («Интересная идея!», «Оригинально!», «Молодец, что об этом сказал» и т.п.) Главные враги дискуссии — презрительные насмешки и безапелляционное учительское мнение. Вроде такого: ну, поболтали — и будет; на самом деле задача решается вот так. В такой ситуации ребята чувствуют себя глубоко оскорбленными: их мнение, оказывается, никому не нужно. Из дискуссии надо выходить всем вместе. Неправильные мнения, если они возобладали, надо не отмести, а испытать: «Но если так сделать, то не получится ли вот так?» На правильное — натолкнуть наводящими вопросами. Но истина должна родиться в споре —иначе зачем было его и затевать!
Не путайте ответственность с послушанием
Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.
Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.
Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают
Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки
Как научить ребёнка ответственности?
Можно придерживаться одной и той же тактики, чтобы сформировать ответственность как у подростков, так и у детей младшего школьного возраста.
Психологи рекомендуют следовать следующим советам:
В первую очередь важно понимать, что взросление и независимость — длительный процесс, которому невозможно научить одномоментно. Но можно создать для своих детей благоприятную среду, основанную на естественной привязанности к родителям и ощущении безопасности, и тогда навыки самостоятельности постепенно разовьются и окрепнут
Опирайтесь на зону ближайшего развития вашего ребёнка, чтобы научить его быть самостоятельнее. В эту зону входят умения и навыки, которые ребёнок пока не может использовать самостоятельно, только с помощью родителей. Например, сам ещё не может приготовить завтрак, но если родители порежут плиту и зажгут плиту, то справится с готовкой. В процессе совместной деятельности дети осваивают навыки и привыкают к самостоятельным действиям.
Весь процесс взросления происходит таким образом: родитель делает что-то вместо ребёнка — когда ребёнок готов, родитель делает что-то вместе с ребёнком — когда ребёнок осваивает навык, родитель отступает в сторону, но готов помочь.
Приведём пример:
Мама хочет, чтобы её сын научился собирать сам портфель: |
1 этап. Мама собирает портфель вместе с сыном. |
2 этап. Мама наблюдает за тем, как сын собирает портфель, иногда подсказывает. |
3 этап. Навык освоен, мальчик собирает портфель самостоятельно, но знает, что может обратиться за помощью к маме. |
Конечно, у всех детей свои сроки освоения навыка, которые зависят от сложности действий и индивидуальных особенностей. Но если ребёнок не может что-то делать даже с помощью взрослых, то, скорее всего, он ещё не готов к освоению этого навыка.
3. Учитывайте, что в процессе воспитания ответственности у детей могут быть спады и откаты. Дети могут отказываться делать то, что уже умеют, так как слишком устали, переживают кризис или просто хотят ощутить заботу и почувствовать себя в безопасности. Например, дошкольник может просить одеть или покормить его
И в такие моменты детям важно чувствовать, что они могут положиться на вас и довериться. Будьте рядом, чтобы вовремя подставить плечо
Что же делать, если в процессе взросления мы допустили ошибки? Как в этом случае воспитать ответственность у подростка?
Вводите санкции за безответственное поведение
В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.
Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.
Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то…», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.