Дневник педагогических наблюдений

Цели и задачи ведения дневника педагогических наблюдений

Определение 1

Дневник педагогических наблюдений – это документ, который содержит в себе основные данные о ребенке, собранные учителем в ходе педагогического наблюдения.

Дневник педагогических наблюдений предоставляет собой основу для последующего систематического сбора данных о развитии ребенка, его успехах в различных областях деятельности, социальном положении семьи.

Дневник педагогических наблюдений структурирует собранные данные о поведении учащегося, динамику изменений уровня его знаний, умений и навыков. Динамика изменений содержится в дневнике в виде последовательно описанных полученных (приобретенных) навыков, а также тех, которые учащийся совершенствовал в процессе обучения. Кроме того, дневник включает описание таких категорий как развитие мелкой и крупной моторики, понимание речи, наполнение активного словаря, интеллектуальные, социально-эмоциональные умения и навыки по самообслуживанию. То есть дневник педагогических наблюдений, содержит информацию со всех областей развития ребенка.

Помимо личностных качеств, умений и навыков, дневник педагогических наблюдений содержит сведения, о том какие виды деятельности больше всего интересны ребенку, какие кружки по интересам он посещает, его успехи во внеучебной и внеклассной деятельности. Данная информация необходима для того, чтобы педагоги могли более точно формулировать образовательные цели и осуществлять постановку педагогических действий, направленных на развитие учащегося.

Замечание 1

Информация, которая содержится в дневнике педагогических наблюдений, помогает педагогическому коллективу понять потребность учащихся в дополнительных видах деятельности и поспособствовать организации необходимых дополнительных занятий и кружков.

Большое значение дневник педагогических наблюдений имеет в классах коррекционной направленности. Так как с его помощью педагог может отследить динамику общего развития учащихся и успешность усвоения учебной информации по конкретным учебным дисциплинам, понять, на что, необходимо сделать больший упор, в процессе образовательной и коррекционной работы.

Основной целью дневника педагогических наблюдений является повышение общего уровня развития учащихся, выявление и своевременное устранение пробелов в обучении и воспитании, корректировка отклонений в развитии и подготовка к усвоению предстоящего учебного материала.

Информация, которая содержится в дневнике педагогических наблюдений, необходима не только педагогам, которые преподают отдельные предметы, но и для классного руководителя. На основании данной информации классный руководитель выстраивает взаимоотношения с учащимися, организует дополнительную внеклассную работу, формирует индивидуальный стиль общения с учеником и т. д.

Задачами дневника педагогических наблюдений являются:

  1. Организация дополнительных занятий, направленных на ликвидацию индивидуальных пробелов в знаниях.
  2. Формирование у учащихся мотивации на обучение.
  3. Формирование и развитие навыка самоконтроля.
  4. Повышение у учащихся самостоятельности и работоспособности.
  5. Формирование у учащихся адекватной самооценки.
  6. Формирование и развитие логического мышления, внимания, памяти и умения планирования собственной деятельности.

Дневник педагогических наблюдений на учащегося.

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

учащегося __2__ класса __А__ МБОУ КСШ № 1

Раздел I . «Информационный лист»

Включает в себя личные данные учащегося (в том числе копия свидетельства о рождении ребенка)

Раздел II . «Педагогико–психологическая характеристика на учащегося»

Общие сведения об учащемся

Направленность личности учащегося

Волевые качества учащегося

Эмоциональная сторона характера

Особенности умственного развития учащегося

Характеристика на учащегося, составленная учителем

Раздел II I . «Учебная деятельность»

Оказание помощи в учебе со стороны родителей

Ведомость успеваемости и посещаемости по четвертям

Любимые школьные предметы

Раздел I V . «Индивидуальная работа»

План работы с учащимся и его семьей

ФИО ученика (цы) – Нииии Михаил

Дата (число, месяц, год) и место рождения – 20.03.2005, г. Княгинино

Домашний адрес, домашний телефон, код подъезда д. Б………

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка:

Состав семьи, её структура – многодетная, полная

Жилищно-бытовые условия – частный, одноэтажный, кирпичный дом со всеми удобствами, четыре изолированные комнаты.

Взаимоотношения в семье – доброжелательные.

Наличие отклонений от норм поведения в семье – нет.

Группа здоровья ребенка, заболевания: 1- основная

Положение ребенка в коллективе – популярный.

успеваемость – справляется с программными требованиями

посещаемость уроков – пропусков нет

способности к обучению – средние

наличие трудовых навыков – выполняет просьбы учителя

предпочитаемые виды труда – уборка класса, территория школы

участие в трудовых делах – с удовольствием, активный участник

Внеурочная деятельность. Занятость в объединениях системы дополнительного образования. Личный вклад в жизнь класса, школы – активный участник всех мероприятий; кружки не посещает

Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина) – 22.10.13., совершение общественно-опасного деяния

Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета) —–

Состоит ли в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Княгининского района (дата постановки, причина) – 28.09.13., совершение общественно-опасного деяния

Состоял ли на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Княгининского района (дата снятия с учета) ——-

Состоит ли в ПДН МО МВД России «Княгининский» (дата постановки, причина) – 04.09.13., совершение общественно-опасного деяния

Состоял ли на учете в ПДН МО МВД России «Княгининский» (дата снятия с учета)—-

Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина) – 22.10.13., постановка на ВШУ

Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина) – 26.09.13., совершение общественно-опасного деяния

22.10.13. (дата оформления дневника)

Чернова Е. Е. _________________

(ФИО классного руководителя) (подпись)

ПЕДАГОГИКО– ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Наааааа Миииии Сееееее (20.03.2005).

Наааааа поступил в 1 «А» класс МОУ Княгининская СОШ № 1

1 сентября 2012 года в возрасте 7 лет, до школы посещал детский сад.

Миша справляется с программными требованиями по предметам, любит лепить, рисовать, с удовольствием участвует в классных и школьных мероприятиях, принимает активное участие в школьных конкурсах, за что неоднократно награждался грамотами. На уроках бывает невнимателен, рассеян, записи в тетрадях небрежные. Мальчик часто конфликтует с детьми, иногда затевает драки. На замечания детей, учителей реагирует слезами, с мальчиком постоянно ведутся индивидуальные беседы.

Миша из полной семьи, родители уделяют большое внимание сыну, обстановка в семье доброжелательная, у мальчика отдельная комната и рабочее место для занятий, всегда аккуратно одет, школьные принадлежности в порядке, регулярно питается в столовой. Мама постоянно интересуется успехами сына, оказывает помощь, посещает родительские собрания, родителям даются рекомендации для дополнительных занятий

Источник статьи: http://infourok.ru/dnevnik-pedagogicheskih-nablyudeniy-na-uchaschegosya-427008.html

Задания для Дневника наблюдений

Кроме всего вышеперечисленного, я хочу предложить еще задания, с которыми будет интереснее и веселее заполнять тетрадь. Эти вопросы разграничены по месяцам, но выполнить их можно в любой подходящий день. Ведь природа порой преподносит сюрпризы. Так снег может выпасть только в январе, или отлет птиц начнется раньше срока.

ЗАДАНИЕ НА СЕНТЯБРЬ

Собери опавшие осенние листья клена, осины, липы, дуба, березы и рябины. Высуши и вклей в дневник.
Запиши, когда забагрянили осиновые листья. Наблюдай за образованием птичьих стай, — запиши день отлета птиц на зимовку.
Отметь день, когда созрели плоды боярышника, облепихи, клюквы и других растений. Запиши как меняется поведение птиц и зверей в дни непогоды.
Запиши день, когда увидел первый лед на лужах.

ЗАДАНИЕ НА ОКТЯБРЬ

Отметь начало массовою отлета птиц; какой формы стаи гусей, диких уток, журавлей и других птиц?
Когда созрели плоды рябины? Отметь в дневнике дни с первыми заморозками.
Когда появились наши зимние гости — снегири и свиристели?

ЗАДАНИЕ НА НОЯБРЬ

Запиши все ли растения сбросили листья к зиме. Зарисуй веточки нескольких деревьев. Отметь когда озеро, пруд или река покрылись льдом.
Подготовь зимние кормушки для пернатых друзей. Отметь какие птицы прилетают к кормушке.

ЗАДАНИЕ НА ДЕКАБРЬ

Запиши какое чаще всего небо, какими оно покрыто облаками. Отличается ли зимнее небо от осеннего?
Поймай на рукавичку или рукав пальто снежинку. Рассмотри ее. Зарисуй снежинку в тетради. Посмотри как лежит снег возле дома, в поле, на дороге. Где его больше? Зарисуй.

ЗАДАНИЕ НА ЯНВАРЬ

Отметь дни с самыми сильными морозами. Не забывай подкармливать птиц — следи, чтобы в кормушках вовремя появлялся корм для пернатых друзей.

 ЗАДАНИЕ НА ФЕВРАЛЬ

Отметь самые холодные дни и дни оттепелей. Запиши как ведут себя птицы и звери в разную погоду. Какие птицы чаще прилетают к твоей кормушке? В какое время дня их больше всего?

ЗАДАНИЕ НА МАРТ

Записывай в свой дневник когда начался ледоход,  сколько дней он длился. Голоса каких перелетных птиц ты слышал? Какие насекомые проснулись первыми? Когда зацвела ива и черемуха? Как ведут себя скворцы возле домика, который ты для них смастерил?

Сделай наблюдение — повесь термометр на солнечном месте и запиши его показатели. Перевесь термометр в тень и через некоторое время также запиши какую он показал температуру. Сравни показатели, сделай вывод.

ЗАДАНИЕ НА АПРЕЛЬ

Запиши когда зацвели подснежники. Укажи их правильное название.
Если знаешь, напиши когда зацвели: мать-и-мачеха, гусиный лук, медуница, ветреница.
Отметь когда растаял последний снег на поле и в лесу.
Отметь месяц в котором было много ручейков.

ЗАДАНИЕ НА МАЙ

Когда была первая гроза? Когда листья на берёзе развернулись? Когда впервые встретил майских жуков? Когда в первый раз куковала кукушка? Когда услышал первое кваканье лягушки?

Напиши, что ты видел во время прогулки по лесу или парку.

ЗАДАНИЕ НА ИЮНЬ

Понаблюдай за цветами. Когда они раскрывают свои венчики? Ты помнишь, что делают эти цветы в определенное время? Например, тюльпан открывается в 6 утра и засыпает в 5 дня. А как ведут себя другие цветы?
Отметь день, когда можно было купаться в пруду или на озере, реке.
Отметь день, когда расцвел шиповник — это начало лета!

ЗАДАНИЕ НА ИЮЛЬ

Был ли ты в поле, на лугу, в лесу, на речке или озере? Запиши, что видел и какие знакомые растения встретил. Опиши 1-2 незнакомых тебе растения. Сфотографируй их или зарисуй. Дома выясни как они называются.
Собери во время цветения немного чабреца, ромашки, душицы. Чай с ними зимой очень вкусен.

ЗАДАНИЕ НА АВГУСТ

Лето такое щедрое на разные события, невозможно за всем уследить. Но не печалься: лучше иметь меньше записей в дневнике, но, чтобы они были более детальные. Проследи за появлением плодов и семян у растений. Отметь период массового вылета мух жигалок и слепней. Не пропусти прощальных трелей соловья и последнего кукования кукушки.
В конце года можно пролистать дневник и составить табличку, из которой станет ясно сколько дней в году была хорошая или плохая погода.

Сегодня в продаже имеются большие плакаты наблюдений за погодой на каждый месяц. Такой календарь погоды можно закрепить на стенд в классе и отмечать погоду там каждый день. А в конце года вместе со всем классом проанализировать, что получилось.

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики

Этап 1. В «Журнале наблюдения…» в колонке по вертикали, соответству­ющей группе ребенка, проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количес­тво параметров; округлять до десятых долей). В результате можно оценить уровень развития в соответствии с пятью образовательными областями (социально-коммуникативное, позна­вательное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие), а также общий уровень развития.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год). По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому ре­зультату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанни­ков; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций. При анализе результатов диагности­ки можно выделить подгруппу детей со сходными индивидуальными задачами развития. Это поможет оптимизировать педагогический процесс.

Пример заполнения таблицы по итогам первого этапа (графа I) сен­тябрьской диагностики.

Из таблицы видно, что по гори­зонтали можно проследить за инди­видуальными достижениями каждого ребенка, а по вертикали — проана­лизировать общегрупповые результаты диагностики.

Результаты диагностики должны быть точными, объективными и кон­кретными. На основе диагностики воспитатели в сотрудничестве с пси­хологом и иными специалистами оп­ределяют задачи работы. Затем для каждого ребенка заполняется «Индивидуальный образовательный маршрут» (план индивидуальной работы с ребенком), где наряду с задачами отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и вза­имодействия с родителями.

Бланк индивидуального образо­вательного маршрута представлен в формате А4 и имеет следующую структуру:

  • Фамилия, имя ребенка.
  • Возраст ребенка.
  • Дата.
  • Основные достижения за пре­дыдущий период.
  • Задачи развития
  • Стратегии (в группе, дома).
  • Подпись родителя.

Заполнение бланка требует слажен­ной работы педагогического коллек­тива, медицинского персонала. Пер­вично бланк находится у воспитателя, который, выявив особенности развития каждого конкретного ребенка, обра­щается далее к «узким» специалистам. Индивидуальный образовательный маршрут охватывает самые актуальные задачи развития для данного ребенка, при их успешном решении следует заполнить новый бланк и отразить в нем иные задачи. По времени данный процесс жестко не регламентирован. В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволя­ет выявить динамику развития детей согласно образовательным областям.

На итоговом педагогическом со­вете воспитателям каждой группы предоставляется возможность осветить итоги работы в течение учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:

— В какой области дети продви­нулись в наибольшей степени? — В какой области дети продви­нулись в наименьшей степени? — Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года? — Все ли дети показали динамику развития?

Информация может быть дополнена мнением узких специалистов. Такой анализ позволяет в дальней­шем расставить определенные акценты в «Рабочей программе».

В учебно-методическом пособии «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» подробно описаны психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста, представлены примеры конкретных ситуаций, иллюстрирующих содержа­ние «Журнала наблюдения и оценки развития детей», приведен словарь терминов и понятий, которые сущест­венно дополнят знания педагогов-прак­тиков о педагогическом наблюдении. Использование «Журнала наблю­дения…» возможно в любом детском саду, вне зависимости от того, на основе какой примерной основной образовательной программы построена программа конкретного ДОУ.

Вопросы и ответы

Как заполнить дневник погоды школьнику за прошедшие недели и месяцы?

Бывает, что школьник по каким-то причинам забросил ведение погодного дневника. Например, из-за продолжительной болезни. В таком случае на помощь приходят готовые дневники на погодных сайтах, таких как Gismeteo. Нажимаем на раздел «Еще», далее «Дневник», выбираем страну, область, город, год и месяц. Получаем дневник, в котором отображается температура, давление, облачность, погодные явления, направление и скорость ветра во все дни месяца. Остается только переписать данные в школьный дневник и получить хорошую отметку.

Нужно ли вести дневник погоды детям в 1 классе и дошкольникам?

Обычно до 2 класса детям предлагается наблюдать за погодой без фиксации в дневнике. Дети знакомятся с основными природными явлениями и народными приметами. На уроках они сравнивают осеннюю природу с зимней и летней, сегодняшнюю со вчерашней.

Погода – одна из самых популярных тем для разговоров во всем мире. За ней наблюдают на протяжении многих веков. Наблюдения в виде дневников позволяют строить высокоточные прогнозы и фиксировать изменения в климате. Школьники могут почувствовать себя настоящими метеорологами, ведя погодный календарь. Занятие позволит подметить любопытные закономерности, научит аккуратности, ответственности, улучшит внимательность и логическое мышление.

Как школьнику вести записи

Ученикам начальных классов для изучения основ природоведения и знакомства с окружающим миром предлагают вести календарь погоды.

Как сделать календарь погоды?

Для начала, надо решить, как вам будет удобнее вести календарь погоды для школьников: в тетради, с помощью условных обозначений или на компьютере, при помощи специальной программки. Для ведения календаря вам понадобятся еще такие предметы, как термометр, флюгер и компас. Если все-таки решили записывать данные в тетрадь, то расчертите ее на 6 колонок и подпишите их:

  • дата;
  • температура;
  • влажность;
  • ветер;
  • облачность;
  • атмосферное давление.

А можно просто распечатать на цветном принтере такой лист и вносить туда данные с помощью условных обозначений.

Температура и атмосферное давление

Ведение календаря погоды, требует каждодневного участия школьника, причем записи желательно производить в одно и то же время (например, в час дня). Температуру воздуха на улице, можно определять при помощи обычного термометра, который вывешивается за окно. Только стоит отметить, если в момент сбора данных, термометр расположен на солнечной стороне, показания могут несколько отличатся от действительных. Высчитывайте среднюю температуру в течение дня. Для этого понадобится снять показания термометра утром, днем и вечером, сложить их и разделить на три. Полученный результат и будет среднесуточной температурой.

Для измерения атмосферного давления, вам понадобится барометр.

Сила и направление ветра

Наблюдение за погодой, для школьников, всегда интересное и увлекательное занятие. Ведь как занимательно детям наблюдать за направлением дыма, выходящего из труб домов и при помощи компаса, определять направление ветра и его силу по шкале Бофорта. Делая такие наблюдения, они могут представить себя настоящими метеорологами. Направление ветра можно еще определить при помощи флюгера, если таковой имеется. Помечайте также, характер ветра (ровный или порывистый).

Наблюдая за облачностью, стоит заострять внимание на наличие или отсутствие просветов. Если небо чистое и не видно ни одного облачка, поставьте в соответствующую графу прочерк

При небольшом количестве облаков, пометьте «Облачно» и заштрихуйте круг наполовину. А небо затянутое тучами, обозначьте как «Пасмурно» и полностью заштрихуйте круг.

Осадки и влажность воздуха

В графу «Осадки», заносите всю информацию о типе осадков и их интенсивности (сильный дождь, небольшой снег). При отсутствии осадков, ставится прочерк. Также наблюдайте за всеми явлениями природы, вызвавшие ваш интерес (гроза, туман, радуга) и помечайте в графе «Особые явления». Влажность можно измерить при помощи гигрометра.

Если у вас отсутствует какой-нибудь измерительный прибор, и вы не можете определить один или несколько параметров (например: влажность воздуха или атмосферное давление окружающей среды), воспользуйтесь данными метеостанции, посмотрите прогноз погоды в интернете или по телевизору. Но желательно стараться избегать данного метода, если есть возможность, лучше приобретите себе необходимый измерительный прибор, тем более что стоят они не так дорого. Учтите, что для школьников не ставиться цель регулярно смотреть прогноз погоды, а стоит задача наблюдать за погодой, собирать необходимые данные и анализировать их.

Календарь на компьютере

Для ведения дневника наблюдения за погодой для школьника на компьютере, существуют различные сервисы, делающие этот процесс еще более увлекательным и познавательным. В данном случае школьник только заносит необходимую информацию в специальную программу, которая ее обрабатывает и сохраняет. Такие программы дополнены различной ознакомительной информацией. Так, например, ребенок может ознакомиться с некоторыми приметами, долготой дня и фазами луны. В дальнейшем все собранные данные формируются в месячный отчет, включающий в себя статистические данные по изменению погоды в сравнении с предыдущим месяцем.

Начинаем вести дневник наблюдений. Что писать в дневник?

Собирать сведения про погоду — интересное и увлекательное дело, которое помогает глубже проникать в тайны природы. Для этого я предлагаю школьнику вести свой дневник наблюдений. С чего же начать?

  1. Обложка.
    Чтобы тетрадка не потерялась и не запачкалась (а пользоваться ей нужно будет почти каждый день и иногда на природе), поместим дневник в подходящую обложку и напишем большими буквами «ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ». Можно указать свою фамилию (если хочется) и обязательно год, ведь в следующем году погода будет другая :)
    Для ребенка будет занимательно через несколько лет открыть тетрадку и посмотреть, что было в этот день, какая стояла погода.
     
  2. Первая страница
    Самую первую страницу дневника можно оставить под рисунок или попросить ребенка написать на ней (как в настоящем личном дневнике) для чего он и что туда будет записываться.
     
  3. Наблюдения
    Со следующей страницы начинаются наблюдения. Ставим число, месяц, год (если дневник начат с сентября) как в ежедневнике. Размечать каждую страничку сразу не стоит, ведь не известно сколько будет надписей в определенный день. Все зависит от настроения. Иногда будет всего лишь пару строк, а в другой день и двух страниц будет мало.
    Итак поставили число — рядом записываем какая в этот день погода. Тут пригодятся условные обозначения. Ребенок может придумать их сам или воспользоваться уже готовыми.
    Температура воздуха, направление ветра и его скорость, осадки, роса, изморозь, иней, туман, виды облаков и т.д. Все это маленький исследователь может изучать и записывать постепенно, знакомясь с явлениями погоды.
     
  4. Рисунок или рассказ
    Мало просто одних условных значков. Иногда такое настроение, что хочется его выразить в рисунке, рассказе или даже стихотворении. И не нужно себя останавливать. Хочется — вперед к творчеству!
    Распустились головки одуванчиков — нарисуем их во всей красе. Опали листья с деревьев — соберем, высушим и вклеим их в дневник. Гуляли по лесу — запишем, что видели и слышали.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: