Истерика — приступы у детей и взрослых, причины, симптомы, как предотвратить, помощь во время истерики

Оставленный без внимания младенческий плач и доверие к себе и окружающим

Первый год жизни – это устанавливающий период для возникновения чувства доверия к жизни, к родителям, к самому себе. Когда уход за ребенком чуткий и внимательный, доведение его до стресса не допускается, он узнает, что мир является заслуживающим доверия местом, и что он сам – это явный позитив в этом мире. В противном случае – когда его потребности не принимаются во внимание, у него возникает чувство недоверия, подрывается его уверенность в себе. В будущем может понадобиться целая жизнь для работы над собой, чтобы преодолеть возникшие негативные последствия после такого ухода во младенчестве

Проблемы, связанные с депрессией

В настоящее время среди подростков популярна «романтизация» депрессивного расстройства. Многие считают, что если у меня нет никакого расстройства, то я такой же, как все, серый и неинтересный.

Происходит это из-за того, что популярные среди подростков тик-ток-блогеры романтизируют депрессию и популяризируют психические расстройства, зачастую дезинформируя подростков. Блогеры могут давать советы, как проводить терапию, чем лечить, как справляться с депрессией. Вследствие этого многие подростки в стремлении походить на тиктокеров самодиагностируют различные расстройства.

Искаженная информация в интернете оказывает сильное влияние на подростков.

Прислушиваться к ребёнку

После семи лет ребёнок способен объяснить, почему отказывается слушаться.

Частые ответы: «Я забыл», «Ты много чего говоришь», «Мне это не нужно». Слышать их неприятно, они могут вызвать злость, но это полезная информация. Так родители могут понять, где нужно скорректировать своё поведение.

Юлия Бурмистрова
Детский психолог

«Ты много чего говоришь» = «Ты много чего запрещаешь».

Если ребёнок делает такой вывод, нужно пересмотреть своё поведение. Может быть, и правда «нет» звучит чаще, чем нужно.


У ребёнка не должно быть ощущения, что его не слышатС полисом «Телемедицина» можно в любое удобное время получить консультацию врачей, в том числе психолога.

Особенности протекания депрессии у подростков

Если говорить о подростках в общем, то выделяют следующие особенности протекания депрессии:

  • частые депрессивные колебания настроения;
  • в пубертатном периоде преобладают у мальчиков, после завершения — у девочек;
  • учащаются суицидальные мысли и попытки.

Однако в зависимости от возраста клиническая картина депрессии будет меняться.

Так, у подростков в возрасте от 11 до 15 лет депрессия проявляется в виде раздражительности, деструктивного поведения, драчливости и вспышек гнева. У ребенка появляется ненависть к себе и ко всему, что его окружает, он теряет интерес к учебе и играм, снижается самооценка и концентрация внимания. Соматические симптомы характеризуются общим недомоганием, нарушением сна, расстройством пищеварения, аллергией.

В старшем подростковом возрасте (15–18 лет) появляются аффективные расстройства — в основном, тоскливые или дисфорические, которые по своему клиническому проявлению приближаются к депрессиям у взрослых.

Лечение депрессии

Депрессия у детей и подростков – это серьезное заболевание, которое требует консультации специалиста. Родители должны понимать, что только они смогут помочь своему ребенку, разглядев характерные признаки. Не стоит пускать на самотек, лучше все держать под контролем, следуя советам специалиста.

Легкая форма поддается консультативному лечению: это может быть индивидуальная работа с психологом или посещение психологической группы. Тяжелые случаи (например, попытки суицида) требуют более серьезного, медикаментозного подхода. В таких случаях психолог и психиатр часто работают в паре, дополняя друг друга.

Обычно первый специалист, к которому необходимо обратиться за помощью – это психолог. В ходе беседы он помогает разобраться в причине появления заболевания. Поможет узнать какие эмоции и чувства сопровождают подростка. Используя разные методики, специалист сможет пояснить какие страхи и сомнения поселились в детской голове. Есть вероятность, что после общения с психологом, он сам найдет пути решения проблемы и выйдет из этого состояния.

Психолог поможет справиться с легкими формами заболевания. Если ситуация сложная – то понадобится дополнительная помощь психотерапевта, психиатра.

Психотерапевт – врач, который помогает пациентам справиться с психическими заболеваниями. Схема лечения содержит психотерапевтические методики в комплексе с медикаментозным лечением.

Для постановки диагноза врач проводит беседу с пациентом, в ходе которой оценивает его состояние. Диагностика помогает установить точное заболевание, которое сопровождает подростка, а так же определиться с методом лечения.

Если выявляется затяжной характер заболевания, то одних бесед будет недостаточно. К лечению могут добавить антидепрессанты, которые снимут симптомы тревожности и апатии, помогут убрать раздражительность и справится со страхами.

Что такое истерика и почему она возникает?

Истерика — говоря, языком научным, это перевозбуждение, которое приводит к потере самообладания. Из-за этого ребенок реагирует “неадекватно”, не слышит вас, не воспринимает помощь, и с ним сложно договориться.

Например, вы гуляете с ребенком на площадке, пришло время возвращаться домой, и ребенок зашелся в истерике. Уровень огорчения и недовольства ребенка значительно превышает реальность проблемы, и мы видим гипертрофированное выражение недовольства: малыш падает на пол, кричит, не слышит аргументов и доводов родителей. В такие моменты ребенок не может успокоиться сам, или успокаивается медленнее обычного. 

В резком появлении истерик у ребенка нет вашей вины, это просто особенность взросления. До 9 месяцев ребенок практически ангел — он смеется, когда ему хорошо, и плачет, когда плохо. Но примерно в год-полтора дети становятся более упрямыми, они топают ножками, возмущаются, если им что-то не нравится, добиваются своего и намного лучше помнят свои желания, чем раньше. Иногда дело доходит и до истерик.

Вуаля, и спокойная жизнь мамы заканчивается. Но не стоит паниковать! Истерики — это нормальный этап развития. Ребенок начинает осознавать свои желания и пытается их реализовать, а когда мама не позволяет получить то, что хочется — малыш учится отстаивать свое желание с помощью крика, слез и упрямства.

Если родители не очень хорошо понимают своего ребенка, они могут закрепить и даже усугубить истерики, способствуя тому, что они становятся все более частыми, сложными и длительными. Я часто работаю именно с такими случаями. Многие приходят не лечить, а предупредить проблему, и это правильно. Но все же часто бывают ситуации, когда ребенок систематически падает на пол, кричит и даже дерется в ответ на любой отказ, чуть что — моментально устраивает истерику, не воспринимает слово «надо», а стремится делать то, что хочет… И тогда это тревожный звоночек. 

Чтобы узнать, нормальны ли истерики вашего ребенка для возраста, в котором он находится, или вам следует насторожиться и что-то изменить в воспитании, обязательно пройдите тест “Детские истерики — нормально ли это?”. Он поможет вам распознать тревожные сигналы и не усугубить состояние, в котором находится ваш ребенок!

Почему истерики закрепляются и их количество увеличивается как снежный ком? Мое мнение: родители не умеют различать истерики и правильно реагировать на причину, которая ее вызывает. Более того, в сфере воспитания рождаются целые мифы про причины истерик. Пришло время разобрать и опровергнуть самые распространенные из них!

Родительский пример

Вы – главный взрослый в жизни ребенка, его «учебное пособие» по этому вопросу. И учиться он может только на живом примере – приемы в духе «Не будь, как я/ как он» работают редко и плохо.

Поэтому, прежде чем требовать и ждать чего-то от подростка, наказывать его, убедитесь – выполняете ли собственные запросы?

Апелляция к возрасту – «Я так могу, потому что я взрослый!» − для подростка уже не аргумент, ведь он теперь тоже чувствует себя взрослым.

Апелляция к ответственности – «Я так могу, потому что на мне работа, домашние хлопоты, воспитание!» − тоже не аргумент. Подросток чувствует потребность в самостоятельности, он бы с радостью поменялся с вами местами, взял бы на себя больше, если бы вы сами разрешили.

Поэтому – только живой пример.

И будьте здоровы!

Как производится коррекция поведения у ребенка склонного к истерикам?

если после истерики ребенок получит желаемое, то скоро истерический приступ повторитьсяобщие рекомендации, как вести себя при истерике у ребенка:

Ведите себя спокойно и сдержано. Истерика у ребенка не должна выводить вас из себя

Важно не перейти на чрезмерно ласковый тон или на крик. Невыполнимые просьбы необходимо отклонять твердо и спокойно

Объясняйте причину, приводя убедительные аргументы. Выдерживайте паузу. Не бросайтесь к ребенку при первых признаках плача. Отсутствие публики в вашем лице может заставить его прекратить истерику. Если этого не произошло, подойдите к ребенку и скажите спокойным голосом: «Я вижу что ты сейчас расстроен. Мы поговорим, когда ты успокоишься». Попросите помочь: «Я не могу разобраться, чего ты хочешь. Помоги мне, объясни все подробно». Так вы учите ребенка выражать свои чувства и желания словами и искать конструктивное решение проблемы. Попросите выслушать: «Ты высказался, теперь моя очередь…». Помните, что вам необходимо быть предельно кратким. «Я тебя услышал. Я сделаю так, как будет лучше…» Предложите компромисс: «Давай с тобой договоримся так…». Если это возможно, то идите на уступку. Например, «Мы купим куклу после зарплаты» или «Шоколад можно будет съесть после ужина».

  • Во время истерики не уделяйте ребенку внимания, не разговаривайте с ним, пока не прекратится приступ. Но не покидайте помещение.
  • Как только ребенок замолчал, подойдите и приветливо заговорите с малышом. Не соглашайтесь на его требования. Но если возможно, предложите альтернативу.
  • Если ребенок повторно переходит на крик или плач, отойдите от него и прекратите общение.

Как выжить родителям подростков

  • Спрашивать ребёнка: «Почему ты так поступаешь?» Ответ поможет понять, что нужно исправить в отношениях.
  • Спрашивать себя: «Почему я запрещаю?» Возможно, дело не в заботе о безопасности ребёнка, просто есть потребность сохранить спокойствие или лицо перед окружающими.
  • Позволять принимать всё больше решений самостоятельно и нести ответственность за последствия.
  • Объяснять запрет или требование через аргументы и примеры из жизни.
  • Повышать голос, только если подросток не слышит или когда нужно сделать акцент на каком-то событии.
  • Не кричать, если нужно просто выплеснуть свои эмоции.

Больше самостоятельности, больше обязанностей – и уважение

Смиритесь – ваш ребенок начал взрослеть. Изменения в его теле и психике дали ему новые инструменты – и ему не терпится пустить их в ход, показав свою самостоятельность!

Поэтому – не давайте инструментам пылиться в чулане, лучше помогите ребенку научиться ими пользоваться:

Больше задач

Постепенно давайте подростку больше задач, вовлекайте его в домашние процессы, расширяйте границы его полномочий. Вместе с этим, не забывайте и о привилегиях: теперь он полноправный член вашей семьи, а значит – с его мнением стоит считаться.

Советуйтесь с ним на тему ваших семейных планов – бытовые задачи, поездки, поход в магазин, выбор обоев в гостиную. Дайте ему почувствовать сопричастность!

Закрепите за ним определенное количество обязанностей по дому, постепенно увеличивайте их число. При этом подавайте их не как «приказы взрослого», а как «задачи для самостоятельного взрослого человека». Вы живете вместе под одной крышей – и вместе заботитесь о доме.

Советуйтесь с ним по личным вопросам. Например, поинтересуйтесь его мнением насчет сложной рабочей ситуацией. Как бы он поступил? Что бы он сказал этому начальнику/клиенту? Что он думает об этом?

Последний пункт также даст ребенку понять: «Делиться своей жизнью – нормально! Я тоже могу рассказать о себе».

Также смотрите:

Autistic Meltdown or Temper Tantrum? by Judy Endow, MSW.” Ollibean. N. p., 10 Nov. 2016. Web. 25 May 2017.

“26 Sensory Integration Tools for Meltdown Management – Friendship Circle – Special Needs Blog.” Friendship Circle — Special Needs Blog. N.p., 18 Nov. 2015. Web. 25 May 2017.

Bennett, David D. “Decreasing Tantrum/Meltdown Behaviors of School Children with High Functioning Autism through Parent Training.” Social Science. N.p., 04 Feb. 2014. Web. 25 May 2017.

Caroline Miller. “Why Do Kids Have Tantrums and Meltdowns?” Child Mind Institute. N.p., n.d. Web. 25 May 2017.

Morin, Amanda. “The Difference Between Tantrums and Sensory Meltdowns.”Understood.org. N.p., n.d. Web. 25 May 2017.
“Why Toddlers Throw Temper Tantrums.” Parenting. N.p., 17 Feb. 2015. Web. 25 May 2017.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Внимательность и сопереживание

Ребенок не просто «капризничает», он не стал вас «меньше любить», он не стал «слишком балованным».

Просто прямо сейчас в его организме и психике происходят колоссальные изменения!

Его тело меняется, его мышление меняется, он начинает осознавать себя как взрослую отдельную личность – и ему тревожно, страшно, а из-за особенностей работы психики все его переживания настроены на «максимальный режим».

Ему действительно тяжело держать себя в руках – в нем кипит целая буря эмоций, а самоконтроль пока что за ними не «поспевает».

Подросток учится быть взрослым, но ему по-прежнему нужны вы и ваша поддержка. Просто он боится говорить об этом прямо – ведь это противоречит тем процессам взросления, что в нем происходят.

Задача родителя – дать ребенку почувствовать, что его по-прежнему безусловно любят и принимают. Что он не один против всего мира, у него есть «старшие друзья», к которым всегда можно обратиться за помощью и поддержкой – что бы ни происходило до этого.

Как это сделать:

Не обесценивать чувства

Обесценивание – первое, что сразу же оттолкнет ребенка и проложит между вами стену. Поэтому придавайте большое значение всему, чем подросток решил с вами поделиться. Не отмахивайтесь от его переживаний, даже если они кажутся вам глупыми, кратковременными, «пустыми». Остерегайтесь этих фраз:

Ну что ты по пустякам убиваешься?

До свадьбы заживет!

Ничего, переживешь, это глупости!

И ты считаешь, что это важно?

Да у тебя таких еще столько будет!..

Твоя проблема яйца выеденного не стоит! Вот у меня…

Слушать, мягко поддерживать и утешать

Вы, как взрослый, понимаете – буря эмоций недолговечна, и в будущем ребенок сам посмеется над этим событием. Но подросток – не понимает. Ему плохо прямо сейчас, а жизненного опыта у него еще нет. Поэтому – поддержите его, побеседуйте с ним:

Расскажи об этом подробнее – мне важно, что ты чувствуешь!

И как ты к этому отнесся? Что ты почувствовал? Как думаешь, почему?

Тебе так тяжело! Я понимаю твою боль.

Знай – я всегда в тебя верю! Что бы ни происходило – я на твоей стороне. Ты справишься с этим, верь в себя!

Какими вырастают игнорируемые дети

Такой механический подход к развитию ребенка подразумевает, что ребенок «должен учиться быть независимым». Такой ребенок с младенчества знает, что его потребности не будут удовлетворены, они не заслуживают внимания, и помощи ждать неоткуда – если собственные родители в этом отказывают.

Теперь уже стало понятным, что такое «принуждение к независимости» приводит человека к еще большей зависимости, это будет несчастный, агрессивный, требовательный ребенок, который узнал что нужно очень сильно кричать, чтобы свои потребности удовлетворить. Глубокое чувство тревожности и неуверенности в себе останется с ним всю остальную часть его жизни. И напротив – своевременное реагирование и предоставление младенцу всего, в чем он нуждается, приводит к его действительной независимости позже.

Мужчины не плачут: почему так важно научить мальчиков выражать свои чувства

Как помочь мальчикам пережить любовные драмы, печали и трудности? Как вопреки стереотипам вырастить сыновей в первую очередь достойными людьми? Сочувствовать и принимать их, позволить им говорить о своих чувствах и научить прислушиваться к другим.

«В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что подавление эмоций и стремление соответствовать стереотипам о мужественности толкают подростков на воровство, насилие и саморазрушение, — рассказывает основатель Центра изучения жизни мальчиков и девочек при Университете Пенсильвании Майкл Рейчерт. — Отсутствие понимания, нежелание взрослых слушать их и психологическая изоляция приводят к трагическому выбору».

Считается, что мальчики должны игнорировать свои чувства или скрывать их. Но неспособность выражать эмоции мешает как понять себя, так и сблизиться с другими. Загоняя мальчиков в рамки стереотипа о настоящем мужчине, лишенного чувств и неуязвимого, мы пренебрегаем их социальными потребностями и делаем слабыми. Единственный путь для родителей и общества в целом — растить мальчиков в позитивной, здоровой атмосфере.

Цена «мужественной» сдержанности

Мальчики часто приходят на уроки менее подготовленными, чем девочки, и дольше адаптируются в новой среде, поэтому учиться им сложнее, чем сверстницам. Также их строже наказывают за непослушание, что приводит к асоциальному поведению.

Мужчины, которых в детстве воспитывали, опираясь на ложные установки, больше склонны к депрессии и чаще совершают самоубийства, у них больше проблем в личных отношениях. Они чаще чувствуют себя одинокими, изолированными, больше подвержены предрассудкам о любви и сексе — например, считают, что не способны контролировать свои инстинкты или не нуждаются в привязанности, нежности, глубоких чувствах. Это приводит к непониманию и, что гораздо хуже, к сексуальному насилию и насилию в семье. Кроме того, мужчины реже обращаются к врачу и умирают раньше женщин.

Сложно игнорировать социальное давление стереотипов, но ущерб от них очевиден

Противостоять гендерным установкам непросто. Многие родители до сих пор считают, что «маменькиным сынком» быть плохо и что мальчика можно испортить любовью и лаской. Подрастая, мальчики начинают драться, нарочито держат дистанцию с друзьями мужского пола, чтобы никто не усомнился в их мужественности, боятся прослыть неженками и «девчонками».

«Образ «настоящего мужчины» не менялся столетиями, и до сих пор новые представления формируются крайне медленно», — сетует Рейчерт. Сложно игнорировать социальное давление стереотипов, но ущерб от них очевиден.

Как растить сыновей вопреки стереотипам

Но есть и хорошие новости: в наших силах изменить ситуацию к лучшему и растить мальчиков отзывчивыми и искренними. Начинать надо с раннего детства, относясь к ребенку с доверием и любовью, открыто говорить с ним, создавать атмосферу близости, при этом не нарушая границы личности и давая простор для самореализации. Вот несколько полезных рекомендаций.

Разрешайте мальчикам играть в куклы

Разделение игрушек по половому признаку вредно для детей обоих полов. Часто детские обставляют согласно принятым в обществе нормам, и игрушки подбирают в соответствии с полом. Такое разделение мешает мальчикам получить первые уроки сострадания и ответственности, научиться эмпатии.

Причины депрессии

Депрессия может возникнуть по разным причинам — из-за травмирующих событий, негативной обстановки в школе или семье, низкой самооценки. Но вызвать ее могут и неочевидные триггеры, которые не лежат на поверхности, и родителями не рассматриваются. Например: нарушение нейрохимических процессов в головном мозге, связанное с дефицитом нейромедиаторов (норадреналина, серотонина и дофамина); изменение гормонального баланса в организме; унаследованные черты (близкие родственники с депрессией в анамнезе); травмирующее событие в раннем детстве (физическое или психологическое насилие, потеря родителя); выученные примеры негативного мышления, когда человеку проще чувствовать себя беспомощным, чем находить решения и справляться с проблемами.

Эзотерический сонник

В этом источнике сновидение с несколькими плачущими малышами расшифровывается как предупреждение о проблемах внутри семьи

Но их можно предотвратить, если уделить должное внимание близким людям

Предлагаем ознакомиться Видеть во сне умершего отца живым, больным или пьяным сонник Миллера || Видеть во сне давно умершего отца

Видеть слезы собственного дитя означает, что в реальности ребенку сновидца необходима помощь. Не исключено, что чадо стесняется рассказать о своих проблемах, поэтому его родителям следует проявить заботу и тактично поинтересоваться, нуждается ли он в совете старших членов семьи.

Тихий, еле различимый детский плач снится к мелким бытовым проблемам и хлопотам. Однако, если человек слышит рыдания, но не наблюдает их источник, толкование приобретает более положительное значение. Ему удастся преодолеть препятствия на жизненном пути. А также возможна встреча с личностью, которая в значительной степени повлияет на жизнь спящего.

Причины неврастении

Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.

Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически. 

Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания  и т. п. 

Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным. 

Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.

Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству. 

Триггерами развития неврастении также выступают:

  • негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
  • социально-бытовые проблемы;
  • ошибки воспитания;
  • употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
  • эмоциональная психологическая травма;
  • сильный испуг;
  • наследственные заболевания;
  • недосыпание;
  • сниженный иммунитет;
  • частые инфекции дыхательных путей;
  • приобретенные физические травмы;
  • расстройства пищеварительной системы. 

Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.

Влияние на организм

Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели. 

Этапы формирования заболевания:

  1. Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
  2. Нарастание внутреннего конфликта.
  3. Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
  4. Стрессовые ощущения.
  5. Нервно-психическое напряжение.
  6. Истощение психофизиологических ресурсов.

Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.

Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.

Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.

Варианты депрессий у подростков

Рассмотрим несколько типов (А. Е. Личко,1979):

  • меланхолический;
  • делинквентный;
  • ипохондрический;
  • астеноапатический.

Меланхолический вариант депрессии

У подростка возникают суицидальные мысли, повышается артериальное давление, появляются головные боли, чувство нехватки дыхания. Этот вариант депрессии приближается к депрессии у взрослых.

Делинквентный вариант депрессии

Его трудно диагностировать, так как на первый план выступают выраженные поведенческие нарушения, которые маскируют аффективные проявления, например:

  • асоциальные поступки;
  • тяга к уличным асоциальным компаниям;
  • агрессия по отношению к близким;
  • угрюмый вид;
  • недовольство своими поступками;
  • периоды бездействия;
  • пребывания в одиночестве.

Делинквентный вариант в будущем может смениться меланхолическими фазами. Опасность вызвана агрессивностью, которая сменяется аутоагрессией и суицидными действиями.

Астеноапатический вариант депрессии

Клиническая картина астеноапатического варианта проявляется в ослаблении внимания, снижении психического напряжения. Подростки проводят за уроками все больше и больше времени, засиживаются до поздней ночи, но все равно не успевают все доделать до конца. В таком случае подростки говорят о том, что их способности как будто куда-то исчезли или их вовсе не было.

В этом варианте депрессивные фазы могут повторяться несколько раз, прежде чем депрессия примет типичную картину. Часто эти фазы бывают сезонными и развиваются в период, когда требуется мобилизация сил (контрольные, зачеты).

Ипохондрический вариант депрессии

Ипохондрическому вариантусвойственны разнообразные соматические жалобы на боли, бесконечное стремление обследоваться у врачей, даже если процедура обследований неприятна.

Такой вариант депрессии встречается у разных подростков, но чаще всего он встречается у подростков с низким уровнем интеллекта. 

Маскированная депрессия

Еще один вариант депрессии, который может быть как у детей и подростков, так и у взрослых — это маскированная, или скрытая депрессия.

Особенность маскированной депрессии заключается в том, что признаки депрессивной триады или незначительны, или отсутствуют совсем. Как правило, пациент даже не осознает, что у него депрессивное расстройство. Скорее, он убежден в наличии редкого соматического заболевания, поэтому чаще всего проходит все возможные обследования у врачей.  

► Классические «маски» депрессии:

  • тревожно-фобические, обсессивно-компульсивные;
  • нарушение биологического ритма (бессонница или, наоборот, гиперсомния);
  • эндокринные расстройства;
  • агрессивное поведение или перепады настроения;
  • головокружение, нейродермиты, анорексия, постоянные головные боли;
  • антисоциальное поведение, конфликтность, вспышки агрессии, истерические реакции.

Когда идти к специалисту?

Если вы увидели, что ребенок чуть более грустный, чем обычно, меньше общается с друзьями, у него поменялся аппетит, он часто плачет, начал хуже учиться, ему тяжело сосредоточиться — все это уже повод для того, чтобы обратиться к психологу.  Причин такого состояния может быть много, но лучше сразу обратиться к специалисту. Если ребенку не нужна будет терапия, никто не будет ее навязывать насильно.

Обращаясь к психологу, вы всегда можете задать ему вопросы. Например: что происходит с подростком, что вы будете делать, нужны ли занятия, какие сроки работы, как можно будет отслеживать динамику, почему вы думаете, что посещение психиатра необходимо? Профессионал всегда ответит на эти вопросы.

Если у человека была депрессия, стоит ли постоянно мониторить состояние?

Да, но без фанатизма. Нужно следить за сном, питанием, беречь себя, если предвидится стрессовая ситуация, заранее получать поддержку.

Как можно справиться со скандалами?

Стратегии того, как можно справиться со скандалами, сводятся к позитивной поведенческой поддержке и развитию альтернативного поведения. Сейчас есть множество книг и статей, адаптированных для родителей, о том, как можно справиться с нежелательным поведением ребенка. Большинство таких подходов сводятся к трем основным стратегиям:

1. Определение мотивации, то есть цели поведения.

Важно понять, что, когда ребенок «скандалит», у этого поведения есть конкретная цель

Как правило, поведенческий скандал выполняет для ребенка одну из следующих функций – получить внимание других людей (например, родителей), получить какие-то предметы или занятия (которые ребенок хочет, но ему в них отказали, или доступ к ним задерживается) или избежать чего-то, что ему не нравится

Как только вы поймете, ПОЧЕМУ ребенок скандалит, вы сможете понять, как можно на это реагировать. Признавайте потребности ребенка, но не уступайте ему в ответ на скандал.

2. Поощрение позитивного поведения.

Начните «ловить» ребенка на том, когда он ведет себя хорошо. Например, когда он НЕ устраивает скандал в ответ на небольшие проблемы – хвалите его и награждайте за хорошее поведение. В зависимости от того, что предпочитает ваш ребенок, это могут быть объятия, «дай пять» или «молодец»

Так вы учите ребенка, что он может получить ваше внимание не только с помощью «плохого» поведения, но и с помощью «хорошего». Акцентируйте внимание на том, что ребенок сделал правильно, это поможет ребенку опираться на эти успехи и вести себя более позитивно в будущем!

3. Развитие навыков для успеха.

Нам известно, что частые скандалы ребенка могут говорить об отсутствии умения ждать, отсутствии способа сообщить о своих желаниях, незнании того, какое поведение ожидается в той или иной ситуации, неумении успокаивать самого себя

Важно искать возможности для развития таких навыков у ребенка и помогать ему быть успешным. Тем не менее, над этими навыками важно работать каждый день и НЕ тогда, когда ребенок скандалит

2 ключевые ошибки родителей подростка

Для начала разберем 2 ключевые ошибки родителей в воспитании подростка:

Гиперконтроль

Взросление – это нормальный естественный процесс. Но многие родители бояться его – они переживают и за свой авторитет (контроль над ребенком), и за безопасность своего чада.

В результате они буквально подавляют процессы сепарации и идентификации собственного Я ребенка. Путем угроз, наказаний, психологических манипуляций и строжайших ограничений они пытаются сделать подростка «удобным» для себя – конечно же, во имя его блага и безопасности.

И на выходе получают две проблемы:

Разрыв отношений. Ребенок всеми силами борется с подавлением и переходит к крайним мерам демонстрации своего Я – например, сбегает из дома, ввязывается в «дурные компании», нарушает закон, принимает алкоголь и наркотики. Он использует примитивные внешние атрибуты, как бы крича: «Смотрите, я взрослый! Считайтесь со мной!». В другом случае, ребенок просто «терпит» родительский контроль до 18 лет, а потом полностью обрывает контакты, избегает семьи.

Инфантилизм. Ребенок смиряется с позицией родителей, блокирует свое развитие в угоду их интересам и полностью сдается на милость их решений. В будущем это приводит к выученной беспомощности и инфантилизму во всех сферах жизни. Ребенок привыкает во всем подстраиваться под окружающих в ущерб личным интересам, боится брать на себя ответственность.

Чрезмерный либерализм

Некоторые же родители, напротив, дают подростку чрезмерную свободу действий. Но полная свобода – отсутствие какого-либо контроля и дисциплины – оборачивается попустительством.

Родители отвечают на запрос о «самостоятельности» и «независимости», но при этом забывают – подросток все еще зависит от родных

И ему нужны их поддержка и внимание, грамотные советы и предостережения – пусть он и не признается в этом

К чему ведет такой подход воспитания:

Отсутствие ограничителей. К сожалению, у подростка еще не сформированы в полной мере способности к критическому мышлению и долгосрочному планированию. Он может пускаться с чрезвычайно опасные авантюры, и далеко не все из них заканчиваются удачно, без последствий для физического и психологического здоровья. Кроме того, ребенок совершает дерзкие поступки, прощупывая границы дозволенного – это помогает ему сформировать свою личность и учит правилам поведения в этом мире. И если границ нет – ребенок просто не сможет их сформировать в своем сознании.

Потеря родительской опоры и «действия назло». Получая от родителей излишнюю свободу, многие подростки воспринимают ее как безразличие к себе. Дерзость в их поведении направлена также на изменение отношений с родителями – ребенок хочет добиться их уважения и принятия. Если же родители не обращают внимания на его действия – подросток не получает желаемого. А значит, решает он, нужно приложить еще большие усилия. Отсюда – тяга к «дурным компаниям», алкоголю и наркотикам, криминальному поведению, экстремальным выходкам – ребенок пытается привлечь внимания, рискуя своим здоровьем.

Где же «золотая середина»?

Как мы видим, задача родителей подростка крайне сложна – нужно балансировать между строгостью и поощрением самостоятельности. А ко всему этому, нужно как-то мириться с повышенной чувствительностью, страхами и тревогами, неустойчивым эмоциональным фоном ребенка! Как же себя вести, чтобы помочь ребенку на пути взросления, поддержать и обезопасить его – но не оттолкнуть? Вам могут помочь следующие советы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: