Советы психолога: что делать с детской ревностью, если рождается второй ребенок

Причины родительского фаворитизма

Вернёмся к причинам фаворитизма родителей и неравенства детей в семье. Среди основных причин можно выделить следующие:

Незапланированный ребенок.

Очень распространённая ситуация, когда женщина ещё не готова стать мамой. Беременность наступила «случайно»

В этот период основное внимание и приоритетный вектор будущей мама может быть направлен в сторону образования, карьеры. Беременность становится причиной для брака с нелюбимым мужчиной, или она вынуждена воспитывать ребёнка одна


Фото автора Danik Prihodko: Pexels

В этом случае, чувства женщины по отношению к ребёнку двояки: с одной стороны – она его очень любит, ведь это её ребёнок, а с другой – своим появлением ребёнок нарушил её жизненные планы, заставил отказаться от своей мечты.

Первый ребёнок – последняя кукла.

Это высказывание характерно для территории России, так как существует статистика, что первый ребёнок появляется у очень молодых родителей. В этом случае, часть заботы о малыше переходит к бабушке или дедушке, потому что сами родители ещё не совсем готовы к процессу сознательного родительства. Поэтому первого внука, бабушки и дедушки, как правило любят больше: первый внук – это первый «ребёнок». Вот такой традиционный парадокс.

Создаётся ситуация, когда родители малыша начинают неосознанно конкурировать за внимание своих родителей с своим ребёнком. Ребёнок выступает в роли «младшего брата» для своих родителей

Рождение следующего ребёнка, как правило, происходит чуть позже и, возможно, его появление планируется. Оба родителя к этому моменту переходят в фазу полной взрослости, материальной и профессиональной стабильности. Пара готова для того, чтобы познать все радости осознанного родительства. 

Ребёнок так похож на «него» или «её».

Как часто дети похожи на ближайших родственников, или одного из родителей, с которыми произошёл разрыв отношений? Часто, потому что генетику никто не отменял.


Фото автора Ron Lach: Pexels

И вот ребёнок просто копия твоя свекровь, с которой очень натянутые отношения. В этом случае, происходит бессознательный перенос отношения к свекрови на ребёнка. Потом, спустя некоторое время, ты можешь осознавать неправильность своего поведения, но это потом;

Не понятный и «чужой» человек.

Выше мы рассмотрели разные типы проявления материнского инстинкта у женщин. Если представить, что ребёнок очень сильно отличается по характеру от психологического типа матери, то становится понятным почему предпочтение отдаётся ребёнку более близкому по психическому складу к типу матери: он просто более понятен для неё.

Например, для мамы с кожным вектором ребёнок с анальным вектором будет очень медлительным в своих действиях, а малыша будет нервировать темп матери, за которым ему не угнаться. Это можно отнести и к отцу, ведь он тоже имеет свой тип психической организации.

Причина 1.

  Если разница в возрасте между детьми менее 12 лет они физически не могут стать справиться с заботами о младших. Обычно родители начинают с мелочей: просят старшего ребенка минуточку посидеть с младшим, пока мама примет душ/заварит чай/развесит белье. И у старшего получается развлечь маленькую козявку погремушками или веселыми «ку-ку».

Дальше мама «входит в раж» и все чаще доверяет первенцу заботы о младшем, а в награду сулит вкусняшку или какой-нибудь другой сюрприз. В итоге – старшему приходится брать на себя заботы, которые ребенок в силу физического развития не может выполнить: например, удержать младшего, который спускается с горки или вот-вот свалится с качели или лесенки на детской площадке.

Бывали случаи, когда мама убегала на минутку в магазин и доверяла старшему ребенку покатать коляску с младшим. Ребенок катал, нечаянно заезжал на камень или бордюр, коляска переворачивалась – и травму получали и нянька, и кроха в коляске. А «имитация» родов, когда врачам приходится доставать у младших сестричек застрявших «там» пупсиков…

Растим хама: 6 советов, как воспитать грубияна из своего ребенка

Особенности детской психологии

Но в чем корень проблемы то собственно? Почему родители так боятся сложностей во взаимоотношениях между прежним и новым ребенком? Ответ прост: детская ревность. И знаете что, это норма (как сказала бы знаменитая ведущая программы про здоровье).
 
Обрисуем ситуацию: у мамы и папы есть малыш, допустим, 2 годика ему

Его все очень любят, все внимание, ласка и забота достается лишь ему, ровно, как и все подарки, поощрения и прочее. Он для всех любимый малыш. Что происходит с появлением новорожденного: мама и папа постоянно крутятся с этим маленьким человеком, больше не играют и не обнимают или делают это редко, отмахиваются, мол, ты уже взрослый, сделай сам или, что еще хуже, заставляют помогать с маленьким или вовсе отправляют к бабушке на пмж или устраивают в сад.
 
Что происходит в маленькой детской головке? Старший ребенок (будь он совсем мал, школьник или же подросток) начинает сомневаться в своей нужности, что родители до сих пор любят его также, а не завели «нового» малыша взамен ему

И ваша задача: мягко, но уверенно и постоянно доказывать, что это не так.
 
Представьте себе вполне себе «взрослую» ситуацию: муж очень любит свою супругу: дарит ей цветы на выходные, говорит комплименты, целует время от времени. Она в центре его внимания. Но в какой-то момент поцелуев от мужа приходится выпрашивать чуть-ли не силой, цветов уже не видно давным-давно, он постоянно задерживается где-то и в общем не обращает особого внимания на свою половинку. Какие мысли на этот счет? Жену разлюбили, она не интересна, не нужна, у мужа есть кто-то другой….Так и здесь.
 
Все, что требуется от родителей, перед тем, как подготовить ребенка к рождению второго: научиться говорить правду своему малышу, показывать свою любовь и внимание при любом удобном случае и тщательно спланировать заранее все организационные моменты

Что происходит с появлением новорожденного: мама и папа постоянно крутятся с этим маленьким человеком, больше не играют и не обнимают или делают это редко, отмахиваются, мол, ты уже взрослый, сделай сам или, что еще хуже, заставляют помогать с маленьким или вовсе отправляют к бабушке на пмж или устраивают в сад.
 
Что происходит в маленькой детской головке? Старший ребенок (будь он совсем мал, школьник или же подросток) начинает сомневаться в своей нужности, что родители до сих пор любят его также, а не завели «нового» малыша взамен ему. И ваша задача: мягко, но уверенно и постоянно доказывать, что это не так.
 
Представьте себе вполне себе «взрослую» ситуацию: муж очень любит свою супругу: дарит ей цветы на выходные, говорит комплименты, целует время от времени. Она в центре его внимания. Но в какой-то момент поцелуев от мужа приходится выпрашивать чуть-ли не силой, цветов уже не видно давным-давно, он постоянно задерживается где-то и в общем не обращает особого внимания на свою половинку

Какие мысли на этот счет? Жену разлюбили, она не интересна, не нужна, у мужа есть кто-то другой….Так и здесь.
 
Все, что требуется от родителей, перед тем, как подготовить ребенка к рождению второго: научиться говорить правду своему малышу, показывать свою любовь и внимание при любом удобном случае и тщательно спланировать заранее все организационные моменты

При этом совершенно не важно, в каком возрасте находится ваш старший сын или дочь. Казалось бы, уже взрослые и такие независимые подростки тоже нуждаются в любви и внимании (умеренном, конечно же), а самое главное, хотят слышать от родителей правду.
 

Что же делать

Конечно же, здравомыслящие родители должны понять, что ребёнок должен гулять во дворе, укрепляя своё здоровье и общаясь со сверстниками. Просто нужно с раннего возраста приучать своё чадо к самостоятельности, не бояться отпустить его от себя, проводить беседы на тему безопасности:

  1. Учить правила дорожного движения, опасаться движущихся машин, ведь они могут быть во дворе.
  2. Рассказывать о правилах поведения с незнакомыми людьми. Только не надо перегибать палку и запугивать ребёнка маньяками (так можно довести малыша до нервного тика).
  3. Учить беречь свои вещи, например, не хвастаться дорогим мобильным телефоном.
  4. Учить ребёнка быть всегда на связи с родителями, чтобы те могли позвонить в любой момент и узнать, где находится их чадо.

Секрет № 7 Маленькое дело или большое — вы все равно молодец, каждый день

Несмотря на то, что моя жизнь повернулась на все сто восемьдесят градусов, я открыла в себе много новых ресурсов!

1 Я научилась чувствовать, а не думать. Это очень помогло в понимании своего ребенка. Только прислушиваясь к плачу, а потом к своему внутреннему голосу, мне удавалось почти безошибочно определять причину плача.

2 Я научилась делать огромное количество дел очень быстро. Ни один тайм-менеджмент не смог меня научить так четко и с максимальной продуктивностью планировать время. Когда малыш засыпал, начинался обратный отсчет «у вас осталось один час пятьдесят восемь минут», и я успевала все! Переделав массу дел по дому, накормив и вычесав кота, полив цветы, постирав, погладив, помыв полы и приготовив обед за сорок минут, оставшиеся час двадцать я могла полежать в тишине на кровати.

3 Я научилась слышать себя и контролировать свой перфекционизм. Много работала над своими чувствами. Сложнее всего было победить чувство вины — что периодически лежала без сил и на несколько минут оставляла ревущего малыша одного. Иногда повышала голос, директивно укладывала спать, преодолевая его сопротивление.

4 Я стала креативнее

Малышу не важно, что ты седьмой раз за ночь встаешь его кормить — чтобы уснуть, обязательно нужен спектакль или игра. И обязательно что-нибудь новенькое

5 Я научилась гибкости: быстро перестраивать себя и свой режим под нужды ребенка. Каждый день был разным, по мере его взросления менялся и режим дня: вот мы спим три часа, бодрствуем один, потом два на два, сейчас можем бузить четыре-пять часов без перерыва и дремать всего тридцать минут. Все это перестало меня раздражать, и я научилась адаптироваться, получать удовольствие от общения с ним. Хотя, поверьте, это было очень непросто.

Сейчас моему Семену одиннадцать месяцев. Я продолжаю проживать с ним все периоды и учиться вместе: играть, кушать, переворачиваться, ходить, манипулировать предметами. И каждый день, несмотря на бессонные ночи, сутками непрерывный плач от прорезывания зубов, проблемы с животиком, онемевшие руки и спину, вполне компенсируются всего одной его улыбкой с утра. Всего одной, но самой дорогой на свете!

Секрет № 4 У детского плача (и других звуков) всего несколько причин, которые можно вычислить

В первые два месяца, в период, когда складывается индивидуальная, отдельная от матери, психическая жизнь ребенка, я с легкостью определяла причины плача — сон, еда, болит животик. Здесь важную роль играла последовательность в действиях. При плаче сначала предлагала грудь: если присасывался и сладко засыпал, значит был голоден и хотел спать. Если это не срабатывало, малыш поджимал ножки и плакал всё сильнее, давала ветрогонное.

К концу второго месяца плач стал средством общения, ребенок научился привлекать мое внимание. Обычно, это происходит одновременно с развитием комплекса оживления: замирание с фиксацией внимания на предмете или звуке, которое сменяется улыбкой, вокализацией, радостными вскриками, двигательным оживлением, например, при приближении матери

С четвертого по шестой месяц добавились зубы: малыш неистово пихал свои и мои пальцы в рот, рычал, грыз все, что попадало под руку, и истекал слюнями.

Запомнить:

прислушиваться к ребенку и изучать зоны ближайшего развития, это поможет вам быстрее удовлетворять его актуальные потребности.

Ревность

Как проявляется? Старший привлекает к себе внимание истериками, капризами, нередко и порчей имущества, он может взять запрещенную вещь или высоко залезть, чтобы мама подошла к нему и оставила младшего. Порой наблюдается «регрессивное поведение» — например, он может забыть, как проситься на горшок или самостоятельно есть

Негативная реакция со стороны матери лишь усиливает ревность к младшему. Приучение к горшку и как реагировать на визги ребенка: мнение детского психолога

Почему так происходит? Как правило, старший ребенок, единственный в семье. Его обожали, уделяли много внимания. И вот появляется новорождённый. Старший чувствует, что у него отняли принадлежащее ему место. Это наносит психологические травмы и порождает ненависть к младшему, а порой и к маме – она одна из причин этих изменений в его жизни

Старший пытается привлечь к себе внимание матери, так самым доказать, что он лучше

Что делать, если ребёнок не хочет учиться

Самое важное, что необходимо сделать, — это понять причину. Ведь только докопавшись до сути проблемы, ребёнку можно будет помочь

Основные причины нежелания детей учиться:

Не понимает практической ценности обучения, или «Зачем всё это мне?». Это значит, что родители недостаточно хорошо обсудили с малышом ценность образования, не привили желание узнавать что-то новое, не показали собственный пример. Теоретическое обучение должно быть всегда подкреплено практикой
Если в школе этому не уделяется внимание, родители сами могут «практиковаться» с ребёнком или же водить его в практикоориентированные кружки

Например, если на информатике в школе в теории изучают язык программирования, то в клубе по интересам можно сделать робота и запрограммировать его или же создать свою компьютерную игру.‍

Находится в напряжённых отношениях с учителями или сверстниками
Даже пара неосторожно брошенных слов педагогом может поселить в ребёнке неуверенность и, возможно, отвращение к предмету и школе, а уж тем более пара таких же фраз от одноклассников.‍

Чрезмерно нагружен, если кроме школы у ребёнка много дополнительных занятий. Это не значит, что их не должно быть совсем, всё дело в балансе между отдыхом и активностями

Что чувствует старший: «Ты уже взрослый»

Представим ситуацию: растет малыш, единственный и любимый всеми членами семьи

Все внимание взрослых принадлежит ему, все самое лучшее делят с ним, его любят, балуют

Через несколько лет появляется кто-то еще. Из единственного и любимого ребенок превращается в «старшего». Ему говорят: «Ты уже взрослый, теперь твой братик — маленький, о нем нужно заботиться». Игрушки и конфеты теперь дают не только ему, да еще и со словами: «Не будь жадиной, он же маленький. Отдай, поделись!» Вечером мама вместо того, чтобы почитать ему книжку, возится с этим «орущим свертком», а ему говорят: «Иди спать сам, ты же не маленький». И самое страшное, что теперь так будет всегда.

Одиночество, обида, безнадежность, предательство со стороны самых близких людей, злость, ненависть… Сколько сложных чувств разом сваливаются на ребенка! Ему плохо, больно и обидно. Но вместо поддержки он слышит: «Ты уже взрослый, справишься». Только родители забывают, что этому взрослому недавно исполнилось четыре года.

Детская психика еще не в состоянии адекватно справляться с таким стрессом, вот малыш и защищается, как может.

Он видит, что мама и папа теперь принадлежат не только ему. Он чувствует, что у него забирают игрушки, сладости, всем дорогим и важным для него теперь приходится делиться с братиком. Кроме того, часто родители поручают старшим детям присматривать за младшими, перекладывая тем самым свои родительские функции на ребенка.

Братик, которого все так любят, воспринимается старшим ребенком как враг, как соперник. С его появлением в жизни исчезло все хорошее. Сам ребенок вдруг резко «повзрослел», утратил свой статус единственного. Ежедневные ритуалы, времяпрепровождение с родителями, к которому привык ребенок, теперь в дефиците… А его еще заставляют заботиться об этом существе.

Малыш может даже подумать: «А что я такого сделал, что они вдруг завели братика? Неужели я такой плохой, что меня нужно заменить, найти лучше? Получается, я теперь не нужен ни маме, ни папе, у них теперь есть братик…»

Ну как тут любить братика? Вполне логично, что ребенок ревнует к младшему и начнет ненавидеть вновь возникшего соперника.

Мама пятилетнего малыша рассказывает, что с появлением младшего брата, его как будто подменили:

«Он стал таким капризным, ему срочно нужны те игрушки, с которыми играет маленький, хотя раньше он о них не вспоминал вообще. Начинаем пеленать младенца, приходит и ложится рядом, чтобы так же поступили и с ним. Откуда такая детская ревность к младшему ребенку? А самое страшное, что он как будто специально пытается убить братика! Один раз застала его за тем, как он положил на брата подушку. На следующий день подставил мне подножку, когда я несла младенца купать, еле удержалась. А неделю назад просто оставил открытым окно в комнате, где лежал младенец, хотя прекрасно понимает, что на дворе зима…»

Такие жалобы типичны для мам двоих детей.

Стандартные ошибки родителей: как подготовить ребенка к рождению второго без создания иллюзий

  • Ошибка первая: ожидать от ребенка радости. Радуясь в ожидании второго ребенка, родители полагают, что старший ребенок их поддержит: что он с удовольствием будет ходить с ними по детским магазинам и покупать малышовые вещи, готовить детскую комнату, что он отдаст часть своих игрушек и будет радоваться появлению малыша. Однако чаще всего старшие дети вовсе не рады приходу брата или сестры. И родители расстраиваются, что их ожидания не совпали с тем, что на самом деле чувствует, говорит или проявляет старший ребенок.
  • Ошибка вторая: спрашивать, хочет ли ребенок брата или сестру. Получая в ответ «нет», родители не знают — что с этим делать дальше. Загнанные в угол, родители начинают уговаривать старшего: «Ну это же так здорово, у тебя будет братик…». И чем дольше они уговаривают, тем большее сопротивление оказывает старший. По этой причине к моменту рождения младшего старший уже не может ему радоваться, ведь на протяжении нескольких месяцев он так активно сопротивлялся.

Как найти время?

Актуальнее всего в этот непростой период – найти чуточку свободного времени, ведь малыш требует к себе внимания, особенно, маминого. Грудное кормление, прогулки, выкупать, уложить спать, опять покормить, опять погулять… Мама в это время сама себе практически не принадлежит, а ведь и домашние дела никто не отменял, да и самой отдохнуть хочется. Однако есть небольшие, но легко реализуемые хитрости, которые помогут маме найти время и для старшего ребенка:

  • во время грудного кормления можно почитать старшему книжку: и времени специально на это выделять не придется, и младенцу слышать ровный мамин голос очень полезно;
  • погулять с коляской может и кто-нибудь из родственников: малыши во время прогулки часто спят, а потому мама (по крайней мере, в раннем периоде) на это время может быть свободна. Можно со старшим полепить, порисовать, разучить новую песенку или послушать его игру на фортепиано, попутно делая что-нибудь по дому;
  • если старший ребенок посещает детский сад или школу, можно забрать его и с коляской. Дорога домой – это куча времени, чтобы первенец мог поделиться произошедшим за день, своими новостями и переживаниями, а мама могла его внимательно и не торопясь выслушать, при необходимости помочь советом;

Гулять можно и всем вместе!

старшего сына или дочь можно (и нужно!) привлекать к уходу за малышом буквально с первых недель: например, вполне можно попросить помочь при купании, найти нужную одежку или застегнуть пуговки на кофточке, принести игрушку и т.д. Вовлеченность в новый процесс сгладит психологическую отстраненность, позволит старшему почувствовать себя нужным и ответственным. Не стоит упрекать его, если он не захотел чего-то сделать для малыша.

Старшему ребенку очень важно знать, что с появлением «конкурента» он не перестал быть нужным, что о нем помнят, заботятся и относятся с прежним вниманием. В этот период родителям необходимо проявлять максимум терпения, не позволять возникнуть детской ревности, не ругать старшего ребенка по пустякам

И еще один очень важный момент: родителям обязательно нужно найти время, которое можно провести только со старшим ребенком, не отвлекаясь постоянно на малыша. Игра в шахматы или другие настольные игры, раскрашивание картинок, выполнение поделки – пусть один из взрослых возьмет на пару часов заботы о младенце, в то время как другой полностью уделит время старшему. Рекомендуется почаще освобождать для этого маму – так сохранится надежный контакт со старшим ребенком.

Папа играет с первенцем, пока мама занята малышом

Как было раньше

В советские времена и период перестройки у детей существовала целая культура гуляния во дворе. Семьи, как правило, долго жили на одном месте, заселялись целыми домами (при СССР квартиры выдавались от предприятий). Естественно, все друг друга хорошо знали, и родители не боялись выпустить на улицу одного младшего школьника и даже дошкольника.

Летом ребята с утра до вечера играли в самые разные активные игры («Казаки-разбойники», «Вышибала», «Горячая картошка», «Ножички» и пр.), девочки обожали прыгать через резиночку, закапывали в землю «секретики». В общем, всего не перечесть, а главное — что всем было очень интересно и радостно.

В советское время все ребята пропадали во дворе, детские голоса здесь не умолкали с утра до вечера, особенно летом

Когда же на улице шёл дождь, ребята могли собраться у кого-то дома, и уже там придумывали себе различные занятия, опять-таки основанные на общении, взаимодействии. Как только погода налаживалась, все снова спешили на улицу.

Значение дворового братства

За этой картинкой беззаботных детских развлечений скрывалось немало очень важных задач:

  1. Дворовые игры были очень разнообразны по своим целям, задачам, способам проведения, ведь они были подвижными, театральными, интеллектуальными. Таким образом, ребята чередовали физическую нагрузку и отдых. Детям было куда деть свою неуёмную энергию, что гарантировало им после прогулки здоровый аппетит и крепкий сон.
  2. Личность ребёнка развивалась среди сверстников. Во дворе дети не просто гуляли, а учились общаться, занимать своё место в коллективе. Опять-таки в игре ребята учились договариваться, выполнять различные роли, следовать установленным правилам, разрешать конфликты, считаться с мнением товарища, учились просить прощения, сами прощать.
  3. Гуляние во дворе приносило огромную пользу здоровью. Ведь ребёнок бо́льшую часть суток проводил на свежем воздухе, в том числе зимой. Детей в то время не кутали, как сейчас. Одевались ребята, в основном легко, чтобы одежда не стесняла движений. Незаметно организм закаливался, малыши и школьники меньше болели.

Ребята, гуляющие во дворе, учились общаться, договариваться друг с другом, разрешать конфликты, идти на компромиссы

Ребенок родился: ошибки, которые не стоит повторять родителям

  • Все запрещать и ограничивать: старшему теперь нельзя громко разговаривать, бегать и еще много разных «нельзя». На самом деле, младший ребенок прекрасно «впишется» в любую шумовую ситуацию, которая будет в семье, ведь его способности к адаптации очень высоки.
  • Уделять младшему в разы больше внимания, чем старшему. Эту ошибку обычно совершает не только мама, но и вся семья одновременно. В сторону старшего теперь поворачиваются только с тем, чтобы что-то запретить. Как ее не допустить? Пусть младшим занимается только один взрослый. И если мама кормит или пеленает малыша, другой член семьи в этот момент обязан заняться старшим ребенком.

Старшие дети не сиделки

Ну и конечно, одной из наиболее распространенных ошибок родителей в том, что они заставляют старшего ребенка присматривать за младшим. Но ведь нужно понимать, что старший, возможно даже не хотел появления малыша. Это целиком и полностью только ваше решение, поэтому и следите за малышом самостоятельно. Не нужно лишать ребенка детства и с самых ранних лет заставлять его работать.

Нужно все сделать так, чтобы ребенок сам захотел следить за малышом и во всем вам помогать. Нужно показать ему, что вы без его помощи просто не сможете справиться. Но настаивать на том или ином не стоит. Ребенку будет наоборот более интересно, если вы не будете его просить помогать. Он будет следить за вашими действиями, но рано или поздно сам предложит свою помощь или даже сделает что-то полезное, не спросив вас об этом.

Негатив в сторону второго ребенка

Помимо общего поведения, ребенок может проявлять негативную реакцию и по отношению к самому младенцу. Рассмотрим часто встречающиеся примеры ревности:

Делает больно малышу. Заметили, что старший ребенок обижает кроху – постарайтесь не оставлять их наедине. Прибегнув к наказанию, вы можете спровоцировать более жестокое обращение.

Отнимает игрушки. Забирая игрушку у второго ребенка, ваш первенец хочет показать свое негативное отношение к нему. Для исправления ситуации дайте старшему новую игрушку, скажите, что он уже взрослый для игры с погремушками, сходите с ним в магазин и купите игрушки для него и младшего ребенка.
Выказывает усталость от занятий с малышом. Нельзя заставлять его катать коляску или заниматься с крохой, не оставляя свободного времени для других игр

Когда младенец спит, уделите внимание взрослому ребенку, чтобы у него не образовался недостаток родительской любви и участия.
Ходит с грустным выражением лица. Если вы заметили, что ваш взрослый ребенок загрустил с момента появления малыша, стоит насторожиться и принять меры

Такое настроение может перейти в депрессию, поэтому не забывайте о нем, уделяйте внимание, целуйте, берите на руки, играйте, находите время, чтобы он не испытывал дефицита вашего внимания.
«Впадает» в детство. Вполне самостоятельный ребенок вдруг начинает вести себя так, как он вел себя в годик-два. Просит взять его на ручки, покормить с ложечки, отказывается сам одеваться, переходит на крик. Идти у него на поводу не следует, но и полностью отказывать в просьбах нельзя. Отыщите «золотую середину»: пусть малыш немного посидит у вас на коленках, почитайте ему сказку на ночь, укладывая спать, спойте колыбельную.

Как избежать ревности со стороны ребенка

Представьте, ещё только вчера вы могли играть в догонялки и прятки, в шутку бороться дома на полу, а сегодня уже подрастает животик. Психология мамы в этот период должна работать на максимальное сближение первого малыша с будущим. Объясните первенцу, «кто-кто в теремочке живёт», разрешите погладить братика/сестрёнку через животик, поговорить с ним или спеть песенку. Пусть налаживают контакт уже сейчас.

Чаще показывайте ребёнку фото, когда он был совсем малюткой, говорите, как вы гордитесь им. «Ты так быстро растёшь, становишься умным и умелым. Думаю, ты сможешь научить своего братишку/сестрёнку  всем премудростям», — такие доверительные беседы помогут малышу осознать свою ответственность. Ревность и чувство соперничества уйдут,  и ваш первенец будет с нетерпением ждать своего «собрата».

Кстати, и к вашему отъезду в роддом ребёнка надо бы подготовить. Объясните, что скоро вы вернётесь вместе с малышом, а он с папой остаётся за главного. Поручите им подготовить встречу нового члена семьи. Вот увидите, этот процесс увлечёт кроху и он почувствует себя причастным к чуду появления маленького человечка.

Можно ли предотвратить регресс

Совсем отменить регресс вряд ли получится, но можно подготовить ребенка и подготовиться самим к тем переменам, которые ожидают семью с рождением малыша. В зависимости от возраста старшего мы можем рассказывать ему терапевтические сказки о том, как у любимого мультяшного героя появился младший братик. Можем проигрывать этот сюжет с любимой игрушкой.

Можем показывать картинки и фотографии младенцев, объяснять, что первое время малыш будет много спать и часто плакать, мама будет кормить его молоком и носить на руках. Зато потом он научится переворачиваться, ползать, ходить. Будет смешно агукать и разбрасывать игрушки, облизывать все вокруг. Скоро с ним уже можно будет ползать наперегонки и играть в мяч. Очень помогают также фотографии или видео из младенческого возраста старшего ребенка – с и помощью мама может рассказывать ему истории о том, как он сам был малышом.

Если вы собираетесь рожать в роддоме, то стоит подготовить ребенка к разлуке с мамой – подумать, кто останется с малышом, как этот человек будет укладывать и успокаивать его, чем они будут заниматься. (Некоторые женщины выбирают домашние роды отчасти потому, что не хотят надолго разлучаться со старшим ребенком.)

Хорошо, если такой опыт уже имеется, и важно, чтобы он был приятным

Можно акцентировать внимание на том, что ребенок уже большой, поэтому может пойти с папой в игровую, в кино, на аттракционы или в зоопарк, зайти в кафе. Лучше рассматривать возможность переночевать у бабушки (или с бабушкой без мамы) как особую привилегию и постараться создать немного праздничную и сказочную атмосферу, ввести особые ритуалы, например, какао перед сном или игры с домом из стульев и одеяла

Бабушки и дедушки во время разлуки часто стараются лишний раз не напоминать о матери, чтобы не расстраивать внука. Но как бы весело с ними не было, ребенок прекрасно понимает, что мамы нет рядом, и может подумать, что про него забыли. Звук материнского голоса, фотография или видео могут действительно расстроить малыша. Но можно подготовить записочки и открыточки для ребенка, какие-то небольшие игрушки или угощение – знак того, что любимая мамочка не пропала, она помнит и любит его. Бабушка может говорить, например, что мама прислала посылочку, если малыш спрашивает про нее.

После возвращения из роддома многие родители дарят подарок старшему ребенку – «от братика». Всех гостей, которые приезжают посмотреть на младенца, лучше всего тоже предупредить, чтобы принесли подарки и для вашего первенца, ведь ему сейчас они гораздо нужнее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: