Обучение математике в детских садах с помощью счетного материала
- Каковы свойства и задачи счетного материала
- Какой бывает раздаточный счетный материал
- Кубики и игровые наборы
- Счетные палочки
- Картинки и карточки
- Лэпбуки
- Как используется счетный материал в образовательном процессе ДОУ
- Наглядный материал своими руками
Обучение счету — это обучение оперировать отвлеченными понятиями. Ребенок способен легко представить два яблочка или четырех зайчиков, но не числа «два» и «четыре». Развитие мышления идет от наглядно-предметного до абстрактного. Дети мыслят предметными понятиями, которые можно увидеть и потрогать.
Счету в дошкольном образовательном учреждении начинают учить с трехлетнего возраста. Процесс этот должен быть (обязательно) наглядным, опираться на конкретные предметы. Таким предметом и становится счетный материал: палочки, мячики, игрушечные белочки.
Зайчики и морковки позволяют детишкам понять, что такое счет и числа
Простые операции с предметами: сложение и вычитание
Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):
Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»
Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?
- Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
- Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
- Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.
Выбор математических прописей
Лучше всего использовать печатные материалы, чтобы научить ребенка правильному написанию чисел. Вы можете распечатать тетрадь по математике самостоятельно или приобрести ее в любом книжном магазине. При этом необходимо учитывать, что они бывают разных видов и рассчитаны на определенный возраст. Не стоит навязывать ребенку материалы, не соответствующие его возрасту и уровню подготовки. Умнее он не станет, зато учебу точно возненавидит.
В возрасте 3—4 лет рекомендуем использовать прописи с забавными цифрами. Увлекательные иллюстрации могут заинтересовать ребенка.
В 4—5 лет можно использовать дидактические материалы с фигурами. Они помогут тренировать руку ребенка.
В 5—7 лет мы предлагаем Вам воспользоваться прописями, в которых есть пример написания числа. Для самостоятельного обучения представлен точечный контур, который ребенок легко может повторить
Стоит обратить внимание на дидактические материалы, в которых есть дополнительные задания для тренировки руки.
После пятилетнего возраста дошкольник начинает писать числа по всем правилам. Практические навыки ребенок осваивает постепенно. Если исключить какой-либо этап, работать с прописями будет непросто. От непонимания того, как выполнять то или иное упражнение, и плохой координации пальцев, юный ученик может быть тревожным и капризным. Основная задача родителей — быть спокойными и не раздражаться, если нужно вернуться к начальному этапу обучения. Разнообразить занятия по математике и снять стресс поможет более легкое задание — чтение. Узнайте, сколько слов ребенок должен успеть прочитать за минуту уже в первом классе. Занятия следует проводить в дружеской и позитивной атмосфере. Фантазируйте вместе с ребенком, придумывайте интересные задания. Тогда новые знания вызовут у него только положительные эмоции, а в школе малыш сможет чувствовать себя уверенно!
Считаем играя
Здесь выложены материалы для занятия с детьми, помогающие запомнить счет от 1 до 10. На бланках заданий ребенок увидит на что похожи цифры, какие предметы напоминают по форме цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Также ребенку нужно будет обвести контуры каждой цифры (это способствует лучшему запоминанию зрительного образа цифры). Считаем, играя, чтобы занятия были интересны ребенку!
Для обучения счету вы также можете поиграть в развивающую игру для малышей «Счет от 1 до 10»
А в разделе презентации можете показать ребенку слайды по теме «Цифры и числа от 0 до 10 и от 0 до 20»
А для закрепления пройденного материала можете включить ребенку игру «Найди цифры от 1 до 10» — здесь малыш должен найти все эти цифры на картинке.
Цифра 4
Сегодня мы проходим цифру четыре. Осмотри комнату, в которой ты сидишь. Каких предметов в ней четыре?
Дополнительные вопросы:
— Назови четыре времени года.
Цифра 8
Сегодня мы будем проходить цифру 8. Назови предметы, которые по форме напоминают эту цифру. Сосчитай, сколько уточек на картинке? Сколько из них смотрят назад, сколько вперед, а у скольких голова под водой?
Основные этапы освоения счёта
Прежде чем начать процесс обучения, выясните его главные этапы. Всего их 5:
- В 2-3 года малыш способен осознавать различия между понятиями мало, один/одна, много.
- В 4 года ребёнок сможет посчитать 5-10 конкретных осязаемых и понятных предметов, но не абстрактных. Это реальные вещи, которые малыш видит и трогает, например, игрушки, фрукты, камушки или кубики.
- В 5 лет девочка или мальчик уже способны хорошо считать до 10, делая это самостоятельно и без помощи взрослого: по собственной инициативе или же по чьей-то просьбе.
- В 6 лет ребёнок может считать уже до 20-30. Также в этом возрасте можно начать освоение написания разных цифр. Шестилетняя девочка или мальчик могут не только запоминать, как цифровые символы выглядят, но и писать их самостоятельно, пусть неидеально. Также на данном этапе нужно знакомить ребёнка с понятиями равенства и меньше/больше. Например, чадо должно уравнивать группы предметов, перемещая элементы между ними. Также дочка или сын могут определять, где вещей больше, а где меньше (но не на глаз, а посредством счёта).
- К 7 годам, то есть к началу периода посещения школы ребёнок может свободно считать до 100, а также готов осуществлять сложение и вычитание небольших чисел в пределах 10.
Изучаем понятие «Столько же»
Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):
Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же, сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.
Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же».
В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (различные грибочки, морковки, помидорки; вот еще пример шикарного набора).
Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любые сюжетно-ролевые игры. Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.
Ход занятия.
Iч. Вводная часть.
Пальчиковая игра «Можно и нельзя».
Можно двадцать тысяч раз
(выполняют упражнение – пальчики здороваются)
Уронить железный таз,
(округляют руки, сцепив их перед собой, встряхивают кистями)
А фарфоровую вазу
(плавными движениями рук «рисуют» силуэт вазы)
Уронить нельзя ни разу.
(грозят пальчиком)
Ведь на двадцать тысяч раз
Нужно двадцать тысяч ваз
(выполняют упражнение пальчики здороваются).
IIч. Основная часть.
1. Игровое упражнение «Напиши правильно».
Задания
• Напишите цифры и числа от 1 до 10 в клеточках по порядку.
Загадать детям загадку: Проживают в этой книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
(Цифры.)
2. Игровое упражнение «Сосчитай и напиши».
Задание и вопросы
• Написать в квадрате и под каждым прямоугольником, сколько геометрических фигур в нем.
• Сколько треугольников? (6.)
• Сколько ромбов? (8.)
• Сколько прямоугольников? (7.)
• Сколько кружков? (9.)
3. Игровое упражнение «Отгадай и запиши».
Загадать детям загадку:
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Если дети затрудняются, уточнить, что каждый из зайчиков съел 5 морковок, предложить сосчитать морковки на рисунке.
Задание
• Записать решение задачи и прочитать запись. (Пять плюс пять равняется десяти.)
4. Физкультминутка «Зайка».
Дети выполняют движения под текст стихотворения:
Раз, два, три, четыре, пять –
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
5. Игровое упражнение «Раскрась правильно».
Задания и вопросы
• Раскрасьте мячей столько, сколько обозначает цифра в квадрате слева.
• Сколько раскрасили мячей и почему? (Шесть, потому что в квадрате написана цифра 6.)
• Раскрасьте флажков столько, сколько обозначает цифра в квадрате слева.
• Сколько раскрасили флажков и почему? (Пять, потому что в квадрате написана цифра 5.)
6. «Напиши правильно знаки».
Задания
• Назовите знаки верхнем правом уголке. (Больше, меньше.) Уточнить, что острым концом влево знак всегда показывает на меньшее число.
• Написать знаки в кружках между предметами и прочитать записи. (Три шарика больше, чем два шарика; три кораблика меньше, чем четыре кораблика.)
• Написать знаки как показано на рисунке.
7. Работа с счетными палочками.
Задание и вопрос
• Выложить из счетных палочек квадрат и прямоугольник.
• Из скольких палочек выложили квадрат? (Из четырех.)
Прямоугольник? (Из шести.)
8. «Рисуем квадраты, прямоугольники».
Предложить детям дорисовать квадраты и прямоугольники до конца строчки.
Подведение итогов занятия. Анализ. Словесное поощрение. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
IIIч. Итог занятия.
Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Можно использовать два вида самоконтроля и самооценки: по образцу и по словесной инструкции. Желательно их чередовать.
По образцу (проводится, если работа ведется с небольшой подгруппой или индивидуально).
Показать детям заранее приготовленный лист 1 с правильно выполненными заданиями и предложить сравнить свою работу с образцом. Если работа ребенка целиком соответствует образцу, попросить закрасить все шарики слева зеленым цветом, если в одном из заданий есть 1-2 ошибки – желтым, если задание не выполнено – красным.
Напомнить детям, что эти цвета символизируют сигналы светофора и обозначают: зеленый – все в порядке, можно переходить к следующей страничке, желтый – надо быть внимательнее, красный – необходимо выполнить задание еще раз.
По словесной инструкции.
Предложить детям проверить, правильно ли у них выполнены задания:
1. цифры должны быть написаны в следующем порядке: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, число 10*;
2. под треугольниками должна быть написана цифра 6, под ромбами – 8, под прямоугольниками – 7, под кружками – 9;
3. решение задачи должно быть записано так: 5+5=10;
4. должно быть закрашено шесть мячей, пять флажков;
5. значок между шариками острым концом показывает на два шарика, между корабликами на три кораблика;
6. квадраты и прямоугольники на те, которые нарисовал художник.
Самооценка проводится так же, как и при зрительном контроле.
Занятия с дидактическими материалами
Благодаря своему разнообразию игры со специально разработанными наборами, например палочками Кюизенера, подойдут для детей и 3 лет, и 5 лет. Можно выбрать те варианты, которые в наибольшей степени соответствуют уровню развития крохи.
Для малышей подойдут задания по следующим шаблонам.
- Найти три желтые палочки.
- Сколько палочек я показываю?
- Найди две синие палочки и четыре желтые. Каких больше?
- Родитель выкладывает квадрат из палочек, после чего спрашивает: сколько палочек я использовала, чтобы создать фигуру? Возможно и противоположное задание: сложи фигуру, используя только 5 (или любое другое количество) палочек.
Хорошо зарекомендовала себя карточная методика Домана, которая помогает запомнить внешний вид цифры и ее значение. Задания также просты.
- Мама показывает карточку, задача ребенка – понять, какая цифра на ней изображена, и найти ее пару – другую карточку, на которой нарисовано необходимое число предметов.
- Потом наоборот – мама выбирает карточку, например, с двумя мишками, ребенок должен найти ей пару – «2».
- Мама показывает карточку с тремя зайцам и просит ребенка найти в квартире такое количество предметов, которое изображено на картине. Дошкольник может принести ей три яблока.
Подобные карточки можно купить или изготовить самостоятельно.
Для дошкольников, которые хорошо разобрались с первым десятком, можно использовать и числовую ленту Зайцева, представляющую собой ряд цифр от 1 до 99. Разместить ее можно на стене, чтобы пособие всегда было перед глазами. Задания могут быть различными.
- Взрослый описывает число: два десятка, три единицы. Задача ребенка – понять, что речь идет о 23, и показать число на ленте.
- Чье число больше. Мама и ребенок берут по одной карточке, на которых написаны числа. Ребенок должен понять, у кого число имеет большее значение, а потом – найти оба на ленте.
- Найти на ленте Зайцева возраст каждого из членов семьи.
Все это поможет сформировать правильное представление о цифрах у дошкольников.
Примеры обучения в стихах
Стих про цифру 1
Ровная палочка цифра один
Важно красуется, точно павлин,
Просто с нее начинается счет
Первой всегда единица идет.
Гордо задрав замечательный нос,
Даст единица ответ на вопрос:
«Сколько хвостов у большого слона,
И одинока ли в небе луна».
Стихи про цифру 2
Изогнулась лебедем цифра два,
Как царевна гордая поплыла
По тетради в клеточку в детский сон,
Где качают деточку лев и слон.
Два крыла у лебедя, чтоб летать,
Две руки у матушки, чтоб качать.
Два – выражает порядок и силу,
Двое сильнее всегда одного.
Чтобы летать два крыла есть у птицы
Нам для работы руки две дано.
Чем-то два похоже на вопрос,
Только он кончается не точкой
У вопроса вырос длинный хвост
Как волна, бегущая по строчке.
Стих про цифру 3
Три – число из двух крючков,
Видно это без очков,
С буквой «З» они похожи,
Только путать их негоже.
Любят сказки цифру 3
Зло убьют богатыри,
Славных три богатыря.
Три сыночка у царя,
Три царевны в заточенье
Три вопроса для спасенья.
Стихи про цифру 4
Выросший угол на ножке
Называют числом четыре
Есть лапы четыре у кошки,
И в квадрате угла четыре.
Четыре времени года,
Сменяя друг друга, ходят
По четырем сторонам Земли,
Чтобы мы успеть все смогли.
Стихи про цифру 5
Выгнув спинку полукругом,
Точно кошка цифра пять,
В школе лучшая подруга
Для отличников ребят.
Пять пальцев живут на ладошках,
Пять пальцев на маленьких ножках.
Пять кошек сидели рядком,
Одна испугалась огромной собаки,
Сколько кошек осталось потом?
Стих про цифру 6
Шесть число – кружок с крючком
Это яблочко с листком,
Или круглый мандарин,
Или спелый апельсин
С маленькою веточкой.
Фрукты любит деточка.
Стих про цифру 7
На сестрицу единицу
Очень семь похожа,
Тонкой палочкою – спицей,
Носиком пригожим.
Только носик непростой,
А с красивою волной,
Ровно по строке бежит,
И не вниз, вперед глядит.
Стих про цифру 8
Как забавный снеговик
Смотрит важно восемь. Мамин праздник каждый март
Мамин праздник каждый март
День восьмой приносит.
Восемь шишек на сосне
Белочка сорвала,
Положила семь в дупле,
Сколько потеряла?
Девять – это шар воздушный,
Что по ветру улетел.
Только ниткой зацепиться
Он за клеточку успел.
Как научить считать до 20
Учить ребёнка счёту до 20 можно тогда, когда он уверенно будет считать до 10. Для быстрого и простого освоения счёта до 20 действуйте в такой последовательности:
- Расскажите ребёнку, что такое ноль (если он ещё не знает), используя наглядные примеры. Например, покажите две книжки или два любых других одинаковых предмета, а потом уберите их. Объясните, что книжек было две, а теперь их стало ноль.
- Покажите, как образуются новые числа — ребёнку легче будет понять принцип на примере чисел, оканчивающихся на ноль. Расскажите, что на древнерусском языке «дцать» значит десять и, соответственно, число 20 — это два десятка (нужно два раза досчитать до десяти).
- Познакомьте ребёнка с понятием «состав числа» — тоже с помощью подручных предметов: счётных палочек, игрушек, фруктов. Положите 10 одинаковых предметов в один ряд, сверху поместите отличающийся от этих десяти предмет, например, счётную палочку другого цвета. Объясните ребёнку, что получилось число одиннадцать. Добавляя палочки сверху, покажите, как получаются 12, 13, 14, и остальные числа до 20.
- Дайте ребёнку задание собрать определённое количество одинаковых предметов (16, 17, 18 и т.д.) например, мелкие игрушки, и вместе посчитайте количество предметов вслух.
- Закрепите материал с помощью числовой прямой от 0 до 20 — так ребёнок научится считать до 20 гораздо быстрее. Числовую прямую можно начертить самостоятельно или использовать линейку длиной 20 сантиметров. Упражняясь с линейкой, малыш постепенно запомнит, как правильно пишутся числа и их верную последовательность.
Цифры 123 — счет и обведение фигур
«Цифры 123» — это развивающее приложение в формате мини-игры, которое позволяет научить детей считать, различать цифры, писать их на бумаге. Изучение чисел в программе происходит за счет обведения фигурок, которые появляются на экране в каждом новом раунде игры. Приложение рассчитано на то, что бы в соревнованиях участвовали не только дети, но и взрослые. Процесс освоения математических навыков для малышей облегчается за счет использования ярких красочные картинок, качественной графики и интересных призов. Все победы малышей обозначаются мелодичными звуковыми сигналами и наклейками, которые стимулируют их изучать новые материалы.
Приложение «Цифры 123» имеет широкий функционал. Родители могут самостоятельно настраивать уровень сложности игр, учитывая возраст и знания своего ребенка. Изучать цифры можно при помои любых игр, которые понравятся малышам:
- Обводка цифр. Это небольшая мини-игра для самых маленьких, которая позволяет узнать счет от 0 до 10.
- Обучение счету. Игра для дошкольников, суть которой заключается в сборе и подсчете предметов.
- Подбор чисел. Небольшая головоломка для детей дошкольного и школьного возраста, помогающая подбирать цифры по заданной картинке.
Также в приложении имеются игры по заполнению пустых клеточек. Ее суть заключается в угадывании пропущенных чисел в ряду. Софт работает на бесплатной основе и без надоедливой рекламы. ссылка для скачивания — https://play.google.com/store/apps/details?id=com.rvappstudios.numbers123.toddler.counting.tracing.
Необычное рисование: животные и птицы из цифр
Нашла на днях очень необычный и оригинальный способ рисования. Рисование животных и птиц из цифр. Это так просто и в то же время интересно.
Можно начать рисовать с этих пошаговых уроков, а потом создать целую серию своих зверушек и птичек от 1 до 10 или 20… или 30… Это отличный способ развить фантазию и образное мышление. А еще, мне кажется, что для дошколят 2-3-4 лет это неплохой способ мнемотехники — запоминания цифр с помощью ассоциативных образов. На Милане я еще не испробовала=)) Ей всего пока 1 год и 4 месяца, но на будущее надо запомнить и попробовать, когда начнем учить цифры и рисовать карандашом.
Источник pavulurivikram.blogspot.ru
Учимся считать
Как научить ребенка считать.
Как показывает практика, то память ребенка избирательна, и детки запоминают лишь то, что они хотят знать и то, что им нужно знать, и вот как будто нарочно, запоминание цифр в их планы не входит. А вот те вещи, которые их заинтересовали, удивили или испугали, они запоминают с удовольствием.
Перейти
Читать продолжение
Учимся считать вместе с Свинкой Пеппой.
Развиваем внимание и мышление и зрительную память, запоминаем написание цифр
- Учимся считать от 1 до 5 Пазлы разрезайка.
- Математические пазлы от 1 до 10.
- Посчитай и приклей со Свинкой Пеппой.
Скачайте и распечатайте на цветном принтере на плотной бумаге. Далее разрежьте, все перемешайте.
Веселые игры с Свинкой Пеппой.
Перейти
Читать продолжение
Учимся считать вместе с Щенячим патрулем.
Игры помогут ребенку запомнить цифры, развить внимание и мышление
- Математические пазлы
- Считалочки с прищепками
- Пазлы для счета
- Пазл считаем мух и значки
- Пазлы на 4 куска
Скачайте и распечатайте на цветном принтере на плотной бумаге. Далее разрежьте, все перемешайте и дайте ребенку собрать.
Перейти
Читать продолжение
Карточки с цифрами. Шнуровка + Прищепки.
Мелкая моторика требует практики, и изучение чисел требует практики, так что возьмите эту идею на заметку, распечатайте карточки с цифрами и тренируйтесь!
Это игра поможет развить у ребенка мелкую моторику пальцев рук , сенсорное восприятие, познакомит с цифрами до 10, научит считать , а так же поспособствует логическому мышлению.
Перейти
Читать продолжение
Считаем вместе с Фиксиками.
- Игра Считалочка
- Пазлы Фиксики Цифры
Играя в игру Считалочка, ребенок быстро научится считать простые примеры.
Надо сложить пару таким образом, чтобы у примера был правильный ответ. Если ребенок ответит не правильно, то пазлы ему подскажут. Если пара не верно составлена, то замочки на пазлах не сойдутся.
Играйте в игру Цифры – пазлы, и ребенок быстро освоит счет, разнообразит процесс обучения, а Фиксики всегда подскажут и помогут с ответом!
Перейти
Читать продолжение
Игра «Учимся считать единорогов с прищепками» своими руками.
Используйте наши шаблоны для дидактических игр с Вашим ребенком.
На примере игры «Учимся считать» легко и быстро делаем такую замечательную, развивающую игру.
Нам понадобится:
Перейти
Смотреть продолжение
Играем в школу.
Иногда по каким-либо причинам (это может быть слабое здоровье или пожелание родителей) ребенок до школы не ходит в детский сад или группу дошкольного воспитания при школе. Это может стать причиной серьезного отставания ребенка при начале обучения.
Перейти
Читать продолжение
Отличия числа от цифры
- С числами можно проводить различные математические действия. С цифрами такого делать нельзя.
- Число может быть отрицательным, дробным, в отличие от цифр.
- Количество арабских цифр всего 10 (римских — 7), а чисел — бесконечное множество, т.к. они состоят из цифр.
Надеюсь, что теперь вам всё понятно, и вы сможете без труда объяснить даже ребёнку, чем отличается число от цифры.
На уроках математики в начальной школе используется очень полезное упражнение. Детей просят дать характеристику числу. Другими словами рассказать о числе все, что знаешь. Не всем детям это задание даётся легко. Чтобы его выполнить пригодятся вышеописанные знания и не только.
Какие виды чисел изучаются в начальной школе?
В начальной школе рассматриваются: натуральные числа, число 0, доли и дроби.
10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 … 99
Соответственно самое маленькое двузначное число 10, а самое большое — 99.
Аналогично числа можно охарактеризовать как трёхзначные, четырёхзначные и т.д.
Иногда дети затрудняются назвать самое маленькое, например, пятизначное число (10 000) или самое большое семизначное (9 999 999). Просто полезно будет потренироваться это делать.
10, 20, 30, 40, 50…
Как дать характеристику числу?
Разберём несколько примеров.
Число 7 — однозначное, нечетное, соседи числа 7 числа 6 и 8.
Также чисел первого десятка можно добавить такое дополнительное задание, как состав числа. Т.е. число 7 можно получить сложением чисел 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4.
Число 10 — двузначное, чётное, круглое, соседи числа 9 и 11. Число 10 можно получить сложением чисел 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5.
Чем крупнее число, тем больше можно о нём рассказать.
Число 999 — наибольшее трёхзначное число, нечётное, соседи 998 и 1000, в числе 9 сотен, 9 десятков и 9 единиц.
Надеюсь, что полученные знания были вам полезны и теперь вы знаете чем отличается цифра от числа, сможете объяснить это ребёнку простыми словами, а также потренироваться давать характеристику числам.
Как научить ребёнка цифрам?
Чем раньше начнётся процесс обучения (особенно в домашней атмосфере) — тем легче будет достигнут положительный результат. Главное, чтобы это было интересно, занимательно и ненавязчиво. Заучить несложно, так как запоминание номера легко происходит в процессе игры, с использованием красочных картинок, ярких зрительных образов, любимых игрушек.
Цифры учить несложно
Основные принципы математики для малышей
Ребёнку дошкольного возраста нет большой разницы, изучать буквы или цифры. Для него и те, и другие — просто значки и крючки. Поэтому изучение алфавита и чисел можно вести параллельно. Главное — заинтересованность родителей в результате, их осознанное желание и способность превратят уроки математики в увлекательное путешествие в мир знаний.
Рекомендации, которые нужно учесть при обучении:
- начинать детские уроки в раннем возрасте;
- не превращать занятия в обязанность, не перегружать малышей;
- закреплять знания на практике;
- использовать игрушки, пластиковые цифры, карандаши, кубики, свечи для торта;
- включать в работу различные рецепторы: слух, зрение, осязание;
- заниматься регулярно.
К сведению! Память детей 3-5 лет очень активна, и даже небольшой объём новой для них информации быстро усваивается. Это и становится крепкой основой для успешного изучения цифр и чисел.
Лучше начать обучение пораньше
Возраст для обучения не важен
На самом деле, запомнить цифры способен и годовалый карапуз. Достаточно регулярно в течение дня показывать ему визуальное обозначение цифры и произносить её название вслух. Когда малыш начнёт говорить, он сможет воспроизвести слова, услышанные в колыбели, и ассоциировать их с изображением конкретного знака.
В возрасте 3-5 лет основной формой деятельности становится игра. Она и помогает малышу выучить цифры, и посчитать, узнать число и определить количество предметов.
Порядковый счёт в обычной жизни
В окружающем мире можно считать всё, что угодно:
- ступеньки на лестнице в подъезде;
- машины, припаркованные во дворе;
- гуляющих детей и взрослых;
- прилетающих голубей;
- пробегающих мимо кошек.
Знакомить маленького человека с порядковым счётом можно, даже если ему всего годик, и он не умеет говорить. Достаточно во время прогулки считать вслух и показывать при этом пальцем на предмет счёта. Цепкая детская память обязательно запомнит информацию и воспроизведёт в нужный момент.
Обратите внимание! Малыш сможет запомнить последовательность числового ряда, если озвучивать её регулярно. Просто считать вслух: «Один, два, три, четыре, пять….»
Основа основ: как образуются цифры на английском языке
Изучая образование английских цифр важно помнить, что цифры от 1 до 12 – это простые количественные числительные. Их задача – обозначать количество предметов
Состоят такие числительные из одного слова. Очень важно запомнить написание первых двенадцати цифр, поскольку они являются походными для образования всех остальных цифр – от тринадцати до миллиарда.
Как произносятся числительные, которые образуются посредством добавления частицы –teen? Тут нужно быть очень внимательным => произношение числительных (английских цифр) будет иметь два ударения: на первом и втором слоге. При этом сразу заметим, что ударения не будут равными по силе. Одно из них будет вторичным, а другое – основным.
Например, как произносится слово thirteen? Из транскрипции видно, что в слове два ударения. Нижняя черточка обозначает вторичное ударение, верхняя – основное. То же самое касается fourteen и fifteen . Тут тоже два ударения – основное и дополнительное.
Что делать, чтобы не ошибиться с произношением? Для этого нужно всегда смотреть на транскрипцию. Каждое числительное, как и любое другое слово, должно изучать по следующей схеме: транскрипция – перевод – наличие нескольких значений.
- fifteen rivers
- sixteen cats
Но! Если числительное стоит в предложении отдельно, без существительного, то ударение падает на второй слог (на суффикс –teen):
- fifteen
- sixteen
Примеры:
- Fifteen cats were sold this week (ударение ставим на первый слог) => На этой неделе продали пятнадцать кошек
- How many cats were sold this week? – Fifteen (ударение на суффиксе –teen) => Сколько кошек было продано на этой неделе? — Пятнадцать.
Правила организации занятия
Чтобы знакомство с цифрами не обернулось для малыша «катаргой», следует использовать следующие принципы работы.
Обучение в процессе игры. Постоянными гостями на занятиях должны стать игрушки, куклы, выдуманные сказочные персонажи.
Похвала – лучшая мотивация, а ругать малыша не стоит
Родителям важно помнить, что ребенок не понимает, почему взрослые им недовольны, ведь он действительно старался. Такое отношение может навсегда убить в нем стремление к обучению
Поэтому про строгость следует забыть.
Занятия должны вестись непрерывно, поэтому можно поместить на стену в комнате малыша крупные яркие карточки с цифрами, числовые ряды. Главное – на картинках должна присутствовать не только сама цифра, но и обозначаемое ею количество. Например, двойка и два апельсина.
Совмещать разные виды деятельность. Так, лепка из теста или пластилина фигурок-цифр не только помогает их усвоению, но и способствует развитию мелкой моторики.
Не следует перегружать малыша новыми знаниями, для одного дня знакомства с одной новой цифрой вполне достаточно. Когда он научился четко себе представлять, что 1 – это один предмет, а 7 – семь, можно приступать к обучению счету.
Соблюдение этих несложных правил поможет родителям не только передать крохе полезные знания, но и получить удовольствие от самого занятия и от общения.
Учим цифры до 10 — Задания с раскрасками
Учим цифры до 10 с помощью интересных заданий с раскрасками для дошкольников. Задания предназначены для детей, которые только знакомятся с цифрами от 1 до 10. Каждая цифра рассматривается отдельно и для каждой предусмотрены свои игровые задания с раскрасками. Желательно, проходить с ребенком не больше 1 цифры в день, чтобы задания не стали для него в тягость и не вызвали отрицательной реакции. Обучение должно быть в радость!
Учим цифры до 10 — Все задания по порядку:
Здесь мы учим цифры до 10 по порядку, начиная с цифры 1 и заканчивая цифрой 10. Занятие с ребенком нужно начинать такими словами:
Познакомься, это цифра 1. Попробуй ее написать.
Примечание для родителей: спросите у ребенка, какие еще предметы напоминают ему по форме цифру один.
Сегодня мы с тобой будем проходить цифру 2.
Примечание для родителей: спросите у ребенка, какие предметы (части тела у человека) всегда парные (например, ботинки, перчатки, лыжи, серьги и т.д.)
Сегодня мы проходим цифру 3. Посчитай, сколько птичек на рисунке, сколько рыбок в аквариуме.
Примечание для родителей: попросите ребенка вспомнить сказки, в названии которых упоминается число три: например, “Три поросенка”.
Сосчитай, сколько ягодок на рисунке, а сколько цветочков? Продолжи тренировку в написании цифры три.
Попугай, жирафы, щенки и котята отправились в дальнее путешествие на корабле. Сколько же их? Посчитай и впиши нужную цифру в квадратик.
Дополнительный вопрос:
— Сколько животных на корабле, которые умеют летать?
Сегодня мы проходим цифру четыре. Осмотри комнату, в которой ты сидишь. Каких предметов в ней четыре?
Дополнительные вопросы:
— Назови четыре времени года.
— Сколько колес бывает у разных видов транспорта (машины, велосипеда и т.д.)?
Цифры, которые ты уже знаешь, подскажут тебе, сколько нужно дорисовать ягод, фруктов, овощей и грибочков.
Дополнительные вопросы:
— Что из нарисованного здесь растет на деревьях?
— Из чего можно варить варенье?
— Что из нарисованного здесь бывает ядовитым?
А здесь — цифра 5. Какая самая лучшая отметка в школе? Правильно! Конечно, пять.
А сколько пальцев на одной руке? А на одной ноге?
Желтые, зеленые лампочки висят,
От них не свет струится,
А дивный аромат.
(Груши)
Сосчитай, сколько груш на картинке. Раскрась одну грушу в зеленый цвет, две – в желтый и две оставь незакрашенными.
Сосчитай, сколько рыб в каждом аквариуме, и запиши ответ в кружочках.
Пять мальчиков, пять чуланчиков,
Разбежались мальчики
В темные чуланчики,
Каждый мальчик в свой чуланчик.
Найди, что это такое?
Сосчитай, сколько ягодок на рисунке, сколько грибочков. Впиши ответы в квадратики.
Дополнительные вопросы:
— Сколько лепесточков у каждой ягодки?
— Сколько парных грибочков-братьев?
Это цифра 6. На что она похожа?
Сегодня в шесть часов вечера к тебе в гости придут пять друзей. Назови их имена. Сколько всего человек (вместе с тобой) будут пить чай?
Найди на рисунке цифру шесть.
Найди предметы, которые по форме напоминают цифру шесть. Сосчитай, сколько их?
Сегодня мы будем проходить цифру 7.
Какие семь цветов радуги ты знаешь?
Какие семь дней недели ты знаешь.
Назови название сказки, в которой упоминается число семь (“Белоснежка и семь гномов”)
Сегодня мы будем проходить цифру восемь. Назови предметы, которые по форме напоминают эту цифру.
Сосчитай, сколько уточек на картинке? Сколько из них смотрят назад, сколько вперед, а у скольких голова под водой?
Сегодня мы проходим цифру 9. Вспомни цифры, которые мы уже прошли, и подумай, какая из них, если ее перевернуть, будет похожа на цифру девять?
Сосчитай и напиши, сколько на картинке яблок, слив и ягодок? Сколько на картинке фруктов, у которых есть листочки?
Сегодня мы проходим цифру 0. Какие предметы по форме напоминают тебе эту цифру? Потренируйся в ее написании.Сосчитай, сколько пальчиков у тебя на обеих руках?
Если видишь цифру ноль
С единицей вместе,
Никогда не ошибешься,
Это будет десять.
Сосчитай, сколько пальчиков у тебя на обеих руках?
А теперь попробуй сосчитать, сколько всего птиц на картинке? Сколько из них цыплят?
Сколько звездочек ты насчитал на вечернем небе? А сколько кошек сидят на крыше?