Информационные технологии в образовании

Дистанционное образование

С 1995 года в Украине разработана система дистанционного образования (DES). Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. DLS является гибкой, адаптивной и модульной технологией образования. Она ориентирована на потребителя, основана на современных информационных и коммуникационных технологиях и считается экономически эффективной.

Система открытого образования призвана обеспечить равные возможности для получения образования всем без исключения категориям граждан. Эта возможность ценна для людей, которые физически не могут добраться до места учебы. К этой категории относятся, например, люди с ограничениями в передвижении по состоянию здоровья; люди, работающие на основе ротации. Согласно социологическому исследованию Министерства образования Украины, открытые образовательные программы популярны среди жителей населенных пунктов, расположенных вдали от административных центров; среди тех, кто получает второе образование параллельно. Гибкие условия для формирования собственной образовательной программы привлекают госслужащих, инженеров, преподавателей, а также людей, которые хотят совершенствовать свои навыки по наиболее подходящему для них плану. Свобода выбора времени, места и темпов обучения привлекает большое количество людей, чьи образовательные потребности не могут быть удовлетворены из-за невозможности прервать свою основную деятельность. В основном это работа или уход за ребенком или больным человеком.

Идея обучения на протяжении всей жизни предполагает развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Открытое образование реализует идею опережающего образования, которое является требованием времени. По мнению экспертов, технологические знания стареют каждые 2-3 года, при этом наблюдается положительная тенденция в этом процессе. Отсюда следует, что если прежние образовательные технологии останутся прежними, то к концу обучения в университете знания выпускника будут в основном устаревшими. Как следствие, возникает потребность в профессиональном развитии, т.е. потребность в открытом образовательном пространстве.

Открытое образование подразумевает, что абитуриенты могут свободно выбирать учебное заведение и поступать в него без конкурса. Западные университеты, реализующие открытую образовательную программу, выходят на российский рынок образовательных услуг и становятся прямыми конкурентами отечественного образования. Абитуриент сегодня может подать заявку и успешно учиться, например, в ведущем американском виртуальном университете Калифорнии, не выходя из дома, и получить диплом, который котируется на мировом рынке.

Для усиления конкурентоспособности Украины на международном рынке образовательных услуг в нашей стране разрабатывается глобальная международная программа «Открытая образовательная система XXI век». Этот порядок определяет систему открытого образования как «обеспечение общенационального доступа к образовательным ресурсам путем широкого использования образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе обеспечение условий для наиболее полной реализации прав граждан на образование, структуры и качества, соответствующих потребностям развития экономики и гражданского общества». Программа «Открытое образование Украины» включает в себя два основных проекта: «Всемирный технологический университет» и «Дистанционное образование в новой информационной среде» (Descop). 

Использование ИКТ в ДОУ

Применение ИКТ можно найти и в сфере дошкольного образования. В раннем детстве они тоже важны, поскольку позволяют детям развивать различные навыки. Прежде всего, это касается навыков, связанных с использованием компьютеров или планшетов, развиваются тактильные, слуховые и визуальные способности.

Во-вторых, дети развивают и иные навыки, связанные с использованием дидактических программ, игр и приложений, с  которыми они сталкиваются.

Использование технологий в ДОУ мотивирует детей и позволяет им искать информацию и разрабатывать стратегии. Это также дает им возможность принимать некоторые решения по мере выполнения своих задач. Они выбирают, исключают, классифицируют и т. д.

ИКТ в детском саду:

  • стимулирует творчество,
  • поощряет эксперименты,
  • пробуждает любопытство,
  • развивает автономию,
  • мотивирует на обучение,
  • позволяет каждому ребенку продвигаться в соответствии с его личным темпом обучения,
  • помогает в развитии координации рук и глаз.

В детском саду  детям необходимо образование, основанное на игре и опыте взаимодействия с реальными предметами. Более того, им нужно общаться со сверстниками, другими людьми, с природой и развиваться как эмоционально, так и социально.

Наконец, как упоминалось выше, любое использование информационных технологий в дошкольных учреждениях должно предусматривать постоянное посредничество воспитателей. Это верно и для последующих этапов обучения.

Педагоги несут ответственность не только за то, чтобы научить тому, как работают новые технологии и как их использовать. Они также должны учить критическому и ответственному использованию информации, доступ к которой имеют дети.

Как цифровизация связана с неформальным образованием

Вне государственных школ и вузов цифровизация развивалась в последние годы гораздо быстрее. Появилось целое направление — онлайн-образование или EdTech. Это различные программы обучения для детей и взрослых на онлайн-платформах. Но и тут не стоит переоценивать глубину технических новшеств: даже некоторые руководители крупнейших компаний сферы EdTech считают, что онлайн-платформы всего лишь изменили способ доставки контента, но не перестроили образование фундаментально.


Фото: NDAB Creativity / Shutterstock

Тем не менее обучение в онлайн-формате, с использованием цифровых платформ, тренажёров и симуляторов стало очень популярно в России и среди детей, и среди взрослых.

Например, для дополнительного обучения взрослые россияне онлайн-, а не офлайн-курсы. Это удобно и позволяет учиться тем, у кого раньше не было такой возможности из-за занятости на работе. Корпоративное обучение, когда курсы для сотрудников выбирает работодатель, также повсеместно проводится с использованием цифровых технологий — в смешанном (офлайн плюс онлайн) формате.

Школьники чаще посещают дополнительные занятия всё же в традиционном формате офлайн, но среди них тоже растёт доля тех, кто пользуется услугами онлайн-репетиторов и онлайн-платформ: сейчас она оценивается в 7,6%, причём среди городских школьников учатся онлайн почти 15%.

Причины популярности EdTech просты — прежде всего это возможность учиться по удобному графику удалённо. Кроме того, по умению привлекать аудиторию и делать образовательные продукты интересными индустрия EdTech сектор традиционного образования.

Что такое средства информационных технологий

Средствами информационных технологий являются все средства деятельности человека, используемые для осуществления процессов производства и удовлетворения непроизводственных потребностей общества.

Простыми словами, это все те разновидности компьютерной техники, которые нужны человеку для поиска и передачи информации.

С их помощью эти задачи можно осуществлять гораздо проще и быстрее.

Средства информационных технологий условно делят на три разных подвида:

  • организационные – инженерно-техническое, проектное и копировальное оборудование;
  • коммуникационные – близкая каждому техника в виде телефонов, планшетов, плееров, радио, компьютеров, факсов и многие другие;
  • вычислительные – автоматизированные средства обработки данных и информации.

Что такое информационные технологии

Информационными технологиями называют процессы создания, передачи, хранения и восприятия информации, а также способы и методы реализации данных процессов.

Сейчас уже невозможно представить жизнь без информационных технологий

Большинство людей ассоциируют понятие информационных технологий с компьютерными технологиями, на что есть веская причина: с появлением компьютерных технологий ИТ стали развиваться гораздо быстрее и стремительнее.

Концепция информационных технологий уже стала синонимом понятий компьютер и компьютерная сеть.

Тем не менее лишь компьютерами ограничить использование концепции ИТ нельзя.

ИКТ – это … / расшифровка

Сочетание букв ИКТ в настоящее время встречается очень часто, особенно в сфере образования. Но что это значит? Прочитайте наше введение в эту важную и быстро меняющуюся тему.

Однако, кроме объяснения аббревиатуры, не существует общепринятого определения ИКТ. Потому что концепции, методы и приложения, связанные с ИКТ, постоянно развиваются, чуть ли не ежедневно, и трудно успевать шагать с ними в ногу.

ИКТ охватывают как сферу доступа в Интернет, так и мобильную, основанную на беспроводных технологиях. Они также включают в себя устаревшие технологии коммуникации, такие как стационарные телефоны, радио и телевизионные трансляции — все они до сих пор широко используются наряду с такими передовыми ИКТ-компонентами, как искусственный интеллект и робототехника.

Список компонентов ИКТ является обширным и продолжает расти. Некоторые, такие как компьютеры и телефоны, существуют уже десятилетия. Другие, такие как смартфоны, цифровые телевизоры и роботы, появились относительно недавно.

Эффективность использования информационных технологий

Применение на практике в системе образования информационных технологий заставляет смотреть на процесс обучения другими глазами. Поэтому систему информационных технологий необходимо рассматривать как новый процесс улучшения качества образования на всех этапах. Благодаря новым технологиям электронной почты, Skype позволяет вести диалог с преподавателем на расстоянии. С помощью использования новых технологий в образовании, расширяется возможность обмена информацией между слушателями. Современный преподаватель должен владеть всеми навыками в применении компьютерных средств.

Замечание 2

Современные информационные технологии с использованием компьютерного моделирования в разы увеличивает наглядность обучения во всех направлениях образования.

ИКТ в современном образовании: применение, результаты

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер и соответствующее программное обеспечение, которое определяет возможности PC. В современных образовательных системах широкое распространение получили программы подготовки презентаций, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические пакеты и т.п. Образование сегодня приобрело совершенно новое качество благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ. Через глобальную компьютерную сеть Internet возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

В сети доступны и другие средства информационных и коммуникационных технологий — электронная почта, например, чат, которые позволяют общаться в режиме online. При этом с каждым годом существенно возрастает качество звука и изображения, объёмы файлов, которые можно передавать и получать. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции. Сетевые средства ИКТ делают возможным широкий доступ к учебно- методической и научной информации; позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени. Для системы открытого и дистанционного обучения значительными являются такие технологии, как видеозапись и телевидение.

Ещё одной серьёзной технологией являются образовательные электронные издания, распространяемые в интернете или хранящиеся на информационных носителях. Они позволяют хранить и передавать основной объём изучаемого материала. Индивидуальная работа с ними делает возможным глубокое усвоение и понимание материала. Образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме. Это не значит, что стоит отказываться от традиционного источника знаний — книги .Для большинства людей процесс «общения» с книгой не заменит никакие, даже ультрасовременные, электронные издания.

Процесс преподавания получил новые формы, иной характер благодаря наличию в кабинетах персональных компьютеров и ноутбуков с соответствующим программным обеспечением, мультимедийных проекторов и специальных экранов, интерактивных досок, наличию доступа в сеть Internet. Современный учитель имеет возможность пользоваться электронными изданиями. Стоят такие издание гораздо дешевле, занимают немного места, мобильны. Новые компьютерные технологии, мультимедийное оборудование, способствует более качественному усвоению теоретического материала.

Современные графические редакторы позволяют создавать первоклассные 3-D модели реальных объектов . Учитель и ученик сегодня имеет возможность совершать виртуальные экскурсии по мировым галереям, пользоваться материалами электронных архивов, каталогов и библиотек.

Современный учитель, таким образом, должен учитывать положительные свойства ИКТ, не только владеть знаниями в области последних, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности. При обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных задач дидактического характера:

  • в первую очередь, добиваться совершенствования самого процесса преподавания;
  • значительно повышать уровень самостоятельной работы учащихся, результативность его самоподготовки;
  • активизировать процесс обучения учащегося в направлении научно-исследовательской, поисковой деятельности;
  • воздействовать на формирование мотивации учащегося к обучению;
  • обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения и т.д.
  • для повторения и закрепления пройденного материала;
  • для создания различных учебных ситуаций, в которых студент усваивает материал в игровой форме;
  • для обеспечения необходимого уровня усвоения учебного материала;
  • для проведения удалённых экспериментов на реальном оборудовании;
  • для сообщения разного рода сведений и формирования навыков и умений по отбору и систематизации информации и т.п.

ИКТ технологии в образовании

Что такое ИКТ в школе ? Это часть образовательного процесса. Ведь сегодня уже сложно себе представить обучение без технических, информационных, полиграфических, аудиовизуальных средств. Так, например, уроки презентации в начальной школе, средних и старших классах давно стали привычным и обыденным явлением.

Применение информационно-компьютерных технологий позволяет реализовывать следующие задачи обучения:

  • организации процесса познания;
  • индивидуализации учебного процесса;
  • развития системного мышления;
  • построения открытой системы образования;
  • создания эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.

Многообразное применение и использование средств информационно-коммуникационных технологий формирует человека, умеющего действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получая необходимую информацию из многочисленных источников; умеющего ее анализировать, строить модели, выдвигать гипотезы, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

Информационно коммуникативные технологии развивают обучающихся, готовят их к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Это выражается в развитии у них следующих качеств:

  • наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, теоретического, творческого видов мышления;
  • коммуникативных способностей;
  • эстетического восприятия за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологий мультимедиа;
  • умения принимать оптимальные решения или предлагать варианты решений в сложной ситуации (для этого используются ситуационные компьютерные игры, ориентированные на оптимизацию деятельности по принятию решения);
  • умения осуществлять обработку информации (информационная культура).

Происходит интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

  • повышается эффективность и качество процесса обучения;
  • усиливаются побудительные мотивы (стимулы), обуславливающие активизацию познавательной деятельности;
  • за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, углубляются межпредметные связи при решении задач из различных предметных областей.

Исследования во всем мире показали, что ИКТ могут повысить эффективность обучения школьников, улучшить сами методы обучения.

Отчет, сделанный Национальным институтом мультимедийного образования в Японии, доказал, что широкое использование ИКТ в образовательном процессе и интеграция технологий в учебную программу оказывает значительное положительное влияние на достижения обучающихся.

Результаты, в частности, показали, что учащиеся, которые постоянно сталкиваются с технологиями в процессе обучения, обладают лучшими знаниями, навыками презентации, инновационными средствами и методами получения и обработки информации и готовы приложить больше усилий для обучения по сравнению со своими сверстниками.

Новые тенденции

Внедрение ИКТ в образование — это ответ для тех, кто спрашивает, как можно увеличить число учеников без увеличения учебных площадей и количества преподавателей.

Различные устройства / технологии в области ИКТ включают в себя:

  • доступ к учебным материалам через удаленные устройства,
  • цифровые онлайн репозитории (хранилища данных) для лекций, материалов курса и цифровой библиотеки,
  • облачные платформы управления обучением для проведения онлайн-уроков,
  • широкое применение ноутбуков, планшетных компьютеров, аудиоплееров, проекторов, электронных досок и т. д.

Кроме того, растущее число массовых открытых онлайн-курсов, говорит нам о том, что существует огромная потребность в средствах обучения вне класса. Будущее наших образовательных учреждений будет зависеть от того, смогут ли они удовлетворить эти потребности.

ИКТ в образовании: инструменты и сценарии

Что вообще такое цифровизация образования и EdTech

Прежде всего, поясним: цифровизация образования и дистанционное онлайн-образование — не одно и то же. Понятие цифровизации гораздо шире. Оно означает использование различных программ, приложений и других цифровых ресурсов для электронного обучения как удалённо, так и непосредственно в школе или вузе (например, когда какие-то задания выполняются на компьютере или на планшете в классе).

Кроме того, цифровизация касается не только учебных процессов, но и организационных. Например, те же электронные дневники и журналы, а также возможность написать учителю электронное сообщение вместо того, чтобы звонить или приходить в школу лично, — это тоже цифровизация.

Цифровизация образования стала особенно заметной после начала пандемии коронавируса. Школы и вузы вынужденно переехали на дистант в онлайн, и это затронуло всех — школьников и их родителей, учителей, студентов и преподавателей вузов.

Но на самом деле процессы цифровизации начались гораздо раньше. Использование цифровых средств в образовании — мировой феномен. О масштабах явления свидетельствует хотя бы размер рынка образовательных цифровых технологий (этот рынок называется EdTech) — к 2025 году, по оценке Всемирного экономического форума, он достигнет 342 млрд долларов США. Только на одной платформе Coursera в прошлом году училось онлайн 100 миллионов слушателей.


Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Цифровизация образования в России, по оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики, прошла несколько стадий. И на каждой под этим термином подразумевали разные процессы:

  • Первая волна цифровизации в середине восьмидесятых — начале девяностых годов была направлена на развитие компьютерной грамотности и включала в себя появление в школах и вузах первых компьютерных классов
  • На втором этапе с середины нулевых годов заговорили о внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий — цифровые устройства и форматы стали использоваться не только на занятиях по информатике.
  • На третьем — современном — этапе, примерно с 2018 года, речь идёт уже о цифровой трансформации — применении цифровых технологий во всех процессах в образовании.

В ходе цифровой трансформации образования обновляется всё:

  • планируемые образовательные результаты и содержание образования. Ведь чем дальше, тем больше людям нужны в жизни цифровые компетенции (например, почти всё взаимодействие с государственными учреждениями теперь идёт через электронные «Госуслуги», с банками — через цифровые приложения; работу очень многих людей уже невозможно представить без цифровых технологий). А значит, детей лучше ещё в школе учить пользоваться цифровыми технологиями правильно;
  • педагогические методы и технологии обучения, потому что занятия в цифровой среде во многом отличаются от традиционных занятий в классе (появилось даже понятие цифровой дидактики);
  • организация учебной работы, инструменты (технические средства) для неё и управление этим процессом.

Виды и средства ИКТ

Рассмотрим виды использования цифровых технологий, которые существуют для того, чтобы помочь людям, предприятиям и организациям использовать информацию.

Таким образом, ИКТ связаны с хранением, поиском, манипулированием, передачей или получением цифровых данных

Важно также то, что эти различные виды использования могут взаимодействовать друг с другом

В бизнесе ИКТ часто подразделяют на два основных типа продуктов:

  • Традиционные компьютерные технологии (всё то, что вы можете делать на персональном компьютере дома или на работе).
  • Цифровые коммуникационные технологии (позволяют людям и организациям общаться и обмениваться информацией в цифровом виде).

Давайте кратко рассмотрим эти две категории, чтобы продемонстрировать виды продуктов и идей, охватываемых ИКТ.

Традиционные компьютерные технологии

Стандартные офисные приложения

  1. Обработка текстов : например, MS Word для написания писем, отчетов и т. д.
  2. Электронные таблицы : например, MS Excel для анализа финансов, расчетов, создания моделей прогнозирования и т. д.
  3. Программное обеспечение для баз данных : например, Oracle / MS SQL Server / Access для управления базами данных (например, контактами клиентов, каталогами продуктов).
  4. Программное обеспечение для презентаций : например, MS Powerpoint. Узнайте больше о том, как сделать презентацию
  5. Настольные издания : например, Adobe Indesign / Quark Express / MS Publisher для выпуска информационных бюллетеней, журналов и других сложных документов.
  6. Графическое программное обеспечение : например, Adobe Photoshop и Illustrator для создания и редактирования изображений, таких как логотипы, рисунки или фото для использования на веб-сайтах или для других публикаций. Узнайте больше о том, как сделать логотип школы или класса

Специализированные приложения

  1. Пакет учета : например, Sage / Oracle для управления счетами организации.
  2. Компьютерное проектирование (CAD) : для содействия процессу проектирования в сфере дизайна, архитектуры, инженерии.
  3. Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) : позволяет компаниям лучше понимать своих клиентов, собирая и анализируя данные, такие как предпочтения их продуктов, покупательские привычки и т. д.

Цифровые коммуникационные технологии

Передача данных электронными средствами, обычно на расстоянии, часто достигается через сети отправляющего и принимающего оборудования, проводные и спутниковые каналы.

Внутренние сети

Обычно такую сеть называют локальной (LAN), она может связывать несколько аппаратных элементов вместе в офисе или здании.

Цель локальной сети — совместное использование аппаратных средств, таких как принтеры или сканеры, программные приложения и данные. Этот тип сети бесценен в офисной среде, где коллеги должны иметь доступ к общим данным или программам.

Внешние сети

Часто бывает нужно общаться с кем-то за пределами внутренней сети, в этом случае необходимо быть частью глобальной сети (WAN). Интернет — это глобальная сеть, это огромная сеть сетей.

Применение информационных технологий в образовании: почему необходимо

Применение информационных технологий в образовании на сегодняшний день необходимо каждому без исключения вовлеченному или просто соприкасающемуся с образовательным процессом человеку.

Это касается учеников, их родителей, преподавателей и всего рабочего состава любого образовательного учреждения.

Применение ИТ в образовании повышает уровень организации образовательного процесса

Вот лишь некоторые возможные преимущества применения информационных технологий, которые способствуют большему удобству и доступности учебного и рабочего процесса, а также более эффективной их организации:

  • электронные материалы онлайн;
  • возможность быстрого доступа к образовательной информации;
  • программированное обучение;
  • дистанционное обучение;
  • электронные базы, содержащие оценки, расписание, напоминания;
  • доступ родителей к оценкам ребенка и возможность регулярного контроля;
  • возможность проведения разных видов контрольных работ для учеников и студентов;
  • возможность проведения психолого-педагогических тестирований для преподавателей;
  • возможность финансовых расчетов;
  • равный доступ всех к информации и информационным ресурсам;
  • возможность быстро и своевременно оповещать всех учеников и работников образовательных учреждений о важных новостях и чрезвычайных событиях;
  • использование экспертных управляющих систем;
  • концентрация всей необходимой информации об учреждении в одной базе данных.

Использование информационных технологий качественно повышает уровень организации образовательного процесса.

Особенно ощутимую пользу применение их приносит главным участникам данного процесса – преподавателям и учащимся.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: