Формы интерактивного обучения
Формы обучения — это виды занятий. Здесь от учителя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом при подготовке к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разные формы или их комбинацию:
- Мастер-классы — передача практического опыта от учителя к ученикам.
- Интерактивные вебинары — традиционная лекция вместе с дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов.
- Кейсы — решение конкретной ситуации.
- Голосование, опросы — обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.
- Мозговой штурм — совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений.
- Проекты — самостоятельная работа над поставленной задачей.
- Тренинги — совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением.
- «Микрофон» — высказывание одного ученика по поставленной проблеме, остальные не комментируют.
- «Броуновское движение» — хаотичное передвижение по классу в поиске решения.
- Дебаты — обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.
- Деловые игры — обыгрывание ситуаций.
- «Аквариум» — разновидность деловых игр, где участники, которых не задействовали в процессе, комментируют происходящее.
- Ротационные тройки — работа в группе из трёх человек, в которой состав меняется при каждом следующем задании.
- Пары и малые группы — работа вдвоём и более.
- «Дерево решений» — работа с ватманами: группы записывают решение ситуации, а затем меняются ватманами, добавляя свои идеи на ватман соседей.
Основные формы и методы интерактивного обучения
Забота о здоровье
Нельзя применять даже самые передовые педагогические технологии без должного внимания здоровью подрастающего поколения. Среди основных инновационных направлений работы и детских садов, и школ выделим здоровьесберегающие компоненты. Среди форм работы, которые должны применяться в образовательных учреждениях, выделим спортивные праздники, прогулки на свежем воздухе, дыхательную и пальчиковую гимнастику, закаливание, водные процедуры.
Благодаря таким мероприятиям у детей формируется позитивное отношение к здоровому образу жизни, они получают навыки оказания первой помощи.
В ходе урока или внеурочного занятия педагог следит за сменой динамических поз. Он применяет специальный наглядный материал, который позволяет снижать нервную возбудимость и психическую утомляемость дошкольников и детей школьного возраста.
Проблемы внедрения инноваций
Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам.
- Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.
- Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.
- Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.
- Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ.
Проектная деятельность
По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. Существует подразделение проектов на несколько видов:
- индивидуальные, фронтальные, групповые, парные (в зависимости от числа участников);
- игровые, творческие, информационные, исследовательские (по методу проведения);
- долгосрочные, краткосрочные (по продолжительности);
- с включением культурных ценностей, общества, семьи, природы (в зависимости от тематики).
В ходе проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в команде.
Цели использования ИКТ
Сегодня инновационная деятельность педагогов школы тесно связана с применением информационно-коммуникационных технологий. Их использование актуально в следующих целях:
- Иллюстративный материал для объяснения новой темы учащимся.
- Инструмент для закрепления знаний, навыков и умений, а также для самостоятельной работы учеников.
- Средство для проверки знаний школьников.
- Помощь при оформлении работ творческого плана.
- Средство, применяемое на стадии коррекции и непосредственно процесса обучения.
- Инструмент для трактовки результатов посредством совершенствования дозировки материала для изучения, его систематизации, классификации.
- Помощь при реализации возможностей учеников, носящих поисково-творческий характер.
- Инструмент для систематизации и эффективного использования дополнительных знаний по тем или иным предметам.
- Средство для качественной подготовки к олимпиадам по предметам.
- Помощь в стимулировании самостоятельности и познавательной активности учащихся.
Сегодня для проведения родительских собраний, классных часов, а также внеклассных мероприятий в российских школах принято использовать фотофильмы, презентации и информационные буклеты. Это говорит о надлежащем исполнении поставленных перед инновационной деятельностью задач.
Инклюзивное образование
Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их наставников. С помощью «Скайпа» учитель проводит дистанционные уроки, проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.
Сущность инноваций в системе обучения
Под инновацией понимают что-то новое, какое-то изменение или усовершенствование. Исходя из этого, инновация понимается и как средство, и как процесс. Вне зависимости от того в качестве чего применяется инновация (средство или процесс), основным является то, что вводится что-то новое.
Непосредственно в педагогическом процессе инновация применяется для введения новых целей, методов, средств, приемов и технологий обучения и воспитания, а также с целью совершенствования совместной деятельности педагога и детей.
Замечание 1
Основная цель инновационной деятельности в системе обучения – подготовка полноценного члена общества, готового продуктивно существовать в постоянно изменяющихся современных условиях.
Сущность инновационной деятельности в обучении заключается в переориентации обучения, во главу образования ставится потенциал личности и его успешное развитие.
В настоящее время образование должно быть направлено на развитие механизма инновационной деятельности, поиска разнообразных творческих и креативных путей решения практических и жизненных задач (ситуаций).
Замечание 2
Таким образом, инновационная деятельность в системе обучения направлена на качественное изменение личности ребенка, в сравнении существующими традиционными системами воспитания и обучения.
Достижение цели становится возможным при внедрении в образовательную деятельность инновационных технологий. Инновации внедряются в дидактические и воспитательные программы, реализуемые в образовательных учреждениях. Они призваны для того, чтобы мотивировать детей на получение образования, развитие самостоятельности, формирование нестандартного мышления, творческого подхода к решению практических задач и жизненных ситуаций, максимальное раскрытие природных способностей и врожденных задатков.
Внедрение инновационной деятельности в систему обучения достигается посредством введения новейших достижений науки и практики в учебную (воспитательную) деятельность.
Значимость инноваций в образовании заключается в том, что благодаря им, можно не только раскрыть потенциал ребенка, но и достичь его нравственного совершенства, способного обеспечить эффективную социализацию и последующую жизнедеятельность в рамках современного социума.
На сегодняшний день инновационная деятельность в системе обучения является одним из приоритетных направлений развития государства и его экономики, науки и техники. Существующий застой в системе образования оказывает негативное влияние на развитие общества и государства в целом.
Проблемы образования накапливаются во всех его сферах – методологии, технологии и стандартизации. Тем самым подготовка современных членов общества осуществляется в рамках морально устаревшей системы образования.
Выделяют следующие актуальные проблемы существующей системы образования:
- Образовательные стандарты и учебные программы не всегда полностью соответствуют интереса и способностям учащихся, а также тем запросам к подрастающему поколению, которые предъявляются к нему со стороны общества.
- Значительно различие в темпах развития науки и техники, и их процессу внедрения в учебную деятельность.
- Конфликт между сторонниками концепции многостороннего развития и узкой специализации.
Замечание 3
Таким образом, указанные проблемы требует пересмотра существующей системы образования, внедрения в нее новых, современных и актуальных технологий обучения. В первую очередь это касается совершенствования системы подготовки педагогических кадров.
Что такое инновации в образовании
Сегодня инновации в школе – это не только примеры использования интерактивной доски и электронного дневника. Наиболее серьёзные изменения претерпевают технологии преподавания предметов школьной программы.
Создание внутришкольной системы оценки качества образования требует разработки новых критериев и методик, а потому – тоже относится к инновационной.
Базовая единица новаторской деятельности в образовании – урок, как основная форма организации учебного процесса.
Современный урок строится на основе системно-деятельностного подхода. Инновационные технологии по ФГОС внедряются через урок, на котором:
- мышление каждого ученика активно;
- учитель помогает ученику формировать эмоциональное отношение к деятельности;
- стимулируется познание;
- происходит сознательное формирование универсальных учебных действий, как способов взаимодействия ученика с информацией, с людьми, управления собственным мышлением;
- есть место для рефлексивного самообучения и самоконтроля учеников;
- присутствуют самостоятельность, творчество;
- оценивается уровень полноты усвоения знаний.
Положение об инновационной деятельности в школе
Важно отметить, что на сегодняшний день каждая школа располагает таким документом. Он разрабатывается с целью выявления общего порядка, условий организации и последующего управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении
Представленная бумага формируется на основе ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенции о правах ребенка, а также Устава конкретного учреждения образования.
В Положении обязательно отмечаются основные направления работы инновационной площадки, например, совершенствование соответствующего вида деятельности в педагогической области; экономических механизмов, связанных в организацией образовательной работы; методологии и теории современной образовательной системы, предметно-пространственного аспекта образования и так далее.
Деятельность школьной инновационной площадки так или иначе должна обеспечить разработку, внедрение и апробацию новых, как правило, более эффективных и качественных образовательных услуг, продуктов, которые в полной мере отвечают на общественные запросы, а также обеспечивают комплексное профессиональное и личностное самоопределение, построение правильных образовательных и воспитательных траекторий обучающихся.
Стоит заметить, что статус такой площадки может присваиваться образовательному учреждению в рамках единой программы (иными словами, инновационного образовательного проекта), которая объединяет всех участвующих в творческом коллективе. Именно они представляют учреждение образования или инновационную сеть структур. Причем это не зависит от организационно-правовой формы, вида и типа.
Принципы и направления инновационной и экспериментальной деятельности
В процессе анализа инновационной деятельности школы выяснилось, что при модернизации образовательной системы признается неоспоримая ценность психологического, физического, нравственного и духовного благополучия подростков. Экспериментальная и инновационная деятельность реализуется с позиции единства инноваций и традиций в развитии образования, ориентированных в первую очередь на повышение качества образовательных услуг, которые предоставляются учебными заведениями.
Среди основных направлений экспериментальной деятельности целесообразно отметить следующие:
- формирование и опытная проверка принципиально нового содержания образовательной категории, а также новых воспитательных и образовательных технологий, методик, средств и форм воспитания, обучения;
- разработка и дальнейшая проверка новой учебно-методической и учебно-программной документации;
- создание и проверка систем оценки качественных характеристик образования, процедур и форм промежуточной аттестации учащихся, поддержка разных категорий обучающихся, а также систем адресного сопровождения.
Система инновационной деятельности в школе включает в себя следующие направления:
- отработка механизмов, связанных с обновлением содержания процесса образования (разработка компьютеризированных курсов, программное обеспечение, проблемное обучение, организация исследовательской работы при условии получения новых для учащихся знаний и прочее), а также форм процесса образования (новые методы преподавания, принципиально новые методики организации занятий на уроках, воспитательных мероприятий и прочее);
- отработка новых способов оценивания процесса образования (рейтинговая система, создание портфолио, расширение шкалы баллов и прочее);
- отработка систем, которые основаны на применении новых средств воспитания, в полной мере способствующих социализации школьников;
- отработка новшеств, которые направлены на привлечение общественных представителей к управлению учебным заведением;
- отработка новых способов повышения профессиональной компетентности преподавателей учреждения образования, ориентированных в первую очередь на обеспечение предельно высокого качества образования (тьюторство, дистанционное обучение, освоение курсов касательно обучения экспертов, менеджеров образования и так далее).
Новые педагогические технологии в системе образования
Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.
Проектная работа
Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.
В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.
Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.
Игровое технологии
Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.
В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.
Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе («Универсариум», «Лекториум», из зарубежных – «Сoursera»). Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.
Интерактивные технологии
Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.
Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.
Портфолио
Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.
Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.
Что еще указывается в Положении
Помимо названной выше информации, в Положении касательно инновационной работы в школе принято определять актуальные цели и задачи данного вида деятельности. К примеру, одной из целей инновационной работы служит формирование надлежащих условий для повышения качества образовательного процесса и, соответственно, конечного результата. Так, для осуществления поставленной цели целесообразно выполнение целого ряда задач (они обязательно перечисляются в документе). Список задач рассмотрен выше, поэтому повторяться не имеет смысла.
Еще одним пунктом Положения, как правило, выступает методическое руководство и организация инновационной деятельности. Следующий пункт связан с перечислением актуальных документов. Обычно это локальные акты, которые регламентируют инновационную работу в образовательном учреждении. Они оформляются ответственным куратором, который по итогам года занимается подготовкой отчета и анализирует показатели инновационной деятельности в учреждении образования.
Целесообразно разобрать основные функции куратора:
- Планирование инновационной деятельности в учреждении образования, а также привлечение по мере необходимости научных консультантов; осуществление контрольной функции, связанной с реализацией утвержденных инновационных образовательных программ (проектов).
- Осуществление мониторинга реализуемых инновационных образовательных проектов.
- Организация своевременного и достоверного информационного сопровождения реализации образовательных проектов; информирование родителей несовершеннолетних учащихся и других заинтересованных лиц касательно целей, задач, техник осуществления, а также результативности реализации программ.
- Полноценное обеспечение соблюдения законных интересов и прав участников процесса образования.
- Своевременное информирование вышестоящих структур о возникших проблемах, которые препятствуют осуществлению инновационной образовательной программы. Стоит помнить, что они могут стать причиной невыполнения инновационного проекта в сфере образования или календарного плана работ.
Подробности
Современный педагог должен постоянно работать над собой
…и повышать свой интеллектуальный уровень, ведь для формирования гармоничной личности необходимо внедрение инновационного образования. Поэтому, учитель должен идти на шаг впереди и активно поддерживать инновационные преобразования.
В технологии обучения в ВУЗах можно выделить две составляющих, неразрывно связанных между собой:
- Организация процесса обучения студента.
- Контроль за осуществлением процесса образования.
Принцип традиционного преподавания состоит в подаче излишней информации в учебную дисциплину, а при инновационном образовании учебный процесс строится таким образом, что преподаватель выступает в роли наставника. Кроме этого, у студентов есть варианты для обучения дистанционно. Главная цель инновационного образования направлена на самосовершенствование и развитие аналитического мышления. Оценками итогов инновации занимаются эксперты-профессионалы.
Основными причинами, тормозящими инновационные процессы, являются:
— нехватка компьютеров и электронных средств в ВУЗах (отсутствие интернета, методических пособий для осуществления практической деятельности),
— недостаточная компетентность преподавателей в сфере информационно-коммуникационных технологий,
— уклонение руководящего состава ВУЗа от процесса внедрения инновационных технологий.
Чтобы избежать подобных проблем, необходимо проводить определенную работу по повышению квалификации преподавательского состава (семинары, конференции, переподготовку) и, просветительскую работу среди обучающихся по использованию новых компьютерных технологий.
О дистанции на обучении
В России, на начальном уровне, находится дистанционное обучение, хотя в странах Европы этот метод обучения давно и успешно применяется. По сути, это очень хорошая возможность получения высшего образования либо среднего специального для сельских жителей, не имеющих возможности обучения в крупных городах. Дистанционно можно прослушивать курс лекций, принимать участие в семинарах, сдавать экзамены. Инновации не только упрощают получение образования, но и снижают финансовые расходы.
Рассмотрим несколько примеров технологий инновации в сфере образования:
- Здоровьесберегающие — предназначены для укрепления физического здоровья у дошкольников. В связи с ухудшением экологии, внедрение этой инновации очень распространено. Основная их цель — улучшение физического состояния путем закаливания, реализации разного рода гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая). Благодаря таким мероприятиям у дошколят формируется положительное восприятие здорового образа жизни, детям преподают навыки, необходимые для оказания первой помощи. Современные инновации помогают развитию не только обычных детей, но и детей с ограниченными возможностями.
- Проектная — в процессе этой работы дети приобретают навыки деятельности в команде. Исследовательская деятельность является непременным условием каждой дисциплины. В этой деятельности задействованы и педагоги, и дети. Ее цель – решение задачи, нахождение ответов на поставленные вопросы на начальном этапе работы.
Проекты подразделяются на:
— индивидуальные, парные, групповые, фронтальные (это зависит от количества участвующих),
— творческие, информационные, игровые (зависит от способа проведения),
— краткосрочные, долговременные (зависит от продолжительности),
— общественные, культурные, семейные (зависит от выбранной темы).
Сегодняшняя отечественная система образования находится в стадии перемен, которые выражаются в применении новых программ, инновационных видов образовательных заведений, применении современных технологий в педагогике. Все это требует от учителя активности и эрудиции, способности к самосовершенствованию и самоанализу, готовности следовать нововведениям.
Инновационные школы мира
Некоторые школьные заведения мира поражают своим нестандартным подходом к образовательному процессу. Мы выбрали несколько самых необычных примеров инновационных школ и хотим рассказать вам о них подробнее:
- Ørestad, Дания;
- High Tech High, США;
- Green School, Индонезия;
- TEKY, Вьетнам;
- Egalia, Швеция;
- AltSchool, Калифорния;
- Steve Jobs School, Нидерланды.
Ørestad, Дания
Эта гимназия, расположенная в Копенгагене, прививает детям концепцию полной открытости. Здание Ørestad выглядит как огромный стеклянный куб. Создатели инновационной школы организовали пространство в виде большого опенспейса, в котором есть разные зоны для групповой работы и отдыха. Чтобы посмотреть на это чудо современной архитектуры, можно совершить виртуальный тур.
Инновационная датская школа Ørestad
Какие цели ставит перед собой школа:
- приучить детей к самостоятельной работе;
- научить их абстрагироваться от внешнего шума в опенспейсе;
- развивать способности командной работы и взаимодействия с другими;
- применять умения и навыки в рабочей среде.
Инновационная школа принимает учеников старших классов и помогает им подготовиться к поступлению в вузы.
High Tech High, США
High Tech High в Сан-Диего изначально создали как авторскую инновационную школу, чтобы обучать детей высоким технологиям с первых классов. Сейчас это сеть кампусов, а само учреждение включает в себя все образовательные ступени: начальную, среднюю и старшую школы. Лучшие выпускники этого учебного заведения сразу поступают на работу — настолько сильные знания они получают в стенах школы.
В чём инновационность High Tech High? Основной принцип обучения — метод реального проектирования. Ученики не изучают одну теорию, а сразу применяют знания на практике: выбирают проблему, делают анализ проекта, ищут под него финансирование и презентуют готовый продукт.
Green School, Индонезия
На острове Бали находится Green School. Это инновационная школа, в которой обучают будущих экоактивистов. Все уроки здесь проходят на природе. Вместо пыльных классов — дикие джунгли, рисовые поля, фермы и берег моря.
Чему обучают учеников:
- уважать и беречь природу;
- изучать местную культуру;
- развивать креативное мышление;
- защищать свои проекты;
- переходить от слов к делу, реализуя идеи.
Green School вид сверху
TEKY, Вьетнам
Образовательная академия TEKY — это инновационная школа, которая практикует STEAM-подход. Это значит, что на уроках учителя применяют междисциплинарные методы, которые помогают решать сложные задачи.
Аббревиатура STEAM состоит из первых букв образовательных дисциплин: S — наука (science), T — технологии (technology), E — инжиниринг (engineering), A — искусство (art) и M — математика (mathematics).
Само обучение длится курсами от 9 до 18 месяцев. Ученики могут выбирать разные направления:
- программирование;
- робототехнику;
- веб-дизайн;
- мультимедийные коммуникации.
Администрация академии организовывает обучение не только во время учебного года, но и в летних лагерях на каникулах.
Egalia, Швеция
Швеция — одна из самых толерантных стран в мире. А инновационная начальная школа в Стокгольме Egalia воплощает в себе эти принципы. Здесь детей не делят по половому признаку
К ним обращаются только по имени и учат оценивать поступки других, не обращая внимание на стереотипы, предрассудки и религиозные предубеждения
AltSchool, США
В солнечном штате Калифорния расположилась школа нового типа AltSchool. Здесь нет традиционных школьных уроков. Всё обучение проходит через практические самостоятельные задания, которые позволяют добиться отличных результатов:
- улучшить технические навыки детей;
- развить креативное мышление;
- помочь быстрее адаптироваться к изменениям в мире.
Steve Jobs School, Нидерланды
Инновационная школа Steve Jobs School в Амстердаме не просто так носит имя известного предпринимателя и руководителя компании Apple. Здесь каждый ученик получает личный образовательный план и проходит обучение по айпаду, в котором есть все нужные для успешной учёбы приложения. При необходимости школьники могут самостоятельно корректировать учебную программу. Эту школу можно смело назвать ярким примером адаптивного индивидуального обучения.
Стандартный урок в Steve Jobs School
Инновационные формы обучения
Классификацию инновационных технологий нельзя назвать строгой, однако стоит выделить наиболее удачные и используемые технологии.
Проблемно-поисковое обучение.
Постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения – принцип этой инновационной деятельности в школе.
Модульное обучение.
В модульном обучении объем знаний разбивается на значимые блоки (модули), которые осваиваются по схеме: учитель выдает определенный блок информации, потом происходит его применение на практике (лабораторные работы, семинары, практикумы, уроки-диспуты и т. д.), затем идет блок оценки (контрольные, зачеты).
Модульная технология особенно перспективна при дистанционном обучении, когда необходима четкая система массивов знаний и их оценки.
Модульная технология видится особо полезной в современном перенасыщенном информационном поле именно за счет своей строгой структурированности.
Портфолио как технология инновационной школы.
Суть этого подхода заключается в самостоятельном сборе учащимся его значимых работ, проектов, отзывов, дипломов, похвальных листов и грамот. Портфолио имеет значимость именно как образовательная технология, ее конечная цель не собрать материалы для портфолио, а разработать методы и приемы поиска нужных знаний и умений, а также оценивания своей учебной деятельности.
В процессе сбора портфолио, ученик, во-первых, учится оценивать, насколько хорошо выполнен тот или иной проект, насколько он завершен и полон, как раскрыта поднимаемая проблематика; во-вторых, ученик сам выбирает состав своего портфолио, тем самым позволяя раскрыться одаренности в той или иной сфере.
Собственная оценка плодов своей деятельности также работает на развитие самостоятельности процесса обучения.
Заключение
Среди положительных моментов, связанных с инновациями, выделяют:
- улучшение качества внеурочной деятельности (формирования гражданственности, навыков здорового образа жизни, общекультурного развития, социальной направленности);
- внедрение в образовательный процесс проектной методики;
- информатизация воспитательной работы.
При составлении содержания занятий педагог использует инновационный опыт коллег, пожелания родителей (законных представителей), а также интересы детей.
Среди инноваций, произошедших в отечественном образовании, особого внимания заслуживает переход к двухуровневому высшему образованию. Первый этап продолжается 3-4 года, вторая ступень — 1-2 года. Выпускники магистратуры имеют право продолжить образование в аспирантуре, потом в докторантуре. Они могут работать в научных центрах и исследовательских лабораториях.
Среди инноваций Болонской системы интерес представляет концепция непрерывного образования, предусматривающая пожизненное обучение. Такой подход позволяет человеку получать за свою жизнь сразу несколько учебных степеней и дипломов. Учебные заведения высшего звена при этом получают дополнительные финансовые средства, которые они могут использовать для модернизации оборудования.
Также среди новшеств, касающихся получения высшего образования, необходимо упомянуть о кредите на образование. Этим нововведением уже воспользовались многие студенты, мечтающие о престижном образовании.