Родине нужны мертвецы
Версия с американской атакой очень хорошо объясняет и то, почему «Курск» выполнял экстренное погружение: акустики крейсера должны были услышать пуск американской торпеды, но ни повернуться, ни ответить «Мемфису» наш ракетоносец уже не успевал.
В первые же дни после аварии 11 стран НАТО предложили России содействие в спасении моряков. Дальше всех пошла Великобритания: она в первый же день отправила в Россию самолет, на борту которого находился подводный аппарат LR-5 – небольшой высокотехнологичный батискаф, специально созданный для спасения экипажей поврежденных субмарин. Москва в ответ запретила самолету входить в российское воздушное пространство. Британцы не успокоились и посадили самолет в Норвегии, погрузили LR-5 на борт норвежского судна NormandPioneer и по морю отправили к месту трагедии. Возможно, Лондон, в силу каких-то своих соображений, очень хотел, чтобы мир узнал правду о разыгравшейся в Баренцевом море трагедии.
Об американских субмаринах сообщал и другой высокопоставленный источник –норвежский вице-адмирал Эйнар Скорген, занимавший в то время должность командующего военно-морскими силами в северной Норвегии, а позже руководивший норвежскими силами, участвовавшими в спасательной операции.
Также американские источники утверждают, что советник президента США по вопросам нацбезопасности Сэнди Бержер и министр обороны Уильям Коэн были проинформированы о затоплении «Курска» до того, как о гибели крейсера узнали в Кремле. Откуда такая оперативность? Ведь сколько бы ни было американской агентуры в ельцинском госаппарате, передать информацию, распространение которой придерживал сам министр обороны РФ, за океан быстрее, чем в Сочи (а именно там находился тогда президент Владимир Путин) – это очень сложно. Скорее, Вашингтон получил отчет от непосредственных участников операции и заранее знал, к чему готовиться.
Еще одним косвенным свидетельством боевого контакта может служить появление «Мемфиса» в норвежской военно-морской базе Хоконсверн, где американская субмарина встала на ремонт. Спутниковые снимки якобы поврежденного американца опубликовала газета «Версия», после чего в редакцию с обыском пришли сотрудники ФСБ
Впрочем, есть предположение, что «Мемфис» лишь изображал больного пациента, отвлекая внимание мировых СМИ, а заодно и российской разведки от по-настоящему помятого, а может быть, и подстреленного «Толедо», который на малом ходу пересек Атлантику и встал на ремонт в Штатах
Показательный момент произошел на пресс-конференции 22 сентября 2000 года в Токио. Министр обороны США Уильям Коэн ответил категорическим отказом на предложение американских журналистов показать русским «Толедо» и «Мемфис», развеяв тем самым все подозрения о возможном столкновении. Коэн заявил, что в этом нет никакой нужды.
Российское руководство тоже вело очень странную игру. Несмотря на то, что западные страны предлагали помощь и даже отправили ее, Москва не торопилась разрешать им заняться спасением наших моряков. Норвежские водолазы получили разрешение на спуск только 20 августа, когда шансов найти живых уже не оставалось. На следующий день было произведено погружение. На открытие аварийного люка норвежцам потребовалось всего 25 минут. При этом они отметили, что российские коллеги дали им неправильные инструкции, в частности, сообщили, что замки люка открываются вращением против часовой стрелки, тогда как на самом деле их следовало вращать по часовой. Поэтому, следуя этим предписаниям, открыть люк было невозможно. Позднее западные специалисты, непосредственно знакомые с деталями операции, отмечали, что многочисленные сообщения о повреждениях стыковочного кольца на аварийном люке также были ложью.
19 августа в Москву прибыл директор ЦРУ Джордж Тенет. Обозреватели отметили, что это был первый в истории приезд главы американской разведывательной службы в российскую столицу. Служба внешней разведки РФ отказалась от комментариев, а вот посольство США в Москве заявило, что визит носит запланированный характер и никак не связан с гибелью «Курска». Вскоре президент США Билл Клинтон протащил через Конгресс законопроект о списании России восьми миллиардов долларов долга, под видом субсидий на ликвидацию химического оружия и дальнейших шагов по сокращению наступательных вооружений.
Пожалуй, это и есть та цена, в которую высокие договаривающиеся стороны оценили жизни 118 российских моряков и новейшего, по тем временам, атомного ракетного крейсера.
Китайский подтекст
Но зачем американцам понадобилось действовать столь агрессивно? Ведь на дворе был 2000-й год, отношения США и РФ еще полны радужных иллюзий. Холодная война закончилась, и Москва 10 лет соглашалась с тем, что Вашингтон победил.
Изначально в Вашингтоне посчитали, что русские блефуют, но, получив доказательства реальности ракето-торпеды – захотели познакомиться с нею поближе. Купить изделие официально не вышло; тогда американцы решили украсть чертежи. Однако ФСБ арестовала агента американской разведки Эдмонда Поупа, который курировал эту операцию и вышел на контакт с создателями «Шквала».
«Э. Поуп до середины 90-х годов являлся кадровым сотрудником военно-технической разведки ВМС США, по долгу службы занимался сбором и анализом передовых разработок в области создания оружия морского базирования, участвовал в размещении заказов на их проектирование в научных центрах и университетских лабораториях. Выйдя в отставку, Поуп регулярно приезжал в Россию как представитель Пенсильванского университета, а в дальнейшем – как руководитель малоизвестной частной фирмы TechSourceMarineGroupLtd. В этом качестве американец посещал научно-исследовательские институты в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других российских городах, где проводятся работы, связанные с технологиями создания скоростных подводных и надводных объектов.
Предметом пристального внимания гражданина США стала скоростная подводная ракета, разработанная в результате совместной кооперации ряда оборонных предприятий России и поставленная на вооружение отечественных военно-морских сил. Выпускаемая с подводной лодки, ракета может развивать под водой скорость более 100 м/сек. По оценкам экспертов, данное оружие на сегодняшний день является самым эффективным в так называемой «лодочной дуэли», и даже легкие катера при оснащении им в состоянии уничтожить современный боевой корабль. Ряд зарубежных научных центров, в том числе Научно-исследовательская лаборатория ВМС США, Лаборатория прикладных исследований Пенсильванского университета, на протяжении многих лет пытаются создать аналогичное оружие, но до настоящего времени не смогли добиться значимых результатов», – говорилось в официальном сообщении, опубликованном ФСБ в связи с арестом американского гражданина.
Россия впервые посмела поднять руку на сотрудника американской разведки и впервые же решилась сохранить в тайне технологическое наследие СССР. Очевидно, что в Вашингтоне были в ярости от такой наглости. И, не исключено, что решили проучить Москву за строптивость. Более того, многие иностранные источники утверждали, что российское руководство в пику американцам решило продать «Шквал» китайцам. Учения в Баренцевом море были своеобразными смотринами, на которые прибыли и китайские адмиралы. Именно в их компании адмирал Попов улетел с крейсера «Петр Великий», после того, как стало понятно, что «Курск» не выполнил учебный выстрел.
История создания
Атомная подводная лодка «Курск» — субмарина, долгое время считавшаяся лучшей в Военно-морском флоте России. Проект подводных кораблей 949А «Антей» был разработан в СССР в конце 1960-х годов.
Советский союз значительно уступал своему главному противнику, США, в количестве авианосцев, поэтому главной целью атомоходов «Антей» — была возможность тихо подойти к хорошо охраняющемуся вражескому кораблю на расстояние удара и уничтожить цель.
Уже в 1994 году ее спустили на воду и прикрепили к составу Северного флота. Субмарина считалось особой гордостью еще и потому, что ее построили в очень тяжелое для страны время. Она считалась символом новой России.
Гордость Северного флота
В 2000 году К-141 «Курск» был одним из двух самых новых и совершенных атомных подводных ракетных крейсеров (АПРК) класса «Антей». Корабль был заложен в 1990-м и спущен на воду в 1994-м. Моложе «Курска» на тот момент был только его одноклассник, К-141 «Томск».
«Антеи» предназначалась для уничтожения американских авианосных групп. Их задачей было уничтожение ударом из-под воды и главного авианосца вражеского соединения, и кораблей его ордера.
Габариты и вооружение крейсеров подбирались подстать задаче. Длина такой подлодки – 154 метра, ширина – 18,2, высота – с семиэтажный дом. Основное вооружение состоит из 24 противокорабельных ракет П-700 «Гранит», каждая из которых может нести как обычную, так и ядерную боеголовку. Энергией подводного гиганта обеспечивают два ядерных реактора, закрытых 13-сантиметровой стальной броней.
Помимо ракет П-700, «Антеи» вооружили торпедными аппаратами: двумя 650-миллиметровыми и четырьмя 533-миллиметровыми. Штатный боекомплект состоит из 28 торпед и ракето-торпед. Все торпедные аппараты собраны в носовом отсеке и, в отличие от пусковых контейнеров ракет, расположенных снаружи прочного корпуса, заряжаются из обитаемого помещения первого отсека. Торпедный боекомплект тоже хранится внутри прочного корпуса, отделенный от последующих отсеков поперечной переборкой.
Все эти детали мы перечисляем не просто так. Они будут значимы для последующего рассказа о том, что произошло на подлодке в роковой день.
Стандартный экипаж «Курска» состоял из 130 человек, но в последний поход крейсер отправился со 118 моряками на борту. Командир и экипаж субмарины считались одними из лучших на Северном флоте.
Капитан Колесников пишет нам письмо…
Что же произошло с экипажем, и до какого момента можно было спасти выживших подводников? Если придерживаться официальной версии, получается, что первый взрыв мгновенно убил команду носового отсека. Сорванная крышка торпедного аппарата открыла доступ во внутреннее помещение забортной воде, а взрывная волна через незакрытый воздуховод прошла во второй отсек и убила или вывела из строя всех находившихся в нем офицеров.
После этого последовал мощнейший взрыв. Сила удара была такова, что его зафиксировали не только российские и норвежские сейсмические станции, но даже приборы, установленные на Аляске. Автоматика определила его, как подземный толчок магнитудой 4,2 по шкале Рихтера. Взрывная волна сорвала с креплений переборку между первым и вторым отсеками и, как гигантский поршень, загнала ее вглубь прочного корпуса. Позже, во время утилизации лодки, специалисты отметят, что эта переборка находилась на том месте, где должна стоять переборка второго и третьего отсеков.
Ударная волна прошла в глубь корпуса, сминая настилы и кроша оборудование. Остановить ее удалось лишь стене пятого отсека, того самого,где располагались ядерные реакторы. Переборка выгнулась дугой, но выдержала удар. Если бы советская сталь дала слабину – мир получил бы еще один Чернобыль, только уже на дне моря.
Если верить официальному заключению российских патологоанатомов и криминалистов, финальный акт драмы разыгрался примерно через 7-8 часов после катастрофы. Именно тогда последние члены экипажа погибли от острого отравления угарным газом.
В свою очередь командир спецотряда водолазов, капитан 1-го ранга Андрей Звягинцев сообщал, что при работе в уже затопленном отсеке видел следы горения. Специалисты предположили, что моряки пытались перезарядить аварийную установку регенерации воздуха, разлагающую углекислый газ на кислород и углерод, но в полузатопленном отсеке уронили или просто намочили сменную кассету, из-за чего она сначала загорелась, а затем спровоцировала объемный взрыв. Мощный пожар выжег весь кислород и убил собравшихся в отсеке людей.
Страшно сказать, но власти так стремились уничтожить все улики, что сожгли записку, отдав вдове ее пепел и перепечатку на казенной бумаге. Содержание остальных посланий, равно как и множества других документов – было объявлено государственной тайной Российской Федерации.
Кривая ухмылка нашей действительности состоит в том, что достоянием общественности стала не та часть послания, что была предназначена для помощи в расследовании катастрофы, а та, которую капитан адресовал жене:
Ольга! я тебя люблю,не переживай сильно.Г.ь. привет. Моим привет.еште12 08 2000 15.15.Здесь темно писать, нонаощупь попробуюшансов похоже нет, % 10-20будем надеяться,что кто-нибудь прочитает.
Здесь список л/с отсеков, которыенаходятся в 9-м и будупытаться выйти.Всем привет, отчаиватьсяне надо
Колесников.
Память
Трагическая гибель новейшей российской субмарины не оставила равнодушным, казалось бы, никого. С той поры написано много стихов и книг, которые посвящены памяти погибших моряков. Широкий успех в кинотеатрах получил снятый по мотивам трагедии фильм «72 метра».
Народная память увековечена в множестве памятников и монументов, которые установлены по всей стране.
Все это свидетельство того, что трагедия с АПЛ «Курск» — большая рана в памяти народа России, именно поэтому в этой истории так много непонятого и непринятого, а недосказанное до сих пор отзывается болью и бессилием в умах миллионов человек.
«Толедо» и «Мемфис» против «Курска»
Самой сильной из неофициальных версий является предположение об уничтожении «Курска» совместными действиями двух американских АПЛ типа «Лос-Анджелес». Сами американцы определяют их как hunterkiller, то есть «охотник-убийца». Основные задачи подлодок такого типа – уничтожение других субмарин, атаки на группы надводных кораблей, высадка диверсионных групп и проведение спецопераций в водах противника.
В годы холодной войны Советский Союз сделал ставку на создание «убийц авианосцев», самыми совершенными из которых и стали АПРК класса «Антей». Американцы ответили созданием подводных ниндзя, заточенных на охоту за советскими многоцелевыми субмаринами. Отличительная особенность «Лос-Анджелесов» – исключительная малошумность, крайне затрудняющая их обнаружение акустическими средствами.
Согласно гипотезе, высказанной авторами французского документального фильма «Курск». Подводная лодка в мутной воде»), «Толедо» имел задание вплотную следовать за «Курском» и мешать ему маневрировать.«Мемфис» же должен был оставаться в стороне, прикрывая действия товарища.
Однако «Курск» тоже не был «ревущей коровой», и американцам также пришлось туго в попытках определить его маневры и положение. В результате такой игры в кошки-мышки «Толедо» в какой-то момент оказался перед «Курском». Дальше могло произойти одно из двух: российский крейсер выстрелил и попал учебным «Шквалом» в американца, или же лодки столкнулись. Гидроакустики «Мемфиса» слышали, как «Курск» открыл крышки торпедных аппаратов, и слышали звук инцидента, каким бы он ни был. Опасаясь, что российский крейсер добьет сослуживцев,командир субмарины произвел боевой выстрел по нашему крейсеру.
Это особенная торпеда, созданная специально для уничтожения советских подлодок. У нее есть две характерных особенности: во-первых, бортовой компьютер торпеды нацеливает ее так, чтобы она била встык первого и второго отсеков, одновременно поражая склад торпед и командный центр. Во-вторых, для пробития силового корпуса используется стержень из обедненного урана. Взрывчатка в торпеде служит не для разрушения обшивки цели, а чтобы разогнать урановое копье до околозвуковой скорости. В результате МК-48 не производит больших разрушений на поверхности, но наносит жертве очень глубокие проникающие ранения. Именно этот след и запечатлели камеры журналистов на скуле нашего ракетоносца.
Лабиринт версий
Официальная гипотеза, рожденная совместными усилиями военного ведомства и тогдашнего генпрокурора РФ Владимира Устинова, гласит, что причиной первого взрыва стала утечка крайне нестабильного, пожаро- и взрывоопасного вещества – пероксида водорода, использовавшегося в качестве топлива для торпед 65-76А «Кит». Этот взрыв разрушил торпедный аппарат, убил команду носового отсека и, что самое главное – привел к детонации других торпед, хранившихся в отсеке. Второй взрыв, мощность которого была эквивалентна взрыву трех тонн тротила, разрушил последующие отсеки, после чего неуправляемая лодка опустилась на грунт, атомные реакторы заглушились в автоматическом режиме, а 23 выживших подводника собрались в девятом отсеке.
Версия эта была озвучена далеко не первой и, что важнее всего – после двух лет расследования, проводившегося в глубокой тайне и сопровождавшегося жестким давлением на журналистов. На восприятие официального отчета, без сомнения, повлиял и поток лжи, обрушенный флотским командованием на общественность в первые дни и недели трагедии.
Степень разложения флотского руководства наглядно продемонстрировала и еще одна ситуация: «Курск», как и другие атомные подлодки, имел два сменных экипажа. В первые дни трагедии было неизвестно, какой из них вышел в поход. Руководство флота наотрез отказывалось сообщать даже эту информацию. Внести ясность удалось журналистам «КП», которые за 18 тысяч рублей купили полные списки экипажа у одного из штабных деятелей.
Неудивительно, что с самого начала трагедии стали рождаться самые разные версии, альтернативные официальной. Так,вице-адмирал Валерий Рязанцев, принимавший участие в работе правительственной комиссии, полагал, что причиной первого взрыва стала ошибка матросов, заправивших торпеду необезжиренным воздухом высокого давления. Контакт микроскопических капель масла с пероксидом водорода запустил взрывное разложение вещества. Другой предпосылкой катастрофы, по мнению Рязанцева, стало то, что экипаж не закрыл захлопки системы общесудовой вентиляции, из-за чего взрывная волна разорвавшейся торпеды прошла по воздушным трубам во второй отсек, где располагается рубка управления. Находившиеся там офицеры получили тяжелейшие контузии и были мгновенно выведены из строя. Неуправляемый корабль на полном ходу врезался в грунт, смяв носовой отсек. Его разрушение и спровоцировало второй взрыв, убивший ракетоносец.
Дело в том, что ракето-торпеды «Шквал» движутся под водой в газовом пузыре, создаваемом их реактивным двигателем. За счет этого они развивают сумасшедшую для подводного аппарата скорость – 300 км/ч. Однако при этом «Шквал» не может двигаться на глубине более 30 метров. Зная, что на него движется неуправляемая подводная пуля весом почти в три тонны, капитан «Курска» Геннадий Лячин мог отдать приказ на экстренное погружение, хотя при любом другом ЧП экипаж, очевидно, попытался бы, наоборот,продуть цистерны и всплыть.
Доказательств того, что «Курск» уходил от атаки, вполне достаточно. Это и оставшиеся открытыми створки ходового мостика, на котором был поднят перископ, и рули высоты, поставленные в положение «максимальное погружение», и погнутые от удара о грунт гребные винты, очевидно, встретившие дно на максимальных оборотах.
Высказывались и совсем маловероятные предположения: о столкновении с миной времен Великой Отечественной, попадании ракеты, выпущенной с другого российского корабля, и даже об атаке террориста-смертника, пробравшегося на борт атомохода.
Описание конструкции
Подлодка с наименованием «Курск» являлась предметом гордости и главным флагманом российского ВМФ. Она была задействована в широкомасштабных и профильных учениях, в одиночку ликвидировала корабли НАТО на учениях в Средиземном море (1999 г.). Такие показатели обеспечила ее конструкция, силовой агрегат и вооружение.
Корпус
Особенность подводной лодки — двойной усиленный цилиндрический корпус, разделенный на 9 отсеков. Он был достаточно легким, с покрытием противогидролокационного типа. Скорость поднятия на поверхность в море со льдинами обеспечивала усиленная закругленная крыша боевой рубки.
Энергетическая установка и ходовые качества
«Курск» — современная и маневренная на свое время лодка с силовым агрегатом:
- атомной энергетической установкой ОК-650 с двумя реакторами водо-водяного типа. Тепловая мощность составляла 2×190 Мегаватт, мощность по валу — 2×50 тыс. л.с.;
- 2-мя паровыми турбинами по 90 тыс. лошадей каждая;
- 2-мя винтами с 7-ю лопастями.
Субмарина могла опускаться на максимальную глубину 500 м, рабочее погружение составляло 420 м. Подводная скорость АПЛ — 33 узла, надводная — 15 узлов. В автономном режиме находилась 120 суток.
Вооружение
АПЛ «Курск» вооружилась ракетами «Гранит» и торпедами для противодействия атомным подводным лодкам противника. Являясь малозаметным судном, с низким уровнем шума, она могла доставить противнику массу неудобств одним своим нахождением в акватории базирования вражеских кораблей. Вооружение подводной лодки было самым современным и позволяло наносить высокоточные удары как по надводным, так и подводным целям.
Размеры субмарины впечатляли. Ее длина составляла исполинские 154 метра, а водоизмещение в режиме погружения оценивалось почти в 24 тысячи тонн.
Катастрофа и спасательные работы
Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».
Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.
В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.
Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.
В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.
Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.
Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.
Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.
По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.