Александр блок

Краткое содержание поэмы «12» подробно по главам.

 1 

Заснеженный Петроград времен революции 1917-1918 годов. На улице мороз, ветер усиливается, сбивая с ног прохожих. Между домами висит большой транспарант, на котором написано «Вся власть Учредительному Собранию!».

Мимо через сугроб пробирается, молясь, старушка. Видя этот плакат, сетует, что такой большой лоскут ткани было бы полезнее пустить на портянки парням, чтобы их согреть в такой мороз. Она видит, что происходит вокруг и уверена, что не нужно ждать от большевиков чего-то хорошего, они всех «загонят в гроб».

Сквозь метель по улице пробираются и другие прохожие. На перекрестке стоит, спрятавшись в воротник буржуй. Писатель повествует о гибели России и предателях. Идет опечаленный поп, крадучись. Барыня в каракуле разговаривает с другой женщиной, жалуясь на судьбу, вдруг поскальзывается и падает на лед.

Ветер срывает плакат об Учредительном Собрании. Автор описывает то, что сейчас собрания проходят у всех, даже у проституток, которые устанавливают новую стоимость на свои услуги. На первый взгляд улицы опустевшие, но всюду есть люди, озлобленные и уставшие, а допоздна там бродит только нищий голодный бродяга.

 2 

По улице идет отряд красноармейцев с винтовками. Настало их время. Они скорее сошли бы за каторжников в былые времена, а теперь идет патруль, свободный, без креста. Они ругают бывшего товарища Ваньку, который стал буржуем и теперь пьянствует в кабаке с Катькой, распутной девкой. Отряд продолжает идти революционным шагом по улице.

 3 

Красноармейцы поют песню о своей службе. Хоть они идут в старье, со старым оружием, но готовы идти до конца за идею, не боясь погибнуть: «Мировой пожар раздуем!». Они предвкушают, как сгинут все буржуи после революции.

 4 

Ванька с Катькой мчатся по улицам с извозчиком. Он обнимает свою подругу «толстоморденькую». Мороз им нипочем, Ванька в солдатской теплой шинели, веселится с Катькой.

 5 

Ванька напоминает своей подруге о ее темном прошлом, как она гуляла с офицерами и юнкерами. Катька тогда носила дорогое белье и кушала изысканные блюда, а на ее теле остались шрамы и отметины разгульной жизни.

Так же он напоминает, как одного из офицеров убили из-за нее, и теперь она должна искупить свою вину блудом с «солдатьем».

 6 

Парочка летит на санях, им весело, но тут они встречаются с отрядом красноармейцев, который на них нападают. Гремят выстрелы,  Ванька с извозчиком сбегает, оставляя подругу.

Петька, жаждущий мести (Ванька увел у него Катьку), делает выстрел и убивает Катьку, которая «как падаль» остается лежать мертвая на снегу. Отряд снова продолжает идти, держа шаг.

 7 

После случившегося Петька совсем опечалился, вспомнил, как проводил с Катькой ночи, его грызут остатки совести.

Товарищи не поддерживают его в этом и объясняют, что сейчас другое время, поэтому нужно дальше идти за идею, бороться с врагом, а не упиваться переживаниями о распутной девке. Петька взбодрился и идет дальше, столь же бодро, как и до убийства бывшей возлюбленной.

 8 

Петьке становится скучно, ему хочется крушить и убивать: «Выпью кровушку за зазнобушку». Он готов бороться с буржуями даже без оружия с одним ножом. Тут же по привычке молится об упокоении Катькиной души.

 9 

Старый мир, как пес безродный, беззащитный перед революционерами. На улицах больше нет городовых, которые бы следили за порядком. На перекрестке стоит перепуганный буржуй, к которому жмется «паршивый пес».

 10 

Отряд красноармейцев продолжает путь, вьюга усиливается, впереди ничего не видно. Петька начинает молиться, но товарищи ему напоминают об убийстве Катьки.

Называют Петьку бессознательным и говорят, что бог ему уже ничем не поможет, раз руки в крови. Назад пути нет, нужно продолжать идти вперед с рабочим народом творить революцию.

 11 

Бойцы идут под красным флагом, и нет в них жалости и сочувствия ни к другим, ни к себе. 12 человек ищут врагов на городских улицах и всегда готовы погибнуть за идею. Они должны идти вперед, нога в ногу вместе с рабочими.

 12 

Красноармейцы продолжают идти державным шагом, а впереди отряда кто-то идет с красным флагом, но из-за метели ничего не видно. Бойцы кричат, чтобы неизвестный вышел и показался.

За ними увязался уличный нищий пес голодный, которого они пытаются прогнать штыками, но пес скалится и продолжает следовать за отрядом. Их интересует, кто же там впереди с флагом, и отряд начинает стрелять вслепую, но не попадают.

Так отряд продолжает идти: в хвосте плетется паршивый пес, а впереди с кровавым флагом от пуль невредим «в белом венчике из роз» – идет– Исус Христос».

Время создания произведения. Тема, проблема, идея поэмы

Поэма «Двенадцать» была написана А. Блоком в январе 1918 года, всего два месяца спустя после Октябрьской революции. Произведение было создано всего за несколько дней, на окончательную доработку поэмы потребовался всего месяц.

Тематика поэмы «Двенадцать» нетипична для Блока и весьма своеобразна. А. Блок был идеалистом. После событий 1917 года в творчестве поэта наступил перелом, поэт осознал, что реальность более груба и жестока, чем его идеализированные представления о ней. Из-за такого болезненного столкновения с реальной действительностью поэт стал работать совершенно по-новому, его произведения выражали надрыв в его восприимчивом сознании.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Анализ поэмы «Двенадцать» (1918), А. Блок 430 руб.
  • Реферат Анализ поэмы «Двенадцать» (1918), А. Блок 280 руб.
  • Контрольная работа Анализ поэмы «Двенадцать» (1918), А. Блок 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Главной темой произведения является тема революции.

Замечание 1

В понимании поэта переворот – это разрушительная стихия, о чем свидетельствуют образы вьюги и ветра.

Представители старого мира оказались в новом мире лишними, они мечутся и не находят покоя. «Буржуй» в поэме сравнивается с плешивым бродячим псом. Буря лишила этих людей имени, положения и крова, они разметались, словно снежные хлопья. Анархический характер идеологии двенадцати и их поступков подчеркивает неуправляемую, необузданную энергию, стихийность общественного движения революции.

Кроме темы революции Блок поднимает темы мести и невежества. Тема мести в произведении раскрыта в действиях отряда, вспоминающего старые счеты с Катькой и Ванькой. Расправа продиктована личными мотивами обиды и ревности.

Тема невежества прослеживается на уровне стилистики произведения, вобравшей в себя уличный жаргон, блатные песни и частицы фольклора.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Проблематика поэмы драматично отражает социальные катаклизмы той эпохи. В поэме рассматриваются такие проблемы, как:

  • Аморализм
  • Гибель старого мира
  • Проблема нигилизма
  • Нищета, запустение страны.

Проблема аморализма раскрывается в убийстве Катьки, в равнодушном отношении к убийству двенадцати. Герои поэмы враждебно настроены против традиционной морали и намеренно идут против нее. Убийство Катьки можно трактовать следующим образом. В первой трактовке Катька – это символ порока, который двенадцать искореняют. Во второй трактовке смерть Кати символизирует первую кровь невинной жертвы. Это мрачное пророчество грядущей кровавой войны, в которой пострадают тысячи невинных.

Символами старого мира являются буржуи, дама в каракуле, Ванька. Эти персонажи подвергаются жестокому преследованию. Бабка – это символ отжившего свое старого мира.

Поэма Блока – это глубочайшее истолкование действительности. Здесь отражены реальные события. Главная мысль поэмы состоит в том, что Блок выразил собственные взгляды на сущность культуры и цивилизации, на историю.

Проблемы

Основными проблемами, описанными в поэме «Возмездие», являются:

Отношение истории к жизни человека. В первой части поэмы описываются события русско-турецкой войн в виде картин сражения

Автор акцентирует наше внимание на контрасте: с одной стороны, мы видим лишения людей, их героизм и смелость, а с другой – картины светского общества, которое в пустую кричит «ура!» и даже не подозревает о лишениях солдат.
Проблема перехода от старого к новому. Сталкиваясь с этим, многие герои не могут расстаться со старой жизнью

Они продолжают цепляться за прошлое, и сам этот переход вызывает в их душе кризисное состояние. Люди чувствуют упадок, страх перед чем-то неизвестным, пытаются заглушить накатывающие отрицательные эмоции.
Проблема лицемерия. Она показана в тексте наиболее полно и широко. Так, отец описываемого семейства был всегда на страже просвещения (уповал на силу человека, на науку), но в настоящее время немного запутался в том, кто же он все-таки такой. Герой остался педантом, любителем изыском и излишеств, но стал ярым западником во всем. Все бы ничего, если бы он в душе не оставался тем русским барином, от образа которого так старательно пытался уйти.
Расшатывание семейных ценностей. Одна из дочерей отца описываемого семейства выходит замуж. Ее жених – противник всех старых обычаев и традиций, она его во всем поддерживает. Блок иронично замечает: «Луч света в царстве темноты», но есть важная деталь – девушка не согласна идти под венец без цветов и фаты на голове. В этом раскрывается подход писателя ко всему, что происходит в обществе: семья становится фикцией, фарсом. С помощью семьи люди стараются самоутвердиться так же яростно, как с помощью либеральных взглядов, которые не многим свойственны. Тот человек, который идет по описываемому пути, не соблюдает умеренности.

Такова проблематика поэмы «Возмездие».

Чему учит?

За равнодушие, за лицемерие расплата приходит неожиданно. Это происходит стихийно, кроваво и больно. Причина в халатности властей, в стремлении создать лже-идеалы, когда по своей природе этим людям не свойственны те новые моральные принципы, которые они пытаются себе привить. Происходит это резко, лихорадочно, потому как всё ярче проявляется неизбежное.

Главное – нужно быть честным с самим собой. Именно поэтому чувствует себя потерянным сын того самого «демона»: он предает свое человеческое предназначение и получает вполне ожидаемую расплату. Прозябание и фальшь – не выход. Государству следует развиваться соразмерно с развитием общества, отвечать на его просьбы и не выстраивать деспотическую линию правления.

Жизненный путь Александра Блока

Будущий поэт появился на свет в 1880 г. и стал ярким представителем плеяды поэтов Серебряного века наряду с такими выдающимися представителями лирического творчества, как Марина Цветаева, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский и Николай Гумилёв. Случилось так, что на время его жизни пали важнейшие события в истории России.

Это и события 1905 г., повлёкшие за собой расстрел мирных демонстрантов, и Первая мировая война 1914−1918 гг., и последовавшая за ней в итоге Октябрьская революция. Всё это было пережито поэтом и отразилось в его творчестве.

Родился Блок в Петербурге в образованной и интеллигентной семье профессора права Александра Львовича Блока и Александры Андреевны Бекетовой, занимавшейся писательской и переводческой деятельностью.

Мать, тёток и бабушку Александр чаще всего видел за письменным столом, занятых литературным творчеством. Так, рано научившись грамоте, он сам берётся за составление семейных журналов, которые он потом хранил и часто пересматривал.

После рождения Александра матери поэта пришлось расстаться со своим мужем, и семья Блока жила в селе Шахматово, в усадьбе Бекетовых, рядом с которой находилось поместье известного химика Дмитрия Менделеева. Дружба с дочерью великого химика Любовью Менделеевой со временем переросла в любовные и брачные узы. Любовь к родине и женской красоте, заложенные в нём с детства родителями, становятся основными темами его творчества. Это видно с самых ранних сборников его стихотворений «До света» (1898−1900 гг.), «Стихотворения о прекрасной даме» (1901−1902 гг.).

В 1898 г. Александр Блок окончил гимназию, а затем пошёл учиться на юридический факультет Петербургского университета. Тремя годами позже он понял, что его призвание — это литературная деятельность, и вскоре перевёлся на филологический факультет славяноведения. Во время Первой мировой войны отделение было отправлено в армию, где он служил в Белоруссии, в инженерных войсках. Блок старался не вспоминать о своей службе, потому что основным занятием военного корпуса было посещение ипподрома и шумные весёлые застолья.

Смысл

Поэма не была завершена поэтом. Он постоянно возвращался к ней, стремясь закончить начатое, но так этого и не сделал. Это было связано с главной мыслью, которую он хотел заложить в содержание произведения. Она исчерпала себя.

Заключалась основная идея поэмы «Возмездие» в том, чтобы отразить истоки, начало революции. Любой протест начинается с самых низов, с движения народных масс против деспотичных правителей. Таким деспотом можно назвать и отца главного героя, и самого героя, который по своему образу напоминает демона. Блок показывает, что история – неконтролируемая стихия, что род человека цикличен. Каждое звено родовой цепи повторяет другое. Но только в контексте истории в каждом потомке накапливается самое страшное – боль и несогласие с существующими порядками. И когда родовая цепь смыкается все уже и уже, может произойти неминуемое – кардинальное изменение жизней тысяч людей. Это происходит потому, что род, описанный Блоком, не единственный – таких людей миллионы. Такова главная мысль поэмы «Возмездие».

Описание персонажей

Невзирая на то, что это поэма, в ней немного героев. Но образ всех персонажей важен для понимания сути и авторского мнения:

  1. Двенадцать — отряд красноармейцев, патрулирующих Петроград. Это бывшие солдаты, они являются представителями бедных семей, когда их родители сутками пропадали на заводах, работая за копейки. Писатель демонстративно обезличил их, чтобы придать символический подтекст. Это — не люди, а только революционная сила и вырвавшаяся ярость.
  2. Петруха — один из солдат, который утратил любовь Катьки и расправился с ней за это. Так Блок хотел показать переход человека из прошлого в будущее. Он еще не полностью определился, не привык убивать, не влился полноценно в коллектив, потому остальные упрекают Петруху в мягкотелости. Автор описывает, насколько легко заставить обычного человека стать безликим механизмом новой установившейся системы. Стоит остальным высмеять его, он тут же начинает подстраиваться под них.
  3. Иисус. Этот образ описан фразой: «Мировой пожар в крови, господи, благослови!». Для писателя разрушение гнилого мира — благочестивое дело. Когда-то Христос также был революционером, он выступал против старых устоев, он предводитель борцов против «кесарей».
  4. Катька — бывшая девушка Петрухи. Пока любимый рисковал на фронте, она была содержанкой у дворян, а в тяжелые времена не чурается обычного жандарма. О ней писатель говорит с пренебрежительностью. Ее образ — воплощение блудницы, в которую Христос предлагал кинуть камень лишь тем, кто без греха. Иисус спас женщину, но в произведении ее никто не выручил. Это объясняется простой логикой, для этой девушки нет места в новом будущем. Ее смерть обозначает следующий этап в общественном развитии.
  5. Ванька — бывший товарищ солдат, перешедший на вражескую сторону. Образ современного Иуды, продавшего друзей, устроившись жандармом. Он, как и библейский предатель, смог избежать наказания за грех.
  6. Буржуй — человек, который закутался в воротник своего пальто и предрекает гибель страны. Он является образом прошедшего времени, рухнувшего под давлением нового.
  7. Старуха — она сокрушается из-за траты полотна на знамена. Она олицетворяет меркантильность прошедшей эпохи. В обновленном обществе не жалко тряпок на идею, намного важнее дух, а не материя.

Анализ поэмы «Возмездие» Блока

Поэма Александра Блока «Возмездие» — незавершенное автором произведение о России и ее судьбе, поведанное через историю одной семьи. Она полна революционных предчувствий и поэт, по его собственным словам, не счел нужным заканчивать работу над ней во времена, когда уже был однозначно понятен исход революции. Автор написал ее в стиле реализма, осознавая, что история идет вперед и, несмотря ни на что, мир остается прекрасным.

Большинством блоковедов «Возмездие» оценивается, как некий итог творчества поэта, в котором объединились творческие поиски автора и его взгляды на жизнь, хотя это произведение совсем не относится к самым исследованным в творчестве поэта. Споры о жанровой принадлежности ведутся литературоведами до сих пор.

Перед самой смертью Блок напишет предисловие к поэме: объясняя ее замысел, он цитирует Г. Ибсена («Юность – это возмездие»). Обращаясь к структуре произведения, он говорит о том, что оно должно было состоять из пролога, трех глав и эпилога, при этом действия каждой главы происходят на фоне исторических событий мирового значения.

Начинается поэма, как призыв к художнику и взывание к его вере в «начала и концы»:

Далее следует мысль о роде, красной нитью проходящая через все произведение: о том, что сын – это отражение отца и его продолжение, что они оба – звенья одной цепи. Здесь стоит вспомнить отца Блока, с которым неразрывно связаны эти строки и которого поэт так мало знал.

Действие разворачивается в 70-х годах 19 века: во времена народовольческого движения в одной из либерально настроенных семей появляется привлекательный молодой человек, одновременно похожий на Байрона и демона. Он постепенно внедрился в семью интеллигентов, женившись на одной из дочерей и увезя ее впоследствии в Европу. Через несколько лет дочь возвращается на Родину с первенцем на руках.

Следующая часть поэмы посвящена сыну «демона», который предстает бесчувственным сыном 21 века. В заключительной части Блок описывает, с чем приходит к концу жизни его отец и какие изменения произошли в этом ярком «демоне». Все события этой части происходят в столице Польши, где на самом деле жил отец поэта.

В произведении «Возмездие» Блок проявляет себя, как непосредственный наследник реализма А.С. Пушкина, так как описывает конец дворянского сословия, но без надрывных страданий, осознавая, что жизнь не кончена, а продолжается и, более того, в ней по-прежнему можно разглядеть прекрасное.

Композиция

В поэме можно выделить следующие композиционные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог.

  1. Экспозиция происходит в первой главе — автор рисует читателям обстановку послереволюционного Петрограда, заснеженного, морозного. Вокруг разносятся крики, проклятья, убийство в этом городе — обыкновенное дело. Все объято атмосферой страха, ужаса. Это время, когда стёрлись границы добра и зла, брат пошёл на брата. В экспозиции мы знакомимся с главными героями произведения — с двенадцатью красноармейцами.
  2. Во второй главе воплощается завязка. Красноармейцы вспоминают Катьку — бывшую девушку одного из них, и предателя-Ваньку, который ушел за сытой жизнью в жандармы. Они считают их изменниками, жаждут совершить расправу.
  3. Далее — развитие конфликта. После этого читатель узнает историю красноармейцев, вникает в суть их общей цели. Они хлебнули горюшка, но теперь хотят расплатиться с кашеварами сполна.
  4. В шестой главе происходит кульминация. Отряд красных встречает Катьку и Ваньку и открывает огонь. Бедная девушка погибает, парень спасается бегством. Блок показал в этой главе все сумасшествие того времени — люди спокойно могут убивать других, желая отомстить.
  5. В развязке представлены переживания героя Петрухи, который совершил выстрел. Он решил посвятить свою жизнь революционной борьбе, поэтому ему приходится идти против моральных ценностей прошлого.
  6. В эпилоге появляется образ Христа, который становится «вожаком» двенадцати красноармейцев. Он ведёт разбойников в новый мир, к новым ценностям.

Сочинение по поэме Двенадцать Блока

Александр Блок-величайший писатель и поэт, крупнейший представитель символизма, творивший в XX веке. Его работы были наполнены трагизмом, свойственным для того опасного времени, назревания будущей революции. Изначально же, до смутных времен, А. Блок писал стихи о своей Прекрасной Даме, в которую был по-настоящему влюблен. Однако времена начали меняться. Менялось и творчество Блока.

Основой произведения является конфликт самой революции, противостояние старых устоев с обновленными. Исход этого противостояния ясен. Непримиримость сторон отлично показана автором, стороны очень контрастны. Каждая из них стоит на своем, однако общее в них то, что они не готовы смириться со своей участью и не готовы принять перемены, которым революция подвергает общество.

Поэма хорошо сочетает в себе реализм с нотками романтизма. Произведение имеет говорящее название, являющееся отсылкой к 12 апостолам-ученикам Иисуса Христа. Однако более реалистичное объяснение название таково: это красногвардейцы, чей отряд состоял из как раз таки 12 человек.

Сюжет является последовательным, в нем присутствуют психологические нотки, нежели фабульные. Двенадцать — являются врагами старого мира, его старинных устоев, хотя они сами являются его частью. Автор пытается это показать символически, называя старый народ «псом безродным», который все же не отстает от молодых, следуя за ними. В нем чувствуется что-то темное, опасное.

Сила созидания не была описана Блоком четко. Однако он отмечает, что борьба придает героям силы, они начинаю осознавать свое место и предназначение в этом мире. Она очистила их мысли от всего лишнего и помогает сконцентрироваться на своем долге родине.

Поэма «Двенадцать» показала настоящее значение революции в русской литературе, подчеркнула ее масштабы. Это событие оказало огромное влияние на людей, разбудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок смог это показать.

В поэме «Двенадцать» Блоку удалось передать масштаб социального противостояния, описать его с помощью драматических и контрастных образов.

Можно утверждать, что “Двенадцать” — один из самых реалистичных, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.

Жанр, направление, размер

Поэма «Возмездие» написана в лиро-эпическом жанре четырехстопным ямбом, потому как этот размер наиболее соответствовал стремительным изменениям в окружающей жизни, с которыми сталкивался Блок. Ее содержание очень символично, так как поэт сам принадлежал к кругу символистов, но не лишено реалистических черт. Эта тенденция связана с тем, что поэт стремится отразить происходящее вокруг него максимально объективно, в связи с реальностью

Обращая большое внимание на существующие исторические события, поэт делает акцент на том, что для него намного важнее движение времени, его заботит судьба своего государства

По сути, поэма «Возмездие» является итогом философских размышлений Блока о судьбе своей страны. Она должна была быть написана в виде «концентрических кругов», которые бы сужались до самого минимального предела, а потом снова расширялись, действуя на все вокруг. Стоит предположить, что такой замысел по-своему связан в принципе с самой идеей отражения революции – она ведь является нагнетанием недовольства людей, их терпение, как и эти круги, стягивается и сужается все сильнее, пока не достигнет какой-то минимальной точки. После этого предела произойдет непременный распад, разрыв, который породит хаотичность и жизнь, новую и независимую. Весь ритм поэмы, по идее Блока, должен был ритмично нарастать, как мускулы на теле человека.

Темы

Тематика поэмы «Двенадцать» отражает все наиболее дискуссионные вопросы революционного времени:

  1. Основная тема произведения — революция 1917 года. Поэт с разных сторон показывает стихию революции. Это и разрушительная сила, и приятная мелодия. Революция полностью перевернула страну, заставила людей сменить ценности, по-иному относиться друг к другу. Не все приняли эти новшества, но большинство однозначно поддержало долгожданную справедливость.
  2. Тема религии — другой важный пласт произведения. По мнению Блока, только с Божьей помощью происходят все изменения в стране . Неслучайно «двенадцать» готовы идти на «мировую революцию», прося благословение. В конце произведения Исус Христос ведёт красноармейцев под своей опекой. Однако вера являлась опорой прежней власти, поэтому народ показательно отрекается от нее, срывает крест как символ мученичества, а терновый венец становится венчиком из роз. Все это говорит о том, что вера остается, но приобретает иную форму: люди верят в себя и свое светлое будущее, а не в идолов старого мира.
  3. В произведении также звучит тема мести . Месть становится разрушительной силой, которая приводит к гибели. Так, Петруха решается поднять ружьё на свою бывшую девушку Катьку. Он убивает героиню, стремясь осуществить возмездие за то, что та ушла от него.
  4. Тема смены ориентиров неотделима от темы революции. Она воплощается на примере Петрухи. Герою пришлось изменить своё мировоззрение, чтобы «подходить» под эпоху. Парень ожесточился, чтобы не казаться трусом на глазах у своих товарищей. Революция — время глобальных перемен, как в стране, так и в душе отдельного человека. Это период разрушения старого и сооружения нового.
  5. Тема любви тоже заняла свое место в поэме. Если раньше люди были вынуждены продавать свою любовь ради хлеба насущного, то в новом мире нет места низкому расчету и пороку. В то же время ради перемен необходимо отказаться от того, что раньше было любимым и почитаемым. В образе Катьки проглядывает сама «толстозадая» лубочная Русь, которую нужно убить ради ее же блага.
  6. Тема народа раскрывается со всех сторон: у Блока это не единый каркас страны, а разрозненные притоки одной реки. Какие-то из них совсем уже пересохли и скоро перестанут существовать, а какие-то наполнились свежей силой. Будущее есть у простого трудового человека, а вот у его угнетателя больше нет. Жертвой перемен станут и те, кто обслуживал элиту.

История создания

Замысел поэмы «Двенадцать» зародился спонтанно. Александр Блок начал писать поэму лишь спустя пару месяцев после Октябрьской революции. К тому времени уже почти год прошёл после кровавых событий февральской революции, которые привели к краху монархии. Поэт писал поэму «в согласии со стихией», он был весь поглощён революционной песней. Произведение нельзя считать революционными стихами, это строки, наполненные жизнью, передающие внутренний мир автора, его чувства, которые он испытывал в те вьюжные дни. Это подтверждают и рекордно сжатые сроки: Блоку потребовался всего лишь месяц, чтобы создать и подкорректировать поэму.

Произведение было опубликовано 3 марта, по новому стилю, в газете «Знамя труда», в редколлегию которой входили левые эсеры.

Интересные факты о создании поэмы «Двенадцать»:

  1. После написания поэмы «12» автор признал, что это было лучшее его творение. В своих дневниках он даже назвал себя гением.
  2. Однако творческая история поэмы «Двенадцать» была такой же революционной, как и само ее содержание. Хвалу революции не приняли ни коммунисты, ни тем более окружение Блока. Как же он, интеллигентный дворянин, мог воспеть красную чуму, да еще и образ Христа замарать? Разумеется, со всех сторон посыпались критические замечания и резкие выпады. Сами же революционеры не приняли похвал и увидели в поэме гнусный поклеп на идейных борцов за справедливость. Словом, музыка революции была понята только самим поэтом.
  3. Но к концу жизни он и сам перестал ее слышать. Так и не получив выездную визу для лечения за границей, «буржуй» Блок проклял свое же творение и даже пожелал перед смертью уничтожить все имеющиеся экземпляры поэмы «Двенадцать». Он горячо раскаивался в написанном, но, как известно, рукописи не горят.

Проблемы

Проблематика в поэме «Двенадцать» образует запутанный клубок неразрешимых противоречий:

  1. На передний план выходит основная проблема жестокости . Двенадцать равнодушно убивают Катьку, Петроград дымится в огне угроз, жертв, всех людей окутал страх. Чтобы добиться своих целей, революционеры идут на самые крайние меры — убийство. Им все равны, им всё равно. Ради мировой революции они готовы сеять всюду хаос.
  2. Проблема разрушения прежних ценностей также находится в проходят лишь те, кто готов поступиться собственными ориентирами ради построения социалистического общества. Люди забывают о моральных принципах, о нравственности. Они идут с ружьём на своего бывшего товарища.
  3. Нищета страны также отражена в произведении. Блок описывает Россию как запущенный, грязный уголок, внутри которого разруха. Зимой царят суровые морозы, вьюга все сметает на своём пути.
  4. Социальная несправедливость в произведении отражена в своих ужасающих последствиях: люди, задавленные бедностью и бесправием, восстали и готовы утопить прежних хозяев в крови.
  5. Проблема нигилизма столь же остро острит в поэме. Герои лишились авторитетов и принципов, но новые не создали, поэтому их жизнь напоминает распутицу и вьюгу. Ничего не видно, ничего не понятно, ноги скользят. Люди не хотят идти, куда шли, но не знают, куда податься.

Если Вам чего-то не хватает, Многомудрый Литрекон дополнит свой разбор в ответ на Ваш комментарий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: