19 словесных игр с детьми: развиваем воображение, память и внимание

«Я вижу что-то…»

Водящий загадывает предмет, который находится в поле зрения игроков: «Я вижу что-то…» и называет цвет, форму, первую букву слова и т.д. Игроки должны угадать предмет.

Игра замечательна тем, что в неё можно играть и с малышами, загадывая что-то совсем простое, и с детьми постарше. Если видите, что ребёнок легко справляется, можно сделать ограничение до двух-трёх попыток.

Пример: «Я вижу что-то зелёное…» Игроки перебирают варианты – машина, листья на дереве и т.д.

«Я вижу что-то круглое…» (очки на человеке, дорожный знак, светофор и т.д.)

Чтение книг

Цель развивающих детских игр — побуждать детей произносить звуки и слова, и совместное чтение книг хорошо в этом помогает. Книжки покупайте с яркими картинками, чтобы они привлекали и заинтересовывали ребенка. Показывайте на рисунок и спрашивайте: «Кто это?». В начале вам придется самим отвечать на свой вопрос, но со временем ребенок начнет называть изображенных в книжке зверей или предметы.

Список книг для детей 1-2 года:

  • С. Маршак «Стихи и сказки для самых маленьких»;
  • А. Барто «Игрушки»;
  • Е. Карганова «И громко, и на ушко»;
  • Сборник стихотворения и сказок;
  • Большая книга сказок и стихов для самых маленьких.

Список развивающих книг для детей 1-2 года:

  • Моя первая книга;
  • Первый учебник малыша;
  • другие подобные.

В этих детских книжках есть картинки с изображением деталей одежды, посуды и других бытовых предметов. Ребенок учится узнавать и называть предметы, действия

Пальчиковые игры

Еще в глубокую старину щекотание и игры с помощью пальцев были самыми первыми играми, привлекавшими внимание малыша. Классическая игра «Идет коза рогатая…» горячо любима всеми малышами и они всегда готовы играть в нее снова и снова

Обучите ребенка простым играм при помощи пальцев, например «Сорока-ворона». Научившись со временем движениям пальцами, малыш с удовольствием будет воспроизводить разученные действия, совмещая их с произношением стихов. Такие игры отлично развивают моторику, а объединение стихов и жестов послужит важным импульсом к овладению речью

Классическая игра «Идет коза рогатая…» горячо любима всеми малышами и они всегда готовы играть в нее снова и снова. Обучите ребенка простым играм при помощи пальцев, например «Сорока-ворона». Научившись со временем движениям пальцами, малыш с удовольствием будет воспроизводить разученные действия, совмещая их с произношением стихов. Такие игры отлично развивают моторику, а объединение стихов и жестов послужит важным импульсом к овладению речью.

Сегодня существуют и многие другие развивающие игры и упражнения, а так же игрушки, которые не только помогут вашему малышу заговорить и произносить слова правильно, но и будут способствовать расширению словарного запаса ребенка, умению строить связные предложения и тексты.

Сюжетно-ролевые игры

Это очень полезные упражнения, способствующие развитию речи детей, во время которых у малыша возникает необходимость что-то сказать или озвучить действие. Для девочек естественно играть в «дочки-матери», для мальчиков в какую-нибудь битву или автогонки. Вне зависимости от пола подойдет игра «в магазин», где ребенок должен что-то купить и озвучить все действия словами.

На заметку! Сюжетно-ролевым играм можно учить детей с 9-10 месяцев, когда ребенок уже начинает интересоваться действиями игрушек. Например, ему можно начать демонстрировать, как куколка или собачка ходит, кушает, укладывается спать и т. д.

Лучше всего играть в такие игры, которые отражают жизнь самого малыша. Например, мишка идет на прогулку, ест, ложится спать, читает книжку и т. д. Это более близкое и понятное детям действие: они узнают в игре самих себя, учатся понимать эмоции и т. д. Также в игровой форме можно привить первые навыки социального поведения, научить распознавать дозволенное и запрещенное. Как пример: мишка не захотел надевать шапку на прогулку во дворе и заболел. Приходится его лечить, давать таблетки, запрещать ходить на прогулку и т. д.

Сначала мама/бабушка/папа самостоятельно разыгрывают сценку, со временем малыш подключится к игре. Из заинтересованного зрителя он превратится в актера, начнет выражать свои эмоции звуками и словами. Для сюжетных игр нужно купить разные вещи: посудку, коляску, кроватку, домик, набор для доктора, наборы еды и т. д.

Сюжеты можно показывать и объяснять словами детям на прогулках. Раньше вы просто называли животных: это птичка, это собачка и т. д. Теперь настало время озвучить их действия: собачка бежит, птичка летит, машина едет и т. д.

Примеры домашних сюжетных игр для детей:

  • день рождения у куклы/мишки;
  • игрушки играют в прятки;
  • зайка в магазине;
  • пёсик заболел, игрушки пришли его проведать;
  • игрушки слушают сказку.

Также можно построить вместе с малышом домик из кубиков, в котором игрушкам будет удобно «жить».

Подборки разных видов словесных игр для детей старшей группы

В детском саду с детьми 5–6 лет практикуется три вида словесных игр:

  • на выделение существенных признаков предметов и явлений;
  • на умение сопоставлять, замечать логические ошибки и делать правильные умозаключения;
  • на практику умения обобщать и классифицировать предметы;
  • на развитие быстроты, гибкости мышления.

Таблица: подборка игр на выделение главных признаков

Название
Цель
Реквизит
Условия
«Магазин»
Практиковать в умении описывать предмет и угадывать, о чём идёт речь по описанию.
Игрушки
Педагог выставляет на столе или на полке 8–10 игрушек.
Считалочкой выбирается водящий – «продавец».
«Покупатель» описывает игрушку, не называя и не глядя на неё.
«Продавец» угадывает, даёт ему игрушку и вызывает следующего «покупателя».
Если «продавец» не угадал, выбирается другой водящий.

«Да — нет»
Тренировать умение задавать логичные вопросы и делать правильные выводы.

Считалочкой выбирается водящий.
Он выходит за дверь.
Дети загадывают предмет в комнате.
Водящий возвращается и начинает задавать наводящие вопросы о предмете, формулируя их так, чтобы ответ был «да» или «нет»

Например: «Это находится на столе?»
Примечание
Важно направить мысль детей в нужное русло: сначала выяснить, где находится предмет, а потом уже как он выглядит.

«Где был Рома»
активизировать мыслительные процессы, память;
развивать внимание и речь ребят.

Педагог предлагает детям представить, что к ним группу пришёл новенький мальчик. Воспитательница его водила по детскому саду
И вот он рассказывает своим товарищам, где был: описывает комнату, а ребята угадывают, что это за помещение

Например: «Там дети приседали, играли в мяч и прыгали на скакалках». Ответ: это спортивный зал.

Словесные игры помогают детям научиться работать в команде

Таблица: примеры игр на сопоставление, на определение логических ошибок

Название Цель Реквизит Условия
«Похож или не похож» Практиковать умение узнавать предметы по описанию, находить в них сходства и различия.
  • камешек для определения водящего;
  • небольшой фант от каждого ребёнка.
  1. Дети садятся за стол.
  2. Педагог кладёт камешек перед водящим.
  3. Водящий загадывает два предмета, называя, чем они похожи и чем отличаются.
  4. Остальные игроки угадывают.
  5. Если отвечающий ошибся, он платит фант и выбывает из игры.
  6. Педагог определяет следующего водящего.

Пример описания. «Две машины. Одна нужна для вспахивания земли, другая для перевозки грузов. Одна шумит, когда едет, другая передвигается относительно тихо». Ответ: трактор и грузовик.

«Кто заметит небылицу» Развивать связную речь, логическое мышление, чувство юмора. Жетоны (можно фишки от мозаики)
  1. Перед началом игры дети вспоминают, что такое «небылица» и называют примеры из известных сказок (к примеру, спина гуся не могла бы выдержать вес Иванушки).
  2. Педагог читает ребятам сказку К. Чуковского «Путаница».
  3. Дети слушают и, замечая небылицу, откладывают жетон. Чем больше замечено небылиц, тем больше фишек.
  4. После прослушивания ребёнок с наименьшим числом жетонов называет отмеченные им небылицы.
  5. Далее по очереди дети перечисляют все несоответствия. Повторяться нельзя.

Усложнение: ребята по очереди придумывают свои небылицы, остальные угадывают, что не так.

«Перепутанные звуки»
  • подготовиться к умению делать звуковой анализ слова;
  • активизировать слуховую и зрительную память.
Педагог читает пары рифмованных строк, дети определяют, какие слова перепутаны и называют звуки, которыми эти слова отличаются. Примеры:
  • Нашла я в сливе … кофточку, Надела Феня … косточку.
  • Созрел на дереве … кафтан, Зимой надел я … каштан.
  • На дерево уселся … граф, Живёт в красивом доме … грач.
  • Зазеленели в парке … детки, И на прогулку вышли … ветки.
«Что нужно кукле» Отрабатывать умение слышать отдельные звуки в словах На доске висят картинки, педагог предлагает:
  • назвать каждый изображённый предмет, сказать, для чего он нужен, какие звуки есть в его названии;
  • отобрать картинки с предметами, необходимыми кукле для умывания (усложнение — сначала те, в которых есть звук «Т», потом те, в которых есть звук «Л»);
  • отобрать картинки с предметами, необходимыми кукле для еды (сначала со звуком «Л», потом со звуком «К») и т. п.
«Добавляй-ка» Развивать речевое творчество. Жетоны
  1. Педагог читает рифмованные строки без последнего слова (можно загадки с ответами по рифме).
  2. Дети подбирают подходящие слова. Тот, кто правильно ответил первым, получает жетон.

Упражнения и игры для пополнения словарного запаса

Богатый лексикон поможет ребенку без труда излагать свои мысли и свободно общаться со сверстниками. Он может быть активным, состоящим из слов, употребляемых ежедневно, либо пассивным, когда сами слова произносятся редко, но на слух воспринимаются согласно значению. К 5-6 годам запас должен составлять три – четыре тысячи слов, поэтому его необходимо пополнять путем общения с новыми собеседниками, чтения, словарных игр и занятий.

Существуют не менее действенные способы пополнения детского словарного запаса без участия взрослого. Это прослушивание ребенком аудиокниг и просмотр кинолент. Детям будут интересны мультики для развития речи (они могут быть рассчитаны на возраст от 12 месяцев и старше), направленные на изучение новых слов для обозначения частей лица и тела, животных, овощей и фруктов, посуды и прочего.

Дыхательная гимнастика

Эти упражнения с ребенком можно начинать делать в возрасте 1,5 годика (плюс-минус пару месяцев).

Громко-тихо. Нужно имитировать какое-нибудь животное, например, медведя или кота. Большой медведь/кот произносит звуки громко, а маленький медвежонок/котенок — тихо. Животных можно менять, чтобы ребенку было интересно участвовать в этой игре.

Фея. Если ребенок знаком со сказками и понимает, кто такие волшебники, можно с ним поиграть в магию. Попросите его взмахнуть «волшебной палочкой» (любой карандаш) и произносить звуки «ма, мо, му, мы», имитирующие магическое заклинание.

Колесо и насос. Мальчишки любят эту игру, особенно если уже понимают немного в машинах. Сначала нужно изобразить колесо руками (сцепить пальцы обеих рук и крутить ими). Затем изобразить, что шина сдулась (медленно положить руки на плечи — правую на левое, левую на правое) и произносить звук «шшшшш».

После этого нужно попросить малыша накачать колесо. Имитируем соответствующие движения (как будто держим насос в руках) и сопровождаем свои действия звуком «ссссссс». Если папа или мама водят машину, ребенок хорошо знаком с этими манипуляциями. Если малыш не имеет представления о колесах и насосе, упражнение не выполняем.

Дровосек — развивающее упражнение для мальчиков. Имитируем рубку дров. Произносим звук «ух», когда воображаемый топор опускается на полено.

Правило №1: понятно!

Первое из них гласит: начинайте развивать речь своего ребенка, исходя из уже имеющихся его навыков. Это на самом деле очень важный момент!

«Повторяй за мной»

Обычно к году детки уже произносят хотя бы отдельные слоги или используют в общении звукоподражание. Этого достаточно для обучения самым первым словам. Перед началом игры подберите те слоги или звуки, которые малыш уже достаточно хорошо произносит.

  • Возьмем, например, слово «пить». Ребенок может говорить слово «пить» или использовать слог «пи». Приготовьте игрушки, вещества, предметы, названия которых содержат этот слог. Подойдут песок, игрушечный пират, пижамка, пистолетик, детское пианино, яркая пирамидка.
  • Сядьте поудобней, разложите эти предметы и скажите малышу: «Что ты любишь делать (показывая при этом на бутылочку), пить? Правильно! Что ты хочешь?» Пусть малыш сам попросит попить. Дайте ему немного воды и сразу же уберите бутылочку.
  • «Посмотри, кто это пришел? Мишка. А у мишки есть пижама.Пи-жа-ма.Скажи вместе с мамой: «Пижама».
  • «Ой! Что за инструмент? — и нажмите при этом пальчиком крохи на клавишу детского пианино. — Пианино, пианино, давай повторим!».

«Колыбельная»

Упражнение помогает малышу произносить звук«а-а-а».Эту игру хорошо проводить вечером. Помимо успокаивающего воздействия она стимулирует первые голосовые реакции. Включите медленную колыбельную, лучше всего знакомую малышу, и нараспев пойте звук «а»,«а-а-а»(на разных высотах).

Побуждайте ребенка к произнесению звука «а»

Ваше лицо должно выражать эмоции, привлекать внимание к вашей артикуляции. Попросите ребенка спеть для вас

Используйте его любимую игрушку: мишку или же куклу и пойте вместе с ним этот же звук«а-а-а».Пусть названия подобранных игрушек или их имена начинаются именно со звука «а».

«Моя энциклопедия»

Игра способствует расширению пассивного словарного запаса ребенка, а также служит развитию артикуляции звуков.

Заранее подберите картинки (они должны быть достаточно крупные, четкие, яркие и желательно одинакового размера) по темам, например: птицы, цветы, животные, деревья, машины и т. д. Внутри тем подберите слова с доступными вашему ребенку слогами или звукосочетаниями.
Посадите малыша напротив себя, карточки возьмите в руку, но при этом старайтесь не загораживать свое лицо. Ребенок обязательно должен видеть и картинку, и мамино лицо.
Когда вы будете произносить слова, для более сильного привлечения внимания крохи к вашей артикуляции лучше всего использовать указательный палец, направляя его на ваш подбородок при произнесении каждого нового слова

Вы должны достаточно выразительно артикулировать, чтобы привлекать внимание малыша и к себе, и к картинкам. В каждом последующем занятии старайтесь использовать новую тему

Черезкакое-товремя возвращайтесь для повтора уже пройденных тем.

«Первая галерея»

Стимулирует первые голосовые реакции ребенка. Вам понадобятся яркие иллюстрации — изображения животных формата А4.

  • Для начала подготовьте3—4 картинкии повесьте их на стену детской комнаты. Для последующих игр картинки либо меняются, либо добавляются. Вывешивать их надо на уровне глаз ребенка.
  • Включите приятную музыку. Если вы повесили, например, изображения уточки, котенка, петушка и курочки, то можно нараспев произнести следующий текст: «Наши уточки с утра — крякря-кря, а котик замурлыкал — мяу-мяу-мяу, петушок проснулся и кричит —ку-каре-ку,курочки кудахчут —ко-ко-ко».
  • Для игры хорошо бы приготовить указку, так будет удобнее. Произносите слова и показывайте на соответствующую картинку.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети активно познают окружающий мир через речь, уже понимают сюжетно-ролевые игры. Звукопроизношение полностью сформировано, ребенок использует сложные предложения и делится своим мнением и впечатлениями с окружающими. В этот возрастной период нужно работать над:

  • развитием грамматического строя;
  • развитием диалогической речи;
  • умением составлять короткие рассказы по картинке;
  • соотнесением образа буквы и звука.

Просите малыша описать предмет, который вы ему показываете или какая на улице погода. В этом возрасте с детьми активно играют в сюжетно-ролевые игры, потому что они улучшают их коммуникативные навыки. Темой таких занятий является не просто отработка лексического материала, но и улучшение диалогической речи. На этапе автоматизации используйте фразы с отрабатываемым звуком.

Детям 4-5 лет предложите не просто объединить предметы по одинаковым внешним признакам, но и по их назначению. Ребятам этого возраста интересно собирать картинки, только они должны быть сложнее. В этот период начинают изучать алфавит, поэтому предложите собрать картинку с изображением изучаемой буквы. С этой целью можно делать аппликации из природного материала.

Используйте в занятиях такие дидактические игры:

  • «Четвертый лишний»;
  • загадки;
  • «Подбери нужное слово»;
  • «Закончи предложение»;
  • «Поймай звук».

В словесных заданиях уделяйте внимание развитию грамматического строя. Ваша задача − научить дошкольника составлять сложные предложения

Вначале предложите ему закончить его, потом взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить вторую часть предложения. Следите за тем, чтобы слова были согласованы в роде, числе, падеже.

Потренировать склонение по падежам можно при помощи дидактической игры «Закончи фразу». Взрослый: «Я даю конфету кому?». Ему отвечают: «Бабушке». Или: «Кошка убегает от кого?» − «От собаки». Дети 4-5 лет начинают активно использовать в речи прилагательные. Подбирайте игры, в которых ему нужно называть похожие признаки, отрабатывайте не только антонимы, но и слова-синонимы.

Для улучшения дикции используйте скороговорки, частушки, чистоговорки

Для нормального речевого развития важной составляющей являются фонематические процессы

Тренируйте слуховое внимание и восприятие дошкольника, включите в картотеку игры на развитие звукового анализа слова

Особенность занятий с детьми 4-5 лет − умение найти баланс между игровой и учебной деятельностью. Дидактический материал должен носить больше образовательный характер, подготавливать ребенка к овладению грамотой.

Развитие речевого дыхания

Поток воздуха, покидающий легкие через гортань, носовую или ротовую полость с задействованными голосовыми связками, является источником звука. Любые звуки – это часть речи, поэтому залогом их правильного произношения, нормальной громкости, а еще выразительной интонации и четкой дикции можно считать хорошо поставленное дыхание. Сделать его объемным, ритмичным, с медленным и экономным выдохом помогут дыхательные упражнения, выполняемые по определенной технике.

Развитие речи у детей от 1 года до 5 лет (включает дыхательные упражнения)

Для этого нужно:

  • быстро вдыхать через нос, плавно выдыхать через рот;
  • не надувать щеки;
  • плечи держать ровно, не опускать.

При многократном повторении упражнений дети могут почувствовать слабость и головокружение, поэтому, выполняя их, важно следить за дыханием и обеспечивать перерыв каждые 3-5 минут

Словесная игра “Буквы-Пуквы”

Один учащийся загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, – но пользоваться он может при этом только словами на букву одну букву, например, “п” (любыми, кроме однокоренных). То есть слово “дом” придется объяснять, например, так: “построил – проживаю”.

Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: “постройка, помещение, пространство, простей­шее понятие…” И под конец добавить, например, “Периньон” – по ассоциации с шампанским Dom Perignon.

Если отгадывающие близки к победе, то учитель пригодятся комментарии типа “примерно”, “приблизительно”, “почти пра­вильно” – или, в противоположной ситуации: “плохо, подождите!”. Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шеп­чет его на ухо угадавшему – тот становится следующим ведущим.

Словесные и лингвистические игры являются отличным способом повысить эффективность аудиторных занятий. Их можно использовать на различных этапах занятия: в начале – для создания благоприятной атмосферы и повторения материала, который будет в дальнейшем использоваться в речи, в середине или конце занятия – для снятия усталости, в конце занятия, когда остается несколько минут до звонка и нет смысла начинать какое-то более серьезное упражнение.

Игры со словами для детей трёх — четырёх лет

В 3 года, как правило, дети уже знакомы с названиями окружающих предметов, могут объяснить простейшие вещи, легко строят простые предложения. К 4 годам малыши уже умеют понятно разговаривать, обозначать свои пожелания и эмоции. Речевые игры помогут совершенствовать слух, увеличивать словарный запас, формировать правильный грамматический строй речи и звукопроизношение.

«Кто так разговаривает»

В игре могут участвовать как двое человек (ребёнок и взрослый), так и несколько. А также понадобится мяч.

Дети становятся полукругом, взрослый — перед ними. Он бросает мяч одному из игроков, называя какое-нибудь животное, а тот должен сказать, как животное говорит, и вернуть мяч ведущему.

Для игр со словами пригодятся мячи, воздушные шары и другие игрушки

«Скажи наоборот»

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Взрослый произносит слова, доступные для понимания ребёнка, к которым можно подобрать противоположные по значению: день — ночь, темно — светло, горячо — холодно и т. д. Малыши, которые правильно назвали антонимы, получают поощрительные призы (можно вырезать из бумаги звёздочки, колокольчики или т. п.).

«Путаница»

Взрослый читает предложение, в котором слова переставлены местами: «Мяч ловит Таню», «Река плывёт по лодке» и другие. Ребёнок должен заметить ошибку и исправить.

Совместные игры сближают детей и взрослых, учат общению и взаимовыручке

Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это очень увлекательная игра с ребенком, который уже хорошо понимает речь взрослых

То есть, имеет достаточный пассивный словарь и развитое слуховое внимание. Например, родитель рассказывает о каком-то животном, а малыш должен озвучить это животное:

  • Родитель: «На лугу пасутся коровы».
  • Ребенок: «Мууу, мууу».
  • Родитель: «В гости к нам зашел щенок».
  • Ребенок: «Гав-гав».

Сначала малыш просто повторяет за мамой, а потом будет самостоятельно произносить нужные звуки. Можно купить книжку «Стихи-болтушки», где собраны стихотворения, побуждающие детей к имитации звуков мира и разговорчивости.

Сенсорные игры, развивающую мелкую моторику

В первые годы жизни ребенок познаёт мир на ощупь и на вкус. Ему интересно всё потрогать, попробовать «на зуб», даже поломать. Это совершенно естественная деятельность, так как малыш попал в мир физических предметов и явлений. Предоставьте ему широкое поле деятельности для исследования и изучения нашего мира, будьте проводником в этом мире.

Список развивающих игр:

  • раскладывание мелких предметов по ячейкам (например, в форму для заморозки);
  • вылавливание ситом предметов из тазика с водой, потом сито замените на кухонные щипцы с эргономичной ручкой;
  • вылавливание предметов из кастрюли (без воды) половником;
  • работа с рамками-вкладышами;
  • катание машинки с грузом по дороге;
  • разбирать предметы на части и складывать их;
  • рвать вату, бумагу на кусочки;
  • игры с прищепками;
  • сортировать предметы (например, разные орехи и семечки);
  • сортировать предметы по цвету, форме, величине;
  • переливание воды из разных емкостей;
  • просеивание муки/крупы через сито;
  • собирание пирамидки из колец;
  • собирание матрешки;
  • захват предметов пинцетом.

Также важно изучать мир на контрастах: горячо-холодно (вода в бутылках), жестко-мягко (пол, подушка), легкий-тяжелый (одна бутылка с малым количеством воды, вторая наполнена до половины), пустой-полный (одно ведерко пустое, второе с песком).

По мере взросления ребенка давайте сложные игры: пазлы, лото, конструкторы, мозаику и т. д

С двухлетнего возраста дети с интересом осваивают пластилин и поделочную глину.

Упражнения для совершенствования фонетико-фонематических процессов

В возрасте 6-7 лет дошкольник должен уметь различать звуки на слух; понимать какие относятся к согласным, а какие – к гласным

Особое внимание уделяется работе над звуко-буквенным анализом. В игровой форме логопед учит детей составлять схемы слов, предложений, определять их границы

Таким образом, происходит формирование основы для успешного овладения навыками письменной речи.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • выделение начального и последнего звука в слове;
  • подбор изображения в соответствии с заданной фонемой;
  • задания на различение твердости−мягкости;
  • закрепляются понятия «звук», «слог», «слово».

Предлагая задания на совершенствование фонетико-фонематических процессов, логопед произносит слова громко, чтобы все звуки были четкими. Все гласные должны занимать сильную позицию, чтобы ребенок успешно смог овладеть навыками звуко-буквенного анализа. Для проведения игр используют наглядный материал, схемы, кружки для обозначения гласных и согласных звуков.

В работу с детьми возраста 6-7 лет включают звонкие−глухие согласные; учат различать твердые−мягкие. Но чтобы выполнить такие упражнения у ребенка должны быть сформированы фонетико-фонематические процессы, иначе могут возникнуть сложности при выполнении задания. Поэтому педагог проводит предварительную работу, объясняя разницу между звонкими и глухими на основе тактильного контроля. Постепенно ребенок учится различать их только на слух.

«Живые звуки»

Эта игра направлена на закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Для ее проведения нужно подготовить карточки с буквами, картинки. Она подходит для групповых занятий.

Взрослый демонстрирует детям картинку и произносит слово. Ребятам нужно его самостоятельно составить. У каждого ребенка есть карточка с определенной буквой. Они выстраиваются в ряд так, чтобы была возможность прочесть, что получилось.

«Подели на группы»

Цель упражнения – совершенствование навыков работы со звуко-буквенным анализом, умение выделять звук в начале слова. Для его проведения нужно подготовить карточки со словами, которые начинаются на разные фонемы. Ребенок делит слова на группы в зависимости от начального звука. Сначала можно проговаривать названия вслух, затем упражнение усложняют – ребенок произносит их самостоятельно или про себя.

«Звуковое лото»

Эта дидактическая игра учит ребенка работать со словом – делить его на части и определять какое место занимает звук. Для занятия готовят полоски, разделенные на три равные части; предметные картинки, имеющие в названии нужные фонемы.

Ребенку показывают карточку, он говорит название, и решает на какое место в полоске ее поместить. Перед началом игры проводят подготовительную работу и объясняют, что следует считать началом слова, его серединой и концом. Это уже более сложное задание, позволяющее закрепить навык работы со звуко-буквенным анализом. Но перед этим нужно отработать по отдельности умение определять звук в разных местах в слове.

Постоянно разговаривайте с ребенком!

Научить ребенка говорить, если вы не инициируете постоянное с ним общение невозможно: с малышом нужно разговаривать. Причем постоянно побуждать к ответному действию: задавать вопросы, интересоваться чем-то. Например, после прогулки попросите малыша рассказать, что интересного он увидел на улице. Спросите, чем он занимался на улице, что делала мама и т. д.

Пока ребенок не научился складывать слова во фразы, постоянно комментируйте свои действия. Это поможет малышу связать звуки с движением и запомнить слова и выражения. Родной язык маленький человек изучает, как иностранный, нужно об этом помнить. Помогайте ему быстрее освоиться в мире звуков.

Не забывайте называть и свойства предметов, а не только их название. Например, мягкий коврик или гладкий стул. Сравнивайте величину и количество предметов. Например, покажите ребенку, что на его кофточке пуговицы маленькие, а на вашей — большие. Положите в тарелку еду и скажите: здесь мало каши, а здесь — много.

Используйте методические пособия, развивающие речь, дидактический материал. Но никакие пособия не заменят эмоциональную речь родного человека — мамы. Для ребенка голос матери ассоциируется с лаской, заботой, безопасностью и другими важными моментами в жизни.

‹Предыдущая
›Следующая

Использование компьютерных технологий в обучении

В современной логопедии их активно используют для обучения детей дошкольного и школьного возраста. Но некоторые родители сомневаются в целесообразности использования компьютеров. Появилось большое количество развивающих обучающих мультфильмов для детей разного возраста.

После просмотра мультика спросите у малыша понравилась ему серия, о чем она, что нового узнал. Следите за тем, чтобы он составлял простые и сложные предложения. Такое общение улучшает диалогическую форму речи. Кроме того, малыш учится говорить о своих впечатлениях окружающим.

Существуют определенные нормы, сколько времени дети дошкольного возраста могут смотреть телевизор или проводить время за компьютером. Кроме обучающих мультфильмов, вы можете приобрести логопедические игры, которые сделают занятия занимательнее. Они могут состоять не просто из заданий, в которых нужно выбрать правильный ответ, а быть в виде квеста. Открывается доступ к другому заданию после того, как он даст правильный ответ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: