«за далью

Мотив скоротечности в поэме

Как уже отмечалось, поэма стала своеобразным итогом размышлений автора, носит автобиографический характер, отражает жизненный путь поэта, то время, когда

Оглядываясь на прошлое и анализируя настоящее, поэт понимает, что большая часть жизни уже пройдена, он взывает к времени:

Однако время неумолимо, чем старше становится поэт, тем быстрее и быстрее течет время

Важно добавить, что появление мотива скоротечности в поэзии Твардовского относится к концу 50-х годов, ознаменовав новый этап становления индивидуально-авторского стиля, который утрачивает прежний оптимистический строй

Произведению присуща многоликость авторского сознания, мировоззрения, в нем отразился тот горький, неподъемно-тяжелый жизненный путь, который пришлось пережить поэту. Твардовский упорно отстаивает право писателя, поэта на собственное видение целям века, поднимает мотив самоопределения.

В качестве главных особенностей стиля Твардовского называют его простоту, интеллигентность, явственное влияние народной поэзии. Являясь «плотью от плоти» своего народа, поэт отшлифовал свои мировоззренческие идеи так, что они возвысились до философского осмысления глубин бытия.

Замечание 2

В позднем творчестве Твардовского явственно ощущается влияние Некрасова, поэма приобретает эпический характер, в ней объединяются и завершаются поиски жанровых форм в лирике автора, до высокой степени доходит развитие лирического героя.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что поэма Твардовского выступает итогом зрелого творчества поэта, отражением его размышлений о смысле человеческой жизни. Центральным мотивом произведения является мотив дороги, вечного движения человека к истине, идеалу, совершенству. Поэма является не просто отображением личного пути поэта, но величайшим народным опытом, в котором сливается временное и непреходящее.

В дороге

Перед читателями предстают рассуждения лирического героя о труде поэта. В самом начале творческого пути поэт, который пока не успел приобрести известность, «творит свой подвиг» одиноко. Он может быть больным, старым или уставшим, но все равно остается счастливым. Даже если после дебюта его ругают, поэт не отчаивается и продолжает писать. Не критики ему страшны, и не жена, сетующая на бытовые проблемы. Самое страшное для него – потерять творческий запал. Для лирического героя дорога как спасение. По его словам, она хоть трясет и бьет, но в то же время лечит, хоть и старит, но вместе с тем и молодит.

Средства выразительности

Язык поэмы яркий и сочный, помимо эпитетов, метафор и олицетворений, в произведении много пословиц, поговорок, различных фразеологизмов и устоявшихся выражений народного характера. Широту русской души, её масштабность и безграничность автор рисует с помощью всех известных средств выразительности, включая эпитеты, метафоры, синекдоху, метонимию, антитезу, иронию, гиперболу и литоту. Картины словно оживают на страницах поэмы, заслуга в этом разнообразные тропы и стилистические приёмы.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Цицерон» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр

Следующая

Анализ стихотворений«Песня про купца Калашникова» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – тема, история создания, жанр, проблемы

Композиционные особенности произведения

В поэме четко прослеживаются три смысловых доминанты:

  • время
  • пространство
  • движение, стремление.

Все указанные концепты выступают взаимосвязанными, взаимообусловленными. Причем семантика движения в новом свете актуализирует важную для художественного мира Твардовского тему жизни: жизни как постоянного стремления, постоянного движения к цели, стремления к осуществлению мечты. Это стремление к постоянному движению заложено уже в самом названии поэмы.

Семантическая доминанта движения, стремления реализуется в тексте:

  • во-первых, за счет перечисления очередность объектов окружающей действительности;
  • во-вторых, за счет обыгрывания семантики лексемы «даль».

По своей сути, поэма представляет собой путевой дневник, в котором каждая глава отражает движение героя, его передвижение из Москвы все дальше и дальше на Восток, его впечатления от увиденного за окном вагона, его размышления по поводу увиденного, а также навеянные дорогой размышления о жизни героя, неразрывно связанной с жизнью миллионов людей, переживших военные годы. Перемещение в пространстве, таким образом, органично синтезируется с перемещением в прошлое и будущее, с перемещениями в пространстве.

Всего в поэме 15 глав, и каждая глава – это не просто перемещение, но и определенные выводы, к которым приходит автор, вехи его духовно-нравственного постижения жизни. Каждое воспоминание приводит к формулировке нового вывода. Настоящее органично соединяет в себе прошлое и будущее, выходит в вечность. Память становится ведущей категорией образной системы Твардовского, трансформируясь от конкретных деталей, прямых воспоминаний до сложных ассоциативных воспоминаний, умозаключений, характерных для мировоззрения автора. Чередование прошлого, настоящего и будущего приводит Твардовского к собственному ощущению вечности бытия.

Жанр лирического размышления требует такой организации времени в произведении, при котором его течение подчиняется потоку сознания личности – с возвратом в прошлое, неожиданными скачками в будущее, с выходом в вечность. Время в произведении не распадается, но, наоборот, сливается в единое мгновение настоящего, которое превращается в вечное. Память превращается не просто в инструмент воссоздания прошлого, но в нравственную категорию, которая восстанавливает в сознании лирического героя события прожитой жизни, образы погибших воинов-братьев, исторического прошлого России в свете трагических военных событий. Весь длительный исторический путь страны естественно трансформируется в сознании героя в настоящий момент, дыхание сегодняшнего дня.

Само пространство в поэме масштабно, глобально, максимально реалистично: Подмосковье, Волга, Урал, Сибирь, Дальний Восток – каждый регион заставляет автора задуматься над смыслом жизни. Дорога помогает лирическому герою осмыслить прошлое и настоящее, становится символом его движения к истине, знанию, правде, совершенству. Само произведение начинает звучать трагически и оптимистично одновременно.

Замечание 1

Время и пространство в поэме подчиняются идейному замыслу Твардовского, они по воле автора сжимаются или расширяются.

Литературный анализ

Произведение, создаваемое на протяжение многих лет, относится к жанру лирико-эпической поэмы, поскольку имеет масштабное философское содержание.

Композиционная структура поэмы состоит из пятнадцати глав, имеющих размытую сюжетную линию, объединенную основной тематикой произведения в виде лейтмотива дороги, выраженного в философских размышлениях автора во время путешествия о жизненных ценностях, творческих воспоминаниях, путевых заметках, о судьбе родной отчизны.  Каждая из глав представляет собой отдельную остановку в путешествии, некоего островка.

Повествование в поэме ведется от имени лирического героя, осуществляющего поездку по бескрайним российским просторам, наполненную особым романтизмом дорожных путешествий.

В качестве стихотворного размера в поэме используется форма четырехстопного ямба, применяемая в простом и легком виде. Среди средств художественной выразительности, подчеркивающих яркость и сочность языкового звучания произведения, применяются многочисленные эпитеты, олицетворения, метафоры, повторы, а также народные поговорки, пословицы, суффиксы в уменьшительно-ласкательной форме, разнообразные фразеологизмы и устоявшиеся в народе выражения, акцентирующие безграничность русской души, а также ее широту и радушие. Кроме того, в поэме присутствуют синекдоха, метонимия, антитеза, гипербола, литота, ирония, позволяющие автору создать впечатляющие, захватывающие дух красоты русской земли в виде описаний сибирской и уральской природы, дальневосточных видов, необыкновенного впечатления от вездесущей Волги, которая отражает родимую землю.

Восхищаясь восхитительными пейзажами, в душе лирического героя всплывают воспоминания о его малой родине, Загорья, скудном, негромком, небогатом крае, символизирующемся у поэта с невыносимым, но честным людским трудом в образе кузницы, ставшим для автора своеобразным жизненным опытом, пройденным в этой академии наук. Не обходится в поэме и без упоминаний о прошедшей войне, которую пережила родная земля, а также о годах советских репрессий и последующей реабилитации осужденных невинно земляков.

Поэма в полной мере отражает авторский замысел, представленный в обобщенной картине о родной стране, выражающей настроение периода оттепели, а также масштаб государственных планов и тепло настоящей русской души.

8 класс

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Алый Коваль Прибывшему на границу озорному и неопытному бойцу Кошкину было в первый же день сделано замечание — он должен был следить за ответами, которые предназначались командиру, за своей четкой и разборчивой речью
  • Краткое содержание Островский За двумя зайцами Довольно таки знаменитая пьеса была создана М.Старицким. Островский же перевел ее на русский язык, и получилось комическое, но поучительное творение. По произведению был поставлен фильм, а в театрах с большим аншлагом проходили спектакли
  • Краткое содержание Пестрая лента Конана Дойла В один из апрельских дней к Шерлоку Холмсу обратилась встревоженная молодая дама, которую зовут Эллен Стоунер и поведала сыщику и его другу свой рассказ.
  • Краткое содержание Екимов Ночь исцеления К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому
  • Краткое содержание Крейцерова соната Лев Толстой Эта повесть, насыщенная красками быта и суровой реальности, начинается в одном из вагонов поезда, где ведётся весьма жаркая и волнующая беседа о сущности любви и её атрибутов. Беседа начинается с пожилого человека и дамы с папиросой

Литературный разговор

Рассказчик находится в пути уже третьи сутки, при этом успев проехать едва ли треть пути

Он отмечает, насколько важно в дороге сжиться с людьми. Среди его новых знакомцев и полузнакомцев – «старичок научный», моряк в «хрустящем кителе», «лысый творческий работник»

Кроме того, лирический герой рисует портрет читателя, который любит иметь личный контакт с писателем и не стесняется призывать его к ответу за то, что он что-то не отразил или чего-то не учел. Рассказчику народную критику слышать не только не обидно, а даже радостно. Также лирический герой не забывает упомянуть редактора, которого в финале главы фактически сравнивает с нечистой силой.

Анализ поэмы А.Т. Твардовского «За далью — даль»

Долго и трудно складывалась поэма А.Т.Твардовского «За далью — даль» (1950-1960). В ней событийный сюжет ослаблен до минимума — просто путевые зарисовки, впе­чатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь. И все-таки поэма полна драматизма. Все острые противоречия, составляющие конфликтный узел, происходят в сознании автора, едущего на Дальний Восток. Вследствие этого «За далью — даль» можно назвать поэмой размышлений. Лиро-эпический характер поэмы дает воз­можность читателю зримо представить необъятность и величие Родины:

. А там еще другая даль,

Что обернется далью новой.

И, наконец, конечная цель поездки:

Не просто край иной, далекий,

А Дальний именно Восток.

Волга, Урал, Сибирь, Ангара, Байкал и другие регио­ны — емкие метафоры, отражающие историческую судьбу народа, с ее трудностями и ошибками. Именно поэтому размышления лирического героя так напряжены и драма­тичны. События самого узкого, частного, личного характе­ра соотнесены с историческим прошлым, полным траге­дийного накала. Неожиданная встреча на таежной станции Тайшет с другом ранней юности, незаконно репрессиро­ванным в 30-е годы и сейчас возвращающимся обратно, рождает образ-символ сложной исторической эпохи:

И вспомнил я тебя, друг детства,

И тех годов глухую боль.

В центральной главе «На Ангаре», связанной темой звездного будущего, поэт вспоминает еще одного друга, чья жизнь неотделимо слилась с историей, революцией, лите­ратурой, победами и ошибками и боль утраты которого до сих пор не затихает в сердце поэта:

Как мне тебя недоставало,

Мой друг, ушедший навсегда.

Кто так, как ты, еще на свете

До слез порадоваться мог

Речам, глазам и людям этим!

Зачем же голос твой умолк ?

Личные воспоминания преобразуются в яркие карти­ны минувшего, связанные с драматическими обстоятельст­вами и последствиями эпохи культа личности Сталина:

Так это было. Четверть века

Призывом к бою и труду

Звучало имя человека

Со словом Родина в ряду.

Мы звали — станем ли лукавить? —

Его отцом в стране — семье.

Так это было на земле.

Не убегая от прошлого, лирический герой оценивает и отстаивает гордость человека, пережившего вместе с народом суровые годы и сопричастность к великим свер­шениям:

Да, все, что с нами было, —

То с нами здесь.

Уже в этих воспоминаниях рядом с величественным и скорбным прошлым, отдельными судьбами людей, друзей детства и молодости, ощущается незаурядная фигура само­го лирического героя. Масштаб его личности под стать эпическим событиям, которые он пропускает через свое сознание. На душе лирического героя дополнительное

бремя — он поэт. А следовательно, он несет особую ответ­ственность за все, что происходит в мире, его долг говорить правду во имя будущего, во имя потомков:

Кому другому, но поэту

Молчать потомки не дадут.

Его к суровому ответу

Особый востребует суд.

Я не страшусь суда такого

И, может, жду его давно,

Пускай не мне еще то слово,

Что емче всех, сказать дано.

Мое — от сердца — не на ветер,

Оно в готовности любой;

Я жил, я был — за все на свете

Я отвечаю головой.

Путешествие автора, в котором сливаются три образа: поэт, рассказчик (повествователь) и лирический герой, — длится десять суток в настоящем времени. Но вбирает в себя два последних века страны, десятилетия героев и автора, намечаются перспективы будущего.

Емкость и глобальность времени, пространственный размах, воплощенный в поэме «За далью — даль», опреде­лили еще одну особенность — тип попутчика лирического героя.

Твардовский по складу своего дарования всегда ори­ентируется на диалог. В этой поэме такая направленность приобретает особое значение. Впервые здесь выступает читатель разноликий. Разговоры с ним насыщены кон­трастными, то ироническими, то шутливыми, то серьезны­ми интонациями. Но в конце концов беседа с читателем достигает глубокой доверительности и откровения. Поэт дорожит его мнением и ждет от него того же.

На высокой ноте расставания с другом-читателем за­вершается поэма:

Конца пути мы вместе ждали,

Но прохлаждаться недосуг.

Итак, прощай. До новой дали.

До скорой встречи,

Завершая произведение, автор полушутливо, полуиро­нично, но весьма сурово оценивает свой труд:

И не заманчив общий тон,

Ни поначалу, ни потом.

В своем произведении автор сумел «встать над всем, что было раньше, не отрекаясь от самого себя, от своей природы и породы, найти новые краски и новые компози­ционные сюжеты и возможности для выражения уже со­вершившегося факта нового видения мира» (А.Сурков).

Твардовский «За Далью-даль»

Пора! Ударил отправленье Вокзал, огнями залитой, И жизнь, что прожита с рожденья, Уже как будто за чертой. Я видел, может быть, полсвета И вслед за веком жить спешил, А между тем дороги этой За столько лет не совершил; Хотя своей считал дорогой И про себя ее берег, Как книгу, что прочесть до срока Все собирался и не мог. Мешало многое другое, Что нынче в памяти у всех. Мне нужен был запас покоя, Чтоб ей отдаться без помех. Но книги первую страницу Я открываю в срок такой, Когда покой, как говориться, Опять уходит на покой… Я еду. Малый дом со мною, Что каждый в путь с собой берет. А мир огромный за стеною, Как за бортом вода, ревет. Он над моей поет постелью И по стеклу сечет крупой, Дурной, безвременной метелью Свистит и воет в разнобой. Он полон сдавленной тревоги, Беды, что очереди ждет. Он здесь еще слышней, в дороге, Лежащей прямо на восход… Я еду. Спать бы на здоровье, Но мне покамест не до сна: Еще огнями Подмосковья Снаружи ночь озарена. Еще мне хватит этой полки, Еще московских суток жаль. Еще такая даль до Волги, А там – то и начнется даль- За той великой водной гранью. И эта лестница из шпал, Пройдя Заволжье, Предуралье, Взойдет отлого на Урал. Урал, чьей выработки сталью Звенит под нами магистраль. А за Уралом- Зауралье, А там своя, иная даль. А там Байкал, за тою далью,- В полсуток обогнуть едва ль,- А за Байкалом – Забайкалье. А там еще другая даль, Что обернется далью новой. А та, неведомая мне, Еще с иной, большой, суровой, Сомкнется и пройдет в окне… А той порой, отменно точный, Всего пути исполнив срок, Придет состав дальневосточный На Дальний, собственно, Восток, Где перед станцией последней, У пограничного столба, Сдается мне, с земли соседней Глухая слышится пальба. Но я еще с Москвою вместе, Еще во времени одном. И, точно дома перед сном, ЕЕ последних жду известий; Она свой голос подает И мне в моей дороге дальней. А там из – за моря восход Встает, как зарево, печальный, И день войны, нещадный день, Вступает в горы и долины, Где городов и деревень Дымятся вновь и вновь руины. И длится вновь бессонный труд, Страда защитников Кореи. С утра усталые ревут Береговые батареи… Идут бои горит земля. Не нов, не нов жестокий опыт: Он в эти горы и поля Перенесен от стен Европы. И вы, что горе привезли На этот берег возрожденный, От вашей собственной земли Всем океаном отделенный,- Хоть в цвет иной рядитесь вы, Но ошибется мир едва ли: Мы вас встречали из Москвы И до Берлина провожали… Народ – подвижник и герой – Оружье зла оружьем встретил. За грех войны – карал войной, За смерть – печалью смерти метил. В борьбе исполнен новых сил, Он в годы грозных испытаний Восток и Запад пробудил И вот – Полмира в нашем стане! Что ж или тот урок забыт, И вновь, под новым только флагом, Живой душе война грозит, Идет на мир знакомым шагом? И, чуждый жизни, этот шаг, Врываясь в речь ночных известий, У человечества в ушах Стоит, как явь и как предвестье. С ним не забыться, не уснуть, С ним не обвыкнуть и не сжиться. Он — как земля во рту на грудь Зарытым заживо ложится… Дорога дальняя моя, Окрестный мир страны обширной, Родные русские поля, В ночи мерцающие мирно,- Не вам ли памятны года, Когда по этой магистрали Во тьме оттуда и туда Составы без огней бежали; Когда тянулись в глубь страны По этой насыпи и рельсам Заводы – беженцы войны- И с ними люди – погорельцы; Когда, стволы зениток ввысь Подняв над «улицей зеленой», Безостановочно неслись Туда, на запад, эшелоны. И только, может, мельком взгляд Тоски немой и бесконечной Из роты маршевой солдат Кидал на санитарный встречный… Та память вынесенных мук Жива, притихшая, в народе, Как рана, что нет – нет – и вдруг Заговорит к дурной погоде. Но, люди, счастье наше в том, Что счастья мы хотим упорно, Что на века мы строим дом, Свой мир живой и рукотворный. Он всех людских надежд оплот, Он всем людским сердцам доступен. Его ли смерти мы уступим?.. На Спасской башне полночь бьет… В дороге Лиха беда – пути начало, Запев дается …

Необъятная Волга

Лирический герой Твардовского особенно поражается и восхищается необъятной Волгой, которую видит из окна своего поезда.

Он пишет о Волге, как о вездесущей реке, в которой увидеть себя смогло пол-России. Реку рассматривает с нескрываемым восторгом, сразу забывая обо всем, чем занимался только что.

В главе «Две кузницы» автор обращается к своей юности, которая прошла в Загорье на Смоленщине. Он вырос в кузнице отца. А после был вынужден приехать на Урал. Две кузницы, с которыми он столкнулся, являются наглядным отражением образа отца и Урала-добытчика, который называли кузницей всей державы.

Называя Волгу матушкой, Урал поэт называет батюшкой.

Тема

Тематика поэмы широка и многообразна: основной мотив дороги переплетают описания природы Сибири, Урала, Дальнего Востока, философские размышления о жизни, истории, личные воспоминания. Писатель поднимает темы морального выбора, совести и справедливости, вечных ценностей, жизни и смерти; тема только что отзвучавшей победы, войны и её последствий также раскрыта в поэме. Много внимания уделено тематике творчества, поэта и его предназначения, ценности этой профессии и её специфике.

Всё произведение проникнуто особой романтикой дороги, отношениями полузнакомых пассажиров, видами из окна поезда в разное время суток. Масштабные, захватывающие дух красоты Урала, Сибири встают перед глазами читателя. Тематику поэмы ярко характеризуют названия глав “Огни Сибири”, “На Ангаре”, “Фронт и тыл”, “Друг детства”, “Литературный разговор”. В поэме нет главного героя, для неё характерна бессюжетность и разноплановая проблематика. Основная мысль произведения – жить нужно в ладу с совестью, уважая историю своей страны, без этого не быть счастливому будущему.

Краткий анализ

История создания – поэма создавалась на протяжении 1950-1960-х годов. В 1967 году была опубликована в полном варианте.Тема – философские размышления о вечных ценностях, судьбе родной страны, воспоминания и путевые заметки, объединённые мотивом дороги.

Композиция – 15 глав с размытым сюжетом композиционно объединённых темой путешествия.

Жанр – лиро-эпическая поэма, благодаря своей масштабности считается лирико-философской эпопеей.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Метафоры – “залит огнями”, “приют суждений”, “волна грозного жара”, “семь тысяч рек”, “единая семья”, “кузница державы”, “ветер века – он в наши дует паруса”.

Эпитеты – “жестокий опыт”, “грозные испытания”, “немая, бесконечная тоска”, “горькая тревога”, “с терпеньем безнадежным”, “трудоднём пустопорожним”.

Олицетворения – “батареи ревут”, “дорога бьёт, трясёт и лечит”, “жизнь меня не обделила, добром своим не обошла”.

Немного об авторе

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине. Его отец зарабатывал на хлеб, будучи кузнецом, часто устраивал вечера чтения произведений великих поэтов: Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других. Это стало первым решающим толчком в литературном развитии творца. Мама Александра Трифоновича была очень чуткой и заботливой, об этом он неоднократно упоминал в своих стихотворениях и заметках. Поэт окончил Педагогический университет и Институт истории, философии, литературы в Москве (МИЛФИ). Первое стихотворение Твардовского было написано ещё в раннем детстве. Во время войны был в рядах солдат с самого начала и до победы в борьбе с немецкими фашистами. За что не единожды награждён орденами и медалями. Война по-особому коснулась души поэта, что невозможно не заметить, прочитав хотя бы одно стихотворение Твардовского. В последние годы Александр Трифонович был главным редактором литературного журнала «Новый мир», с этой должности его долго и разными методами пытались снять. Александр Трифонович был непоколебим до того, пока не уволили его заместителей, взамен поставив врагов. После ухода из журнала Александр Трифонович осел на даче с грустью о былом, а затем решил объездить матушку-родину. Великий поэт недолго прожил, оставив в памяти читателей и товарищей по перу неизгладимый след. Умер Твардовский в 1971 году.

Сочинение: Анализ поэмы А.Т. Твардовского За далью — даль

Подготовка к ЕГЭ: Сочинение: Анализ поэмы А.Т. Твардовского За далью — даль

Стиль поэмы А.Т. Твардовского » За далью даль » предопределен объективностью записок пассажира поезда, ехавшего из Москвы в самую глубинку Сибири. В начале повествования автор тонко передает восприятие человеком дальнего пути поездом с бесчисленными станциями, сравнивая этот путь с долгими человеческими судьбами. Которые несут в себе нити памяти, тесно переплетённые с будущим существованием каждой личности на Земле. Особенно если воспоминания эти связаны с войной. Их драматичность поэт с переживанием в сердце доносит в строчках о пришедших бедах на родную землю. Нахлынули военные трагедии на людей, накрыли своей разрушительной волной. Твардовский подчёркивает героизм и терпимость народа, но сравнивает эту стойкость с телесной раной, которая в дурную погоду будет всё равно ныть. Воспоминания человека могут давать о себе знать в любой момент жизни, и отзываться болью бесконечно. Поэт считает своим долгом поделиться с читателями своим жизненным опытом. И в этом помогает поездка на поезде, в одиночестве путешествия он как бы сравнивает свой путь с прошлым, пройденным солдатским, более ужасным и неопределённым путём. Напоминает себе автор, что дорога всегда трудна, однако действует она лечебно на дух человека, что путь изматывает и старит, но в тоже время и сил придаёт и молодит. Лирический поэт признаётся, что везде в мире он видит родное и домашнее состояние и узнаёт его с открытым сердцем. Любит те края, куда бы ни заносила судьба, описывая пейзажи и города. Так же он делает глубокий вывод о двух разрядах путешествий: первый – поездка вдаль, а второй – остаться на месте и календарно перелистывать воспоминания. Писатель призывает совмещать эти два способа, и обязательно применять их в жизни. Прекрасные стоки посвящены реке Волге. Как любуются ею люди, и сколько она вместила в себя красоты, щедрости, силы. Называет поэт Волгу серединой родной Земли, и семь тысяч рек в родстве переплелись в ней. Говорится, что даже намного мощней есть реки, однако Волга – единственная наша матушка.

А вот следующее воспоминание поэтического героя, о своём детстве в Загорье. Яркие моменты, когда он был малышом и ходил с мамой в кузницу к отцу. Описывает тяжкий труд кузнеца и житьё в глухой сторонке, где хорошо запомнились мальчишке звоны наковальни. Он сравнивает их с усталыми и печальными голосами, которые звучат неумолимо уже во взрослом герое. Оттого и называет он эту кузницу « академией наук» и отрадой человеческой природы, потому что там честно и с душой создавались простые вещи для повседневной работы. Перекликаются между собой строчки о кузнице и о родном крае Урала – батюшки, которые рисуют эти дали такими близкими сердцу своей благодарностью бытия. Очень эмоционально звучат строки про две дали – про Сибирь и Урал, а также про быт на этих родных землях. О том, как счастлив поэт и рад за то своей судьбе, что родился и жил в этих далях. Убеждён он, что его читатели связаны родством предков с такими же древними свободными землями. Эта свобода должна отражаться в каждом честном читателе

Автор акцентирует внимание на правдивом изложении окружающего мира и на том, что у читателей есть выбор принять и понять все это. Вслед за этим Твардовский пишет о ненамеренной встрече в купе со своим редактором, и чувствительный внутренний монолог поэта прерывается тяжёлым и спорным диалогом

Начальник нагло призывает его писать то, что выгодно, профильтровано редакцией, но поэт против такой литературы и откровенно выражает презрение такому писательству, называя это дурным сном жизни. А через некоторое время наш главный герой повстречал прямо на станции Тайшет своего старинного друга. Их краткосрочная встреча через столько лет стала образом беглой и эфемерной жизни каждого человека. Вот только они повстречались, как уже пора расходится, и уезжать по своим делам в другие дальние города огромной Родины. Своими пронзительными строчками Твардовский предлагает молодёжи осваивать земли, приводя большим примером историю супружеской пары, уехавшей из Москвы в Сибирь строить гидростанцию на Ангаре. В конце великого произведения автор пишет читателю безмерно нежные вечные строки о поклонах перед всеми землями, о своей искренней и глубокой любви к народу и родной стороне, затем прощается, но желает непременно встретиться в будущем. Писатель в своей поэме сумел охватить множество разнообразных тем: от красоты и величия природы до душевности русских людей и нравов разных эпох.

Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение: Анализ поэмы А.Т. Твардовского За далью — даль» / Январь 2021 источник

ЕГЭ/ГИА

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: