Двух станов не боец…

Стихотворение В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (восприятие, истолкование, оценка)

Основоположником русского романтизма по праву считают В.А. Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души. Но он не был чужд обращению в своем творчестве и к национально-патриотической тематике. В 1812 году Жуковский записался ратником в Московское дворянское ополчение. В обстановке военных действий он сочинил стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое было напечатано, можно сказать, на поле боя, в Тарутино, где находился главный штаб. Это придало «Певцу…» огромное обаяние в глазах современников. Патриотизм впервые явился здесь чувством души, которое дано людям, и оно их сближает, а не разъединяет. Название произведения определяет место действие и героев. В кругу воинов на поле брани певец славит русское оружие и героев русской истории: О Святослав, бич древних лет… И ты неверных страх, Донской… И ты, наш Петр, в толпе вождей… То грозный наш Суворов… Помимо героев исторических, певец призывает поднять кубки за героев современности: Кутузова, Ермолова, Раевского, Платова, за погибших Багратиона и Коновницына. Поэт использует прием повторения за счет проговаривания воинами тех слов, что уже сказал певец, тем самым выделяя ключевые моменты своей речи. Это выражает близость стиля к устному народному творчеству. Стихотворение написано торжественным стилем, с использованием архаизмов, особой патетической риторики: «Хвала всем чада славы…» Жуковский также использует классистические приемы описания баталии: «перуны», «щиты», «стрелы». Стихотворение это единично в своем жанре. В нем соединились черты оды: Смотрите, в грозной красоте, Воздушными полками, Их тени мчатся в высоте Над нашими шатрами… О Святослав, бич древних лет, И твой полет орлиный, Застольной поэзии: Кто любит видеть в чашах дно, Тот бодро ищет боя… О всемогущее вино, Веселие героя! Романтической поэмы: В тот мир душа перенесет Любовь и образ милый… О други, смерть не все возьмет; Есть жизнь и за могилой. Стиль стихотворения неоднороден, он включает в себя и патетические элементы оды, и сентиментально-элегические мотивы: Ах! Мысль о той, кто все для нас, Наш спутник неизменный… Кроме этого, в стихотворении присутствуют элементы мечтательной одухотворенности мотивов любви: И тихий дух твой прилетит Из таинственной сени, И трепет сердца возвестит Ей близость дружней тени. Лексический рисунок стихотворения отличается активным использованием устаревшей и возвышенной лексики: «сей рьяный великан, сей витязь полуночи», «наш предтеча», «очи», «хвала», что указывает на время написания стихотворения и придает ему торжественность. Из художественно-изобразительных средств особенно часты перифразы: «мысль о той, кто все для нас», «трепет сердца» возвестит, «кто любит видеть в чашах дно», «есть жизнь и за могилой», «бич древних лет», «неверных страх», «веселие героя», «чадо славы» и так далее. Жуковский «сделал эпоху в русской словесности и – в сердцах воинов» (Лажечников). Стихотворение «Певец во стане русских воинов» стало образцом новой российской поэзии. В нем поэт поднимает патриотическую тему, отстаивая идею народности, воздавая хвалу русскому оружию и героизму воинов. Этим объясняется широкая популярность стихотворения в период войны 1812 года. Своим творчеством Жуковский готовит почву для расцвета Золотого века русской поэзии. Однако сама поэзия Жуковского не забыта и не затерялась в разноперстом наследии русской лирики XIX – XX веков.

Главная мысль

Тема стихотворения должна быть названа школьником с предельной точностью: ведь от ее правильного определения зависит дальнейший ход работы над анализом произведения. Идею лирического сочинения лучше всего выразить одной фразой для того, чтобы сам школьник отчетливо понимал, о чем именно писал поэт (о природе, дружбе, любви, Родине, поэзии, истории и т. д.). В рассматриваемом стихе Тютчева речь идет о раскаянии за причиненное возлюбленной горе. Поэтому ученики могут сказать, что перед ними – любовное стихотворение, однако сразу же необходимо пояснить, настоящая тема стихотворения – это скорее боль по ушедшему счастью, которое, пройдя, причинило возлюбленным столько горя.

Основная тема стихотворения «Дума»

Основной темой и кратким содержанием произведения являются размышления о бессмысленности жизни человека, который не способен чувствовать, понимать искусство, сопереживать и признавать Бога.

В произведении заложена идея невозможности жизни без понимания своего предназначения и жажды оставить после себя след для будущих поколений.

Жизнь «потерянного поколения» видится Лермонтову куда более ужасной, чем смерть. Ум и сердце этих людей зачерствели, они не способны ценить жизнь и стараться менять ее к лучшему. На фоне этих переживаний лирический герой обнаруживает признаки этого недуга и у себя.

Автор призывает читателя отринуть сытую жизнь, построенную на «ошибках отцов» и взять судьбу духовного наследия в свои руки.

Задумка

Второй пункт задания предполагает приведение небольшой исторической справки о том, какие события в жизни автора привели к написанию того или иного лирического сочинения. Как правило, речь идет о каких-либо важных переменах в личной жизни, в его творчестве, связанных с сильным душевным подъемом либо, наоборот, психологическим кризисом.

В данном случае речь идет о тяжелой сердечной драме Тютчева, который фактически вступил в гражданский брак, что по понятиям 19 века считалось крайне постыдным поступком. История создания стихотворения связана с этой тяжелой историей: возлюбленная поэта Е. Денисьева за свой роман с Тютчевым подверглась гонению светского общества, прошла через тяжелые нравственные страдания. Тютчев, остро чувствуя свою вину за мучения девушки, посвятил ей рассматриваемое произведения, в котором излил свою горечь и боль, а также просил у нее прощения за все то, что ей пришлось ради него перенести. Итак, описание истории создания стихотворения очень важен для понимания смысла и содержания произведения.

Структура

Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим» необходимо продолжить раскрытием особенностей построения данного произведения. Всего лишь несколько строчек поэт посвящает счастливым дням любви. Все произведение построена на контрасте между счастливым прошлым и роковым настоящим. Поэт противопоставляет внешность своей возлюбленной, ее радость и искренность чувств ее нынешнему горю от гонений света. Почти каждое четверостишие представляет собой сравнение прошлого счастья, которое поэт называет сном, и тяжелого настоящего. Данный анализ стихотворения Тютчева отражает особенности его лирики, которая отличается страстностью в выражении автором своих эмоций, огромной экспрессией, и неподдельными переживаниями.

Средства выразительности

В стихотворении А.С.Пушкина «Поэт» можно выделить несколько особо важных тропов:

  • Так, в произведении часто встречаются метафоры: «меж детей ничтожных мира»(так автор называет людей), «божественный глагол», «молчит его святая лира».
  • Сравнения также присутствуют в стихотворении: поэт уподобляется орлу во второй строфе.
  • Эпитеты придают словам особый оттенок: вдохновлённый поэт становится «диким и суровым», простое слово превращайся в «божественный глагол» в устах поэта.
  • Также в первой и во второй строфе можно увидеть увидеть такой троп, как инверсия («Бежит он, дикий и суровый»).

Идея

Изучая то или иное произведение, школьники обязательно должны определить его смысл. Как правило, данный пункт вызывает у них серьезные затруднения в связи с тем, что ученики путают тему и идею. Последняя часто скрыта в самом тексте и ее нужно, выражаясь фигурально, читать между строчками. Основная мысль стихотворения заключается в том, что автор считал свой роман с Денисьевой роковым, несмотря на то, что он принес им кратковременное счастье. Показателен тот факт, что автор винит не столько представителей высшего света, которые устроили вокруг ее имени скандал, сколько исключительно себя за все случившееся. Это говорит о благородстве чувств поэта, его ответственности перед любимой женщиной. Пожалуй, бурные признания собственной вины за все случившееся можно назвать главной идеей данного произведения.

Насколько важным для А. К. Толстого был театр?

Драматическую трилогию о наследниках Ивана Грозного Толстой нес как тяжкий крест. Чтобы вывести царей и царедворцев на сцену, нужно было долго сражаться с цензурой, сверяя каждое слово с почтенными предрассудками. Дружба с императором не помогала. Словом, драматургия не принесла ему прижизненной славы. А порыв был удивительно смелый — после Пушкина написать трагедию в стихах о самодержцах и царедворцах Московской Руси, многие из которых (Борис Годунов, Василий Шуйский) действуют и у Пушкина…

В историю вошла вторая часть трилогии — «Царь Федор Иоаннович». С этой постановки (а вовсе не с чеховской «Чайки», как принято считать) началась история Художественного театра, а в 1970-е на сцене Малого в роли царя Федора метался Иннокентий Смоктуновский, и это тоже было громкое событие в театральном искусстве. Толстой сталкивает человеческое и политическое. Вечный конфликт!

Описание


Описание ядовитого дерева Пушкин почерпнул из околонаучных сообщений некоего голландского ботаника Г. Румпфа, посланного в середине XVII века в колонию для изучения ядовитых растений.

Очевидно, опасаясь отравления или из лени, он не изучил растение досконально, а воспользовался рассказами и легендами местных жителей, весело проводя время у губернатора Макассары. Его псевдо отчеты долгие годы (почти 3 века) составляли основу знаний о ядовитых растениях. На них основывался и Пушкин.

Миф об анчаре как самом ядовитом дереве был развеян в прошлом веке. Это оказалось красивое и совершенно безвредное для птиц и животных, растение, получившее научное название Антиарис Токсикария. Растет это дерево на острове Ява. Ядовитым является его млечный сок. Прежде чем превратиться в смертельный яд, он перегонялся туземцами. В результате, повышалась концентрация ядовитых веществ. Только после такой перегонки местные аборигены смазывали ядом свои стрелы.

Пушкин воспользовался этой легендой-полуправдой об анчаре для выражения своей аллегорической идеи, изложенной в стихотворении.

Алексей Толстой фигурирует в списках «знаменитых писателей-самоубийц» — насколько это справедливо?

После пятидесяти лет он, наконец, стал законным супругом любимой женщины — той самой, которую за тринадцать лет до того встретил «средь шумного бала, случайно». О его романе с Софьей Миллер-Бахметевой время от времени вспоминают даже в глянцевых журналах. Он любил, как и обещал в стихах — «без рассудку».

Служебные обузы отпали. Миллионное состояние уходило сквозь пальцы, но на безбедную жизнь денег хватало. Стихи не иссякали. Счастье? Но тут стало рассыпаться здоровье. Толстой страдал астмой. Ему легко дышалось только в сосновом бору. В комнате, где он спал, стояли сосновые кадки с водой…

От невыносимых приступов головной боли доктора прописали ему морфий. Писатель Болеслав Маркевич так вспоминал о страданиях Толстого: «Человек живет только с помощью морфия, и морфий в то же время подтачивает ему жизнь — вот тот заколдованный круг, из которого он уже больше выйти не может. Я присутствовал при отравлении его морфием, от которого его едва спасли, и теперь опять начинается это отравление, потому что иначе он был бы задушен астмой».

Осенью 1875-го он — скорее всего, по ошибке, но поговаривают и о самоубийстве —  ввел себе смертельную дозу. Был ли он самоубийцей — хотя бы случайным? Официально, разумеется, нет.

Но обстоятельства смерти Толстого загадочны.

Виной могла быть его обычная рассеянность, а может быть, и отчаяние невольного морфиниста.

Было ему 58 лет. А сегодня Толстому 200. О забвении и речи нет. Одна беда — иногда путают с не менее талантливыми родственниками.

Ссылки по теме:

Как лирик Толстой стал сатириком?

У молодого силача-весельчака не могло не быть друзей, с которыми — в огонь и в воду. Это кузены, братья Жемчужниковы — Алексей, Александр и Владимир. Они переворачивали Петербург вверх дном, подшучивая над чопорными чиновниками и попавшими под руку обывателями. Они превращали жизнь в пародию.

Министр финансов Вронченко ежедневно прогуливался по Дворцовой набережной в 9 часов утра. Александру Жемчужникову вздумалось тоже прогуливаться в это время. Проходя мимо Вронченко, которого он лично не знал, он неизменно останавливался, снимал шляпу и внушительно произносил: «Министр финансов, пружина деятельности!»

Они могли среди ночи постучаться к булочнику, спрашивали, есть ли у него пеклеванный хлеб, а получив утвердительный ответ, восклицали наставительно: «Ну, благодарите Бога, а то много людей не имеют и куска насущного хлеба». Молодые поэты повесничали, да озорничали и до них. Но прутковский абсурдистский юмор был новинкой для того времени. От странных шалостей они быстро перешли к литературной игре.

Композиция

В поэме – одиннадцать глав, каждая из которых имеет собственное лаконичное название и свою тему. Маяковский говорит о своей личности и главах “Мальчишкой” и “Юношей”, которые показывают, в каких условиях проходило его становление как поэта и личности.

«К морю» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – стихотворный размер, жанр, кому посвящено

Глава “Взрослое” – это уже история о взглядах поэта на любовь, на достойное и недостойное поведение, на причины, по которым люди влюбляются друг в друга.

Одной из самых важных глав в произведении является “Ты”, посвященная лирической героине, которая пленяет сердце мужчины тем, что она оказалась способна увидеть в нем ребенка и не высмеять его за это.

Глава “Вывод” совершенно соответствует пафосной манере поэта, который делает безапелляционные заявления и произносит высокие слова с искренней верой в них.

В лихой артели имени Козьмы Пруткова Толстой, конечно, был золотым пером.

Самый изобретательный версификатор, самый дерзкий потрясатель основ. Он и как сатирик перерос Пруткова. В списках ходили две озорные поэмы Алексея Толстого — «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и «Сон

Попова». Не из прутковского цикла, но из «смеховой культуры».  Кто из Жемчужниковых был способен на нечто подобное?

Участвовал в прутковской компании и Александр Аммосов, но для него военная служба оказалась важнее литературы. Прутковский цикл стал эпохой в русской сатирической поэзии. Из него до сих пор черпают острословы. А литературоведы всерьез считают Козьму Пруткова предтечей обэриутов и концептуалистов.

Была ли у Толстого «главная тема»?

Алексей Константинович много и мучительно размышлял об истории государства Российского. Прежде всего его интересовали две эпохи — былинный княжеский Киев и баснословная царская Москва. Он тосковал по утраченной цивилизации древнерусского государства, которую смели орды Батыя. Порою даже идеализируя ее. «Со присяжными суд был обычен и нашему миру,», — уверяет у него богатырь Поток. Страшной фигурой он считал Ивана Грозного. «Не в Москве надо искать Россию, а в Новгороде и в Киеве».

Толстой был сторонником просвещенной аристократии, а первый наш царь, по его мнению, растаптывал ее достоинство. Но в повести «Князь Серебряный», в исторических балладах он не занимался разоблачениями. Его захватывала стихия истории — и получалась музыка:

Без отдыха пирует с дружиной удалой

Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.

Ковшами золотыми столов блистает ряд,

Разгульные за ними опричники сидят.

С вечерни льются вины на царские ковры,

Поют ему с полночи лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времен,

И взятие Казани, и Астрахани плен.

Историческая баллада как жанр существовала в русской поэзии и до Толстого. Достаточно вспомнить «Песнь о Вещем Олеге».

Проблема выбора

Часто школьникам бывает трудно определить, какое именно произведение взять для анализа на уроке по литературе. К сожалению, многие при этом руководствуются объемом произведения, ошибочно полагая, что небольшое лирическое сочинение легче для изучения. Однако выбор стихотворения должен определяться не данным параметром.

Лучше всего брать для анализа ключевое стихотворение в творчестве того или иного поэта. Так ученикам, которые уже ознакомились на занятиях с литературными сочинениями автора, будет легче выделить наиболее важные черты, характерные для его лирики. Например, в творчестве А. Пушкина главными являются тема дружбы и любви, М. Лермонтова – вольнолюбивая тематика, С. Есенина – русская природа и т. д. Автор и название стихотворения уже во многом являются своеобразной подсказкой для ученика. Школьник, знакомый с творчеством выбранного автора, уже по заголовку может примерно определить, о чем пойдет речь в данном произведении.

Тема

В центре повествования – описание впечатления, которое произвела на лирического героя незнакомка на балу. Примечательно, что при описании молодой женщины автор делает акцент не на ее внешности, а на грустных глазах и детском, звонком смехе. Столь резкий контраст глубоко впечатлил автора, запал ему в сердце.

Понимая, что в его душу проникла любовь, лирический герой все же с большой осторожностью признается в этом. Он пытается оценить, насколько глубоким и сильным является это чувство, и возможно ли дальнейшее развитие отношений между ним и его избранницей

Для него любовь имеет слишком большую ценность, чтобы относиться к нему легкомысленно или пренебрежительно.

Краткий анализ

История написания – Стих написан в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэтессы.

Тема стихотворения – Любовь к родине.

Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а второй – делится своим определением отчизны.

Жанр – Патриотическая лирика.

Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использование перекрестной и парной рифмовки.

Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Эпитеты – «заветные», «горький», «обетованный».

Инверсия – «не делаем ее в душе своей».

Постмодернизм и проблемы с поиском смысла

Можно сказать, что концепт – это и есть одновременно и тема, и главная мысль произведения. Литературоведы порой даже представляют концептосферу визуально в виде «паутины», в центре которой расположен самый сильный, основной концепт, а по всей периферии размещены все остальные ассоциации. Такое оформление позволяет максимально четко представить себе структуру стихотворения и выделить все стилистические средства, использованные автором для создания определенной атмосферы. Однако и после такого анализа учащиеся могут не понять, что такое тема стихотворения. Особенно часто вопросы возникают при анализе стихов спорного характера, относящихся к постмодернизму, где упор делается на образность и эмоциональность. Анализировать произведения этого направления вообще очень сложно, независимо от формы повествования. Тема и идея стихотворения в данном случае будут очень размытыми, многогранными, если сам автор не объясняет их в эпиграфе или пояснении в сноске.

Другие примеры

Еще одна распространенная темы в отечественной лирике – описание природы и Родины. В данном случае в качестве образца школьникам можно предложить сочинения С. Есенина

При анализе его стихов следует указать на то, что русская природа в фольклорном преломлении занимала важное место в его творчестве

Основная идея всех его стихотворений – это глубокая любовь к России. Отдельно следует указать на поэтическую лексику автора. Есенин принадлежал к направлению имажинистов, поэтому в его ранних сочинениях встречаются выразительные эпитеты, которые создают поэтические символы крестьянского быта, природы. Итак, план анализа стихотворения на школьных уроках литературы должен включать следующие компоненты: краткую характеристику истории создания произведения, выделению темы, идеи, поэтической лексики. Кроме того, школьник обязан указать общие особенности творчества автора, которые проявились в конкретном сочинении. Приведенный пример анализа стихотворения может послужить образцом для учащихся.

Можно ли считать Козьму Пруткова первым русским «виртуальным автором»?

Этот прием использовали многократно. Достаточно вспомнить Ивана Петровича Белкина: Пушкин не просто нацепил на свою слишком хорошо известную публике столичную физиономию маску скромного провинциала, но и постарался утишить свой блестящий стих до «смиренной прозы». Но Козьма Прутков — первый «распределенный» автор. Остроумные и блестяще образованные братья-аристократы придумали Козьму Пруткова — мелкого чиновника (директора Пробирной палатки), графомана и сочинителя высокопарных афоризмов, искренне считающего себя «пупом земли» и глубоким мыслителем. Что только не сочинялось под маской Пруткова — басни, пародии, назидательные стихи и афоризмы, водевили…

Важные выводы в анализе

Интересно, что когда И. С. Аксаков делал анализ стихотворения «Двух станов не боец», он предсказал, что произведение может нанести определенный «вред», особенно, если смотреть на финал. Аксаков был несколько удивлен таким финалом, ведь ту позицию, которую занимает здесь лирический герой, могут взять, как оправдание, малодушные и беспринципные люди. Однако с течением времени стало понятно, кто прав, а позиция более справедливая и мудрая оказалась у Толстого: новомодные теории ничего не могут сделать правдивым вечным истинам, существующим многие века.

В заключении отметим, что по прошествии многих лет Марина Цветаева перефразировала строки из стихотворения Толстого. Если посмотреть на ее лирическую героиню, видно, как она решительно желает отстаивать права, чтобы быть творчески самостоятельной.

Анализ стихотворения «Двух станов не боец» Алексея Толстого подразумевает глубокое размышление над строками, прошедшими испытания временем. Надеемся, данный анализ оказался для вас полезным.

Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь;
Союза полного не будет между нами —
Не купленный никем, под чьё б ни стал я знамя,
Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени врага отстаивал бы честь!

Алексей Константинович Толстой


Говоря об особенностях поэтического кредо автора, исследователи часто цитируют фрагменты произведения, появившегося в 1858 г. Первая строка стихотворного текста, который открывается выразительной метафорой, вошла в число афоризмов. Он выражает позицию человека, дорожащего своей независимостью и не желающего примкнуть к каким-либо партиям или объединениям.

В литературоведческом мире распространена версия, трактующая творение Толстого как поэтический ответ на дискуссии 1850—60-х гг., охватывавшие и социально-политические, и литературные темы. Вместе с тем оправдано появление более широкого толкования, согласно которому художественный текст отразил итоги философских размышлений автора о предназначении поэтического дара.

Возвышенные интонации зачина задают ориентиры лирической ситуации, представляя поэта как воина, пламенного борца. Им соответствует лексическое наполнение произведения, включающее в себя непременные атрибуты рыцарской тематики: «добрый меч», «клятва», «союз», «знамя». Обосновывая свои убеждения, герой привлекает комплекс аргументов, структура которых основана на иносказательной конструкции зачина.

Какие сомнения мучат благородную душу лирического «я»? Честный, взыскательный к себе, не знающий страха, он не считает возможным встать под чье-либо знамя. Виной тому — отсутствие полного согласия с любой из сторон противостояния, опасение за собственную духовную свободу, желание служить гуманистическим идеалам. Героя-рыцаря тяготит неопределенность положения, однако он не способен изменить себе. Справедливость, неподкупность и честность — категории абсолютные, не зависящие от личных симпатий.

Финальные строки вызвали недоуменный отклик И. С. Аксакова, спрогнозировавшего «вредный» эффект произведения. По мнению убежденного славянофила, позиция лирического героя может стать оправданием для малодушных и беспринципных людей. Время доказало правоту Толстого: хитросплетения новомодных теорий бессильны перед многовековой правдой вечных истин.

Спустя семь десятков лет мудрые толстовские строки перефразирует Марина Цветаева. Ее лирическая героиня полна решимости отстоять право на творческую самостоятельность. Она протестует против попыток низвести слово «до свеклы кормовой». Позиция, трактующая поэзию как помощницу пропаганды, убивает творчество.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: