Короткая уздечка языка у ребёнка

Когда требуется подрезание уздечки языка

Уздечка языка — это небольшая эластичная перепонка соединяющая язык с полость рта. Уздечка отвечает за важные функции языка: движение, дыхание, глотание, речь. Это нарушение называется анкилоглокссия.

Нормальное развитие уздечки языка берёт начало по центру, у корня языка и заканчивается у нижних резцов. Остальное расположение является отклонением. Есть несколько отклонений развития уздечки:

  • Короткая уздечка. Язык становится малоподвижный и влечёт за собой неправильно сформированную речь и деформацию челюсти.
  • Неправильно расположенная уздечка. Снижает двигательную активность языка.
  • Длинная уздечка под языком. Может находиться у кончика языка и влиять на процесс глотания, нарушает питание.

Проблемы с развитием уздечки языка — это врождённая патология. И несет в себе наследственный характер. Может возникнуть из-за нарушений во время беременности.

Подрезание уздечки взрослому человеку

Операцию по подрезанию уздечки языка можно провести в любом возрасте по назначению врача.

Каждый 20-ый человек имеет укороченную уздечку языка. Вероятность возникновения этой аномалии у мужчин гораздо выше, чем у женщин.

Чтобы самостоятельно проверить, как расположена уздечка под языком можно проделать простые детские упражнения: «лошадка», « гриб», «маляр». Внешне уздечка не будет отличаться от здорового состояния. Если возникнет дискомфорт с выполнением этих упражнений, то следует сходить в клинику на консультацию.

Симптомы, которые помогут вам определить проблемы с перепонкой языка:

  • При вытягивании языка, кончик языка загибается вниз;
  • Затрудненный процесс глотания;
  • Нет возможности всунуть язык полностью;
  • Проблемы с прикусом;
  • Воспаление окружных тканей зуба;
  • При поднятии языка, он принимает форму сердца;
  • Не правильное произношение слов.

Взрослым людям подрезание уздечки требуется реже, чем маленьким детям. Однако, заживление тканей у взрослого человека идёт немного дольше, чем у маленьких детей. Данный вид операции проводится под местной анестезией.

Когда назначают операцию

Операцию по обрезанию уздечки проводят по следующим показаниям:

  • Нарушение произношения слов. Если в детском возрасте врач логопед не заметил отклонения, то во взрослом состоянии могут возникнуть дефекты в речи. Операция поможет восстановить работу речевого аппарата.
  • Рекомендации ортодонта. Слишком короткая уздечка вызвает кривизну зубов, и приостановливает рост нижней челюсти.
  • Пародонтологические рекомендации. Из-за деформации десен открывается корень зуба, что делает его подверженные к другим заболеваниям.

Когда нельзя делать операцию

Так как и у всех хирургических манипуляций есть ограничения. Если вы имеете:

  • обостренные хронические заболевания ротовой полости;
  • доброкачественные опухоли челюстных тканей;
  • инфекционные болезни всего организма;
  • плохую свёртываемость крови;
  • психическое расстройство;

Операция по подрезанию уздечки языка называется «френулопластикой».

Виды френулопластики

Данный вид операции может проводиться 3-мя способами:

  1. Разрезание. Происходит подрезание уздечки, края которой шьют поперечными швами.
  2. Удаление. Уздечка подрезается путём двух треугольных надрезов и удаляется, после чего накладываются швы.
  3. Перемещение. Подрезается край уздечки подрезают и закрепляют в необходимом месте швами.

Вся операция занимает не больше 20 минут. Через несколько дней наложенный швы рассасываются самостоятельно. Осложнений после френулопластики не наблюдается.

Виды, уровни и формы речевой дизартрии у детей

Таблица видов заболевания по месту поражения

Название формы патологии Особенности
Мозжечковая Возникает при вовлечении в процесс мозжечка. Речь растянута, невнятна, замедленна, громкость постоянно меняется, у ребенка дрожит язык, он разговаривает с выкриками, словно скандирует лозунги. Дополнительные симптомы: нарушенное равновесие, неустойчивая походка.
Бульбарная Вызывается параличом артикуляционных мышц, а также нервов – блуждающего, языкоглоточного, троичного, подъязычного и/или др. У детей отсутствуют некоторые рефлексы, нарушено сосание и глотание, мимика, им трудно пережевывать твердую пищу. Также отмечается повышенное слюноотделение, упрощение (все согласные «сливаются» в один щелевой) и невнятность звуков, гнусавое, хриплое звучание голоса, иногда – его отсутствие.
Псевдобульбарная Возникает при централизованном параличе (спастическом) мышц и их гипертонусе. Речь становится монотонной, ребенку трудно поднять кончик языка, отвести его в сторону, удержать. Отмечается повышенное слюноотделение, першение, расстройство глотания (усиление рефлекса). Речь невнятная, гнусавая, резко нарушается произношение шипящих, свистящих и тоновых звуков.
Экстрапирамидная Возникает при нарушении функции подкорковых ядер, в связи с этим получила второе название – «подкорковая». Речь немного гнусавая, невнятная, смазанная. Присутствуют непроизвольные мышечные движения, мимика, артикуляционные спазмы. Тембр и сила голоса изменяются, нарушается темп разговора, присутствуют случайные гортанные выкрики.
Корковая Поражение тех участков коры головного мозга, которые отвечают за артикуляционные мышцы. Дети выговаривают слова правильно по структуре, но с нарушенным произношением слогов. Отмечается расстройство дыхания при разговоре, голоса.
Холодовая Проявляется как один из симптомов миастении (быстрая утомляемость и слабость поперечнополосатых мышц). Речевые сбои происходят тогда, когда в помещении, где находится ребенок, повышается либо понижается температура воздуха.

Классификация по степеням развития патологии:

  • I (стертая) – неправильное произношение способен выявить только логопед при осмотре и обследовании, возможно почти полное излечение;
  • II – произношение понятно, но дефекты заметны;
  • III – ребенка понимают лишь близкие люди, посторонние – редко;
  • IV – произношение не понимают даже близкие либо речь отсутствует, чаще всего рассматривается в рамках ДЦП.

Функциональная дислалия

Если речевой аппарат в порядке, а проблемы со звуками есть, налицо функциональная дислалия.

Причины функциональной дислалии:

  • Неправильные образцы звучащей речи. Иногда родители (бабушки, тетушки, воспитатели) в
    буквальном смысле начинают сюсюкаться с ребенком повторяя их неправильное произношение, что
    закрепляется в памяти ребенка и в дальнейшем регулярно воспроизводится.
  • Часто бывает, когда хорошо говорящий ребенок начинает ходить в детский сад с менее развитыми в
    речевом плане детьми, тогда в его речи может наблюдаться регресс — пропадают усвоенные звуки, и
    даже целые слова и фразы. В некоторых случаях родители сами имеют дефекты речи, не могут
    правильно и четко произносить слова. В этом случае у детей также возникает сложность с
    закреплением правильного произношения;
  • У детей с ранним изучением иностранного языка фонетические особенности двух языков
    смешиваются, и ребенок в русских словах произносит звуки, свойственные другим языкам;
  • «Педагогическая запущенность», когда ребенка не поправляют, оставляют незамеченными ошибки в
    его речи

Для исправления нарушений, вызванных функциональной дислалией, ребенку необходимо как
можно чаще слышать правильную четкую речь. Если родители сами не говорят чисто, то у ребенка
должна быть соответствующая среда — другие взрослые, логопед. Хорошо в этом случае
прослушивать аудио сказки и стихи, записанные профессиональными актерами, дикцию которых
можно считать образцом. Более точную программу по исправлению речи сможет подобрать врач-
логопед.

Ребёнок с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Три способа постановки

У малыша получаются упражнения на артикуляцию? Можно приступать к следующему этапу — постановке звука. В арсенале логопеда есть механические техники.

  1. Техника шпателя и соски. Врач надевает соску на шпатель из дерева. Ученик принимает положение «Гул самолета». Специалист производит стремительные движения под кончиком языка, пока он не начнет вибрировать. Движения — вверх-вниз, слева-направо. Эта техника более эффективна, если голова малыша находится на коленях врача.
  2. Вибрация — с помощью бумаги. На кончик языка кладут комок бумаги, к нему привязывают ниточку, чтобы бумага не упала на пол и дают крохе. Он прячет язык за верхние зубки и пытается сдуть бумагу с языка.
  3. Повторы звука «д». Ученик сидит перед зеркальцем, приоткрывает рот, располагает кончик языка у начала верхних зубов и быстро повторяет «д-д-д-д». Затем соединяет «д» с гласными: «д-д-а», «а-д-д» и дальше остальные буквы.

В это время специалист подкладывает под передний край языка шпатель и проводит частые колебательные движения. Это способствует произношению рокота, который характерен для вибранта.

Короткая уздечка и грудное вскармливание

Данную анатомическую особенность легко определить по неправильному захвату, а также сосанию груди новорожденным. Если своевременно не подрезать уздечку, малыш не сможет полноценно кушать и со временем начнет заметно отставать в весе. Отказывать ему в грудном вскармливании также не следует, ведь женщина рискует потерять молоко.

Как правило, малыши с такой патологией чаще просят грудь, быстро от нее отказываются, или она попросту постоянно выскальзывает изо рта. Ребенок не может правильно «присосаться» и зафиксировать язык в нужном положении. Последний принимает непосредственное участие в процессе добычи молока. Когда подвижность языка ограничена в силу анатомических особенностей, новорожденному приходится задействовать во время кормления десны и губы. В результате кроха начинает прикусывать и жевать сосок, что сопровождается неприятными ощущениями для мамы. Сам ребенок также сильно устает. По причине сильного перенапряжения мышц челюстей иногда наблюдается их тремор.

Таким образом, прикладывание к груди обычно оказывается малоэффективным, доставляет дискомфорт и требует много усилий для новорожденного с диагнозом «короткая уздечка языка».

Упражнения для коррекции уздечки языка и в послеоперационный период

Послеоперационные упражнения для растягивания и коррекции уздечки направлены на разработку новых мышечных движений кончика языка внутри и за пределами ротовой полости. Регулярное из выполнения позволит увеличить диапазон движения языка.

Сами по себе артикуляционные упражнения не улучшат речь и не смогут исправить дефект, поэтому очень важно, проводить их совместно с индивидуальными логопедическими занятиями. Наиболее распространенные и универсальные упражнения для растягивания и коррекции уздечки языка приведены здесь, в статье

Следуя им, можно заниматься дома с ребенком самостоятельно:

Наиболее распространенные и универсальные упражнения для растягивания и коррекции уздечки языка приведены здесь, в статье. Следуя им, можно заниматься дома с ребенком самостоятельно:

Вытянуть язык вперед, затем потянуться кончиком вверх к носу, после этого вниз к подбородку. Расслабиться, повторить упражнение несколько раз (вначале достаточно до пяти повторений, постепенно количество повторений необходимо увеличивать, доводя их до двадцати).
Упражнение выполняется по аналогии с предыдущим, совершая движения языком влево и вправо. Количество повторов так же постепенно доводить до двадцати.
Рот широко открыть. Кончиком языка коснуться верхних резцов и стараться надавливать на зубы изо всех сил, не давая рту закрыться. Во время каждого выполнения мысленно считать до десяти. Количество повторов аналогично предыдущим.
Упражнение выполняется перед зеркалом. Рот широко открыт

Выполняя упражнение, важно следить за движениями языка. Проговаривать слоги «дар-дар-дар», «нар-нар-нар», «тар-тар-тар» и т.д.
Максимально высунув язык вперед, поочередно «облизывать» верхнюю и нижнюю губы.
Закрыв рот, двигать языком справа налево и обратно, с силой наживая на щеки изнутри кончиком языка.

Для достижения хороших результатов выполнять упражнения следует ежедневно, в несколько подходов, по 15-20 минут. Артикуляция конкретных звуков может быть постепенно исправлена.

Важно! Начинать выполнять упражнения для уздечки языка можно только после полного заживления раны. Логопедические занятия должны включать в себя упражнения на улучшение функционирования речевого аппарата и устной кинестезии, без которых на значительные улучшения в развитии речи ребенка сложно претендовать

Многие юные пациенты после рассечения уздечки начинают говорить более тихо и более быстро, стараясь «заглушить» речевые проблемы

Логопедические занятия должны включать в себя упражнения на улучшение функционирования речевого аппарата и устной кинестезии, без которых на значительные улучшения в развитии речи ребенка сложно претендовать. Многие юные пациенты после рассечения уздечки начинают говорить более тихо и более быстро, стараясь «заглушить» речевые проблемы.

Нарушения развития речи у детей: на что обратить внимание

График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

  • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
  • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
  • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
  • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  • К концу 9-го месяца отсутствует лепет, и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
  • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
  • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

Принципы выполнения упражнений

Занятия «маляр» выполняется исключительно в момент хорошего расположения духа у ребенка, поскольку в противном случае он не будет достаточно усердным. В основе упражнения заложен принцип проведения кончиком языка по поверхности неба, движением от зубов, постепенно перемещаясь к зоне горла.

Упражнения — описание с картинками

Для вовлечения ребенка к выполнению упражнения его можно сопровождать прочтением стихотворений.

Суть упражнения «барабаны» заключается во многократном произношении буквы Д. Необходимо следить за тем, чтобы её произношение было как можно более четким. В упражнении «дотянись до носа» заложен процесс потягивания кончика языка к носу и последующим его опусканием к верхней губе. Выполняя этот комплекс нужно внимательно следить за тем, чтобы в процессе выполнения челюсть была обездвижена, а язык при выполнении не сжимался.

Упражнение Гармошка эффективно растягивает уздечку языка

Упражнение «качели» выполняется путем попеременного прикасания кончиком языка зубов верхней и нижней челюсти, при условии их неподвижности.

Развивающее упражнение «футбол» заключается в попеременном перемещении языка от одной щеки к другой, тем самым имитируя перемещение футбольного мяча по полю. Выполняется с широко открытым ртом и улыбкой.

Описание 3-х видов упражнений

Упражнение «котенок», согласно опыту специалистов является наиболее востребованным и популярным среди детей. Суть данной процедуры заключается в том, что ребенку необходимо при помощи языка слизать с тарелки или блюдечка заранее положенное на неё лакомство, в качестве которого может быть использовано мороженое, сметана или варенье.

Выговаривание сложных слов как вид упражнений для уздечки

Упражнение «лошадки» выполняется пощелкиванием языка, чтобы вырабатывался звук, похожий на стук лошади.

Во время выполнения упражнения для растяжки уздечки языка под названием «Грибок», положение языка должно напоминать шляпу гриба, а уздечка – ножку. Не следует забывать о необходимости проведения всех подобных процедур с улыбкой на лице.

Артикуляционная гимнастика для короткой уздечки — еще 3 упражнения

Еще одним популярным и эффективным упражнением для решения вопроса короткой уздечки является процедура под названием «дотянись до подбородка». Именно это упражнение, суть которого заключается в попытках ребенка кончиком языка дотянуться до собственного подбородка, помогает эффективно растянуть уздечку до оптимальных показателей.

Упражнение для уздечки «Надувание мыльных пузырей» — весело и полезно

Важно помнить о том, что каждое упражнение по своей природе уникально, и имеет определенное воздействие. Именно поэтому, к выполнению всех без исключения упражнений комплекса необходимо подходить с определенной ответственностью, поскольку неправильное выполнение заданий не только не приведет к желаемым результатам, но и может стать причиной развития других проблем с речевым аппаратом, а также ротовой полости

Упражнение Блинчик — базовое для растягивания языка

Симптомы

Самостоятельно распознать дисграфию не так просто, потому что её можно спутать с началом освоения норм языка или незнанием грамматики. Например, если ребёнок неправильно пишет слово, он может просто не знать все правила или буквы. При патологическом нарушении ошибки на письме не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила: они однотипные и повторяющиеся. 

Родителей должно насторожить, если ребёнок:

  • меняет буквы на похожие;
  • пишет слитно или раздельно те слова, которые этого не требуют;
  • пропускает и переставляет буквы в словах;
  • неправильно изменяет слово и не может образовать новое, например, «солнцевый» вместо «солнечный»;
  • отзеркаливает буквы;
  • пишет неразборчиво.

Рассмотрим виды дисграфии и разберёмся, как именно они проявляются.

Лечение и диагностика

Серьезными и требующими оперативного вмешательства считаются случаи, когда ребенок не может высунуть кончик языка за область зубов, облизать верхнюю губу. Для более точной диагностики медики прибегают к проведению теста Э. Хазелбейкера.

В младенческом и дошкольном возрасте показаниями к проведению операции считаются случаи, когда ребенок испытывает значительные трудности во время кормления, когда идет явная деформация или формирование патологического прикуса.

При этом актуальным вопрос о том, в каком возрасте лучше подрезать короткую уздечку языка. Однозначного ответа не существует, все зависит от степени тяжести аномалии. Иногда медики рекомендуют сделать операцию как можно раньше, в первые дни после рождения.

Советуем также почитать: Потница у новорожденного

В других случаях, наоборот, рекомендуют подождать некоторое время, до начала формирования речевых навыков ребенка. Такое решение медики принимают, основываясь на диагностические данные и если есть шанс исправить короткую уздечку логопедическими упражнениями или массажем.

При этом процедура рассечения уздечки довольно простая и безболезненная. Проводится вмешательство под действием местных анестезирующих средств, а процесс заживления составляет пару дней.

В младенческом возрасте дети легче переносят френулопластику. Операция делается с использованием медицинских ножниц, лазерного скальпеля. В более зрелом возрасте при толстой или полностью сросшейся уздечке, после рассекания может понадобиться наложение швов.

При этом после восстановления ребенку обязательно понадобиться квалифицированная помощь психолога и регулярные занятия с логопедом.

К кому обращаться за помощью

В зависимости от сложности ситуации с проблемой помогут справиться стоматолог-ортодонт или логопед. В любом случае имеет смысл сначала получить консультацию, чтобы определиться, какой способ исправления необходим ребенку.

Стоматолог аккуратно подрежет уздечку, избавляя ребенка от неудобства одним движением руки. Однако в последнее время врачи все же рекомендуют оставлять хирургическое вмешательство на самый крайний случай. Опытный логопед предложит комплекс упражнений и массаж для растягивания уздечки.

Специалисты утверждают, что существует не так много ситуаций, когда подъязычная уздечка оказывается абсолютно не способной к растяжению. Практически во всех случаях консервативный подход достигает результата.

Оценить плюсы и минусы разных подходов родители могут самостоятельно.

Хирургический метод:

  • Быстрое, радикальное решение проблемы.
  • Операция проводится с использованием анестезии.
  • Процесс заживления занимает определенное время и доставляет неудобство.
  • Ограничения в питании в связи с оперативным вмешательством.
  • Желательно соблюдать голосовой покой несколько дней.
  • Возможна психологическая травма у ребенка.
  • После операции необходимы занятия с логопедом для коррекции звукопроизношения.

Метод растяжения уздечки:

  • Консервативен, не вызывает психологических сложностей у ребенка.
  • Результативен в большинстве случаев.
  • Не требует внесения изменений в привычный режим жизни.
  • Занимает определенное время (несколько месяцев).
  • Требует дисциплины и регулярных занятий.

В любом случае для решения вопроса нужно получить консультацию логопеда.

Как растянуть подъязычную уздечку языка?

Тут от родителей понадобятся настойчивость, терпение и даже находчивость. Помимо специального комплекса упражнений нужно использовать любую возможность дать язычку потренироваться. К примеру, предлагайте ребенку… облизывать тарелку. Да, возможно, это идет вразрез в правилами хорошего тона, но зато поможет справиться с речевыми проблемами. Сделайте это игрой.

Также полезно немного подразниться. Пусть ребенок вытягивает язык как можно дальше.

Упражнения для растяжение уздечки:

  • Приоткрыть рот, язык расслаблен, положить его на нижнюю губу и подержать в таком положении несколько секунд.
  • Постараться коснуться кончиком языка носа, затем подбородка. Повторить несколько раз.
  • Облизывать верхнюю губу (упражнение «Варенье»), рот немного приоткрыт.
  • Удерживать язык в вытянутом вперед положении.
  • Щелкать языком (упражнение «Лошадка»).
  • С немного приоткрытым ртом двигать языком по небу спереди назад (в направлении от зубов к горлу).
  • Упереться кончиком языка в месте сразу за верхними зубами. Стараться открыть рот максимально широко.

Для растяжения уздечки можно делать специальный массаж. Лучше будет, если этим займется логопед, но некоторые приемы можно выполнять и дома:

Осторожно взять пальцами кончик языка и постепенно отводить его в разные стороны (верх, вниз, вправо, влево).
Пальцами аккуратно поглаживать по растянутой уздечке от основания к концу.

Конечно, проводя массаж, необходимо взять стерильный бинт или чистый платочек.

Выполнять упражнения нужно регулярно, лучше по несколько раз в день

Увеличивать нагрузку и прилагаемые усилия следует очень осторожно, чтобы занятия не причиняли болевых ощущений и не провоцировали травм. Работа под контролем логопеда поможет достичь успеха безопасно и с максимальным эффектом

Составление коррекционной программы

Она зависит от формы нарушения звукопроизношения. Например, у ребенка может вовсе отсутствовать вибрант в речи или он может заменять его другими звуками или смешивать их. Распространены и ротацизмы, то есть искажение. Различают 8 видов ротацизмов. Поэтому логопед подбирает поэтапную постановку звука «р» индивидуально для каждого маленького пациента. Тем не менее, есть перечень упражнений, которые подходят при любой форме нарушения произношения вибранта.

Техника «Подражание» для простых случаев

Упражнение для постановки заключается в слуховом восприятии звука. Маленькому ученику предлагают примеры фонемы, например рев мотора, гром. А он, сидя перед зеркалом, повторяет услышанное.

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «Л»:

  • Широко отрываем рот, как для произнесения звука «А». Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около полутора сантиметров, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Удерживаем такую позицию 3–4 секунды.
  • Приоткрываем рот, высовываем язык, кончик и боковые края языка загибаем «чашечкой», при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высовываем, а затем убираем язык в форме «чашечки».
  • Высовываем язык, зажимаем его зубами и протяжно произносим звуки «А» или «Ы».
  • Приоткрываем рот, достаём кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро водим кончиком языка (не отрывая его от нёба) вперёд — назад, включив голос. Следите, чтоб челюсти не двигались.

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение три–пять раз.

Основные причины дефекта

Приблизительно в 50% случаев патология является унаследованной от одного из родителей ребенка. На формирование уздечки прямое воздействие оказывает поведение и самочувствие матери в первом триместре беременности. Прием гормональных медикаментов и антибиотиков может негативно сказаться на формировании ротового аппарата у малыша.

Определенная роль в развитии этого анатомического дефекта принадлежит возрасту роженицы, неблагоприятным экологическим условиям, пагубным привычкам. Все эти факторы в совокупности могут отражаться на здоровье ребенка. Как показывает медицинская практика, короткая уздечка встречается у одного новорожденного на тысячу малышей, причем патология чаще диагностируется у мальчиков.

Виды

Обычно выделяют «чистые» виды дисграфии, то есть одиночные, и смешанные. 

«Чистые» виды дисграфии

Акустическая

Связана с нарушением фонемного распознавания. 

Ребёнок не может различить близкие по звучанию звуки:

  • гласные (голУби-голОби), 
  • мягкие и твёрдые (шлЯпа-шлАпа), 
  • звонкие и глухие (диктанТ-диктанД), 
  • шипящие и свистящие (маШина-маСина), 
  • аффрикаты, то есть сложные звуки (Центнер-Сентнер). 

При этом отдельные звуки малыш произносит чётко и правильно, нарушений слуха у него нет.

<<Форма демодоступа>>

Оптическая

Связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений — ребёнок не способен воспринимать пространство: величину, размер, положение, форму.

Обычно ребёнок:

  • добавляет лишние элементы к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимает их, например, вместо «м» получается «л»;
  • путает буквы с похожим написанием, но различным расположением в пространстве, например, «ш» и «т»;
  • пишет буквы в зеркальном отражении — характерно для левшей.

В основном, оптическая дисграфия проявляется во втором классе, когда дети уже знакомы со всеми буквами — и печатными, и письменными.

Аграмматическая

Связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

Ребёнку будет трудно: 

  • употреблять слова правильно: например, заменит землянику на клубнику, потому что последняя ему хорошо знакома;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • описывать предметы;
  • называть несколько действий одного предмета подряд;
  • образовывать множественное число, например, «ухи» вместо «уши»;
  • подбирать уменьшительные формы, например, «козлёнки» вместо «козлята»;
  • составлять приставочные глаголы, например, «заглянул» вместо «выглянул»;
  • создавать относительные прилагательные из существительных, например, «кожевый» вместо «кожаный»;
  • согласовывать части речи: например, «смешной девочка»;
  • подбирать предлоги, например, «автобус едет на дороге»;
  • строить сложные по структуре предложения и соблюдать последовательность членов предложения, например, «Мальчик по дороге шёл, но велосипедист за ним ехать» вместо «Мальчик шёл по дороге, а за ним ехал велосипедист». 

Артикуляторно-акустическая

Несмотря на двойное название, тоже относится к «чистой» форме. Связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия.

Возникает, когда у ребёнка в устной речи проявляются нарушения звукопроизношения. Например, «Зелёный Зонт» он назовёт «Селёным Сонтом». 

Дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза

Связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза.

Ребёнку сложно: 

  • определить звук в слоге; 
  • назвать место звука в слове или последовательность звуков всего слова;
  • придумать слова на заданный звук;
  • собрать слово из звуков, особенно есть они даны в неправильной последовательности, например, «м, о, д» для слова «дом»;
  • различить звук и букву, слог и слово, предложение и текст;
  • удержать во внимании все буквы, слоги и слова на письме;
  • верно написать слово, например, «весена» вместо «весна», «кулбок» вместо «клубок», «зииима» вместо «зима», «кур ица» вместо «курица», «облак» вместо «облако». 

 Часто в таком случае выпадают гласные. Например, «крц» вместо «курица». 

Сюда можно отнести дисграфию, в которой сочетается два и более вида.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: