Как определить нарушение слуха у ребенка?

Источники

  • Duncan MK., Lederberg AR. Relations Between Teacher Talk Characteristics and Child Language in Spoken-Language Deaf and Hard-of-Hearing Classrooms. // J Speech Lang Hear Res — 2018 — Vol61 — N12 — p.2977-2995; PMID:30458501
  • Szarkowski A., Brice PJ. Hearing Parents’ Appraisals of Parenting a Deaf or Hard-of-Hearing Child: Application of a Positive Psychology Framework. // J Deaf Stud Deaf Educ — 2016 — Vol21 — N3 — p.249-58; PMID:26977097
  • Lam-Cassettari C., Wadnerkar-Kamble MB., James DM. Enhancing Parent-Child Communication and Parental Self-Esteem With a Video-Feedback Intervention: Outcomes With Prelingual Deaf and Hard-of-Hearing Children. // J Deaf Stud Deaf Educ — 2015 — Vol20 — N3 — p.266-74; PMID:25819293
  • Carr J., Xu D., Yoshinaga-Itano C. Language ENvironment Analysis Language and Autism Screen and the Child Development Inventory Social Subscale as a possible autism screen for children who are deaf or hard of hearing. // Semin Speech Lang — 2014 — Vol35 — N4 — p.266-75; PMID:25321851
  • Schenkel LS., Rothman-Marshall G., Schlehofer DA., Towne TL., Burnash DL., Priddy BM. Child maltreatment and trauma exposure among deaf and hard of hearing young adults. // Child Abuse Negl — 2014 — Vol38 — N10 — p.1581-9; PMID:24862922
  • Yoshinaga-Itano C. Principles and guidelines for early intervention after confirmation that a child is deaf or hard of hearing. // J Deaf Stud Deaf Educ — 2014 — Vol19 — N2 — p.143-75; PMID:24131505
  • Muse C., Harrison J., Yoshinaga-Itano C., Grimes A., Brookhouser PE., Epstein S., Buchman C., Mehl A., Vohr B., Moeller MP., Martin P., Benedict BS., Scoggins B., Crace J., King M., Sette A., Martin B. Supplement to the JCIH 2007 position statement: principles and guidelines for early intervention after confirmation that a child is deaf or hard of hearing. // Pediatrics — 2013 — Vol131 — N4 — p.e1324-49; PMID:23530178
  • Poon BT., Hertzman C. Development of an integrated child health information system for children who are deaf or hard of hearing. // Paediatr Child Health — 2010 — Vol15 — N9 — p.583-9; PMID:22043141

Как обнаружить нарушение слуха у ребенка?

Каждому ребенку рекомендовано проведение проверки слуха на второй и третий день жизни. Аудиологический скрининг проводится методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии. Метод ОАЭ выполняется с использованием специального регистрирующего прибора. Важными преимуществами процедуры являются абсолютная безопасность и безболезненность.

Если во время исследования будут выявлены какие-либо нарушения, то ребенок обязательно направляется на дополнительные обследования слуха. Именно скрининговое исследование позволяет диагностировать нарушения слуха на раннем этапе. Однако оно не является единственным методом проверки слуха. Если по какой-либо причине в роддоме не был проведен тест, то рекомендуется пройти расширенную диагностику.

Но даже после выполнения тестов родители должны сохранять настороженность в отношении нарушений слуха, особенно, если речь идет о детях с факторами риска:

  • недоношенные дети;
  • переношенные дети;
  • внутричерепные родовые травмы;
  • выраженный токсикоз у матери во время беременности;
  • асфиксия и иные гипоксические поражения ЦНС;
  • использование ототоксических препаратов во время беременности и после рождения малыша;
  • наследственная предрасположенность.

На самом деле, заметить первые признаки нарушений слуха можно уже через пару дней после рождения ребенка. Новорожденные (до 28 дней) должны реагировать на звуки:

  • дети поворачивают голову на голос;
  • ребенок просыпается из-за громких звуков;
  • вздрагивание в ответ на громкий звук.

В возрасте 2-3 месяцев реакции ребенка становятся более разнообразными: он способен узнавать голоса родителей и реагировать на него. Разные звуки вызывают у малыша интерес: он начинает прислушиваться к ним. Если ребенок слышит лепет других детей, то он проявляет интерес.

В возрасте 3-4 месяцев должна появляться речевая реакция — гуление. Если она отсутствует, то это также может быть свидетельством слуховых нарушений. А в возрасте 5-6 месяцев отсутствие лепета начинает влиять на психоэмоциональное и речевое развитие.

К концу первого года жизни для ребенка понятны простые слова (например, «мама», «папа»). Если малыш не реагирует на звуки, а также не гулит и не лепечет, то это является поводом для обращения к специалисту и прохождения расширенного исследования слуха.

Мир за барьером

Пока ребенок растет, закладываются основы его личности

Поэтому маленькому человеку очень важно воспринимать мир вокруг себя в полном объеме. Через зрение, осязание и обоняние он познает формы и свойства предметов, но только через речь ребенок узнает о намерениях окружающих его людей, способах и оттенках человеческого взаимодействия

Общаясь, он через слова воспринимает эмоциональные оценки, которые люди не могут передавать иным способом. Вот почему ребенок, у которого звуковой канал передачи информации «выключен», представляет этот мир не таким, как его сверстники.

Здоровый малыш, произнося первые звуки, слышит сам себя и, подражая звукам, которые издают окружающие, учится говорить. Для формирования речи природой отведены короткие сроки: до четырех месяцев ребенок гулит, с пяти-шести месяцев активно развивается лепет, к году появляются первые слова, а в пять лет речь уже можно считать сформированной. Чтобы подхватить первый лепет и успеть поставить связную речь, в юное сознание должна течь рекой оперативная информация. Тогда ребенок научится соотносить слова «привет», «здравствуй» — и улыбку в ответ, слово «горячо» — и жжение на языке, слово «дай!» — и протянутую руку.

Если ребенок не слышит всех звуков, и с ним вовремя не проведена специальная работа, он будет либо путать, либо вообще не понимать некоторых простых слов, не сможет читать книги, решать школьные задачи. Снижение слуха окажется барьером в интеллектуальном развитии ребенка.

Исследование слуховой функции малышей до трёх лет

Для диагностики малышей постарше (до трёх лет) используются условно-рефлекторные тесты. Пациенту надеваются наушники, к которым присоединён источник звука (аудиометр). Перед пациентом располагают монитор. Как только в ухо подаётся звук, нужно нажать на специальную кнопку. При нажатии кнопки на экране сменяется картинка или продолжает воспроизводиться мультфильм. Сначала на кнопку нажимает мама либо медсестра. Затем малыш сам понимает, что после услышанного звука стоит лишь нажать на кнопку, как заставка на мониторе поменяется. С течением времени звуки становятся менее интенсивными, что позволяет выявить тугоухость и дать заключение, какие частоты маленький пациент не воспринимает.

Исследование слуховых нарушений в возрасте старше трёх лет.

Для пациентов от трёх до семи лет аудиометрическое исследование слуха у ребенка проводится в игровой форме. Для проведения игровой аудиометрии малыша учат отвечать на появление звука определёнными действиями: например, перемещать кубики из одного места в другое. Звук от аудиометра передаётся в наушники. Такое аудиометрическое исследование помогает установить пороги слышимости малыша.

В детском возрасте старше шести лет применяются те же методы диагностики, что и для взрослых пациентов:

  • исследование слуха камертонами: при исследовании камертонами используются камертоны разных частот. Диагностика камертонами достаточна проста: камертон подносится к уху пациента. При помощи камертона создаётся звук, который должен услышать человек. По окончании диагностики заполняется слуховой паспорт;
  • аудиометрическое исследование при помощи специального аудиометра;
  • аккуметрия при помощи шёпотной и разговорной речи;
  • тимпанометрия — метод, позволяющий установить нарушения функций слуховой трубы, барабанной перепонки и слуховых косточек.

В «Лор Клинике Доктора Зайцева» мы проводим следующие виды диагностики: аккуметрию с помощью речи и камертонов, аудиометрию и тимпанометрию. Всё необходимое оборудование у нас есть! Процедуры проводят высоко квалифицированные лор-врачи по лучшим ценам Москвы.

Пожалуйста, записывайтесь на диагностику по телефонам: +7 (495) 642-45-25, +7 (926) 384-40-04 и приезжайте!

Мы вам обязательно поможем!

Всегда ваш, .

Об авторе: ЛОР врач высшей категории, кандидат мед. наук.

Что такое музыкальный слух

Музыкальный слух – это сложное комплексное понятие. Это некий набор способностей, позволяющих человеку воспринимать музыкальные звуки и мелодии, оценивать их технические характеристики и художественную ценность.

В предыдущих уроках мы уже выяснили, что музыкальный звук обладает многими свойствами: высота, громкость, тембр, длительность.

А еще есть такие неотъемлемые характеристики музыки как ритм и темп движения мелодии, гармония и тональность, способ соединения мелодических линий внутри одного музыкального произведения и т.д. Так вот человек, обладающий музыкальным слухом, в состоянии оценить все эти составляющие мелодии и услышать каждый музыкальный инструмент, принявший участие в создании целостного произведения.

Однако есть немало людей, далеких от музыки, которые не могут идентифицировать все звучащие музыкальные инструменты, просто потому что даже не знают их названий, однако при этом способны достаточно быстро запомнить ход мелодии и воспроизвести ее темп и ритм при наличии минимального певческого голоса. В чем тут дело? А дело в том, что музыкальный слух – вовсе не какое-то монолитное понятие. Существует множество видов музыкального слуха.

Кондуктивная тугоухость у детей

Кондуктивная тугоухость развивается из-за нарушений проводимости звука из внешней среды по слуховому проходу. Проблема может локализоваться в полости наружного или среднего уха. Отличительная особенность кондуктивной тугоухости — возможность полного восстановления.

Причиной кондуктивной тугоухости в наружном отделе могут стать:

  • серная пробка;
  • отит наружного уха;
  • разрастание тканей в наружном слуховом проходе;
  • попадание инородных тел.

Причиной кондуктивной тугоухости в среднем отделе уха могут быть:

  • инфекционные заболевания (воспалительный процесс приводит к накоплению жидкости и нарушению проведения звука);
  • разрастание тканей барабанной перепонки;
  • воспаление или закупорка евстахиевой трубы;
  • появление новообразований или наростов;
  • нарушение целостности барабанной перепонки.

Главный признак кондуктивной тугоухости — это снижение слуха. Малыш не может самостоятельно предъявить эти жалобы, но о проблемах косвенно свидетельствует его поведение.

Кондуктивная тугоухость нуждается в лечении, так как при его отсутствии могут развиваться необратимые изменения (2,1%). Дети болеют данной формой тугоухости в 13 раз реже в сравнении со взрослыми.

Выделяют 4 степени кондуктивной тугоухости:

  1. 1 степень. Шепотная речь воспринимается на расстоянии до 3 метров, разговорная — до 15 метров. Тональный порог чувствительности составляет 20-40 децибел.
  2. 2 степень. Расстояние слышимости шепотной речи составляет всего 1 метр, разговорной — 5 метров. Нормально воспринимаются звуки громкостью не менее 40-60 децибел.
  3. 3 степень. Пациент способен воспринимать звуки не ниже 50-70 дБ. Шепотная речь не распознается.
  4. 4 степень. Тональный порог составляет 70 дБ. Больной не может воспринимать звуки без помощи вспомогательных устройств.

Как развивается музыкальный слух у ребенка?

Музыкальный слух включает чувство ритма, тембра, способность узнавать высоту ноты, обладание музыкальной памятью. Игнорирование музыкальных способностей ведет к их угасанию. Развивать мировосприятие посредством музыки нужно независимо от того, видите вы малыша музыкантом в будущем или нет.

Развитие музыкального слуха происходит постепенно. По мере взросления малыша меняется его отношение к природе звука

Сначала он обращает внимание на шум, вздрагивает, учится подражать. В год малыш понимает, что если бить по клавишам игрушечного пианино, раздается звук

К 3 годам он пытается сам «играть». В 4 года ребенок танцует, поет, на детском пианино он пробует играть приятную для слуха мелодию, а не просто стучать по клавишам. К 5 годам дошкольник отличает на слух звучание широкого круга музыкальных инструментов.

Занятия музыкой стимулируют работу обоих полушарий мозга: развивают память, концентрацию внимания, логическое мышление. Дошкольный возраст – лучшее время для начала музыкальных занятий. Как помочь ребенку развить музыкальный слух в домашних условиях?

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  1. «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  2. «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  3. «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  4. «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Как развивать музыкальный слух с помощью упражнений

Лучше всего музыкальный слух развивается в процессе игры на музыкальном инструменте или имитаторе. Если вы тщательно выполнили все задания урока №3, то вы уже сделали первый шаг на пути развития музыкального слуха. А именно сыграли и пропели все интервалы, изученные в ходе урока №3, на музыкальном инструменте или скачанном в Google Play имитаторе фортепиано Perfect Piano.

Если вы этого не сделали до сих пор, можете сделать сейчас. Начинать, напомним, можно с любой клавиши. Если сыграть одну клавишу дважды, получится интервал в 0 полутонов, 2 соседние клавиши – полутон, через одну – 2 полутона и т.д. В настройках Perfect Piano можно задать удобное лично вам число клавиш на дисплее планшета. Еще напомним, что на планшете играть удобнее, чем на смартфоне, т.к. экран больше и туда поместится больше клавиш.

Как вариант, можно начать с гаммы «до-мажор», как это принято в музыкальных школах нашей страны. Это, как вы помните из предыдущих уроков, все подряд белые клавиши, начиная с ноты «до». В настройках можно выбрать вариант обозначения клавиш согласно научной нотации (малая октава – С3-В3, 1-я октава – С4-В4 и т.д.) или более простое и привычное do, re, mi, fa, sol, la, si, do. Именно эти ноты нужно сыграть и спеть подряд по возрастающей. Затем упражнения нужно усложнять.

Самостоятельные упражнения для музыкального слуха:

1 Сыграть и спеть гамму «до-мажор» в обратном порядке do, si, la, sol, fa, mi, re, do.
2 Сыграть и спеть все подряд белые и черные клавиши в прямом и обратном порядке.
3 Сыграть и спеть do-re-do.
4 Сыграть и спеть do-mi-do.
5 Сыграть и спеть do-fa-do.
6 Сыграть и спеть do-sol-do.
7 Сыграть и спеть do-la-do.
8 Сыграть и спеть do-si-do.
9 Сыграть и спеть do-re-do-si-do.
10 Сыграть и спеть do-re-mi-fa-sol-fa-mi-re-do.
11 Сыграть и спеть белые клавиши через одну в прямом и обратном порядке do-mi-sol-si-do-la-fa-re.
12 Играть через паузы по возрастающей do, sol, do, а петь все ноты подряд. Ваша задача – точно попасть голосом в ноту «соль», когда до нее дойдет очередь, и в ноту «до», когда до нее тоже дойдет очередь.

Далее все эти упражнения можно усложнить: сначала играть ноты, а только потом петь их по памяти. Чтобы удостовериться, что вы точно попали в ноты, пользуйтесь приложением Pano Tuner, для чего разрешите ему доступ к микрофону.

А теперь перейдем к игре-упражнению, где вам понадобится помощник. Суть игры: вы отворачиваетесь от инструмента или имитатора, а ваш помощник нажимает одновременно 2, 3 или 4 клавиши. Ваша задача – угадать, сколько нот нажал ваш помощник. Хорошо, если сможете еще и спеть эти ноты. И великолепно, если вы на слух сможете назвать, что это за ноты. Чтобы было понятнее, о чем речь, посмотрите, как сыграли в эту игру профессиональные музыканты:

Ввиду того, что наш курс посвящен основам теории музыки и музыкальной грамотности, мы не предлагаем вам угадывать по 5 или 6 нот, как это делают профи. Однако если вы будете упорно заниматься, со временем тоже так сможете.

Если вы желаете раз и навсегда разобраться с попаданием в ноты, понять, как этот навык тренировать вокалистам, и готовы для этого потрудиться, можем рекомендовать вам полноценный урок длиною в академический час (45 минут) с подробными объяснениями и практическими упражнениями от музыканта и преподавателя Александра Зилкова:

В общем, никто не утверждает, что все получится легко и сразу, однако практика показывает, что своими силами без подсказки профессионалов можно потратить намного больше времени на элементарные вещи, чем привычные академические 45 минут лекции.

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент

Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней «шумовой» баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

Факторы риска

Нейросенсорная тугоухость может развиваться на фоне многочисленных факторов: врожденных и приобретенных.

Сосудистые нарушения становятся причиной тугоухости примерно в 40% случаев. У детей данный тип патологии развивается в околородовом периоде: гипоксия плода и гипоксия во время родов.

В 30% случаев инфекционный процесс запускает поражение слухового аппарата. Причиной тугоухости инфекционного генеза могут стать:

  • грипп;
  • эпидемический паротит;
  • корь;
  • герпес;
  • цитомегаловирусная инфекция;
  • менингококковая инфекция.

При этом инфекция может быть перенесена не только после рождения, но и во внутриутробном периоде.

К группе риска по развитию нейросенсорной тугоухости относятся дети, которые перенесли генерализованные и локальные инфекции: сепсис, воспаление дна пупочной ранки, менингоэнцефалит, пневмонию.

В некоторых случаях причиной нейросенсорной тугоухости могут стать лекарственные препараты:

  • антибиотики аминогликозидного ряда;
  • амфомицины;
  • антибиотики группы макролидов;
  • противоопухолевые препараты;
  • нестероидные противовоспалительные препараты;
  • некоторые препараты местного действия.

Ототоксичные лекарственные средства назначаются по жизненным показаниям и их прием должен быть строго ограничен. 

Генетическая нейросенсорная тугоухость может проявляться с момента рождения или в любом более позднем возрасте. Существует более 300 различных заболеваний, которые могут стать причиной этого состояния.

Нейросенсорная тугоухость травматического характера часто развивается у детей при травмах во время родов.

Знакомство ребенка с музыкой

Если хотите создать развивающую среду для сына или дочери, начните с себя. Ребенку нужно демонстрировать хороший музыкальный вкус и показывать, что музыка – это не только песни из мультфильмов.

Слушайте классику с рождения

Познакомьте малыша с классикой сразу после рождения. Приятные мелодии успокаивают, а прослушивание классической музыки способствует формированию правильного музыкального вкуса в дальнейшем.

Малышам можно включать колыбельные из детской классики:

  • П.И. Чайковский – «Птицы», «Греза»;
  • В.А. Моцарт – «Спи, моя радость, усни»;
  • Ф.П. Шуберт – «Колыбельная»;
  • И. Брамс – «Колыбельная»;
  • Р. Шуман – «Грезы»;
  • Э. Григ – «Поэтическая картинка».

Дошкольник готов слушать произведения, в которых есть сюжет:

  • П.И. Чайковский – цикл «Времена года», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (любовная тема), сборник «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Баба-Яга», «Песня жаворонка» и др.), отрывки из «Щелкунчика» («Танец феи Драже», «Выход мышиного короля»);
  • Жюль Массне – «Элегия» (можно в исполнении Ф.И. Шаляпина);
  • Эдвард Григ – «Танец Анитры».

Слушайте музыку вместе, задавайте вопросы о том, какие эмоции испытывает ребенок, что представляет при прослушивании композиции. Объясните малышу, что историю можно рассказать не только словами, но и с помощью мелодии.

Включайте музыку разных жанров

Слушайте разную музыку дома. Возможно, ребенок не оценит ваши пристрастия – включайте музыку разных направлений. Пусть это будет не каждый день, а под настроение, в хорошем расположении духа. Помните, что слух – очень тонкий механизм, и его нужно беречь, поэтому не делайте слишком громко.

Экспериментируйте, наблюдайте за реакцией: на что малыш реагирует с интересом, под какую музыку танцует. Не навязывайте ребенку свои вкусы. Ваша цель в том, чтобы развить музыкальный слух, а не отбить желание слушать музыку вообще.

Знакомство с музыкальными инструментами

К выбору первых игрушечных инструментов желательно подходить ответственно, если вы хотите научить малыша слушать и извлекать красивые звуки, а не беспорядочно бренчать. Игрушки должны быть качественными.

Для первого знакомства подойдут ксилофон или металлофон, электронное пианино, барабан, маракасы. После 3 лет – детская гитара, барабанная установка, шарманка. Эти инструменты отлично развивают координацию движений и мелкую моторику.

Ближе к 5 годам, когда ребенок научится вести себя в культурном месте и выдерживать долгие мероприятия, можно ходить с ним в филармонию на концерты классической музыки, или на балет, или в детскую оперу. Живое звучание полезно для развития музыкального слуха – ребенок не просто слышит музыку, но и воспринимает ее визуально.

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки

Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит

  1. «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  2. «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  3. Очень интересно узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Как слышит новорожденный ребенок?

Малыш может различать речь или звуки по нескольким признакам:

  1. Скорость речи. Новорожденный ребенок начинает активнее себя вести, если речь, обращенная к нему, ускоряется. И наоборот – спокойный, монотонный разговор быстро его успокаивает.
  2. Очень важна для ребенка и интонация. Резкий, грубый разговор может заставить малыша плакать. Ласковая манера общения, которую слышит кроха, доставит ему радость.
  3. Малыш в состоянии разделять звуки на любимые и нет. Кроме того, увлекшись любимой погремушкой, новорожденный может не слышать ничего вокруг. Это нормально и пугаться этого не следует.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: