Почему мы делаем это со своими детьми
Эпидемия недосыпа среди подростков — результат установленного общественного порядка, который сформировался в середине XX века и практически не менялся. Утренний ритуал работающих людей из среднего класса выглядит примерно так: проснуться, разбудить детей, собрать их и накормить завтраком, отвезти в школу или отправить на автобус, а потом уже готовиться к началу рабочего дня.
Школьная инфраструктура подчиняется потребностям взрослых, но упускает из виду особенности развития детей.
Международные организации по охране здоровья рекомендуют начинать занятия для средней и старшей школы не раньше 8:30. При этом почти во всех странах занятия начинаются в одинаковое время для всех возрастов, и не всегда время первого звонка соответствует рекомендованной норме.
Вот в какое время начинается учёба в школах разных стран:
- В Москве и Петербурге уроки в школе начинаются и в 08:00, и в 08:30, и даже в 9:00. В других городах разброс шире — с 07:00 до 09:30.
- В Японии уроки начинаются не позднее 08:30, в Китае — с 07:00 до 08:00, в Германии с 08:00 до 9:00.
- Государственные школы Великобритании и стран Британского Содружества (Австралии, Канады и Новой Зеландии) начинают свою работу в 9:00.
- Частные школы регулируют начало учебного дня по своему усмотрению.
- В США 40% старшие школы (high schools) начинают работу до 08:00, 10% — до 07:00, и только 15% — после 08:30.
Причины нарушения режима дня
Чаще всего к сбитому режиму приводит одновременно несколько причин, но в большинстве случаев их объединяет одно — отсутствие здоровой привычки или, наоборот, наличие вредной выученной модели поведения.
Беспорядочный сон
Или привычка ложиться спать и просыпаться в разное время. Иногда такой хаотичный сон может быть вынужденным явлением, например, при частых командировках и смене часовых поясов. Но чаще всего мы плохо спим просто так, по привычке.
Приём стимуляторов и алкоголя
Приём кофе, энергетических коктейлей или курение сигарет поможет взбодриться, но может вызвать бессонницу, так как организм будет находиться в возбуждённом состоянии. Поздний сон приведёт к позднему подъёму или недосыпу, поэтому опять возникнет потребность в приёме стимуляторов. В итоге жизнь становится похожа на замкнутый круг.
Алкоголь же, хоть и может способствовать засыпанию, на самом деле ухудшает качество сна.
Отсутствие планов и целей, неорганизованность
Планирование помогает нам выполнять действия для достижения целей и следить за прогрессом. В случае, если навыка планирования нет, человек действует хаотично, часто совершает лишние усилия, не может отследить прогресс, теряет мотивацию и забывает про свою цель.
Изменения в жизни
Смена работы, места жительства, рождение детей и другие события могут послужить причиной для временного нарушения режима. Чтобы привыкнуть к изменениям и приспособиться к новому ритму жизни, требуется время. Однако бывает так, что изменения происходят слишком часто, и человек не успевает адаптироваться, например, с появлением в семье ребёнка режим может меняться каждый месяц.
Эмоциональное выгорание
При переутомлении и постоянных стрессах организм начинает как бы экономить энергию: растёт безразличие к своей работе или обязанностям дома, появляется отрицательное отношение к происходящему и пропадает удовлетворение от своей деятельности
В результате человек может просто перестать делать то, что ему нужно или важно, либо уделять этому недостаточно внимания
Тревожно-депрессивные расстройства
Тоже могут служить причиной того, что человек нарушает режим дня и становится несобранным. В таком состоянии сложно или почти невозможно планировать, выполнять задуманное, начинать новое. Бороться с такой несобранностью сложнее, так как сначала потребуется вылечить депрессию и научиться контролировать тревогу.
Начальная школа — учимся учиться
Три фактора успешности в начальной школе
Главная задача ребенка в начальной школе — научиться учиться. Ему необходимо понять, что это его работа, за которую он отвечает.
Хороший первый педагог — выигрышный лотерейный билет. Авторитет первого учителя — очень важный момент. На каком-то этапе учительский авторитет его может быть выше родительского. Он (авторитет) очень сильно помогает ребенку в учебе. Если учитель делает что-то негативное: заводит любимчиков, груб, несправедлив, родителям надо поговорить с ребенком, объяснить так, чтобы школьник не потерял уважения к учителю.
Ключ к воспитанию ребенка — ваши личные воспоминания. Когда ваш ребенок приблизился к школе, надо оживить ваши воспоминания. Они, наверняка, у всех есть, с 5,5–6 лет они у всех хранятся. Полезно поспрашивать своих родителей, отыскать свои тетрадки.
Отправляя ребенка в школу, нужно обязательно сказать ему: «Если в школе с тобой или с кем-то произойдет что-то яркое, интересное необычное, расскажи мне обязательно — мне это очень интересно». Как пример, можно рассказать ему истории из семейного архива — истории бабушек, дедушек, родителей.
Негативные опыты и воспоминания можно и попридержать, не проецировать их на ребенка. Но идеализировать школу тоже не надо, если не запугивать, а объяснять, то можно с пользой делиться своим негативным опытом.
Крайне важны отношения с одноклассниками. Сейчас дети часто учатся далеко от школы, и их после уроков сразу разбирают и увозят. Контакты не заводятся. Родителям нужно завязывать контакты с детьми из класса, гулять вместе, приглашать домой.
Фактрум желает успехов вам и вашим детям!
- 25 фотографий, которые поймут те, кто нянчил детей
- Как воспитать ребёнка без нудного «воспитания»
- 10 веских причин отобрать у ребёнка планшет
- 20 фактов о воспитании от семейного психолога Михаила Лабковского
- 10 важнейших жизненных уроков, подсмотренных у детей
В поисках решения проблемы
По всему миру существуют фонды по исследованию проблем сна, самый известный из них — американский National Sleep Foundation. Он всецело поддерживает инициативу изменить время начала занятий для подростков и спонсирует проекты, которые стремятся доказать огромную общественную пользу этой реформы. Однако для этого потребуется изменить целую инфраструктуру: пересмотреть расписание общественного транспорта, улучшить состояние дорог, отрегулировать присмотр за детьми до и после школы, подстроить под новое расписание сектор общественного питания, спортивные и культурные учреждения.
В налаженной много лет назад системе это сделать довольно сложно, поэтому несмотря на старания энтузиастов, вопрос более позднего начала учебного дня так и остается открытым.опубликовано econet.ru
Первая, самая частая причина сопротивления сну — неправильно выстроенный режим
Существует заблуждение, что для того, чтобы ребенок быстро заснул, его надо хорошенько утомить днем. Родители до победного гуляют с малышом на улице, водят на тренировки в позднее время или, если речь идет о крохах до года, просто долго бодрствуют дома. И ожидают, что вот сейчас ребенок устанет и каааак уснет! Но тут их ждет сюрприз! В отличие от взрослых, нервная система ребенка устроена таким образом, что при превышении времени бодрствования малыш не становится сонливым, а, наоборот, перевозбуждается, становится более раздражительным, капризным, активным… Все что угодно, но не сонливым. Значит, уложить спать малыша будет гораздо сложнее.
Рекомендация сомнолога
Выстройте режим дня так, чтобы ребенок не перевозбуждался во время бодрствования. Для этого в разном возрасте необходимо ориентироваться на разные признаки. До 4 месяцев следите за сигналами усталости малыша. Как только ребенок начал тереть глазки, зевать, снизилась его двигательная активность, его нужно сразу укладывать. У родителей есть буквально 5–7 минут, пока он не перевозбудился.
С 4 до 9 месяцев нужно также ориентироваться на первые признаки усталости
Однако часто в этом возрасте малыши их не показывают, поэтому важно подобрать время бодрствования индивидуально, ориентируясь на скорость засыпания и поведение ребенка во время укладывания. В качестве ориентира родители могут использовать следующие цифры: в 5 месяцев среднее время бодрствования ребенка составляет от 2 ч до 2 ч 15 мин, в 7 месяцев — от 2 ч 45 м до 3 ч, в 9 месяцев — от 3 ч до 3 ч 30 мин
Если время бодрствования подобрано правильно, ребенок не перевозбуждается и засыпает спокойно, без протеста, за 15 минут. Если ребенок активен, сопротивляется укладыванию, засыпает дольше 15 минут, скорее всего, он уже перевозбудился, и стоит пересмотреть его время бодрствования в сторону уменьшения минут на 15.
Если ребенок сначала спокойно воспринимает укладывание, но потом начинает капризничать, укладывание затягивается, есть вероятность, что время бодрствования слишком короткое, и его надо увеличить. Попробуйте прибавить 15 минут.
Если ребенок буквально вырубается во время укладывания, засыпает без протеста за пару минут, но потом ночью часто просыпается или утром встает раньше обычного, скорее всего, речь идет о переутомлении, и время бодрствования смело можно сокращать минут на 20–30.
После 9 месяцев у ребенка обычно остается 2 дневных сна, режим становится постоянным и предсказуемым: родители могут уже просто ориентироваться по часам, а не высчитывать время бодрствования. При этом режим должен составляться индивидуально, опираясь на скорость засыпания и поведение ребенка, как это описано выше.
Причины недостатка сна у подростков
В период полового созревания биологические часы человека смещаются. Это происходит из-за ускорения выработки гормона мелатонина, который отвечает за сон. Его еще называют регулятором суточных ритмов, потому что количество мелатонина в организме влияет на ощущения бодрости и сонливости. Своеобразный переключатель режима «день/ночь». Из-за этого смещения время сна и бодрствования у подростка сдвигается на два часа назад, потому что выброс мелатонина в подростковом организме происходит не в девять вечера, как у взрослых или маленьких детей, а в 11 вечера.
То есть, по-настоящему подросткам хочется спать не в 21:00, а в 23:00.
Троксел в исследовании приводит сравнение: «Разбудить подростка в шесть утра — это как разбудить взрослого в четыре. Не знаю, как вы, но когда я встаю в четыре утра, я чувствую себя зомби. Абсолютно бесполезным существом». Как воспринимать новый материал и показывать высокие результаты в обучении, если взрослым в подобном состоянии не стоило бы садиться за руль?
С подобными сложностями подростки по всему миру сталкиваются каждый учебный день. Специалисты по сну всерьёз считают, что такие общепринятые атрибуты подросткового поведения, как перепады настроения, раздражительность, лень и депрессивность могут быть последствиями хронического недосыпа. Чтобы сохранить запас энергии на весь день, ребята прибегают к способам быстро его восполнить: пить кофейные напитки и энергетики. Так мы получаем поколение «уставших и взвинченных» подростков.
Вторая причина, по которой ребенку трудно уснуть, — отсутствие расслабляющего ритуала или неправильное время, в которое родители проводят этот ритуал
Чтобы легко заснуть, любому человеку необходимо замедлиться — с его обычного уровня активности перейти в состояние спокойного бодрствования, затем расслабиться и заснуть. Малыши не могут регулировать эти процессы: трудно себе представить, что ребенок смотрит интересный мультик, прыгает на батуте или наворачивает на четвереньках третий круг по квартире, а потом понимает, что накатывает усталость, отказывается от интересного занятия и просит погладить ему спинку или спеть колыбельную песню.
Скорее всего, ребенок будет продолжать делать то, что ему весело и интересно, пропустит состояние усталости, быстро перейдет в фазу перевозбуждения и уснет уже тогда, когда из фазы перевозбуждения попадет в фазу переутомления. Он буквально вырубится сам или на руках у родителей, но при этом велика вероятность, что ночь пройдет с частыми пробуждениями или окончится ранним утренним подъемом.
Рекомендация сомнолога
Помогите ребенку замедлиться и прийти в состояние спокойного бодрствования, не ждите, что он сам прекратит веселое занятие. Приглушите свет, выключите мультики, предложите почитать сказки или сделать массажик.
Фокус в том, чтобы начать замедлять ребенка, пока он еще не перевозбудился. Самая частая ошибка мам и пап в том, что они начинают ритуал тогда, когда ребенок уже трет глаза и показывает, что хочет спать! Это поздно! А иногда родители видят, что ребенок начал капризничать и стал раздражительным, и только тогда укладывают малыша. Это не просто поздно, а очень поздно!
Секрет в том, чтобы начать расслаблять малыша тогда, когда он еще не хочет спать, но вы знаете, что через 10 минут настанет время, и он захочет спать. К этому моменту ребенок должен быть уже в пижаме, сытый и расслабленный. Вам останется лишь выключить свет — и вуаля!
Что может входить в ритуал перед сном? Что угодно, что нравится всем участникам процесса и способствует расслаблению, — кормление грудью, ношение на руках, пение колыбельных, массаж, чтение книг и так далее. Главное, начинать ритуал тогда, когда у ребенка есть на него силы. Рекомендуется проводить его с приглушенным светом, чтобы настроить ребенка на сон. Обычно хватает буквально 5–10 минут ритуала перед дневным сном или минут 20 перед ночным.
Новые порядки
Спустя три года я решила поменять работу. Мой новый работодатель сказал мне во время собеседования, что у них принято начинать работу в 8 часов утра. Я не придала этому особого значения. Я подумала, что мне это труда не составит.
Но оказалось, что все совсем иначе. Когда в 7 утра зазвонил будильник, то я почувствовала себя так, как будто целую ночь меня избивали. Кнопка повтора стала мои новым лучшим другом. Я старалась ложиться спать до 11 вечера, но за день я так уставала, что весь день чувствовала себя разбитой. В выходные дни я внезапно стала спать до полудня, чтобы хоть как-то компенсировать дефицит сна.
В некоторые дни моя работа проходила перед глазами, как какой-то размытый фон. Я чувствовала, что “подвисаю”, как компьютер. Я постоянно “лагала”. Тогда я наивно полагала, что через несколько месяцев все наладится. Но этого не случилось.
Через три месяца после смены работы
мне пришлось взять три больничных дня. Я подхватила простуду. Ничего необычного в болезни не было, кроме того, что все эти три дня я проспала. В апреле я проболела еще неделю, в мае еще неделю, потом заболела в июне. Простуда приходила каждый месяц. В октябре мне стало так плохо, что вместо нескольких дней я провела дома пару недель.
Я постоянно чувствовала себя больной, к тому же появились головные боли. За год у меня было больше больничных, чем за всю мою жизнь. Вот тебе и небольшая разница в один час!
В какой-то момент я поняла, что это мне что-то напоминает. Когда я училась в школе, то тоже ненавидела вставать в 7 утра. Моей маме часто приходилось меня по три раза будить, чтобы хоть как-то вытащить из постели. Когда моих родителей не было дома, то я спала допоздна. Я любила школу и всегда была хорошей ученицей, но по сей день эти воспоминания меня расстраивают.
Итак, всего лишь час сна оказался для меня критическим. Встаю в 8 утра — чувствую себя здоровой. В 7 — больной. Никто не может винить меня за то, что я не пыталась. Я попросила руководство компании об услуге. К счастью, они разрешили мне приходить на работу на час позже. Увы, но такую привилегию могут выбрать далеко не все работники.
Чем опасен недостаток сна
Сторонники более позднего начала учебного дня знают, что в подростковом возрасте мозг развивается наиболее быстро. Особенно те его части, которые отвечают за процессы мышления, включая нахождение причинно-следственных связей, решение задач и формирования убеждений. В это время формируется личность человека, и если его организм истощен, он будет не способен развиваться в полную силу
Они не смогут концентрироваться, их внимание и память рассеяны, но гормональный фон при этом требует активности
Это выражается в резких эмоциональных реакциях, которые повергают родителей подростков в шок.
Последствия недосыпа продолжают проявляться и за пределами школы. В подростковом возрасте возрастает риск психических расстройств, включая депрессию и суицидальные наклонности. В это же время формируются зависимости, в том числе от алкоголя, табака и наркотиков. В своем исследовании Троксел приводит такие данные: на каждый час недостатка сна у старшеклассников на 38% возрастает чувство тревоги, грусти и безнадежности, и на 58% возрастает желание совершить самоубийство. Помимо этого, хронический недосып является причиной ожирения, сердечной недостаточности и диабета.
Как научить ребёнка рано вставать
Если ребёнок соблюдает режим дня и хорошо высыпается, проблем с ранним подъёмом возникать не должно. Перечислим ещё несколько вещей, которые помогут ребёнку вставать в школу.
Мотивация
Постарайтесь сделать так, чтобы после пробуждения ребёнка ждало что-то приятное. Вкусный завтрак или просмотр любимого шоу на YouTube с утра послужат хорошим стимулом для пробуждения и поднимут настроение.
Стакан воды
Начинать утро со стакана воды комнатной температуры — здоровая и полезная привычка. Вода сразу после пробуждения позволяет запустить многие необходимые процессы организма.
Зарядка
Всего 5-7 минут энергичных движений после пробуждения помогут вернуть в тело бодрость. Если ребёнку скучно выполнять однообразные упражнения, предложите ему просто подвигаться под любимую музыку.
Ещё одна полезная для здоровья привычка. Утренний душ — очень эффективный способ снять сонливость.
Трекеры сна
Смарт-часы и фитнес-браслеты поддерживают специальные приложения, анализирующие фазы сна человека и позволяющие активировать будильник во время быстрой фазы, когда просыпаться комфортнее всего.
Симптоматика
Для выявления заболевания, которое связано с излишней продолжительностью сна, не нужно обладать медицинским дипломом, так как его симптомы очень ярко выражены. Страдающего гиперсомнией человека постоянно тянет ко сну, даже если он хорошо выспался.
Наличие данного расстройства предполагается в том случае, если человек спит ночью от 12 до 14 часов беспробудно. Его очень тяжело разбудить, а самому, по будильнику, ему проснуться очень тяжело. Приступать к повседневным делам больному трудно – он не в состоянии сделать физическую и умственную работу. В народе подобную ситуацию описывают таким образом: «Поднять подняли, а разбудить забыли». Иногда у постороннего наблюдателя даже может сложиться впечатление, что индивидуум находится в состоянии алкогольного опьянения.
Днем сонливость может «накатывать» периодически, внезапно, при этом память и внимательность становится хуже, мозговая деятельность – тоже, а вместе с этим всем падает и работоспособность. Человек вял, безынициативен, выглядит и чувствует себя уставшим, его движения замедленны. Ему нужно поспать в течение светового дня, но лишь у некоторых после сна все проходит, а у большего количества больных состояние нисколько не улучшается.
Как уже упоминалось, некоторые страдающие таким расстройством не могут контролировать засыпание. Это может произойти в любом месте и в любой позе, имеет неприятные последствия (см. выше описание нарколептической гиперсомнии).
На основании вышеизложенного нетрудно предположить: больные подобным расстройством имеют в повседневной жизни большие проблемы из-за своего недуга. Они не способны на должном уровне выполнять профессиональные обязанности, могут непредвиденно уснуть и т.д. Поэтому избыточную продолжительность сна необходимо обязательно лечить. Квалифицированные специалисты Московского Психоэндокринального Центра помогут больному благодаря своим знаниям и профессионализму.
Помните: патологической сонливостью организм сигнализирует о своем перенапряжении, которое связано либо с неправильным режимом, либо с более серьезными проблемами.
Как восстановить режим сна у подростка
Алгоритм восстановления сна у подростка не отличается от аналогичных правил для взрослого человека. Помимо 3 вариантов возвращения к обычному распорядку дня, можно порекомендовать следующее:
- Приучите ребёнка регулярно убираться в своей комнате. Порядок в спальне положительно влияет на сон.
- Подросток должен придерживаться ритуала отхода ко сну – ежедневно выполнять действия, настраивающие на сон. К таким действиям относятся чтение книг, принятие душа, прослушивание спокойной музыки и пр. Сидение в телефоне или за компьютером при этом лучше ограничить.
- Не следует ложиться спать голодным или с полным желудком. Перед сном лучше перекусить «лёгкими» продуктами – хлебцами или «молочкой».
- Во время сна подростку не должно быть холодно или жарко. Для этого нужно каждый день проветривать детскую спальню перед сном. Заблаговременно следует постелить на кровать одеяло по сезону и подобрать ребёнку пижаму.
- Если подросток плохо спит, возможно ему не хватает физической активности. Прогулки или гимнастика в вечернее время могут помочь нормализовать сон.
- Как и взрослому человеку, подростку рекомендуется вставать и ложиться в одно и то же время, даже в выходные.
- Чтобы ребёнок легче просыпался утром, открывайте шторы, чтобы запустить в спальню свет. Это поможет снизить количество мелатонина в организме.
- В детской спальне во время сна должно быть тихо и темно. Подростку должно быть комфортно находиться в своей комнате.
- Обратитесь к терапевту за помощью. Врач поможет справиться с бессонницей при восстановлении режима сна.
Подростки часто не спят ночью, из-за чего у них сбивается режим
Видео по теме:
Источники медиа: unsplash.com, pixabay.com, pexels.com
От несделанных уроков к конфликтам в семье
Приготовление домашних заданий
Базовая практика во времена нашего взросления была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности — ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком.
И тут существует определенная дилемма: как сделать так, чтобы ребенок успешно осваивал школьную программу, при том, что:
- Очень сильно изменились программы — даже по русскому, математике и чтению.
- Очень сильно изменился исходный уровень знаний детей-первоклассников — многие школы ждут детей, уже умеющих читать.
- Преподавание иностранного языка начинается с 1–2 класса, программы рассчитаны на то, что осваивать их ребенку будет помогать взрослый, но большинство из нас начинали изучение языка с 4–5 класса.
- В России резко увеличилось количество неработающих мам, которые готовы все свое время посвятить ребенку, который стал школьником, в результате чего снизился уровень самостоятельности детей. Никто не ходит с ключом на шее и не разогревает сам себе обед.
На мой взгляд, эти изменения:
- Неудобны для родителей, так как делают их напрямую ответственными за успешность детей в обучении.
- В долгосрочной перспективе очень неблагоприятно влияют на отношения между детьми и родителями.
- Уменьшение самостоятельности в учебе в начальной школе замедляет волевое созревание детей, снижает мотивацию к обучению вплоть до полного нежелания учиться и невозможности это делать самостоятельно — без родительских понуканий и сидения мамы рядом.
Сейчас на первых родительских собраниях в первом классе учителя напрямую предупреждают родителей, что теперь им придется учиться вместе с детьми.
Учителя, по умолчанию, предполагают, что вы всю начальную школу будете отвечать за качество и количество приготовления домашних заданий. Если раньше задача учителя была — научить, то сейчас задача учителя — дать задание, а задача родителей (предположительно) — эти задания выполнить.
По иностранному языку программы вообще составлены так, что ребенок их в принципе не может сделать без взрослого. Грубо: «Не понял — сам дурак. Я объясняю материал, а если ребенок не понял — то либо идите на дополнительные занятия, либо объяснят родители». К такой ситуации нужно быть готовыми.
Значит, родители должны сесть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником. Но сейчас созревание наступает довольно рано, и уже в 9–10 лет можно наблюдать всю симптоматику подросткового возраста. К 5–6 классу эта возможность — сидеть и делать уроки вместе с ребенком — у вас пропадет. Эта ситуация станет невозможной, а за четыре года ребенок привыкнет, что за уроки отвечает мама, и сам он эту ответственность взять не может и не умеет.
Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14–15, пока сил хватит. Конфликт будет отложен на несколько лет, а ребенок будет по-прежнему не в состоянии отвечать за свои задания. В 14–15 лет протест будет уже очень яркий — и с разрывом отношений.
Есть такие показатели, что дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе, потому что за них все делали мама и папа, в средней школе резко снижают учебу, потому что помощь принимать уже не готовы, а умения и навыков учиться — нет.
Эта система, навязываемая многими педагогами начальной школы, — чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с помощью родителей.
Если ребенок отстает, то педагог может предъявить родителям претензию: недосматриваете! Только старые опытные педагоги придерживаются классической системы — чтобы ребенок все делал сам, пусть и с ошибками, и сами готовы научить и исправить.
«Начинайте занятия позже»
Эти цифры приводит в качестве аргументов движение в защиту биологических нужд школьников Start School Later, или «Начинайте уроки позже». Среди членов этого движения встречаются не только учащиеся и их родители, но и учёные, общественные деятели и государственные служащие. Перед ними стоит задача убедить общественность, что здоровое начало учебного дня поможет ученикам средней и старшей школы лучше и быстрее развивать свои навыки и способности.
Скептики могли бы возразить: «Если дать детям возможность вставать на час позже, то они будут позже засыпать». Исследователи сна это предположение отвергают. Подростки ложатся спать в то же время, что и обычно, просто спят дольше. Они чаще появляются на занятиях. Эксперимент показал снижение количества прогулов первых уроков на 25% при сдвиге начала учебного дня на час вперед. Неудивительно, что дети стали достигать более высоких результатов в школе, их эмоциональное и физическое состояние улучшилось, да и климат в семье стал более приятным, что порадовало их родителей.
В одном районе, где проводился эксперимент, даже процент ДТП снизился на 70%.
При стольких преимуществах, общественность пока не готова пойти навстречу естественным особенностям подросткового развития. Большинство из них уверены, что вывод подростков из зоны комфорта подготовит его к реальной жизни. Исследователи сна же, напротив, утверждают, что нужно давать детям возможность спать столько, сколько требует их организм в этом возрасте. Мы же не лишаем малышей до трёх лет дневного сна, чтобы подготовить их к детскому саду.
Причины
Чередования сна и бодрствования в человеческом организме – это механизм, который четко регулируется отлаженными природой процессами. Они происходят в коре и подкорке мозга, нейронной комплексной системе, и основаны на сложных взаимодействиях активизирующих и тормозящих процессов.
Если в работающей как часы системе координации циклов происходит сбой (даже на одном участке), то он ведет к нарушению — начинает преобладать торможение. «Виновниками» этого может быть:
- сильное переутомление;
- стресс на работе и дома, эмоциональное потрясение, нервозность;
- травмы головы (черепно-мозговая и др.);
- постоянный «недосып», продолжающийся длительное время;
- шизофрения или какое-либо другое психическое расстройство;
- прием лекарств (транквилизаторов, нейролептиков, разных антигистаминных или понижающих сахар) или наркотиков;
- инфекционные вирусные заболевания (сифилис мозга, энцефалит и менингит);
- нарушение (остановка) дыхания — апноэ, и сопровождающая его кислородная
- опухоли, кисты, гематомы;
- нарушения в эндокринной системе и связанные с ними болезни (сахарный диабет, проблемы с щитовидкой);
- болезни печени и почек;
- генетика;
- сердечная недостаточность;
- гипертония;
- истощение организма.
Это далеко не все причины гиперсомнии. Ее развитие может быть связано с переездом на новое место жительства, смена образа жизни, отпуск в резко отличающейся от обыденности обстановке, рождение ребенка и т.д.
В поисках решения проблемы
По всему миру существуют фонды по исследованию проблем сна, самый известный из них — американский National Sleep Foundation. Он всецело поддерживает инициативу изменить время начала занятий для подростков и спонсирует проекты, которые стремятся доказать огромную общественную пользу этой реформы. Однако для этого потребуется изменить целую инфраструктуру: пересмотреть расписание общественного транспорта, улучшить состояние дорог, отрегулировать присмотр за детьми до и после школы, подстроить под новое расписание сектор общественного питания, спортивные и культурные учреждения.