7 правил воспитания от детской писательницы астрид линдгрен

Любить детей, а не воспитывать

Парадоксально, но первый закон воспитания от Астрид Линдгрен — не воспитывать детей. Вместо этого их нужно любить — просто за то, что они есть. Этот принцип писательница исповедовала в своем творчестве, начиная с самого первого произведения — «Пеппи Длинныйчулок», которое вышло в 1945 году. В то время, когда другие детские писатели рассказывали о сиротах, которые в пример маленьким читателям превращались из воришек в образец святости, она любила, жалела и понимала своих героев независимо от их поведения. Пеппи — девочка с рыжими косичками, которая называет свою маму ангелом, а папу — негритянским королем, — далеко не «благородная девица», она не привыкла слушаться старших и придерживаться хороших манер. Зато она ни за что не даст в обиду друзей, у нее отличное чувство юмора и не по-детски развитое чувство справедливости. Так, благодаря Линдгрен детская литература избавилась от навязчивой назидательности — с тех пор книги писались уже не в воспитательных целях, а для того, чтобы поддержать читателя и дать ему понять, что он не одинок. Именно в этом заключалась основная цель писательницы: слышать ребенка, видеть мир его глазами и быть на его стороне несмотря ни на что.

Основные установки, которые нельзя навязывать детям

1. Не существует безусловной любви.

Если ты хочешь, чтобы тебя любили, это нужно заслужить. В сознании ребенка закрепляется это утверждение, если родители обесценивают его эмоции и навязывают собственное мнение. Ребенка просят, чтобы он не огорчал родителей и был послушным, тогда папа с мамой будут счастливы.

А демонстрировать свое недовольство допускается только в тех случаях, когда родители готовы выслушать ребенка. Когда такой ребенок вырастает и сам становится родителем, то в отношениях с партнером ему сложно оставаться верным собственным ценностям, он пытается угодить другому человеку, лишь бы его любили. Такие отношения нельзя назвать здоровыми.

2. Абсолютно во всем есть какой-то подвох.

В результате закрепления такой установки в детстве у человека отсутствует способность уважать других и жить с открытым сердцем, он не может ощутить любовь во всем ее величии. Такой человек часто скрывает страх одиночества и быть отверженным другими, поэтому «маскирует» его, демонстрируя критичность ума, рациональный и зачастую циничный подход к решению большинства задач, чем очень гордится.

3. Не подходи к чужим людям.

Речь идет не о мерах безопасности, в данном случае под словом «чужие» подразумеваются все, кто не входит в близкое окружение. Если ребенку с детства внушили, что все посторонние плохие и опасные, в нем будет развиваться обособленность и болезненный индивидуализм. Но согласитесь, жить в мире, в котором каждый сам за себя невыносимо.

5. Не нужно стремиться к богатству.

Такая установка приводит к бурному внутреннему конфликту, ведь деньги являются неотъемлемой частью современного мира и каждому человеку хочется жить комфортно и в достатке. Получается, что мы сами запрещаем себе пользоваться всеми благами цивилизации. Деньги – это не зло, а люди привыкли осуждать богатых и оправдывать собственные материальные проблемы тем, что они остались хорошими людьми, в отличие от тех, кто нажил богатство.

6. Мальчик должен быть таким-то, девочка такой-то.

По мере взросления у человека формируется собственное восприятие действительности. Общество называет это «эго». И было бы все хорошо, если бы люди не заставляли других смотреть на реальность через свою призму. Следует понимать, что представление о том, каким должен быть мальчик либо какой должна быть девочка, формируется исходя из личной интерпретации действительности. Когда мы не соглашаемся с мнением других людей, мы разжигаем конфликт. У каждого своя правда.

Касательно взаимоотношений между детьми и родителями, последние зачастую являются авторитетом, но у детей не пропадает чувства собственной правды, а под давлением родителей они могут скрывать его, тем самым подавляя свои реальные желания.

Вместо того чтобы отчитывать ребенка за проявление эмоций, которые лично вам не нравятся, следует признать, что любые эмоции важны. Поэтому многим родителям стоит поработать на собой, а дети уже будут следовать примеру взрослых или не будут, они сами решат.

Если применять на практике все установки, указанные выше, то о развитии полноценной здоровой психики не может идти речи. Родителям, прежде всего, нужно работать со своей психикой, уметь критически подходить к любой ситуации и использовать различные способы самосовершенствования, это позволит воспитать детей, которые в будущем добьются всего, чего пожелают и при этом не потеряют себя.опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Как научить ребенка дружить с другими детьми?

У каждого ребенка уникальный темперамент. Есть дети, которые дружат со всеми — они очень открыты, легко идут на контакт, умеют находить подход к каждому, моментально отходят от обид и быстро восстанавливают дружбу, которая дала трещину. У других может быть всего пара-тройка друзей, но в этом нет ничего плохого. Обе ситуации нормальны, и вам не о чем беспокоиться. Помогать ребенку заводить дружеские отношения нужно лишь в одном случае — если он всегда один, и знакомства со сверстниками у него не складываются из-за стеснительности или иных причин. Вот несколько советов, как это сделать.

  • Отдайте ребенка в садик. Взвешивая плюсы и минусы детсада, обязательно учитывайте этот аргумент «за»: общаясь с другими детьми, ребенок учится строить социальные связи. Эта форма общения детей со сверстниками особенно актуальна, если малыш родился в «неурожайный» для вашего двора год, и подавляющее большинство детей, с которыми он встречается на прогулках, старше или младше его.

  • Запишите малыша в спортивную секцию, в музыкальную школу, в кружок робототехники и т.д. Этот совет преследует свой целью то же самое — расширить круг знакомств, чтобы открыть новые территории поиска друзей. Также новые умения вашего ребенка могут притянуть к нему старых знакомых, которые раньше не обращали на него внимания. Не забывайте, что этот метод работает только в том случае, если малышу нравятся занятия, поэтому предложите ему варианты секций и курсов, но дайте выбрать самому.

  • Попробуйте растопить лед в отношениях ребенка со сверстниками. Малышей очень легко подкупить. Если видите, что дети развлекаются во дворе, а ваш ребенок стоит в сторонке, выйдите и угостите всех каким-нибудь приятным лакомством. Купите игрушку, которой все заинтересуются, пригласите сверстников малыша посмотреть новый мультик, организуйте интересную игру во дворе или у вас дома — в общем, придумайте что-то, что может сплотить малышей вокруг вашего ребенка. Не факт, что это поможет в длительной перспективе, но, возможно, для начала крепкой дружбы надо лишь сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

  • Научите малыша идти на контакт. Если ваш ребенок слишком зажатый и закрытый, вы можете попробовать скорректировать его поведение. На собственном примере показывайте, как хорошо дружить, чаще ходите в гости, знакомьтесь на прогулках с другими мамами. Предложите малышу самому подойти к любому ребенку в парке, улыбнуться и сказать «Привет». Шаг за шагом придет понимание, что знакомиться — не страшно, значит, скоро вы увидите рядом с малышом новых друзей.

  • Не забывайте о возможностях электронного общения. Конечно, вы решаете вопрос, как научить ребенка дружить со сверстниками вживую, а не в мессенджере. Тем не менее, если задачу не получается решить с наскока, надо разделить ее на несколько этапов. Пусть первым из них станет дистанционное общение с ребятами со двора. Если оно наладится, есть все шансы, что скоро дружба перейдет из онлайна в реальную жизнь.

Неполадки в дружеских отношениях у ребенка могут быть связаны с разными причинами — от легкой застенчивости до каких-то более серьезных проблем. Если вы видите, что, несмотря на все ваши усилия, у малыша никак не получается наладить контакт с другими детьми, возможно, вам не помешает помощь профессионала — детского психолога.

Ссылки на источники:
  1. Vincent Iannelli, MD. How Kids Make and Keep Friends. Verywell Family. Ссылка: https://www.verywellfamily.com/making-and-keeping-friends-2633627

  2. Arlin Cuncic. How to Practice Active Listening. Verywell Mind. Ссылка: https://www.verywellmind.com/what-is-active-listening-3024343

  3. Worley, Peter. Open thinking, closed questioning: Two kinds of open and closed question. Journal of Philosophy in Schools. 2 (2). 2015-11-29. Ссылка: https://ojs.unisa.edu.au/index.php/jps/article/view/1269/834

  4. Your Child’s Friendship Drama: Do’s and Don’ts for Parents. Imperfect Families. Ссылка: https://imperfectfamilies.com/your-childs-friendship-drama-dos-and-donts-for-parents/

  5. 5 Benefits of Sports for Kids. Novak Djokovic Foundation. Ссылка: https://novakdjokovicfoundation.org/5-benefits-sports-kids/

  6. Fred Frankel. Friends Forever: How Parents Can Help Their Kids Make and Keep Good Friends. P. 59. Ссылка: https://books.google.ru/books?id=gQMCfh9nopEC&pg=PT59

Авторы: эксперты

Выстраиваем учебный процесс

При семейном обучении нужно не только самостоятельно осваивать школьную программу, но и организовывать учебный процесс. Задача сложная: предстоит дать детям качественные знания и при этом не превратить дом в подобие школы, а еще совместить учебу и отдых — и все это не в ущерб здоровью, настроению и отношениям в семье. Иногда родители считают так: «Вот заберем документы из школы и заживем спокойно» — и только потом осознают, что не продумали, как все организовать и выстроить. Как следствие — устрашающие истории в интернете и печальные выводы о том, что «семейное образование слишком сложно, нам пришлось вернуть ребенка в школу, мы разочарованы».

В школе ученик должен лишь следовать школьному расписанию и выполнять задания в определенное время. На семейном обучении ребенок получает неограниченную свободу: никто не говорит, когда и что нужно сделать, никто не дает домашнее задание, никто не подсказывает, какая тема следующая в учебном плане… При этом к очередной аттестации следует знать и сдать весь необходимый материал.

Свобода порождает дополнительную ответственность. Семьи, отказавшиеся от ежедневных походов в школу, быстро понимают, что нужно самим формировать учебный план и что он должен соответствовать их жизненным установкам, с одной стороны, и требованиям образовательных стандартов — с другой.

Наш с сыном опыт семейного образования, так же как и у других наших «коллег», с самого начала был (да и остается, не буду скрывать) путем проб и ошибок. Сначала мне казалось, что нужно устроить некий домашний вариант школы и идти строго по школьной программе. Если в школьном расписании на понедельник значатся пять уроков, то и мы должны пройти по одной новой теме по каждому из предметов в расписании. Так мы пытались учиться несколько недель, пока не поняли, что это бесполезно.

Времени на уроки тратили много, а в глазах Левы стоял немой вопрос: «Что, теперь и дома будет школа?»

Мы решили изменить подход и условно выделили по одному дню недели на каждый предмет. Так, понедельник у нас стал днем математики, вторник — информатики, среда — окружающего мира, четверг — русского языка, пятница — чтения и суббота — французского языка. Непосредственно на уроки мы тратили около одного часа в день.

Ежедневные занятия мы строили исходя из школьного плана. То есть если, к примеру, на неделю у учеников второго класса запланировано два часа окружающего мира, то они пройдут за это время две темы. Те же две темы проходили и мы, но за одно занятие. Делалось это следующим образом: сын читал параграфы, мы их обсуждали, Лева самостоятельно выполнял задания в рабочей тетради, после чего я их проверяла. Если какая-то тема его особо увлекала, то мы старались изучить ее более подробно с помощью книг, тематических видео и т. д. К началу апреля мы освоили всю программу второго класса и почти месяц ждали школьную аттестацию.

Затем схема снова изменилась и теперь еще меньше похожа на школьную. Каждый день сын минут по десять решает задачи и примеры по математике — так проходим программу практически незаметно. В таком же ежедневном режиме перед сном беремся за произведения из программы по чтению. Остальные школьные предметы изучаем без жесткого планирования, но в режиме «один день — один предмет». Что получаем в итоге? Учебу по 30–40 минут ежедневно и опережение программы.

В третьем классе мы решили еще немного изменить процесс. В качестве эксперимента мы учились не по принципу «Один день = один предмет», а методом глубокого погружения. Программу по всем предметам я условно разделила на четыре части (по количеству аттестаций). Предметы мы осваивали по очереди: неделя информатики, две недели окружающего мира, две недели чтения и т. д. Правда, задания по математике на рабочем столе сына оказываются почти каждый день. Мне кажется это важным хотя бы потому, что мозг не расслабляется, а программа проходится незаметно и продуктивно. <…>

Воспитание воспитанию рознь

— Какие, на ваш взгляд, ошибки чаще всего допускают родители в воспитании?

— Смотря, что мы называем воспитанием. Часто родители начинают воспитывать и вкладывать что‑то в ребёнка тогда, когда он становится подростком. Опоздали, в это время воспитать уже невозможно. Факт из психологии: ребёнка можно воспитать до 6-ти, максимум до 6,5 лет. Когда ребёнок уже подросток, и его начинают воспитывать, вот это уже страшно. Его заставляют делать то, к чему он не привык, учат и порицают: в наше время такого не было. Это уже насилие.

Взращивать в ребёнке хорошие черты — совесть, любовь, отношение к миру, сострадание — нужно с самого начала

Очень важно привить любовь к чтению, вкус к хорошей литературе. Делать это нужно как можно раньше, не ленясь читать детям вслух

Если малыш привыкнет к хорошим, настоящим книгам, у него не будет желания читать плохие. И так во всём.

— Но бывают случаи, когда родители поступают иначе. Например, делая из своего чада практически недееспособного ребёнка, ограждая якобы из хороших побуждений от всех проблем. Как вы к этому относитесь?

— Как человек верующий отвечу заповедью Божией: не сотвори себе кумира. Если говорить конкретно, то ребёнок очень часто становится буквально идолом для родителей. Многие отмечают, что сейчас сделают для него всё, что возможно, — он вырастет и всё поймет. Ребёнок ничего не поймёт. Он просто привыкает, что всё вокруг только для него, и так должно быть. Меняться такому человеку в подростковом возрасте очень сложно.

Когда родители стараются от всего обезопасить ребёнка, очень часто в таких случаях ребёнок вырастает нежизнеспособным, он не умеет различать добро и зло, учитывая, что зло всегда приходит под видом добра. А ведь нужно иметь знания и навыки, чтобы распознать это и не ошибиться.

Лето — отдыхать или учиться?

На этот вопрос я обычно отвечаю так: «Учиться, отдыхая!» То, что во время отдыха нельзя учиться, — не более чем стереотип. «Летние» знания могут быть такими же прочными, как и те, что получены во время «официального» учебного года. Семьи, опробовавшие семейное образование, об этом хорошо знают. По моему мнению, учебный процесс в образовательных учреждениях построен нелогично. Конечно, в разных странах каникулярное время рассчитывается по-разному (в Японии, к примеру, школьники отдыхают только один месяц в году), но в России дети, как правило, учатся девять месяцев (с недельными каникулами), а три летних месяца отдыхают от школы.

А теперь ответьте на вопрос: часто ли вам приходилось слышать в начале сентября от педагогов, тренеров и других родителей, что дети «все забыли за лето»? Я слышу такие высказывания каждый год. Школьная программа построена таким образом, что весь сентябрь учащиеся занимаются повторением изученного в предыдущем классе (откройте учебник за любой класс по любому предмету: первый раздел так и называется — «Повторение»), а в мае обобщают пройденное. Таким образом, огромный объем учебного материала приходится осваивать всего за семь месяцев в году — простая арифметика. Не потому ли многим школьная программа (повторюсь, рассчитанная не на отличников, а на середнячков) кажется такой сложной?

На семейном обучении дети избавлены от этого ограничения. Учиться можно круглый год, затрачивая при этом гораздо меньше усилий. Мы с сыном, например, и летом не прекращали заниматься. Листать учебники на приморском бульваре или пляже оказалось ни с чем не сравнимым удовольствием. Конечно, интенсивность занятий заметно снижалась во время путешествий и из-за длительных ежедневных прогулок, но найти 15–30 минут даже в летний день не представляет особой сложности. К слову, для лета мы оставили необходимый нам минимум: шахматные задачи, приложения по иностранному языку и немного заданий по русскому языку и математике.

Что получаем в итоге? Первый осенний месяц перестает быть ежегодным стрессом, ребенок с легкостью принимается за новый материал без необходимости судорожно вспоминать, что проходили почти четыре месяца назад. Обучение при таком подходе становится не проблемой, а интересной и довольно простой задачей.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование

Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.

Поддержите «Правмир» сейчас.

ПОДДЕРЖАТЬ

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Сейчас ваша помощь особенно нужна.

ПОМОЧЬ

Почему родители многого требуют от детей

Есть несколько причин:

  • навёрстывание пробелов, которые есть у них самих: если мама не научилась садиться на шпагат, то дочка точно должна;
  • проекция страхов: а что, если не успеет, не сможет, не справится;
  • гармонизация развития: музыка, танцы, рисование, макраме и зоокружок в придачу только поспособствуют этому;
  • перфекционизм: учиться только на пятёрки и никак иначе;
  • избегание своей жизни: когда много времени уделяют ребёнку, не остаётся свободного для решения своих ситуаций;
  • стереотипы воспитания: так правильно и всё.

Ниже разберём, как поступать, если в одном (или не одном) из пунктов вы узнали себя.

Образовательная карта

Это инструмент систематизации учебного процесса, полезный любому ребенку, будь то воспитаннику подготовительной группы детского сада, младшекласснику или без пяти минут обладателю школьного аттестата.

Родители, чьи дети получают образование в форме семейного обучения, примерно представляют, о чем идет речь. Для них в начале учебного года школа составляет индивидуальный учебный план (его еще называют ИУП). В индивидуальном плане обозначена цель (конкретные знания), задачи, которые необходимо выполнить для ее достижения (промежуточные аттестации), и средства (перечень учебников, методических пособий и других источников информации).

Образовательная карта работает так же с тем лишь отличием, что, кроме всего прочего, помогает понять склонности ребенка, каких знаний ему недостает в настоящий момент, а какие предметы даются настолько хорошо, что могут осваиваться углубленно (но об этом — чуть ниже). Составление образовательной карты — процесс, конечно, не двухминутный, но весьма увлекательный. Вы легко освоите его за пару-тройку вечеров. В качестве бонуса — проведенное совместно с ребенком время, в течение которого ни вы, ни он не будете отвлекаться на посторонние дела.

Ошибки при выборе профессии

Идеализировать будущую специальность

Важно помнить, что каждая профессия имеет свои недостатки и побочные эффекты. Например, девочка, которая мечтала
стать актрисой и играть Анну Каренину, после выпуска может разочароваться в профессии, получив роль ослика в
детском
спектакле.. Или мальчик, который мечтал стать фотографом, может отказаться от этой идеи, когда увидит количество
оборудования, с
которым ему предстоит выезжать на съёмки.

Или мальчик, который мечтал стать фотографом, может отказаться от этой идеи, когда увидит количество
оборудования, с
которым ему предстоит выезжать на съёмки.

Но если человек находится «на месте», он легко закрывает глаза на минусы ради тех плюсов, которые привели его в
профессию. «Ослик» со временем дорастёт до серьёзных ролей, а фотограф откроет собственную студию со
стационарным
оборудованием.

И наоборот: там, где на профессию навешен ярлык «не моё», минусы примут гипертрофированную форму, и работа
превратится в каторгу.

Полезно заранее расписать достоинства и недостатки приглянувшейся профессии и беспристрастно их взвесить, чтобы
после окончания профильного обучения избежать разочарований и неприятных сюрпризов.

Начинать поиск себя с формулировки «не хочу»

В вопросах выбора профессии от подростка часто можно услышать формулировки-отрицания: «Не хочу вкалывать, как
дядя
Ваня», «Не хочу получать копейки», «Не хочу идти по стезе родителей» и т. п. На вопрос же: «А чего ты хочешь?» —
часто звучит ответ: «Не знаю».

Определиться с тем, чего конкретно хочет ребёнок, — первый и самый важный шаг при выборе профессии. Конкретно
сформулированные желания — это те критерии, которые помогут очертить круг профессий, отвечающих этим критериям.

Чтобы понять свои запросы к будущей профессии, полезно задать себе как можно больше вопросов, характеризующих
разную
деятельность. Например:

  1. Хочу ли я больше работать с людьми или с документами?
  2. Нравятся ли мне творческие профессии или аналитические?
  3. Что мне комфортнее: быть руководителем или исполнителем?
  4. Хочу ли я работать в команде или индивидуально?
  5. Какая работе мне больше нравится: связанная с перемещениями или сидячая?

Ждать от профессии всего и сразу

Начинающему специалисту редко удаётся сразу устроиться на интересную высокооплачиваемую должность. Прежде чем
достичь желанного положения, придётся пройти стадию новичка, поработать на подхвате или на смежной должности.
Это
период активного обучения, в течение
которого можно понять, нравится ли эта сфера и есть ли смысл продолжать
вкладывать в эту профессию силы и время.

Считать, что профессия выбирается на всю жизнь

При выборе профессии не стоит давать себе установку, что призвание — это то, с чем нужно определиться раз и
навсегда. Ощущение своего места в жизни и обществе, как и взгляды, могут меняться с течением лет и по мере
приобретения опыта. И это нормально, так же как нет ничего плохого в том, чтобы в течение жизни несколько раз
сменить профессию

Поэтому так важно в течение школьного периода обучения не утратить мотивацию к учёбе — тот
двигатель, который обеспечит полноценную профессиональную реализацию.

Что такое непринятие ребенка

Часто родители считают своим долгом ребенка исправить, подогнать под свои собственные рамки и представления о том, какими должны быть идеальные дети. Мама и папа используют различные уловки, считая что действуют только во благо малышу:

  • Критикуют.
    Родители уверены, что выслушав поток критики, ребенок приложит все усилия, чтобы немедленно исправиться. Родительские упреки, как правило, деструктивны: «Какой ты неуклюжий! Откуда у тебя руки растут! Неряха! У тебя не получится!». Такая критика подрывает самооценку ребенка, он верит родителям и у него опускаются руки, пропадает стремление к самостоятельности.
  • Делают замечания.
    Каждая детская площадка наполнена родительскими криками: «Не бегай! Не дерись! Не ходи в лужу! Отдай машинку! Ты ведешь себя отвратительно!». Наблюдая за поведением своего ребенка, родителей переполняют эмоции: злость, гнев, страх, раздражение. Им кажется, что потерян контроль за малышом. А значит, потеряна власть. По мнению многих родителей, главное – чтобы ребенок был послушным, а значит подконтрольным.
  • Одергивают.Частая причина постоянных одергиваний – родительский имидж в глазах окружающих людей. «А вдруг соседка подумает, что я – плохая мать, если мой сын бегает по двору как оголтелый», – размышляет родительница и требует от ребенка немедленного послушания. Тем временем, фразы: «Замолчи! Не лезь туда! Не трогай!» отбирают у малыша право на ошибку, а значит личность ребенка не развивается, он вырастает в инфантильного взрослого.

Каким себя чувствует ребенок, которого постоянно пытаются исправить:

  • бестолковым
  • неспособным
  • нелюбимым
  • плохим
  • ненужным

Что такое профориентация и зачем она нужна

Профориентация — это набор инструментов, которые помогают получить представление о
современном мире профессий и понять, к какой из них человек наиболее расположен — к чему «лежит душа» и есть
способности.

Можно организовать ребёнку несколько встреч с профориентологом, который поможет определить сильные стороны,
вытащить из глубин сознания истинные интересы и пробудить желание реализоваться в той или иной сфере. Разговор
про профессии для детей представляет особый интерес, такие встречи будут полезны даже тем подросткам, которые не
видят особых трудностей с выбором профессии.

Чтобы найти подходящего специалиста, достаточно набрать в поисковой строке фразу «профориентация для подростков»
или «профориентация для школьников» либо проконсультироваться со школьным психологом.

Ребёнок оказался в новой семье — как он адаптируется? Рассказала психолог и педагог Екатерина Коровкина

В наше время семьи, в которых родители ребëнка не живут вместе, распространëнное явление. Это сказывается и на характере взаимоотношений в социуме и на восприятии ребëнком такого рода ситуаций.

Получается, что ребëнок, оказавшийся в новой семье, сам того не подозревая, получает поддержку от окружающих. Но то, как он будет адаптироваться, зависит от большого количества факторов.

Первый фактор — возраст ребëнка: чем меньше чадо, тем легче ему принять в семью нового человека.
Второй фактор — причина, которая повлияла на новый состав семьи: уход (развод), отсутствие или гибель одного из родителей

Это важно учитывать, так как ребëнок «считывает» настроение матери и отношение к событиям.
Третий фактор — состав семьи: живëт ли ребëнок и мама с бабушкой и дедушкой. В таком случае, нужно работать над поведением и им тоже.

И ещë один немаловажный фактор — сам новый папа. Его характер и отношение к детям.

Чтобы помочь ребëнку принять нового члена семьи, лучше не навязывать общение с ним, а дать возможность постепенно узнать друг друга — сходить в кино, музей, театр и пр. Пусть ребëнок посмотрит вне дома на общение мамы и нового папы, привыкнет к его манере поведения. Время, которое они проведут вместе, лучше увеличивать постепенно. Всегда полезно подолгу беседовать с ребенком и обсуждать разные истории из жизни людей.

Ещë один хороший способ — терапевтические сказки. Они помогут ненавязчиво взглянуть на тему со стороны. Лучше не задаривать ребëнка подарками, чтобы не сложилось потребительского отношения в дальнейшем. Гораздо важнее, чтобы ребëнок увидел в новом папе понимание и поддержку! И, если отношения не складываются, лучше не торопить события, а дать ребëнку возможность привыкнуть к новым обстоятельствам.

Фото Pexels

В сложных моментах помогает визит к психологу. Причëм, не обязательно вести к специалисту ребëнка. Иногда достаточно одного визита мамы, чтобы он смог направить и оказать грамотную помощь

В любом случае, ребëнку важно чувствовать любовь и поддержку со стороны матери; подтверждение собственной значимости

Комментарий семейного психолога Ксении Юрьевой

Системно семейная терапия говорит нам о том, что очень важно чтобы в жизни ребёнка каждый значимый взрослый занимал свое место. Ребёнку необходимо знать о кровном отце, если нет возможности поддерживать с ним связь, то просто на уровне структуры семьи понимать, что у него есть папа и так бывает, что родители не живут вместе

Этот фактор положительно отразится и на общении с новым мужчиной мамы.

При повторных браках мамы, мужчина принявший ребёнка от первого брака становится отчимом, но никак не отцом

Это невозможно по определению, ведь это место в системе уже отдано другому человеку и это очень важно соблюдать

Новый муж мамы может стать для ребёнка близким другом. Из этой позиции и стоит строить отношения с детьми.

У мужчины, живущего рядом с ребёнком очень важная функция – это структурирование жизни. Показывать личным примером правила и возможности жизни. Конечно, на него частично лягут роли схожие с отцовскими, но заставлять при этом ребенка называть этого мужчину «папой» ни в коем случае нельзя.

Чтобы отношения отчима и ребёнка были хорошими необходимо проявлять заботу, позволять и поддерживать в проявлениях изучать окружающий мир. Ни в коем случае не доминировать из взрослой мужской фигуры, а наоборот поддерживать. И всю эту работу должна делать не мама, а именно сам мужчина ставшие ее новым спутником.

Ксения Юрьева

При прохождении шагов не забывайте:

  • В семье должны быть одинаковые требования со стороны обоих родителей. Это предотвратит потерю авторитета одного из них, и у ребёнка будет чёткое понимание границ и правил.
  • У детей нервная система и эмоциональная сфера только развиваются. Они недостаточно зрелые, чтобы противостоять огромным нагрузкам и большому количеству обязанностей.

На каждый возраст приходится ведущий вид деятельности. Например, младшему школьнику ещё сложно отказаться от игры, чтобы занять всё своё время заполнением прописей. Как и подросток не может отказаться от общения с друзьями, чтобы зубрить физику.

Не стоит сравнивать своего ребёнка с другими. Это наносит урон его самооценке. Что для одного может быть обычным результатом, для другого окажется большой победой.

Важно дать понять, что ребёнка любят любым и не за поступки или действия. Он имеет право на ошибки и неудачи, а родители будут рядом, чтобы помочь и поддержать

Топ профессий, на которые стоит обратить внимание

Эксперты в области профориентации сходятся в том, что в ближайшее время исчезнут те профессии, где человека
может
заменить робот и искусственный интеллект. Люди, освобождённые от рутинной механической работы, смогут активно
реализовываться в творчестве и научных исследованиях, уделять больше времени межличностным отношениям и
восстановлению природных ресурсов.

Кроме IT-сферы, с которой всё давно понятно (программисты точно будут востребованы в обозримой перспективе), на
ведущие места постепенно выходят профессии, связанные с экологией, биотехнологиями, а также профессии сферы
услуг,
где человека сложно заменить машинами.

Центры психологической поддержки, медицинские центры, салоны красоты и спортивные студии вряд ли исчезнут из
нашей
реальности. Но постепенно меняются и они, давая почву для возникновения новых интересных специальностей.

И конечно, как бы ни совершенствовался искусственный интеллект, он никогда не сможет генерировать творческую
искру.
А значит, творческие направления также претендуют на «звание» профессий будущего.

Стоит обратить внимание и на то, что перспективу имеют профессии, которые лежат на стыке нескольких компетенций.
Уже
сейчас никого не удивить должностью биоинженера или биоэнергетика. С каждым годом появляются всё новые
«гибриды».
Например, на пересечении IT-дизайна, архитектуры и социологии возникла специальность «архитектор виртуальных
миров».
А на пересечении IT, юриспруденции и психологии — кибердетектив, чья задача — расследовать цифровые
преступления:

Правильно ли выбирать вместо детей

На самом деле это несправедливо. Хотя родители делают это в интересах своих детей, они не должны навязывать свои идеи, поскольку дети имеют право выбирать и иметь возможность делать это свободно.

Родители действуют как проводники: они должны знать, как советовать и слушать, но не должны принимать решения за ребенка, поскольку на карту поставлены их автономия и независимость, составляющие, которыми нельзя пренебрегать, чтобы подросток мог стать более уверенным в себе, взрослым с хорошей самооценкой, то есть с хорошим вниманием к себе и своим способностям. Даже когда мы говорим о родителях и детях, нельзя переходить определенную границу, которая отделяет то, что должно быть свободой выбора от навязывания

Какими бы незрелыми ни были дети, они все же имеют право иметь свое мнение и возможность выражать его, ведя себя соответствующим образом. В конце концов, жизнь принадлежит им, так что это правильный выбор, соответствующий вашему образу мышления

Даже когда мы говорим о родителях и детях, нельзя переходить определенную границу, которая отделяет то, что должно быть свободой выбора от навязывания. Какими бы незрелыми ни были дети, они все же имеют право иметь свое мнение и возможность выражать его, ведя себя соответствующим образом. В конце концов, жизнь принадлежит им, так что это правильный выбор, соответствующий вашему образу мышления.

Во всем этом родители обязаны направлять и поддерживать их, но никогда не навязывать себя и не уничтожать их. Неуверенность, которую часто испытывают дети, особенно в подростковом возрасте, следует заполнять не выбором за них, а включением их в диалог.

Но для этого взрослые должны также научиться рассматривать своих детей как автономных существ, которые не зависят от них полностью. Если мы сожалеем о том, что у нас нет смелости сделать то, что мы действительно хотели, мы понимаем, как часто проблема заключается именно в отсутствии свободы выбора.

Таким образом, это подчеркивает важный аспект: родители должны научиться позволять своим детям следовать своим наклонностям, свободно выражать свои убеждения, чтобы жить той жизнью, которую они действительно хотят, без каких-либо препятствий.

Не считать чужие деньги

К 70 годам Астрид Линдгрен стала миллионером, однако до конца жизни не переезжала из своей старой квартиры, а практически весь заработок отдавала на благотворительность. Тем не менее, писательница исправно платила налоги — и если сейчас в России подоходный налог составляет 13%, то в Швеции в те годы он превышал 80%. А в 1976 году Линдгрен и вовсе оказалась должна государству 102% своих доходов — именно такая цифра получилась при сложении подоходного налога и налога для частных предпринимателей. Тогда она написала сказку для взрослых, которая называлась «Помперипосса в Монисмании». В ней автор рассказала о писательнице, которая очень любила родную страну, но государство так обложило ее налогами, что ей осталось только просить милостыню. После того, как произведение появилось в газете Expressen, министр финансов Гуннар Стрэнг сказал, что Линдгрен умеет рассказывать сказки, а считать — нет. В ответ женщина заявила, что все обстоит совсем иначе: из чиновника получился бы отличный сказочник, а из нее — министр финансов. Этот принцип — не считать чужие деньги — Линдгрен прививала своим детям и маленьким читателям на протяжении всей жизни.

Кстати, скандал, который начался с той самой публикации, привел к проигрышу социал-демократов на выборах — впервые за 44 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: