Методика Гленна Домана
Американский врач-нейрофизиолог Гленн Доман разработал программу обучения детей с нарушением ЦНС, затем адаптировал ее для здоровых детей. Он пришел к выводу, что мозг развивается, только если интенсивно работает. Причем самое активное развитие происходит до трех лет.
Доман предлагает интеллектуально развивать малышей с помощью специальных карточек с надписями и изображениями животных, предметов одежды и обихода— так называемых «интеллектуальных битов». По ним ребенок учится читать, считать, знакомится с окружающим миром.
Гленн Доман ввел также понятие «физический или двигательный интеллект» и предлагал родителям выполнять с детьми упражнения с самого рождения, чтобы стимулировать их к ползанию, ходьбе. Чем раньше ребенок начинает двигаться, тем быстрее развивается его мозг.
Девиз: «Тренируем мозг с рождения».
Возраст: физические упражнения — с рождения, занятия по карточкам — с трех месяцев до 6 лет.
Что развивает: двигательные навыки, интеллект, память, счет, чтение.
Основные принципы:
- Желание ребенка заниматься.
Занятия в рамках методики проводятся, только если у ребенка хорошее настроение и есть интерес. В иных случаях они просто бесполезны.
- Регулярность.
Занятия проводятся каждый день утром, в обед и вечером с трех месяцев до трех лет. Нельзя пропускать дни.
- Упорядоченность.
Карточки нужно показывать в определенной последовательности и вовремя обновлять.
Плюсы:
- Гармоничное физическое развитие ребенка.
- Детям нравятся занятия, они учатся с удовольствием.
- Увеличивается пассивный словарный запас;
- На ребенка не оказывают давления.
- Тренируется память.
Минусы:
- Если прекратить занятия, изученное быстро забывается.
- Требуется много усилий и времени от родителей, чтобы подготовить материал и организовать регулярные занятия.
- Ребенок привыкает к пассивному получению информации, не учится добывать ее самостоятельно.
- На занятиях не задействованы обоняние, осязание, не развиваются творческие способности, воображение, аналитическое мышление, фантазия.
- По заключению Американской академии педиатрии, эффективность методики не подтверждена.
Что почитать родителям:
- Гленн Доман «Гармоничное развитие ребенка»;
- Гленн Доман, Джанет Доман «Ключевые идеи книги: Как обучить вашего малыша математике. Ласковая революция»;
- Гленн Доман, Джанет Доман «Ключевые идеи книги: Как научить своего малыша читать».
Какие ошибки допускают родители, занимаясь ранним развитием ребенка?
Есть две главные ошибки, которые актуальны и сейчас, и сто лет назад, да и, наверное, в течение всей истории человечества.
Первая ошибка раннего развития — решить все за ребенка. Некоторые родители еще до рождения малыша «знают», кем он вырастет, и прикладывают все усилия для достижения своей цели, невзирая на желания и склонности крохи. Эта стратегия поведения подпитывается историями успеха, как упорный папа воспитал теннисиста с мировым именем или настойчивая мама сделала из своей дочери популярную певицу
Важно понимать, что на один такой счастливый случай приходятся сотни и тысячи неизвестных сломанных судеб. Родителям нужно выявлять и развивать одаренности малыша, но никак не насаждать их против воли ребенка
Вторая ошибка — считать малыша глупее себя. Конечно, на стороне родителей опыт и знания, зато у крохи есть открытый, чистый, свободный от стереотипов ум. Вдумайтесь в перлы своего ребенка — ведь иногда маленький философ выдает потрясающие своей глубиной и нетривиальностью высказывания! Пожалуйста, не загубите в нем прекрасную способность сомневаться и мыслить вне шаблонов. Всегда помните, что методики раннего развития не должны наполнять мозг малыша готовыми решениями, они должны учить его их искать.
Подготовка к школе с трёх лет
— Стоит ли отдавать маленького ребёнка на всевозможные «развивалки»? Сейчас предлагают «подготовку к школе» буквально с трёх лет.
— Трёхлетнего ребенка нельзя подготовить к школе. Но если ребенок не ходит в детский сад, то водить его на какие-нибудь занятия — неплохо
Причём совершенно неважно чему там учат: фольклорному пению или кубикам Зайцева. Главное, что получает ребёнок — социализация
Он учится контактировать с детьми, с чужими взрослыми, выполнять какие-то инструкции от чужого взрослого, как-то соотносить свою жизнь с жизнью других людей. Ничего плохого в этом нет.
Если ребенку нравится на этих занятиях, пусть ходит. Занятия надо выбирать поближе к дому, чтобы они были хорошо оборудованы. То есть, если рядом есть хорошо оборудованная Вальдорфская группа или группа Монтессори и плохо оборудованная, с плохим оповещением и неудобным расписанием группа подготовки в элитный лицей, я бы выбрала Вальдорфскую группу. Здесь важны люди, которые этим занимаются и то, пространство, в котором всё происходит.
Но, честно говоря, я не вижу никакой разницы между детьми, которые в детстве посещали такие группы и теми, которые их не посещали. Особенно к концу начальной школы эта разница вообще никак не заметна.
Фото: zapiskiprofana.ru
— Какие ошибки совершают родители, стремясь подготовить ребёнка к школе?
— Точно не нужно с ребенком заранее проходить школьную программу, потому что ему потом будет просто не интересно учиться. В школе на первых порах может возникнуть иллюзия, что ребенок что-то умеет, а на самом деле он получил поверхностную информацию и у него не сформировался навык правильных действий. И вновь проскакиваются, выпадают какие-то этапы развития. Но есть вещи, которым лучше обучаться медленно, чем быстро. Именно в том темпе, который предлагает начальная школа, ничего не форсируя.
Детей, которые проходили обучение ускоренными темпами, нередко рано отдают в школу или они перескакивают через классы. В итоге они оказываются в старшей школе раньше, чем их сверстники. Возникает действительно серьезная проблема: во-первых, ребенок ни эмоционально, ни психологически, часто и интеллектуально не готов к той программе, которую предлагают в старшей школе, не готов к предлагаемой модели обучения, к модели отношения между учителями и учениками. Притом, что он может быть прекрасно развит, он оказывается неуспешным просто потому, что еще – маленький. Нередко начинаются эмоциональные проблемы в отношении с гораздо более старшими одноклассниками, которые, в отличие от него, уже вступили в пубертатный возраст.
Если у ребенка есть потребность познавать что-то новое, то лучше реализовывать её не опережая школьную программу, а занимаясь другими сферами человеческой деятельности за пределами школы.
Бесплатный или частный детский развивающий центр – что лучше выбрать?
Бесплатные детские развивающие центры найти очень тяжело. Зато есть множество частных детских развивающих центров. Если не хотите развивать малыша бесплатно, то можно воспользоваться интернетом, подобрать подходящие задания и упражнения и заниматься с ребенком самостоятельно. Правда, есть большой минус: отсутствие детского коллектива.
Если все-таки вы найдете бесплатные центры для развития детей, то:
- Уровень преподавания будет явно намного ниже, чем в платных;
- Обстановка и игрушки — не высшего качества.
К плюсам можно отнести то, что:
- Малыш будет находится в компании детей;
- Отсутствие платы за обучение.
Детский развивающий центр, где придется платить за услуги, имеет ряд преимуществ:
- Доброжелательные опытные педагоги (ведь им за это платят неплохую зарплату);
- Качественный ремонт помещений (светло, тепло, сухо);
- Множество доброкачественных развивающих игрушек;
- Индивидуальный подход к ребенку.
К минусам можно отнести только одно: стоимость занятий.
Кстати, во многих платных центрах . Поэтому у вас есть возможность сравнить обучение в платном и бюджетном варианте.
Любящая мама – лучший педагог
Появление оплачиваемого декретного отпуска по уходу за ребёнком разгрузило, а во многих детсадах даже упразднило ясельные группы. Теперь мамочки получили возможность, без потери рабочего места, постоянно находиться рядом с малышом.
Это сейчас про раннее развитие ребёнка можно узнать всё: созданы детские сайты, дающие всевозможные рекомендации и программы занятий; блоги, где родители делятся своим опытом и методиками; открылись центры раннего развития детей от 1 года, и т.д.
Но что бы там ни говорили и ни писали, главным воспитателем для малютки была и остаётся мама, чьё любящее сердце и интуитивное материнское чутьё улавливает любые изменения в настроении и потребностях её малыша. Она лучше, чем любой детский психолог поймёт, что нужно ребёнку в настоящий момент. И мамы замечают, что кроме базовых потребностей в еде, сне, любви и ласке, у малышей имеется огромная потребность в собственном развитии.
#9. Быть более продуктивным
Мое определение: Использовать 24 часа каждого дня на полную.
Это достаточно неоднозначный навык, поскольку сама по себе продуктивность — довольно абстрактная концепция. Ключевая метрика прогресса здесь — сэкономленное время, а также качество и количество достигнутых результатов.
Быть более продуктивным — это не про работу. Это про важные для вас занятия: время с семьей, встречи с друзьями, работа, развлечения.
Поднавыки
- четко обозначить свою страсть/свое предназначение
- четко обозначить свои ценности
- сделать установку на личностный рост
- развивать самоанализ
- концентрироваться
- входить в состояние потока
- достигать “эффекта бесконечности”
- создавать SMART цели
- действительно понимать принцип Парето (правило 80/20)
- использовать матрицу Эйзенхауэра
- планировать карьеру
- освоить тайм-менеджмент
- учиться учиться
- иметь KPI
- освоить максимальную скорость мышки/трекпада
- быстрее печатать на компьютере или телефоне
- и многое другое!
Моя история про продуктивность
Проработав 13 лет в профессиональной разработке софта, я приобрел ряд навыков, благодаря которым работал на компьютере более продуктивно, чем большинство людей.
Годы спустя, когда я погрузился в самоанализ, я осознал, что владею этими навыками, и начал еще более активно их использовать. Именно тогда я решил начать писать на Medium. Моя первая статья была посвящена именно советам по продуктивности.
Как научиться быть продуктивным?
Я предлагаю начать с тех поднавыков, которые помогут развить самоанализ. Научитесь определять свои ценности/страсти/цели, возьмите курс на личностный рост, освойте матрицу Эйзенхауэра
Почему это важно? Отличный ответ на это дает Питер Друкер:
Оглядываясь назад, могу сказать, что это лучший совет.
Далее, убедитесь, что понимаете принцип Парето и начните применять его во всех сферах жизни. Кроме того, научитесь ставить SMART цели.
Теперь, когда вы владеете базовыми навыками ускорения продуктивности, можно перейти к конкретике.
Если вы часто работаете на компьютере:
- Научитесь использовать мышку/трэкпад на максимальной скорости
- Научитесь быстро печатать вслепую
- Выучите ключевые горячие клавиши в вашей операционке, а также в программах, которыми часто пользуетесь.
Вначале будет казаться, что вы работаете даже медленнее, но буквально через неделю вы войдете в ритм. Благодаря лишь этим навыкам, я работаю на компьютере в 2-3 раза быстрее, чем 90% людей. Стоит вложить в это время и силы.
Ресурсы
Бесплатные
- Статья: 34 Quick Tips for a More Productive 2019
- Статья: Completely and Consistently Smash Your Goals with The Limitless Effect
- Инструмент: Limitless Calendar
- Статья: Smart Goals
- Статья: Eisenhower Matrix
- Курс: Learning to Learn (бесплатно)
- Книга: How we Learn (реферальная ссылка)
- Статья: Pareto Principle
- Статья: How To Move Around Your Mac At The Speed Of Light
Методика Никитиных
В 1960-е годы семья Никитиных прославилась на весь СССР, благодаря эксперименту по воспитанию своих семерых детей. Инженер-авиатор Борис Никитин увлекся идеями Антона Макаренко, а его жена, Елена Никитина, поддержала мужа.
Существующая система садов и школ их не устраивала, поэтому школу своей мечты Никитины создали дома. Они разработали советы по кормлению, лечению, закаливанию детей, придумали логические игры, самые известные из которых — кубики Никитина.
Борис Никитин выступал за раннее начало развития и даже сформулировал теорию о «НУВЭРСе» — необратимом угасании возможностей эффективного развития способностей. Если у ребенка нет условий для развития, он не использует свой потенциал, начинается необратимый процесс деградации, и возможности утрачиваются.
Девиз: «Дать свободу естественному развитию ребенка».
Возраст: с первых дней жизни.
Что развивает: здоровье, физические способности, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность.
Основные принципы:
- Естественная физическая культура тела.
Минимум одежды и лекарств, много природы, спорта с раннего возраста.
- Раннее начало.
Развитие способностей с первых месяцев жизни.
- Правильно организованная домашняя среда.
В доме должна быть мастерская, спортзал, библиотека — все для гармоничного развития.
- Родительская поддержка.
Обязательное участие родителей в жизни детей, играх, соревнованиях.
Плюсы:
- Много внимания физической активности и здоровью.
- Игры рассчитаны на детей с разными способностями, построены по принципу «от простого к сложному».
- Развивается логическое и образное мышление.
- Воспитывается самостоятельность, умение преодолевать трудности в детях.
Минусы:
- Некоторые методики выглядят довольно экстремальными. Например, закаливание включает хождение босиком по снегу, обливание ледяной водой.
- Домашнее обучение вызывает проблемы с социализацией. Дети Никитиных переходили из класса в класс с опережением, были младше одноклассников и тяжело общались.
Что почитать родителям:
- Сайт семьи Никитиных;
- Елена Никитина «Родителям XXI века. Как воспитать здорового ребенка»;
- Елена и Борис Никитины «Мы, наши дети и внуки»;
- Борис Никитин «Интеллектуальные игры».
Материалы по теме:
- 7 принципов осознанного родительства
- Раннее развитие? Как заниматься, чтобы не навредить ребенку
Развивающие методики для детей с 1 года до 3 лет
Система развития Марии Монтессори
Пожалуй, одной из популярнейших методик раннего развития малыша является именно Монтессори. Главный ее принцип — создание для детей подходящей среды, где они могут самостоятельно изучать мир. Педагог играет лишь роль помощника, но не инициатора, который не вмешивается без необходимости в дела ребенка, но и не отказывает в просьбе о помощи.
С года до трех лет — самый ранний возраст для начала занятий. Вообще группы Монтессори чаще делят на младшую, где детям от 1 до 6 лет, и старшую — от 7 лет. Благодаря разновозрастности малыши контактируют с детками постарше и активно помогают друг другу.
В оригинале система Монтессори следует достаточно строгим ограничениям, например, отказ от ролевых игр, чтения сказок. Для обучения необходимо создавать определенную среду, использовать дидактические материалы. Что-то можно сделать и самостоятельно, но, если хочется следовать именно этой методике раннего развития детей от года, лучше найти центры с педагогами, которые будут основаны на данном принципе обучения и оснащены соответственно. Можно совмещать понравившиеся моменты системы обучения с другими современными методиками раннего развития, если нет цели строго следовать всем заветам.
Подход Монтессори хорош тем, что учит ребёнка в первую очередь самостоятельности и самодисциплине. Обучение проходит под лозунгом: «Помоги мне это сделать самому!»
Методика Масару Ибука
Также среди методик раннего развития детей от одного года у многих на слуху книга японского автора под названием «После трех уже поздно». В ней Масару Ибука излагает свою точку зрения на воспитание и обучение малышей, считая, что дети от природы имеют большое желание учиться всему новому, главное, чтобы их интерес не подавлялся множеством игрушек.
Лучше выбирать в качестве дидактических материалов наследия мировой культуры в виде стихов, классической музыки и полотен великих творцов.
Система раннего развития малышей от Масару Ибука рассчитана на японский менталитет, где людям свойственно созерцание, послушание и почтение, что в целом не всегда вяжется с нашими привычными взглядами на мир и воспитание.
Развивающие пособия «Школа семи гномов»
Сборники книг «Школа семи гномов» — это по сути лучшие методики раннего развития в одной коллекции. Обучение направлено на всестороннее развитие ребенка, имеет классификацию по возрастам, разные тематические задания с пояснениями для родителей, которые поначалу нужно выполнять вместе с детьми, а в старшем возрасте можно доверить им делать все самостоятельно.
Важно учесть, что потребуется приобретать материал для каждого возраста отдельно и уделять время на занятия. Несмотря на то, что пособия рассчитаны с рождения и до школьного возраста, наибольшую актуальность приобретают для детей от года, когда ребенок начинает проявлять больше инициативы в обучении
Развивающие методики для детей от 2 лет не особо отличаются от тех, что описаны ранее для малышей. В них лишь усложняются и более тщательно прорабатываются уже изученные темы и приемы, дается больше свободы для самостоятельных действий.
#8. Играть на гитаре
Автор фото Jefferson Santos на Unsplash
Мое определение: Научиться играть на музыкальном инструменте.
Самый популярный инструмент, на котором хотят научиться играть участники SkillUp your Life — это гитара. Под гитару можно спеть столько песен! И разве не круто взять и сыграть на семейных посиделках или в компании друзей? Да и гитар такое разнообразие, что найти подходящий инструмент не составит труда.
К тому же, научившись играть на гитаре, вы сможете быстро освоить большинство струнных инструментов.
Поднавыки
- Терминология
- Типы гитар
- Стили игры на гитаре
- Как читать ноты
- Как правильно держать гитару
- Как правильно ставить и перемещать пальцы
- Основные виды гитарного боя
- 4 самых популярных аккорда
- Играть одну песню
- Играть в одном стиле
- И многое другое!
Моя история про гитару
О боже, даже неловко рассказывать…
Я много лет собирался освоить гитару. По правде сказать, у меня в жизни было две гитары. Одна даже до сих пор лежит где-то в Колумбии. Мне никогда не хватало терпения научиться играть. Когда я был моложе, я пытался освоить гитару самостоятельно, но тогда не было такого разнообразия учебных ресурсов, как сейчас. Нужно было либо нанимать учителя, либо усердно заниматься самому, подгружая аккорды через супер медленный интернет.
Когда в 17 лет я познакомился со своей будущей женой, мне казалось, что гитара делает меня круче. Играть я, конечно, не мог, но этого она не знала — так что я все-таки был «крутым»
Как научиться играть на гитаре?
Собственно, я бы начал с освоения базовых поднавыков, которые я перечислил выше, прямо по порядку.
На теорию (первые 4 поднавыка) я бы потратил максимум неделю: этого хватит, чтобы запомнить все, что нужно (здорово помогают приложения типа Anki). Одновременно с этим, я бы легко пробежался по азам обращения с гитарой: как держать инструмент и как перемещать пальцы.
В следующую неделю я бы закрепил эти навыки, а также изучил бы 4 самых популярных аккорда и базовые техники боя.
Далее я бы постарался максимально хорошо отточить изученное ранее. Я бы начал искать песни под 4 известных мне аккорда. Скорее всего, я бы пока не погружался в ноты — просто смотрел бы видео и пользовался табулатурами.
После этого я бы начал постепенно разучивать разные песни.
Воспитание ребёнка до года. Трудные дети
Многие родители любят сравнивать своих детей с чужими. Они следят за тем, как быстро появляются новые навыки у соседских детей или же у их собственных, сравнивают характеры. И некоторые родители открывают для себя, что их ребёнок трудный.
В одной книге я как-то вычитала, что нет трудных детей. Есть дети с повышенными потребностями. Согласитесь, не очень хочется признавать своего любимого малыша беспокойным, капризным или трудным. А вот когда речь идёт о повышенных потребностях ребёнка, ситуация принимает другой оборот. Выходит, у каждого ребёнка свой собственный уровень потребностей. У некоторых детей он может быть повышенным. Такие детки требуют постоянного внимания родителей, нервно реагируют на смену обстановки или появление в их окружении новых людей. Они не могут сами успокоиться или заснуть и очень энергичны. При этом родители никогда не знают, чего ожидать от них и всё время ищут новые способы успокоить и развлечь. И это совершенно не значит, что с ними нужно бороться и пытаться сделать их «нормальными».
Более того, считается, что ребёнок, который в детстве «купается» во внимании родителей (а что ещё родителям остаётся), вырастает более уверенным в себе, знает, чего хочет от жизни, и умеет достигать своих целей.
Общение с таким ребёнком для его же родителей – ценный опыт. Они учатся удовлетворять потребности их чада разными способами, привыкают к жизни в тесном контакте с малышом. Самое главное, помнить, что нужно получать удовольствие от общения с ребёнком и не принимать всё близко к сердцу. Со временем, когда ребёнок будет более самостоятельным, родителям будет даже не хватать той тесной связи, к которой они привыкли.
Методика М. Монтессори
Становление методики произошло еще в XX веке, и было названо в честь её создателя – Марии Монтессори. Она является одной из самых популярных методик среди родителей и педагогов и предполагает подбор индивидуального подхода к каждому ребёнку. Главные составляющие методики – ребёнок как центральная фигура, педагог и среда для самостоятельного обучения. Взрослый в этой иерархии занимает позицию наблюдателя и старается не вмешиваться в естественный процесс развития ребёнка, если только он сам не попросит помощи.
Помещение, в котором обучается ребёнок, делят на зоны для создания развивающей среды: сенсорную, математическую, речевую, практическую (для жизни) и космическую. В этих зонах ребёнок может самостоятельно ориентироваться и использовать их по своему усмотрению. Группы по Монтессори набираются из детей разных возрастов, что наилучшим образом сказывается на отношениях для детей дошкольного возраста от самых маленьких до более взрослых.
К основным преимуществам методики относятся:
- развитие малыша самостоятельно, без навязывания взрослыми своих идей;
- развитие свободного человека, который уважительно относится к свободе других людей;
- развитие сенсорных навыков, непосредственно влияющих на хороший уровень интеллектуального развития;
- развитие навыков самообслуживания и самодисциплины;
- наличие разнообразных дидактических пособий по Монтессори.
Несмотря на существенные плюсы методики, существуют значительные недостатки:
дороговизна пособий (однако, есть возможность самостоятельного изготовления);
основная направленность методики – развитие интеллекта, сенсорики и логического мышления, при этом не уделяется внимание творческому и социальному развитию ребёнка;
отказ от игрушек, сказок, сюжетно-ролевых игр, которые, по мнению автора, не являются важными для развития детей;
возможны трудности для дошкольников при дальнейшем традиционном обучении в школе, где необходима дисциплина и чёткое следование правилам взрослых.
Есть ли эффективные методики раннего развития способностей к иностранным языкам?
Почему взрослому человеку бывает сложно выучить иностранный язык? Потому что язык — это не только слова и правила, но и определенный образ мысли, перестроить который во взрослом возрасте очень непросто. У ребенка все происходит иначе, потому что в его голове нет никаких языковых настроек. Дети, выросшие в двуязычных семьях, без особых усилий становятся билингвами, т.е. свободно владеют обоими языками. Этот «лайфхак» раннего развития известен уже давно, и в дореволюционные времена зажиточные российские семьи специально нанимали для своих детей гувернанток и нянь из Франции, Германии или других стран.
Если в вашей семье все говорят на русском, а выписывать заморскую гувернантку вы не собираетесь, сначала дайте малышу освоиться с родным языком, а обучение второму начинайте примерно с трех лет. Уроки должны проходить в игровой форме, полностью исключать любую зубрежку и наказания. Лучше всего раннему развитию способностей к языку способствует погружение в языковую среду. Прогресс малыша будет наиболее заметным, если он будет ходить в английский детский садик, используя новый язык для насущных задач коммуникации со сверстниками и воспитателями.
И не забывайте об одной очень важной детали: если вы решили обучать ребенка иностранному языку, останавливаться нельзя. Любой перерыв неизбежно обернется откатом в знаниях, и затем придется потратить время, чтобы вернуться к достигнутому ранее уровню
Заключение
Я надеюсь, что эта статья поможет вам освоить навыки, популярные в 2019. Любой из этих навыков можно превратить в профессию, но они полезны и в смежных областях. К тому же, сам процесс обучения очень увлекательный, если у вас правильный настрой.
Ниже я собрал универсальные советы, которые помогут вам при освоении любого из навыков. Начинайте обучение каждому навыку с освоения поднавыка, который кажется вам самым полезным. Используйте ресурсы из списка или находите их сами.
Еще хочу подчеркнуть, что освоение новых навыков не обязательно должно быть скучным и трудоемким. И вы удивитесь, сколько всего можно изучить буквально за 15-20 часов осознанной практики!
Вот я танцую сальсу после 18 часов практики:
Изучение всех этих навыков полностью перевернуло мою жизнь. Я больше не застенчив. Я стал более открытым и интересным. Я общаюсь на более глубоком уровне. Я больше зарабатываю. Я стал здоровее и счастливее.
И вам я желаю того же. Так что начинайте свой путь сейчас. Станьте тем, кем хотите стать. Все начинается с освоения одного простого навыка. Добро пожаловать в наш клуб!
У вас точно получится!