FAQ
– Как перестать нервничать во время беременности?
– Чаще всего нервозность во время беременности и после родов у молодых мам связана с дисбалансом гормонов или избытком прогестерона (плаксивость). В этом случае лучше обратиться к гинекологу, который назначит лекарства, снижающие раздражительность.
– Как сохранять спокойствие в отношениях?
– Для начала разберитесь, что именно вас раздражает. Это привычки человека, с которым вы хотите поддерживать отношения, его внешность или поведение. Когда вы определитесь с этим вопросом, можно построить диалог приблизительно на тему “Не бросай сюда свои носки, они портят вид комнаты и издают неприятный запах”. Помните, что конструктивный диалог помогает наладить и улучшить отношения.
– Как не нервничать в школе?
– Часто подросткам становится тяжело учиться из-за “чрезмерных нервов”. Это связано не только с перестройкой организма, но и с объективными причинами. Чтобы убрать эти причины, есть несколько рекомендаций:
открывайся взрослым людям, которым доверяешь, не держи переживания в себе;
научись концентрироваться на важном, не распыляясь на много дел;
разреши себе ошибаться – каждый человек имеет право на ошибку, нет идеальных;
не гонись за оценками – знания важнее;
настройся на позитив – в конце концов, даже если вас съели, у вас есть 2 выхода;
решай проблемы по мере их поступления, перестань себя накручивать;
обязательно отдыхай!
– Как научиться не нервничать в стрессовых ситуациях?
– Стрессы могут выбрасывать нас из привычной колеи, но только от нас зависит, как мы на них будем реагировать
Важно научиться мыслить позитивно, искать хоть капельку хорошего даже в самой плохой ситуации. Тогда будет легче переживать любые стрессы
– Как не нервничать в онлайн-играх?
– Сугубо мое личное мнение – не играть! А если по теме, то настройте себя, что это всего лишь игра. Пусть важная, пусть рейтинговая, пусть вы красавчик и без заслуженных баллов перестанете себя уважать – учитесь жить реальной жизнью, учитесь уважать себя за то, какой вы есть, а не за заслуги в играх.
Признаки детской депрессии:
В суете рабочих дней родители не всегда успевают полноценно общаться с детьми. Но заметить негативный настрой можно и за короткий промежуток времени
Обратите внимание на следующие симптомы:
- снижение интереса к любимым занятиям (к учебе или хобби)
- нарушение сна (например, вечером не может долго уснуть или просыпается несколько раз за ночь)
- изменение веса (набор лишних килограмм или похудение)
- состояние повышенной усталости
- перебои в аппетите, длительный отказ от еды
- чувство вины или стыда
- рассеянность, не может сосредоточиться на конкретном задании
- нежелание общаться с кем-либо
- мысли о суициде
В течение дня симптомы могут проявляться не сразу, а постепенно: подросток просыпается с хорошим настроением, завтракает, с удовольствием собирается в школу. Сталкиваясь с трудностями на занятиях или общаясь со сверстниками, он начинает заполнять себя негативными эмоциями. Часто происходит зацикливание на своих переживаниях, замыкание в себе; может придя домой, сидеть неподвижно, смотреть в одну точку, отказаться от еды. В такие моменты подростки часто жалуются на окружающих, критикуют любую ситуацию, замечают только негативную сторону, не видя позитивных нот.
В голове поселяется мысль (я некрасивый/ толстый/скучный/ у меня нет друзей/ меня никто не любит/я никому не нужен), которая сопровождает его на протяжении подавленного состояния. Постоянно думая об этом, он не может спокойно уснуть, что приводит к нарушению сна.
Депрессия у детей сопровождается внезапным всплеском хорошего настроения — ребенок радуется, шутит, общается. Но через час снова сидит уставший, грустный, недовольный.
Что необходимо делать родителю, чтобы ребенок не боялся проигрывать?
1) Подавайте правильный пример. Если вы тяжело переживаете поражения, психуете, плачете и негативите – ребенок, скорее всего, будет делать также. Он учится у вас. Настрой в семье задаете только вы своим собственным паттерном.
2) Станьте контейнером для детских эмоций. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку в любых условиях; он должен знать, что нужен и важен не только тогда, когда вышел победителем. Будьте «жилеткой» и праведным другом своему чаду.
3) Учите действовать снова и снова, мотивируйте на свершения. Не давайте бросать дело после очередного поражения, учите ребенка идти до конца, ведь он идет не один, а вместе с вами.
4) Помогайте отпускать ситуацию
Переключайте внимание ребенка на что-то другое, чтобы горечь от поражения не затуманивала разум. Предлагайте новые увлечения и развивайте сильные стороны.
5) Хвалите много и часто. За любой новый шаг и маленький успех, за старание, желание и участие. И не задавайте высоких планок – они нужны разве что только вам и совершенно точно не нужны вашему ребенку.
6) Совместно находите плюсы. И проговаривайте их, опираясь на пользу/выгоду/позитивные моменты.
7) Донесите до ребенка, что проигрывать — это нормально, не всегда можно быть только победителем. Проигрыш не означает, что ребенок стал плохим. Вы любите его в любом случае, независимо от того, получилось у него что-то или нет.
Позитив
Растительное многокомпонентное успокоительное средство для улучшения работы нервной системы при повышенных психоэмоциональных нагрузках. Препарат «Позитив» назначают при беспричинной тревоге, длительном стрессе, для улучшения настроения днем и при ночной бессоннице. В составе капсул «Позитив» ‒ элеутерококк, женьшень, гинкго билоба. Все эти натуральные компоненты мягко воздействуют на нервную систему. Принимать препарат нужно утром во время еды, курс лечения – две недели (можно повторить через 1-2 месяца). Среди противопоказаний – серьезные проблемы с сердцем, гипертония, беременность.
Позитив
В-МИН+, ООО, Россия
В качестве БАД к пище – источника триптофана, элеутерозидов, панаксозидов, флавоноидов, дополнительного источника селена, витаминов (В6, В12, фолиевой кислоты), содержащей 5-гидрокситриптофан.
от 214
Причины депрессии у детей и подростков:
Депрессия у ребенка никогда не возникает на пустом месте. Всегда существуют предпосылки к такому состоянию. Скорее всего, подросток столкнулся со стрессовой ситуацией, и в силу своего возраста, не смог ее правильно принять и пережить. А этого вполне достаточно для неокрепшей детской психики.
К основным причинам можно отнести:
Гормональные перестройки – процесс «бурный» и длительный. Созревание половой системы сопровождается высокими эмоциональными нагрузками: раздражение, тоска или повышенная тревожность. Как правило, этот период проходит через 2-4 года. За это время накопленный стресс может легко перерасти в серьезное расстройство.
Реалии взрослого мира – приходит понимание того, что мир, который он видел детскими глазами, не такой добрый и безоблачный, а полон жестокости и несправедливости.
Юношеский максимализм — подростку кажется, что его игнорируют, не видят и не замечают. Все делится на черное и белое, плохое и хорошее. На этом фоне зарождаются конфликты с родителями и педагогами.
Семейные конфликты – дети остро реагируют на ссоры между родителями, тяжело переживают развод или сложное материальное положение. Тяжело, если он постоянно слышит критику в свой адрес или недовольства родителей, связанные с неуспеваемостью в школе.
Отсутствие друзей. Самое главное для подростка – это общение со сверстниками, среда общения, возможность разделить общие интересы с друзьями. В подростковом возрасте происходит эмоциональная эмансипация от родителей: если раньше ребенок делился своими переживаниями с родителями, то теперь может закрываться, не рассказывать о событиях дня и своих переживаниях
В целом, это нормально для подростка, но важно найти место, где такой обмен эмоциями будет происходить. Эмоциональный контакт подросток ищет со сверстниками, и если найти такой контакт не удалось, не произошло принятия в коллективе, установления дружеских связей — для подростка это очень болезненно и травматично
Он чувствует себя ненужным, неуспешным.
«Неидеальная» внешность – подростки склонны переживать, что выглядят не как все, имеют лишний вес (по его мнению), или проблемы с кожей обернут против них весь мир. Несоответствие пресловутым «стандартам красоты» или стандартам, принятым в конкретном коллективе (например, обязательно быть спортивным или одеваться в брендовую одежду) могут обернуться для подростка насмешками в коллективе, низкой самооценкой, анорексией и в итоге- депрессией.
Частые переезды – отрыв от сложившегося коллектива и его привычной зоны комфорта выбивают из колеи. Приехав на новое место, подросток сталкивается с трудностями в общении и создании новых связей, что конечно же влияет на его состояние.
Издевательства в школе – подростки часто проявляют неоправданную жестокость, которая оставляет свой отпечаток на психике.
Зависимость от интернета и компьютерных игр — в виртуальном мире быть успешным легко и просто, в реальном — это намного сложнее.
Усиленные нагрузки – некоторым детям тяжело дается школьная программа. А многие родители настаивают на посещении дополнительных занятий и кружков, считая, что это идет только на пользу. Такой ритм жизни создает дополнительную стрессовую ситуацию, которая не каждому под силу.
Безответная любовь или первый неудачный сексуальный опыт — переживания в таком состоянии отнимают много энергии, а поделиться переживаниями и получить поддержку -зачастую не с кем и неоткуда.
Что делать родителям?
Семейная атмосфера очень важна для формирования детской психики
Родители всегда обратят внимание на нестандартное поведение ребенка. Но что именно нужно делать, если начались проблемы с учебой или школьными друзьями?
Если вы обнаружили признаки депрессии, то эксперты советуют следующее:
- Разговаривайте в комфортной для него обстановке. Постарайтесь выяснить, что именно вызвало беспокойство и такой результат.
- Помогите укрепить его самооценку. Покажите ему, насколько он важен и значим для вас и окружающих.
- Узнайте о его увлечениях, чем он интересуется, что делает пока вы на работе.
- Ограничьте опеку, дайте почувствовать, что вы ему доверяете.
- Дайте право выбора, не стоит все решать за него.
- Постарайтесь не критиковать, а направлять на правильное действие.
- Исключите разговоры на повышенных тонах, постарайтесь не конфликтовать.
- Найдите общий интерес – это может быть совместная вечерняя прогулка или катание на велосипедах, или игра в футбол. Посещайте мастер – классы: рисуйте и творите.
Психологи советуют найти как можно больше точек соприкосновения
Ребенку важно чувствовать поддержку и заботу. Но не стоит забывать, что усиленная опека только навредит и осложнит ситуацию
Если вы понимаете, что ситуация не поддается вашему контролю, не затягивайте с походом к специалисту.
Как разговаривать, если подросток проявляет раздражительность
Перед разговором нужно успокоиться самим и уделить все внимание ребенку:
не торопиться, доказать важность общения;
не уговаривать, не читать нотации;
выслушать, не перебивая.
Часто взрослые, сами находясь в стрессе, выплескивают негатив на детей. Это развивает у подростков повышенную раздражительность, агрессию, низкую самооценку. Поэтому:
- уважайте любой выбор подростка;
- позволяйте принимать решение и проявлять инициативу;
- хвалите и часто разговаривайте, не осуждая;
- переключите энергию на спорт или другое полезное дело.
Узнайте типичные родительские ошибки в воспитании подростка.
Здесь приведены советы психологов, что делать родителям, если подросток трудный, и чего делать категорически нельзя.
Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений
Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.
Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.
Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.
Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.
Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.
Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.
Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.
Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.
Виды депрессии:
Реактивная – считается доброкачественным видом расстройства. Такое состояние характерно для подростков, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Например: развод родителей или смерть близкого человека.
Меланхолическая – характерно состояние угнетения и тоски, интерес ко всему потерян, часто сидит в своей комнате в одном положении либо медленно передвигается (заторможенность). На фоне этих симптомов развивается нарушение сна и аппетита. Для девушек характерен сбой в менструальном цикле. К затянувшейся меланхолии могут прибавиться суицидальные мысли.
Биполярное расстройство –характеризуется быстрой сменой фаз, иногда в короткие промежутки времени. Чем меньше возраст, тем короче фазы и могут составлять от нескольких часов, до 2-3 недель. Мания проявляется в виде агрессии и гнева. Психологи могут не заметить биполярного расстройства, сославшись на «подростковое изменение характера», поэтому рекомендуется привлечение специалиста более узкого профиля (клинический психолог, психиатр).
Дистимия – это длительное психическое расстройство, обычно преследует в течение года, возможно несколько лет. Ребенок выглядит пассивными и одинокими, не может сосредоточиться на выполнении конкретной задачи. Может сопровождаться нарушением сна и потерей аппетита. Это заболевание часто перетекает в хроническую форму, изредка прерывается сменой настроения.
Сильная (большая) депрессия — носит затяжной характер. Длится от полугода до 9 месяцев. Подросток печальный и раздражительный, его ничего не интересует. Симптомы могут быть не явными, например нарушение сна: родитель ссылается на усталость и загруженность. Некоторые дети начинают «заедать» это состояние большими порциями еды. Вот этот момент должен насторожить. Ситуация усугубляется мыслями, в некоторых случаях попытками суицида.
Следует обратить особое внимание, если все чаще слышите упоминания о смерти и суициде, например:
- Читает стихи и рассказы о самоубийстве, или начал сам писать на эту тематику
- Романтизирует смерть и самого умирающего.
- Шутит о смерти
- Прощается с близкими и друзьями как будто в последний раз
- Частые травмирования и порезы
- Слышите фразы: «Лучше бы я умер», или «Зачем я родился?» или «Выхода нет»
В этом случае действовать надо немедленно, и как можно скорее найдите специалиста для оказания помощи.
Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение
В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.
ЛИЛЯ БРАЙНИС,
социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»
1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.
2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться
Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи
Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.
3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей
Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать
Причины возникновения подростковой агрессии
Семейные причины агрессивного поведения подростков
Крайности в воспитании. В этом случае наиболее значимыми являются система воспитания и уровень уделяемого ребенку внимания
Причем одинаково опасными будут как излишнее внимание (гиперопека), так и его недостаток. В первом случае подросток бунтует, отстаивая таким образом свое право на свободу выбора — что одевать, с кем общаться и т.д
Во втором — выбирает тактику агрессивного поведения для привлечения внимания родителей. Точно так же тинейджер может пойти против правил, устанавливаемых строгими родителями или отвечать агрессией на вседозволенность.
Социальный статус и уровень жизни. Как и в случае с воспитанием, негативно повлиять на поведение подростка чаще всего могут либо бедность, либо обеспеченность его родителей. Так, к примеру, у некоторых детей может вызывать злость тот факт, что родители не в состоянии дать ему то, что он хочет. Это может быть дорогой телефон, мощный компьютер, модная одежда, разнообразный досуг и т.д. Точно так же немотивированную агрессию может спровоцировать противоположное положение вещей, когда у ребенка есть абсолютно все, что он захочет. В этом случае избалованный подросток просто считает себя выше других, что дает ему право (как он думает) вести себя вызывающе.
Насилие в семье. Агрессивное поведение подростка может быть ответом на агрессию, которую он видит в семье. И здесь может быть несколько вариантов развития событий: первый — он инстинктивно пытается защититься от жестокого родителя или родственника, второй — он его копирует. Не менее разрушительными для подростковой психики могут быть высмеивания и унижения его родителями перед другими людьми.
Ревность. Иногда ребенок в подростковом возрасте выбирает линию вызывающего поведения из-за ревности. Предметом подростковой ревности может быть новый член семьи: второй ребенок, появившийся в семье, новый избранник мамы (или избранница папы), его (или ее) дети.
Семейные традиции. Бывает так, что подростковая агрессия возникает из-за непринятия устоявшихся традиций в семье. Это может быть привычка проводить свободное время, манера одеваться, круг общения, выбор профессии или спутника жизни и т.д. С помощью агрессивного поведения подросток пытается сломать такие ограничения и выйти за их рамки.
Биологические причины подростковой агрессии
Юношеский максимализм. В подростковом возрасте ребенок отчаянно ищет себя, его ценности и установки меняются очень быстро, а восприятие окружающего имеет две оценки — либо плохо, либо хорошо, либо черное, либо белое. Полутонов в жизни подростка не бывает. Поэтому вовремя не скорректированная родителями новая модель поведения ребенка может обернуться протестом на любое несоответствие действительности придуманным им самим «нормативам».
Половое взросление. Буйство гормонов также часто сказывается на поведении тинейджеров, делая их неконтролируемыми. Причем их трудно контролировать не только родителям или учителям. Они сами не всегда способны усмирить свое влечение
Поэтому важно вовремя и правильно перенаправить эту молодую энергию в полезное русло — в танцы или спорт.
Личностные причины агрессии у подростков
- Неуверенность в себе. Довольно часто за маской агрессивного, бросающего вызов всему миру подростка прячется ребенок, отчаянно нуждающийся в поддержке и понимании. Именно неуверенность в себе, своих силах и возможностях заставляет его выстраивать вокруг себя стены отрицания и противодействия. Это же чувство толкает его самоутверждаться за счет более слабых или заслуживать авторитет перед более сильными.
- Чувство вины. Этот фактор может сопровождать уже упомянутую неуверенность в себе или быть ее следствием. Вызвать у подростка чувство вины очень просто. Более того, он может сформировать его сам. Но это не значит, что он признает это открыто. Многие подростки маскируют чувство своей неполноценности именно под агрессивным поведением.
- Обидчивость. Еще одна черта характера, которая провоцирует у сверхчувствительного человечка в период пубертата острую реакцию даже на самые безобидные вещи.
- Пессимистическое настроение. Недоверие к людям и жизни в целом, пессимистичный взгляд на вещи, которые окружают подростка, могут существенно повлиять на его поведение.
Причины трудного поведения подростков
Часто сложное поведение — это реакция на стресс, проблемы и способ защититься. Трудное поведение может возникнуть по разным причинам, но в целом предпосылки можно объединить в пять больших пунктов.
Семья
Семья влияет на поведение ребёнка через собственные характеристики и практики воспитания. Физическое и психологическое жестокое обращение, культ силы в семье (часто мужской), постоянные конфликты в семье приводят к недостатку доверия и привязанности у ребёнка. Он может страдать от низкой самооценки и низкой удовлетворённости жизнью (ВОЗ).
При этом, как бы родители не прививали ребёнку здоровые привычки в общении (нельзя бить, оскорблять, кричать), в первую очередь он будет копировать поведение членов семьи (Singh, 2011)
Взрослым важно скоординированно рассказывать и показывать, что правильно, а что — нет. Например, если один родитель перебегает дорогу в неположенном месте вместе с ребёнком, а другой — строго переходит по переходу, то у ребёнка не сложится чёткого понимания, как нужно поступать в таких ситуациях, сколько бы бесед с ним ни проводили
Часто ребёнок может кричать или злиться как будто бы без видимой причины. Часто такая реакция связана с тем, что ребёнок испытывает недостаток внимания и таким образом пытается его привлечь. Если продолжить игнорировать это поведение или, наоборот, реагировать исключительно на него, то такое поведение может закрепиться, потому что оно сработало, и остаться у человека во взрослом возрасте (Lopez-Romero, Maneiro, Cutrín, Gómez-Fraguela, Villar, Luengo & Romero, 2019).
Школа
Ребёнок проводит почти каждый день в школе, поэтому школьная среда значительно влияет на его поведение. Например, буллинг, недостаток внимания со стороны учителей, отстранение от учёбы могут привести к школьной неуспешности. Дети, подвергшиеся буллингу, чаще прогуливают школу, меньше вовлекаются в жизнь класса, у них снижается академическая успеваемость (Buhs, 2005), а также могут привести к клинической депрессии (Ford et al., 2017) и суицидальным мыслям (Lardier et al., 2016).
Влияние сверстников и подходящие ситуации
Сверстники неизбежно влияют на поведение ребёнка, но есть ситуации, когда не поддаваться деструктивному влиянию оказывается намного сложнее. Например, детям, у которых мало друзей, намного сложнее отказываться и давать отпор сверстникам, потому что они боятся потерять и так небольшой круг общения. Также больше подвержены влиянию младшие дети, которые общаются со старшими. Девочки чаще подвержены влиянию со стороны небольшого количества человек, в то время как мальчики склонны быть восприимчивыми к силам группы. Это связано с тем, что мальчики дружат группами, в то время как девочки ориентированы на то, чтобы ладить с тем или иным конкретным человеком (Laursen, 2013).
Особенности социализации
Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, им предъявляют разные требования и ожидают разного поведения, и это называется гендерная социализация.
За девочками намного сильнее присматривают, чем за мальчиками; девочек учат избегать опасности, а мальчиков поощряют к рискованным действиям, которые могут привести к правонарушениям (Messerschmidt J., 1993). В мальчиках также чаще воспитывают агрессивность. Агрессивные и контактные виды спорта часто считаются более престижными среди мальчиков. В детстве насилие и агрессия становятся способами выражения эмоций у мальчиков (Н. К. Радина, А. А. Никитина, 2011). Затем насилие используется как инструмент укрепления власти, особенно если что-то угрожает восприятию собственной маскулинности.
Черты личности, неврологическое развитие
Индивидуальные психологические и поведенческие характеристики также могут вызывать трудное поведение, например импульсивность или неспособность отсрочить наслаждение, агрессию, низкий уровень эмпатии и неусидчивость (Farrington, 2002). Другие факторы риска могут быть заметны уже в детстве: агрессивное поведение, задержка речи или нарушение функций речи, отсутствие контроля собственных эмоций, жестокость к животным (Walklate, 2003).
Формы и виды проявления агрессии
Среди основных видов агрессивных реакций, которые чаще всего можно встретить в современной младшей школе, можно выделить: физическую и вербальную агрессию, обидные прозвища, порча другого имущества, лишение денег, косвенную агрессию, аутоагрессию, последняя часто, как показывают исследования, возникает из-за чувства вины у ребенка.
Согласно мнению Г. Парена, можно выделить две формы проявления агрессии: инструментальную (недеструктивную) и враждебную (деструктивную). И если инструментальная агрессия носит позитивную направленность, поскольку направлена на достижение цели и удовлетворение желания, является способностью к адаптации и сменяется конструктивными способами достижения цели, возбуждает ребенка к здоровой конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов, способствует развитию познания и способности полагаться на самого себя, то деструктивная агрессия носит негативную направленность, поскольку в основе ее лежит желание причинить оппоненту вред и получить от этого эмоциональное удовлетворение.
Результатом деструктивной агрессии является конфликты, снижение адаптивных возможностей ребенка, снижение вербального общения, настороженность и враждебное отношение к окружающим.
Проанализировав ряд научных источников по данной проблеме, следует отметить, что исследователи выделяют также еще один вид агрессии младшего школьника – реактивную агрессию, проявление которой наблюдается в ситуации защиты своих интересов, удовлетворения своих потребностей или желаний.
Агрессию и агрессивное поведение можно заметить, ведь это поведение ребенка, на которое постоянно обращают внимание родители и учителя и сами дети, пытаясь жаловаться классному руководителю на агрессивное поведение одноклассника, или проявлять агрессию в ответ, или просто избегать агрессора. Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте проявляется в вспышках раздражительности, непослушания, гиперактивности, детской жестокости, вспышках гнева, ярости, лживости, жалобах на других
Как показывают исследования последних лет, проявлениями агрессии в младшем школьном возрасте является:
1) агрессия как крайняя мера для удовлетворения своих потребностей, возможность привлечь внимание к себе взрослых. Это встречается в семьях, в воспитании придерживаются абсолютно противоположных стилей от гипер — до гипопротекции или при уменьшении внимания взрослого к ребенку;. 2) агрессия как усвоена на примерах поведение (агрессивное поведение родителей, влияние кинофильмов и прочее);
2) агрессия как усвоена на примерах поведение (агрессивное поведение родителей, влияние кинофильмов и прочее);
3) агрессия как неумение, неспособность блокировать негативные эмоции;
4) агрессия как качество личности;
5) агрессия как проявления гнева, злости, недовольства, протеста.
Можно выделить еще одно ее проявление – агрессия как самозащита и компенсация утраченного физического или психологического состояния.
Но взрослых больше всего волнует именно агрессия, которая причинила физический вред другому ребенку, а причины ее возникновения и психологический вред остается без внимания учителей и родителей. Психологическая сущность агрессивного поведения является вредной для обеих сторон участников конфликта. Если для агрессора это – отрицательное формирование самоуверенности в собственных силах (сильный всегда прав), то для жертвы – формирование ряда негативных эмоциональных состояний и реакций: страдания, страха, гнева, которые толкают ребенка на активные действия, направленные на устранение причины страдания.
Анализ литературы позволяет нам указать, что страдающий ребенок склонен к самодепривации и фрустрации, а это в свою очередь приводит к формированию определенного типа поведения: подавленно-агрессивного, пассивно-агрессивного, активно-агрессивного.
В рамках теории Е. Берна рассматриваются и определенные агрессивные стратегии, которые развивают агрессивное мышление, поскольку агрессор получает удовольствие от физического или психического доминирования над другими, получает контроль над ситуацией и провоцирует появление различных форм манипуляции другими, контроля над жертвой. Агрессивное мышление ориентировано на получение удовольствия от агрессивных проявлений и самозащиты.
Агрессия у младших школьников 7-11 лет проявляется в демонстрации силы, неповиновении требованиям старшего, доминировании интеллектуального, физического, материального типа, что вызывает манипулирования другими.
Чем опасно нервное перенапряжение
Хронический стресс вреден для здоровья, поскольку из-за нервного напряжения постоянно истощаются жизненно важные системы. Поскольку позже, во многих случаях, мы сожалеем о проявленных негативных эмоциях, мы начинаем искать способы успокоиться, как только чувствуем нарастающее напряжение. Кто-то в такой ситуации хватается за рюмку или сигарету, кто-то пьет антидепрессанты, а кто-то впадает в уныние.
Но это не выход из положения. Ни алкоголь, ни таблетки не решат проблемы, и только приведут к печальным последствиям. Нужно учиться справляться своими силами. Если человек знает, как справляться с плохими эмоциями, то очень вероятно, что он научится жить спокойнее, не подвергаясь стрессам.
Есть несколько простых советов, как быстро снять напряжение и восстановить душевное равновесие.
Что делать, если нервничаешь постоянно?
Найди причину нервозности. Если со здоровьем всё в порядке и организму хватает полезных веществ, причина кроется в другом. Часто нервы шалят из-за переутомления или личных и бытовых вопросов. Верный способ справиться с проблемами — переключиться на другое занятие. Хорошим антистрессом будет поход на культурные мероприятия, шоппинг, готовка или встреча с друзьями и т. д. Когда нервозность появилась из-за усталости, лучше оставить все дела на потом и выспаться, принять ванну либо сходить на массаж.
Питайся правильно. Твоя нервная система будет тебе благодарна, если ты будешь есть продукты с витаминами В (В1, В6, В9, В12), А, Е, Д
Не ограничивайся разовым отдыхом. Как говорится в пословице, в здоровом теле — здоровый дух. Поэтому регулярный сон, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и правильное питание решат проблему со стрессом.
Трудно сразу преодолеть нервозность. Придётся долго работать над собой. Надеемся, что наши советы станут хорошим стартом и помогут тебе справляться с волнением в любой жизненной ситуации.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу [email protected]. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Осложнения и последствия девиантного поведения
Подростковый период очень важен для формирования личности. От того, как подросток проживет эти годы, во многом зависит его будущее. Например, будет ли он страдать от алкогольной или табачной зависимости, вспышек гнева, проблем с законом, сложностей с самостоятельной жизнью.
Как мы заботимся о телесном здоровье наших детей — водим к врачам, лечим зубы, покупаем лекарства — точно также стоит позаботиться и об их психологическом здоровье. Своевременная коррекция девиантного поведения у подростка поможет избежать возможных проблем в будущем.
Конечно, проявления даже большинства из перечисленных девиаций не означает, что подросток обязательно вырастет в пропащего взрослого, но ему будет гораздо проще и приятнее жить, если вы поможете максимально мягко пройти через этот сложный период.