Как девочки играют в куклы

Варианты с куколками

Играть в дочки-матери с куколками сложно или нет? Рассмотрим самые популярные варианты.

  1. Малышка играет с куклами самостоятельно. Она придумывает различные ситуации. Такая игра развивает самостоятельность, ответственность и учит заботиться о близких. Зачастую ребенок переносит отношения в семье на ситуации, которые отображает в игре с куклами. Детям свойственно копировать некоторые слова и действия родителей. Не злитесь на ребенка, если вам что-то не нравится. Дайте девочке полную свободу действий в рамках игрового процесса.
  2. Необходимо распределить роли среди нескольких девочек. Они могут быть мамой, бабушкой, соседкой и т. д. В игре можно использовать любую ситуацию, которая происходит с детьми регулярно. Например, «мама» идет с «дочкой» в магазин за покупками. Потом они садятся в машину и едут домой. Затем готовят ужин и накрывают на стол. Выбирайте самые разнообразные сюжеты для игр. Это отлично развивает воображение ребенка.
  3. Как можно играть в дочки-матери еще? Вовлекайте в процесс мальчиков. Несмотря на то что игра рассчитана исключительно на девчонок, мальчишки тоже могут принимать в ней участие.

Приятной игры!

Куклы для девочек, машины для мальчиков — стереотипы для родителей

Есть такой стереотип: девочки должны играть в куклы и посудку, а мальчики — в машинки и солдатиков.

Мальчик поиграет в куклы, а потом станет говорить о себе в женском роде, Сейчас играет, а когда вырастет, будет жить с мужчиной, Мама спрашивает, что делать, если сын просит купить куклу, комментатор считает, что куклы не для мальчиков, из ответов Мэйл-руКомментатор переживает, что из-за кукол мужчины становятся немужественными, из ответов Мэйл-руБабушка переживает, что ребенок будет похож на девочку, когда он всего лишь повторяет за отцом. Комментарий к статье о том, как мама купила сыну футболку с блестками и Литл-пони

Стереотипы о том, что мальчики не должны играть с куклами, появляются из-за двух страхов родителей: мальчик станет гомосексуалом или просто женственным.

Как играют в куклы?

Куклы для девочек большие и маленькие — самые главные и основные игрушки, но и мальчикам игры в куклы будут полезны. Если мальчик или девочка играет в куклы, родителям полезно понаблюдать за этой игрой. Вы можете узнать много нового о своем ребенке, его переживаниях, страхах, проблемах.

Если вы хотите присоединиться, подождите, пока ребенок пригласит вас поиграть или спросите, можно ли присоединиться к его игре. Поинтересуйтесь, что будут делать куклы. Например, пойдут ли в поход, по магазинам, или будут наряжаться для большого праздника. В вашей игре могут участвовать куклы, выполняющие самые разные роли: кукла — мальчик, кукла — девочка, кукла — принцесса и т.д., в зависимости от сценария игры.

Будьте готовы потратить большое количество времени на одевание и раздевание кукол. Также вам, вероятно, придется делать различные прически для кукол. Но не сомневайтесь, вы получите большое удовольствие от игры в куклы. Ваш ребенок может проявить творческий потенциал, придумывая некоторые креативные наряды и прически, поддержите его в этом. Не стесняйтесь предложить сделать для кукол забавные вещи.

Знайте, что вы должны будете говорить и двигаться вместо кукол, с которыми будете играть. Это значит, что вы должны помнить имена кукол. Когда вы ведете куклу, не используйте прием «ножниц». Просто перемещайте ее вперед, словно она идет.

Начните разговор между одной из ваших кукол и куклой ребенка. Играйте по сценарию, который выберет ребенок, но не стесняйтесь что-то добавить или улучшить.

Помните — дети используют кукол, чтобы выразить эмоции и проблемы, которые они испытывают, но не могут объяснить. Это значит, что куклы могут драться, говорить неприятные вещи друг другу или расстраиваться. Не думайте, что ребенок ведет себя странно. Куклы помогают детям выплеснуть накопившиеся эмоции. Попытайтесь использовать одну из кукол, выполняющих роль родителя, чтобы выразить ваше мнение о том, что происходит. Вы можете найти решение проблемы в игре. Не навязывайте ребенку свое мнение о том, что куклы должны делать. Участвуйте, но не контролируйте игру.

Попробуйте весело провести время, делая одежду и мебель для кукол вместе с ребенком. Вы найдете много предметов в своем доме, которые будут полезны в этом деле.

Надеемся, мы достаточно полно ответили на вопрос о том, как играют в куклы взрослые с детьми, с тем, чтобы извлечь из этого процесса максимальную пользу.

Внимание! Куклы-модницы, имеющие большое количество нарядов и других аксессуаров, не предназначены для детей в возрасте до 3 лет, поскольку они могут содержать мелкие детали, которые способны стать причиной удушья ребенка

Какие куклы подойдут мальчику

И все же большинство психологов считает, что игра в куклы для мальчика не несет ничего плохого. Это всего лишь игрушка, с помощью которой ребенок познает окружающий мир и развивается. Что же из всего многообразия можно приобрести мальчику?

  1. В возрасте до года куклы должны быть максимально нейтральными по половой принадлежности. Оптимально выбирать пупсов и других кукол, похожих на младенца.
  2. Первая кукла должна быть из натуральных материалов, лучше всего тряпичная. Лицо игрушки без ярких эмоций – смеха, слез, агрессии. Нейтральное или добродушное выражение – самое подходящее. Это могут быть как куклы-мальчики, так и куклы-девочки.
  3. От 1,5 до 2 лет мальчишке вполне подойдут куклы из пластика, резины, текстиля или дерева. Черты лица должны быть реалистичные. Выражение – нейтральное или доброжелательное, опять же, без особых эмоций.
  4. Для мальчиков старше 4 лет стоит покупать кукол с явными гендерными отличиями. Это могут быть супергерои или деревянные куклы с профессиональной направленностью – строитель, лесоруб, спортсмен. А вот кукла Барби для мальчика – не подходящая игрушка.

Ни в коем случае нельзя стыдить мальчика, обзывать его девчонкой. Это может привести к развитию комплексов.

Отбирать кукол у мальчика тоже не стоит. В этом случае малыш может почувствовать себя виноватым. Он будет опасаться выбирать самостоятельно игрушки. В дальнейшем может сформироваться слабоволие и неумение принимать самостоятельное решение.

Территория детства. Мальчик играет в куклы

Если сын играет в куклы, то родители должны воспринимать это как естественный этап в психо-эмоциональном развитии ребенка, не препятствуя этому.

С чего начать?

Начинать играть с малышом можно уже в конце первого года жизни. Первые игровые действия должны быть достаточно простыми и понятными ребенку. Если вы покажете ему, как поднести ложку ко рту куклы, причесать ее или походить ее ножками по полу, он, наверняка, охотно повторит ваше действие. Сначала он будет играть только с той куклой, с которой играли вы. Предлагайте ребенку переносить игровые действия на разные игрушки (например, кормить разных кукол, мишку, собачку). Со временем интерес малыша к игре увеличится, она станет более длительной и содержательной.

Очень важное правило: не превращайте игру в обучающее занятие. Старайтесь сами играть увлеченно, не диктуйте ребенку, что ему делать, а вовлекайте его в игру с помощью косвенных методов: обращайтесь к нему от имени куклы, отвечайте за нее, задавайте ей вопросы, предлагайте малышу присоединиться к игре, распределяйте с ним действия

Например, посадите куклу на стульчик и обратитесь к ней: «Ляля, пора кушать. Вот тарелочка, вот ложечка. Давай я тебя покормлю кашкой». Кормите куклу и разговаривайте с ней так же, как вы разговариваете со своим сыном или дочкой. Одновременно с этим попросите малыша помочь покормить куклу. Например, скажите: «Мишенька, давай вместе покормим Лялю? Я дам ей кашку, а ты напои ее чаем вот из этой чашечки». Постепенно вводите в игру новые персонажи и предметы (например, скажите: «Посмотри, киска сидит грустная, она тоже хочет кушать. Давай дадим ей молочка на блюдечке?»). Помните о том, что сюжетная игра предполагает взаимодействие между персонажами. Вместе с ребенком одушевляйте кукол и животных: придумайте для них имена, старайтесь вовлекать ребенка в разговор с куклами. Если он еще не умеет говорить, не беда — вы можете сами от его лица обращаться к кукле: «Ляля, Сашенька зовет тебя гулять, пойдем гулять?» Со временем малыш начнет повторять ваши слова, произносить собственные.

Постепенно расширяйте круг ситуаций, которые можно отображать в игре. В этом возрасте ребенок часто «застревает» на одних и тех же действиях, например, может изо дня в день без конца причесывать или кормить куклу. Ваша задача — не прерывая игры, постараться разнообразить ее. Если вы видите, что игра малыша ограничивается одним лишь кормлением куклы, спросите у него: «Может быть, куколке пора спать? Где ее кроватка?» Тем самым вы подтолкнете ребенка к новым игровым действиям.

Играя вместе с малышом, старайтесь направлять игру таким образом, чтобы в ней отражалась последовательность реальных событий жизни ребенка. Маленькие дети еще не умеют планировать свою деятельность. Их действия ситуативны и побуждаются теми предметами, которые попадаются им на глаза: увидел расческу — причесал куклу, увидел утюжок — начинает гладить все, что лежит на столе. Перед началом игры договаривайтесь с ребенком о том, как вы будете играть. Например: «Настенька, мне кажется, Ляля хочет спать. Давай искупаем ее в ванночке, потом вытрем полотенцем, потом причешем, а потом положим в кроватку». Если малыш согласится так играть, помогите ему придерживаться той последовательности действий, о которой договорились. Но при этом не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно следовал вашим указаниям.

На протяжении раннего возраста происходит подготовка ребенка к принятию на себя роли в игре. Первоначально, подражая действиям взрослого, он не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя реально действует как мама, врач или шофер. Такая игра получила название «роль в действии». Однако к концу раннего возраста малыш с помощью взрослых уже может сознательно наделять себя и партнера той или иной ролью, называть себя мамой, папой, тетей, а куклу — дочкой или сыночком. Помочь ребенку в этом можно разными способами. Например, с помощью комментариев: «Вот как ты, Леночка, хорошо укачиваешь Лялю, как мама. Ты мама, а кукла — дочка» или обратиться к сыну, который собирает кубики: «Максим, ты у нас строитель, строишь дом».

Другим приемом является принятие взрослым на себя роли, а также называние роли персонажа. Например, вы говорите: «Я мама, а это мой сыночек» или «Я доктор, а это больной» — и обращаетесь к кукле: «Сыночек, пора купаться» или «Больной, вам нужно сделать укол». Персонажем таких игр может стать и сам ребенок. В этом случае вы называете себя «мамой», а ребенка — «дочкой» или «сыночком». Впоследствии ролями можно меняться

При этом важно выполнять не только соответствующие роли действия, но и комментировать их, придумывать диалоги, а также интонировать речь персонажей, например, строго обращаться к кукле от имени врача, хныкать или капризничать, как маленький ребенок

Почему мальчик интересуется куклами

Сексизм в воспитании детей нередко проявляется с самого раннего возраста. Когда родители требуют от двухлетнего мальчика «быть мужчиной и не плакать» или говорят о том, что мальчик должен быть храбрым, сильным и уметь дать отпор, они закладывают эти самые гендерные различия. Однако в воспитании следует учитывать не только физиологическую принадлежность к полу, но и особенности развития психики. Ели ребенок интересуется «девчачьими» играми, не глядя на новенький пулемет или танк, то это не критично. Даже интерес к женской одежде у мальчика может быть вполне здоровым.

Причины, по которым мальчик может увлекаться куклами, могут быть как положительными, т.е. приносящими пользу его развитию, так и отрицательными.

Положительные аспекты:

  1. Любознательность. Этот период может длиться от полугода до 2 лет. Ребенок через игру с куклой познает самого себя: строение человеческого тела, название отдельных частей.
  2. Умение заботиться и развитие эмпатии. Примерно с 2-х лет малыш начинает проявлять заботу о более слабых. И научиться этому он может посредством игр с куклами.
  3. Богатое воображение. Дети постарше могут ассоциировать себя с определенной куклой. Перевоплощаясь, они примеряют на себя новые образы. Возможно, такой ребенок в дальнейшем станет актером.
  4. Подражание родителям (старшим сестрам, братьям). Если трехлетка качает куклу в коляске, а потом аккуратно укладывает ее спать в коляску или кормит с ложечки, то это просто имитация действий взрослых.
  5. Проживание трудных ситуаций в процессе игры. Даже у маленького ребенка иногда возникают какие-то сложности. Связаны они могут быть, например, с неблагополучной обстановкой в семье, когда родители часто ссорятся или с проблемами адаптации в детском коллективе. В таких случаях ребенок в игре переживает эти сложности и ищет возможность с ними справиться. Это своеобразная форма детской самостоятельной психотерапии.
  6. Потребность в тишине и уюте. Быть мальчиком – не равно хулиганить, лазать по деревьям и дергать девчонок за косички. Некоторые ребята имеют ранимую и чувственную душу, отличаются миролюбием и уравновешенностью. Им важен уют, ласка и нежность. Поэтому они подсознательно тянутся к девическим вещам и играм.
  7. Художественный вкус. Если сын рассматривает женскую одежду или даже примеряет ее на себя, то паниковать не стоит. Скорее всего, именно так он познает женский образ и мир. Быть может мальчик в будущем станет стилистом или кутюрье.
  8. Ценитель красоты. Именно так проходит период восхищения внешностью женщины. Именно девичьи игрушки и одежда могут помочь в этом.
  9. Кукла заменяет мальчику друга, если его у него нет. С ней он может делиться сокровенными желаниями, огорчениями и радостями.

Отрицательные факторы:

  1. Протест против агрессии. Если в семье слишком грубый или даже деспотичный отец, то мальчик интуитивно может склоняться к женской манере поведения. Это может выражаться и любовью ко всему девическому.
  2. Недостаток женской ласки. Недолюбленные матерью сыновья, не получающие нежности и ласки, ищут все это среди вещей и игрушек с женским началом.
  3. Плохой мужской пример. Грубость, неуместные шутки или оскорбления, исходящие от близкого мужчины, не устраивающие женскую половину семьи, могут спровоцировать мальчика стать на сторону матери, бабушки или сестры. Проявиться это может игрой в куклы и другими женскими занятиями.
  4. Отсутствие мужчины в процессе воспитания. Если в семье нет отца или он не считает нужным заниматься с сыном, то ребенок просто не имеет представления о мужских занятиях. И копирует поведение женской половины.
  5. Авторитетная женщина в семье. Когда мать или бабушка навязывает сыну (внуку) женские развлечения или занятия, к примеру, заставляет шить или вязать, ребенок не сможет полноценно развивать мужские вкусы и предпочтения.

Если мальчик играет в куклы и интересуется девическими занятиями из-за негативных моментов в семье, то родителям требуется выяснить точную причину и изменить стратегию воспитания ребенка.

Куклы с характером

– Какие куклы самые сложные для артиста?

– Тростевые, конечно. Я почувствовала эту куклу только лет через 15, хотя у меня и были прекрасные педагоги, великолепные режиссеры-кукольники. Мое мнение: если актер-кукловод хорошо владеет тростевой куклой, он будет работать со всеми системами кукол. А в тростевой кукле очень много значит, когда художник создает куклу и еще сделана только механика, ты приходишь, берешь гапитик и под свою руку подделываешь – чтобы ротик работал, глазки работали, чтобы кукла откликалась на каждое движение пальцев, чтобы механика на гапите была удобной. У нас в Театре кукол считается очень хороший гапит – мы его называем «Минаевский гапит» – был такой режиссер Минаев, он сделал очень хороший гапит в тростевой кукле, очень удобно работать. Молодые актеры, которые приходят из академии, сложновато водят тростевую куклу.

– У кукол есть характер?

– Обязательно. У каждой куклы свой характер. Я в самом начале играла принцесс, снегурочек, и все это были, как мы называем, голубые роли, положительные. Их очень сложно играть, чтобы не пересластить – ребенок ведь понимает любую ложь. А потом мне в «Царевне-лягушке» дали роль Генеральши, и это для меня было очень сложно. Старшие коллеги подсказали, как подобрать голосовой характер, и как только его находишь, при этом владея тростевой куклой, кукла становится очень интересной. И образ получился очень хороший. Но, кстати, есть дети, которым не так важна кукла – их больше интересует, как дом поднимается, деревья вырастают. Они во время экскурсий заходят за ширму и просят показать, как все делается и двигается, – для них именно это сказка, это волшебство. А когда мы работаем в открытую, для детей этого волшебства как бы и не происходит.

– Вы с куклами разговариваете?

– Конечно! Прихожу к ним в «Волшебную комнату» (так дети назвали комнату, где хранятся куклы), спрашиваю: «Как вы тут, мои миленькие, живете?» – и мне кажется, что они мне отвечают. Дети, когда это видят, смеются надо мной, но куклы и правда все живые. Вот когда собираешься на гастроли и укладываешь куклу в ящик, то очень нежно укрываешь мягкой тряпочкой, только чтобы ничего не повредилось. Даже если не берешь куклу в руки, мне кажется, она все равно живая.

– Вы скучаете по куклам?

– Очень! Когда долго не работаю в спектаклях – сейчас много занимаюсь администраторской работой, – становится грустно. Особенно скучаю по старым спектаклям, которые сейчас не идут, а куклы живут в нашей «Волшебной комнате». И да – приходишь и с ними разговариваешь, проверяешь, чтобы удобно висела, держась за плечики и ручки.

– Если вы пришли расстроенная перед спектаклем или с кем-то поругались, кукла может повести себя иначе во время спектакля?

– Этого делать нельзя – что бы ни произошло, все должно остаться вне спектакля. Был день, когда у меня умерла мама, а мне нужно играть спектакль… Как-то надо собираться и все оставлять за порогом – кукле не должно передаваться твое сегодняшнее настроение.

– Можно ли куклу обидеть?

– Можно. Никогда не бросайте небрежно куклу лицом вниз. Я все время ругаюсь с актерами, которые отработали спектакль и бросили куклу. Ей же больно – она же живая. Любого плюшевого зайчика бросишь небрежно – конечно, он обидится.

– Смертны ли куклы?

– Нет. Мне кажется, даже из тех спектаклей, которые уже не живут, наши куклы, образы, с которыми работали, все равно у нас в сердцах. Нет, кукла не умирает, и даже старые куклы на складе, у которых уже где-то ручки портятся, не погибают – мы их реставрируем и стараемся отдать деткам в кружки. Но кукла может стареть – через несколько лет ты берешь ее в руки и понимаешь, что это не та кукла, с которой ты начинал работать. Материалы и механизмы стареют. Но все реставрируется – и куклы продолжают жить.

Развиваемся в процессе игры

Подобные игры способствуют умственному и творческому развитию ребенка. Когда вы включаетесь в процесс, вы помогаете малышу осваивать умение, связанное со сменой ролей. Такой подход оказывает благоприятное влияние на общение с другими детками.

Как играть в дочки-матери? Не думайте, что двое деток в возрасте от 2-х до 4-х лет могут самостоятельно распределить роли. Если у вашего ребенка получается играть с вами, то это не значит, что он обязательно найдет общие интересы со своими сверстниками. Дело в том, что дети в данной возрастной категории еще не могут договориться между собой, а тем более распределить роли. Поэтому сюжетно-ролевая игра закончится, не успев начаться. Настя пойдет играть в мяч, а Лена займется рисованием.

Как играть с ребенком в куклы

Чтобы игра принесла пользу, мало купить куклу и вручить ребенку. Ее нужно оживить, например, показать, как кукла говорит, ест, умывается, знакомится с другими игрушками, выбирает наряды или укладывает спать другую куклу.

Мы собрали несколько игр с куклами для детей разного возраста.

Возраст Игра Что развивает
1 – 2 года Топ-топВзрослый берет куклу в руки, ходит ей перед ребенком и читает стишок: ходит ляля ножками, ножками, сапожками, топ-топ, топ-топ  Подражание взрослым: ребенок берет куклу и повторяет за взрослым ее топ-топы
У где у куклы носик?Нужно взять куклу и показать ребенку, где у нее носик, глазки, ручки, а потом спросить: где у куклы носик? а у тебя? Помогает изучать тело, ребенок узнает, где носик у куклы и у него. Ребенок учится показывать, где какая часть тела
2 – 3 года Кукла хочет естьВозьмите куклу и скажите ребенку, что она проголодалась. Спросите, как ребенок думает, что бы кукла хотела съесть? Приготовьте это блюдо на игрушечной плите и покормите куклу.После обеда поблагодарите ребенка от имени куклы. И попросите теперь его приготовить что-нибудь и накормить куклу.Также можно играть в сон, умывание, прогулку, мытье Помогает осваивать бытовые ситуации, правила этикета и общения
3 – 4 года Дочки-материПредложите ребенку поиграть с двумя куклами, одна — мама или папа, а вторая — дочка или сын. Например, папа с сыном идут в магазин, что они купят? Что не станут брать? Или мама с дочкой играют дома — в какую игру?Также можно играть во врача и пациента, покупателя и продавца, учителя и учеников. Игра дает возможность освоить социальные роли, развивает воображение

Больше идей для игр с куклами можно найти в книге Елены Разенковой-Третьяковой «Тайны кукольного мира».

Как играть в дочки-матери дома?

В таком случае помочь могут родители. Они могут выбрать для себя определенные роли. Только помните о том, что дети не любят играть в роли малышей. Такие игры нужны ребенку для того, чтобы на время почувствовать себя взрослым. Поэтому вам придется побыть дочкой, а малышка будет играть роль мамы. Более того, вы можете сыграть «соседку», которая решила зайти в гости на чаепитие.

С трехлетнего возраста малыши могут самостоятельно продумывать сценарий игры, а также вносить в него коррективы. Можно заметить, что куклы в руках «опытного режиссера» плачут и капризничают, а кроха их успокаивает либо ругает, а затем отправляет в угол.

Детям старше 4-х лет для игры понадобится компания сверстников. Они учатся перевоплощаться в различные роли и копировать поведение взрослых.

«Кукла заболела»

Пожалуйтесь от имени куклы, расспросите о том, что у нее болит, пожалейте ее. Отвезите куклу на машине в больницу или вызовите по телефону врача. Послушайте сердце (трубочкой, ухом). Измерьте температуру (игрушечным градусником, палочкой). Сделайте укол (игрушечным шприцем, палочкой). Дайте таблетку (для этой цели подойдут бусина, пуговица, горошина). Поставьте горчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани) или банки (маленькие крышки от флаконов). Полечите кукле горло (смажьте палочкой с «мазью»). Полечите ушко (закапайте лекарство пипеткой или палочкой). Сделайте повязку кусочком бинта. Дайте кукле витамины (горошки или маленькие кусочки бумажки). Напоите ее горячим чаем с медом, уложите в кроватку, успокойте куклу, спойте ей песенку.

Не обязательно в течение одной игры выполнять все перечисленные действия. Их можно варьировать в ходе последующих игр.

Сюжетно-ролевые игры для девочек: семья (дочки-матери)

Завершаем цикл статей о сюжетно-ролевых играх для детей дошкольного возраста: сегодня поиграем в дочки-матери. Наблюдать за тем, как ребенок разворачивает семейный сюжет, очень интересно и полезно. Во-первых, видишь себя со стороны: наиболее часто звучащие фразы, типичные поведенческие реакции, интонации воспроизводятся девочками точь-в-точь

Особенно важно для самоконтроля присматриваться к вышеперечисленным деталям в тот период, пока малышка еще не посещает детский сад и копирует по сути только маму

С другой стороны, совместная игра – хорошая возможность внести коррективы в поведение ребенка, мягко обратить внимание на то, как сложно бывает с капризным малышом, который не хочет укладываться в кроватку или купаться. Высока вероятность, что дочка сама подскажет родителям выход из проблемных ситуаций через игру: допустим, засыпать под песенку, а не после сказки и т.п

Однако все воспитательные моменты внедряются очень деликатно, чтобы игра не превратилась в назидательный кукольный спектакль.

Варианты сюжетов для игры в дочки-матери (семью):

  • готовим вместе с мамой (перекликается с игрой в кухню);
  • день рождения дочки;
  • ухаживаем за младенцем;
  • малыш заболел;
  • встречаем гостей;
  • на прогулке;
  • семья идет за продуктами (см. аксессуары к игре в супермаркет);
  • наряжаем дочку на праздник;
  • любые другие сюжеты, знакомые ребенку из реальной жизни.

Если взрослые не знают или забыли, как обустраивать подобные игры, можно начать с онлайн-игрушек, доступных бесплатно в Сети. Многим девочкам трех лет и старше нравится «Малышка Хейзел» (Baby Hazel). Красочная, разбитая на отдельные игры жизнь малышки разнообразна и интересна. Управление простое, умение читать не требуется. Однако заменить реальную сценку «дочки-матери» виртуальный аналог не может и не должен – лучше использовать его как старт и подсказку.

Аксессуары для сюжетно-ролевой игры в семью (дочка берет на себя роль мамы, старшей сестры):

  • пупс (кукла) в одежде;
  • игровая мебель и ванночка;
  • кукольная посудка или бутылочка;
  • расческа;
  • другое – в зависимости от действий с куклой.

Замечательно, если удастся в детской комнате обустроить небольшой тематический уголок. Игра в дочки-матери развивает моторику, воображение и речь, тренирует детскую память, учит играть в коллективе, способствует закреплению навыков вежливого поведения, заботе о младших.

Не все девочки любят играть в куклы. Довольно часто причина в том, что они просто не знают, что и как делать с игрушечными красавицами. Поиграйте с дочкой несколько дней/недель сами – увлеченно, без оглядки на часы. Высок шанс, что ваш энтузиазм передастся малышке. А может, ей понравятся не пупсы, а маленькие куколки? На сайте «Шпаргалка для родителей» опубликовано подробное описание кукольного домика, изготовленного своими руками для девочки четырех лет. Инструкция включает 26 фотографий.

***

На этом мы закрываем описание сюжетно-ролевых игр для дошкольников, однако вариантов для реализации у вас есть еще очень много: почта, библиотека, рыбалка, аптека, цирк, космос, школа, зоопарк, автобус, фотоателье.

Качество

Чтобы не приобрести некачественную или откровенно вредную для здоровья продукцию, следует делать покупки только в специализированных детских магазинах, реализующих исключительно сертифицированные товары. Конечно, на рынке игрушки несколько дешевле, зато есть риск навредить здоровью малыша

Нелишне обратить внимание и на упаковку. Небрежно выполненная коробка с плохой полиграфией косвенно указывает на низкокачественную подделку

Обратите внимание на внешний вид изделия. Оно должно быть эстетичным и завершенным на вид

Не должно быть торчащих кусков текстиля или пластмассы, заусенцев или лишних элементов. Надо, чтобы все детали были тщательно прорисованы. Не менее важен и психологический момент. Кукла должна быть добродушной и дружелюбной на вид. Злое выражение лица игрушки вряд ли понравится ребенку. И, конечно, игрушка не должна быть чрезмерно дорогой.

Покупаем куклу.

Примерно в полтора года ребенку дарится первая кукла. До этого возраста малыш все равно не сможет понять, как правильно с ней нужно играть и будет обращаться с ней, как со всеми своими игрушками — разбирать ее на части, пытаясь понять из чего она состоит. И только в 1,5-2 года ребенок поймет, наблюдая за другими детьми, что с куклой можно и нужно играть совсем по другому и совершать с ней другие интересные действия. Ребенок будет каждый день купать, пеленать, переодевать своего пупса и в этот период познания окружающего надежнее всего окажутся игрушки, которые можно легко помыть, куклы приятные и мягкие для ребенка на ощупь, например, тряпичные куклы.

После двух лет ребенку уже можно будет купить куклу с длинными и красивыми волосами, чтобы девочка училась их мыть, расчесывать и завязывать в хвостики.

При покупке куклы учтите, что она поможет развиваться эмоциям и фантазиям вашего ребенка, а также поспособствует развитию его характера. Нынешние куклы вводят ребенка в заблуждение, ребенок иногда не понимает то ли ухаживать за купленной куклой, то ли стараться на нее походить. Лучше откажитесь от покупки кукол, которые похожи на взрослых женщин. Ребенок, даже в таком юном возрасте уже понимает, что, например, Барби не нуждается в опеке со стороны мамы, ведь она уже взрослая. И поэтому поиграть с ней в дочки-матери не поучится. А кукла для этой любимой игры у девочки должна быть обязательно, ведь характер и поведение будущей мамы закладываются именно в детстве.

И еще один маленький нюанс: кукле не обязательно быть мальчиком или девочкой по половому признаку. Малыш, играя в нее сам для себя решит, какого пола будет его кукла.

Соответствие возрасту

Куклы условно разделяют на 4 категории:

  • пупсы. Это, как правило, недорогие игрушки, внешне похожие на младенцев. Изготавливают их из пластика, туловище иногда делают мягконабивным. Такие игрушки подходят как самым маленьким в качестве первой куклы, так и девочкам постарше;
  • кукла-ребенок. Прекрасный подарок для малышки от 4 лет. Девочка, играя, готовит себя к материнству — главному предназначению женщины. Она отрабатывает навыки ухода за младенцем. Кукла-ребенок — реалистичная модель малыша. Она может смеяться, плакать, произносить отдельные слова и даже ходить на горшок. Часто такие игрушки продаются в комплекте с аксессуарами: бутылочкой с «кашей», соской-пустышкой, горшком, памперсами, сменой одежды;
  • кукла-подружка. Девочка растет, и игры приобретают совершенно другой характер. Кукла-подружка внешне напоминает младшую школьницу или подростка. Нередко у нее есть собственный домик с аксессуарами, она занимается спортом и ухаживает за питомцами. Чем не пример для будущей хозяйки?
  • модель. Такие куколки подходят девочкам-подросткам. Они способствуют формированию чувства стиля и вкуса в одежде, отлично подходят для игр со сложными сюжетами. Куклы отличаются женственными формами, стильным костюмом и макияжем. Яркие представители этой категории — знаменитая Барби и ее многочисленные друзья.

Во что можно играть с куклами?

Маленькая хозяйка кукольного дома, играя, может повторять все, что она наблюдает в своей семье.

Это может быть:

  • Прием гостей
  • Стирка и готовка еды
  • Уход за детьми и игры с ними
  • Укладывание кукол в кроватки спать
  • Прогулки с домашними животными

Конечно, для этого можно купить кукольный дом, в котором уже собрана семья из мамы, папы, малышей и домашних животных. В наборе могут быть кроватки и постельные принадлежности, кухня и кухонная посуда.

Большой дом для кукол

Собрать такие домики из отдельных предметов сложнее, но дешевле, если мебель для кукольного дома своими руками вы сделаете вместе с малышом. Постельки для кукол можно сшить, а можно просто нарезать лоскуты, которые будут покрывалами и простынями.

Куклы помогают выражать чувства и познавать себя

Исследователь Гарри Лэндрет считает, что куклы решают семь задач:

Роль игр в воспитании — журнал «Психологический практикум»

Задача Пример
Помочь родителям установить позитивные отношения с ребенком Если во время игры родитель замечает чувства ребенка, активно участвует и тоже играет, это помогает сблизиться и весело провести вместе время
Научиться выражать чувства Ребенок играет с куклой и выражает чувства за нее — Анабель радуется, грустит, злится, скучает, любит, — так через куклу ребенок учится узнавать, называть и выражать чувства
Проработать опыт реальной жизни Ребенок одевает куклу, купает, кормит, учит, водит к врачу — это помогает изучать жизненные ситуации и роли
Проверить ограничения Узнает, что если ударить куклу, ей будет больно, сломать ногу — не будет ходить, порвать платье — будет некрасиво
Развить позитивный образ своего «Я» Кукла выступает образом человека и ребенка тоже. Он изучает части тела, черты лица, настроение и формирует свой образ по подобию: вот у куклы носик, вот носик у меня
Познать себя Ребенок играет от лица куклы, но проецирует на нее свои чувства и страхи. В игре родитель может узнать, почему кукла боится врача, и через игру помочь ребенку справиться с этим страхом
Развить самоконтроль В какой-то момент игра должна закончиться: кукла умывается и идет спать, ребенок тоже. Так через игру вырабатываются навыки самоконтроля

Куклы развивают в детях родительские чувства, закрепляют интерес к другим людям, вызывают чувства нежности, доброжелательности, если это кукла-пупс. В случае с куклами-монстрами игрушка позволяет выплеснуть агрессию и злобу. Еще куклы помогают изучать человеческое тело.

О пользе кукол — диссертация «Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой»

Комментарий с родительского форума

Но кукла работает не сама по себе, а только в процессе игры. Играть можно в четырех направлениях:

  • формировать знания и интерес к куклам, например, рассказать, как они появились, зачем нужны и из чего сделаны;
  • взаимодействовать с куклой, к примеру, придумать ей имя, умывать, кормить, укладывать спать;
  • делать что-то ради куклы, например, обустроить ей домик, подобрать наряд, приготовить завтрак;
  • проявлять доброту через куклу: мирно решать конфликты с другими игрушками, заботиться о кукле, прощать ее за пролитый воображаемый чай и невыученные уроки.

Так куклы и мальчикам, и девочкам помогают осваивать мир: ребенок проигрывает с куклой бытовые ситуации, проецирует на нее внутренние переживания и страхи, проговаривает действия и мысли куклы. В игре с куклами родители могут подготовить ребенка к стрессовой ситуации, например, разыграть поход к зубному, чтобы ребенок представлял, что его ждет, и не боялся.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: