История и мифология
К высоким жанрам в эпоху Возрождения относились исторический и мифологический. Считалось, что они предназначались не для простого обывателя, а для человека с высоким уровнем культуры.
Исторический жанр является одним из основных в изобразительном искусстве. Он посвящен воссозданию тех событий прошлого и настоящего, которые имеют большое значение для народа, страны или отдельного населенного пункта. Его основы закладывались еще в Древнем Египте. Но полностью он сформировался уже в Италии, в эпоху Возрождения, в произведениях Уччело.
К мифологическому жанру относят те произведения изобразительного искусства, в которых отражаются легендарные сюжеты. Уже в античном искусстве появились первые его примеры, когда былины стали обыкновенными поучительными рассказами. Но наиболее известными являются произведения эпохи Возрождения. Например, фрески Рафаэля или картины Боттичелли.
Сюжетами произведений искусства религиозного жанра являются различные эпизоды из Евангелия, Библии и прочих подобных книг. В живописи известными его мастерами были Рафаэль и Микеланджело. Но жанр также нашел свое отображение в гравюрах, скульптуре и даже архитектуре, учитывая строительство храмов и церквей.
От первобытного человека
В мировом искусстве принято выделять несколько эпох его развития. Каждая из них что-то перенимала от своих предков, добавляла что-то свое и оставляла своим потомкам. Из века в век искусство приобретало все более сложную форму.
Искусство первобытного общества состояло из музыки, песен, обрядов, танцев и изображений, которые наносились на шкуры животных, землю и другие природные предметы. В мире античном искусство приобрело более сложную форму. Оно развивалось в египетской, месопотамской, персидской, индийской, китайской и других цивилизациях. В каждом из этих центров возник свой уникальный стиль искусства, который пережил не одно тысячелетие и даже сегодня оказывает влияние на культуру. К слову сказать, древнегреческие художники считались лучшими (даже лучше современных мастеров) в изображении человеческого тела. Только им удавалось каким-то невероятным образом досконально изобразить мускулатуру, осанку, подобрать правильные пропорции и передать естественную красоту натуры.
Сочинение 3
Человечество эволюционирует большими шагами. Строятся высокие необычные дома, узнаются новые экспериментальные данные, познается космос и океан, внедряются новые современные информационные технологии. Все это – область науки. И конечно, она играет огромную роль в нашем развитии. Однако есть и то, что наравне с наукой, не может быть отторгнуто и развивается с большой скоростью. Это – искусство.
Те или иные виды искусства стали проявляться еще с появления человека, как вида. Наскальные рисунки, обрабатывание кожи животных в качестве одежды, а затем вырезание подделок, выжигание орнаментов и многое другое были первыми произведениями искусства. С течением времени искусство расширялось и увлекало все большее количество людей. Затем оно переросло в отдельную отрасль человеческих знаний и способностей. Рождались гении и создавали шедевры: великие книги и картины, скульптуры и памятники архитектуры. Все это развивалось достаточно быстро и с большим азартом. Искусству стали обучать, и теперь наша страна и весь мир владеет специальными курсами по многим видам творчества, а также средними специальными и высшими учебными заведениями по подготовке новых деятелей искусства.
Роль искусства для человечества велика. Эта сфера жизни не только породило всю эволюционную цепь, не только наделила нас удивительными картинами, книгами и музыкой, но и подарило каждому из нас удивительную возможность – наслаждаться. Эстетическое удовольствие мы получаем при разглядывании продуктов живописи и архитектуры. Удовлетворить потребности в духовном развитии мы можем благодаря чтению литературных шедевров. Функции искусства состоят и в том, чтобы развить в каждом человеке фантазию, талант, способность чувствовать прекрасное. Благодаря творчеству человек познает глубину своей души, раскрывает весь внутренний мир и присущие ему способности и талант, а также вырабатывает вкус и чувство стиля.
Конечно, все выше перечисленное не относится к основным потребностям человека, таким как поддержание жизни и потомства. Но подумать только, какой бы являлась жизнь, не будь в ней искусства! Ведь многие и очень многие люди находят утешение именно в нем. Для всех великих писателей, музыкантов, актеров и художников искусство – страсть и услада всей их жизни. Они творят, когда воодушевлены, творят, когда несчастны. Сочиняя поэмы, работая над симфониями, они не только раскрывают себя, они раскрывают особенность всей эпохи, в которой живут, настроения современников, устоявшийся именно в это время уклад жизни и события, затрагивающие этот период времени.
Роль искусства в жизни человека нельзя недооценивать. Эта сфера деятельности никогда не потеряет актуальности. Для каждого деятеля искусства – это страсть и целая жизнь. Для всего человечества искусство несет огромную пользу, сохраняя памятники творчества, ставя на путь развития и воспитывая во всем населении планеты нравственную, чувственную и эстетическую составляющие.
Как познакомить дошкольника с натюрмортом?
Домашние тематические выставки в жанре натюрморта можно посвятить темам: «Хлеб», «Цветы», «Фрукты и овощи», «Предметы быта».
В жанре натюрморта работали такие известные художники как И. Т. Хруцкий, И. Э. Грабарь, К. С. Петров-Водкин, В. Ф. Стожаров, К. А Коровин и др.
В изобразительном искусстве два вида натюрморта.
В одном виде вещи как бы характеризуют своего хозяина, говорят о его положении в обществе, профессии, увлечениях. Такое ощущение, что хозяин вещей вышел и вот-вот вернется. К примеру, картина К. С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».
К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт»
Во втором виде натюрморта вещи изображены художником для того, чтобы произвести впечатление на зрителя своей красотой, своим цветом, своей формой… Например, натюрморт В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль и братина».
В. Ф. Стожаров «Хлеб, соль и братина»
Рассказывая сыну (дочери) о натюрморте нужно отметить:
- Название, автора (Как называется картина? Кто ее написал?);
- Содержание, композиция (Что мы видим?);
- эпоху (когда люди пользовались такой посудой (такими предметами)?);
- манеру письма художника (любимые цвета, крупные мазки…);
- главную идею (о чем говорит художник в своей картине?)
Рассказ о натюрморте должен быть эмоциональным, чтобы привлечь внимание ребенка:
«Что мы кушаем каждый день? Хлеб. А каким он бывает? А как нужно относиться к хлебу? Посмотри на эту картину. Она называется «Хлеб, соль и братина». Ее написал художник В. Ф. Стожаров. В центре картины он разместил хлеб. Хлеб у него высокий, округлый, золотистый, аппетитный… Рядом с ним лежат большие ломти разрезанного каравая. Хлеб лежит на белоснежном вышитом рушнике. Золотистая братина и вышитый рушник на красном полотне говорят нам о том, что хлеб – это главная ценность на земле.
Натюрморт изображен на фоне бревенчатой стены, освещенной солнцем. Цвета, выбранные художником, вызывают радость и благоговение перед хлебом. Картина В. Ф. Стожарова напоминает нам о бережном отношении к хлебу».
«Этот натюрморт называется … . Его написал… . Он вызывает радость и восхищение. Здесь есть гвоздика, ромашка, пион… Хочется протянуть руку и взять в руки такой пышный букет, чтобы вдохнуть его аромат. А как бы ты назвал эту картину? Как ты думаешь, кто мог собрать букет? Может быть, его подарили маме? Тебе понравился букет? Какое настроение у тебя вызывает этот букет? Как ты думаешь, в каком настроении писал эту картину художник? Какие краски взял художник, чтобы передать свое настроение? Подумай, пожалуйста, почему художник решил написать этот букет?»
Во время просмотра картин нужно обратить внимание на то, как хлеб (цветы, фрукты…) изображали разные художники. В картине Машкова «Снедь московская» стол ломится от батонов и караваев, в картине Петрова-Водкина «Селедка» на столе лежит только один кусочек черного хлеба, в картине Федотова «Завтрак аристократа» хлеб можно заметить только тогда, если очень хорошо приглядеться к сюжету, в картине Серебряковой «Обед» мы видим хлеб в поле на обеде колхозников
Какой хлеб выглядит аппетитным (кажется теплым, хочется попробовать)?
Популярные темы сообщений
-
Творчество Александра Куприна
Жизнелюбивый талант Куприна, одного из самых талантливых писателей 20 века находит высокую оценку у самых разных писателей полярного направления.
-
Гражданско патриотическое воспитание
Когда с высоких трибун говорят о воспитании в стране гражданина и патриота, то чаще всего говорят языком канцелярским и пафосным, который мало воспринимается молодежью, а значит, не доходит до сознания.
-
Подсолнух
Подсолнух является однолетним растением. Длина стебля бывает до 3 метров, покрыт снаружи жёстким волосом. Внутри стебель выстлан мягкой, упругой сердцевиной, которую можно употреблять в пищу.
-
Дерево (Лиственное)
Деревья — это самые большие растения на земле. У всех деревьев, как и у растений есть корни, ствол и листья. Лиственные деревья так и называются, потому что покрыты листьями.
-
Снежные лавины
Снежными лавинами называют неожиданное схождение снега с гор. Около 6% суши Земли — это лавиноопасные регионы. Для снежной лавины необходимо несколько условий:
Как знакомить ребенка 4-5 лет с жанрами изобразительного искусства?
От ознакомления с репродукциями домашней выставки (по мере взросления сына или дочери) можно постепенно перейти к просмотрам художественных альбомов
Во время таких просмотров очень важно поддерживать интерес ребенка
Для ребенка 4-5 лет уместны информативные игры и беседы.
Есть прекрасные загадки о жанрах из известного мультфильма Григория Гладкова, которые ребенок легко запомнит:
Спустя какое-то время, посетив музей, ребенок увидит своих старых знакомых в подлинниках. От этой встречи он получит новые впечатления, почувствовав разницу между живой картиной и копией. Следующие походы в музеи ребенок совершит с новым предвкушением красоты и радости.
Воспитанию вкуса служат сказки, иллюстрированные известными художниками-иллюстраторами (И. Я. Билибин, Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, В. Г. Сутеев, В. М. Конашевич, Б. А. Дехтерёв, Н. Э. Радлов, Е. М. Рачев, В. А. Милашевский, В. В. Лебедев, и др.
При чтении сказок малыш рассматривает книжные иллюстрации, которые помогает ему полнее представить героев и их жизнь. Иллюстрации оказывают воздействие на чувства ребенка, помогают раскрыть до конца содержание сказки, стимулируют воображение, формируют эмоции, воспитывают культуру восприятия.
Сегодня во многих музеях проводятся тематические занятия для дошкольников и школьников. Это хорошая возможность для воспитания ценностного отношения к искусству.
Родители должны понимать, что посещение музея для ребенка будет самым счастливым воспоминанием детства.
Стиль искусства
Понятие «стиль» — это своеобразие, которое позволяет сразу определить, в какую историческую эпоху создано произведение. Художественным (высоким) стилем называется направление, вовлекшее в себя все виды искусства. Например, барокко – высокий стиль, а рококо – направление. К великим или высоким стилям относятся классика античности, романский стиль и готика в Средние века, ренессансный стиль, обозначивший собой переходный период от Средних веков к Новому времени, барокко и классицизм в Новое время. Последним крупным стилем на рубеже XIX – XX вв. стал модерн, в котором была сделана попытка возрождения единства архитектуры, декоративного и изобразительного искусства. Соединение нескольких видов искусства в одном произведении называют синтезом искусств. Иначе говоря художественный стиль достигает наивысшего уровня, когда вовлекает в себя все виды искусства. Сложившись в определенную историческую эпоху, высокие стили непрерывно преобразовывались и возрождались на следующем этапе в новом качестве. К примеру, классицизм XVII в. во Франции взял основу из античной классики, при этом он сильно отличается от неоклассицизма второй половины XVIII в. и, конечно же, от неоклассицизма как одного из направлений эклектики второй половины XIX – начала ХХ вв.
Временные виды искусства
Музыка
Композитор выражает свою душевную красоту и картину мира с помощью звуковых тонов и ритмов, осмысленных и организованных упорядоченным образом. Это духовный язык материального мира, воспроизводимый с помощью музыкальных инструментов (их основой является резонатор), неосознанно схватываемый слухом. Виды музыки можно распределять по разным критериям, например, по характеру исполнения она делится на такие виды, как вокальный, инструментальный, камерный, сольный, электронный, вокально-инструментальный, хоровой и фортепианный. По среде обитания — военный, церковный, религиозный, танцевальный и театральный. Но в основном она делится на два вида:
- вокальный;
- инструментальный.
Литература
Чаще всего под этим видом искусства подразумевают лишь художественную литературу, но не всё так просто. Помимо этого, сюда входят научные, философские и прочие произведения, отражающие взгляды людей. Здесь произведения создаются с помощью слов и письма. Они отражают совокупность отраслей знаний отдельной науки или специальности. Литература подразделяется на такие виды, как учебная, техническая, научная, художественная, справочная, мемуарная и документальная проза. Создаётся в нескольких жанрах:
- фольклор;
- проза;
- поэзия.
Доклад №2
Искусство является одним из важных моментов человеческой жизни. С древних времён человек стремился подражать природе и создавать нечто такое, что могло бы походить на творения, которые он видел вокруг себя. Отсюда и наскальная живопись, и статуи, вырезанные из дерева. Многие учёные считают, что искусство возникло в процессе освоения окружающего мира.
В современном мире искусство занимает огромное место в культурной жизни человека. Часто определение «культурный человек» формируется из его способности разбираться в искусстве и ценить его произведения.
Искусство предполагает создание каких-либо произведений. В зависимости от того, какие материальные средства при этом используются, можно выделить три вида искусства: пространственные, временные, пространственно-временные.
1. Пространственные виды — это живопись, графика, скульптура, фотография, архитектура, дизайн.
2. Временные виды — произведения искусства созданы с помощью музыки и слова.
3. Пространственно-временные виды — театр, кино, телевидение, цирк.
Характеристика видов искусства
1. Живопись является одним из самых популярных видов искусства. Когда человек слышит слово «искусство», у него мгновенно возникают образы, связанные с картинами великих художников. В живописи произведения искусства создаются на какой-либо плоскости с помощью красок. Это могут быть не только картины, но и роспись стен и других поверхностей.
Графика также создаёт различные изображения, но только однотонные, используя лишь черты, штрихи, точки и другие подобные геометрические элементы.
Скульптура представляет собой создание пространственно-объемных форм. Скульпторы создают свои произведения из различных материалов: камня, гипса, дерева, бронзы, мрамора. В наше время к этим классическим материалам добавляются многие другие: металл, воск, пластик.
Фотографировать в современном мире способен каждый. Но сделать так, чтобы фотография стала произведением искусства, лишь некоторые
Профессиональные художники-фотографы выбирают не только объект фотосессии, но и обращают внимание на освещение, наклон и многие другие моменты
Архитектура с давних времён радует глаз человека. Существует множество стилей в данном виде искусства, которые характеризуются определёнными моментами.
Дизайн присутствует повсюду: в домах, садах, организациях, упаковках товаров, одежде. Дизайнеры всеми силами стремятся соответствовать все более возрастающему эстетическому вкусу человечества.
2. Музыка и литература играют в жизни каждого человека огромную роль. С детских лет люди знакомятся с устными и письменными формами данных видов искусства.
3. Театр включает в себя некоторые жанры: драма, балет, пантомима, опера.
Кино и телевидение являются относительно новыми видами искусства, оказывающими огромное влияние на человечество. Существует три жанра кино: игровой, неигровой и мультипликационный.
Цирк не все считают искусством. Но на самом деле это не так. Даже клоун, который кажется просто дурачится на арене, играет свою роль не хуже, чем актёр театра или кино.
Все виды искусства важны для развития и совершенствования человека.
Подходы к определению искусства
Существует два главных подхода к определению искусства:
- договорной;
- эстетический.
Согласно договорному подходу, отношение к чему-либо как к искусству обусловлено общественным договором, традиции, но не какими-либо неизменными свойствами человека или окружающей среды. Только опираясь на предыдущие традиции, закреплённые в общественном сознании представления или мнение авторитетов, можно утверждать, что является эстетическим, а что нет (а, значит, что является искусством, а что нет).
Эстетический подход основывается на идее, что эстетическим, а, следовательно, и художественным, есть всё то, в чём форма соответствует содержанию или определённым универсальным, независимым от человека законам. Традиция или мнение авторитетов не задают рамок эстетического, а лишь указывают в каких областях культуры понятие эстетического может применяться.
В самом широком смысле искусство – это деятельность человека, основанная на творчестве. Например, древнегреческое понятие искусства определялось как «poiesis» – в противоположность миру природы и «physiske» как миру рукотворных вещей.
В более узком смысле, искусство – это процесс художественного творчества и его результаты (живопись, поэзия, музыка, танец и т. д.).
Товары искусства
Теперь разберём какие же «товары для души» производит искусство.
Все товары искусства — это ощущения, с помощью которых человек воспринимает окружающий мир, а именно: запахи, вкусы, прикосновения, цвета, движения, звуки, мысли. Вообще все наши ощущения о мире можно разделить на две группы: ощущения формы и ощущения движения. Ощущение цвета, которое находится на стыке этих двух групп, даёт нам наиболее полную информацию о мире.
Как видно из схемы, движение и форма являются двумя противоположностями из которых и состоит весь мир. Возможно, сознание — третья полноправная составляющая часть мира, тогда схему опять же можно представить в виде правильного шестиугольника, но пока это не получается, не хватает фактов. Попробуйте, возможно у Вас получится доказать эту теорию.
Мир в виде »форма — движение». Познание устройства мира через чувства. |
Рассмотрим каждое ощущение по отдельности.
Запах — анализ химического состава формы на расстоянии (с помощью анализа газа (отдельных атомов, оторвавшихся от анализируемого объекта)).
Вкус — непосредственный анализ химического состава формы.
Осязание — ощущение столкновения с формой. Но саму форму напрямую почувствовать невозможно.
Ускорение — ощущения при изменении скорости. Если мы движемся с равномерной постоянной скоростью, то ощутить это просто нечем. Ощущение самого движения для сознания недоступно.
Звук — ощущение волн плотности воздуха, излучаемых при движении формы. При этом звук сам по себе является движением (волной). Слух, воспринимающий звуки, как бы анализирует произошедшие вокруг движения.
Мысль — долгосрочный анализ движений. Представляет из себя предположения о том, какие движения могут произойти через некоторое время. Предположения строятся на основе уже случившихся движений (опыт). Чем больше опыта, тем сложнее и ближе к истине мысли. Это как нюх, но не на предметы и их атомы, а на события и их последствия.
Движение формы – это свет. Как говорилось выше, мы не можем почувствовать напрямую форму и движение. Также мы не можем полностью почувствовать их слияние — свет. Лишь малая его часть (под названием цвет) доступна для восприятия.
Все ощущения движения и ощущение цвета имитируются человеком с помощью компьютера. Практически создается новый виртуальный мир, для полноты которого не хватает только ощущений вкуса, запаха, осязания. И люди постоянно пытаются сделать виртуальность всё более похожей на реальный мир.
Бог, сотворивший мир, создал человека по своему образу и подобию. Желание человека творить и создавать — это и есть та частичка Бога, которой он нас наделил, обладая которой мы и становимся подобным богам. Искусство это проявление желания творить и создавать свой собственный мир подобно Богу. Раньше творцы создавали лишь отдельные части задуманного ими мира, теперь слаженные команды творцов создают придуманные миры целиком.
Есть всеобщее правило: «90% всего, что создано на свете — полнейшая ерунда, и не стоит Вашего внимания», это правило действует и на искусство, и на все его виды в отдельности. В каждом виде: и в музыке, и в фильмах, и в компьютерных играх — лишь около 10% произведений от числа всех созданных являются настоящими шедеврами, всё остальное — шлак составляющий 90%. В нём нет ничего хорошего, но он необходим, шлак это тёмный фон, на котором сияют ярким светом оставшиеся 10% произведений.
↑ Понятие «искусство»
Теории происхождения искусства | |
Биологическая теория | Происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности. |
Игровая теория | Причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей. |
Магическая теория | Искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека. |
Трудовая теория | Искусство – результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения. |
Искусство — результат творческой деятельности человека, способ изображения реальной действительности или вымышленного мира в художественных образах.
Посредствам художественных образов можно передать то, что невозможно сделать в словесной форме — чувства, эмоции, переживания. Так, в искусстве отражается не только материальный мир, но и внутренний мир человека, его отношение к среде, в которой он живет и действует. Искусство — это и определенная форма познания окружающего мира, а также способ оценки красивого или безобразного, что является неотъемлемой частью любого художественного произведения.
Художественный образ — это плод фантазии и воображения писателей и композиторов, художников и музыкантов, архитекторов и скульпторов. Художественный образ — это образ, который возникает в сознании человека, когда он соприкасается с произведением искусства.
Предметом искусства выступает человек и его духовный мир.
Специфика искусства
- образность и наглядность;
- особые способы воспроизведения реальности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.);
- субъективное отношение к миру;
- эмоциональное воздействие на человека.
Появление чего-либо нового в искусстве и творчестве называют новаторством.
Наука, изучающая особенности художественного познания, искусства и красоты называется эстетикой.
В обществе существуют разные взгляды на искусство.
Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всём многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передаёт людям определённую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой.
Понимание феномена искусства в истории философии
Платон понимал искусство как подражание (мимезис) действительности, поэтому любое изображение уступает изображаемому. Произведения искусства более или менее точно повторяют форму, но не содержание, которое постигается не чувствами, а разумом.
Аристотель придерживался схожего мнения, однако видел в мимезисе способность к познанию. На его взгляд, эстетическим является то, что выражается мерой, числом, пропорциями. Поэтому интеллектуальная деятельность всегда подобна художественной: в искусстве происходит узнавание высшего совершенства, которое приносит радость.
По мнению Иммануила Канта, искусство – это вид репрезентации, направленной на саму себя, что побуждает культивировать умственные силы и дружеское общение.
Фридрих Гегель понимал искусство как чувственное выражение абсолютной истины. В противоположность Платону, Гегель считал, что художественная красота превосходит естественную, так как создаётся для выражения высшей истины, скрытой за чувственным опытом.
Позитивистская философия XIX в. и гегельянская эстетика утвердили представление об искусстве как отражении действительности. Зато романтические представления распространили взгляд на искусство как противоположность действительности.