Начало заболевания у детей
Детская шизофрения встречается не часто, однако известны случаи появления ее у детей 2-летнего возраста.
Вот признаки, которые должны заставить родителей задуматься о психическом состоянии ребенка:
- малыш избегает общения с друзьями, становится замкнутым, предпочитает одиночество. Активным, подвижным играм предпочитает тихое, сидячее времяпрепровождение. Играет один, порой в придуманные им самим игры;
- отказывается совершать гигиенические процедуры;
- беспричинно портится настроение. Ребенок хнычет, капризничает без повода;
- не может себя защитить, пытается скрыться от конфликтной ситуации;
- нарушаются когнитивно-познавательный уровень. Ребенок как бы делает шаг назад в своем развитии. Плохо усваивает новый материал, ведет себя соответственно меньшему возрасту;
- проявляет немотивированную агрессию по отношению к близким и сверстникам, неадекватные эмоциональные реакции: если другой ребенок ударился, ему больно, он плачет, то этот малыш начинает смеяться;
- у ребенка появляются проблемы с речью. Возникают непонятные слова, речь скудная, обрывистая.
Обращает на себя внимание поведение таких детей. Например, они выдают себя за птичку
При этом их действия соответствующие: они имитируют полет, утверждают, что они не мальчик или девочка, а птичка, «клюют» еду.
В старшем возрасте дети называют себя другими именами, общаются с вымышленными друзьями.
В подростковом возрасте шизофрения проявляется эмоциональной отстраненностью. Подросток замыкается в себе, перестает общаться с друзьями. На начальном этапе развития болезни появляются извращенные влечения. Дети сбегают из дома, становятся членами бандитских группировок, где неукоснительно подчиняются главарю. Проявляют агрессию, садистские наклонности. Демонстрируют сексуальные перверсии, увлекаются наркотиками и алкоголем.
Особо показательно раздвоение поведения. Дома подросток ведет себя агрессивно, расхлябано, пререкается и грубит, много разглагольствует. А в школе становится другим человеком: тихим, замкнутым, скрытным.
Что касается такой тяжелой формы расстройства, как гебефреническая, то на заре ее развития такие дети становятся апатичными. Даже если в течение дня они не подвергались тяжелым умственным или физическим нагрузкам, то все равно чувствуют себя разбитыми, усталыми, буквально валятся с ног. Плохо усваивают новый материал. Нарушается сон, отмечается прилив мыслей перед засыпанием. Утрачивается интерес, появляется безразличие. Они бездействуют, забрасывают учебу, считая все усилия бесполезными.
Агрессия к близким, особенно к матерям, при сохранности нормального отношения к посторонним людям – очень показательный симптом. Дети называют родителей опекунами, считая, что настоящие папа и мама – очень влиятельные и богатые люди. Просто по какой-то веской причине они не могли воспитывать ребенка, и отдали его в приемную семью.
Установлен интересный факт. Среди детей, страдающих шизофренией, наибольшее количество составляют те, кто до болезни слыл послушным, покладистым, беспроблемным ребенком.
В детском и подростковом возрасте подобные проявления сложно трактовать правильно. Обычно их принимают за детские капризы, издержки воспитания или за подростковый кризис.
3 способа договориться с подростком
Подождите-подождите, скажете вы
А если наше чадо уже не дошкольник? Если у него уже и произвольное внимание развито? С ним-то что делать? . Дети постарше «не слышат» родителей чаще из чувства противоречия
Особенно активно эту методику применяют подростки (с девяти лет и старше). Кто только научил, спрашивается! Чаще всего, к сожалению, мы сами. Не слушая малышей с их детским лепетом, отключаясь от неинтересных разговоров про Машу, которая «а она мне, а я ей», мы формируем у них навык выпадать из ненужного им разговора.
Дети постарше «не слышат» родителей чаще из чувства противоречия. Особенно активно эту методику применяют подростки (с девяти лет и старше). Кто только научил, спрашивается! Чаще всего, к сожалению, мы сами. Не слушая малышей с их детским лепетом, отключаясь от неинтересных разговоров про Машу, которая «а она мне, а я ей», мы формируем у них навык выпадать из ненужного им разговора.
«Мама об меня молчала». Как отказ от разговора превращается в пытку для ребенка
Поэтому включаться в разговоры и включать в них детей — отличная профилактика. Кроме вопросов «что было на обед?» в садике и «что по географии?» в школе здорово иметь традицию делиться произошедшим за день. И традиция эта начинается со взрослых: собирайте в копилочку дня мелочи — видел бетономешалку, сломала каблук, объявили пожарную тревогу в офисе. Делитесь этим со своей семьей и только потом предлагайте поделиться детям.
Задавайте им интересные темы для обсуждения, фантазируйте: кем лучше быть — взрослым или ребенком? Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты наколдовала?
Если бы ты мог перенестись в любую точку, где бы ты сейчас оказался? Как ты чувствуешь, что ты счастлив? Кстати, дошкольник и школьник совсем по-разному могут ответить вам на те же вопросы, их можно повторять время от времени.
Но допустим, мы уже прошляпили всю профилактику, неужели ничем не помочь? Конечно, помочь: отношения тем и прекрасны, что их всегда можно начать улучшать, даже когда ваши «малыши» становятся выше вас на голову.
- Доносите свои просьбы до подростков в юмористической форме. Они уже дозрели до метафор, поэтому надпись на двери «просьба закрыть портал на два оборота ключа, чтобы орки не смогли проникнуть на нашу территорию» подействует куда лучше окрика «да когда же ты научишься закрывать двери, бездарь?!»
- Снимайте с себя ответственность там, где это возможно. Ничто не учит нас лучше, чем собственные ошибки. Один раз покрасневшие ледяные уши будут эффективнее тысячного напоминания про шапку. Отказ в доступе в школу в связи с отсутствием сменки, бешеный бег домой и объяснения перед всем классом о причинах опоздания прекрасно стимулируют собирать вещи с вечера.
- Сходите с пьедестала и не бойтесь признавать свои маленькие слабости. Ненавижу убираться, но обожаю, когда уже убрано. Все детство мечтала есть в постели, а когда выросла — узнала, что крошки потом сильно мешают спать. Согласитесь, включиться в такой разговор приятнее, чем реагировать на эти вечные «уберись в своей комнате» и «не таскай еду на диван».
Ну и в завершение скажу вам по секрету, что умение пропускать мимо ушей лишнюю, неприятную и ненужную информацию вообще-то не так уж и бесполезно во взрослой жизни. Только тихо, детям это знать пока не обязательно.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.
И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование
Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.
Поддержите «Правмир» сейчас.
ПОДДЕРЖАТЬ
Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.
«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.
Сейчас ваша помощь особенно нужна.
ПОМОЧЬ
Какие слова нельзя говорить
31. Я все делаю для тебя
Даже если вы являетесь основным «спонсором» вашего ребенка, скорее всего, вы не в силах сделать всего, чего ребенок хочет.
К сожалению, если вы скажете ему данную фразу, то ребенок почувствует себя будто в долгу перед вами, а с другой стороны, подумает, что вы его упрекаете в том, что тратите некие суммы на него же.
32. Я не злюсь, я всего лишь расстроился
Бывает, что родители разочаровываются в своих детях, но говорить им об этом не нужно.
Эта фраза собьет их с толку, так как они не поймут, что же нужно сделать для того, чтобы исправиться, а еще дети будут чувствовать вину перед вами, потому что они не оправдали ваших ожиданий.
33. Ты неправильно делаешь, дай мне, я лучше справлюсь
Возможно, вас злит тот факт, что ваш ребенок не может сделать сразу все правильно без каких-либо ошибок, и поэтому вы пытаетесь сами исправить его недочет, но этого делать не нужно.
Ведь небольшие неудачи на пути к завершению дела – неотъемлемая часть обучения ребенка.
34. Я толстая?
Многие из наших проблем с питанием и телосложением начинаются с детства, и часто из-за того примера, который подают нам родители.
Не спрашивайте своего ребенка о вашем внешнем виде, если вдруг у вас есть проблемы с весом.
Во-первых, такие вопросы заставляют ребенка думать, что иметь даже небольшой лишний вес это ужасно, а во-вторых, вы себе же вредите, потому что своим видом просите сказать малыша о том, что у вас нет проблем с внешним видом.
35. Тебе должно быть стыдно
Независимо от того, как вы воспитывали своего отпрыска, он время от времени будет чувствовать стыд за какие-то свои поступки.
Ни в коем случае не нужно настаивать на том, что ему — ребенку должно быть стыдно.
Ведь это не только еще сильнее заденет его, но и заставит в будущем похлеще накуролесить.
36. Потому что я так сказал
Иногда становится невыносимо объяснять ребенку одно и то же по несколько раз, но как бы трудно ни было, лучше не аргументировать какую-то ситуацию тем, что именно вы так сказали, и поэтому это является правдой. Ведь ребенок пойдет специально наперекор вам после таких слов, потому что почувствует, что лишь ваши слова в этом доме имеют вес.
Лучше объясните малышу еще раз. Это возымеет больший эффект, чем данная фраза.
37. Успокойся!
Когда вы видите расстроенного человека, естественно, что вам хочется разрядить обстановку.
Если вы, действительно, хотите помочь своему ребенку, то не говорите ему успокоиться, так как это может только ухудшить ситуацию.
Выслушайте его проблему, а это поможет ему почувствовать облегчение и, ребенок перестанет грустить.
38. Ты у меня еще поплачешь
Разочарование и воспитание идут рука об руку.
Однако говорить ребенку, который и так чувствует себя плохо, о том, что он еще наплачется, не является лучшей идеей.
Он поймет, что помощи ему искать не от кого, а проблема будет его еще сильнее поглощать.
39.Ты прямо как твой отец/твоя мать или ты вся в отца/в мать
Если между вами — родителями напряженные отношения, то не нужно переносить эти эмоции на ребенка.
Даже когда вы видите, что ваш малыш ведет себя как ваш партнер, а это поведение вас сильно раздражает, нужно успокоиться. Ведь ребенок не виноват в этом.
Он смотрит на своих родителей и впитывает повадки обоих как губка.
40. Лучше бы я вообще тебя не рожала
Независимо от того, как сильно вы поругались со своим ребенком, вы никогда не должны говорить ему данную фразу. После услышанных слов ваши отношения могут сильно ухудшиться и, восстановить их будет уже невозможно.
Если вы чувствуете прилив злости, лучше уйдите в другую комнату и там успокойтесь, чтобы можно было продолжить беседу с ребенком в адекватном состоянии.
Помните, что после вышесказанной фразы вы потеряете своего ребенка навсегда.
Слова поддержки для детей, занимающихся спортом
Ты готовы к этому.
Не только ты несешь ответственность за результат твоей команды.
Ты усердно поработал для этого момента, выйди и покажи им, как выглядит тяжелая работа.
Помогать членам твоей команды так же важно, как и тренироваться.
Ты упорно тренировался для этого. Независимо от результата, ты можешь гордиться приложенными усилиями.
Как сильно я люблю тебя
Тебе не нужно побеждать, чтобы я любил тебя больше, чем я мог бы тебе сказать.
Твой труд и упорство делают тебя победителем, а не место на пьедестале почета.
Ты пример для своих друзей, братьев и сестер. Все восхищаются тем, как ты никогда не сдаешься.
Приложенные тобой усилия важнее победы.
То, что ты только что сделал, заставило меня гордиться тобой.
Я восхищаюсь твоей решимостью.
Я никогда не смог бы сделать то, что только что сделал ты. Твой дух так вдохновляет.
Что на самом деле происходит?
Что стоит за поведением ребенка, почему он не слушается, упрямится, грубит и пропускает ваши слова мимо ушей? Почему вообще дети плохо себя ведут? И как делать замечания, чтобы ребенок откликался?
Когда ребенок плохо себя ведет, мы начинаем сердиться, думаем, что он над нами издевается и, тем самым, блокируем нашу способность задать себе главный вопрос: «ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДИТ?» Ведь плохое поведение ребенка – это просто верхушка айсберга.
Ребенок может «плохо» себя вести потому, что ему некомфортно, ему чего-то не хватает, его важные психологические потребности не удовлетворены. И зачастую он не может в словах выразить то, что с ним происходит.
Избегаем ярлыки
Называя ребёнка «неряха», «глупый», «лентяй» и т.д., мы только укрепляем в его сознании, что он такой
Важно говорить лучшие качества и ИЗБЕГАТЬ ЯРЛЫКОВ
Например, ребёнок плохо обращался с домашним животным. Бабушки и дедушки называли его «живодёром», жестоким, родители это подхватывали и тоже ругали. В итоге ничего не помогало. Любые наказания и ругань не работали.
Тогда психолог предложила семье в течение какого-то времени говорить ребёнку о том, как он любит животных, какой он заботливый по отношению к животному, как у него хорошо получается заботиться и ухаживать за ним. В итоге ребёнок не только кардинально изменил своё отношения к животным, но теперь мечтает стать ветеринаром.
Этот метод работает и в простых ситуациях, чтобы мотивировать ребёнка. Озвучивая хорошие качества или поступки (например – «о, как ты хорошо прибрала стол», пусть даже остальное в полном бардаке или «о, как ты хорошо помыла тарелочку», «как ты старательно помогаешь»), у детей расправляют крылышки, и они стараются больше.
Когда и в каких случаях нужно применять страшилки
Когда же нужно применять страшилки по отношению к детям? Какие случаи допускают этот метод воспитания?
Только те, когда речь идет о жизни детей. Например, сын пошел гулять в дождь, промок, дрожит от холода, но отказывается возвращаться домой. Понимая, что малыш заболеет, мама использовала все доводы, но он все равно не заходит в дом.
Или, например, дети играют рядом с проезжей частью. Не стоит говорить им: «Вот сейчас вас задавят машины», лучше сказать: «Здесь много машин, а вы играете близко к дороге. Чтобы ничего не случилось, лучше пойти играть на площадку».
Во-первых, такое предостережение действительно рассчитано на страх за жизнь. Во-вторых, оно понятно сформулировано и снабжено доказательствами.
Приводя подобные примеры, не впадайте в крайность. Не говорите «Вот один мальчик играл на дороге, его задавил грузовик, а мама от горя сошла с ума». Или «Вот девочка не слушалась маму, не шла домой, когда замерзла на улице, ей отрезали ноги. Она теперь вообще ходить не может, дома сидит».
Это неправильные примеры, которые будоражат воображение детей и пугают их. Они усиливают тревожность ребенка и способствуют выработке излишней боязни заболеть, умереть, стать калекой.
Не говорите сладкоежке, что у него слипнутся кишки, доктора разрежут ему живот и будут их разлеплять. Не пугайте гнилыми зубами, которые стоматолог будет больно сверлить. Подобные страшилки вызовут страх перед больницей и врачами.
Объясните, что сладкое, хоть и вкусное, портит здоровье, от него животик работает плохо, а улыбка перестает быть белоснежной. Объясните малышу, что конфеты есть можно, но не в больших количествах и не вместо еды.
Ребенок, которого постоянно запугивают, перестает доверять миру, становится мнительным и нервным. Он теряет самообладание, уверенность в себе и своих силах.
Не применяйте запугивания к детям, объясняйте им происходящее с точки зрения разумности и говорите понятным языком.
Дети «без границ»
Когда человек не знает границ и авторитетов, он никого не уважает. Он привык только брать, но не хочет давать ничего взамен. В итоге такой ребенок, а затем и взрослый, сталкивается с серьезными психологическими трудностями.
Не умеет справляться с негативными эмоциями.
Отказы и запреты вызывают у ребенка естественное желание позлиться. Если человек не проходил через такой опыт в детском возрасте, то во взрослой жизни ему придется испытывать постоянный стресс в ситуациях, когда от него требуется подчиняться и действовать по правилам.
Разочаровывается в себе.
В детоцентрированной семье ребенок привыкает ощущать себя «самым-самым», поэтому, оказываясь за ее пределами, продолжает занимать потребительскую позицию. Социум, естественно, эту претензию на уникальность и вседозволенность не поощряет. У человека возникает когнитивный диссонанс, который влечет поведенческие расстройства.
Почувствовав это, ребенок может демонстративно доказывать, что он все-таки значимый: выбрасывать и ломать чужие вещи, брать их без спросу, унижать более слабых, издеваться над беззащитными животными, показывая таким образом свою власть.
Не умеет разрешать конфликтные ситуации.
Конфликт — это столкновение интересов. Если родители боятся детских слез («как бы не причинить травму») и соглашаются со всеми требованиями («лишь бы не плакал»), то они формируют будущее поведение ребенка: добиваться цели через истерики и скандалы. Кроме того, такие родители воспринимаются как слабые — значит, их не за что уважать и слушаться.
Такой ребенок умеет только раздавать приказы и не знает, что можно договариваться. Вряд ли с такими замашками он будет успешен в своей карьере.
Не может объективно оценить свои возможности.
Ребенок в детоцентрированной семье живет с ощущением, что лучше его в этом мире никого нет. Но, как только он выходит в социум, его неизбежно начинают сравнивать с другими — и часто не в его пользу. Такой ребенок любой промах воспринимает как великую трагедию и не умеет проигрывать. А если кто-то оказался лучше его, то он может намеренно навредить победившему или обратить свою злость на родителей, которые «виноваты» в его провале.
Шизофрения пожилого возраста
Шизофрения в старческом возрасте – явление также очень редкое. Проблема состоит в том, что ее симптомы принимают за старческое слабоумие, пока не появятся стойкий бред и галлюцинации.
Шизофрения у пожилого человека начинает проявляться с подозрительности и опасений, что ему хотят навредить, его хотят обидеть. Такой больной с настороженностью относится к людям, как правило, с агрессией. Предполагая опасность от каждого постороннего, человек изолируется от общества, замыкается в себе и прячется от всего мира. Становится, что называется, «противным старикашкой».
Эмоции стариков с шизофренией неадекватны. Они неуместно смеются или плачут, настроение их быстро меняется. В другом случае их поведение отличается застенчивостью, чрезмерной скромностью. Или же наблюдается эмоциональная тупость, безэмоциональность. Искажается речь, она характеризуется скудностью высказываний, спутанностью. Зачастую люди просто отмалчиваются.
Наблюдается эпизодическая дереализация, когда больной не понимает, где он находится, в какой эпохе живет, не узнает близких. Деперсонализация выражается в непонимании кто он сам.
Характерный симптом – явление к больному умерших родственников, друзей, знакомых.
В старческом возрасте чаще остальных развивается параноидная форма заболевания.
Чем опасно запугивание детей?
Оговоримся, что такой метод воспитания не на всех детей действует одинаково. Один ребенок долгое время будет верить, что если в стену кто-кто стучит вечером, то это пришел «бабайка», чтобы его забрать. Другой же, заслышав стук, не только не испугается, а начнет стучать в ответ и громко смеяться.
Один малыш испугается и побежит к маме, когда на улице тётя протянет ему руку и скажет: «Пойдём со мной, ну его, этот садик, пусть туда другие ходят». А другой постоит, подумает и даст тете руку. А мама останется стоять в недоумении. Да и тетя тоже. Ведь такого они не ожидали, подобное поведение не входит в общий стандарт реакции на запугивание.
Как всегда, все индивидуально. Все зависит от устойчивости детской психики, уровня развития, отношений с родителями и частоты запугивания. Чувствительный и ранимый ребенок верит взрослым, боится ослушаться, боится спросить.
Для него случаи запугивания будут действенными, но они разрушат личность. Ребенок перестанет интересоваться чем-либо, усмирит любопытство, будет постоянно думать о последствиях и бояться. Отношения с родителями при частых запугиваниях станут базироваться на страхе.
Если же малыш спокоен и воспитан в уверенности, он вряд ли испугается «бабаек» и не поверит, что под кроватью живут волки. Он не побоится залезть под кровать и обшарить все уголки в их поисках. В таком случае доверие к родительским словам будет поставлено под сомнение.
По сути, запугивание ребенка не несет в себе никакой информативности. Оно односторонне означает запрет на что-то, но не учит тому, как надо поступить в этой ситуации.
Например, ребенок бегает по квартире и громко топает. Ему говорят: «Не бегай, папа будет ругаться». Ребенок должен забояться того, что папа будет ругаться. И всё. Понятно почему? Нет.
Лучше всего сказать так: «Папа работал в ночную смену, и снова скоро уйдет на работу. Папа устал, ему нужно отдохнуть. Ведь если он не поспит, не сможет исполнить свои профессиональные обязанности. Поэтому если ты его разбудишь, он будет недоволен и поругает тебя. Давай посидим в тишине, а когда он встанет, ты побегаешь».
Ребенок поймет причину, по которой в настоящее время бегать нежелательно. И скорее всего, папу пожалеют и дадут ему поспать.
Слова ободрения, чтобы вдохновить вашего ребенка
Продолжай придумывать свои творческие идеи.
Посмотри, как окупился твой тяжелый труд. Ты проделал потрясающую работу.
Никогда не бойся пробовать что-то новое.
Твое чтение действительно улучшается. Это потому, что ты не сдавался, когда видел слова, которых ты не знал.
Истории, которые ты рассказываншь, такие творческие. Мне нравится, где блуждает твое воображение.
С самого начала никто не умеет хорошо разбираться в новом деле. Но, упорно работая, ты можешь стать лучше.
Не сдавайся, когда становится сложно.
Будь собой и позволь настоящему сиять.
Не нужно быть таким же, как все
Быть хорошим человеком — это важно.
Твои работы улучшат мой день.
Слова ободрения, когда у вашего ребенка плохой день
- Да, сегодня был плохой день. Сделаем завтра лучше.
- Твой день мог быть плохим, но это не твое отражение.
- Знай, что всякий раз, когда у тебя будет плохой день, я все равно буду здесь, чтобы любить тебя.
- Мы здесь чтобы помочь тебе.
- Ты не одинок в этом.
- У всех нас бывают иногда плохие дни. Расскажи мне о своем.
- Я так горжусь тем, как ты справился с таким трудным днем.
- Ты достаточно силен, чтобы пройти через это.
- Ты не несешь ответственности за все, что происходит.
- То, что сегодня пошло не так, произошло не по твоей вине.
- Ты не можете сделать всех счастливыми. Не расстраивайся из-за этого.
- Ты сейчас дома. Хочешь обниму?
- Что конкретно было плохим в твоем дне? Если мы сможем это решить, мы сможем понять, как избежать повторения того же самого.
Общие слова поддержки для детей
Иногда сдаваться — это нормально.
Жизнь непроста, но ты любящий человек, которого любят в ответ. Это самое главное.
Быть с тобой делает мой день ярче.
Ты замечательный друг. _______ повезло, что ты рядом с ними.
Если бы мне нужно было нарисовать кого-нибудь, я бы нарисовал тебя.
Ты знаешь, почему ты так нравишься животным? Потому что они могут почувствовать, какой ты добрый.
В мире нет никого похожего на тебя
Я бы хотел, чтобы тебя было больше.
Ты всегда знаешь, что делать, и, что более важно, ты всегда это делаешь.
Каждый может быть таким же, как все. Быть собой — это смело.
Никогда не стесняйся выделиться
Выделение — вот что делает тебя особенным.
Иногда лучше сесть и подумать, чем прыгнуть и действовать.
Ты не можешь контролировать других людей, но ты можешь контролировать свои чувства.
Это не твоя работа — решать общие проблемы. Иногда все, что ты можешь сделать, это быть хорошим другом, и у тебя это отлично получается.
Когда ты чувствуешь себя одиноким или напуганным, закрой глаза и помни, что я всегда рядом с тобой. Ты носишь меня в своем сердце, поэтому тебе никогда не придется оставаться в одиночестве.
Ничто из того, что ты сделаешь, никогда не сможет помешать мне полюбить тебя.
Ты не можешь изменить прошлое, но у тебя есть некоторый контроль над будущим.
То, как к тебе относятся другие люди, говорит о них больше, чем о тебе.
Тем, кого ты любишь, очень повезло, что ты так к ним относишься.
Я благодарен, что ты мой ребенок.
Фразы, которые нельзя говорить детям
21. Ты – лентяй
Бывает, что дети время от времени ленятся.
Однако, если вы скажете, что ваш ребенок ленив, это приведет к плохим последствиям.
Ребенок подумает, что не может этого изменить и продолжит дальше ничего не делать.
22. Доешь до конца
Конечно, вы хотите приучить своих детей к тому, что пищу нельзя переводить.
Но если вы будете заставлять ребенка доедать до конца, даже когда он уже будет сыт, то это приведет в дальнейшем к плохим привычкам и проблемам с пищеварением.
23. Это недостаточно хорошо
Иногда родители разочаровываются в своих детях, но они ни в коем случае не должны говорить им это.
Такая новость сильно расстроит молодое поколение и, мотивация пропадет. У них опустятся руки, а у некоторых появится страх заниматься тем, в чем разочаровались его родители.
Например, ребенок начал играть на гитаре, вы просите его сыграть, а когда слышите его игру, не хвалите его и говорите, что получилось не очень. После таких слов юный гитарист может замкнуться в себе, а гитару начнет бояться.
24. Не заставляй меня повторять!
Может вы не знали, но для детей данная фраза звучит как угроза.
Услышав ее, дети сильно испугаются и начнут думать о том, что будут сильно наказаны, если не выполнят вашу просьбу.
25. Ты неблагодарный
Родители многое делают для своих детей, а молодое поколение иногда попросту забывает поблагодарить их.
Если вы начнете говорить малышам о том, что они неблагодарны вам, вы лишь ухудшите положение дел.
Лучше в спокойной обстановке объяснить своему чаду, почему слова благодарности важны. После такой беседы ребенок точно изменит свое поведение.
26. Ты у меня самая красивая или самый красивый
Мы все любим своих детей, поэтому часто хвалим их, в том числе и их внешность, но лучше так не говорить.
Ведь вы будто устанавливаете для них стандарты, которым они потом обязаны будут следовать, дабы вас не подвести, а их самооценка может пошатнуться.
Когда вы постоянно акцентируете внимание на внешности ребенка, вы будто говорите, что это их единственное преимущество. В случае проблем с кожей или операции дети начнут нервничать, так как будут бояться потерять этот плюс
Таким образом, начинаются проблемы с самооценкой.
27. Перестань вести себя как ребенок
Эта фраза никак не повлияет на поведение вашего ребенка.
Дети — эмоциональные существа, и, как и взрослые, иногда не полностью контролируют свои чувства, в результате чего они ведут себя немного глупо, то есть по-детски.
В любой ситуации проблему лучше решать не руганью, а спокойной беседой.
28. Ты можешь и лучше
Giphy
Каждый родитель рассчитывает на то, что его ребенок будет идеален во всем.
Однако большинство родителей знают, что этого практически невозможно достичь.
Иногда, даже когда дети стараются изо всех сил, у них не получается.
Нужно понимать, что ребенок – не робот и, он не может во всем преуспеть, поэтому не накладывайте на малышей такую тяжкую ношу.
29. Практика сделает свое дело
Как фраза «Ты можешь лучше», так и фраза «Практика сделает свое дело» создает иллюзию у ребенка. Ведь он думает о том, что если сейчас плохо получается какой-то род деятельности, то со временем его навыки улучшаться.
Хотя практика, как правило, способствует прогрессу, большинство детей не станут вундеркиндами только потому, что вы заставили их играть на скрипке до тех пор, пока у них не начнут кровоточить пальцы.
30. Ты меня достал(а)
Время от времени родители злятся на своих детей.
Тем не менее, родители должны уметь сохранять спокойствие и не произносить вышеупомянутую фразу, так как это сильно заденет чувства ребенка.
Вместо того, чтобы ругаться, поговорите спокойно о том, что вам не нравится в поведения ребенка.
Как говорил кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»
Не будь счастливым (не чувствуй себя хорошо)
Механизм 1: Родитель что-то сказал / рассказал, после чего ребёнок, услышав свою интерпретацию, не может чувствовать себя хорошо / быть счастливым.
Механизм 2: Другой вариант: для того, чтобы получить желаемое нужно быть несчастным (чувствовать себя плохо).
Ситуации, которые запускают послание “Не будь счастливым”:
Для механизма 1:
Ситуация, когда родители твердят ребёнку о том, как они страдали ради того, чтобы вырастить ребёнка / одеть / накормить / дать ему образование. Ребенок испытывает чувство вины, но отплатить «долг» не может. Поэтому быть счастливым он тоже не может.
Для механизма 2:
- Ситуация, когда больной ребёнок всегда получает много любви и внимания со стороны родителей. Болезнь становится удобным способом получить желаемое
- Ситуация, когда родители уделяют ребёнку мало эмоционального внимания в ситуациях его успеха и много внимания в ситуациях неуспеха
- Ситуация, когда у ребёнка один из родителей или родственников (бабушка / дедушка) болен и за счёт этого получает все, что хочет
Что слышит ребёнок:
- Нужно страдать / болеть, тогда меня будут любить
- Лучше быть бедным и больным, чем здоровым и богатым
- Я не должен быть счастлив
- Я не должен быть счастлив, пока моя мама / мой папа страдает / болеет
- Я не должен быть счастлив пока не сделаю счастливыми всех вокруг
Чем всё может закончиться:
- Такой человек может начать много болеть (или одна болезнь, которую никак не вылечить)
- Такой человек может часто сталкиваться с финансовыми трудностями (так как решения о карьере он принимает сквозь призму «Лучше быть бедным и больным, чем здоровым и богатым»)
- Такой человек, став богатым, может начать много болеть
- Такой человек, будучи успешным на работе, будет испытывать неудачи в любви (и наоборот)
- Такой человек может стать несчастным во всем