Чудовище сумароков краткое содержание

Сумароков александр петрович

На сюжет некоторых комедий характеров Сумарокова оказала влияние «мещанская» слезная драма; в ней обычно изображались добродетельные герои, находящиеся в материальной зависимости от «порочных» персонажей. Большую роль в развязке слезных драм играл мотив узнавания, появление неожиданных свидетелей, вмешательство представителей закона.

Наиболее типична для комедий характеров пьеса «Опекун» (1765). Ее герой — Чужехват — разновидность типа скупца. Но в отличие от комических вариантов этого характера сумароковский скупец страшен и отвратителен. Будучи опекуном нескольких сирот, он присваивает их состояние. Некоторых из них — Нису, Пасквина — он держит на положении слуг.

Сострате препятствует выйти замуж за любимого человека. В конце пьесы козни Чужехвата разоблачаются, и он должен предстать перед судом.

Исторический прототип

Трагедия «Дмитрий Самозванец» рассказывает о судьбе Лжедмитрия I, ставшего первым из четырех самозванцев, объявивших себя выжившими сыновьями Ивана Грозного.

Современные исследователи чаще всего отождествляют Лжедмитрия I с беглым монахом Григорием Отрепьевым из Чудова монастыря. Поддержку и сторонников он нашел в Польше, откуда и вышел с походом на Москву в 1605 году. Согласовав все нюансы с Боярской думой, 20 июня он торжественно въехал в столицу.

18 июля из ссылки прибыла его «мать» Мария Нагая, в монашестве принявшая имя Марфа. На глазах большого количества людей они обнялись и заплакали. Царицу разместили в Вознесенском монастыре, где Дмитрий Самозванец ее регулярно навещал.

Только после этого он прошел обряд коронации, приняв символы власти из рук нового патриарха Игнатия и бояр.

Буквально сразу после восшествия на престол вокруг самозванца стали строить заговоры. Самое известное — противостояние Дмитрия Самозванца и Василия Шуйского. По доносу Шуйский был арестован за то, что распространял слухи, что царь на самом деле является расстригой Отрепьевым и планирует искоренение православия и разрушение церквей. Земский Собор приговорил его к смертной казни, однако сам Дмитрий его помиловал, отправив в ссылку.

В апреле 1606 года в Москву прибыла невеста Дмитрия Самозванца Марина Мнишек вместе с отцом. 8 мая состоялась коронация Марины Мнишек, молодые сыграли свадьбу.

Особенности ранних комедий Сумарокова

Творчество А. П. Сумарокова – это образец классицизма в русской литературе. Для писателя слово является не просто инструментом для создания образов. Он непрерывно размышляет и рассуждает о сути слова. по убеждению Сумарокова, каждое слово должно употребляться в одном значении, свойственном ему. И найти это значение означает понять, какое место занимает предмет, обозначаемый этим словом, в мировом порядке.

Сумароков был талантливым литератором, и оказал большое влияние на развитие русской литературы второй половины 18 века.

Современники ставили комедии А. П. Сумарокова ниже его трагедий

Они не составили важного этапа в развитии драматургии, хоть обладали целым рядом достоинства. Сумароков первым России начал писать комедии

Всего он написал двенадцать комедий, которые хронологически можно разделить на три группы:

Писатель создавал комедии порывами и хватался за этот неблизкий ему жанр как за сильное сатирическое или полемическое оружие. Сумароков не работал долго и тщательно над своими комедиями, что видно и по их датам, и по тексту, и по пометкам автора.

Готовые работы на аналогичную тему

Если на сцене первых комедий Сумарокова нет единого действия, в них нет и подлинного быта. Сценическая площадка первых комедий, как условная сцена интермедий, представляет собой условное место, в котором никто не живет, и где только появляются действующие лица для демонстрации недостатков, также изображенных условно. В этих пьесах условно-гротескная манера исполнения. Сумароков любит фарсовый комизм – смешные пикировки персонажей, драки на сцене и т.д.

Состав действующих лиц первых комедий Сумарокова определен во многом составом масок итальянской народной комедии. В ранних комедиях Сумароков кроме традиции итальянской комедии масок использовал и драматургию Гольберга, и мотивы французских пьес, в частности, Мольера.

Новый заговор Василия Шуйского

Многодневные торжества в связи со свадьбой с Мариной Мнишек заставили Лжедмитрия потерять бдительность.

Статья по теме

Красавица и самозванец. История трагической любви к власти

Присутствие большого количества иностранцев на торжествах беспокоило москвичей. Пьяные поляки врывались в московские дома, бросались на женщин, грабили прохожих, особенно отличались панские гайдуки, в пьяном угаре стрелявшие в воздух и вопившие, что царь им не указка, так как они сами посадили его на престол.

Ситуация стала взрывоопасной. Оппоненты Лжедмитрия решили, что пришло время для решительных действий.

24 мая 1606 года Василий Шуйский собрал верных ему купцов и служилых людей, вместе с которыми составил план действий — отметили дома, в которых живут поляки, и решили в субботу ударить в набат, призвав народ к бунту под предлогом «защиты царя».

25 мая об этом донесли Дмитрию, но тот легкомысленно отмахнулся от предостережения, пригрозив наказать самих доносчиков. Свадебные торжества решено было продолжать, несмотря на то, что со всех сторон поступали тревожные слухи о начавшихся глухих волнениях. Дмитрию была подана жалоба на одного из поляков, якобы изнасиловавшего боярскую дочь. Начатое было расследование ничем не закончилось.

Статья по теме

Русская Смута 400 лет спустя. Мнение историка

На следующий день был дан бал в новом царском дворце, во время которого играл оркестр из сорока музыкантов, а царь вместе с придворными танцевал и веселился. После окончания праздника Дмитрий ушёл к жене в её недостроенный ещё дворец, причём в сенях расположились челядь и музыканты. Немцы вновь попытались предупредить царя о готовящемся заговоре, но тот снова отмахнулся со словами: «Это вздор, я этого слышать не хочу».

Создание трагедии

Произведение, которому посвящена эта статья, Сумароков закончил в 1771 году. «Дмитрий Самозванец» — восьмая трагедия в его творчестве, одна из последних. До этого он написал такие драмы, как «Хорев», «Гамлет», «Синав и Трувор», «Аристона», «Семира», «Ярополк и Димиза», «Вышеслав».

После «Дмитрия Самозванца», год написания которого вам теперь известен из этой статьи, создал только одну трагедию. Она называлась «Мстислав».

В 1771 году «Дмитрий Самозванец» впервые был напечатан. Интересно, что произведение вышло в России в то время, когда в Европе уже вовсю развивалась новая буржуазная драма, представленная пьесами Дидро, Лессинга, Бомарше. Они потеснили классическую трагедию и комедию, принуждая уступить место реалистической бытовой драме. Сумароков же был ярым поборником классицизма, поэтому решительно отрицал всякие новомодные драматургические течения.

Развязка трагедии

Развязка в трагедии «Дмитрий Самозванец» наступает уже следующей ночью. Царя будит звон колокола. Он понимает, что народный бунт все-таки начался. Он в ужасе, ему кажется, что против него ополчились не только все люди, но даже небо, спастись никак нельзя.

Дмитрий в панике. Он требует от своей малочисленной стражи победить толпу, которая уже окружила царский дом, начинает строить план бегства. Но даже в эти минуты его страшит не приближающаяся погибель, а то, что он может умереть, не отомстив всем своим врагам. Весь свой гнев он вымещает на Ксении, заявляя, что дочь предателей должна погибнуть за отца и жениха.

Вооруженные заговорщики врываются в царские палаты как раз в тот момент, когда Дмитрий заносит кинжал над девушкой. И жених, и отец рады бы умереть вместо нее. Дмитрий согласен оставить Ксению в живых только при одном условии — ему должны вернуть корону и власть.

Шуйский на это не может пойти, верность Отечеству для него важнее. Георгий бросается к злодею, понимая, что не сможет успеть. Дмитрий уже готов заколоть Ксению, но в последний момент Пармен проявляет свою истинную сущность. С мечом наперевес он вырывает Ксению из рук самозванца. С проклятиями Дмитрий пронзает кинжалом собственную грудь и умирает на глазах у окружающих.

«Благословение» Григория Валуева

Лжедмитрий вырвал алебарду у одного из стражников и подступил к дверям с криком: «Прочь! Я вам не Борис!». Он имел в виду Бориса Годунова — царя, который последний отрезок жизни прожил в страхе перед бунтовщиками и в первую очередь перед ним, самозванцем. На защиту Лжедмитрия выступил Басманов, но в схватке с заговорщиками был убит ударом ножа в сердце.

Статья по теме

Зять палача и сам в душе палач. Борис Годунов — упущенный шанс России?

Лжедмитрий попытался спастись, спустившись из окна дворца по стропилам, но сорвался и упал с большой высоты. Он повредил ногу и получил сильный ушиб груди.

Во дворе дежурил караул стрельцов, не принимавший участия в бунте. Лжедмитрий умолял стрельцов помочь, вывести его на Красную площадь к народу. Авантюрист справедливо считал, что при его появлении большая часть народа скорее примет его сторону, нежели опостылевших всем бояр.

Стрельцы сперва согласились и даже открыли огонь по мятежникам. В это время среди бунтовщиков раздались крики: «Давайте пойдём в Стрелецкую слободу и убьём их женщин и детей!». Стрельцам кричали, что они защищают не царя, а самозванца.

Последние защитники Лжедмитрия, опасаясь за судьбу родных, готовы были отступиться от него, но всё-таки потребовали, чтобы мать настоящего царевича Дмитрия Марфа Нагая подтвердила, что Дмитрий — её сын, в противном случае — «Бог в нём волен».

Статья по теме

В постели с царём. Иван Грозный и все его женщины

Отправили гонца к Марфе Нагой. Толпа, однако, не хотела ждать. Над Лжедмитрием принялись издеваться, его избили, сняли царский кафтан и обрядили в лохмотья. Требовали, чтобы он назвал своё настоящее имя. «Я Дмитрий, сын Иоанна Грозного», — продолжал повторять Лжедмитрий.

Князь Иван Васильевич Голицын, выступавший в роли гонца, вернувшись, крикнул, что Марфа Нагая сказала: её настоящий сын убит в Угличе.

Толпа взревела от ярости. Боярский сын Григорий Валуев, выступив вперёд, крикнул: «Что толковать с еретиком: вот я благословляю польского свистуна!». После этого Валуев выстрелил в Лжедмитрия в упор. Сразу за этим на то ли уже мёртвого, то ли ещё живого самозванца набросились с мечами и алебардами. Труп страшно изуродовали.

«Царица Марфа обличает Лжедмитрия». Раскрашенная литография по эскизу В. Бабушкина, середина XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

Другие литературные источники

Стоит отметить, что тема Смутного времени была весьма популярной в отечественной художественной и исторической литературе XVIII века, остается таковой и по сей день. Помимо Сумарокова, немало писателей и историков обращались к этой теме.

Конечно, многих интересовала именно фигура Лжедмитрия I, которому удалось добиться большего, чем всем его последователям (всего было четыре Лжедмитрия). Беглый монах же Григорий Отрепьев целый год провел на престоле, привез польскую дворянку, на которой женился, обзавелся сторонниками среди бояр, но все-таки был свергнут.

Еще одно произведение, посвященное этому историческому персонажу, также называется «Дмитрий Самозванец». Булгарин написал его в 1830 году. Это исторический роман.

Правда, по мнению большинства исследователей, идею для романа он украл у Пушкина, ознакомившись с черновиками его «Бориса Годунова». Произошло это при нелицеприятных событиях. После поражения декабристского восстания Фаддей Булгарин начал сотрудничать с третьим отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, которое было специально создано для расследования деятельности декабристов, для выявления всех причастных к нему заговорщиков.

Даже сам Александр Пушкин обвинял Булгарина в том, что тот похитил его идеи, ознакомившись с ними как сотрудник охранки. Считается, что другой возможности у Булгарина быть не могло. Поэтому с подачи поэта он заслужил репутацию осведомителя.

Это был второй роман Булгарина. За два года до этого он издал произведение, которое назвал «Эстерка».

  • Интересные места в школе

      

  • Путь джедая максим дорофеев краткое содержание

      

  • Катастрофа набоков краткое содержание

      

  • Сертификат соответствия на конфеты в детский сад 2020

      

  • Миньон из кабачка поделка в школу

Лекция: комедии сумарокова. «опекун», «рогоносец по воображению».

Положительные персонажи комедий Сумарокова лишены жизненности, они часто выступают в комедиях в роли резонеров – таков Валерий в комедии «Опекун». «Рогоносец по воображению» (1772) — в центре внимания писателя – быт провинциальных небогатых помещиков, Викула и Хавроньи. Ограниченность интересов, невежество, недалекость характеризуют их.

Вместе с тем персонажи этой комедии лишены односторонности. Высмеивая дикость, нелепость этих людей, которые говорят только «о севе, о жнитве, о курах», у которых крестьяне по миру ходят, Сумароков показывает и черты, вызывающие к ним сочувствие.

Инфо

Викул и Хавронья трогают своей взаимной привязанностью. Они добры к своей воспитаннице, бедной девушке дворянского рода Флоризе.

Внимание

Нелепость жизни Викула и Хавроньи подчеркивается и завязкой комедии. Викул приревновал свою 60-летнюю к блистательному графу Кассандру, богатому соседу, которому полюбилась Флориза.

«Отдай нам твоего вора»

В ночь на 27 мая Шуйский именем царя сократил иностранную стражу во дворце со 100 до 30 человек.

На рассвете 27 мая по приказу Шуйского ударили в набат на Ильинке, другие пономари также принялись звонить, ещё не зная, в чём дело. Шуйские, Голицын, Татищев въехали на Красную площадь в сопровождении примерно двух сотен человек, вооружённых саблями, бердышами и рогатинами. Шуйский кричал, что «литва» (так часто называли жителей объединённого государства Польши и Литвы) пытается убить царя, и требовал, чтобы горожане поднялись в его защиту.

Москвичам же к тому моменту был нужен лишь повод, чтобы выплеснуть накопившиеся обиды на поляков. В городе начался бунт, направленный против иноземцев и прежде всего «литвы». В результате нападений на улицах и в домах были убиты около 520 поляков.

Статья по теме

Час позора. Как российская элита Кремль полякам сдавала

Василий Шуйский въехал в Кремль через Спасские ворота — в одной руке он держал меч, в другой — крест. Спешившись возле Успенского собора, он приложился к образу Владимирской Божьей Матери и далее приказал толпе «идти на злого еретика».

Тем временем Лжедмитрий, проснувшийся от шума и набата, послал выяснить, что происходит, полагая, что в городе начался пожар.

Но дворец стремительно наполнялся вооружёнными людьми. Приближённый Лжедмитрия воевода Пётр Басманов спросил, кто они такие и зачем явились во дворец.

«Отдай нам твоего вора, тогда поговоришь с нами», — ответили ему.

Басманов вернулся к царю, сообщив ему о мятеже. Рядом с Лжедмитрием, помимо Басманова, оставалось всего несколько верных человек из немецкой стражи.

Русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Какими раньше были протесты?

Подробнее

Ночь измены

Правда, упиваться своей победой ему долго не приходится. От начальника стражи поступает тревожная новость. Народ и дворянство ожесточены. Предстоящая ночь может оказаться решающей. Дмитрий призывает к себе Пармена.

В это время Ксения пытается хоть как-то заступиться за зачинщиков бунта, среди которых ее возлюбленный и отец. Но все напрасно.

Пармен пытается убедить царя, что единственный путь к спасению — это милосердное отношение к подданным и раскаяние. Но нрав царя не приемлет добродетели, на уме у него только злодейства. Поэтому Пармен получает приказ казнить бояр.

Когда приказ о смертном приговоре объявляют Георгию и Шуйскому, они с гордостью заявляют, что готовы принять смерть. Шуйский просит только об одном — проститься перед смертью с дочерью. Дмитрий соглашается на это только потому, что знает, это только усилит их страдания и мучения.

Ксению приводят к жениху и отцу, она трогательно с ними прощается. Девушка, по сути, лишается всех людей, которые составляли счастье в ее жизни. В отчаянии она просит зарубить ее мечом. Напоследок она бросается к Пармену, который уже собирался увести бояр в темницу. Она вопрошает, неужели и он сменил свой жалостливый нрав на злодейство? Тот никак не реагирует на ее мольбы, но втайне посылает мольбы на небо, чтобы исполнилась его заветная мечта о свержении тирана.

Народные волнения

События в трагедии «Дмитрий Самозванец», краткое содержание которой вы сейчас читаете, начинают активно развиваться после того, как приходит начальник стражи с тревожным сообщением. Он рассказывает, что на улицах волнуется народ. Некоторые уже в открытую заявляют, что нынешний государь — не сын Ивана Грозного, а самозванец, беглый монах, которого в действительности зовут Григорий Отрепьев.

Главный герой произведения сразу догадывается, кто стоит за мятежом. Это отец Ксении Шуйский. Он немедленно требует привести обоих к нему во дворец.

Шуйский всячески отрицает все обвинения. Он уверяет, что и сам, и весь народ верят в царя и любят его. Самозванец пользуется случаем и требует в доказательство преданности боярина отдать за себя Ксению. Девушка категорически против и с гордостью отказывается от этого предложения. Дмитрий начинает угрожать ей смертью, но даже это не заставляет ее изменить свое мнение. У нее есть жених по имени Георгий, она не в силах его забыть. Шуйский обещает царю повлиять на дочь и заставить ее передумать.

Когда отец и дочь остаются наедине, тот открывается ей, что в действительности собирается скоро свергнуть тирана, но до поры до времени нужно таиться и во всем с ним соглашаться. Шуйский убеждает Ксению притвориться, что она покорилась его воле. И Ксения, и Георгий соглашаются пойти на этот обман во благо Отечеству.

Дмитрий Самозванец в трагедии Сумарокова легко верит этой лжи. Правда, не может сдержаться и тут же начинает издеваться над поверженным соперником. Георгия это возмущает, хоть Ксения его и пытается остановить, он в лицо говорит царю все, что о нем думает, называя тираном, убийцей и самозванцем. Жениха Ксении приказывают заключить в темницу. После этого не может удержать себя в руках и девушка. Тогда самозванец, которого обуревает гнев, грозится казнить обоих молодых людей. Смягчить его удается только вовремя подоспевшему Шуйскому, который снова уверяет, что отныне Ксения больше не будет противиться желаниям царя. Он даже забирает у Дмитрия перстень, чтобы передать его дочери в знак любви монарха.

Боярин к тому же всячески убеждает самозванца, что сам является его верным соратником, самой надежной опорой трона. Под этим предлогом он берет на себя урегулирование вопроса с народными волнениями, которые снова начались после того, как Георгий оказался в заключении. В трагедии Сумарокова Дмитрий Самозванец не возражает против этого, но в то же время приказывает усилить собственную охрану.

Анализ трагедии «Дмитрий Самозванец»

«Дмитрий Самозванец» — тираноборческая трагедия. В образе главного героя Сумароков вывел тип «антимонарха», который своим характером, поступками, мыслями и намерениями демонстрирует все то, чего не должно быть в монархе истинном, настоящем. Таким образом, идеальный облик просвещенного, гуманного монарха создается по принципу «от противного». Дмитрия, самозваного царя, восшедшего на русский престол путем обмана, интриг и с помощью польской армии, обличают не только положительные герои — Ксения, дочь боярина Шуйского, и князь Георгий Галицкий. Дмитрий Самозванец энергично и настойчиво выявляет собственные пороки:

Зла фурия во мне смятенно сердце гложет,

Злодейская душа спокойна быть не может.

Я к ужасу привык, злодейством разъярен,

Наполнен варварством и кровью обагрён.

В первом же явлении трагедии Дмитрий говорит, что он ненавидит русских: «Российский я народ с престола презираю». Дмитрий не уважает законов, так как считает, что высшая власть воплощается не в законе, а в «царской воле», которая, в свою очередь, диктуется не разумом, а «царской страстью». Одним из основных пороков тирана является его неуважение к личности:

Вы, ползущая тварь и черви на земле,

Внимайте рабственно монарше повеленье…

Следует подчеркнуть, что, осуждая Дмитрия за его злодейства, Сумароков не ставит ему в вину «самозванство». Устами одного из героев, Пармена, автор высказывает свое отношение к праву на престол. Не «порода» и не наследственное право являются основными условиями царствования, но личные достоинства монарха:

Когда бы ты не царствовал злонравно,

Димитрий ты иль нет, сие народу равно.

Характеры героев трагедии «Дмитрий Самозванец» (как и других пьес Сумарокова) лишены противоречивости, глубины, психологической сложности. В «Дмитрии Самозванце» нет героев, борющихся со своими пороками, страстями, преодолевающими искушение перед нравственным выбором и т.д. Конфликт между страстью и долгом не предполагает элементов психологической напряженности. Деление персонажей на положительных и отрицательных было резким и категоричным, лишенным оттенков и полутонов. Если Дмитрий — воплощение абсолютного зла, то Георгий и Ксения олицетворяют истинный патриотизм и являются носителями «разумных» чувств, а Пармен — воплощение долга и рассудительности.

Трагедии Сумарокова преследовали двоякую цель. С одной стороны, они служили «уроком царям», указывая, чего вправе требовать подданные (прежде всего, дворяне) от монархов. С другой — воспитывали самих дворян, внушая им сознание гражданского долга, любовь к отечеству, благородство, чувство собственного достоинства.

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. — Воронеж: «Родная речь», 1995

Хорев

Он передает эту речь натуралистически, без кристаллизации ее форм; он считает ее некультурной речью, служащей характеристике его помещиков как варваров; но все же подлинная, реальная речь звучит в его пьесе; она звучала и в прежних его комедиях, но именно «Рогоносец по воображению» и в этом отношении является лучшей его прозаической пьесой. Вот, например, разговор о ревности: «Хавронья – Фу, батька! Как ты бога не боишься? Какие тебе на старости пришли мысли? Как это сказать людям, так они нахохочутся.

Кстати ли ты это вздумал? Викул – Как того не опасаться, что и с другими бывает людьми. Хавронья – Я уже баба не молодая; так чего тебе опасаться! Викул – Да есть пословица, что гром-ат гремит не всегда из небесной тучи, да иногда и из навозной кучи. Хавронья — Типун бы тебе на язык; какая навозная у тебя я куча? Флориза – Что это, сударыня, такое? Викул – Жена, держи это про себя.

Шапка Мономаха, выигранная в лотерею

11 июня 1605 года в истории России случилось невероятное событие — на престол взошёл самозванец, ловкий авантюрист, выдававший себя за чудесно спасшегося младшего сына Ивана Грозного.

В русской истории было много самозванцев, но ни одному из них не удалось преуспеть так, как тому, что известен под именем Лжедмитрия I.

Был ли этот человеком монахом-расстригой Григорием Отрепьевым либо кем-то другим, но ему удалось стать полноправным владыкой России. 30 июля 1605 года новоназначенный патриарх Игнатий венчал «царевича Дмитрия» на царство.

Статья по теме

Лжедмитрий. Попытка реставрации старого портрета

Разумеется, Лжедмитрию I сопутствовала удача. Он много раз был близок к краху, но обстоятельства в итоге складывались в его пользу. Вербуя союзников, он не скупился на обещания, рассчитывал, что выполнять большинство из них не придётся никогда.

18 мая 1606 года Лжедмитрий I женился на полячке Марине Мнишек, которая была коронована как русская царица.

Свадьба эта стала для самозванца началом конца. Глухое роптание народа, недовольного обилием иностранцев в окружении нового царя, решили использовать его политические противники. Зная о самозванчестве «царевича», русские бояре рассчитывали, что Лжедмитрий I поможет им в свержении Бориса Годунова, после чего можно будет избавиться и от него самого.

За несколько месяцев пребывания Лжедмитрия I у власти на него было подготовлено несколько покушений, которые закончились неудачей. Среди тех, кто особо активно старался покончить с царём, был Василий Шуйский, сам мечтавший взойти на престол. Заговор Шуйского был раскрыт, и он приговорён к смерти, но затем помилован.

Во имя шапки Мономаха. Преступление и наказание царя Василия Шуйского

Подробнее

Анализ произведения

Исследователи отмечают, что во многих произведениях Сумарокова одним из ключевых мотивов является восстание, которое заканчивается удавшимся или провалившимся государственным переворотом. Особенно ярко эта тема проявляется в произведении «Дмитрий Самозванец». Эта трагедия целиком посвящена попыткам свергнуть тирана и узурпатора.

В центре повествования Лжедмитрий I, злодей и изверг. Он убивает людей не задумываясь, без всякого зазрения совести. Более того, он ненавидит весь русский народ, которым взялся управлять. Он готов выполнить соглашение с поляками и отдать его во владения полякам. В его планах установить в России католичество и верховенство Папы Римского.

Производя анализ «Дмитрия Самозванца» Сумарокова, стоит отметить, что в произведении подробно описывается, как народный гнев поднимается против неугодного правителя. Дмитрий уже в первом действии узнает, что трон под ним шатается. Речь об этом идет в самом начале трагедии. В дальнейшем эта тема только развивается.

В пятом действии, наконец, происходит свержение тирана. Понимая, что обречен на поражение, он кончает жизнь самоубийством на глазах у окружающих. В анализе «Дмитрия Самозванца» стоит подчеркнуть, что сам заговор организуется не спонтанно. У него есть конкретный идейный вдохновитель, которым является боярин Шуйский. Поначалу он всячески притворяется верным слугой Дмитрия, чтобы втереться к нему в доверие. Такую же роль в произведении играет и наперсник правителя Пармен. Сумароков всяческими способами одобряет эту интригу, считая, что в конкретном случае цель оправдывает средства. Ради свержения деспота, который готов погубить страну, можно врать, подличать и льстить, считает автор.

Сумароков в своем произведении категорически отказывается от чрезмерной строгости и принципов. Вместо этого он наглядно демонстрирует, какая судьба может ожидать монарха, если он будет действовать не в интересах своего народа.

В конце XVIII века трагедия была воспринята как произведение, которым Сумароков как бы говорит дворянам о том, что власть царя вовсе не абсолютна и безгранична. Он прямо угрожает правителям перспективой свержения в том случае, если они выберут модель поведения тирана, как это сделал Лжедмитрий I. Сумароков говорит о том, что народ сам вправе решать, кто достоин им управлять, а при случае способен свергнуть неугодного монарха. По представлениям писателя, царь — это слуга народа, который обязан править в его интересах, соответствуя законам чести и добродетели.

Эти мысли были весьма смелыми для того времени. К тому же они подкреплялись сентенциями о злых царях, о царской власти в целом, все это произносили герои трагедии Сумарокова.

/ сумароков

Сходен с известной сценой после драки Простаковой с ее братцем выход только что подравшихся Викула с женой (д. 2, яв. 6). В имени Хавроньи звучит каламбурность фамилии Скотининых, да и манера бытовой рисовки и самая тема местами сближаются в обеих комедиях.

Сумароков поставил тему, развитую в «Недоросле», – о варварской социальной практике темной реакционной помещичьей «массы» (и тут же – скотининские свиньи). Сочными красками рисует Сумароков быт Викула и Хавроньи.

Его победой приходится считать такие сцены, как, например, заказ парадного обеда Хавроньей или неуклюжие «светские» разговоры, которыми она старается занять графа. В этих сценах, как и в диалогах обоих супругов, Сумароков достигает высшей точки в своем стремлении к передаче бытовой речи, яркой, живой, вполне разговорной, местами близкой к складу народной сказки, пересыпанной пословицами и поговорками.

Комедии 1764-1768 гг.

Следующие шесть комедий Сумарокова отличаются от ранних произведений, хоть многое в них и остается прежним:

  • Метод условного изображения;
  • Условные имена;
  • Отсутствие жизни на сцене.

Кроме центральных образов, в комедиях А. П. Сумарокова нет других характеров. Остальные действующие лица являются положительными героями. Центральные характеры писатель вырисовывает с особой тщательностью. Он обставляет их бытовыми деталями реального типа. Все они связаны со злобой дня и замыслом, и отдельными намеками.

Само движение писателя от комедии положений к комедии характеров было обусловлено не столько личной эволюцией Сумарокова, сколько влиянием, которое он испытывал со стороны комедийного репертуара того времени. первые комедии писателя открыли ему дорогу в театр. В 1756 году был организован постоянный театр, и Сумарокову требовался репертуар, в том числе и комедийный.

Конец 60-х – начало 70-х годов характеризуется ростом оппозиционных настроений в среде разночинной интеллигенции и передового дворянства. Это был период, когда просветительская мысль была обращена к постановке крестьянского вопроса. Проблема взаимоотношений крестьян и помещиков стал решаться в разных жанрах литературы более осмысленно.

«Дмитрий Самозванец» — знаменитая трагедия в стихах Александра Сумарокова. Она была написана в 1771 году.

Трагедии сумарокова. их политическая и воспитательная направленность

Исполнены комизма диалоги, в которых Викул упрекает Хавронью в неверности, считая, что она наставила ему рога. Речевая характеристика персонажей помогает воссоздать облик и нравы провинциальных дворян.

Лирика Сумарокова обращена к человеку, к его природным слабостям. Несмотря на все еще условное изображение лирического героя, в песнях своих он стремится раскрыть внутренний мир, глубину и искренность чувств героя или героини.

Его лирика отличается задушевной простотой, непосредственностью. Сатиры: 1. «Хор ко превратному свету» — был написан Сумароковым по заказу для уличного маскарада «Торжествующая Минерва».
Но «Хор» оказался столь сатирически злободневным, что был допущен только в сокращенном варианте. В форме рассказа об идеальной заморской стране и порядках в ней, достойных похвалы, Сумароков повествует о порядках, точнее беспорядках и неустройствах в его стране.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: