С какими заболеваниями и по направлению каких специалистов чаще обращаются к функциональному диагносту?
Каждый человек должен со всей ответственностью относиться к своему здоровью. Для этого необходимо регулярно (в целях профилактики) посещать врачей и проходить комплексные обследования. Особенно важны профилактические обследования для тех, у кого есть предрасположенность к развитию какого-либо заболевания. Это помогает вовремя предупредить развитие болезни, начать ее лечение и уменьшить риски развития возможных осложнений. Но чаще всего к врачам обращаются в тех случаях, когда появляются первые признаки заболевания. И тогда пациент получает направление к врачу функциональной диагностики для подтверждения диагноза.
Наиболее частыми причинами обращения к функциональному диагносту являются заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной системы. Он не занимается лечением заболеваний, а лишь помогает выявить их, исследуя функции определенных внутренних органов и систем. Основной задачей врача функциональной диагностики является выдача заключения по проведенному исследованию. К данному специалисту направляют, как правило, врачи узких специализаций (терапевт, кардиолог, невролог, пульмонолог). Консультация функционального диагноста может понадобиться для уточнения или опровержения предполагаемого диагноза. Также к его помощи могут прибегнуть перед операцией, при диспансеризации (когда пациент ложится в больницу) или для наблюдения за динамикой лечения.
Заболевания, с которыми обращаются к функциональному диагносту
Заболевания |
Какие методы функциональной диагностики могут быть назначены? |
Заболевания сердечно-сосудистой системы |
|
|
|
Заболевания легочной системы |
|
|
|
Заболевания нервной системы |
|
|
|
Кому подходит профессия
Врач – это одна из немногих профессий, в которую надо идти исключительно по призванию. Кроме того, доктору никак не обойтись без таких личных качеств, как:
- острый ум и способность анализировать;
- хорошая память;
- умение быстро принимать решения и нести ответственность за их последствия;
- стрессоустойчивость;
- гуманность и сочувствие боли человека;
- тактичность;
- способность найти общий язык с пациентом и его близкими;
- терпение и выдержка.
Чтобы стать врачом и уважаемым специалистом, надо обладать альтруистическими наклонностями. Потребность в медицинской помощи не подчиняется строгому графику – часто придется жертвовать личным временем и планами. При этом есть у профессии врача такие существенные минусы, как:
- низкая оплата труда;
- постоянный груз ответственности за жизни других людей;
- затраты времени и сил, связанные с необходимостью постоянного обучения.
Как я стала врачом
Поступила в медицинский вуз в последний момент
Я родилась и выросла в Пензе, окончила школу с золотой медалью. Собиралась поступать на биолого-химический факультет и стать преподавателем по этим предметам. Но когда мы с мамой уже собирались отнести документы на биофак, я поняла, что на самом деле хочу поступать на медицинский. Я не раз задумывалась об этом в школе, но в семье никто не работал в этой среде и мне казалось, что я не смогу поступить без связей.
Приёмная комиссия Самарского государственного медицинского университета тогда приехала к нам в город и была как раз через дорогу. Я подала документы для поступления на педиатрический факультет, выбрала экзамен по химии в качестве вступительного, получила «пять», и меня зачислили.
Выучилась на невролога
На педиатрическом факультете я училась шесть лет. Ещё два года я училась в ординатуре в Нижегородской государственной медицинской академии по специальности «невролог». Правда, сначала я собиралась стать патологоанатомом. Но, кроме основной учёбы, я много занималась в СНО — студенческое научное сообщество, которое организует кружки по разным специальностям, и это помогло мне сделать правильный выбор. В научных кружках я посмотрела на разные направления медицины, познакомилась с опытными специалистами и благодаря их советам выбрала специализацию, которая мне действительно подходит. Эти занятия были дополнительной нагрузкой к учёбе, но я очень советую их всем студентам-медикам — не стоит упускать такую возможность для развития.
После получила предложение стать нейрофизиологом в частной клинике. Нейрофизиолог — это врач-аналитик, который проводит обследование пациентов при помощи различных медицинских приборов, собирает и анализирует полученные данные, чтобы установить или уточнить диагноз.
Я прошла дополнительные курсы по видео-ЭЭГ-мониторингу. Это исследование активности головного мозга, которое проводится от одного часа до двух суток. Чаще всего его назначают, чтобы исключить или подтвердить эпилепсию, а также его проводят людям, которым уже установлен этот диагноз — чтобы посмотреть динамику, поймать приступ, понять, как он проходит, из какой зоны головного мозга идёт. Пациент находится в палате, где ему делают электроэнцефалограмму и параллельно проводят видеосъёмку.
Получила редкую специализацию эпилептолога
Так я набралась опыта в обследовании больных с эпилепсией, и меня пригласили в Нижегородскую детскую областную больницу в качестве невролога-эпилептолога.
Сейчас я работаю по нескольким направлениям: веду приём и как обычный невролог, и как невролог-эпилептолог. Также провожу видео-ЭЭГ-мониторинг и исследование сна на полисомнографе, чтобы получать более точные данные при диагностике эпилепсии.
Я веду приём в своём рабочем кабинете
По сути, разделения на взрослого и детского невролога нет. Врач сам выбирает, с кем он будет работать. За время практики в ординатуре я поняла, что с детьми мне работать проще. От ребёнка гораздо больше эмоциональной отдачи — он искренне тебе улыбается, общается, смеётся над шутками. Есть возможность поговорить со всей семьёй моего пациента — на приём приходят не только мамы и папы, но бабушки, дедушки и другие родственники.
Детский невролог чаще всего работает со следующими проблемами:
задержка речевого и моторного развития;
детский церебральный паралич;
эпилепсия;
тики;
энурез;
головные боли;
головокружение;
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Ребёнка, у которого подозревают эпилепсию, стараются направить не просто к неврологу, а именно к эпилептологу. Есть много препараторов, которые можно назначить при таком диагнозе, но они должны подбираться специалистом из этой области после детального обследования пациента.
В результате я с удовольствием углубилась в область неврологии, которой мало кто занимается. Узкий профиль не мешает мне вести общий неврологический приём. Когда я наблюдаю пациента в качестве эпилептолога, не закрываю глаза и на другие проблемы.
Как стать врачом или другим медицинским работником
Медицинским профессиям обучают как в колледжах, так и в университетах. Все специальности делятся на те, что требуют среднего профессионального образования, а также те, для которых требуется исключительно высшее образование.
Медицинские профессии после 9 класса
Если вы хотите быстро обучиться и начать свою работу в медицине, вы можете поступить в колледж и выбрать одну из следующих специальностей:
- Фельдшер. Такие специалисты работают в скорой помощи, а также в медицинских пунктах в сельской местности, где нет полноценных больниц.
- Сестринское дело. Это медсестры и медбратья. Как правило, они занимаются тем, что берут анализы, ставят уколы и катетеры, помогают хирургам в операционных, делают перевязки и проводят другие медицинские процедуры по назначению врачей.
- Зубной техник. Эти специалисты помогают стоматологам и изготавливают имплантанты и протезы для людей, лишившихся зубов. Это востребованная в стоматологии специальность.
- Фармацевты. Как правило, они работают в аптеках и занимаются приготовлением, а также продажей готовых лекарств.
- Лабораторный техник. Эти люди работают в медицинских лабораториях, где проводят исследования сданных анализов, передавая их результаты докторам и пациентами для дальнейшего принятия решений по поводу лечения.
- Акушер. Это работники, помогающие женщинам до, во время и после родов.
Где учиться на эти специальности в Москве
В Москве действуют шесть колледжей, занимающихся подготовкой кадров по указанным выше специальностям. В их числе:
- Медицинский колледж №1. Корпуса находятся в отдаленных районах Москвы.
- Медицинский колледж №2. Готовит специалистов только по двум специальностям «лечебное дело» и «сестринское дело» и находится в районе ВДНХ.
- Медицинский колледж №5. Находится в районе Нагорный и принимает абитуриентов после 9 и 11 классов. Имеются стоматологические специальности.
- Медицинский колледж №7. Готовит специалистов по специальностям «лечебное дело» и «сестринское дело». Находится в Таганском районе.
- Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Находится в Замоскворечье. Готовят младших медицинских сестер и специалистов по паллиативному уходу.
- Медицинский колледж управления делами Президента РФ. Находится в Кунцево. Готовит специалистов по направлениям «лабораторная диагностика», «сестринское дело», «лечебное дело».
История возникновения профессии
Ещё в первобытных временах существовали отдельные люди, которых называли «знахарь», «шаман» или «лекарь». Именно к ним приводили всех заболевших людей, а они, в свою очередь, пытались их лечить. Древние люди умели делать перевязки, накладывать шины, вправлять суставы, делать трепанацию черепа. Пытались поить людей разными отварами и настойками, с надеждой на исцеление. Иногда в ход шло колдовство: шаманы обращались к духам и богам, читали молитвы и заклинания, проводили специальные ритуалы.
Самым известным врачом в истории был Гиппократ, живший в Древней Греции. Именно он начал системно развивать медицину как отдельную науку. Гиппократ сумел объединить отдельные разрозненные знания в цельную систему и свод правил по лечению тех или иных болезней. Именно он сформулировал причины появления многих болезней, доказав, что на организм человека влияют факторы внешней среды.
В честь Гиппократа названа этическая клятва, которую приносят все студенты-медики перед получением диплома. В ней сформулирован кодекс и моральные принципы доктора, лечащего людей.
Заработная плата
Самые высокие зарплаты в России медики получают в Москве и области, в Магадане и на Крайнем Севере, самые маленькие – в Кабардино-Балкарии. Разброс, согласно данным Росстата, довольно большой – от 40 до 176 тыс. р. Однако эта статистика, мягко говоря, излишне оптимистична, потому что в маленьких городах или поселках врачи обычно получают 12–15 000 р. в месяц.
Оплата труда часто зависит от региона: там, где условия проживания суровые, врачи зарабатывают от 137 до 176 тыс. р. Менее 30 тыс. р. составляет доход докторов в Алтайском крае, Астраханской, Тульской, Воронежской областях, Чувашии. Немногим больше зарплата в Екатеринбурге и Краснодарском крае – 32 тыс. р.
В вакансиях на сайтах трудоустройства средняя ежемесячная заработная плата врача в зависимости от специализации составляет:
Специальность | Оклад в рублях |
---|---|
Косметолог | 90 000 |
Акушер-гинеколог | 90 000 |
Анестезиолог-реаниматолог | 66 000 |
Остеопат | 65 000 |
Нейрофизиолог | 62 000 |
Судовой врач | 60 000 |
Стоматолог | 50 000 |
Педиатр | 47 000 |
Педиатр | 46 000 |
Терапевт | 40 000 |
Врач функциональной диагностики | 35 000 |
Уролог | 30 000 |
Вопросы об учёной степени и звании
Ответим на самые популярные вопросы об этих категориях.
Научная степень или учёная степень?
Согласно нормативным документам, правильным считается вариант «учёная степень». Формулировку «научная степень» иногда употребляют в разговорной речи.
Бакалавр — это учёная степень или нет?
Бакалавр является не учёной степенью, а уровнем высшего образования.
Интересно, что в других странах, где действует Болонская система, бакалавр считается учёной степенью.
Магистр — это учёная степень?
Магистр также считается образовательным уровнем, а не учёной степенью.
Но после магистратуры можно поступить в аспирантуру или оформить соискательство, подготовить кандидатскую и получить степень кандидата наук.
Доцент — это должность или учёная степень?
Доцент — учёное звание, а не степень. Этим же словом называется одна из должностей преподавательского состава в вузах.
Для присвоения звания доцента нужно иметь от 5 лет стажа научно-педагогической работы, кандидатскую степень и минимум 20 профильных публикаций.
При этом, чтобы занимать должность доцента, необязательно получать такое учёное звание: достаточно иметь степень кандидата наук.
Профессор — это должность или учёная степень?
Также, как и в случае с доцентом, профессор — учёное звание или должность преподавателя. Такую должность могут занимать педагоги со степенью кандидата или доктора наук.
Звание профессора обычно присваивают докторам наук, но если у кандидата есть необходимый научно-педагогический стаж (от 10 лет) и определённое количество публикаций (зависит от специальности), он также может его получить.
Обобщим изложенное:
Учёная степень | Учёное звание |
Кандидат наук (присуждается после защиты кандидатской диссертации) | Доцент (степень кандидата наук, от 5 лет стажа, 20 публикаций) |
Доктор наук (присуждается после защиты кандидатской диссертации) | Профессор (степень кандидата или доктора наук, от 10 лет стажа, кол-во статей зависит от специальности) |
Академик — это учёная степень или звание?
Понятие «академик», по сути, ближе к званию, чем к степени, но формально считается скорее титулом. Академиком может стать выдающийся учёный, доктор наук, чей вклад в конкретную отрасль является значительным для её дальнейшего развития.
В России 4 государственных академии:
- Российская академия наук (РАН);
- Российская академия образования (РАО);
- Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН);
- Российская академия художеств (РАХ).
В каждой из них академики избираются пожизненно.
Самые высокооплачиваемые врачебные специальности
Больше всего, как правило, зарабатывают лица, занимающие руководящие посты. За ними следуют хирурги, стоматологи, гинекологи и урологи, аллергологи и эндокринологи. В коммерческих клиниках уровень зарплат может быть в 3-4 раза выше, чем в государственных. Очень высоко оплачиваются такие деликатные сферы как пластическая хирургия, вывод из запоев и кодирование от алкоголизма, семейные врачи.
Доктора, готовые приезжать к пациентам на дом, как правило, берут в 3-5 раз больше, чем это стоит в больнице. Единственный минус: обеспеченные семьи, как правило, хотят, чтобы доктор был на связи до позднего вечера, чтобы можно было проконсультироваться на счет себя или своего ребенка в любой момент. За это люди готовы очень хорошо платить.
Специальность «Медицинская микробиология»
Уровень профессионального образования | Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биохимия», «Педиатрия» |
Подготовка в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей укрупненных групп специальностей: «Клиническая медицина» или «Науки о здоровье и профилактическая медицина» | |
Дополнительное профессиональное образование | Профессиональная переподготовка по специальности «Медицинская микробиология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей укрупненных групп специальностей «Клиническая медицина» или «Науки о здоровье и профилактическая медицина» или Профессиональная переподготовка по специальности «Медицинская микробиология» при наличии подготовки по одной из специальностей: «Бактериология», «Вирусология», «Лабораторная микология», «Паразитология» |
Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности | |
Должности | Врач-медицинский микробиолог; заведующий (начальник) структурного подразделения микробиологического профиля (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда) медицинской организации — врач-медицинский микробиолог |
Востребованные профессии врачей
Строго говоря, в России востребованы абсолютно все специальности, особенно в государственных медицинских учреждениях. Самые востребованные из них приведены в списке:
- Терапевт,
- Педиатр,
- Эндокринолог,
- Хирург,
- Анестезиолог,
- Кардиолог,
- Врач функциональной диагностики,
- Рентгенолог,
- Гинеколог,
- Уролог,
- Невролог,
- Отоларинголог (ЛОР),
- Офтальмолог (окулист),
- Стоматолог,
- Врач-лаборант,
- Онколог.
Кроме того, растет спрос на очень узких специалистов, таких как диабетолог и аритмолог. Они востребованы, преимущественно в частных клиниках или государственных специализированных профильных больницах.
Принципы общения с пациентами
Каждый пациент — это личность со своими особыми потребностями; то, что важно для одного человека, может быть незначительным для другого. Например, для некоторых пациентов самым большим опасением является процесс лечения, для других страх боли в процессе вмешательства. Отдельные пациенты больше бояться не боли, а самого процесса анестезии, а другие могут запаниковать, просто взглянув на иглу и думая о проколе кожи. Эффективное общение очень важно и помогает медицинским работникам определять эти индивидуальные потребности.
Эффективное общение очень важно и помогает медицинским работникам определять эти индивидуальные потребности.
Пациент и врач должны работать вместе, как одна команда
К счастью, современная точка зрения подчеркивает, что врач (и вообще все медицинские работники) и пациент должны работать вместе, как одна команда. Весь процесс лечения варикозной болезни, от диагностики до контрольного визита после выполненного лечения — на самом деле является результатом командной работы. Врач поставит диагноз и в то же время объяснит пациенту о болезни, вариантах лечения, доступных ресурсах и т. д
Он всегда спросит пациента, есть ли у него какие-либо вопросы, потребности или какие-либо разъяснения. Он примет во внимание убеждения, ценности, ожидания, культуру и личностные качества пациента
Кто такой функциональный диагност?
Функциональный диагност – это врач, который специализируется на диагностике различных заболеваний с помощью специальных методов обследования, помогающие ему определить и изучить состояние (работоспособность) внутренних органов и систем еще до появления каких-либо клинических проявлений (симптомов). Основной задачей функционального диагноста является комплексное обследование пациента, для того чтобы выявить, подтвердить или опровергнуть наличие предполагаемой патологии.
Для того чтобы стать врачом функциональной диагностики, сначала необходимо получить высшее медицинское образование окончив лечебный факультет (лечебное дело) или факультет педиатрии. Затем необходимо пройти ординатуру по специальности функциональный диагност в течение двух лет. После окончания обучения врач может работать в поликлиниках, больницах, кабинетах функциональной диагностики, частных медицинских центрах.
Функциональная диагностика – это раздел медицины, который помогает изучить (оценить) состояние и работу внутренних органов и систем с помощью специального медицинского оборудования (диагностические аппараты и приборы).
Основными целями функциональной диагностики являются:
- определение функциональных резервов (возможностей) организма;
- ранняя диагностика (своевременное выявление) различных заболеваний;
- выявление нарушений в работе одного или нескольких органов и систем;
- определение степени тяжести какого-либо заболевания;
- определение эффективности проведенного лечения.
На сегодняшний день функциональная диагностика является одной из наиболее стремительно развивающихся областей современной медицины. Ее развитию способствует активное внедрение новейших разработок и компьютерных технологий. С каждым днем методики исследования совершенствуются, аппаратура становится более качественной, что способствует получению еще более точных и достоверных результатов.
Специальность «Судебно-медицинская экспертиза»
Уровень профессионального образования | Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Медицинская биохимия», «Педиатрия» |
Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» | |
Дополнительное профессиональное образование | Профессиональная переподготовка по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Акушерство и гинекология», «Детская онкология», «Детская урология-андрология», «Детская хирургия», «Колопроктология», «Нейрохирургия», «Онкология», «Оториноларингология», «Пластическая хирургия», «Патологическая анатомия», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Торакальная хирургия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия» |
Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности | |
Должности | Врач — судебно-медицинский эксперт; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач — судебно-медицинский эксперт |
Редкая медицинская профессия №3. Неонатолог / неонатальный реаниматолог
Также широкое развитие получают направления медицины, связанные с выхаживанием новорожденных. В современных условиях жизни все чаще новорожденным нужна квалифицированная помощь: многие рождаются с заболеваниями или недоношенные — и это поле деятельности неонатолога. А неонатальный реаниматолог, в свою очередь, спасает жизни новорожденным, если во время или после родов что-то пошло не так у младенца.
Обязанности
Для неонатолога:
- обследование и лечение заболеваний у новорожденных,
- оценка состояния и здоровья новорожденных,
- изучение данных матери ребенка.
Для неонатального реаниматолога:
- первичная реанимационную помощь новорожденным в родильном доме,
- работа с неонатальным оборудованием (инкубаторы, респираторы, инфузионные насосы).
Образование
Обучение по этой медицинской профессии проходит в медицинских вузах по направлениям — Лечебное дело и Педиатрия, а также прохождение ординатуры «Неонатология».
Трудоустройство и зарплата
Неонатологи и неонатальные реаниматологи могут работать в медицинских учреждениях, таких как:
- Частные и государственные родильные дома,
- Профильные центры матери и ребенка/центры планирования семьи,
- Научные исследовательские медицинские центры и университеты.
Зарплата — от 30 до 80 тысяч рублей.
Вакансии на HeadHunter по запросу «Неонатолог»
История ученой степени
Для понимания, что значит «кандидат медицинских наук», стоит рассмотреть историю появления этой ученой степени в России. До Октябрьской революции после окончания университета и проведения исследований в течение нескольких последующих лет человек мог защитить диссертацию и получить степень магистра.
Если выпускник заканчивал университет с отличием, во времена Российской империи он получал ученую степень «кандидат университета». В современном мире это соответствует квалификации магистра, получившего красный диплом. Другими словами, субординация была у этих понятий обратной. Степень магистра в царской России предшествовала, как и сегодня, степени доктора наук, которая всегда была выше.
Редкая медицинская профессия №2. Сетевой врач или врач телемедицины
В эпоху коронавируса всё также существуют и другие болезни, поэтому многие врачи ушли в работу в онлайн. Однако это не так просто, как может показаться — поставить диагноз по общению в разы сложнее.
Обязанности
- диагностика заболеваний широкого профиля,
- сбор сведений о пациенте, составление анамнеза,
- медицинская поддержка,
- первичное диагностирование.
Особенности работы врачей телемедицины регулируются Порядком организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденном Приказом Минздрава России от 30 ноября 2017 г. № 965н.
Образование
Здесь будет достаточно обучения в медицинских вузах на лечебном факультете, а также параллельное развитие soft skills, а именно коммуникативных навыков, устной и письменной речи, а также эмоционального интеллекта.
Трудоустройство и зарплата
Сетевые врачи могут работать в разнообразных организациях:
- Частных и государственных клиниках,
- Медицинских интернет-ресурсах,
- Профессиональных интернет сообществах
Зарплата находится в диапазоне от 20 до 40 тысяч рублей.
Вакансии на HeadHunter по запросу «Врач онлайн консультант»