Последний эмир древней бухары (с 1746 по 1920г.)

↑ Присоединение к России Бухарского эмирата

Еще в начале своего правления представители династии Мангыт наладили отношения с Российской империей. В 1820 г. в Бухару оправили посольство, в котором принимали участие как офицеры, так и ученые. До середины 19 в. обмен посольствами между Россией и Бухарой периодически повторялся.

В середине 19 в. отношения с Россией ухудшились, так как бухарский эмир вторгся в Ферганскую долину, его войска заняли Коканд. После этого был отправлен ультиматум в Ташкент с требованием вывести оттуда российскую администрацию. Речь шла о господстве несколько в Туркестане, сколько вообще в Средней Азии. Дипломатические переговоры ничего не дали и начались военные действия.

Январь-февраль 1866 г. К Чиназу был отправлен российский стрелковый батальон, с целью форсировать Сыр-Дарью и захватить крепость Джизак. Поход потерпел неудачу для русских.

  • Апрель – май 1866 г. битва в урочище Ирджар. Бухарская армия потерпела поражение.
  • В сентябре 1866 г. Бухаре был предъявлен ультиматум. Были взяты крепости Ура-Тюбе, Яны-Курган и Джизак.
  • Бухарский эмират был присоединен к Российской империи в 1868 г. после поражения под Самаркандом.
  • Между Эмиратом и Россией устанавливались вассальные отношения и определялись двумя договорами (1868-1873).

Узбекистан покорил нас

Мы пробыли в Узбекистане 7 ночей, и этого оказалось совсем мало. До этого мы 7 ночей провели в Таджикистане, и нам этого оказалось более чем достаточно, потому что там не так много мест, которые можно было бы посетить. Мы даже немного там заскучали. Но Узбекистан нас покорил.

Когда мы посещали памятные места, гид представил нас директору музея, и он был так рад нас видеть! Мы не думали, что спустя такое количество лет это все еще важно для народа. Мы были шокированы этим

Потом долго сидели и разговаривали, и люди с таким интересом спрашивали о наших родственниках, бабушке… Сотрудники музея интересовались, можем ли мы собрать всю нашу семью, чтобы перевезти захоронение дедушки из Афганистана, так как он был похоронен именно там. Им было очень важно, чтобы его останки были похоронены на родине, в Бухаре. Поэтому мы продумывали, как можем это осуществить, и это было очень познавательно и безумно приятно, что это все еще важно народу.

Очень жаль, что мы не остались в Узбекистане на более долгий период, хотелось бы побывать во всех интересных культурных местах страны. То, что мы увидели, восхитило нас, и теперь нам хочется посмотреть все остальное, как можно больше. Мы обязательно вернемся, возможно даже соберем побольше родственников, и всем нашим семейством посетим памятные места. Не терпится поделиться впечатлениями и увиденным с нашей семьей, чтобы они также могли прочувствовать все то, что почувствовали мы.

Я хотела попробовать узбекские блюда

Мы купили самаркандский хлеб, чтобы поделиться частичкой Узбекистана с нашими родными. Мы были без ума от плова, особенно ташкентского. Было очень вкусно. Ташкентский плов — лучший из всех, что я пробовала. У нас в Америке нет таких блюд. Я давно хотела попробовать национальные узбекские блюда, и они превзошли мои ожидания. Но хочется отметить, что даже несмотря на то, что еда тут тяжелая, мы не чувствовали тяжести, видимо, из-за натуральности всех ингредиентов. Также хотели бы отметить фрукты и овощи Узбекистана. В особенности, огурцы. Они такие сладкие!

Nailaj Naebzadeh

Нам очень понравились национальные ткани. В Бухаре мы приобрели много одежды из традиционных тканей, таких как адрас. Хотелось скупить все, так как это очень необычно для нас и выглядит эффектно, но, к сожалению, я не смогла бы все поместить в свой чемодан. Поэтому пришлось обойтись 5 парами вещей.

Эмир бухарский фото. Бухарский Эмират

Мавзолей Саманидов в Бухаре 

Флаг Бухарского Эмирата

Бухарский Эмират 1900 г.

Бухара Цитадель «Арк»

Площадь пред Арком. Фото нач. ХХ в.

Эмир Насрулла 1806 — 1860

Эмир Музаффар 1834 — 1885

Бухарский эмир Саид Адулахад Хан

1859-1910

                                                                                                           Бухарский эмир Саид Алим Хан (1911 г.)

                                                                                                                                                   1980-1943

                                                                                        Бухарский эмир Саид Алим Хан в Петербурге (1910 г.)

Министра внутренних дел

                                                                                                                             Бухарский чиновник

Группа знатных бухарских и российских сановников

                                                                                    Внутренний вид  загородного дворца Эмира   Бухарского

Бухарский офицер  Фото нач. ХХ в.

                                                                                                                           Взвод бухарской армии  

                                                                                                  Военный оркестр бухарского эмира (1909 г.) 

                                                                                                           Бухарские солдаты — Дарваз  1901 г.

                                                                                                                     Орден Благородной Бухары 

                                                                                                                       Ордена Бухарского Эмирата

                                                                                                            Денежный знак Бухарского Эмирата 

 Дворец Бухарского Эмира в Ялте

                                                                                                 Дом Эмира Бухарского. Санкт-Петербург.   1913-1914.                              

Бухарская женщина  в традиционной одежде с детьми

Странствующие музыканты в Чарджуе Фото 1909 г.

Уличная торговля книгами  Фото 1909 г.

Продавец сладостей  Фото 1903 г.

Продавцы чарджуйских дынь  Фото 1909 г.

Курение чилима на улицах Бухары

Таджики Бухары  Рис. Прянишникова 1881 г.

Пожары в Бухаре во время штурма Красной Армии. Фотоснимок с аэроплана

1 сентября 1920 г.

Дети эмира бухарского. Артур Самари ДЕТИ ЭМИРА: РАСПЛАТА ЗА ОТЦА

После провозглашения независимости нашей республики дети последнего эмира Бухары Сайда Алимхана получили приглашение от нашего Президента посетить Узбекистан. Многие из них приехали на историческую родину из Пакистана, Турции, Ирана, США. В настоящее время за границей проживает 12 сыновей и 10 дочерей бывшего эмира. По словам писателя Нусратилло Наимова, который долгие годы изучал личность правителя Бухары и встречался с его детьми, потомки эмира не являются богатыми людьми. Они в основном заняты в сфере мелкого бизнеса. Видимо, от богатого наследства отца, о золоте которого ходили легенды, им ничего не осталось. Речь идет о детях эмира, которые родились после его побега в Афганистан, где он и умер. Но, наверное, многие слышали о том, что и на территории бывшего Союза проживали его дети, и то, что один из них стал генералом. Чтобы проверить эту информацию, я поехал в Бухару, где познакомился с Н. Наимовым — редактором областной газеты. Он подарил несколько своих книг и любезно поделился собранными сведениями, которые легли в основу этой статьи.

Об эмире и родной стране…

К сожалению, о нашем великом предке мы знаем не так много. Моя мама уже ушла из жизни, а все родственники живут в разных уголках света, поэтому у нас нет возможности собраться всем вместе, поговорить и поделиться какими-либо историями и знаниями о наших корнях.

Это был наш первый визит в Бухару. Изначально наш визит носил познавательный характер, мы просто хотели посмотреть город, но даже не предполагали, что окажемся здесь так популярны. Мы не думали, что эмир был так велик и знаменит, и что люди до сих пор чтут его память и с уважением относятся к его наследию и наследникам. Мы даже ожидали, что, возможно, его никто и не помнит или, если помнят, то относятся не совсем положительно. Но оказалось, что люди очень бережно хранят историческую память о каждом нашем предке. И когда в Бухаре мы подошли к арке и гид представил нас окружающим, все начали фотографироваться с нами, задавали вопросы. Мы не ожидали и даже не были к этому готовы, так как планировали обычный визит в качестве обычных людей. Но это было приятно, я была счастлива и горда за своего дедушку.

↑ История образования

Бухарский эмират официально существовал с 1785 до 1920 года. В 1875 г., вступивший на престол Шахмурад, который происходил из узбекского рода Мангыт, отказался от титула хана.

Правитель стал называть себя эмиром, управляющий одной из частей мусульманского государства. Так, Бухарское ханство стало Бухарским эмиратом. Сейчас на этой территории располагаются современные Туркмения, Таджикистан и Узбекистан.

В 1868 году Эмират попал под протекторат Российской империи. Бухару захватила Красная армия в 1920г. Последний эмир бежал в Афганистан. Была провозглашена Бухарская народная республика.

Эмир бухарский. Государственное устройство

Главой государства являлся эмир ( араб. امیر ‎), обладавший неограниченной властью над своими подданными.

Главным визирем эмира, управляющим государственными делами, был кушбеги , который ведал сбором налогов, руководил администрацией эмира, вёл переписку с местными чиновниками — беками (бек — букв.: повелевающий , — то же, что тюрк. бей, ср. узбек. bek). Кушбеги лично ежедневно докладывал эмиру о состоянии дел в эмирате, все чиновники назначались им, лишь высшее чиновничество назначалось самим эмиром.

Весь правящий класс Бухарского эмирата делился на правительственных должностных лиц светского звания — амалдар ов ( перс. عملدار ‎) и духовных — улама ( араб. ﻋﻠﻤﺎ ‎). К последним причисляли ученых — теологов, законоведов , преподавателей медресе и пр. Светские лица получали чины от эмира или хана ( тюрк. خان ), а духовные возводились в то или иное звание или сан. Светских чинов было пятнадцать, а духовных — четыре.

Большинство населения составляло податное сословие — фукара ( араб. فقرا ‎). Правящий класс был представлен земельно-феодальной знатью, группировавшейся вокруг местного правителя. Этот класс при местных правителях назывался саркарда ( перс. سرکرده ‎) или навкар , а в период бухарского владычества — сипахи или амалдар . Помимо двух указанных классов (богатые и бедные), существовала многочисленная социальная прослойка, освобождавшаяся от налогов и повинностей: муллы , мударрисы , имамы , мирза и др.

Все население верховьев Пянджа делилось в сословном отношении на две главные категории: правящий класс и податное сословие, называемое раийат ( араб. رعیت ‎) или фукара . Следующей, более низкой категорией правящего класса было служилое сословие — навкар или чакар , которые выбирались и назначались мир ом или шах ом из людей, обладавших военными и административными способностями.

Бухарский эмир имел неограниченную власть и управлял страной на основании правил шариата (мусульманский духовно-нравственный кодекс) и обычного права. Для ближайшего исполнения воли эмира при нём состояло несколько сановников, действующих каждый в своей отрасли управления.

Бек вносит ежегодно в казну эмира определённую сумму и посылает определённое количество подарков (ковры, лошади, халаты), оставаясь затем полным самостоятельным правителем своего бекства. Низшую ступень в администрации занимали аксакалы (белая борода), исполняющие полицейские обязанности. Беки не получали никакого содержания и обязаны были содержать себя и всю администрацию бекства на сумму, остающуюся от податей населения за вычетом денег, отправляемых эмиру.

Население платило херадж (1/10 часть урожая) натурой, танап с садов и огородов — деньгами и зякет , в размере 2½% стоимости товаров. Кочевники вносили зякет натурой — 1/40 скота (за исключением лошадей и крупного рогатого скота). Годовой бюджет достигал 5—6 млн рублей.

↑ Войны Бухарского эмирата

На территории Бухарского эмирата постоянно происходили феодальные войны. Вступление на престол нового эмира часто сопровождалось восстаниями и распрями. Кроме того, Бухарский эмират воевал с Кокандом и Хивой.
Основными причинами военных действий были споры за пограничные территории – Уратюбе, Мерв, Ходжент и др.

Войны между Кокандом и Бухарой имели переменный успех. Первые двадцать лет в начале 19 в. реально не победило ни одно государство.
В итоге бухарский эмир и хан Коканда прекратили военные действия и заключили «вечный мир».
В начале 19 в. жители Хивинского ханства ежегодно свершали грабительские набеги на земли Бухарского эмирата.

АЛИМХАН: число взаимодействия с миром «5»

Человек, находящийся под влиянием вибраций пятерки, остается неуловимым и непонятным даже для тех, кто находится рядом с ним в течение долгого времени. Едва ли не всеми его поступками движет стремление к независимости и свободе; удержать «пятерочника» можно одним-единственным способом – отпустить его на все четыре стороны: в этом случае есть шанс, что он все-таки когда-нибудь вернется. Обаятельные, легко завоевывающие симпатии, милые и дружелюбные люди пятерки редко привязываются к кому-то всерьез; эмоциональная зависимость для них также тяжела, как любая другая. В числе приоритетов «пятерочников» — возможность ездить по миру, видеть разные страны, и не быть ограниченным ни в сроках путешествия, ни в его стоимости. Рассказы таких путешественников о пережитом необыкновенно ярки и красочны, но лишены преувеличений и весьма полезны; именно поэтому «пятерочники» частенько зарабатывают на жизнь, делясь собственным опытом.

Они отличные писатели и журналисты, умеют передать оттенки настроения с помощью слов и составить удачное описание, а потому часто востребованы не только в прессе, но и на радио. Кругозор «пятерочников» очень широк, но в сферу их интересов редко попадают супружеские и семейные отношения – тут люди пятерки не могут считаться ни экспертами, ни мало-мальски достойными уважения специалистами. Любая проблема в личной жизни может стать для них непреодолимым препятствием; способности понимать другого человека, уважать его интересы и желания многим «пятерочникам» не хватает.

Люди пятерки отлично умеют избегать проблем, но не любят решать их, обычно предоставляя другим справляться с житейскими трудностями. Вся жизнь «пятерочника» — большое путешествие в поисках нового и столь же продолжительное бегство от сложностей, однообразия, рутины, обязанностей и ответственности. Человек пятерки способен на глубокие душевные привязанности, но они редко приносят ему счастье, иногда становясь обузой и мешая в достижении цели. «Пятерочник» только выиграет, если научится отделять главное от второстепенного и поймет, от чего лучше отказаться, чтобы не обременять себя.

На протяжении всей своей жизни «пятерочники» усваивают уроки терпимости, понимания и настойчивости. Чем быстрее они становятся отличниками в этих непростых дисциплинах, тем лучше. Если же извлекать уроки из происходящего не удается, такой человек становится несдержанным, гневливым и не способным сдерживать свои эмоции и вести конструктивный диалог.

АЛИМХАН: число душевных стремлений «3»

Тройка оказывает неоднозначное влияние на своих подопечных: они могут быть дружелюбными и высокомерными, уступчивыми и бескомпромиссными, коммуникабельными и закрытыми. Им нравится быть на виду, они любят комфорт, но стабильными их точно нельзя назвать, поэтому их поведение всегда остается крайне непредсказуемым.

Рожденные под знаком тройки одинаково прислушиваются к голосу сердца и разума, а в зрелом возрасте несут за собой багаж бесценного опыта и житейской мудрости. Привыкшие во всем руководствоваться доводами рассудка, троечники совершенно не способны на сочувствие, однако среди их знакомых много ранимых, впечатлительных и даже неуравновешенных людей.

Находящиеся под влиянием тройки могут добиться успеха в любой профессии, но все же предпочитают сферы, которые способны подарить стабильность. Они прекрасно разбираются в людях, могут нарисовать психологический портрет каждого и с легкостью находят выход даже из самых сложных ситуаций. Троечники весьма уютно чувствуют себя в светском обществе, умеют поддержать беседу, обладают не только ораторскими навыками, но и умением слушать других. Они обожают дружеские посиделки, а если берутся за организацию праздника, то справляются с этим лучше любого профессионала.

В сфере личных отношений, как это ни покажется странным, люди тройки регулярно сталкиваются с проблемами. Они кажутся черствыми и равнодушными, не склонны демонстрировать положительные черты своего характера и редко бывают самими собой. Такой человек вполне может прослыть хитрым лжецом и лицемером, так как его стремление приукрашивать правду порой не знает границ. Он не привык делиться со второй половинкой своими мыслями и желаниями, но при этом живет в собственноручно построенном воздушном замке.

Рожденный под воздействием тройки всегда находит свое место под солнцем. Ему нравится рассказывать людям о своих успехах, зачастую сильно преувеличивая действительность. Многие считают этого человека обычным хвастуном, но при этом не судят его слишком строго, ведь он не лишен обаяния. Помимо этого, троечник с удовольствием делает подарки, внимателен к нуждающимся и нередко участвует в благотворительности.

↑ Войско

Изначально состояло из ополчения – конников.
Конники разделялись на такие категории:

  • Нукеров (служилых людей). Они постоянно находились на службе у хозяина, получали зарплату и были освобождены от налогов. Хозяин предоставлял им оружие и лошадей, но питались они за свой счет.
  • Кара-чириков (ополченцев). Призывались на службу только во время боевых действий. Лошади и оружие у них было свое. Были своего рода прототипом инженерных войск, которых использовали для строительства оборонительных сооружений.

В конце 18 в. в Бухарском эмирате появилась артиллерия, состоявшая из пушек и мортир.
До 19 в. в бухарском войске не было военных уставов, и оно действовало согласно обычаям средневековья.
Согласно обычаю, поход бухарского войска не мог длиться больше 40 дней. После этого войско могло расходиться. Эмир не имел право увеличить этот срок.
Максимальный срок осады любой крепости – 7 дней. Вне зависимости от результатов осады, по прошествии этого времени осада снималась.

Рукопись Алим-хана

В эмиграции Хайдар Ходжа Мирбадалев пытался взять на себя роль представителя бывшего эмира Бухары: “Поскольку я чрезвычайно враждебен большевизму и большевикам, я был бы счастлив сделать все, что в моих силах, для помощи в деле освобождения моей страны от их ига”, — так излагал свое кредо Мирбадалев.

Действуя от имени Алим-хана, томившегося на положении домашнего арестанта в Кабуле и мечтавшего во что бы то ни стало добиться признания за ним статуса незаконно свергнутого суверена Бухары, Хайдар Ходжа не прерывал попыток наладить контакты с антибольшевистскими кругами Европы. В 1922 г. он задался целью встретиться с англичанами и добиться у них помощи турецкому генералу Энвер-паше, объединившему басмачей Восточной Бухары и объявившему войну Советской России. Однако правительство Британской Индии в Симле отказало ему в приеме. В 1926–1927 гг. Мирбадалев, заручившись поддержкой Бейли, предпринял еще одну попытку получить помощь Англии. Ответ был холоден: “неплохо бы предупредить Мир Хайдара о невозможности использования Индии в качестве базы своих действий”. 

Газета «Бухорои Шариф»

В 1920-х годах другая группа политических эмигрантов из числа джадидской интеллигенции и купечества первого состава правительства Бухарской Народной Советской Республики (Усман Ходжаев, Абдулхамид Орифов и др.) также боролась за то, чтобы именно их, а не эмиристов, к коим принадлежал Хайдар Ходжа Мирбадалев, признали легитимными представителями Бухары, захваченной Советской Россией. Пожалуй, роялистам — сторонникам Алим-хана — удалось вызвать больше симпатий на Западе, чем демократам и либералам из лагеря беглых джадидов, замеченных к тому же в сотрудничестве с большевиками.

10:19 11 марта, 2017

Кризис в СМИ повлечет кризис в безопасности страны

Как утверждал на допросе в Ташкентской ЧК в 1931 г. лидер локайских басмачей Ибрагим-бек, другому посланнику экс-эмира Бухары, купцу-миллионщику Хаджи Юсуфу Мукимбаеву удалось при помощи некоей русской аристократки симпатизировавшей Алим-хану, добиться встречи с англичанами. В сентябре 1927 г. Мукимбаев пробрался в Лигу Наций (Женева), на конференцию по вопросам политических беженцев и буквально всучил ошарашенным членам делегации Великобритании «меморандум» Алим-хана. Он умолял устроить ему официальную встречу с кем-нибудь из английских делегатов.

Послание Алим Хана не вызвало большого интереса в Форин офисе и было оставлено без ответа на том основании, что оно исходило от лица, лишенного официального статуса. Англичане ограничились тем, что поведали с трибуны Лиги Наций о “жалобах бухарцев на безнравственные методы русских большевиков”.

Позже Мукимбаев появился в Париже, привезя с собой рукопись книги Алим-хана «Таърихи хузн ал-миллали Бухоро» («История угнетенной Бухары») и приложенный к ней «Меморандум Лиге Наций». Мемуары, известные также как «Голос угнетенной Бухары» не остались без внимания. В Париже книга была переведена с фарси-таджикского на французский Джозефом Кастанье – археологом, который в 1912-1919 гг. работал в Туркестане. Личный секретарь Мукимбаева белоэмигрант Сахаров приложил усилия для распространения Меморандума в Париже и Женеве.

09:37 1 марта, 2017

Министр культуры: государственным СМИ пора перестать быть иждивенцами

Выдержки из повествования Алим-хана были опубликованы в ряде европейских газет и журналов. Они изобиловали комплиментами в адрес русской монархии. В частности, экс-эмир, называвший себя «преданным подданным Императора России» и лидером «муджахидов», писал: «Мы воюем исключительно против атеистической власти большевиков, которая угнетает и русских. Среди наших сторонников есть русские. Русские завоевали нашу страну честным образом – в открытом бою. После завоевания они не вмешивались в наши внутренние дела. Они уважали наши религиозные институты. Мой покойный отец очень любил русских. Я сам обучался в гвардейском полку при дворе Его Императорского Величества».

Нетрудно догадаться, что эти поклоны в адрес самодержавия вызывали тихое бешенство туркестано-бухарских националистов, которые в силу своей малочисленности примкнули в эмиграции к польским, грузинским и прочим националистам, объединенным в группу «Прометей». Однако эта история требует отдельного разговора.

Последний эмир Бухарского ханства, бежавший из Родины

А знаете ли Вы, что последний эмир Бухары, Сейид Мир Мухаммед Алим-хан, был десятым и последним представителем тюркского рода Мангытов, на котором и закончилась династия узбекских эмиров, правивших Бухарским эмиратом с 1746 по 1920 года, пока Бухарское ханство не было захвачено Красной Армией, установившей в ханстве свое правительство?

Последний эмир Бухары был рожден 3 января 1880 года в священном городе Бухара. Когда ему исполнилось  тринадцать лет его отец, Абдулахад-хан правивший ханством, поехал с сыном в Санкт-Петербург и отдал его в кадетский корпус Николаевского полка. Абдулахад-хан лично договаривался с преподавателями учебного заведения по поводу программы обучения своего сына. Император Александр, учитывая настоятельную просьбу эмира о соответствии обучения сына исламским нормам, пообещал ее исполнение. Но, невзирая на установленное время образовательной программы в корпусе Абдулахад-хан пожелал, чтобы его сын закончил учебу в ускоренном режиме, так как не хотел, чтобы юный наследник знакомился с достижениями и жизнью европейской культуры, которые могли пошатнуть его исламские устои. Таким образом, летом 1896 года, по окончании трех лет обучения в России, Сейид Мир Мухаммед Алим-хан вернулся в родную Бухару с дипломом и подтверждением статуса наследника власти Бухарского ханства.
 
Нужно отметить, что последний эмир Бухары во время своего обучения не отличался особым рвением ни к наукам, ни к военной деятельности. Он любил проводить время праздно. Разводил голубей, играл на музыкальных инструментах, а также любил быструю езду на фаэтонах (легких колясках с откидным верхом). Но прибыв на родину, ему пришлось заняться государственной деятельностью. В 1898 году он был назначен отцом на пост губернатора города Насефа (современный Карши). Этот пост он занимал 12 лет подряд. Затем 2 последующих года он управлял районом Кермине.
 
Последний эмир Бухары, Сейид Мир Мухаммед Алим-хан, в 1910 году был титулован «Высочеством» императором Николаем Вторым. После смерти Абдулахад-хана, своего отца, наследник престола занял место эмира Бухарского ханства. Через год в 1911 году, уже в должности правителя Бухарского эмирата, Сейид Мир Мухаммед Алим-хан был произведен императором  в генерал-майоры и вошел в список Свиты Его Императорского Величества Николая II.
Свое правление последний эмир Бухары начал с объявления о том, что строго запретил подносить ему какие-либо подарки, а также запретил подданным своего ханства брать взятки и использовать государственную казну в личных целях. Но по истечению некоторого времени такое положение в Бухарском ханстве изменилось. Чиновники, поддерживающие сторону эмира, впоследствии были высланы из ханства. А он так и остался править Бухарским ханством в традициях своей династии.
 
Последний эмир Бухары, Сейид Мир Мухаммед Алим-хан, управлял Бухарским ханством до 1 сентября 1920 года. В это время Бухара была захвачена Красной Армией, после чего эмир со своими самыми верными подданными бежал сначала в горную местность Кашкадарьи, а оттуда в Афганистан, где пытался собрать сопротивление против пришедшей в Бухару власти.
 
Кстати, одно из сокровищ, которые последний эмир Бухары вывез с собой в Афганистан, было стадо каракульских овец, которые стали прародителями сегодняшних афганских каракульских овец. Последние годы своей жизни эмир провел в болезнях. Практически полностью ослепший, он превратился в старика-каракулевода. Все его счета в банках были заблокированы, с собой он смог вывезти лишь крохотную долю казны, которую, как утверждают ученые, ему не удалось довести до Афганистана.
 
Дата смерти последнего эмира Бухары 5 мая 1944 года. Похоронен он в Кабуле на кладбище «Шуадои Солехин». Перед своей смертью он завещал, чтобы на его могильной плите была высечена надпись, гласившая: «Эмир без родины жалок и ничтожен. Нищий, умерший на родине, – воистину эмир».
 
Известно, что потомки Бухарского хана расселены по всему земному шару. Трое из его сыновей еще в 1920 году отреклись от отца и поехали в Москву. Дети, появившиеся в последнем браке, заключенном в Кабуле, проживали в Афганистане со своей матерью, до того момента как Красная Армия в 1979 году захватила там власть. Им пришлось затем бежать в Пакистан, а оттуда в Германию и США.
 
Последний эмир Бухары, Сейид Мир Мухаммед Алим-хан, считавший себя потомком Чингиз-Хана и последний из династии мангытов умер, так и не побывав на своей родине в Бухаре.  

 
Хотите увидеть и узнать больше? Приезжайте в Узбекистан

↑ Культура Бухарского эмирата

Функционировали полумануфактурные мастерские зардузов (мастеров золотого шитья), частные мастерские.
Покровительствовал зардузам Хазрети Идрис. По легенде считалось, что именно он придумал вышивку золотой ниткой.
В произведениях поэтов, поспевающих Бухару, очень часто звучит слово «золотой» именно из-за популярности в регионе золотого шитья.

 

  Бухарский эмират фото

В 19 в. в Бухаре широко распространились художественные ремесла – чеканка и изготовление ювелирных украшений, роспись и резьба по дереву и ганчу (материал, который получают из известковых пород с помощью обжига или измельчения).
В Бухаре была школа ремесла, которая оказала сильное влияние на работы мастеров в других городах и поселках.

В Бухарском Эмирате очень хорошо развивались каллиграфия и миниатюра. Художники оформляли рукописи, создавали орнаменты в книгах религиозного направления. Наиболее известный художник этого направления – Маъсум Оламиян, который иллюстрировал стихотворный сборник Саади.

В городах исламского Востока, в том числе и Бухаре, был единый стиль – изысканность линий, эстетизм произведений искусства. Украшения отличались дробностью, большим количеством подвесок, легкостью, наличием филиграни, ажурных прорезей, полудрагоценных камней.
На центральном рынке в Бухаре у ювелиров было особое место, называемое Токи Заргарон (купол ювелиров). В 19 в. в Бухаре работало около 400 ювелиров.

У нас очень много родственников в разных странах

Мы часто видимся с тетей Shukria Raad Alimi, она является дочерью эмира Алим-хана. Shukria Raad Alimi живет в Вашингтоне и на протяжении очень долгого времени работала на радиостанции «Голос Америки». Сейчас она уже вышла в отставку. Удивительно, но многие из ее семьи работают на «Голос Америки». Еще у нас много родственников в Германии, Турции. Конечно, многих детей, внуков, правнуков уже нет в живых. Например, дядя моей мамы (сын эмира) ушел из жизни 6 лет назад. Его сын живет в Северной Каролине в Америке.

Очень многие из нашей семьи живут в разных частях США (Северная Каролина, Вашингтон). Мы не знаем, сколько детей было у эмира, но думаем, что их было очень много. Мы знаем, что у него было 3 официальных жены в Бухаре, и когда ему пришлось бежать в Афганистан, люди там ему очень сочувствовали и многие отдавали своих дочерей ему в жены. Поэтому еще несколько жен у него было в Афганистане.

У меня есть уникальная историческая фотография, которой нет ни в каких источниках, — она изображает моего прадеда с местными правителями Афганистана. Ее мне прислала наша тетя, оригинал фотографии находится у нее.

Прадед был в близких дружеских отношениях с эмиром Афганистана, так как они учились вместе; эмир помогал ему сбежать и обустроиться в Афганистане. Таким образом, кроме английского, на котором мы разговариваем в Америке, мы знаем таджикский. Мы заметили, что в Самарканде также много людей, владеющих этим языком. Дело в том, что в Афганистане говорят на языке дари — это один из диалектов таджикского языка. В Иране, Узбекистане, Таджикистане и Афганистане говорят на разных диалектах, и, несмотря на то, что они имеют различия и свои особенности, мы все же можем их понять.

Герой или шпион?

Возвращаясь к герою нашей заметки, укажем, что сыну Хайдара Ходжи – Искандару Джахонгиру удалось покинуть бухарскую колонию в Пешаваре и с семьей поселиться в Англии. Сам Хайдар Ходжа Мирбадалев скончался в 1938 года в Мешхеде. 

Алим-хан не смог выдержать известия о поражении вермахта в Сталинградской битве, перечеркнувшего его надежды на поражение СССР и возвращение на престол. Обиженный на весь мир последний мангыт скончался от тоски по Бухаре и от безысходности в апреле 1944-го в своем доме в Калаи Фату близ Кабула.

Полковник Бейли после службы в Индии в 1938-м вернулся в Англию, где занимался разведением собак, привезенных из Тибета, и своей коллекцией из 2000 бабочек, которая сейчас находится в музее природы в Лондоне. Бейли оставил две книги воспоминаний. В одной из них – «Миссия в Ташкент» — он дает рецепт приготовления плова, которым его угощал русский пасечник в селении под Ташкентом.

Будучи достаточно пожилым, Бэйли не участвовал в боевых действиях на фронтах Второй мировой войны. Как опытный разведчик-подпольщик, по поручению премьер-министра Черчилля он участвовал в организации партизанских формирований, которые планировалось использовать для войны против нацистов в случае оккупации ими Великобритании, а также служил королевским посланником в Северной и Южной Америке в 1942–1943 гг.

Бейли умер в 1967 г. в возрасте 85 лет. В западной историографии он предстает героем, который осмелился принять вызов, брошенный Советской Россией Британии в Средней Азии, а также крупным исследователем Центральной Азии. В советской же литературной традиции он предстает классическим английском шпионом, злостным врагом Советской власти. Таковым он изображен в романе Бруно Ясенского «Человек меняет кожу» (1933), экранизированном Борисом Кимягаровым на «Таджикфильме» в 1979 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: