Особенности стихотворений в прозе Тургенева
Восемьдесят три стихотворения в прозе И. С. Тургенева — это горькие слёзы и высокие мысли мудрого человека. Он думал и писал о своём, но для тех, кто был, есть и ещё будет. Основные особенности стихотворений в прозе «Порог», «Памяти Ю. П. Вревской», «Русский язык» следующие:
- использование элементов разных жанров (раздумье, ода, личное воспоминание, философский этюд, беседа);
- прозаическая речь;
- разнообразие ритмов, их связь со смыслом стихотворений;
- антитеза — как способ выражения идеи;
- наличие прозаических строф;
- символичность;
- обобщение мыслей, образов;
- воссоздание мира чувств и мыслей лирического героя;
- тема гражданского подвига русских женщин;
- утверждение русского языка как национального символа.
Стихотворение «Порог» Тургенева считается одним из самых уникальных и необычных произведений писателя. Лирика автора вообще отличается разнообразием с точки зрения тематики. Однако это произведение выделяется и своеобразием формы.
«Стихотворения в прозе» или «Старческое»
Данная отрасли творчества Тургенева считается заключительной в жизни автора. Он написал порядка 83 произведений, которые не планировал отдавать в печать. Спустя некоторое время поэта уговорили напечатать часть произведений, которые увидели свет в 1883 году. Это была лишь часть стихотворений, а в полном объеме они были напечатаны уже после смерти автора в 1931 году.
Свои произведения автор называл «Старческое», а так же «Стихотворения в прозе». Сам автор объяснял такое название «последними вздохами старика». Он даже не мог предположить, что его стихотворения настолько понравятся читателям, что на много лет переживут своего автора.
Что же касается «Стихотворений в прозе» — то это очень личные записи автора. В них он изливал все то самое сокровенное, что накопилось у него за много лет жизни. Именно этой искренностью он и сумел покорить своих читателей. Данные произведения – это не что иное, как размышления автора над своей прожитой жизнью. В подтверждение этому ниже приводятся некоторые из его произведений.
История создания «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева
Знаменитый русский романист начинал свою творческую деятельность как поэт. На склоне жизни, написав множество прозаических произведений, за которые его любят во всём мире, Тургенев решил совместить поэзию и прозу.
Короткие рассказы, похожие на эскиз, если выражаться языком художника, стали основой нового литературного жанра.
Сначала Иван Сергеевич не собирался их опубликовывать. Его друг М. М. Стасюлевич, редактор журнала «Вестник Европы», однажды увидел стопку разнообразных листов с записями небольших текстов. Тургенев собирался их запечатать в конверт и отдать на хранение, чтобы их издали только после его смерти.
Писатель не был уверен, что они заинтересуют читателя. Другу пришлось проявить замечательную способность убеждать собеседника.
«К читателю»
И. С Тургенев
Тургенев согласился и отдал для печати около 50 своих рассказов. В 1883 году они увидели свет на страницах журнала.
В России полностью все «Стихотворения в прозе» были напечатаны только в 1931 году. Для этого цикла таких необычных произведений у автора было несколько названий: философское «Старческое» и лиричное «Стихотворения в прозе».
Анализ стихотворения «Памяти Ю. П. Вревской»
Тургенев был хорошо знаком с молодой баронессой Юлией Петровной Вревской. В своих дружеских письмах к ней он всегда интересовался её судьбой. Смерть женщины глубоко тронула сердце писателя.
Это стихотворение можно считать надгробной эпитафией, сочинённой с глубоким чувством печали и сожаления.
В начале описываются обстоятельства смерти этой героической женщины. Она умирала «на грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая…». Очень натуралистично показаны условия, в которых оказалась эта красивая, богатая, заслуживающая лучшей доли женщина. «Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слёз», — так писал Тургенев.
Великая сила самопожертвования и желание облегчить страдания ближним привели её на поле военных сражений. В конце стихотворения автор сожалеет, что «никто не сказал спасибо даже её трупу».
Он надеется, что душа, не ожидающая при жизни никакой благодарности, не оскорбится его «поздним цветком», этими памятными строками, посвящёнными благородной святой кончине хрупкой женщины.
Анализ стихотворения «Русский язык»
Это стихотворение автор написал, находясь за границей. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины…». Он мог со стороны наблюдать и анализировать события на родине.
Русский народ, угнетённый и нищий, но всё же великий, сохранил своё главное сокровище, свой язык для будущих поколений. Только в русской речи можно найти столько красок и оттенков, столько силы и стремления двигаться вперёд.
Опираясь на него, можно достигнуть больших высот. Он поддержит и укрепит силы в любой ситуации. Это действительно «великий, могучий, правдивый и свободный». Писатель представляет перед нами язык как живое существо, которое поможет и утешит в трудную минуту.
Анализ стихотворения «Порог»
Стихотворение родилось под впечатлением от поступка девушки, стрелявшей в градоначальника за то, что он приказал высечь народника-революционера. Она была полностью убеждена, что поступает правильно, убив другого человека во имя идеи.
В основе стихотворения лежит более глубокая тема – выбор между тихим мещанским существованием ради себя самого и путём пожертвования своими благами, уважением, счастьем и даже жизнью для высшей идеи всеобщего блага.
«О ты, что желаешь переступить этот порог, — знаешь ли ты, что тебя ожидает?». Во имя идеи героиня готова пойти на преступление, подвергнуться проклятию.
Неслучайно это именно русская девушка, ведь в нашей стране женщины всегда были готовы к самопожертвованию. «Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени», — говорит она.
В конце произведения автор предлагает читателю самостоятельно сделать вывод: «дура» она или «святая». Тема мучительного выбора в любые времена присутствует в жизни человека.
Дверь, за которой «угрюмая мгла» узка и находится за высоким порогом, потому что самопожертвование – это путь трудный и опасный.
«Порог» Тургенева: анализ
Современники писателя подходили к анализу произведения только с точки зрения описания подвига женщины-революционерки. Но современное литературоведение имеет и другие взгляды на это произведение
Они обращают особое внимание на проблему выбора, перед которым стоит героиня, на конфликт между идеалистами и обывателями
При этом сам Тургенев не берется оценивать выбор героини, предоставляя выбор читателю. Не зря в конце звучат две оценки ее поступка — «святая» и «дура». Это происходит потому, что главной задачей писателя было показать сложность выбора и внутреннюю силу героини.
Таким образом, «Порог» Тургенева — это стихотворение, скорее, о внутренней борьбе человека, а не о революции и революционерах.
Норма фробениуса матрицы
Три эффективных способа самовнушения
Анализ стихотворения «Порог» Тургенева
Полагают, что произведение навеяно реальной личностью — революционеркой Верой Засулич. Она совершила покушение на петербургского градоначальника Трепова и была судима. Тургенев присутствовал на одном из судебных заседаний.
Героиня стихотворения не имеет имени. Она просто «русская девушка», из числа тех убеждённых и бесстрашных, которые ради идеи готовы были переступить «порог». Это слово употребляется в символическом значении. Под «порогом» подразумеваются все те трудности, жизненные осложнения, непредсказуемые последствия — всё то, с чем может столкнуться в своей жизни революционер.
Стихотворение построено в форме диалога «глухого голоса», может быть, он принадлежит самой судьбе, и девушки. «Глухой голос» спрашивает, а девушка отвечает. Её ответы лаконичны, в них слышится готовность к избранной миссии. Эта уверенность подчёркивается и чётким ритмом строк.
Вывод неоднозначный: «Дура!» и «Святая!». Так уж устроен мир — в нём всегда и во все времена было и есть два полюса.
Анализ стихотворения «Памяти Ю. П. Вревской» Тургенева
Это произведение — отклик на гибель удивительной, редкой женщины. Ю. Вревская – баронесса, она была вдовой генерала, который погиб на кавказской войне. И. Тургенев познакомился с ней в 1873 г., несколько раз встречался, переписывался.
Стихотворение «Памяти Ю.П. Вревской» написано от лица безмерно скорбящего человека. Возможно, он был в числе тех, которые «тайно и глубоко любили её». Наверное, это и вызвало незабываемую печаль, пронизывающую стихотворение.
Произведение разделено на короткие прозаические строфы. В каждой из них — эпизод внешней или внутренней жизни Вревской, переживаемый лирическим героем. Вместе они создают образ незаурядной женщины. Вот они — эти строфы-тезисы её жизни:
- «умирала она от тифа»;
- «ни один врач даже не взглянул на неё»;
- «она была молода, красива»;
- «отдалась на служение ближним»;
- «заветные клады… в душе»;
- «жертва принесена…»;
- «никто не сказал спасибо»;
- поздний цветок признательности «на её могилу».
Строки к финалу становятся короче, они иссякают, как и прошла жизнь Юлии Вревской. Незаурядность её личности и судьбы подчеркивается антитезами. С одной стороны — «грязь», «заражённые логовища», а с другой — «свет», «жизнь ей улыбалась». И в дополнение ещё одна антитеза, углубляющая драму жизни Ю. П. Вревской: «служение ближним» и «никто не сказал спасибо даже её труду».
Итог этой благородной жизни — поздний цветок старого друга. «Поздний цветок» здесь как символ памяти.
Стихотворение посвящено конкретному человеку — Юлии Вревской, но в нём присутствует и элемент обобщения. По сути это реквием русской женщине — самоотверженной и героической.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение представляет собой диалог двух горных вершин. С их точки зрения оцениваются человеческие деяния. Декорация на небе не меняется в течение всего разговора, занимающего многие тысячелетия. Вид земли меняется под влиянием человеческой деятельности и её прекращения.
Хотя в ходе разговора проходят тысячи лет, Тургенев описывает только зимнее небо и обледенелые скалы. Лето, весна, осень слишком наполнены жизнью, чтобы стать фоном к такому монументальному разговору. К тому же вершины гор всегда покрыты снегом и льдом. Они соприкасаются с вечностью, но зато никогда не видели жизни с её страстями, радостями и горестями!
Тема стихотворения – быстротечность и суетность жизни пред лицом вечности. Основная мысль: каждый отдельный человеческий мирок и даже жизнь всего человечества в целом – просто миг в сравнении с вечностью
Тургенев рассуждает о важности (вернее, неважности) человеческой жизни именно с помощью образов времени. Такая мысль высказывалась ещё в Библии, где жизнь человеческая уподобляется цвету на траве
«Голуби» И.С. Тургенева
В данном произведении отражаются чувства поэта и его переживания. В самом начале произведения Иван Сергеевич описывает природу, которая находится в преддверии грозы. Далее он переходит к самому описанию ненастья. Каждое из данных описаний передают тревожные чувства поэта, его грусть и печать.
Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и тревоги. Все вокруг навевает тяжесть, давит. Описание самого природного явления очень сумбурно, тревожно. Буря совершенно не успокаивает поэта, поскольку лишена гармонии и умиротворения.
Тревогу, которую передает автор, можно объяснить тем, что он был очень одинок, находясь вдали от Родины: “… я один… один, как всегда”.
Но когда автор переходит к описанию двух голубей, которых увидел вдалеке, его настроение резко меняется. Появляется долгожданная гармония и умиротворение. Он начинает успокаивать сам себя тем, что мир полон прекрасных вещей, таких как дружба, теплота, спокойствие. Именно в названии данного произведения автор и выразил главные для себя вещи.
Анализ стиха по схеме
тимур мильцев Ученик (115), на голосовании 11 месяцев назад
вот стих И. Тургенев — Русский язык Стихотворение в прозе И. С. Тургенева
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык!
Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! . Правдивый и свободный Русский язык!
Анастасия Глотова
Ученик (131) 11 месяцев назад
В стихотворении Тургенева «Русский язык» говорится о всей силе русского языка, о том, что этот язык самый могучий и богатый. Когда я прочитал это стихотворение мне захотелось тут же прочитать миллионы книг, ведь в стихотворении русский язык так красочно описывается, что нельзя остаться равнодушным. Композиция в этом стихотворении двухчастная. В первой части автор восхваляет наш Великий язык. А во второй части уже рассуждает, что бы было, если бы не было русского языка. Тургенев не забывает про художественные средства. Яркость этому стихотворному произведению дают эпитеты «тягостных», «великий», «могучий». Особенно яркой показалась мне вот эта часть: ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык! Автор написал это произведение, дабы мы — его читатели — ценили и уважали Русский язык. Во время прочтения, я размышлял о многом — о книгах, о том, как писатели стараются, чтобы произведение было вне конкуренции. У Тургенева это безусловно получилось.
Артем Остапенко
Ученик (129) 1 месяц назад
В стихотворении Тургенева «Русский язык» говорится о всей силе русского языка, о том, что этот язык самый могучий и богатый. Когда я прочитал это стихотворение мне захотелось тут же прочитать миллионы книг, ведь в стихотворении русский язык так красочно описывается, что нельзя остаться равнодушным. Композиция в этом стихотворении двухчастная. В первой части автор восхваляет наш Великий язык. А во второй части уже рассуждает, что бы было, если бы не было русского языка. Тургенев не забывает про художественные средства. Яркость этому стихотворному произведению дают эпитеты «тягостных», «великий», «могучий». Особенно яркой показалась мне вот эта часть: ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык! Автор написал это произведение, дабы мы — его читатели — ценили и уважали Русский язык. Во время прочтения, я размышлял о многом — о книгах, о том, как писатели стараются, чтобы произведение было вне конкуренции. У Тургенева это безусловно получилось.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Уж верба вся пушистая Фета Произведение было сочинено в 1844 году и не имеет отдельного названия. Названием считается главная строка рукописи. Главной мыслью творения считается канун весны.
- Анализ стихотворения Маяковского О дряни Начиная с вступительных строк стихотворения, Маяковский намекает на то, что к людям низшего сословия он не имеет отвращения. Описывая мещанство поэт имеет в виду людей, которые думают только о себе
- Анализ стихотворения Никитина Русь 4, 6, 7 класс Восхищение собственной страной – вполне естественное чувство, которое проявляется и в сердцах простых людей и в сердцах поэтов. Безусловно, если разобраться, практически каждая страна имеет нечто
- Анализ стихотворения Ленинград Мандельштама Стихотворение «Ленинград» Мандельштам написал в 1930 году. Он вернулся с Кавказа в родной город Санкт-Петербург, который в 1924 году переименовали в Ленинград. Стихотворение он написал в ожидании этой поездки
- Анализ стихотворения Цветаевой Моим стихам, написанным так рано… Марина Ивановна Цветаева, грустный и интеллектуальный поэт Серебряной эпохи в литературе и раннего социализма в государстве, написала «Моим стихам…» еще до революции, в 1913 году.
Лирика Тургенева очень разнообразна. Он всегда поднимал в своих произведениях проблемы, которые волнуют людей и по сей день. Он писал о любви, предательстве, чувствах, родине и долге перед ней.
Родине он уделял особое внимание, потому что считал ее главной составляющей жизни любого человека. Он не мог себе приставить, что можно жить в дали от своей отчизны и даже не вспоминать о ней, не поддаваться мукам и терзаниям
Одно из самых необычных и уникальных стихотворений в его большой «литературной полке» можно назвать «Порог». Главной его особенность является то, что стихотворение написано в виде диалога, между мужчиной и молодой девушкой. Такой необычный подход, позволяет читателям взглянуть на мир с ругой стороны, со стороны главного героя, в этом случае ей является молодая девушка.
Своим стихотворением Тургенев хотел заставить читателя думать, размышлять о правильности своей жизни. Ведь мы, как и все остальные люди постоянно находимся перед выбором, который может изменить всю нашу жизнь. Главная героиня стихотворения так же находиться на пороге, один шаг и отделяет ее от правильного пути, но выбирать его она не торопиться.
Мужчина спрашивает ее о том, готова ли она отдать свою жизнь на растерзание, тем самым спасти свой народ. Он предупреждает ее о пытках, которые возможно выпадут на ее волю, о тюрьме, которая будет ждать ее в будущем и смерти, которая придет за ней очень рано.
Стихотворение было написано под революционным воздействием, Тургенев как и другие писатели, обсуждал значение революции в жизни русского народа, ее правильность и необходимость. Девушка в этом случае является революционеркой которая должна пойти на преступления, ради светлого будущего своей страны.
Но автор сомневается, что выход только один и он есть правильны. Ведь девушка может пожалеть о нем, а исправлять что либо будет уже поздно. А вдруг ее взгляды, которыми сейчас руководствуются все ее действия окажутся ошибочными и все полетит крахом.
Это необычное стихотворение было написано, как обращение к народу. Он призывает людей еще раз подумать, ведь после того, как они перейдут эту чету, этот порог, назад пути не будет. Они не должны слепо верить во все, что говорят им другие.
И готовым отдать себя как эта девушка, пусть ею и руководствуются благородные мотивы, ее жертва скорее всего окажется лишней, ничего не значащей.
Творческий рассвет Ивана Тургенева
«Записки охотника»; «Современные заметки»; «Хорь и Калиныч».
1. Первая любовь
В юности Тургенев был страстно влюблен в дочь известной княгини Шаховской – Екатерину. Она была старше классика на четыре года. Красавица Катя Шаховская кружила головы многим аристократам. Кстати, перед чарами кокетки не устоял отец писателя – Сергей Тургенев. Девушка ответила ему взаимностью. А сердце Ивана Тургенева было разбито. Позже писатель наделил некоторыми чертами Кати Шаховской героиню своей повести «Первая любовь».
2. Путешествие по морю
Примечательный случай вышел с Тургеневым в 1838 году во время своего первого путешествия в Германию. На корабле произошел пожар. Как потом рассказывали очевидцы, писатель начал метаться по палубе, восклицая, что не хочет и не может умирать молодым. Когда спасательные шлюпки спустили на воду, Тургенев ринулся к ним, расталкивая по пути остальных пассажиров, в том числе женщин и детей. Так это или нет, мы этого никогда не узнаем. Но легенда распространилась, об этом случае узнали в кругу Тургенева, и его стали считать трусом. Позже классик описал это событие в новелле «Пожар на море».
3. Внебрачная дочь
В молодости Иван Тургенев считался ловеласом и не обходил вниманием как знатных девиц, так и крестьянок. Одна из мимолетных увлечений писателя стала белошвейка Дуня, через год она родила ему дочь Полину
Тургенев не признал ребенка официально, но заботился о девочке и возил ее с собой за границу. Позже девочку взялась воспитывать возлюбленная писателя Полина Виардо, знаменитая оперная певица, за которой Тургенев ездил по всему свету.
4. Дуэль с Толстым
Интересно, что из-за дочки Полины, Тургенев чуть не сразился на дуэли. И не с кем-нибудь, а с близким другом, Львом Николаевичем Толстым. Однажды Толстой пожурил Тургенева за то, что Полина за границей вынуждена зарабатывать себе на хлеб шитьем. Иван Сергеевич принял это близко к сердцу. Слово за слово, спор едва не перерос в драку. По рассказу жены Толстого Софьи, оба уже собирались пустить в ход кулаки. В итоге Толстой вызвал противника на дуэль на пистолетах, которая, к счастью, так и не состоялась. Спорщики успели остыть, но помирились они намного позже.
Отличительной чертой Тургенева была большая голова. Но самое удивительное, что анатомы уже после смерти писателя взвесили его мозг. Он «потянул» аж на 2 килограмма, а это намного тяжелее, чем у многих других знаменитых людей.
На такую большую голову у творца просто не хватило материала, — говорил о Тургеневе Боткин.
Еще одна анатомическая особенность классика – кость на темени у его была очень тонкая. Из-за этого при ударе по голове Тургенев терял сознание. Из-за этого в школе писателю пришлось вытерпеть немало издевательств от сверстников. Тургенева не раз обвиняли в мягкотелости, на что он находчиво отвечал:
Да и какой ждать от меня силы воли, когда до сих пор даже череп мой срастись не мог. Не мешало бы мне завещать его в музей академии… Чего тут ждать, когда на самом темени провал!
6. Белинский называл Тургенева мальчишкой
В молодости Иван Сергеевич Тургенев был довольно легкомыслен. Он мог, например, пригласить к себе гостей, а потом «случайно» об этом забыть. Он, конечно, извинялся перед гостями, снова приглашал их на обед, чтобы как-то загладить свою оплошность, но когда люди приезжали в назначенный час, хозяина снова не оказывалось дома. За это Белинский называл Тургенева не иначе как «мальчишкой».
Сейчас трудно представить, но будущий классик в пору молодости хотел быть настоящим денди, но, похоже, у него мало получалось. По крайне мере, Александр Герцен назвал Тургенева Хлестковым, за то, что ему нравилось щеголять в синем фраке с золотыми пуговицами, изображающими львиные головы, в светлых клетчатых панталонах, в белом жилете и цветном галстуке.
7. Из воспоминаний современников
Личность Тургенева состояла сплошь из противоречий. Например, несмотря на большой рост и борцовское телосложение, Тургенев был удивительно мягким, неконфликтным человеком.
Были у Тургенева и свои странности. По словам Фета, смеялся он самым заразительнейшим образом: «Валился на пол и, стоя на четвереньках, продолжал хохотать и трястись всем телом». Когда на него нападала хандра, надевал на голову высоченный колпак и ставил себя в угол. И стоял там до тех пор, пока тоска не проходила.
Между тем, писатель был весьма чистоплотен и любил порядок во всем. Два раза в день он менял белье и вытирался губкой с одеколоном, садясь писать, приводил в порядок комнату и бумаги на столе. По свидетельствам современников, он не мог писать, если хотя бы одна вещь на письменном столе лежала не на своем месте.
«Порог» И.С. Тургенева
Данное произведение было написано в 1883 году. Причиной тому стал смелый поступок Веры Засулич, которая была участницей революции. Девушка трижды выстрелила в Трепова, который занимал пост градоначальника, что привело к тяжелому ранению. Автор смог умело рассказать об этой истории, оставив её узнаваемой. Главным в стихотворении является его смысл – проблема, когда человек находится перед выбором, показывается внутренний конфликт.
Автор не дает свою оценку данному поступку, а оставляет его для человеческого суда. Он показал внутреннюю борьбу девушки, которая стояла перед выбором. Он не затрагивает тему революции, а показывает тот выбор, перед которым рано или поздно оказывается каждый из нас. Такое решение никогда не дается легко, потому что от него зависит вся последующая жизнь.
У каждого свой порог и касаться он может совершенно разных ситуаций. Это может быть любовь, дружба, верность, долг. Так же и касаться он может и простого человека, и политического деятеля, который стоит перед выбором: что для него дороже – собственная выгода или судьба государства. Иногда это бывает очень непростой выбор, особенно, когда на кону стоит жизнь. Данный порог может быть в любой ситуации, когда человеку необходимо выбирать между собой и другими.
Чаще всего все же человек выбирает себя и собственные интересы. Поэтому те поступки, когда человек смог переступить через себя и обречь себя на страдания, в основном и меняют мир. Они дают человечеству новый шанс и открывают новые дороги.
Анализ стихотворения «Русский язык» Тургенева
«Русский язык» (1882) — поэтическая миниатюра-раздумье. Причём, раздумье это грустное и тягостное. Почему? Потому что лирический герой пребывает вдали от родины. Слегка замедленный в начале ритм хорошо передаёт ощущение не проходящей тоски. Но она всё-таки преодолевается уверенностью, что «великий» язык мог быть дан только «великому народу». Убеждённость мысли усиливается ритмом последнего предложения.
Короткое стихотворение начинается с грустного раздумья о судьбе родины, а заканчивается торжественной одой во славу языка и народа, его создавшего: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
«Щи»
Очень трогательный рассказ, который производит впечатление. Автор показывает чувства простой крестьянки – вдовы, у которой умер единственный сын. Пожилая женщина едва держится от горя, однако сталкивается с непониманием барыни: той кажется, что она недостаточно сильно переживает. «Грубые чувства» крестьянки на самом деле скрывают под собой необходимость ежедневно заботиться о хлебе насущном. В то время как барыне легко доставались любые блага. Оттого, она и могла себе позволить горевать долго, отказываясь не только от пищи, но и любых других удовольствий. «Щи» — это показательный рассказ о том, что ценности у всех разные, и то, что представляет трудность для одного, другому достается легко.
Анализ стихотворения Тургенева «Порог»
Стихотворение в прозе «Порог» Иван Тургенев написал в 1883 году. Его впечатлил поступок участницы революционного движения Веры Засулич, которая трижды стреляла в петербургского градоначальника Трепова и тяжело его ранила. Засулич, возмущенная приказом Трепова высечь розгами народника-революционера, переступила порог — пришла к градоначальнику на прием и выстрелила в него три раза в присутствии свидетелей. Впоследствии присяжные оправдали женщину, а процесс получил самую широкую общественную огласку.
Тургенев удачно облек в поэтическую форму линии реальности, делающие ситуацию узнаваемой, вывел их в образе философии выбора революционного самоотречения, жертвенности. Тогда, да и многими годами позже, критики в анализе произведения в большинстве своем не шли дальше описания собирательного образа женщины — революционерки. Идеологическая подоплека в образовании и искусстве не нуждалась в поисках иного смысла. Но для современного читателя ветер революционных событий того времени приглушен вековой толщей. Сегодня важен скорее фундаментальный смысл стихотворения — проблема выбора, конфликт между внутренним идеалистом и мещанином, обывателем.
В самом стихотворении Тургенев определение поступка героини произведения отдает скорее на суд общества. «Дура» и «святая» — эти эпитеты приносятся извне. Но тому, кто хоть однажды стоял на пороге выбора между выгодой и самоотверженностью, приходится вести борьбу со своим внутренним «Я». Ветры революций здесь уже ни при чем. Бороться приходится за победу таких абстрактных понятий как честь, совесть, благородство, самопожертвование. Абстрактными их делает современность, воспевая и вкладывая в сознание каждого социально активного члена общества иные идеалы, для достижения которых необходимы предприимчивость, рациональность, эгоизм.
Свой порог может быть в ситуации, сопряженной со сферами человеческих взаимоотношений: любовь, сотрудничество, дружба. Может быть он у политического деятеля, решающего, что ему дороже: судьба вверенного государства или личная выгода.
У человека, который должен пожертвовать жизнью, чтобы спасти других. В любой
незначительной ситуации, для которой характерен конфликт между «себе» и «ради чего — то».
Чаще побеждает внутренний обыватель. Потому что голос поэтики жертвенности слаб.
Его еле слышно в современном информационном хаосе. Но поступки, которые влекут переступившего порог к страданиям и забвению, продолжают менять мир. И освещают дорогу, по которой идет человечество.
Проклятие
Проклятие
Я читал байроновского «Манфреда»…
Когда я дошел до того места, где дух женщины, погубленной Манфредом, произносит над ним свое таинственное заклинание, — я ощутил некоторый трепет.
Помните: «Да будут без сна твои ночи, да вечно ощущает твоя злая душа мое незримое неотвязное присутствие, да станет она своим собственным адом»…
Но тут мне вспомнилось иное… Однажды, в России, я был свидетелем ожесточенной распри между двумя крестьянами, отцом и сыном.
Сын кончил тем, что нанес отцу нестерпимое оскорбление.
— Прокляни его, Васильич, прокляни окаянного! — закричала жена старика.
— Изволь, Петровна, — отвечал старик глухим голосом и широко перекрестился: — Пускай же и он дождется сына, который на глазах своей матери плюнет отцу в его седую бороду!
Сын раскрыл было рот, да пошатнулся на ногах, позеленел в лице — и вышел вон.
Февраль, 1878
Примечания
Первоначальное заглавие «Проклятие» в черновом автографе Тургенев в беловой рукописи изменил на «Манфред», но потом зачеркнул его и восстановил прежнее. Слова: «Да будут без сна — собственным адом» — должны восприниматься как вольный перевод четырех стихов из того «заклинания» (incantation), которое в драматической поэме Байрона таинственный Голос
произносит над Манфредом, лишившимся чувств (акт I, сц. 4). В оригинале «Заклинание» имеет 7 строф (по 10 стихов каждая); Тургенев пересказывает лишь начальные стихи второй строфы:
Yet the spirit shall not sleep,
и заключительные стихи строфы шестой:
I call upon thee! and compel
Thyself to be the proper Hell!
«Да будут ночи твои без сна, да вечно чувствует твоя душа мое незримое присутствие, будь собственным своим адом». В беловом автографе к слову «чувствует» были варианты: а
«знает»,б «осознает». А последняя строка звучала так: «да будет она собственным своим адом».
В юности, по свидетельству самого Тургенева (письмо к А. В. Никитенко от 26 марта (7 апреля) 1837 г.), он перевел «Манфреда» полностью, но перевод этот не сохранился. Собственный ранний опыт Тургенева — драматическая поэма «Сте́но» (1834) имеет эпиграф из «Манфреда», и в ней многое навеяно этим произведением Байрона. Автобиографическое значение имеют слова, вложенные Тургеневым в уста Лежневу («Рудин», гл. VI): «Вы, может, думаете, я стихов не писал? Писал-с, и даже целую драму сочинил в подражание „Манфреду“. В числе действующих лиц был призрак с кровью на груди, и не с своей кровью, заметьте, а с кровью человечества вообще». Еще более критически Тургенев отзывался о байроновском Манфреде в старости, когда он писал, например, Л. Фридлендеру (письмо от 14 (26) декабря 1878 г.) об этом герое: «…мне лично мало симпатичный чудак…» В этом письме Тургенев приводит цитату из «Манфреда» в английском подлиннике, поэтому можно предположить, что он перечитывал его в том же году, когда было написано «Проклятие». «Манфреда» Тургенев вспоминает также в стихотворении «У-а… У-а!» (с. 187–189).