Все об оригами: с чего начать новичку

История оригами

В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.

китайцы

Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.

В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. А так как порвать лист бумаги считалось страшным грехом, лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством.

Важно отметить, что оригами — не просто развлечение или занятие для рук. На своем долгом пути становления оно впитало в себя массу аспектов философии Японии, а после и Китая

Оригами складывалось изначально на фундаменте различных восточных верований. Особенную роль здесь сыграла философия буддизма.

Массовость искусства оригами приобрело лишь в двенадцатом-тринадцатом веках. Когда бумага распространилась по всему миру, когда цены на нее значительно упали и сделали этот материал доступными. Понемногу фигурки из бумаги покинули пределы храмов и монастырские стены и стали играть значительную роль в быту мирских людей.

Вскоре бумажные фигурки стали использоваться и в повседневных церемониях — во время свадебных церемоний и праздничных шествий, а не только в таинственных божественных обрядах. Через некоторое время фигурки оригами стали использовать и в качестве украшений для дома.

После некоторые мастера научились писать и прятать в фигурках послания, которые мог прочитать, не порвав, только человек, посвященный в тайну оригами. Такие послания часто принимали красивейшие формы птиц, бабочек, цветов или простых абстрактных геометрических фигур.

Но чаще всего использовалась форма журавля, который издревле в Японии считался символом долголетия и счастья. Такая фигурка называлась цуру. С тех далеких времен и по сей день журавлики являются для оригамистов очень важным и светлым знаком. А не так давно журавлик приобрел и новое значение. Он стал символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни.

Эта светлая птица, которую так не сложно исполнить в бумаге, является на протяжении многих веков изображением свободы и надежды. Возможно именно связь птицы с небом, а также ее величавость и грациозность послужили этому.

Искусство складывания фигурок из бумаги быстро закрепилось в феодальной Японии. Владение бумагой, как материалом для создания различных форм, стало необходимым признаком хорошего вкуса, грамотного воспитания и образцового образования. Быть учителем по бумажной пластике стало почетной должностью. А зажиточные родители не скупились на зарплату, нанимая оригами-мастеров в учителя своим детям.

В какой-то момент по оригами устраивались целые соревнования и турниры. Богатые и знатные люди охотно брались спонсировать данные мероприятия. Любое отношение к оригами в те времена считалось значительным и престижным. Часто доходило до того, что фигурки оригами стали появляться на фамильных гербах знатных и богатых домов. Они стали символами и защитниками дома, семьи, очага, благополучия.

А вот сам термин «оригами» возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Это произошло только в 1880 году, когда данное искусство стало частью аристократического общества, когда оно вошло в быт всех японских семей. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей.

Япония по праву заслужила звание страны — прародительницы оригами. Именно здесь была создана оригамная «азбука». Япония является законодательницей всех классических принципов оригами, именно здесь находится классическая школа этого искусства. Именно японские фундаментальные фигурки используются до сих пор. Впоследствии появились самые разнообразные школы и направления оригами. Но все они берут свои истоки именно в Японии.

Самые простые поделки оригами

Инструкция оригами «домик» является одной из наиболее простых. Для этого понадобится сначала сложить пополам квадратный лист бумаги, а затем еще раз пополам, но уже по вертикали. Последнее действие производится для обозначения центра, к которому на следующем этапе необходимо согнуть края прямоугольника и снова получить квадрат. После это последние изгибы разворачиваются, а верхняя часть прямоугольника загибается к первой намеченной линии под углом 45 градусов. После этого следует развернуть угол и, отогнув к середине верхний слой прямоугольника, сформировать «крышу». Аналогичные действия нужно проделать и с противоположной стороной. Вот домик и готов! Для придания ему большей реалистичности можно воспользоваться карандашами, фломастерами или же цветной бумагой, клеем и ножницами.

Еще одно распространенное и простое оригами из бумаги – кораблик. Для его изготовления понадобится прямоугольный лист бумаги, который следует сложить вдвое поперек, а затем еще раз вдвое, но уже вдоль. Последний изгиб разровнять и к нему согнуть верхние углы листа. После этого один слой нижней части, которая осталась после складывания углов необходимо загнуть наверх c одной стороны, а второй слой – наверх c другой стороны. Полученные по бокам уголки аккуратно загнуть на противоположные стороны, чтобы не выступали. Далее свести углы полученного треугольника таким образом, чтобы получился квадрат. Далее нижние углы необходимо подогнуть вверх на разные стороны, а затем снова свести углы полученного треугольника. На последнем этапе верхние уголки необходимо развести в стороны и можно отправляться с корабликом к ручью.

Классическое японское бумагоделие

Самое раннее сообщение об оригами встречается в стихотворной зарисовке Ихары Сайкаку, написанной в 1690 году. Поэт упоминает о бумажных бабочках Очо и Мечо, которыми украшали бутылки сакэ для свадебной церемонии. Поскольку Ихара делает это мимоходом, без всяких пояснений, понятно, что к тому времени оригами-фигурки приобрели известность и стали частью национальной культуры.

Первое время, пока бумага была редкой и дорогой, сложенные из неё предметы использовались только для культовых целей. Речь идёт о коробочках санбо, куда клали подношения синтоистским богам и зигзагообразных полосках сидэ для ритуального очищения. Постепенно оригами стали частью церемоний высшей знати, а умение складывать затейливые фигурки превратилось в знак отличия и привилегию японской военной аристократии.

Сохранились сведения, что в эпоху Хэйан (794 ‒ 1185 глды) самураи обменивались подарками, которые сопровождались «носи» ‒ по-особому сложенными полосками бумаги, «на удачу». В тот же период возникла традиция изысканной упаковки «цуцуми», где каждая складка символизировала искреннее пожелание и чистоту помыслов. К самым ценным подаркам прикладывали ещё фигурно собранный листок «цуки», служивший своеобразным знаком качества.

В 1764 году была опубликована книга «Цуцумино‒ки» со схемами 13 главных церемониальных складок. К этому времени оригами приобрело такую значимость, что изображениям бумажных журавликов украшали парадные кимоно. В 1797 году вышла ещё одна книга ‒ «Сенбазуру ориката», посвящённая изготовлению этих птиц. Оба издания считаются старейшими в области оригами-искусства.

Массовая культура

В конце периода Эдо (1603 ‒ 1868 год) снизились цены на бумагу «васи», которую использовали для оригами. Искусство, раньше доступное только избранным, мгновенно распространилось по стране. Появились новые варианты подарочной упаковки «носи», бумажные кошельки «тато» и разнообразные конверты. К началу XIX века в обиход вошло свыше 70 моделей-оригами, среди которых журавлик цуру, прыгающая лягушка и шлем самурая. Тогда же начали складывать бумажных кукол для Дня девочек ‒ Хинамацури.

Единого канона не существовало. Для складывания выбирали квадратные и прямоугольные листы, делали надрезы, а линии сгибов формировали, исходя из особенностей «васи». Многоцветные модели собирали, накладывая друг на друга листки разного оттенка или раскрашивали уже готовые изделия.

В период Мэйдзи, который длился с 1868 по 1912 год, Япония прервала многовековое затворничество, что отразилось и на истории оригами. Под влиянием европейцев, фигурки из бумаги утратили социальную значимость и стали одновременно забавой и прогрессивным методом обучения. Тогда же произошло слияние восточных и западных канонов, что позволило разработать новые методы складывания ‒ на базе квадратной сетки.

Акира Ёсидзава

Это человек считается отцом современного оригами. Он ввёл единую систему символов, благодаря которой, диаграммы и схемы стали понятны мастерам всего мира. Акиро Ёсидзава (1911 ‒ 2005 год) способствовал возрождению интереса к искусству оригами, обновил его теорию и собственноручно создал свыше 50 000 моделей. Не всё наследие мастера сохранилось в его книгах, но и существующих диаграмм хватит не на одно поколение.

Не желая идти проторенными путями, Ёсидзава разработал собственную технику «мокрого складывания». Он обильно сбрызгивал бумагу водой, чтобы сделать её податливой и придавал фигуркам обтекаемую форму, близкую к природной.

История оригами для детей кратко

Японцы известны на весь мир своим нестандартным мировоззрением. Удивительная философия и стиль жизни этого народа нашли отражение даже в обычном листе белой бумаги, дав начало традиционному искусству страны восходящего солнца – оригами. Если перевести слово «оригами» дословно с японского, то «ори» — значит «складывать», а «ками» — «бумага»

Китайские секреты и буддизм как предвестники оригами

Оригами часто называют «искусством целого листа», поэтому его история напрямую связана с изобретением бумаги. Первую бумагу в её «классическом» виде изобрели китайцы в 105 году н.э.

, но технология производства держалась в строжайшей секретности. Японским соседям рецепт бумаги открыл спустя5 веков странствующий монах Дан-Хо. Благодаря емупервую бумагу в Японии начали изготавливать при буддийских монастырях лишь в VII в . Сначала бумагу использовали для записей сакральных текстов, но вскоре созерцательные японцы нашли в белом квадрате бумаги источник созидания.Первые бумажные фигуры представляли собой хитроумно сложенные конверты – «санбо», в которые клали полоски сырой рыбы в качестве подношения богам . Кроме функциональности, японцы видели в обычном листе бумаги и особую философию. Дело в том, что в буддизме квадрат – олицетворение космоса, т.е. целого мира, где возможны проявления любых форм и явлений. Эта мысль по сей день лежит в основе искусства оригами.

Этапы развития оригами: от средневековья до конца XIX в.

К XI в. искусством оригами овладевают высшие японские сословия

. В периоды Камакура (1185-1333) и Муромати (1333-1573)в придворных кругах умение складывать из бумаги причудливые фигуры считалось признаком образованности и утонченного вкуса . С помощью затейливого бумажного цветка или журавля японская аристократия могла выразить доброе отношение, дружеское намерение или признание в любви ярче, чем с помощью слов или письма.

Веками технология производства бумаги в Японии совершенствовалась и упрощалась. К началу XVIIв. бумага перестала быть предметом роскоши, став доступным материалом для простолюдинов

. Период Эдо (1603-1868) стал для страны переломным моментом: прекращаются междоусобные войны, Япония становится цельным государством. Именно эта эпоха считается расцветом классической японской культуры, в том числе и для искусства оригами. Изобретается большинство самых известных схем – лягушка, цветок лотоса, рыба, журавлик – узнаваемый японский символ удачи и долголетия. Мастерство оригами передается в семьях из поколения в поколение, превращаясь в популярнейший досуг. Теперь изделия из бумаги используют не только для религиозных или праздничных церемоний, но и просто в как украшение для дома.В 1797 г. в Киото издается одно из первых пособий со схемами для изготовления оригами – «Тайна сворачивания тысячи журавлей».XX век: оригами выходит за границы Японии

Всеобщую известность оригами приобретает в середине XX века, когда после череды мировых войн на планете устанавливается хрупкий мир. Важнейший вклад в распространение оригами внес Акира Ёсидзава

(1911-2005) – обычный японец с непростой судьбой. Интерес к искусству, философии буддизма и начертательной геометрии толкает Ёсидзаву на серьезное увлечение оригами, которое объединяет в себе все увлечения молодого японца. Оригами помогло ему пережить трагические периоды жизни: сразу после Второй Мировой войны у него умирает жена. Чтобы отвлечься от горя, Ёсидзава с головой уходит в творчество.К 1951 г. он достигает такого мастерства в искусстве оригами, что по всей Японии проходят выставки его работ. Вскоре о японском мастере узнают во всем мире, а его книги с сотнями иллюстраций переводят на многие языки.В 1954 году в Токио открывается Международный Центр Оригами

, который стал одновременно музеем, галереей и мастерской.

Ёсидзава написал 18

книг, посвященных делу всей его жизни. На его счету более50 тыс. моделей оригами, а также изобретение новых техник, например – техника мокрого складывания.

Оригами прошло длинный путь: покинув стены буддийских храмов полторы тысячи лет назад, бумажный журавль облетел буквально весь свет, завоевав любовь миллионов людей в разных уголках планеты.

Бумага для оригами

Для оригами годится практически любая бумага, но многие мастера и начинающие работают со специальной бумагой «ками» в форме квадрата от 2,5 до 25 см и больше. Она бывает как абсолютно белая, так и односторонне цветная.

Для более графичных фигурок, например, журавлика, подходит обычная писчая бумага. А вот более тяжелые виды бумаги годятся для мокрого оригами, и они считаются более долговечными. Фольгированная бумага (сэндвич) отлично поддерживает форму фигурки и смотрится нарядно.

В самой Японии оригами делают из жесткой бумаги «васи». Ее изготавливают из Edgeworthia papyrifera («бумажное дерево», используется кора), волокна которой придают древесной массе особую устойчивость и жесткость. Фигурки из нее выглядят, как игрушки.

История техники оригами

Впервые о таком материале, как бумага, заговорили в Китае в 105 году. Только на этой территории создавалась бумага, а сами китайцы в строжайшем секрете хранили технологию создания необычного материала.

За раскрытие тайны могли даже лишить человека жизни! На тот момент бумага считалась совершенно новым и уникальным средством для письма, сейчас уже всё иначе.

  • Однажды в VII веке один странствующий монах Дан-Хо оказался в Японии, и там он решил раскрыть жителям этот великий секрет.
  • Когда японцы тщательно изучили технологию, они стали самостоятельно делать бумагу.
  • Большую известность новое искусство получило благодаря различным монастырям. Почему так случилось?
  • Всё просто: «ори» на японском языке – это складывать, а слово «гами» имеет два значения: бумага и бог (иероглифы у слов разные, но вот только звучат они одинаково).

Вокруг бумажных вещей становилось всё больше, и теперь этим искусством заинтересовались дворянские семьи. Они так увлеклись складыванием фигурок, что стали украшать письма такими милыми деталями. Кстати, некоторые юноши могли привлечь или заинтересовать даму таким умениям.

Официально термин «оригами» был признан только в 1880 году. Теперь уже все знали, как точно называется данный вид искусства.

Виды и техники оригами

Оригами – целый мир, который можно выразить с помощью души и бумаги. Существует несколько видов оригами, на которых и базируется все творчество.

Простое оригами

Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

Плоские оригами называют также односторонним оригами: предмет определяется только с одной стороны. Обычно такие изделия используются для аппликации. В этом случае используется клей.

Мокрое оригами

Мокрое складывание — техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов — в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу

Бумага смачивается водой, от этого она становится более пластичной. В результате работы со смоченной бумагой получаются плавные формы. Изделия похожи на папье-маше.

Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

Модульное Оригами

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей).

Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы, собранное из бумажных цветов. Основой кусудамы, как правило, является какой-либо правильный многогранник (чаще всего куб, додекаэдр или икосаэдр). Несколько реже за основу берётся полуправильный многогранник.

Складывание по развёртке

Развёртка (англ. creasepattern; паттерн складок) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели.

Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана — дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.

Наноригами

Сложная разновидность оригами. Это трёхмерный конструктор с малюсенькими элементами. Принципы наноригами используются в нанотехнологиях.

Фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур: квадрата, треугольника, прямоугольника, пяти-, шести-, восьмиугольников, и даже круга.

То есть все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой.

Техника складывания модулей и их соединения

Для изготовления модулей понадобятся стандартные листы бумаги в количестве, которое в 4 раза меньше количества требуемых модулей для изготовления будущей объемной фигуры. Сначала лист бумаги необходимо сложить вчетверо и при помощи ножниц или линейки разделить на 4 части по образовавшимся изгибам.

Далее каждый из четырех прямоугольников нужно согнуть вдоль, а затем поперек. Последний изгиб нужен только для получения центральной линии, которая необходима для удобства дальнейшей работы. После того как он сделан, необходимо разогнуть изделие и согнуть к центральной линии боковые части прямоугольника. Затем следует перевернуть модуль и загнуть выступы, которые остались, наверх, а уголки – на противоположную сторону. Далее необходимо вернуться на один шаг и загнуть выступы внутрь изделия. Для получения готового модуля необходимо сложить полученный треугольник пополам таким образом, чтобы на одной его стороне образовалось два кармашка, в которые и будут в дальнейшем вкладываться острые концы второго модуля для получения определенной фигуры.

Виды и «дети» оригами

Современным достижением считается модульное оригами. В нем тоже не используют ножниц и клея, но из нескольких целостных фигурок (модулей) собирают большую композицию или «скульптуру».

Виды оригами:

  • Классическое оригами.
  • Простое оригами — изобретено британским мастером Джоном Смитом.
  • Паттерн-оригами – с него начинают новички, поскольку на листе бумаги уже нанесен чертеж всех складок. Человеку остается только, следуя разметке, все сложить.
  • Мокрое складывание – разработка Акиры Ёсидзавы, который смачивал бумагу, чтобы придать формам плавность. Это особенно помогает, если вы хотите делать цветы или животных.

Ограничения и особенности

Модульное оригами подразумевает складывание из многих одинаковых модулей (последние, правда могут быть разных типов). Это отличает модульное оригами от более общего случая многолистного оригами, где идентичность модулей не существенна. В сколько-нибудь сложных изделиях объёмного модульного оригами (например, большинство кусудам) без использования клея и других средств соединения обойтись не удаётся. Лишь в простых случаях (кубик Сонобе, целый ряд плоских изделий и т.п.) модули достаточно прочно держатся друг за друга лишь за счёт силы трения. Однако и при составлении плоских панно-оригами из многих сотен, а порой и тысяч модулей, нередко используется клей.

В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными. Первые обычно представлены многоугольниками (их обычно называют подставками), звёздами, вертушками и кольцами, вторые же — правильными многогранниками или их композициями.

Отличительные особенности

Зародившись на востоке, оригами постепенно распространилось по всему миру. Это хобби не требует больших материальных затрат. Все, что нужно, — это разноцветная бумага, умелые руки и желание творить.

В основе технологии лежит система складок, сгибов, поворотов. Оригами имеет несколько разновидностей. Простой вид оригами использует два вида складки и ориентирован на начинающих оригамистов. Классический вариант предполагает складывание фигурок без помощи ножниц и клея, в отличие от киригами. Опытные мастера используют мокрое складывание, чем добиваются плавных линий и выразительности фигурок.

Модульное оригами создается из отдельных небольших модулей. Техника «бутерброд» отличается тем, что используется бумага, склеенная с фольгой. Такие фигурки характеризуются сложностью и долговечностью.

Как сделать простое и легкое оригами – лягушку, вы узнаете, посмотрев видео:

Материалы для оригами

Для оригами следует приобретать бумагу, которая после сгибания не будет образовывать трещин. Материал должен быть абсолютно чистым и ровным, без заломов. Отлично подойдет стандартная детская цветная бумага или же бумага для печати и ксерокса. Материал имеет различия в толщине, водостойкости и других параметрах. Для создания фигурок не стоит выбирать слишком толстую бумагу, но и тонкая не подойдет.

Для некоторых видов оригами применяются ножницы. Желательно, чтобы они имели уже разработанные рычаги и закругленные концы. При работе с эти инструментом, особенно если фигурки складывает ребенок, не стоит забывать о технике безопасности.

Дополнительно для модульной техники оригами следует приобрести клей. Состав клея должен быстро высыхать, не растекаться, иметь нормальную вязкость. Не подойдет клей, оставляющий пятна на бумаге или выедающий ее цвет. Идеальным вариантом станет клей ПВА.

Голос редакции

Ираклий

Повелитель бумажных листов

Задать вопрос

Если есть задача сделать из бумаги стаканчик для питья, материал должен быть влагостойким. Чтобы бумага имела влагоотталкивающее свойство, в нее добавляют клей. Это вещество есть в составе любого типа бумаги, только где-то его меньше – бумага сразу пропитывается водой, а где-то больше – жидкость отталкивается.

История возникновения Оригами

Оригами появилось много веков назад. История Оригами тесно связана с появления бумаги в 105 году н.э. на территории Древнего Китая.

Китайцы в страшной тайне держали создание бумаги, но странствующему монаху Дан-Хо, отправившемуся в Японию удалось развязать язык и сообщить о секрете и способе изготовления бумаги по китайским технологиям.

Япония сразу подхватила идею, и началось производство бумаги на ее территории. Возможно поэтому родиной Оригами назвали именно Японию.

Японские монахи начали складывать различные фигурки из бумаги. Тогда же оригами стали называть «оригами» = «сложенная бумага» («ори» — складывание + «гами» — бумага).

Первые поделки японцы начали приносить в качестве пожертвования в храм. Фигурками из Оригами стали украшать храмовые стены и дворы.

Чем больше развивалось производство бумаги, тем сильнее увлекались дворяне и другие представители высших сословий складыванием бумажных фигур.

Бумага тогда стоила очень дорого, поэтому складыванием оригами занимались только знатные люди и монахи, которые делали фигурки для пожертвований.

Экспериментируя со сгибами в разных направлениях, любители Оригами создавали все новые и новые фигуры. Оригами переросло в целое искусство складывания.

Официально Оригами получило свое название в 1880 году. А в середине 20 века Акиро Йошидзава издал «Азбуку оригами», с того времени увлекательное сгибание бумаги начало набирать свою популярность среди детей и взрослых.

Быстро складывая бумагу и получая удивительно красивые фигуры, никто не остается равнодушным к своему бумажному творению.

Сейчас бумага не является столь ценным материалом, как в древности, поэтому каждый может заняться складыванием.

Развитие искусства оригами в России

В России развитие данного вида искусства уходит своим корнями в глубокую древность, однако дать точный ответ на вопрос, когда и как впервые появилось первое оригами из бумаги на территории нашей страны, пока что невозможно. Существуют достоверные данные о том, что Лев Толстой умел складывать различные фигурки из бумаги и посвящал этому немало времени. Найдена его рукопись, где он упоминает о том, что одна женщина научила его делать петушков из бумаги, родиной которых является Япония. Эти «создания» очень забавно махали крыльями, когда их дергали за хвост. Толстой писал, что в дальнейшем все, кому он показывал, как складывать эту фигурку, приходили в восторг от увиденного.

Если говорить о более позднем времени, то развитие оригами в России шло настолько стремительно, что уже в период Советского Союза не было ни одного школьника, которые не умел бы складывать бумажный кораблик, самолетик, стаканчик и многие другие предметы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: