Что такое шелковый путь? история длиной в 2000 лет

«Золотой век» Шёлкового пути

Статуэтка западного купца, изготовленная в китайском государстве Северная Вэй

Таможенный пункт на Великом шёлковом пути в окрестности Дуньхуана

За время путешествия с востока на запад шёлк и специи проходили через десятки рук. В связи с этим историки ведут речь о путешествиях именно товаров и технологий, а не людей. Для транспортировки использовались главным образом ишаки и верблюды. Количество верблюдов в караванах, которые бороздили пустыню Такла-Макан, варьировалось от 3 до 300. Благодаря интенсивной торговле в Танской державе сформировалась мода на среднеазиатские наряды и изделия.

В IV—IX веках международную торговую сеть поддерживали согды на востоке и евреи-рахдониты на западе. Согдийский язык служил языком международного общения: например, священные тексты буддизма переводились с санскрита на китайский через согдийское посредство. Некоторый свет на внутреннюю организацию согдийской торговли проливают письма, оставленные одним из купцов в сумке в Дуньхуане (начальная точка пути на запад).

Интенсивность торговых связей снизилась после вытеснения римлян с Ближнего Востока и начала арабских завоеваний. Во время периодически вспыхивавших византийско-иранских войн правители Персии блокировали караванные пути с тем, чтобы нанести максимальный ущерб экономике Византии. Трудности с доставкой товаров возникали и в раннеарабский период, особенно после разгрома китайцев в Таласском сражении, заставившего их покинуть Среднюю Азию.

Как возник Великий Шелковый Путь

Точную дату возникновения назвать очень сложно, но современная историография говорит в пользу двух версий. Первая гласит, что история возникновения начинается с 3 тысячелетия до н.э., а вторая закрепляет другую дату – 8 век до н.э. или даже позже. В качестве компромисса учёные приняли решение, что точкой отсчёта будет являться 2 век до н.э.

Что же он из себя представляет? За этим названием скрывается логистическая система, которая позволяет образовать некое экономическое пространство, в котором гармонично и грамотно связываются потоки чего-либо (это могут быть как товары, так и услуги, и что угодно) из стран Европы и Азии. Изначально система подразумевала сухопутный путь, но затем страны Европы настолько развили мореплавание, что рациональнее было перейти именно на этот вид транспорта. Транспортировка по воде намного безопаснее, удобнее и дешевле.

Примечание 1 Своё название данный способ транспортировки и организации экономических связей получил лишь в конце 19 века, когда данным терминов воспользовался учёный, занимавшийся географией Китая и Азии — Ф. Рихтгофен.

Товарные потоки, в основном, направляются с Востока на Запад. Как только появилась возможность перевозить товары из одной части света в другую, эта идея была подхвачена и возведена в абсолют. Конечно, самыми популярными товарами были ткани – транспортировка шёлка имела наиболее большие объёмы. Но с чем это было связано?

Во-первых, это качественный и ценный материал сам по себе. Ничего подобного в Европе тогда не производили. Во-вторых, в связи с принятием христианства, жители Западной Европы вынуждены были воздерживаться от купания – бани были закрыты, да и сам процесс купания считался грехом. Поэтому шёлк очень спасал людей от напасти блох и вшей. Шёлк очень гладкий и паразиты не могут на нём задержаться, не смотря на то, что сами тела представляли собой благодатную почву для их появления и распространения. Но шёлк был недешёвым удовольствием, тем более при условии, что его приходилось транспортировать из Азии. Поэтому очевидно, что такое «спасение» всё же не было универсальным и не предназначалось для всех. Но те, кто мог себе это позволить, могли возрадоваться.

Происхождение названия

Само понятие «Великий Шёлковый путь» возникло в европейской историографии в XIX веке. Сначала было популярно название «Шёлковый путь». Одним из первых историков, использовавших этот термин применительно к торговому пути, связывавшему Европу и Азию, был немецкий учёный — Фердинанд фон Рихтгофен. Чуть позже дорогу стали называть Великим Шёлковым путём. Такое название не случайно — шёлк был одной из главных драгоценностей, которую восточные купцы перевозили в Европу. Производство шёлка впервые началось в Китае в III тысячелетии до н. э., при этом секрет получения шёлковых нитей держался в глубочайшем секрете. Считается, что именно продажа и покупка шёлка были главным фактором сближения Европы и Азии. С веками тайна шёлка постепенно становилась известна и в других странах. Постепенное распространение шелководства шло именно по древней дороге, проложенной европейскими и восточными купцами.

Однако было бы неверно рассматривать Великий Шёлковый путь, как исключительно торговую артерию древности и Средневековья. Благодаря ему, происходил также культурный обмен между разными нациями. Религиозные учения, философские идеи, научные постепенно распространялись вместе с многочисленными путешественниками, бродячими философами и монахами.

Маршруты

В силу географических и культурных факторов Шелковый путь можно разделить на северную и южную ветви. Северный шелковый путь является наиболее известным.

Из начальной точки Чанъань (современный Сиань, Китай) путешественники направлялись на запад через коридор Ганьсу в Дуньхуан. Там караваны могли идти на север, в Монгольское нагорье. К великому монгольскому городу Каракорум. Или они могли пересечь пустыню Такла-Макан, двигаясь из одного небольшого городка-оазиса к другому на запад. В Центральную Азию и далее к Средиземному морю.

Южный Шелковый путь (также известный как Дорога Чайной Лошади) простирался от города Чэнду в провинции Сычуань, Китай. На юг через Юньнань в Индию и полуостров Индокитай, и далее на запад в Тибет. Это был важный маршрут для торговли чаем в Южном Китае и Юго-Восточной Азии. Но он также способствовал распространению таких религий, как даосизм и буддизм, по всему региону.

Эти маршруты были чрезвычайно опасными. Путешественникам приходилось проходить через войны, грабителей, землетрясения и песчаные бури.

Западный контакт с Китаем

После того, как Александр Великий завоевал персов, он основал город Александрия Эшате в 339 г. до н. э.в Ферганской долине (современный Таджикстан). Оставив своих раненых ветеранов в городе, Александр двинулся дальше. Со временем эти македонские воины вступили в брак с коренным населением, создав греко-бактрианские культуры, которые процветали под Империей Селевкидов после смерти Александра.

Во время правления греко-бактрианского царя Евтидима I (260-195 г. до н. Э.) греко-бактрийцы расширяли свои владения. По словам греческого историка Страбона (63-24 года н.э.), греки «расширили свою империю до уровня Сереса». «Seres» было названием, с помощью которого греки и римляне знали Китай, что означало «земля, из которой шел шелк». Считается, что первые контакты между Китаем и Западом произошли примерно в 200 году до нашей эры.

Китайская династия Хань (202 г.до н. э. – 220 г. н. э.) регулярно подвергалась преследованиям кочевых племен Ксионгну на северных и западных границах. В 138 г. до н.э. император Ву отправил своего посланника Чжан Цяня на запад, чтобы договориться с людьми Юэджи о помощи в победе над Ксионгну. Экспедиция Чжан Цянь начала контактировать со многими различными культурами и цивилизациями в Центральной Азии, и среди них те, которых они называли «даюан» или «великие ионии», которые были греко-бактрийцами и были выходцами из армии Александра Великого.

У Дэйюана были могучие лошади и Чжан Цянь доложил Ву о том, что они могли быть эффективно использованы против мародерства Ксионгну. Последствиями путешествия Чжан Цяня были не только дальнейшие контакты между Китаем и Западом, но и организованная и эффективная программа разведения лошадей по всей земле для оснащения кавалерии.

Лошадь была давно известна в Китае и использовалась на войне уже при династии Хань (1600 – 1046 гг. До н. Э.), но китайцы восхищались западной лошадью из-за ее размеров и скорости. С западной лошадью Дэйюань династия Хань победила Ксионгну. Этот успех вдохновил императора Ву на размышления о том, что еще может быть достигнуто за счет торговли с Западом, и Шелковый путь был открыт в 130 году до нашей эры.

В период между 171-138 г. до н. э. Митридат I Парфии выступил за расширение и укрепление своего королевства в Месопотамии. Селевкидский король Антиох VII Сидец (138-129 г. до н. Э.) выступал против этого расширения, а также желая отомстить за смерть своего брата Димитрия, сражался против парфянских сил Phrates II, преемника Митридата. С поражением Антиоха Месопотамия попала под парфянское господство и вместе с ним подошла к Шелковому пути. Затем парфяне стали центральными посредниками между Китаем и Западом.

Особенности путешествия по Великому Шёлковому пути

Люди, решавшиеся отправиться по Великому Шёлковому пути, как правило, обладали особым складом характера. Особенности местного климата и природы требовали от путешественника немалых выносливости и смелости. Большая часть пути пролегала по бескрайним азиатским пустыням. Привычные для европейцев и китайцев лошади не были приспособлены для долгих переходов по пескам и сильно страдали от жажды. Поэтому неизменными спутниками странников были двугорбые верблюды, которые легко переносили жару и недостаток влаги. К тому же местные верблюды обладали удивительным чутьём и могли без труда разыскивать небольшие подземные источники воды.

Часто над пустынями поднимались песчаные бури, грозящие гибелью всему живому. Сильный ветер часто изменял положение барханов и полностью заносил большие участки дороги. В этих случаях главным ориентиром для странников были кости животных и людей, разбросанные на всём протяжении Великого Шёлкового пути. Эти несчастные погибали от болезней, истощения, жажды и голода, а затем служили «указателями» тысячам других смельчаков.

Однако путешественники должны были опасаться не только природных явлений, но и местных жителей. Несмотря на то, что пустыни многим кажутся практически непригодными для жизни, раньше здесь обитали представители многих кочевых народов. Выросшие в столь суровых условиях, эти люди выживали, главным образом, за счёт войны, работорговли и разбоя. Поэтому отправляться по Великому Шёлковому пути с богатыми товарами, но без сильной охраны, было настоящим самоубийством.

Несмотря на то, что движение по Великому Шёлковому пути сопровождалось множеством опасностей, ежегодно по нему проходили тысячи торговцев и авантюристов. Благодаря этой артерии:

  • получили развитие дипломатические отношения между европейскими и азиатскими странами;
  • возникло международное разделение труда;
  • происходил обмен ресурсами и капиталами;
  • укреплялись культурные связи;
  • возникло множество богатых городов;
  • развивалось международное торговое законодательство;
  • возникла сложная инфраструктура, функционировавшая столетиями.

Новые идеи развития ВШП

В настоящее время рассматривается новая, весьма оригинальная идея — проложить ВШП вдоль побережья Северного Ледовитого океана при помощи современных ледоколов. Однако у этой идеи множество противников. Ну во-первых- европейцы и так не слишком довольны обилием дешевых китайских товаров на рынках Европы. Во-вторых- Китай не являясь демократическим государством, набирает большую силу в мировой торговой и промышленной системе, но не входит в систему экологической безопасности мира. В третьих- строительство новых дорог, портов и логистических центров, активное движение ледоколов, в том числе атомных, может нанести невосполнимый урон хрупкой природе Арктического побережья всей Евразии, особенно странам северной Европы и России, а Китай окажется далеко в стороне от этих проблем, так что все очень сложно и неоднозначно.

Что такое Новый шелковый путь?

Проект “Новый Шелковый путь” начался в 2013 году. Когда президент Китая Си Цзиньпин объявил о своей инициативе “Один пояс, один путь”. Этот Новый Шелковый путь на самом деле представляет собой два запланированных торговых маршрута.

Морской из Китая через Южную Азию в Африку (Морской Шелковый путь). И северный сухопутный маршрут, из Китая через Среднюю Азию, Иран, Турцию и Россию в Европу.

Следуя традициям древнего Шелкового пути, Китай хотел бы соединить Азию и Европу. Поставка крупных объемов нефти, драгоценных металлов и газа в Центральной Азии. Еще один важный мотив, который движет не только Китаем, но и США. А так же и ЕС, который пытается расширить инфраструктуру между Европой и Центральной Азией.

Шелковый путь поддерживался более двух тысяч лет как самая длинная сеть маршрутов в досовременном мире между Азией и Средиземным морем. Великие империи приходили и уходили, но торговые пути оставались.

Даже если амбициозная инициатива “Новый Шелковый путь” не сможет быть реализована в рамках, задуманных китайским руководством. Она демонстрирует сильную политическую волю страны. Которая снова стала воплощением “глобального игрока”.

Конечно, это не первый случай в истории, когда Китай стал ведущей мировой державой. Они помнят великие времена династий Хань и Тан. Когда Китай доминировал на значительной части древнего Шелкового пути.

О чем стоит помнить

Хотя немало направлений в Центральной Азии могут казаться изолированными, в каждом городе есть достойная туристическая инфраструктура. Иран и бывшие советские государства безопасны для посещения. Однако в Синьцзяне время от времени происходят инциденты из-за китайско-уйгурского конфликта. Тем не менее иностранные путешественники не должны рассматривать текущую политическую ситуацию в качестве препятствия. Синьцзян — это регион, где много полиции, часто проводятся проверки. Туристы могут свободно передвигаться и их почти никогда не беспокоят.

В Узбекистане раньше были приняты строгие правила в отношении иностранных путешественников, но теперь законы, касающиеся туризма, упростились. Еще несколько лет назад нужно было регистрироваться в каждом отеле и пансионе и показывать квитанции при выезде на границу. Непредоставление подтверждения регистрации для каждой ночи, проведенной в стране, было равно аресту или депортации. Сейчас это не так. Регистрироваться в отелях нужно, однако чеки на границе никто не потребует. Так что можно смело включить солнечный Узбекистан в свой маршрут по древнему пути.

А вы бы отправились в такое путешествие?

Идти/ехать[править]

Из Сианя в Дуньхуанправить

Китайские товары из Пекина, Сучжоу, Ханчжоу стекались в исторический Чанъань, который в наше время известен как Сиань, где грузились на караваны и начинался многомесячный переход на запад в сторону Европы.

Вокруг пустыни Такла-Маканправить

Из Дуньхуана караваны следовали либо по южному, либо по северному обходу пустыни Такла-Макан. Обо пути снова соединялись в Кашгаре.

Северный обходправить

Маршрут: Дуньхуан — Хами — Турфан — Корла — Кашгар. На это отрезке маршрут мог отклоняться к Урумчи и далее через Джунгарские ворота в Казахстан, в Астрахань и на Кавказ.

Южный обходправить

Маршрут: Дуньхуан — Черчен — Хотан — Яркенд — Кашгар. Также назывался Нефритовый маршрут, так как Хотан славился нефритом.

Средняя Азияправить

Миновав Кашгар маршрут идёт в северо-западном направлении по исторической области Бактрия. Здесь, в связи со сравнительной населённостью мест и отсутствием гибельных климатических условий маршрут мог отклоняться и идти из Средней Азии через Туркменбаши на корабле через Каспийское море в Баку.

В наше время классический маршрут идёт в сторону республик Центральной Азии через Ферганскую долину и далее.

После чего меняет направление на юго-западное и через Туркмению выходит в историческую Персию, то есть Иран.

Ближний Востокправить

В Ирана маршрут проходил на запад до города Мешхед и далее на запад в Тегеран. После Тегерана путь мог разделяться на южный (через Месопотамию) и северный маршрут, через Анатолию:

Южный маршрут:

Далее по всему юго-восточному Средиземноморью:

Северный маршрут: Через Тебриз до Константинополя через всю северо-восточной часть Средиземного моря и побережье Черного моря:

Великий Шелковый путь — Путеводитель

Великий Шелковый путь… Что мы о нем знаем? Воображение сразу же рисует бескрайнее песчаное море знойной пустыни. Рассекая барханы, словно волны, бредут по ней нескончаемые караваны, нагруженные богатыми товарами…

Но, это только лишь часть истории. Великий Шелковый путь протянулся на тысячи километров, ведя караваны и по палящим пустыням, и по живописным оазисам, и по горным перевалам. На протяжении пути возникали, расцветали и опустошались города и целые цивилизации. Немало разрушительных войн, пожарищ, голода и мора видели древние города, расположенные вдоль Шелкового пути. Веками шумели разноязычные восточные базары, сотни лет по пыльным караванным дорогам везли купцы для продажи европейцам драгоценные шелка и каменья, пряности и красители, золото и серебро, экзотичных птиц и зверей.

Великий Шелковый путь –  грандиозный торговый маршрут, соединивший Восток и Запад и ставший причиной возникновения множества уникальных городов, исторических памятников, обычаев и даже государств.

Как же возник этот удивительный маршрут, ставший впоследствии источником культурного обогащения Запада и Востока? Обратимся к увлекательной истории Шелкового пути.

Факты о шелкеИстория шелководства в КитаеПроцесс получения шелка в древнем Китае

Окраска шелковых тканейРаспространение шелководства на ЗападСовременное производство шелка

Китай- Кыргызстан — Казахстан — Таджикистан — Узбекистан — Туркмения — Иран — Азербайджан — Грузия

Маршруты Великого Шелкового пути

Великий Шелковый Путь никогда не был единой магистралью. В его систему входило несколько ветвей караванных дорог, которые проходили через разные перевалы в горных хребтах, в обход пустынь.

Первоначально Шелковый путь брал свое начало в Чаньани — древней столице Китая — и шли вдоль северного Тянь-Шаня к Дуньхуа – городу у окраины Великой Китайской стены. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через Турфан в долину реки Или. Средняя (так называемый Южный путь) от Чаочана к южному берегу Иссык-Куля — через Хотан и Яркенд, вела в Бактрию (северный Афганистан). Здесь Южный путь расходился на два другие маршрута: один вел в Индию, другой на Запад и в Мерв, где сливался с Северным Путем. Далее, он проходил через Нису — столицу Парфии, Иран, Месопотамию и далее через Багдад шел в Дамаск, доходил до Средиземноморья. Далее о маршрутах Великого Шелкового пути.

История Великого Шелкового Пути

Основание Шелкового пути относят ко II веку до н.э., когда китайский посол Чжан Цянь посетил страны Центральной Азии с дипломатической миссией. До II в. до н.э. путь из Европы в Азию обрывался у границ Китая, так как горные системы Азии – Тянь-Шань, Кунь-Лунь, Каракорум, Гиндукуш, Гималаи — скрывали древнейшую китайскую цивилизацию от остального мира. Открыть богатейшее западное направление помог случай.

История Великого Шелкового ПутиНачало расцвета ВШПТюркский каганатАрабский период

Монгольский периодЭпоха ТимуридовУпадок Великого Шелкового Пути

Товары Великого Шелкового Пути

Товары по Великому Шелковому Пути шли в основном с востока на запад. И, как это следует из названия, главным товаром в этом списке был шелк. Благодаря своей легкости, компактности, громадному спросу и дороговизне он являлся идеальным предметом торговли для перевозки на дальние расстояния.

Еще в средние века венецианский купец Марко Поло назвал эти караванные пути шелковыми. А в научный оборот термин «Великий шелковый путь» в 1877 году ввел немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде «Китай». Далее о товарах Великого Шелкового Пути.

Дополнительно о Великом Шелковом Пути

Торговая культура Великого Шелкового Пути
Взаимопроникновение культур

Великий Шелковый Путь — Культурное наследие — И.Н. Никитенко

Бухара и Фергана на Великом Шелковом пути — Фарход Касимов

Европейские миссионеры и торговцы

Несмотря на грабеж и непредумышленное убийство, которые предвещали приход монголов. Многие европейские державы не хотели терять надежду на возможный союз с монголами.

Куда бы миссионеры ни отправлялись, торговцы следовали за ними. И ни один европейский путешественник не известен своей связью с Шелковым путем лучше, чем Марко Поло.

Сын венецианского купца, он вместе со своим отцом и дядей отправился в Китай. Чтобы посетить двор Хубилай-хана. Эффект от его обширного и подробного путешествия о путешествии был огромен. Он впервые познакомил христианскую Европу с древней культурной Китая. Для многих исследователей и купцов он составлял основу их знаний об Азии.

Маршрут Шёлкового пути

Из названия можно было бы представить какую-то мощную магистраль. Однако, как отмечают историки, Великий шёлковый путь был похож на разветвлённое дерево, ведь маршрутов было много. Таким образом, торговый круговорот охватывал большое количество городов.

Вот некоторые из его маршрутов:

Южный: застава Янгуань в Дуньхуане — подножие гор Куньлунь — горный хребет Цунлин — Афганистан, Иран — Дамаск, Багдад — Кипр, Мальта, Греция.

Западный: застава Юймэньгуань — горы Тянь Шань — горный хребет Цунлин — Центральная Азия — Римская империя.

Северный — тянулся от севера Китая и проходил через Памир — Нижнюю Волгу — Чёрное море.

История Шелкового пути

Хотя единая система караванных коммуникаций сложилась в Евразии
только в конце II в. до н.э., отдельные ее участки возникли гораздо раньше.
Согласно данным археологии, с III тыс. до н. э. функционировал так называемый Лазуритовый путь, по которому полудрагоценный камень лазурит
перевозился из предгорий Памира на очень дальние расстояния на запад
и на юг, до стран Ближнего Междуречья.

С конца II тыс. до н.э. появился
Нефритовый путь – торговля самоцветами из Центральной Азии по восточному пути в обмен на шелк из Китая.

В середине I тыс. до н.э. два пути начали сливаться: бадахшанский лазурит попал в Китай, а в Персии и в долине Инда начали шить одежду из китайского шелка. Однако пока торговля шла через длинную цепочку посредников.

В формировании Великого шелкового пути решающую роль сыграл
китайский чиновник Чжан Цянь.
В 138 г. до н.э. он отправился с дипломатической миссией к кочевникам из племени юэчжей, чтобы убедить их стать
союзниками китайской империи Хань в борьбе с кочевниками, нападавшими
на империю с севера. Чжан Цянь стал первым китайцем, который побывал в Средней Азии – в Согдиане и Бактрии (Узбекистан, Таджикистан и
Афганистан). Там он узнал, каким огромным спросом пользуются китайские
товары, и увидел много вещей, о которых китайцы не имели представления.
Вернувшись в Китай в 126 до н.э., он представил императору
доклад о выгодах прямой торговли между Китаем и государствами Средней Азии.

В 123–119 гг. до н.э. китайские войска
нанесли поражение кочевникам-сюнну, обезопасив путь из Китая
на запад. Именно с конца II в. до н.э. можно говорить о функционировании Великого шелкового пути как сквозного маршрута,
соединившего все великие цивилизации Старого Света – Китай,
Индию, Ближний Восток и Европу.

В товарообмене между Востоком и Западом товары шли в
основном с востока на запад.
В Римской империи периода ее расцвета шелковые ткани и другие восточные товары пользовались
огромным спросом. Упадок античного общества и натурализация
хозяйства стран Западной Европы привели к тому, что товары с
Востока стали доходить, как правило, только до Византии. Лишь
с XI века жители Западной Европы снова стали активно покупать
восточные товары. После арабских завоеваний восточные товары
распространились на всем южном Средиземноморье, вплоть до
Испании.

Путешествие по Великому шелковому пути было очень длительным,
трудным и опасным. Только чистое
время в пути для каравана, шедшего
от северных берегов Каспийского
моря в Пекин, составляло 260 дней
,
а с учетом остановок путешествие
занимало более года.

Основными товарами, которые купцы везли из Китая
и Средней Азии, были драгоценные
камни, жемчуг, экзотические украшения, дорогая фаянсовая и фарфоровая
посуда, перец, пряности, ладан, мирра,
женьшень, желчь питона, ковры, полотна, красители, минеральное сырье,
слоновая кость, серебро, золото,
меха, монеты и многое другое. Также
везли породистых скакунов, верблюдов и слонов и других животных.

По
Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики
и другие. Но главным предметом торговли оставался шелк, который наряду
с золотом превратился в международную валюту.

В Средние века в географию Великого шелкового пути была включена Древняя Русь. Арабские
купцы освоили бассейн Волги и добирались до русского Севера, где
«отсутствует ночь летом и день зимой».

В истории этой магистрали были
три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался
одним государством: Тюркским каганатом – в последней трети VI века,
империей Чингисхана – во второй четверти XIII века и империей Тамерлана
– в последней трети XIV века. Однако из-за высокой протяженности путей
контролировать их одной стране было чрезвычайно трудно. Чаще путь
контролировался несколькими крупными странами.

В Средние века развитие мореплавания способствовало развитию
дальней морской торговли. С открытием новых морских путей дорога из
Персидского залива в Китай занимала всего 120 дней.
Быстрота передвижения, возможность транспортировать значительно большее количество
товаров, относительная дешевизна перевозок стали приводить к тому,
что с конца XV века значение сухопутного Шелкового пути начало падать.

Система Великого Шелкового пути просуществовала вплоть до пятнадцатого века. Однако уже с четырнадцатого века в связи с качественными
изменениями в кораблестроении и навигации приоритет в сфере перевозок
был отдан морским трассам. С этих же времен инициатива в торгово-экономических отношениях перешла к странам Запада – Португалии,
Голландии, Британии.

Золотой век Шелкового пути

В то время как Европа погрузилась в хаос Средневековья, а Византийская империя находилась под растущим давлением арабов. Китай консолидировался и процветал при династии Тан (618–907 гг. н.э.). На Шелковом пути возникали новые империи.

Гёктюрки основали великую империю, простирающуюся от Монголии до Бактрии. И контролировали торговлю шелком вдоль Шелкового пути на запад до Империи Сасанидов и Каспийского моря.

При Тан был период великого процветания на Шелковом пути. Поскольку их открытость и терпимость по отношению к иностранным цивилизациям привели к золотому веку в Китае.

Однако в это время различные империи Центральной Азии вступили в жестокий контакт друг с другом. Одним из крупнейших сражений была битва при Таласе (751 г. н.э.) между Танским Китаем и Аббасидским халифатом. По легенде, пленники побежденной китайской армии познакомили Самарканд с искусством изготовления бумаги.

Купцы распространили эту новую технологию по всему исламскому миру. Но только после арабского завоевания Испании в 11 веке бумага достигла Европы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: