тренинг для родителей «Я и мой ребёнок»
10. Упражнение «Я хороший родитель, потому что…».
Родителям в кругу предлагается произнести фразу «Я хороший родитель, потому что…» и выделить положительное в процессе воспитания своего ребенка.
Наша встреча показала, какие вы умелые, находчивые, активные и заботливые родители. В любой ситуации находите правильное решение, никогда не теряетесь и всегда остаетесь любящими, улыбающимися и терпеливыми.
Я хочу рассказать притчу о вас — мамах, о самых дорогих людях для ваших деток.
11. Притча «Ангел»(под музыку «Аве Мария»). «За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: — Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен? Бог ответил: — Я подарю тебе Ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе. Ребенок задумался, затем сказал снова: — Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья. Бог ответил: — Твой Ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив. Затем ребенок спросил: — Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня? — Твой Ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью. — Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя… — Твой Ангел расскажет тебе обо мне и я всегда буду рядом с тобой. В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил: — Боже, скажи же мне, как зовут моего Ангела? — Его имя не имеет значения. Ты будешь называть его просто Мама…
Любите своих детей, будьте всегда для них Ангелами-хранителями…»
12. Рефлексия.
Психолог:
Вот и подошло к концу наше тренинговое занятие.
Возможные вопросы для рефлексии:
— Что вы приобрели нового?
— Что хотелось бы себе пожелать?
—
— Как вы собираетесь претворить в жизнь свои достижения?
Спасибо вам за участие!
Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях! Любите и берегите своих родных и близких!
До новых встреч!
Рекомендации психолога «Общаться с ребенком. Как?»
1. Безусловное принятие
Первое правило общения родителя с ребенком — принятие его таким, какой он есть, без условий и требований. Ребенок должен жить с ощущением, что он в любом случае любимый, желанный, ценный и дорогой, даже если он поступил неправильно.
2.Недовольство
При этом выражать недовольство можно и нужно — но не самим ребенком, а конкретными его действиями. Не «ты плохой», а «ты поступил плохо», а еще лучше «мне плохо от того, как ты поступил».
3.Активное слушание
Пожалуй, главная техника, которой родителям следует научиться — это активное слушание в сложных ситуациях: когда ребенку грустно, трудно или плохо. Цель техники — дать ребенку понять, что в трудную минуту его слышат, к его проблеме неравнодушны, его понимают.
Игры на снижение тревожности, стимулирование эмоциональности
Мяч радости
Родители становятся в круг вместе с воспитателем. Педагог говорит:
— У меня сегодня радостное настроение, и я хочу им с вами поделиться. Вытяните вперёд руки, поверните их ладонями вверх, и наш «мяч радости» будет катиться по ним, даря вам моё радостное настроение.
Главное правило: нельзя уронить мяч или перебросить его, он должен именно катиться.
Кстати, такую игру можно проводить с участниками любого возраста или даже смешанных возрастных групп.
Броуновское движение
Все играющие встают в помещении произвольно, глаза закрыты. По сигналу ведущего все начинают движение (в любом направлении), говорить при этом нельзя. По сигналу играющие останавливаются, открывают глаза.
Второй этап играется также, но игрокам теперь нужно жужжать. По сигналу все останавливаются, открывают глаза.
После проведения упражнения его обсуждают.
- Какие впечатления возникли на первом и втором этапе игры?
- Что не давало двигаться свободно?
- Как получилось избежать столкновения?
При подведении итогов упражнения уместно провести аналогии между впечатлениями, возникающими в игровой ситуации, и впечатлениями, когда человек знакомится с группой новых людей или попадает в незнакомую ситуацию. Подобная аналогия позволяет понять, почему у людей возникает тревожность, страх при общении с другими людьми. Неуверенности чаще возникает у людей, которые концентрируются в большей степени на своих ощущениях, чем на тех, кто рядом.
На что похоже ваше настроение
Играющие становятся или рассаживаются по кругу. Каждый поочередно говорит, на какое явление природы, время года или предмет похоже его настроение и объясняет, почему.
Коробка эмоций
В этой игре воспитатель предлагает родителям сложить в «коробку эмоций» их впечатления, переживания, эмоции, связанные с вопросом, который обсуждается на собрании.
Я послание примеры. УПРАЖНЕНИЕ «Я-ПОСЛАНИЯ»
Это упражнение — дополнительное. Оно дается только в тех группах, которые незнакомы с идеологией Я-посланий. Инструкция составлена в опоре на первоисточник — книгу Томаса Гордона «Тренинг эффективности родителей» (GordonТ., 1975).
Цель. Отработать технику Я-посланий.
Инструкция. Потренируемся передавать друг другу Я-послания.
Я-послание — это сообщение о наших чувствах. Я-послание — это противоположность Ты-послания. Допустим, другой человек сделал что-то такое, что нам неприятно.
Мы можем сказать ему: «Ты совершенно невыносим». Это будет Ты-послание.
Мы можем сказать по-другому: «Когда другие люди не выполняют своих обещаний, у меня возникает досада и раздражение». Это будет Я-послание. В своем классическом варианте оно вообще не содержит местоимения «ты», лишь ссылку на определенные ситуации или отвлеченных «других людей».
Ты-послание содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. Это может вызвать сопротивление и протест.
Я-послание — это сообщение, информация о наших чувствах. Другой человек, получив это сообщение, не сможет его оспорить, так как это наши чувства. С другой стороны, он не чувствует себя обвиняемым. Он может сам принять решение, как ему поступать «в свете новой информации».
Объединимся в пары… Теперь тот, кто сидит слева, совершает какое-либо действие или говорит что-либо
тому, кто справа. Второй член пары должен ответить в технике Я-послания.
Кто хотел бы участвовать в демонстрационном опыте? Николай? Хорошо. Сейчас мы с Николаем покажем пример (тренер обращается к добровольцу). —
Николай, опять ты с директором за моей спиной обсуждаешь меня. —
Я потрясен — услышать это!
Далее пары по очереди работают с техникой, а все остальные наблюдают работу каждой из пар.
Важно вовремя указать участникам на опасность так называемых «замаскированных» Ты-посланий: «Я чувствую, что ты безответственный человек» или «Меня расстраивает, что ты такой злобный»
Примеры поведения
Техника понятна, когда читателям представляют наглядность в виде составленных фраз я высказывания и противоположные примеры, подчеркивающие неправильность суждения. От этого зависит развитие побочных эффектов и протекание самого процесса.
Неверно: “Ты меня не любишь.” Верно: “Мне важно проявление твоих чувств.”
Неверно: “Почему ты все время перебиваешь мой рассказ.” Верно: “Мне сложно концентрировать внимание. Дослушай до конца и задай желаемый вопрос.”
Неверно: “Для чего ты грубишь.” Верно: “Некорректное обращение приводит к унижению личности
Уважай меня, я постараюсь быть терпеливой.”
Неверно: “Ты ужасен в своем поведении”
Верно: “Твое поведение меня огорчило. Ты можешь быть другим.”
Неверно: “Ты без разрешения пользуешься моими вещами.” Верно: “Мне неудобно, когда вещи расположены по другим местам. Попроси разрешения, и я с удовольствием расскажу, как ими пользоваться и где они находятся.”
Неверно: “Ты живешь своей работой.” Верно: “Мне одиноко по вечерам без тебя.”
Неверно: “Ты меня не слушаешь.” Верно: “Мне важно твое мнение, послушай меня.”
Это далеко не все примеры, происходящие в жизни. Высказывания требуют индивидуального подхода к ситуации. При деловой обстановке неуместен выплеск чувств, а больше эффективны просьбы и распланированные действия. В процессе сильного гнева подобранные высказывания могу увеличить силу раздора.
Представленная техника помогает выражать накопленные чувства словами, переосмысливать их, находить выход из ситуации. Если вам тяжело и неуютно от неправдоподобности, практикуйте полученные уроки при возникновении неурядиц и начале маленькой ссоры. Тогда обдумывая фразы, вы поразите окружение мудростью мыслей, моральностью высказывания и логичностью действий. Будете светлой, мирной, любящей, понимающей и живой личностью.
Схема построения
- Необходимо описать ситуацию, вызвавшую напряжение: “Когда я вижу, что ты…”; “Когда это произошло, то…”; “Когда я столкнулась с тем, что…”.
- Выбирайте точные слова для передачи пережитого чувства: “Я чувствую (боль, гнев, разочарование и т. д.)”; “Я не знаю, как воспринимать…”; “У меня возникли трудности…”.
- Причины и конкретика: “Потому что…”; “В связи с тем, что…”.
Разобравшись в правильности построения высказывания, вы облегчите себе задачу и сможете быстро предоставить объяснение собеседнику.
Пошаговая технология:
- 1 шаг. Конкретные факты. Сообщайте произошедшие события, не приукрашивая детальными зарисовками.
Можно сказать: «Я заплакала, когда ты сказал о плохо испеченном пироге».
- 2 шаг. Пережитые чувства и телесные ощущения на основе высказанного факта – «Я разочаровалась в попытке удивить тебя, у меня нахмурились брови, покатилась слеза».
- 3 шаг. Обоснование пришедших мыслей, идей и фантазий – « Я думаю, что ты не воспринимаешь мои кулинарные способности, потому что воспитывался в семье известного повара».
- 4 шаг. Предложения и мечты – «Я хочу, чтобы мы в выходной день приготовили совместный десерт».
- 5 шаг. Высказанные намерения – «Я буду прислушиваться к твоим советам, чтобы впоследствии набираться опыта и применять на практике приобретенные знания».
Последовательность шагов происходит в описанном режиме. Не экспериментируйте и не меняйте местами. Можно упустить последний пункт, если достигнуто перемирие, но нарушать логичность не следует.
Примеры поведения
Техника понятна, когда читателям представляют наглядность в виде составленных фраз я высказывания и противоположные примеры, подчеркивающие неправильность суждения. От этого зависит развитие побочных эффектов и протекание самого процесса.
Неверно: “Ты меня не любишь.” Верно: “Мне важно проявление твоих чувств.”
Неверно: “Почему ты все время перебиваешь мой рассказ.” Верно: “Мне сложно концентрировать внимание. Дослушай до конца и задай желаемый вопрос.”
Неверно: “Для чего ты грубишь.” Верно: “Некорректное обращение приводит к унижению личности
Уважай меня, я постараюсь быть терпеливой.”
Неверно: “Ты ужасен в своем поведении”
Верно: “Твое поведение меня огорчило. Ты можешь быть другим.”
Неверно: “Ты без разрешения пользуешься моими вещами.” Верно: “Мне неудобно, когда вещи расположены по другим местам. Попроси разрешения, и я с удовольствием расскажу, как ими пользоваться и где они находятся.”
Неверно: “Ты живешь своей работой.” Верно: “Мне одиноко по вечерам без тебя.”
Неверно: “Ты меня не слушаешь.” Верно: “Мне важно твое мнение, послушай меня.”
Это далеко не все примеры, происходящие в жизни. Высказывания требуют индивидуального подхода к ситуации. При деловой обстановке неуместен выплеск чувств, а больше эффективны просьбы и распланированные действия. В процессе сильного гнева подобранные высказывания могу увеличить силу раздора.
Представленная техника помогает выражать накопленные чувства словами, переосмысливать их, находить выход из ситуации. Если вам тяжело и неуютно от неправдоподобности, практикуйте полученные уроки при возникновении неурядиц и начале маленькой ссоры. Тогда обдумывая фразы, вы поразите окружение мудростью мыслей, моральностью высказывания и логичностью действий. Будете светлой, мирной, любящей, понимающей и живой личностью.
Разминка. Упражнение «Что можно сделать с предметом» (10 мин)
Цель:развитие творческого мышления.
Инструкция: каждый, по очереди, должен сказать как можно использовать этот предмет (шарф). Начинает игру ребенок, продолжает – родитель и далее по кругу. Тот участник, который не сможет придумать, как использовать данный предмет – выбывает из игры. Побеждает участник, придумавший больше всего способов.
Упражнение « Передай другому» (15 мин) (участники становятся в шеренгу друг за другом).
Цель: развитие навыков невербального общения и создание благоприятного психологического климата.
Инструкция: последний участник показывает в шеренге с помощью жестов какое-нибудь действие (например, мытье полов, написание письма и т.д.). Участник, которому показали жестами действие, передает его следующему игроку и т.д. В заключение упражнения, первый участник в шеренге показывает жестами действие, которое до него «дошло». В данной игре каждый может побыть на месте ведущего, загадывающего действия, а участники в шеренге каждый раз стараются поменяться местами.
Правила
Индивидуальное общение — сложный вариант, ведь в процессе решаются проблемы, связанные с нарушениями дисциплины, конфликтами. Метод делится на этапы:
- Педагог обосновывает тему для обсуждения.
- Предоставляется материал для обсуждения (выписка из журнала, рассказ о происшествии).
- Вопросы педагога, помогающие высказывать свое мнение, обобщать и делать выводы.
- Формулировка решения проблемы.
Правила проведения следующие. Беседа:
- должна носить проблемный характер;
- помогать искать ответы на проблемные вопросы;
- не превращаться в лекцию, когда говорит только учитель;
- давать возможность честно обозначать свое мнение;
- выявить имеющиеся мнения;
- помочь сделать правильный вывод.
Целесообразно проводить встречи вне уроков.
Основная часть. Упражнение «Скульптура». (10 мин)
Цель: исследование межличностных отношений в семье.
Инструкция сейчас каждому из вас нужно будет подумать и слепить скульптуру своей семьи. Кто-то один из вас сейчас будет скульптором, остальные участники — глина. Скульптор выбирает себе того, кто будет папой, мамой или мужем, женой и кого-то на свою роль. Когда скульптура будет готова, скульптор встает на свое место, заменяя участника его изображающего.
Обсуждение упражнения (30 мин).
- Какое впечатление от упражнения?
- Что было неожиданным?
- Что-то хотелось бы сейчас изменить в своей скульптуре?
Упражнение « Покрывало» (10 мин) .
Цель : развитие доверия.
Инструкция: все участники становятся вокруг покрывала и берутся за него. Один участник садиться или ложиться на покрывало, остальные приподнимают его и бережно покачивают и опускают. Упражнение выполняется под релаксирующую музыку
Основная часть. Упражнение «Слепой» (20 минут).
пара – родитель и ребенок сидят рядом за столами
Цель: обучение навыкам сотрудничества, взаимопонимания.
Инструкция: мама и ребенок сидят рядом за столом. Перед ними лежит лист бумаги. Одному из партнеров завязывают глаза, и только ему разрешается рисовать. Другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки «слепого» игрока. Затем происходит обмен ролями.
Обсуждение упражнения. (10 мин)
Упражнение «Мостик» (10 мин) Участники сидят полукругом.
Цель: достижение взаимопонимания, согласованности в действиях.
Инструкция: на полу параллельно друг другу рисуются две линии (или выкладываются с помощью лент). Расстояние между линиями приблизительно 25-30 см. Это мост. Пара – родитель и ребенок. Задача: без слов, используя только мимику и жесты, разойтись на мостике.
Понятие о приеме «я высказывание»
Рассказчик, сглаживая отрицательные эмоции, использует требуемые высказывания от первого лица, тем самым, исключая прямую обвинительную речь, направленную на слушателя
Обращая внимание на положительные стороны собеседника, стирается грань преткновения и непонимания. Чтобы мягче и деликатнее подойти к проблеме, человек говорит непосредственно о своих чувствах, состоянии, мыслях и делах, без обвинения окружающих
Получается открытый диалог о желаниях и возможностях.
Прием уместен среди близких и знакомых. Выражая свои наболевшие тревоги и недоумения, вы перестаете оставаться наедине с грустными мыслями, которые порой совершенно не обоснованы. В результате откровенной беседы выявляются пути разрешения снятия напряжения, находятся необходимые слова и фразы. Такие высказывания выступают в качестве профилактического способа. Гораздо легче конфликт предупредить, чем разбирать в последствие, кто больше виновен в происшедшем событии.
Упражнение я-сообщение. Упражнения для тренировки на «Я-сообщение» упражнение 1
УПРАЖНЕНИЕ 1
Родителям раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций и вариантами высказываний в виде «Ты-сообщений» и «Ясообщений». Необходимо выбрать те, которые наиболее соответствуют «Я-сообщению».
Например:
СИТУАЦИЯ 1. Дети громко разговаривают во время обеда.
Ваши слова: 1. «Когда я ем, я глух и нем».
2. «Что вы так разорались, подавитесь. Вот тогда узнаете, как разговаривать во время еды».
З. «Мне не нравится, когда во время обеда громко разговаривают за столом».
СИТУАЦИЯ 2. Вы поздно пришли с работы, а ребенок не выполнил часть
домашнего задания по школе.
Ваши слова: 1. «Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?»
2. «Опять ничего не сделано. Когда это кончится? Мне это надоело.
Будешь хоть до утра уроки делать».
3. «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны.
Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись
до 8 часов вечера».
СИТУАЦИЯ 3. Вам необходимо сделать определенную работу дома
(например: написать доклад), а ваш ребенок — постоянно отвлекает вас: задает вопросы, просит почитать, показывает свои рисунки.
Ваши слова: 1. «Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не приставай
ко мне, пока я работаю».
2. «Извини, я не могу сейчас с тобой поиграть. Я очень занята.
Когда я закончу свою работу, то обязательно тебе почитаю».
3. «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и
начинаю злиться, мне это мешает быстро делать работу».УП РАЖ Н ЕН И Е 2
Участникам раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Им предлагается составить «Ты-сообщение» и «Я-сообщение» в связи с описанной ситуацией. Данное упражнение можно делать в парах. Партнеры поочередно зачитывают друг другу ситуации, «Ты-сообщение» и «Я-сообщение». Задача партнера отследить, какое эмоциональное состояние возникает на
«Ты-сообщение» и какое на «Я-сообщение».
В конце упражнения происходит обмен впечатлениями.
Например:
СИТУАЦИЯ 1. Ребенок поел u оставил тарелку и чашку на столе
Пример «Ты-высказывания»: «Ты опять не убрал за собой посуду?
Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды
посуда убирается в мойку».
Пример «Я-высказывания»: «Я расстраиваюсь, когда вижу грязную посуду на столе.
Мне это обидно. Я хочу, чтобы после еды посуда
убиралась в мойку».
ПРИЛОЖЕНИЕ
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Агрессия и ее причины
Агрессия — стремление к моральному и физическому подавлению других людей, достижение своих целей средствами насилия, а порой и просто бессмысленное насилие по отношению к окружающим.
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:
- скандалы в семье,
- применение физической силы во время семейных ссор (драки),
- грубое, жестокое обращение с ребенком,
- привлечение ребенка к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.,
- просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах ,
- одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»
Правила родительского поведения, способствующие снижению детской агрессивности
- Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребенка.
- Адекватно оценивайте возможности ребенка.
- Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без излишних наставлений оказывать ребенку необходимую помощь.
- Предоставляйте ребенку самостоятельность в делах, которые ему по силам.
- Умейте идти на компромисс.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка . Помните: в сложной работе быть родителем не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка .
- Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которым согласны и папа, и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.
- И самое главное правило: любите ребенка просто за, то, что он у вас есть , без каких-либо других условий!
Поделитесь с Вашими друзьями:
Завершение группы.
Подведение итогов занятия. Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.
Занятие № 2. (совместно дети с родителями) «Кинетический рисунок семьи»
Р. Бернс. С. Кауфман нарисовать всех членов своей семьи, включая себя самого, занятых каким-либо делом.
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.
Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования.
Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.
Инструкция : «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь». Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.
После того, как рисунок закончен, ответьте письменно на вопросы:
1) кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;
2) где работают или учатся члены семьи;
3) как в семье распределяются домашние обязанности;
4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.
Когда все закончите, пришлите мне рисунки с описанием на почту.
Основная часть. Упражнение «Если бы »(10 мин) .
Все участники сидят в кругу.
Инструкция сначала взрослые немного пофантазируют: что было бы, если бы они на миг стали детьми – дочками и сыновьями, а их дети, которые присутствуют на занятии, стали бы их родителями. Затем передают мяч по кругу и по очереди сказать буквально по одному предложению, чтобы они хотели сделать в этой ситуации или иметь и т.д. Если сидящий рядом ребенок хочет спросить маму о чем – либо, он может это сделать. Мама отвечает одним предложением.
Затем дети отвечают на вопрос, что было бы, если бы они стали мамами и папами.
Диагностическая часть.
Дети и родители выполняют семейную социограмму. Родители совместно с детьми рисуют молча на одном листе (30мин)
Семейная социограмма
Возьмите лист бумаги, нарисуйте на нем кружочек диаметром сантиметров 10, и в нем нарисуйте членов своей семьи в форме кружков, и подпишите их имена.
Итак, давайте взглянем на рисунки внимательно (интереснее сначала нарисовать, потом читать интерпретацию).
Семейная социограмма — это рисуночная проективная методика.
Она позволяет наглядно представить семейную систему и разобраться с тем, какое место занимает в семье тот или иной ее член. И даже разобраться в характере коммуникаций в семье.
На что смотрим:
Число членов семьи, попавших или не попавших в площадь круга.
-
- Если кого-то из членов реальной семьи нет в круге, это может говорить о наличии к ним бессознательных негативных чувств или отсутствие эмоционального контакта с ними.
- Если в кругу нет самого автора рисунка, то это может быть про трудности его самовыражения в отноошениях с близкими, и как результат — чувство неполноценности или безразличие к родным.
- Если при этом на картинке «идеальная семья» он появляется — значит, у него есть стремление занять место в семье, ему хочется быть вовлеченным в процессы семейных отношений.
- Изображение персонажа, который к реальной семье официально не принадлежит (например, друг или сказочный герой), говорит о неудовлетворенных потребностях.
- Умерший член семьи изображается часто в случае непрожитого горя утраты.
Величина кружков — тема значимости, самооценки, иерархии.
- Если кружок «Я» по сравнению с другими членами семьи меньшего размера — можно предположить низкая самооценка и непринятие образа «Я».
- Если кружок «Я» идеального больше «Я» реального, то можно допустить наличие внутриличностного конфликта и (или) повышенного уровня невротизации.
- Величина кружков других членов семьи свидетельствует об их значимости в глазах автора рисунка.
Расположение кружков относительно друг друга — о психологической дистанции.
- Кто ближе всех к автору рисунка эмоционально, либо кто вызывает у автора наибольшее беспокойство (за этого человека), тот ближе нарисован.
- Кружки, которые соприкасаются, говорят о тесном психологическом контакте или коалиции.
- Удаленность одного кружка от других может указывать на конфликтные отношения в семье, переживание эмоционального отвержения.
- Накладывание одного кружка на другой — слияние, симбиотическая связь, недостаточная дифференцированность (выделенность, отдельность) «Я». Об этом же может говорить изображение членов семьи в одну линию.
- Кружок, который изображен выше всех, обозначает того, кто обладает, по мнению автора рисунка, большей властью. Ниже всех, соответственно, тот, кто самой меньшей.
Пространство круга
- Круг — аналог жизненного пространства. Каждый член семьи, как и в жизни, бессознательно стремится занять столько места, сколько он заслуживает. Если в реальной и идеальной картинке человек «занимает» одинаковое пространство, он удовлетворен своим жизненным пространством, если нет — то не удовлетворён.
- Член семьи, вызывающий наибольшую тревогу, изображается в виде сильно заштрихованного кружка или его контур обведен в несколько раз.
Завершение группы. Подведение итогов (10 мин)
Сегодня мы с вами завершаем наши занятия. Вместе мы прошли какой-то отрезок пути, успели привыкнуть друг к другу, подружиться. Каждая семья уникальна по-своему и мне хотелось бы как-то по-особенному отметить вклад каждой диады в наш групповой процесс.
Обмен чувствами, впечатлениями от данного цикла занятий (10 мин). Прощание.
Приложение № 1. Анкета участников тренинга.
- Какая тема (занятие, или просто информация) показалась вам наиболее интересной?
- Какое открытие для себя вы сделали в ходе занятий в группе?
- Какие изменения, которые произошли в семье, вы отметили бы?
- Что бы вы хотели добавить в программу, какую тему углубить?
Приложение № 2. Схема «Я — сообщения».
- Описание ситуации, вызвавшей напряжение («Когда я…»).
- Точное называние своего чувства в этой ситуации («Я чувствую…»).
- Предпочитаемый Вами исход (« Мне хотелось бы»).
Если ребенок игнорирует ваше «Я — сообщение», то «Я — сообщение» дается по следующей схеме: «Я — сообщение» – Усиленное «Я — сообщение»: конкретное пожелание («Я хочу…») – Предупреждение о возможных санкциях («Я собираюсь сделать») – Реализация санкций.
Приложение № 3. Анкета «Оценка своих взаимоотношений с ребенком»
Родители оценивают свои взаимоотношения с ребенком по 5-ти бальной шкале по следующим критериям:
- Учеба, выполнение домашних обязанностей (уборка игрушек, вынос мусора и т.д.)
- Просмотр телевизора, игра на компьютере.
- Развлечения и досуг (куда пойти в выходной день, как отметить день рождение и т.д.)
- Покупка игрушек, игр.
- Покупка или выбор одежды.
Приложение № 4. Анкета «Методы воздействия на ребенка»
Оцените в баллах степень использования следующих методов воздействия на ребенка:
Всегда – 1 балл;Часто – 2 балла;Редко – 3 балла;В исключительных случаях – 4 балла;Никогда – 5баллов.
- Приказ, команда.
- Предупреждение. Угроза.
- Увещевание, пристыжение.
- Советы, готовые решения.
- Нотации, поучения.
- Критика, несогласие.
- Похвала, согласие.
- Насмешка, обзывание.
- Анализ поведения, интерпретация.
- Утешение. Поддержка.
- Допытывание, вопросы.
- Обращение в шутку.
Приложение № 7. Бланк стандартизированного наблюдения. Уровень коммуникативных навыков
навыки | 1б-низкий уровень | 2б-средний уровень | 3б-высокий уровень |
Включенность в игровую деятельность | |||
Умение принимать правила | |||
Умение вербально выражать свои мысли | |||
Итого: | Сумма 3-4 б | Сумма 5-6 б | Сумма 7-9 б |
Список литературы
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Изд. «Речь» Санкт-Петербург 2000г.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как?
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать?
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
- Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.