Русский язык

Фонетика — королевство звуков

Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако, учить буквы рекомендуется, не называя буквы так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», необходимо называть ее , а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку потом было легче объединять буквы в слоги и слова.

Однако мир звуков на этом не ограничивается. И когда малыш подрастет, ему предстоит освоить и такие понятия, как гласные звуки, твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Приглашаю поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы поговорим об этом в сказочной форме, в форме наиболее близкой для детского восприятия. Приглашаю вас в фонетическую сказку. Это дополненная версия сказки о звуках, представленная в книге «Сказочное королевство».

Итак, дружные буквы живут в гостеприимном городе Буквоград. А звуки создали большое Королевство, которое называется Фонетика.

В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили — поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.

Всего в королевстве 42 жителя: 6 гласных звуков ,,,,, и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.

Гласные звуки любили петь. Поэтому в их домиках всегда звучала музыка. А вот у согласных звуков петь совсем не получалось. Зато они были очень податливыми и всегда и во всем «соглашались» с гласными. При этом они могли становиться твердыми или мягкими. Вот например, звук . В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» — твердо. А все потому, что звук смягчил , а звук наоборот придал твердости.

Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.

Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные звуки. И звуки , и решили стать независимыми и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда ни при каких обстоятельствах не станут мягкими! И в доказательство своего твердого решения они выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.

Но уступчивые и неконфликтные звуки , и очень расстроились и испугались, что в королевстве будет нарушен баланс соотношения звуков и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.

Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя — мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Мягкий знак помогал согласным становиться мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно.

Но не только своими твердыми и мягкими характерами славились жители Королевства Фонетики. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Одни звуки любили шум листопада, а другие звон дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы так, что в одном — всегда звонко бьет колокольчик, а в другом — как под куполом — глухо и шумно… Так появились звонкие и глухие согласные. А между кварталами протекает речка.

Так в квартале с колокольчиком поселились звуки , , , , , , , , , , . А в тихом квартале — , , , , , , , ,,. И некоторые буквы так сдружились, что соединили свои домики мостиками. Так есть мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. Это парные согласные.

Вот так и живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют… Весело у них. А в этом веселье рождаются слова, из них предложения, которые составляют нашу речь. Кстати, речь бывает… А впрочем, об этом поговорим в другой раз.

Вот такие непростые взаимоотношения у звуков.

Звуки русского языка

Наша речь состо­ит из слов, кото­рые объ­еди­ня­ют­ся в пред­ло­же­ние. Каждое сло­во мож­но рас­смат­ри­вать как смыс­ло­вой ком­по­нент пред­ло­же­ния, напол­нен­ный содер­жа­ни­ем, а так­же как зву­ча­щий объект.

Слово мож­но раз­де­лить на сло­ги, кото­рые состо­ят из отдель­ных зву­ков. С точ­ки зре­ния фоне­ти­ки сло­во скла­ды­ва­ет­ся из звуков.

Звук — это основ­ная еди­ни­ца язы­ка, как сло­во и пред­ло­же­ние. Звуки фор­ми­ру­ют сло­ва на уровне фоне­ти­ки. Звуки в зави­си­мо­сти от их набо­ра, коли­че­ства, а так­же рас­по­ло­же­ния в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти помо­га­ют отли­чать одно сло­во от другого:

  • клад — вклад;
  • коро­на — коронка;
  • кот — ток.

В зави­си­мо­сти от того, как фор­ми­ру­ют­ся зву­ки в рече­вом аппа­ра­те, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют глас­ные и соглас­ные звуки.

Гласные зву­ки , , , , , пол­но­стью состо­ят из голо­са. При их обра­зо­ва­нии воз­дух сво­бод­но про­хо­дит через напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки и рот, не встре­чая ника­ких пре­пят­ствий на сво­ем пути. В рус­ском язы­ке глас­ные зву­ки музы­каль­ные. Их мож­но дол­го тянуть и петь: а-а-а, о-о-о, у-у-у.

Гласные зву­ки обра­зу­ют фоне­ти­че­ский слог в сло­ве, а соглас­ные его обра­зо­вать не могут. При сло­го­де­ле­нии они соче­та­ют­ся с глас­ны­ми зву­ка­ми пара­ми или целы­ми группами:

  • ворот­ник — во-ро-тник;
  • кра­со­та — кра-со-та.

Выделение фонем[править]

В исконно удмуртских словах литературного языка имеются следующие 33 фонемы (в алфавитном порядке): а, б, в, г, д, дь (д’), ж, ӝ (z), з, зь (з),ӟ (z’), а, й, к, л, ль (л’), м, н, нь (н’), о, ӧ, п, р, с, сь (с’), т, ть (т’), у, ч (ч’),ӵ, ш, ы, э.
Кроме того, в словах, заимствованных из русского языка, встречаются фонемы ф, х, ц и некоторые другие. На стыке морфем может встретиться и в исконно удмуртских словах звучание ц (напр., кутскыны, произносится куцкыны «начать»). Однако этот звук нельзя считать самостоятельной фонемой.

Из этих (и только из этих) звуков состоят все слова удмуртского языка. Однако, фонемный состав языка постепенно меняется. В прошлом все диалекты удмуртского языка содержали гласную фонему уь, согласную нг и т. д., между тем в большинстве современных диалектов этих фонем уже нет. С другой стороны, мы наблюдаем появление новых фонем (ф, х, ц).

В удмуртском языке гласные всегда образуют слог, согласные – нет, поэтому количество слогов всегда соответствует количеству гласных – мы-ны-ны, «идти», пи-налъ-ёс-лы «детям».

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах: В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о». В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Всегда мягкие – й, ч, щ. Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Что такое твёрдые и мягкие согласные?

Начнем с того, что в нашей речи исполь­зу­ют­ся зву­ки, кото­рые отли­ча­ют­ся друг от дру­га раз­лич­ны­ми характеристиками.

Если звук обра­зу­ет струя воз­ду­ха, сво­бод­но выхо­дя­щая из поло­сти рта, то она фор­ми­ру­ет глас­ные зву­ки , , , , , . Остальные зву­ки речи про­из­но­сят­ся с шумом. Шум полу­ча­ет­ся, когда выды­ха­е­мый воз­дух встре­ча­ет раз­лич­ные пре­пят­ствия на сво­ём пути в виде язы­ка, зубов, губ и пр. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки. Они раз­ли­ча­ют­ся по соот­но­ше­нию голо­са и шума, поэто­му быва­ют звон­ки­ми и глу­хи­ми.

А ещё соглас­ные могут раз­ли­чать­ся по при­зна­ку мяг­ко­сти и твер­до­сти. Чтобы понять, что такое твёр­дые и мяг­кие соглас­ные, про­из­не­сём, напри­мер, очень похо­жие на пер­вый взгляд сло­ва «пар» и «пир»:

  • пар
  • пир .

Слово «пир» про­из­но­сит­ся несколь­ко ина­че. При про­из­не­се­нии пер­во­го соглас­но­го сере­дин­ка язы­ка выги­ба­ет­ся к нёбу в виде гор­ба­то­го мости­ка, а воз­дух устрем­ля­ет­ся по боко­вым узким про­хо­дам мимо язы­ка. Так обра­зу­ет­ся мяг­кий соглас­ный. А твёр­дый соглас­ный звук про­из­но­сит­ся более широ­кой стру­ёй воздуха.

Правило

В первом случае рассмотрим некоторые слова в конце с парными согласными. Например, произнесем слово «дуб», мы слышим в конце слова звук . Для того, чтобы не совершить ошибку при написании слова, необходимо произнести проверочное слово, для этого нужно после согласной поставить гласную (также можно в некоторых случаях и согласную) или поставить слово во множественное число: дубы. Теперь отчетливо слышим звук . Или же подобрать однокоренное слово в уменьшительно-ласкательной форме.

Существует еще один способ проверки правописания в этом случае: подставьте мысленно слово «нет». И вот, получаем проверочные слова: флаг – нет флага, клюв – нет клюва, мороз — нет мороза. Иногда приведенные ранее примеры называют парно согласные слова.

Сколько звуков в русском языке

Все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки. Русский язык имеет 33 буквы, но 42 звука. Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что есть звуки гласные и согласные. Одна буква может представлять два звука. Ниже приведен список букв, а также количество звуков, которое представляет каждая из них.

Всего 33 буквы:

  • 10 гласных: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е;
  • 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • знаки ь и ъ — это буквы, которые не имеют звуков.

Всего звуков — 42:

  • 6 гласных: , , , , , ;
  • 36 согласных: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

Твердый и мягкий знаки

Ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

Ъ

Не имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый.

Ь

Не имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему.

Звуки

Так как звук – основная единицы фонетики, ей уделяется особое внимание. Фонетика предполагает изучение звуков и их деления на гласные и согласные, которые в свою очередь делятся на мягкие и твердые, на глухие и звонкие

Фонетика предполагает изучение звуков и их деления на гласные и согласные, которые в свою очередь делятся на мягкие и твердые, на глухие и звонкие.

В речи звуки находятся либо в сильной позиции, когда звук слышится отчетливо, либо в слабой позиции, когда человек не понимает, какую букву ставить на письме. Для гласных звуков сильная позиция связана с нахождением под ударением, слабая позиция связана с тем, что гласный звук безударный.

Что мы узнали?

Фонетика – это раздел языкознания, рассматривающий языковой строй языка и речи. Фонетика изучает звуки речи, их образование и свойства; сочетания звуков, особенности соединения звуков в единое целое; слоги. В ходе изучения данного раздела языкознания происходит понимание того, как создается звук и какие органы задействованы в создании звука. Фонетика предполагает изучение таких понятий, как звук, ударение, тон, темп, слог. Основной единицей фонетики является звук. Фонетика предполагает изучение звуков и их деления на гласные и согласные, деления согласных звуков на мягкие и твердые, на глухие и звонкие. Фонетика предполагает изучение звуков в сильной и слабой позициях.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Что такое фонетика?

    • Раздел языкознания, который занимается изучением лексики
    • Раздел языкознания, рассматривающий языковой строй языка и речи
    • Раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка
    • Раздел языкознания, изучающий частеречную принадлежность слов

Фонемы английского языка

Звуковой строй британского варианта английского языка включает 44 фонетических единицы: 24 согласных и 20 гласных. В число гласных фонем входят 8 дифтонгов — звуков, произношение которых предполагает переход от одной гласной к другой. В таблице представлены все английские фонемы в виде транскрипций.

Согласные фонемы
— five — do — very — key
— thick — gas — this — chin
— so — Jim — zoo — mother
— ship — no — pleasure — long
— horse — less — park — river
— book — yellow — tea — white
Гласные фонемы — монофтонги
— eat — paper — it — cup
— pen — cook — bad — school
— art — girl — box — all
Гласные фонемы — дифтонги
— like — air — house — poor
— boy — home — lake — ear

Английские звуки разделяются на гласные и согласные по принципу произношения. Во время образования гласных фонем возникают активные вибрации голосовых связок, выдыхаемый воздух свободно проходит через речевой аппарат. Употребление согласных фонем предполагает, что поток воздуха преодолевает различные препятствия: язык, зубы, губы и мышцы, отвечающие за звукоизвлечение. Разберем правила образования фонем, которые входят в английский язык.

Выпадение и вставка звуков[править]

Выпадение гласных в середине словаправить

Гласные звуки удмуртского языка носят весьма устойчивый характер. Они при изменении слова обычно сохраняют свое качество и не выпадают (не чередуются с нулем). Однако имеются слова, в которых гласный звук выпадает, т. е. происходит чередование с нулем (нуль-звуком). Такое выпадение происходит только в отдельных словах при наличии следующих условий: во-первых, в безударном положении; во-вторых, между согласными, из которых один или оба обычно являются сонорными (р, ль, м, л, н): в-третьих, за согласным, перед которым выпадает гласный и следует суффикс, начинающийся с гласного звука.
Примеры: кырым «горсть» — кырманы «щупать, ощупывать»; кужым «сила» — кужмо «сильный»; пилем «облако» — пильмо «облачный»».

Наиболее распространенные ошибки звуко-буквенного разбора

Так происходит часто у выходцев из южных регионов, где звук Г произносят не так, как в литературном языке. Правильное произношение – это «взрывной» Г, то есть корень языка смыкается полностью с верхним небом. И поток воздуха резко «разрывает» эту преграду. Вместо этого в диалектном варианте встречает «щелевой» звук, когда не образуется полной «смычки», а между языком и небом остается щель, через которую идет поток воздуха. И в «глухом» варианте, то есть произнесенный без голоса, этот звук дает . Это ошибочный вариант, связанный с неправильным произношением. Литературная «пара» — Г-К.

Школьники часто забывают, что в безударной позиции О, Э, Е меняют свое качество.

Именно поэтому надо учиться не просто действовать по правилам, а слушать и слышать звуки речи.

Это важный навык, который помогает не только правильно делать звуко-буквенный разбор, но и отрабатывать правильное произношение. Последнее помогает еще и при изучении иностранных языков.

Порядок звуко-буквенного разбора

Звуко-буквенный разбор слова удобно делать по схеме.

  1. Написать слово
  2. Разделить его на слоги и записать количество слогов.
  3. Если слогов больше одного, поставить ударение.
  4. Теперь ниже выписываем по одной букве и рядом – тот звук, который эта буква обозначает.

Если буква обозначает два звука – от нее ставится два тире и каждый звук пишется на отдельной строке.

  1. Даем характеристику гласных звуков. Сначала пишем, что звук гласный. Потом, через запятую, ударный или безударный. Ударный гласный в слове один, тот, на который мы поставили ударение. Остальные – безударные. Если в слове один гласный – то он всегда ударный.
  2. Даем характеристику согласных. Они могут быть глухие или звонкие, твердые или мягкие. То есть каждый согласный звук имеет три характеристики: согласный, глухость-звонкость, твердость-мягкость.
  3. Считаем количество букв и звуков и записываем на верхней строке – рядом с разбираемым словом или ниже, подведя горизонтальную черту.

Итак, мы научились делать звуко-буквенный разбор осмысленно. Оказывается, он совсем не так страшен. И часто помогает понять, где именно в слове могут возникнуть сложности правописанию.

Объясняем ребенку, как делать разбор

Сначала следует спросить, знает ли ребенок, что такое буквы и звуки?

  • В тетрадях и книгах мы пишем буквы, но читаем, говорим вслух звуки.
  • Буквы – это графические символы, а звуки – единицы речи.
  • И звуки, и буквы бывают согласными и гласными. Гласные звуки мы можем пропеть. Всего их 6, а гласных букв для обозначения больше – 10.
  • Для фонетического разбора нужно протяжно говорить слова, и внимательно слушать.
  • Звуки записывают в виде транскрипции слова.
  • Количество звуков и букв в слове часто отличается. Поэтому при разборе слова всегда ведется подсчет.
  • Согласные имеют свою классификацию. Они бывают глухие и звонкие, твердые и мягкие, парные и непарные.
  • В фонематическом разборе нужно как можно более полно охарактеризовать каждый звук и букву.

Чтобы не ошибиться и выполнить задание правильно, необходимо следовать плану:

Парные и непарные согласные

Звуки , , всегда глухие. В следующих уроках мы рассмотрим и другие слова, которые используются в русском. Шаг за шагом мы с вами разберем все основные слова, и вам станет многое понятно в этом предмете, и он перестанет быть чем-то запутанным и сложным. Сравнение с гласными звуками. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков.

На письме эти изменения звуков обычно не отражаются. Друзья из Шишкиного Леса вспомнили немало: Согласных больше чем гласных. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные.

Всё дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, — пояснила Василиса. И приведут примеры. Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар — шар. — Я понял, – сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. И тогда мы поймём точно — какую букву нужно писать.

В одном будут жить парные согласные, а в другом — непарные. Парные Непарные Ж — Ш М, Н З — С Х, Ц К — Г Р, Л А теперь давайте составим рассказ из слов, в которых только непарные согласные. И спугнул муху. Молодцы! Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. То ли звонкий, то ли потише, Кот — кота, год — года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Существуют и другие символы. Они сближены, напряжены и вибрируют.

Изменения согласных

  • Одна и та же буква может обозначать разные звуки в зависимости от занимаемой позиции. Например: буква с может обозначать  звуки , , , , , : сон , сено , сбор , просьба , сжать , расчёт .
  • Оглушение парных звонких согласных:
    • в конце слова: пруд ;
    • перед парным глухим согласным: сказка , пряжка ;
  • Озвончение парного глухого согласного  перед парным звонким: вокзал , сделать , просьба ;
  • Смягчение парных твердых согласных:
    • перед Ь: моль , ;
    • перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И: люк , пряжа ;
    • к, н, р перед мягкими ч, щ : пончик ,
    • согласные (чаще з, с, н, р) перед любым мягким согласным:  снег ,   здесь  ,
  • Отвердение парного мягкого согласного перед твердым: дверь -> дверной , конь -> конский .
  • Непроизносимый согласный (упрощение группы согласных из 3-4 букв):
    • вств  -> :   здравствуй ;
    • стн    -> :   местный , тростник ;
    • стл    -> :   счастливый ;
    • здн    -> :   поздний ;
    • здц    -> :   под уздцы ;
    • нтг   -> :  рентген ;
    • ндц    -> :  голландцы ;
    • рдц    -> :   сердце   ;
    • рдч    -> :   сердчишко ;
    • лнц    -> :   солнце ;
    • не произносится между гласными: моего
  • Уподобление согласных по месту образования:
    • сч     -> + -> /  :   счастье , с чем-то — ;
    • сш    -> + -> , :  сшить = ;
    • сщ    -> + -> :  расщепить ;
    • зч     -> +   ->  :   грузчик , рассказчик 
    • сж    -> +   -> :   сжать ;
    • зж    -> + -> , :   изжить = ;
    • тс, дс, тьс   -> + -> ,  или  :  мыться  =,  отсылать  ;
    • тс     -> + -> , :  отцепить  =;
    • тч     -> + -> , :  отчет  =;
    • тщ     -> + -> :  отщепить  ;
    • чт    -> / :   чтобы ,  нечто  ;
    • чн    -> :   конечно ,  скучно  ;
  • Удвоенные  согласные располагаются
    •  после ударного гласного, то дают длинный  звук : грУппа ,  вАнна ;
    • перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук:  миллиОн  , аккОрд , аллЕя ;
  • тся, ться   в глаголах -> :  умываться -;
  • -тск- в прилагательных -> : детский .

Объекты изучения

Фонетика изучает звуки речи, их образование и свойства; сочетания звуков, особенности соединения звуков в единое целое; слоги.

Основной единицей фонетики является звук.

В ходе изучения данного раздела языкознания происходит понимание того, как создается звук и какие органы задействованы в создании звука. Звуки образуются при помощи таких органов речи, как ротовая полость, носовая полость, гортань с голосовыми связками, язык, губы, небо.

Фонетика русского языка предполагает рассмотрение характеристики звука или сочетаний звуков, установление связи между звуками и буквами, рассмотрение различий между ними.

При изучении фонетики кратко происходит знакомство с определенными понятиями, которые представлены ниже в виде таблицы:

Термин

Определение

Звук

наименьшая единица в фонетике

Ударение

выделение с помощью интенсивности, интонации речи определенного звука в слове, единой фонетической организации

Тон

эмоциональный фон речи, который создается с помощью ритмической организации звука

Темп

скорость речевого потока, которая создается с помощью произнесения определенного количества звуков за фрагмент времени

Слог

самая маленькая единица звуковой цепи

Как передаётся мягкость согласных на письме?

Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции.

В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется.

И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: , , и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать. Повтори каждое слово несколько раз и послушай, какой гласный звучит в первом слоге. Со словом Москва всё просто. Мы произносим: – ясно слышен звук . А слово москвичи? Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы.

Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. Например, у звуков , , нет мягкой пары, а у и – твёрдой. В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных. Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду.

Резюме

Мы привыкли видеть слова в графической форме,
в виде последовательности букв.
Это представление кажется нам наиболее естественным, так как мы
постоянно с ним сталкиваемся. И поэтому неудивителен первый порыв
разработчиков использовать это представление в своих программах
обработки текстов. Такое решение вполне оправдано, например,
в программах проверки орфографии. Но если мы хотим моделировать
словоизменительные и словообразовательные процессы, то наиболее удобным
будет фонематическое представление языковой информации, в виде
последовательности фонем. Дело в том, что живой язык подчиняется
фонетическим законам более, нежели законам орфографическим, и учёт этого
факта значительно упрощает алгоритмы морфологического или словообразовательного
анализа и синтеза, избавляя их от необходимости учёта орфографических
особенностей.

Парные согласные

Главный вопрос, интересующий учащихся, что такое и как выглядят парные согласные.

Что такое парные звуки, можно понять через сравнение. Согласные в корне слова сопоставляются в соответствии с определенными признаками. Среди множества критериев изучения принято выделять принцип противопоставления звуков по признаку глухости/звонкости.

Рассматривая согласные в корне слова, учащиеся замечают характерную особенность. При идентичности способа произношения и места образования звуковое сравнение происходит в зависимости от голосового участия

При изучении, что такое парные звуки, акцентируется внимание на процессе звучания. Участие голоса дает представление о таком понятии, как парные согласные в корне. Согласные в корне слова целесообразно распределить на 3 группы звуков, а именно:

Согласные в корне слова целесообразно распределить на 3 группы звуков, а именно:

  1. б, в, г, д, ж, з,
  2. п, ф, к, т, ш, с,
  3. й, л, м, х, ц, ч, щ.

Элементы из первых двух групп соответствуют друг другу по принципу звонкости/глухости. Третья группа выделяется отсутствием парного сочетания по такому принципу.

Парные согласные

Что такое твёрдые согласные?

В рус­ской речи соглас­ный звук, обо­зна­чен­ный на пись­ме одной и той же бук­вой, может быть в сло­ве твёр­дым, а в дру­гом — мягким:

  • соло — сера
  • тыл — тина
  • рама — рябь

Чтобы понять, что такое твёр­дые соглас­ные, срав­нив их с мягкими.

Мягкие соглас­ные обра­зу­ют­ся с помо­щью допол­ни­тель­ной арти­ку­ля­ции язы­ка. При их про­из­не­се­нии сред­няя спин­ка язы­ка одно­вре­мен­но с основ­ной арти­ку­ля­ци­ей про­дви­га­ет­ся к твёр­до­му нёбу.

Согласные, кото­рые про­из­но­сят­ся с подъ­ёмом язы­ка, явля­ют­ся мяг­ки­ми. Произнесите мяг­кие зву­ки и убе­ди­тесь в этом:

, , , , и т. д.

Согласные, кото­рые про­из­но­сят­ся с подъ­ёмом язы­ка явля­ют­ся мяг­ки­ми. Соответственно те же соглас­ные, но не име­ю­щие этой допол­ни­тель­ной арти­ку­ля­ции язы­ка, явля­ют­ся твёр­ды­ми.Твёрдые соглас­ные — это зву­ки, кото­рые про­из­но­сят­ся без подъ­ёма язы­ка к нёбу.

При про­из­но­ше­нии твёр­дых соглас­ных воз­дух выхо­дит более широ­кой стру­ёй, так как язык не выги­ба­ет­ся и не созда­ет допол­ни­тель­но­го пре­пят­ствия, как при арти­ку­ля­ции мяг­ких согласных.

Звонкие

При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну, и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

Зв.
Гл.

Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению. К примеру: дом — том, суд — зуд, код — год.

Глухие и звонкие согласные звуки

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: