«Я ребенок, дайте мне лучшее»
Сейчас можно часто услышать, что советские игрушки были убогими, а одежда уродливой. Доля правды в этом есть. Бледно выглядит бесполый пупс рядом с красоткой Барби. Современные детишки поголовно щеголяют в модной одежде, а игрушки имеют просто фантастические. И все же. Неужели эта одежда и эти игрушки — действительно лучшее, что мы можем им дать, зачастую отказывая себе в необходимом?
В новых условиях кожной фазы развития общества ребенок — один из показателей состоятельности родителей, их успеха в жизни. Мы давно уже не ждем помощи от государства, но все так же готовы предоставлять нашим детям только лучшее: самую модную одежду, самые продвинутые игрушки, самую престижную школу, машину и пр. Общество потребления нашими руками, а точнее коллективными бессознательными представлениями из комплементарного нашему уретральному менталитету советского прошлого, уверенно превращает наших детей в капризных и требовательных потребителей.
Привыкшие давать родители не умеют иначе. Не осознавая системно происходящих с ними психических процессов, из самых лучших побуждений российские родители переносят неуемную отдачу уретральной ментальности на наиболее доступный объект — любимое чадо, чем вымащивают ему дорогу в самый настоящий ад, в тупик бесконечного потребления. Кожной рациональности, ограничивающей инвестиции в детишек даже в самых состоятельных семьях, у нас нет.
Приятно получать удовольствие от отдачи хотя бы и по компенсаторному принципу, близкому анальному психотипу: «У меня такого не было, пусть у ребенка будет». А ведь стремительно развивающиеся в кожную фазу технологии предоставляют каждому новому поколению буквально все, чего в помине не было у родителей, только успевай оплачивать. Понятно, что привыкшее получать чадо не спешит взрослеть. Застревая в уютных подгузниках инфантильности, такой человеческий аксолотль закономерно превращается в недоразвитого и нереализованного неадаптанта. К сожалению, все больше российских семей сталкивается с проблемой инфантилизма выросших детей: «Мы столько в него вкладывали, от себя отрывали, а он…»
Основные ценности семьи
Семейные ценности и традиции это все то, что сплачивает семью. Это мелочи, которых не замечают. Ежедневная книжка, прочитываемая на ночь, сказка, рассказанная перед сном, воскресный обед, традиционный отдых с детьми летом, день рождения бабушки и дедушки, где собираются все родственники, это тепло и уют дома, в котором живете, куда хочется бежать как в радости, так и в печали.
День рождения отца, матери, детей, когда каждый именинник имеет право пригласить своих друзей, когда печется именинный торт и дарятся подарки. И еще много мелочей, которые связывают семью теплом, заботой и любовью друг к другу.
Некоторые ценности семейной жизни:
- Любовь. Глубокое и искреннее чувство, которое ведет мужчину и женщину к созданию семьи. Любовь матери к ребенку – истинная и безграничная, любовь ребенка к своим родителям – безусловная и полная доверия.
- Ответственность. В данном случае перед семьей, ведь все что мы делаем – мы делаем ради своих близких.
- Общение. С близкими людьми мы делимся всем – впечатлениями дня, ссорой с начальником, несправедливостью учителя в школе и надеемся на утешение, понимание и добрый совет.
- Забота и поддержка. Каждый человек хочет быть уверенным в том, что есть место, где ему всегда рады, где его любят и ценят, где его примут и поймут в любом состоянии, в любой ситуации. Место, где близкие люди помогут ему, согреют его и дадут силы жить дальше.
- Уважение. Полное взаимопонимание между близкими людьми возможно только тогда, когда с интересами и потребностями другого человека в семье считаются, когда соблюдают комфортный для него формат общения, когда признают его ценность и значимость. Как только исчезает уважение, исчезает и любовь.
- Умение прощать. Если люди любят, они не держат зла и не зацикливаются на обидах, они пытаются найти компромисс и жить дальше. Дети должны знать, что в дома их всегда поймут и простят.
- Честность. Доверие, которое испытывают друг к другу люди в семье невозможно переоценить. Пожалуй, нет другого такого сообщества, где это качество выражено столь ярко и неподдельно. Честность и искренность в отношениях рождают доверие и спокойную уверенность в благополучии.
- Традиции. Еженедельные прогулки в лесу, выбивание ковриков по субботам, совместные поездки на дачу или празднование семейных праздников – это верный путь к укреплению семьи.
Это лишь некоторые примеры, но уже и они убеждают нас, что семья и семейные ценности, на самом деле, — лучшее, что у нас есть. Конечно, существуют такие значимые категории, как карьера, отношения с друзьями, образование, но семья – это спокойное и надежное счастье, доступное каждому.
Понятие доброты
Доброта — драгоценное качество человеческой души. Она делает нас особо чувствительными, эмпатичными, сопереживающими, а также побуждает безвозмездно помогать. Доброта окружает тотальной заботой и полным принятием. Она проявляется как в больших и смелых поступках, так и в маленьких робких жестах.
Доброту видно издалека. Ее можно заметить в голосе заботливой матери, в улыбке прохожей девушки, во взгляде своего старого друга детства. Доброту чувствует сердце. Радость, которую вы получаете от приобретения материальных вещей, пусть самых дорогих и модных, не может длиться вечно. Доброе дело, которое пошло во благо другим может.
Вы можете испытать временную удовлетворенность от покупки машины или, например, компьютера, но радость и эффект новизны пройдут. А воспоминания о тех моментах жизни, когда вы совершали добрые дела будут греть вас и вашу душу, будут наполнять вас светом и счастьем. Жить без доброты в сердце, не стремиться творить дела во имя добра — значит не жить вовсе.
Сталкиваясь с трудностями в жизни, взрослый человек чаще всего может сам разобраться с возникшими проблемами, проанализировать ситуацию и найти для себя выход из нее. Но что же делать маленькому ребёнку, который только начал свой путь под названием «жизнь»? Нужно ли учить его доброте и как правильно это делать?
Как привить доброту малышу?
Прививать ребёнку доброту нужно, в первую очередь, личным примером. Всегда старайтесь объяснять ребёнку его ошибки в ненасильственной форме, не забывая сначала выделить хорошие качества вашего чада, а не винить или упрекать в неумении. Не раздражайтесь на его баловство, помните, он — ребёнок, и в первую очередь ему нужно по-доброму объяснить почему так делать не стоит.
Есть несколько конкретных действий, которые помогут вам учить ребёнка добру, сделают его гораздо внимательнее к своим родным и к окружающему миру в целом.
Просите его об элементарной помощи по дому, которую он может оказать
Например, собрать самому свои игрушки. Поухаживать за комнатными растениями, протереть пыль. Малыш спокойно может помочь донести какой-нибудь продукт из магазина, например, бутылку кефира. Это заставит ребёнка почувствовать себя нужным. Он будет знать, что в состоянии помогать своим родителям и юный возраст этому не помеха, это научит его заботиться о родных.
Расскажите ребёнку о Боге
Малыш должен понимать, что мир состоит не только из материальных вещей, что в нём есть намного большее. Духовность гораздо прочнее нравственности в человеке, потому что нравственность — это моральная установка личности, тогда как вера в Бога — внутреннее самоощущение человека. Ребёнок, знающий о Боге, понимающий насколько хрупка, важна и бесценна каждая человеческая жизнь, подумает перед тем, как обижать кого-то. Но нельзя запугивать, угрожать и попрекать ребёнка Богом и Библией — это вызовет только негативные реакции и оставит шрамы на душе.
Расскажите ребёнку о разнообразии людей, населяющих планету
В мире живут люди разных рас, национальностей и культур, объясните ребенку, что все люди равны и надо относиться с добротой и уважением ко всем, вне зависимости от происхождения. Не существует более правильных и менее правильных людей, мы просто люди.
О семье и семейных ценностях
Прежде чем говорить о семейных ценностях, важно понять, что такое вообще — СЕМЬЯ. Есть много версий происхождения этого слова, одна из них говорит о том, что оно произошло от многодетных семей
В дореволюционные и послереволюционные годы в семьях было от пяти и более детей. Но есть стихи, в которых описывается другая версия происхождения слова
Есть много версий происхождения этого слова, одна из них говорит о том, что оно произошло от многодетных семей. В дореволюционные и послереволюционные годы в семьях было от пяти и более детей. Но есть стихи, в которых описывается другая версия происхождения слова.
«Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
— Я.
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Я.
— Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Я.
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я.. . Я.. . -тихо молвила Ева,
— Я.. . Я.. .
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на земле появилась семья.
На свадьбе сегодня бокал я свой пью
За вас, молодые, за вашу семью!»
В Великую Отечественную войну много мужчин не вернулись домой, много семей остались без кормильца, появились неполные семьи, где роль и отца, и матери выполняла женщина. Ей приходилось и зарабатывать, и воспитывать, что привело ко многим огрехам. В эту пору были утеряны многие семейные ценности и традиции.
В наши дни словосочетание «семейные традиции и ценности» воспринимается, как что-то связанное с большой семьей, с государством, с работой, с чем-то глобальным. И только в последние годы начинает доходить, что это необходимо в семьях, а особенно в неполных, ведь семья – это основа любого общества.
В последнее время заново появилась преемственность в профессии – это трудовые традиции: потомственный врач, адвокат, горняк и многие другие. И, наконец, начинаем понимать, что мужчина – это глава рода, это материальное обеспечение семьи, это внешний мир (вне дома) с которым он знакомит своих наследников.
Мать – это душа семьи, это та которая дает жизнь и дает любовь, это воспитание детей в традициях рода. Это внутренний мир семьи, это связь детей со всеми членами рода. Эту связь дает и поддерживает мать – женщина.
Нужно ли учить ребенка доброте?
Наверняка, каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка достойным, а самое главное счастливым человеком. Он хочет видеть в своем ребенке самодостаточность, образованность, чуткость. Чуткость к себе, к окружающим его людям, а также ко всему миру.
Доброту, как и любое достойное качество, нужно прививать детям, показывая на собственном примере. Они не умеют осознавать и выражать свои эмоции словами: не понимают, когда кого-то обижают, чему-то вредят. Не знают что хорошо, а что плохо, не понимают где заканчиваются его границы и начинаются границы другого человека. Они не знают, как обозначить эмоцию, которую они испытывают, когда что-то причиняет им вред.
Влияние семейных ценностей на воспитание ребенка
Семья в современном обществе играет огромную роль. В любом человеке заложено это понятие, усвоенное еще в детстве: это представления об отношениях между отцом и матерью, родителями и детьми, а также об отношении к старшему поколению, а самое главное – это дух семьи и родительского дома
Вот почему так важно, чтобы родовое гнездо для ребенка с самого раннего возраста было источником уюта, любви, уважения, поддержки и безопасности, тогда согласно этим семейным ценностям в будущем он построит и свою семью
Нередко общение с детьми ограничивается обсуждением, что было на обед в садике или как дела в школе и т.п
Но для ребенка очень важно внимание и ощущение, что его любят, уважают, всегда выслушают и, главное, услышат! Поэтому родителям необходимо именно обсуждать с детьми прошедший день (выслушивать мнение ребенка, отвечать на его вопросы и задавать вопросы самим)
В доме у каждого должны быть обязанности, в том числе и у ребенка, так он получает опыт для будущей самостоятельной жизни.
Многие современные семьи связаны только работой и бытом, уже не хочется выйти вместе погулять и находится тысяча причин, чтобы отложить поход в кино, а досуг сводится к ежевечернему просиживанию перед телевизором.
Это очень сказывается на отношениях между самыми близкими людьми, вроде бы все вместе, но на самом деле далеко друг от друга.
Родителям всеми силами нужно избегать выяснения отношений друг с другом при ребенке. Недопустима ложь в отношениях, в том числе и ложь в отношениях с ребенком. Лучше совместное честное обсуждение проблем, чем обиды, раздражение и «гордое» молчание при этом.
Ребенку необходимо научиться понимать: не страшно совершать ошибки, никто не застрахован от этого, даже взрослые. Поэтому родителям не стоит бояться попросить прощения у своего ребенка, если они поняли, что были не правы в какой-либо ситуации. Это очень сближает с ребенком и учит его не только прощать близких людей, но и признавать свои ошибки.
Родителям нужно совместно с ребенком переживать его неприятности и искренне радоваться его успехам
Ребенок должен усвоить, что главная ценность семьи – взаимное внимание, поддержка и любовь между самыми родными людьми в любой жизненный период
Высокая культура стиха (М. Цветаева)
Нигде в мире охрана материнства и детства не была поставлена на такую высоту, советское всеобщее среднее образование справедливо считалось лучшим. Для детей творили лучшие писатели, поэты, художники, качество детской литературы в СССР было превосходным. На фоне безграничного предложения современных электронно-полиграфических изысков трудно поверить в тот почти столетней давности прорыв в литературе для детей. Обратимся к мнению современника — поэта Марины Цветаевой.
Вот что она пишет о советских детских книжках: «Высокая культура стиха. Так в моем детстве и поэты для детей не писали. Сама тема этих книг: реальная, в противуположность так долго и еще так недавно господствовавшей в русской дошкольной литературе лжефантастике, всем этим феям, гномам, цветочкам и мотылечкам, не соответствующим ни народности (первые), ни природе (вторые). …Есть и в новой детской литературе бараны, но — именно бараны, и пасутся они на пастбищах Туркестана, и шерсть у них клочьями, а не завитая у парикмахера… Кстати, о бумаге: отличная. Печать крупная, черная, именно — четкая. А об иллюстрациях нужно было бы отдельную статью… Высокая культура руки и глаза. Возьмем копеечное (цена 1 копейка) издание пушкинских сказок. «О Золотом петушке», о «Рыбаке и рыбке» — на 16 стр. текста — 8 страниц картинок, в три цвета. И — какие картинки! Никакой довоенный Кнебель не сравнится. За копейку ребенок может прочесть и глазами увидеть сказку Пушкина» (М. Цветаева «Сочинения», в 2 т., т. 2, М., «Худ. лит.» 1988 г.).
«За копейку» увидеть Пушкина, услышать Чайковского и Римского-Корсакова в первом театре с репертуаром для детей — Детском театре Моссовета, руководимом удивительной Наталией Сац, бесплатно отдохнуть в пионерском лагере или детском санатории — все это было реальностью для всех детей страны Советов. Стоимость посещения детского сада, музыкальной или спортивной школы колебалась от символической до нулевой, множество бесплатных кружков и спортивных секций давали возможность детям, независимо от доходов их родителей, развиваться в соответствии с природной заданностью.
Новый айфон, или Муки свободы выбора
Получается, старый советский лозунг «Все лучшее — детям» в новых кожных условиях не работает? Кому же тогда следует отдавать лучшее? Специалисты советуют обратиться к историческому опыту патриархальной крестьянской семьи, где лучший кусок полагался не ребенку, а кормильцам — отцу и взрослым детям, работающим наравне с ним. Предлагается объяснять ребенку, что зимние боты для мамы важнее нового айфона для него.
Наверное, это правильные мысли. Только будут ли они адекватно восприняты ребенком, вынужденным оперировать материальными объектами, ценность которых сопоставима, следовательно, приоритет так и останется спорным? Скрепя сердце под давлением взрослых ребенок, может, и согласится с нужностью зимних ботинок для мамы, но в душе останется обида на мать, сформируется первое «недодали», первая злоба и жажда реванша. Вырастет такой обделенный-недооцененный и обязательно постарается сравнять счет, уравновесить недоданное своей недоотдачей родителям, детям, обществу. Как научить ребенка отдавать с радостью?
Российские дети и их системно мыслящие родители имеют неоспоримое преимущество перед остальным миром — наши общие ментальные ценности: уретральная отдача, мышечное единение, звуковой приоритет духовного над материальным. Помочь ребенку с малолетства приобщиться к этим удивительным дарам наших предков — задача воспитателя. Значение русской литературы здесь трудно переоценить.
Чтение русской классики вместе с ребенком, ненавязчивое акцентирование ключевых свойств российского менталитета, сопереживание героям Пушкина, Лермонтова, Горького, Гайдара, других прекрасных представителей русского слова, беседы на вечные темы с наведением «мостиков» от сказки к реальности, от истории из старинной жизни к окружающей ребенка действительности — все это создаст в душе ребенка необходимую основу для формирования уникальной российской системы ценностей, где выбор между получением для себя и бескорыстной отдачей на благо другого невозможен в принципе, как выбор между дышать и не дышать. Жить физически значит — дышать, быть русским психически, ментально — значит отдавать.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана учит родителей видеть и понимать глубинное устройство психики своих детей с младенчества. Зная свойства каждой векторальной составляющей и правила смешения векторов, несложно представить себе как благоприятный, так и неблагоприятный жизненный сценарий человека. Осознание прямой зависимости счастья своего ребенка от степени развития его психического заставляет системно мыслящих родителей (воспитателей) прикладывать все усилия к максимальному раскрытию природных способностей ребенка, то есть к выводу всех его векторальных свойств наружу, в отдачу на благо другим людям, стране, стае.
Неслучайно уже в самом понятии «развитие» системно заключено понятие «наружу», в отдачу. Развиться «для себя» нельзя, куцее удовольствие от самосовершенствования ради самоудовлетворения невозможно сравнить с бесконечным наслаждением от отдачи своих способностей на общее благо.
В двух словах, системно-векторная психология Юрия Бурлана именно об этом — о жизненной необходимости отдачи каждого для выживания всех. Это знание и есть то лучшее, что мы обязаны передать детям.
Корректор: Екатерина Жаворонкова
Воспитание нового человека
Молодой советской стране, всей сутью своего уретрального менталитета устремленной в будущее, как воздух нужны были новые люди — без пережитков буржуазного прошлого, без клейма животного собственнического инстинкта, без намека на националистическую вонь — люди будущего. Воспитание таких людей и стало первоочередной задачей власти, условием выживания страны и залогом продолжения нового государства во времени.
Советское государство не на словах, а на деле заботилось о подрастающем поколении. Детям действительно отдавали лучшее. В бывших помещичьих усадьбах размещались детские здравницы и дома пионеров, строились новые школы и детские сады, шла непримиримая война с безнадзорностью. Чужих детей не было. Беспризорники воспитывались в коллективе по уникальной методике А. С. Макаренко, позволившей каждому стать полноправным членом общества.
Формирование семейных ценностей в школе
Школа может помочь родителям и детям осознать важность и ценность семьи для человека, увидеть какие несметные богатства хранятся в каждой из них. Необходимо организовать совместную работу так, чтобы родители и педагоги двигались в одном направлении в стремлении вырастить настоящего человека, развитого духовно и нравственно
Педагоги, совместно с родителями, могут организовать мероприятия в самых разных формах:
- совместные семейные праздники и спортивные мероприятия,
- сюжетно-ролевая игра с родителями,
- тематический классный час,
- акции ко Дню матери и Дню пожилого человека,
- час размышлений, индивидуальная беседа, сообщение, доклад по теме.
Мероприятия должны быть разнообразными и ориентироваться на возраст ребенка.
- Младшим школьникам нужно рассказать о традициях в семье, об исконных ролях матери и отца, бабушки и дедушки, о том, что принято уважать своих близких и помогать им. Хорошо, если на такой урок придут члены семей младших школьников.
- Для учащихся 5-6 классов, интересными будут занятия, к которым они составят свое семейное древо, расскажут историю своего рода, придумают для своей семьи символику (герб, флаг, девиз, гимн). Важным достижением урока станет воспитание чувства гордости своим родом, предками, давшими истоки. Значимым окажется воспитание чувства ответственности ребенка, как продолжателя семейных традиций.
- Мероприятие в 6-7 классе может быть посвящено беседе о детях, живущих без родителей в детских домах. Можно поговорить о роли семьи в жизни каждого человека, о правах и ответственности её членов друг перед другом, о нравственных и правовых аспектах.
- Старшеклассникам будет интересна беседа о моделях своей будущей семьи, о том, какими они видят отношения со своей предполагаемой половинкой, каким образом, они собираются выстраивать отношения со своими родителями и детьми. Интересным будет создание образа идеальной жены или мужа.
Такой урок запомнится надолго и станет позитивным эмоциональным впечатлением, если затронет струнки добра в каждом детском сердечке и даст пищу для мечтаний и размышлений, обсуждений и познания.
Ценности семьи и ее традиции необходимо взращивать, ухаживать за ними и беречь, ибо это лучшее, что у нас есть. Их формирование – долгий и творческий процесс. Это процесс переноса всего самого лучшего из семьи своих родителей в свою собственную: выстраивание теплых и дружеских отношений, уважение и доверие, ответственность за свои поступки, умение прощать, доброта и забота, любовь и терпение.
Сколько стихов написано про семью, сколько песен сложено про отчий дом. Вот в заключение темы пример одного прекрасного стихотворения:
«Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!»
(М. Лангер)
Как формировать ценности семейной жизни (советы родителям)
Научить ребенка жить в гармонии с собой и окружающими его близкими людьми, уважать старших, быть честным и искренним, уметь общаться и ладить с разными людьми – задача, прежде всего, семьи.
Общайтесь с детьми. Сделайте традицией вечерами, когда все в сборе, делиться впечатлениями о дне прошедшем, радоваться новым достижениям, утешать обиженных, хвалить за добрые поступки. Найдите время внимательно выслушать своих детей и узнать, чем был наполнен их день.
Если вы не живете с родителями в одном доме, то навещайте их вместе с детьми, звоните им, напоминайте детям позвонить бабушке и дедушке – поздравить с праздником, узнать о самочувствии. Пусть дети видят искреннюю заботу, которые вы проявляете по отношению к своим родителям и учатся…
Эти несложные принципы помогут вашему ребенку сформировать правильные установки, нормы и ценности, которые позволят ему в будущем создать счастливую семью.